Рекомендации для воспитателей по оформлению ППРС в младшей возрастной группе
методическая разработка (младшая группа) на тему

Вопрос организации развивающей предметно-пространственной  среды ДОУ на сегодняшний день стоит особо актуально. В соответствии с ФГОС программа  должна  строиться с учетом принципа интеграции образовательных областей и в соответствии с возрастными возможностями и особенностями воспитанников. Решение программных образовательных задач предусматривается не только в совместной деятельности взрослого и детей, но и в самостоятельной деятельности детей, а также при проведении режимных моментов.

Предметно-пространственная среда, это организованное  жизненное пространство, которое обеспечивает социально – культурное становление дошкольника и удовлетворяет потребностям активного и творческого развития ребенка. Ребенок становится способнее, если имеет возможность постоянно совершенствовать способы своих действий в социопредметной  среде. Обогащенная среда предлагает единство социальных и предметных средств обеспечения разнообразной деятельности ребенка.

В свете ФГОС развивающая предметно-пространственная среда должна обеспечивать возможность общения и совместной деятельности детей и взрослых, двигательной активности детей, а также возможности для уединения.

В моей группе выдержаны психологические требования к построению предметно – развивающей среды, а именно:

 - среда должна быть современной и удобной для детской деятельности;

 - среда должна обеспечивать достижения нового, перспективного уровня в развитии детской деятельности;

 - среда должна удовлетворять потребности актуального, ближайшего и перспективного развития ребенка, развития творческих способностей на основе амплификации предметной основы конкретных видов деятельности;

 - среда должна учитывать  возрастные  особенности  детей детского сада.

Также я учитываю педагогические требования к развивающей предметно- пространственной среде в свете ФГОС  должна быть

содержательно-насыщенной, трансформируемой, полифункциональной,

вариативной, доступной и безопасной.

Для детей раннего  возраста  главное это достаток пространства в группе для удовлетворения потребности в двигательной активности. Правильно организованная мной развивающая предметно-пространственная среда группы  позволяет каждому малышу найти занятие, поверить в свои силы и способности, научиться выполнять первые мыслительные операции с предметами и игрушками, получая сенсорный опыт взаимодействия. При создании развивающего пространства в групповом помещении я отдала ведущую роль игровой деятельности в развитии, это в свою очередь обеспечивает эмоциональное благополучие каждого ребенка, развитие его положительного самоощущения, включение в различные формы сотрудничества, что и является основными целями дошкольного обучения и воспитания.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Рекомендации  для воспитателей по оформлению предметно-пространственной развивающей среды  в младшей возрастной группе.

                                                                                    Клочко А.В.

воспитатель МАДОУ № 48

Вопрос организации развивающей предметно-пространственной  среды ДОУ на сегодняшний день стоит особо актуально. В соответствии с ФГОС программа  должна  строиться с учетом принципа интеграции образовательных областей и в соответствии с возрастными возможностями и особенностями воспитанников. Решение программных образовательных задач предусматривается не только в совместной деятельности взрослого и детей, но и в самостоятельной деятельности детей, а также при проведении режимных моментов.

Предметно-пространственная среда, это организованное  жизненное пространство, которое обеспечивает социально – культурное становление дошкольника и удовлетворяет потребностям активного и творческого развития ребенка. Ребенок становится способнее, если имеет возможность постоянно совершенствовать способы своих действий в социопредметной  среде. Обогащенная среда предлагает единство социальных и предметных средств обеспечения разнообразной деятельности ребенка.

В свете ФГОС развивающая предметно-пространственная среда должна обеспечивать возможность общения и совместной деятельности детей и взрослых, двигательной активности детей, а также возможности для уединения.

В моей группе выдержаны психологические требования к построению предметно – развивающей среды, а именно:

 - среда должна быть современной и удобной для детской деятельности;

 - среда должна обеспечивать достижения нового, перспективного уровня в развитии детской деятельности;

 - среда должна удовлетворять потребности актуального, ближайшего и перспективного развития ребенка, развития творческих способностей на основе амплификации предметной основы конкретных видов деятельности;

 - среда должна учитывать  возрастные  особенности  детей детского сада.

Также я учитываю педагогические требования к развивающей предметно- пространственной среде в свете ФГОС  должна быть

содержательно-насыщенной, трансформируемой, полифункциональной,

вариативной, доступной и безопасной.

Для детей раннего  возраста  главное это достаток пространства в группе для удовлетворения потребности в двигательной активности. Правильно организованная мной развивающая предметно-пространственная среда группы  позволяет каждому малышу найти занятие, поверить в свои силы и способности, научиться выполнять первые мыслительные операции с предметами и игрушками, получая сенсорный опыт взаимодействия. При создании развивающего пространства в групповом помещении я отдала ведущую роль игровой деятельности в развитии, это в свою очередь обеспечивает эмоциональное благополучие каждого ребенка, развитие его положительного самоощущения, включение в различные формы сотрудничества, что и является основными целями дошкольного обучения и воспитания.

При построении  развивающей предметно  - пространственная среды мной пространство группового помещения, было, условно раздело  на три зоны:

 - Спокойная зона: «Центр познавательного развития», «Центр речевого развития», «Уголок уединения», «Центр природы»;

 - Зона средней интенсивности: «Центр конструирования», «Центр воды и песка», «Центр экспериментирования», «Центр социально – коммуникативного развития»,  « Центр изодеятельности»;

 - Зона насыщенного движения: «Центр физического развития», «Центр ряженья», «Центр музыки», «Центр театра», «Центр игры».

Это  условное разделение группы позволяет детям в соответствии со своими интересами и желаниями свободно заниматься в одно и то же время, не мешая друг другу, разными видами деятельности.

«Центр познавательного развития»  развивает познавательный интерес и познавательную активность дошкольника  средствами  экспериментальной деятельности, он способствует развитию сенсорных впечатлений, предусматривает развитие мелкой моторики, тактильных ощущений. В этом центре, я подобрала и разместила,  разнообразные дидактические игрушки, различные настольно-печатные  игры, мозаики, кубики, пирамидки, втулки – всё для знакомством с формой, величиной, цветом. Для развития мелкой моторики я изготовила тренажеры:  шнуровками, пуговицами. Разнообразие цветовой гаммы и предложенных им материалы, побуждают детей к действиям: застегивать пуговицы,  завязывать ленточки и заплетать косички и многое другое. У ребенка во время игры развиваются мыслительные операции анализа, синтеза, сравнения и обобщения, выполняемые при действиях с дидактической игрушкой или специальным пособием.Вот почему и на третьем году детям необходимы дидактические игрушки, формирующие интеллект и мелкую моторику рук.

F:\НОВОЕ ПОРТФОЛИО!\развив.среда\развив.среда\IMG_4182.JPG

«Центр речевого развития». Здесь я представила  разнообразные книги, иллюстрации к сказкам, к стихам, к произведениям детских авторов. Книги, иллюстрации обогащают развивающееся воображение детей образами, расцвечивают и расширяют представления об окружающем мире. Уголок книги — любимое место для ребят.

F:\НОВОЕ ПОРТФОЛИО!\развив.среда\развив.среда\IMG_4196.JPG

«Уголок уединения». Ребенок 2-3 лет иногда нуждается в некотором уединении. Малышу необходимы "домики", позволяющие отдохнуть от взрослого окружения и от детского общества. В группе я оборудовала  место,  где ребенок может уединиться – «уголок  уединения». Уголком уеденения в моей группе является -домик.

F:\НОВОЕ ПОРТФОЛИО!\развив.среда\развив.среда\IMG_4197.JPG

«Центр природы».  В соответствии с возрастом детей имеются крупные комнатные растения, за которыми малыши  ухаживают, происходит применение простейшего детского труда (мытье листьев, полив). Так же здесь я подобрала материал для естественно - научных представлений, различный природный материал для изготовления поделок, библиотека познавательной природоведческой литературы, игротека экологических развивающих игр, наборы игрушек животных, набор муляжей овощи – фрукты,  картины – пейзажи по временам года.. Центр природы позволяет нам  расширить представления детей о многообразии природного мира, воспитывать любовь и бережное отношение к природе. Расположен он вблизи окна.

F:\НОВОЕ ПОРТФОЛИО!\развив.среда\развив.среда\IMG_4201.JPG

 «Центр конструирования». Малыши 3-го года жизни начинают заниматься конструированием, поэтому им необходимы конструкторы. В центре у нас имеются  настольные (мелкий строительный материал) и напольные (крупный строительный материал) строительные наборы. Здесь малыши учатся  проводить элементарные действия со строительным материалом  и развивают желание общаться.

F:\НОВОЕ ПОРТФОЛИО!\развив.среда\развив.среда\IMG_4190.JPG

         «Центр изодеятельности» содержит  в себе листы бумаги разной , формы и цвета, цветные карандаши, мелки для рисования, раскраски. Этот центр я дополнила нетрадиционными предметами для рисования: пробками, ватными палочками, тычками, с помощью которых развивается у детей фантазия, воображение, способности к художественному творчеству.

F:\НОВОЕ ПОРТФОЛИО!\развив.среда\развив.среда\IMG_4183.JPG

«Центр физического развития» развивает интерес ребенка к физическим упражнениям. Я подобрала здесь спортивное оборудование: большие мячи, скакалки, обручи, кегли, погремушки, кольцеброс, ленты, шуршики. Предметное наполнение  центра  используется в подвижных играх, в свободной  и индивидуальной двигательной деятельности детей, что способствует развитию двигательных навыков.

F:\НОВОЕ ПОРТФОЛИО!\развив.среда\развив.среда\IMG_4194.JPG

        «Центр музыки» содержит самодельные шумовые музыкальные инструменты, подобраны дидактические игры, наглядные  картинки о музыкальных инструментах, есть игрушки – забавы. Его содержание направлено на развитие музыкальных и творческих способностей детей.

F:\НОВОЕ ПОРТФОЛИО!\развив.среда\развив.среда\IMG_4187.JPGF:\НОВОЕ ПОРТФОЛИО!\развив.среда\развив.среда\IMG_4185.JPG

         

«Центр театра» располагает различными видами театра: пальчиковый, настольный, магнитный,  фланелеграфный, имеются маски. Все виды театра используются для показа любимых сказок, потешек, для театрализованных игр. Этот центр  располагает  детей к творческим замыслам, проявлению своего индивидуального, творческого потенциала, развивает коммуникативные навыки и театральные задатки. Многие игрушки – самоделки сделаны руками воспитателя, детей и их родителей.

     Рядом находится «Центр ряженья», в который я подобрала различные наряды для разных игровых ситуаций: шляпки, косынки, юбки, украшения. Одеваясь в эти наряды, дети могут самовыражаться, учатся быть раскованными, следовать моде, проявлять желание выступить в определенных ролях.

F:\НОВОЕ ПОРТФОЛИО!\развив.среда\развив.среда\IMG_4198.JPG

 «Центр игры»  содержит подобранные мной разные атрибуты игр, профессиональной принадлежности: продавца, врача, повара, парикмахера, строителя. Центр способствует развитию коммуникативных навыков, решению проблемных моментов, позволяет учиться ориентироваться в социуме, развивает моторику, навыки конструирования. Здесь имеются игры, в которые играют девочки: куклы, посуда, и мальчики: строительные кубики, машины.

F:\НОВОЕ ПОРТФОЛИО!\развив.среда\развив.среда\IMG_4177.JPGF:\НОВОЕ ПОРТФОЛИО!\развив.среда\развив.среда\IMG_4189.JPG

В заключении хотелось бы отметить, что каждый ребенок имеет возможность выбрать занятие по интересам в любом центре, что обеспечивается разнообразным предметным содержанием, доступностью размещения материала. Дети меньше конфликтуют между собой: редко сорятся из – за игр, игрового пространства или материалов, т. к. увлечены интересной деятельностью.

Таким образом, развивающая предметно-пространственная среда в моей группе служит интересам и потребностям каждого ребенка, обеспечивает развитие специфических видов деятельности, обеспечивает «зону ближайшего развития», побуждает делать сознательный выбор, выдвигает и реализовывает собственные инициативы, принимает самостоятельные решения, развивает творческие способности, а также формирует личностные качества дошкольников и их жизненный опыт. Работая над созданием развивающей предметно-пространственной среды, я помнила о важном утверждении: «Что не всякую насыщенную предметами среду – можно назвать развивающей», она должна соответствовать «Программным требованиям» и возрастным возможностям.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рекомендации для воспитателей по оформлению книжного уголка.

Рекомендации для воспитателей по оформлению книжного уголка в группах старшего дошкольного возраста....

Методические рекомендации для воспитателей: " Зрительная гимнастика для детей разных возрастных групп".

Уважаемые коллеги, представляю вам материал по работе с детьми дошкольного возраста. Надеюсь что мои материал станет интересным и полезным для вашей работы. Зрительная гимнастика — одно из эффективны...

ППРС в разных возрастных группах

Рекомендации по оснащению ППРС в группе....