ПРОЕКТ «Экологический дизайн как нетрадиционная форма работы по развитию творческих способностей дошкольников»
проект по окружающему миру (средняя группа)
Проект «Экологический дизайн как нетрадиционная форма работы по развитию творческих способностей дошкольников» - один из моих первых проектов за время работы воспитателем.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
ekodizayn.docx | 35.74 КБ |
proekt.pptx | 1.53 МБ |
Предварительный просмотр:
ПРОЕКТ
«Экологический дизайн как нетрадиционная форма работы
по развитию творческих способностей дошкольников»
Пусть ребенок чувствует красоту и
восторгается ею, пусть в его сердце и
памяти навсегда сохраняются образы,
в которых воплощается Родина»
В. А. Сухомлинский.
Это один из моих первых проектов за время работы воспитателем.
Тема экологии как нельзя актуальна в наше время, очень важно научить ребенка бережному отношению к окружающему миру, уметь создавать прекрасное из того, что кажется уже не нужным мусором. И быть может выражение «на мой век хватит, а потом хоть потоп» по отношению к природе, навсегда исчезнет из обращения.
Актуальность проекта
Экологическое воспитание дошкольников является важной и неотъемлемой частью воспитания детей. Мир природы очень богат и прекрасен, и все его великолепие нужно донести до ребенка. Ребенку нужно с ранних лет внушать, что любить природу – значит творить добро. Заставлять детей задумываться, над своими действиями и поступками
Под экологическим воспитанием подразумевают непосредственный контакт ребенка с объектами природы , «живое» общение с природой, животными, наблюдения за природой, практическая деятельность по уходу за растениями и животными, осмысление увиденного.
Огромную роль играет практическая деятельность и занятия по экологическому воспитанию в учебном процессе детского сада. Чем раньше будет начата эта работа, тем больше будет педагогический эффект. Работа по экологическому воспитанию на сегодняшний день является очень актуальной.
Данный проект определяет цели, задачи направленные на экологическое воспитание дошкольников.
Вид проекта: групповой, краткосрочный, познавательно-информационный.
Интеграция образовательных областей: познавательное развитие, социально-коммуникативное развитие, художественно-эстетическое развитие, речевое развитие, физическое развитие.
Дизайн –
– художественное конструирование предметов;
– проектирование эстетического облика промышленных изделий.
Английское слово design означает
1) «замышлять, проектировать, конструировать»,
2) «замысел, проект, конструкция, чертеж».
Дизайн – вид деятельности, направленной на создание комфортной и эстетически выразительной предметной среды, наиболее полно удовлетворяющей запросы и предпочтения человека.
Дизайн является комплексной деятельностью, неразрывно соединяющей в себе интеллектуальное, логическое, рассудочное начало и художественное, эмоционально-эстетическое.
Экологический дизайн:
– конструирование из подручных материалов;
– изучение форм и конструкций природы;
– создание «второй природы» (рукотворных вещей);
– изобразительная грамотность;
– детальное изучение природных форм, выполнение заданий разными художественными материалами: графическими (карандаш, фломастеры, тушь-перо, мел и др.), живописными (гуашь, акварель), прикладными (аппликация, коллаж, живое разрисовывание пальцами);
– материаловедение:
- приемы работы с бумагой: сгибание, отрывание, отрезание и т.д.;
- способы соединения бумаги: с помощью клея, степлера, скотча, а также щелевое соединение, плетение и пр.;
– проектирование – знание закономерностей формообразования в природной и искусственной среде, умение видеть целое из отдельных частей.
Цели проекта
- Формирование начал экологической культуры дошкольников.
- Привитие дошкольникам любви ко всему окружающему.
- Создание условий для развития познавательных способностей детей.
- Изучение детьми живой и неживой природы.
- Расширение кругозора детей.
- Понимание необходимости жить в гармонии с окружающим миром.
Задачи
- Формировать экологические представления и основы экологического воспитания.
- Развивать экологическое сознание, мышление и эмоциональную отзывчивость на восприятие окружающего мира.
- Воспитывать нормы поведения в природе и бережное отношение к ней.
- Дать понятия детям о том, что природа – наш общий дом и для растений, и для животных, и для человека.
- Пропагандировать необходимость экологического воспитания дошкольников среди родителей
Педагогические принципы:
- систематичность
- наглядность
- доступность
- учет возрастных и индивидуальных особенностей детей
- создание благоприятной среды
Методы и средства:
- Беседы с детьми
- Прогулки, экскурсии
- Сбор доступного, подручного материала
- Создание поделок из собранного материала
- Подведение итогов совместной работы
Моя работа направлена на высвобождение спрятанных в ребенке возможностей, сила которых в обычных условиях остается незадействованной. При этом ребенок легко и естественно социализируется, осваивает принципы добра, человечности, разумного отношения к миру природы и окружающей искусственной среды. Одновременно он учится очень дефицитному в нашем мире умению самостоятельно ставить и решать задачи, а также развивает свои творческие способности.
Ожидаемые результаты:
- Осознанное правильное отношение детей к природе.
- Развитие познавательной активности детей
- Развитие у детей устойчивого интереса к представителям живого мира.
- Интеллектуально-личностное развитие детей.
- Усвоение детьми необходимых знаний о жизни животных в дикой природе.
- Вовлечение родителей в педагогический процесс, укрепление заинтересованности в сотрудничестве с детским садом.
Подготовительный этап:
- Поисковая работа по подбору иллюстрационного материала по теме: загадки, поговорки, стихотворения.
- Рассматривание картин, иллюстрации в книгах.
- Прослушивание аудиозаписей «Звуки природы», «Голоса птиц», «Звуки издаваемые животными дикими и домашними»
- Наблюдения за живой и неживой природой.
- При помощи родителей разрабатывали и дополняли уголок природы.
Этапы реализации проекта
I. Занятия познавательного цикла.
Тема «Дикие животные»
Задачи:
- Расширять знания о диких животных
- Дать представления о жизни животных в диких условиях
- Познакомить с характерными особенностями строения тела животных, средой обитания.
- Развивать разговорную речь, внимание, память, умение систематизировать полученную информацию.
- Воспитывать стремление заботиться о животных.
Тема «Живая и неживая природа»
Задачи:
- Дать представления о живой и неживой природе.
- Научить различать формы живой и не живой природы.
- Закреплять навыки исследовательской деятельности, умения вести наблюдения.
- Умения делать простейшие умозаключения.
- Воспитывать любовь и бережное отношение к объектам природы.
Тема «Грибная поляна»
Задачи:
Продолжать учить детей раскатывать из пластилина столбики и соединять их с деталями из дополнительного материала.
Материалы: четыре разных по цвету и форме грибочка, вырезанных из картона и разрезанных по вертикали пополам; скорлупа грецкого ореха, пластилин коричневого цвета, дощечка – подкладка.
Тема «Осенние деревья и кусты»
Задачи:
Продолжать учить детей скатывать маленькие разноцветные шарики из пластилина и расплющивать их пальцам с верху.
Развивать у детей чувство меры
Прививать эстетический вкус
Материалы: картон с изображением контура дерева (ствол, ветви, без кроны, пластилин красного, желтого, зеленого, оранжевого цветов; дощечка-подкладка.
Аппликация. Тема «Дикие животные. Заяц»
Задачи:
- Учить детей составлять целый предмет из частей и аккуратно наклеивать их;
- Доводить изделие до нужного образа с помощью фломастеров.
- Продолжать учить детей аккуратно выполнять работу.
Материалы: картон голубого цвета, вырезанные из белой бумаги круги (голова, овал (туловище, 6 вытянутых овалов (лапы и уши, маленький круг (хвост, клей, кисть, салфетки, клеенка – подкладка, фломастеры.
Конструирование из природного и бросового материала
Конструирование из природного и бросового материала необычайно увлекательное занятие.
Из природного материала получаются интересные декоративные работы. Особенность изготовления поделок из природного материала состоит в том, что используется его естественная форма.
Во время прогулок в парк внимание детей привлекалось к интересным кусочкам дерева, сухим веточкам различным плодам и семенам, которые на что-то похожи. Такие сравнения забавляют детей.
Особенно важно пофантазировать вместе с детьми о том, что можно сделать из той или иной находки. Не напоминает ли желудь головку девочки? Какой материал подходит для этого?
Нашли сухую веточку – она напоминает дерево. Проколов шилом желуди и нанизав их на ниточку, получаются бусы.
Делали различные композиции: «елочка в лесу» «деревья в осеннем уборе из сухих веток и к ним приклеено по 3-4 сухих листочка. Из кусочка наружной стороны каштана получались забавные ежики, составляли из них композицию «семья ежиков на прогулке», из плодов каштана получались красивые грибочки.
Дети очень любят занятия с природным материалом. Особенно интересными получаются поделки, сделанные вместе с родителями
II. Художественно-эстетическое развитие. Развитие речи.
Чтение художественной литературы: К. Ушинский «Четыре желания», В. Бианки «Лесные домишки», К. Паустовский «Барсучий нос», «Заячьи лапы», Г. Скребицкий «Митины друзья».
Заучивание стихотворений: Ю. Кушак «Олененок», В. Орлов «Почему медведь зимою спит»
III. Просмотр мультфильмов
«Зимовье зверей», «Храбрый заяц», «Теремок» и т.д.
IV. Наблюдения
- Сезонные наблюдения (за ветром, небом, деревьями и т.д.)
- Звуки природы (голова птиц, диких и домашних животных)
- Звуки леса (дождь в лесу, утренний лес и т.д.)
- Песня Д. Кабалевского «Наш край»
- Музыка БДХ «Это называется природа»
- Подвижные игры «У медведя во бору», «Зайка серый умывается» «Лиса и зайцы», «Зайцы и волк» и т.д.
- Дидактические игры «Всякому свое место», «У каждого своя пара», «Улетаем, уползаем, уплываем», «Кто чем защищается?»
- Пальчиковая гимнастика «У оленя дом большой», «Под грибом шалашик домик», «Меж еловых мягких лап», «За грибами», «Веселые зверята», «Медвежонок», «Ёжик и барабан»
- Зрительная гимнастика, дыхательная гимнастика.
VII. Воспитатель – родители
Консультации для родителей «Экологическое воспитание детей дошкольного возраста», «Экологическое воспитание детей в семье», «Создадим поделку вместе с ребёнком дома»
VIII. Дети – родители
- Совместное изготовление поделок из природного материала
- Семейные прогулки в лес, парк, сквер
- Чтение книг о животных, природе
IX. Подведение итогов
- Выставка из природных материалов
- Выставка рисунков детей «Как звери зимуют»
- Презентация открытого занятия «Зимовье зверей»
Выводы:
Данный проект имеет положительный результат, не только в информационном плане, но и социально-коммуникативном. Дети научились делать самостоятельные выводы своих и чужих действий. Получили достаточный объем информации о жизни диких и домашних животных. Узнали о том, как приспосабливаются животные к жизни в диких условиях леса. Также усвоили необходимость бережного отношения к окружающему вокруг нас. Имеют устойчивое представление правил поведения в природе.
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Пусть ребенок чувствует красоту и восторгается ею, пусть в его сердце и памяти навсегда сохраняются образы, в которых воплощается Родина» В.А . Сухомлинский. Проект «Экологический дизайн как нетрадиционная форма работы по развитию творческих способностей дошкольников» – это один из моих первых проектов за время работы воспитателем. Тема экологии как нельзя актуальна в наше время, очень важно научить ребенка бережному отношению к окружающему миру, уметь создавать прекрасное из того, что кажется уже не нужным мусором. И быть может выражение «на мой век хватит, а потом хоть потоп» по отношению к природе, навсегда исчезнет из обращения.
Д изайн – художественное конструирование предметов; – проектирование эстетического облика промышленных изделий . Английское слово design означает 1) «замышлять, проектировать, конструировать», 2) «замысел, проект, конструкция, чертеж». Дизайн – вид деятельности, направленной на создание комфортной и эстетически выразительной предметной среды, наиболее полно удовлетворяющей запросы и предпочтения человека. Дизайн является комплексной деятельностью, неразрывно соединяющей в себе интеллектуальное, логическое, рассудочное начало и художественное, эмоционально-эстетическое .
Экологический дизайн – конструирование из подручных материалов; – изучение форм и конструкций природы; – создание «второй природы» (рукотворных вещей); – изобразительная грамотность; – детальное изучение природных форм, выполнение заданий разными художественными материалами: графическими (карандаш, фломастеры, тушь-перо, мел и др.), живописными (гуашь, акварель), прикладными (аппликация, коллаж, живое разрисовывание пальцами); – материаловедение: приемы работы с бумагой: сгибание, отрывание, отрезание и т.д.; способы соединения бумаги: с помощью клея, степлера , скотча, а также щелевое соединение, плетение и пр.; – проектирование – знание закономерностей формообразования в природной и искусственной среде, умение видеть целое из отдельных частей.
Цели проекта – Формирование начал экологической культуры дошкольников. – Привитие дошкольникам любви ко всему окружающему. – Создание условий для развития познавательных способностей детей. – Изучение детьми живой и неживой природы. – Расширение кругозора детей. – Понимание необходимости жить в гармонии с окружающим миром . задачи проекта – Формировать представления и основы экологического воспитания – Развивать экологическое сознание, мышление и эмоциональную отзыв- чивость на восприятие окружающего мира. – Воспитывать нормы поведения в природе и бережное отношение к ней. – Расширение представлений о предметах и явлениях природы, раститель - ном и животном мире, правилах поведения в природе, бережного отно - шения к ней. – Развитие творческих способностей, создание поделок из подручного ма - териала , вторсырья. – Пропагандировать необходимость экологического воспитания дошколь - ников среди родителей
– систематичность – наглядность – доступность – учет возрастных и индивидуальных особенностей детей – создание благоприятной среды Методы и средства – Беседы с детьми – Прогулки , экскурсии – Сбор доступного, подручного материала – Создание поделок из собранного материала – Подведение итогов совместной работы Педагогические принципы
Ожидаемые результаты Осознанное правильное отношение детей к природе. Развитие познавательной активности детей Развитие у детей устойчивого интереса к представителям живого мира. Интеллектуально-личностное развитие детей. Усвоение детьми необходимых знаний о жизни животных в дикой природе. Вовлечение родителей в педагогический процесс, укрепление заинтересованности в сотрудничестве с детским садом.
Конструирование из природного и бросового материала Коллективная работа детей и родителей «Свиноферма» Из природного материала получаются интересные декоративные работы. Особенность изготовления поделок из природного материала состоит в том, что используется его естественная форма .
Особенно важно пофантазировать вместе с детьми о том, что можно сделать из той или иной находки. Не напоминает ли желудь головку девочки? Какой материал подходит для этого? Во время прогулок в парк внимание детей привлекалось к интересным кусочкам дерева, сухим веточкам различным плодам и семенам, которые на что-то похожи. Такие сравнения забавляют детей . Композиция «Лебединое озеро» Композиция «Гуси-лебеди»
Нашли сухую веточку – она напоминает дерево. Проколов шилом желуди и нанизав их на веточку , получаются цветы . Делали различные композиции «Ёлочка в лесу», « Деревья в осеннем уборе» – из сухих веток и к ним приклеено по 3-4 сухих листочка. Композиция «Заботливая мама» Композиция «Дивный уголок»
Из кусочка наружной стороны каштана получались забавные ежики, составляли из них композицию «семья ежиков на прогулке», из плодов каштана получались красивые грибочки. Дети очень любят занятия с природным материалом. Особенно интересными получаются поделки, сделанные вместе с родителями. Композиция «Ежиная полянка» Композиция «Лукошко с грибами» Композиция «Парусник»
Спасибо за внимание!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
опыт работы по теме:"Дизайн - как средство развития творческих способностей дошкольников"
Центральным моментом моей работы по развитию творческих способностей является развитие у детей «детского дизайна»....
План самообразования "Дизайн – деятельность как условие развитие творческих способностей дошкольников"
План мероприятии по самообразованию...
консультация для воспитателей " Нетрадиционное рисование в развитии творческих способностей дошкольников
Данная консультация познакомит педагогов с новыми видами нетрадиционного рисования , для чего они нужны дошколятам и как влияют на их творческие способности....
19.11.2019 «Использование нетрадиционных технологий в развитии творческих способностей дошкольников: правополушарное рисование»
laquo;Использование нетрадиционных технологий в развитии творческих способностей дошкольников: правополушарное рисование»Существует множество технологий для развития творческих способност...
ПРОЕКТ «Экологический дизайн как нетрадиционная форма работы по развитию творческих способностей дошкольников»
Пусть ребенок чувствует красоту ивосторгается ею, пусть в его сердце ипамяти навсегда сохраняются образы,в которых воплощается Родина»В. А. Сухомлинский.Это один из моих первых...
План работы по самообразованию на 2021-2022г. Тема: Дизайн-деятельность как условие развития творческих способностей дошкольников.
Цель: Выяснить роль и значение дизайн-деятельности в развитии творческих способностей дошкольников. Объединить усилия педагогов и родителей по развитию творческих способностей дошкольников, формирован...
Развитие творческих способностей дошкольников через нетрадиционные формы изобразительной деятельности
Искусство заключается в том, чтобы найти в необыкновенном обыкновенное и обыкновенное в необыкновенном.Дени Дидро....