Рекомендации для воспитателей по оформлению книжного уголка.
консультация по художественной литературе (старшая группа) на тему

Кирюшкина Галина Александровна

Рекомендации для воспитателей по оформлению книжного уголка в группах старшего дошкольного возраста.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon rekomendatsii_po_oformleniyu_knizhnogo_ugolka.doc38 КБ

Предварительный просмотр:

Кирюшкина Галина Александровна, воспитатель

МБДОУ «Детский сад «Жемчужинка»

города Тамбова

Рекомендации по оформлению книжного уголка

В.А. Сухомлинский говорил: «Чтобы подготовить человека духовно к самостоятельной жизни, надо ввести его в мир книг». Воспитать у каждого ребёнка интерес к чтению, научить его бережно относиться к книге – одна из задач педагога.

О роли книги, художественного текста в развитии человека говорят с давних пор, но только в Новое время, которое началось приблизительно полтора века назад, эти разговоры стали касаться литературы, адресованной детям дошкольного возраста.

Детская книга рассматривается как средство умственного, нравственного и эстетического воспитания. А именно, художественная литература формирует нравственные чувства и оценки, нормы нравственного поведения, воспитывает эстетическое восприятие. Произведения литературы способствуют развитию речи, дают образцы русского литературного языка, речь ребенка обогащается эмоциональной и поэтической лексикой. Воспитательная функция литературы осуществляется силой воздействия художественного образа. Умение воспринимать литературное произведение, осознавать наряду с содержанием и особенности художественной выразительности не возникает спонтанно, оно формируется постепенно на протяжении всего дошкольного возраста. Все это расширяет кругозор детей, развивает способность понимать речь взрослого, овладевать родным языком.

Современный детский сад – это место, где ребенок получает опыт широкого эмоционально-практического взаимодействия со взрослыми и сверстниками в наиболее значимых для его развития сферах жизни и книга в этом занимает важнейшее место. Существенную роль в формировании у дошкольников интереса к художественной литературе играет информационный центр - уголок книги. Это особое, специально выделенное место, где ребёнок может самостоятельно, по своему вкусу выбрать книгу и спокойно рассмотреть, «перечитать» её. Здесь происходит интимное, личностное общение ребёнка с произведением искусства - книгой и иллюстрациями. Создание книжного уголка – определенная ступень в мероприятиях для детей и родителей по приобщению к высокохудожественному чтению, формированию запаса литературных, художественных впечатлений, развитию литературной речи.

Во всех группах детского сада должен быть организован уголок книги. Основной принцип, которого должны придерживаться педагоги при его организации – удовлетворение разнообразных литературных интересов детей.

Основными целями книжного уголка являются:

  • развитие познавательных и творческих способностей детей средствами детской художественной литературы;
  • использование инновационных образовательных программ, методик и технологий воспитания и развития детей в соответствии с их психофизиологическими особенностями;
  • создание психологически комфортных условий в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями детей в группе;
  • обеспечение продуктивного взаимодействия с родителями в решении задач воспитания и развития детей

Книжный уголок показывает:

  1. Над какими темами работает воспитатель,
  2. Степень изученности произведения (этап проработки).
  3. Литературные интересы детей.

Книги должны быть:

  • хорошо известны детям,
  • соответствовать тематике этого месяца (по плану),
  • соответствовать интересам детей (любимая книга, книга для мальчиков и девочек),
  • в книжном уголке может быть книга, к которой воспитатель хочет привлечь внимание детей.

Кроме книг в уголке должны быть:

  • рисунки детей по представленным книгам,
  • иллюстрации художников к представленным книгам,
  • поделки детей по содержанию книг,
  • книжки-самоделки, журналы, газеты,
  • дидактические игры литературного содержания,
  • настольно-печатные игры литературного содержания,
  • театральные атрибуты: ширмы настольные, ширмы в рост ребенка, фланелеграф, маски, куклы на стержнях, напольные куклы,
  • театр: пальчиковый, плоскостной, настольный, теневой, перчаточный, рукавичек и пр.
  • декорации,
  • пластинки,
  • аудиокассеты,
  • тематические папки (лексические по изученным темам или с подбором иллюстраций по теме;
  • портреты писателей, поэтов, художников.

Оформление книжного уголка:

 Книжный уголок может быть оформлен в виде витрины, где расположены книги. Обязательно наличие стола или нескольких столов для рассматривания книг, на нем могут быть подставлены все дополнительные материалы: иллюстрации, портреты, игры и пр. Все остальные книги хранятся в закрытом месте.

Книги обязательно классифицируются:

  • по жанрам,
  • по авторам (в алфавитном порядке),
  • по темам.

Классификация – по выбору воспитателя.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Содержание книжного уголка в ДОУ. Основные требования к оформлению книжных уголков. (консультация для воспитателей)

Что такое книжный уголок? Это особое, специально выделенное место в групповой комнате. Он играет особую роль при формировании у дошкольников интереса и любви к художественной литературе. Книжный уголо...

Консультация для педагогов ДОУ "Основные требования к оформлению книжных уголков. Содержание книжных уголков в ДОУ".

Книжный уголок - необходимый элемент развивающей предметной среды в групповой комнате дошкольного учреждения. Его наличие обязательно во всех возрастных группах, а содержание зависит от возраста детей...

Методические рекомендации для воспитателей по оформлению развивающих уголков в ДОУ

Предметно-развивающая среда - это система материальных объектов деятельности ребенка, единство социальных и предметных средств обеспечения разнообразной деятельности детей....

Методические рекомендации для воспитателей по оформлению развивающих уголков в ДОУ

Реальная действительность, в условиях которой происходит развитие человека, называется средой. Среда развития ребенка – это пространство его жизнедеятельности. Это те условия, в которых протекае...

Методические рекомендации для воспитателей по оформлению развивающих уголков ДОУ.

Повышение профессиональных компетенций педагогов, работающих в сфере дошкольного образования, по вопросам, связанным с организацией развивающей предметно-пространственной среды в...