Экологический театр-нетрадиционная форма экологического воспитания дошкольников.
материал (старшая группа)

Сафонова Наталья Владимировна

Экологический театр-нетрадиционная форма экологического воспитания дошкольников.

Скачать:


Предварительный просмотр:

              Муниципальное дошкольное образовательное учреждение

                                          «Детский сад № 189»

                              Октябрьского района г.Саратова

410017, г.Саратов, Весенний проезд,4. Телефон: 20-22-43.

             

  Экологический театр –

                       нетрадиционная форма

экологического воспитания дошкольников.

                                                                                       Воспитатель:

                                                                                       Сафонова Н.В.

   

   

В ДОУ постоянно идет поиск новых форм работы по формированию начал экологической культуры у детей и развитию экологической культуры взрослых.

Наряду с традиционными формами работы, такими как наблюдения, проведение опытов, чтение художественной литературы на экологическую тематику, прогулки и экскурсии, игровые обучающие ситуации, экологические занятия, педагоги приобщают детей к эколого-природоведческому образованию посредством экологического театра, что и является  новым направлением, нетрадиционной  формой  экологического образования и воспитания детей.

      Экологический театр открывает возможности творческого поиска в процессе познавательных костюмированных театральных постановок с включением стихов, песен, танцев, результатом которого являются формирование дополнительных (сверх традиционной общеобразовательной программы) знаний и практических навыков в области экологии, а именно: охрана и бережное отношение к природе.

       Цель экологического театра: создание условий для формирования у детей основ экологической культуры через театрализованную деятельность.

      Задачи: объяснять детям необходимость бережного отношения к природе, показывать неприглядность потребительского отдыха, загрязняющего все вокруг; основные правила поведения в природе.

      Особое место в экологическом воспитании занимают сказки. Сказки, используемые для экологического театра, в доступной форме объясняют суть экологических проблем, причин их появления, помогают осмыслить окружающий мир и изменения взаимоотношения людей со средой обитания. В них в доступной форме описана жизнь животных, растений, явлений природы. Сказка не только развлекает, но ненавязчиво воспитывает. Знакомит ребенка с окружающим миром, добром и злом. Сценарии могут придумываться совместно детьми и взрослыми. Главное в любой экологической  сказке – это мораль, сказка учит нравственности, доброте.

      Знакомство с сюжетом дает возможность хорошо разобраться в поступках героев, в нравственном уроке сказки. Вся серьезная экологическая информация становится доступной благодаря яркому языку, фантастическим сюжетам, в которых есть и волшебство, и приключения, и неожиданность. В процессе работы над экологическим спектаклем учитывается возраст зрителей, продолжительность спектакля, необходимо сделать его легким для восприятия.

      Но следует заметить, что работе со сказкой должен предшествовать цикл организованных наблюдений за теми объектами живой и явлениями неживой природы, с которыми детям предстоит встретиться в сказке, поскольку непосредственный опыт общения с ними в реальной жизни облегчит и ускорит процесс понимания экологического содержания сказки. После чтения художественных произведений организуется беседа, цель которой состоит в том, чтобы помочь детям глубже осознать явления природы, обобщить и систематизировать знания о прочитанном. А в дальнейшем сказка инсценируется или ставиться кукольный спектакль.

       С детьми старшего дошкольного возраста работа строится на сценариях экологической направленности. В этих сценариях возможно не будет сказочных героев, зато есть реальные - дети, которые загрязняют природу, ломают деревья и кустарники, разоряют птичьи гнезда, наносят непоправимый вред природе. Также в таких постановках должны присутствовать положительные герои, они призывают всех беречь природу и исправлять свои ошибки. Особенно важно для экологических постановок придумать оригинальное начало (завязка сказочного сюжета), способное сразу привлечь внимание публики. Заканчивать действо желательно на оптимистической ноте, оставлять зрителю надежду на лучшее (счастливый конец); обязательно должна присутствовать мораль (вывод о том, чему учит сказка).

Создание экологической агитбригады.

В старшей и подготовительной группе на базе экологического театра можно создать экологическую агитбригаду. Ее главными достоинствами являются мобильность, оперативность и актуальность. Кроме того, экологическая агитбригада не требует большого количества декораций, атрибутов, костюмов.

Главная цель работы агитбригады – активизация экологического движения в своем детском саду, районе.

Задачи агитбригады: 

1.популяризация экологического образования и воспитания дошкольников;

2.формирование у них экологического самосознания, экологической этики;

3.формирование активной гражданской позиции в вопросах охраны, сбережения и приумножения природных богатств;

4.создание условий для социализации личности воспитанников в процессе природоохранной работы;

5.раскрытие творческого потенциала детей.

Агитационная бригада включает в себя агитационные выступления перед воспитанниками детского сада, на общем родительском собрании, городских акциях.

Для агитационной бригады характерна положительная направленность отношения к природе. Мотивом бережного отношения к природе выступает понимание ценности жизни, стремление к совершению добрых поступков.

Однако агитационная деятельность экологической бригады заключается не только в теоретическом изложении проблемы, но и в активном участии детей в озеленении и уборке территории детского сада.

В деятельность агитбригады, как и в организацию экологического театра, вовлекаются родители воспитанников. Но здесь они не только пишут стихи, частушки для выступлений, помогают в создании костюмов и декораций, но и становятся помощниками в работе с социумом (расклейка агитационных листовок, распространение памяток населению, уборка территории).

В заключении хочется еще раз подчеркнуть, что экологический театр и экологическая агитбригада — новое направление в работе детского сада. А это значит, для коллектива открываются новые возможности творческого поиска, результатом которого становятся не только новые постановки, но, прежде всего, новые знания о нашем общем доме, в котором мы живём, о наших соседях по планете, о взаимозависимости человека и природы. Чтобы сыграть на сцене экологический спектакль (а еще лучше самим его придумать), требуются и экологические знания, и умение вжиться в роль, и умение сформулировать идею, желание донести ее до других.

 Главная цель взрослых - это помочь ребёнку обрести статус экологически воспитанного человека.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для воспитателей ДОУ «Экологические проекты — универсальная форма экологического воспитания дошкольников»

Цель экологического воспитания для дошкольников - оформление знаний о мире животных и растений, природных явлениях, формирование ответственного отношения к уникальному миру природы во всех его проявле...

Методическая разработка:консультация для воспитателей ДОУ «Экологические проекты — универсальная форма экологического воспитания дошкольников»

Аннотация к методической разработке.Консультация для воспитателей.Тема:«Зимующие птицы нашего края»Образовательная область: познавательное развитие детей дошкольного возраста.Автор-составитель: воспит...

Экологические проекты — универсальная форма экологического воспитания дошкольников

Консультация для воспитателей «Экологические проекты — универсальная форма экологического воспитания дошкольников»...

Консультация для воспитателей на тему: "Экологические проекты - универсальная форма экологического воспитания дошкольников"

Данная тема посвящена обзору знаний в области экологического воспитания дошкольников. Могает воспитать защитников природы, дает экологические знания, учить детей быть милосердными, любить и беречь при...

Консультация для воспитателей ДОУ «Экологические проекты — универсальная форма экологического воспитания дошкольников»

Экологическое образование – важный элемент общего образования современного человека...

Консультация для педагогов «Экологические проекты — универсальная форма экологического воспитания дошкольников»

Цель:  Экологического воспитания для дошкольников - оформление знаний о мире животных и растений, природных явлениях, формирование ответственного отношения к уникальному миру природы во всех его ...