Рекомендации воспитателям ДОУ: "Создание предметной среды в возрастных группах"
консультация по теме
Предварительный просмотр:
Рекомендации воспитателям ДОУ
«Создание предметной среды в возрастных группах»
МДОУ №135 «Радужный» г. Брянск
Создание предметной среды в первой младшей группе детского сада.
(рекомендации воспитателям)
В этот период для познавательного развития ребёнка решающее зна чение имеет богатство окружающей его среды:
- желательно, чтобы ребёнка окружали игрушки из различных материа лов - дерева, камня, глины, металла, разных по фактуре тканей и т. п.,
причём предпочтение желательно отдавать природным материалам и
объектам; - большое значение в этом возрасте имеют игры с песком и водой, когда
ребёнок имеет возможность пересыпать и переливать их из одной ча ши в другую; - различные движущиеся игрушки (каталки, заводные, механические -
типа богородской игрушки); - игрушки для обработки сериации (построения упорядоченного ряда по
возрастанию или убыванию признака) по размеру-типа пирамидок и
матрёшек;
- игрушки, в которых используются разные принципы извлечения звука;
- самодельные свистящие, шумящие, гремящие, скрипящие, шуршащие
предметы. (Желательно их делать на глазах у детей.) Дети со временем
сами примут участие в их изготовлении. Это могут быть:
- банки из-под кофе, чая, соков, наполненные горохом, косточками, ка
мешками, щепочками, фантиками, песком, скрепками и пуговицами; - шуршащие «метёлки» из обрезков магнитофонной ленты, бумаги, по лиэтилена и т. п.;
- погремушки из нанизанных на проволоку пуговиц, пластмассовых и
металлических бусин, колокольчиков и т. п.; - ожерелья из ягод рябины, скатанных фантиков из фольги, пуговиц, кос
точек, ракушек, семечек, орехов, желудей, каштанов; - шуршащие при трении друг о друга еловые шишки, обёрточная бумага,
шумящие морские раковины, палочки разной толщины из дерева раз ных пород;
♦ сосуды с водой разного объёма («ксилофон»);
- перевёрнутые детские формочки, кастрюли, вёдра («ударные»);
- свистки и дудочки из глины и дерева;
- нитки и резинки, натянутые так, чтобы ребёнок мог сам менять силу их
натяжения; - конструкторы и мозаики;
- разнообразные изобразительные материалы: бумага разной фактуры,
плотности и цвета; пластилины и воск; краски и карандаши, фломасте ры и мелки и т. п.; - игрушки контрастных размеров;
- игрушки различной формы, в том числе круглые (мячи, шары) и куби ческие;
- ёмкости, с которыми можно производить прямые и обратные дейст вия: положить-вынуть, открыть-закрыть, выдвинуть-задвинуть. (Отли чительная особенность возраста - к многократному повторению этих действий.)
- вещи и предметы, с которыми действует взрослые: кастрюли с крыш ками, кошельки, сумочки, шкатулки, фотоаппарат, телефон, радиопри ёмник, часы т. д.;
- книги с большими предметными картинками;
- ящики, контейнеры с крышками;
- подушки, ковёр;
- качели, прыгунки.
Создание предметной среды во второй
младшей группе детского сада.
(рекомендации воспитателям)
В развивающую среду должны входить:
- разрезные плоскостные картинки, кубики с картинками;
- парные картинки;
- трёхмерные матрёшки, пирамидки на конусной основе из пяти колец,
формы-вкладыши; - 2-3 вида мелкой и крупной мозаики (в том числе геометрической);
- разнообразные некомплектные конструкторы - без образцов изделий;
- игрушки с разным принципом звукоизвлечения - пианино, арфа или
гитара, дудочки, гармошка, маракасы и бубен, трещотка, рубель, коло кольчики, ксилофон; - оборудование для игр с песком и водой, разнообразные формочки (в
том числе пустые упаковки разной формы), плавающие игрушки, ве дёрки и лейки; - банки разного размера;
- пособия для развития мелкой моторики рук - шнуровки, застёгиваю щиеся коврики;
- предметы «взрослого обихода», которые можно разбить на части, -
сломанные часы, фотоаппараты; - ёмкости для хранения мелких предметов - сумочки, кошельки, сундуч ки, шкатулки и т. п.;
- машинки крупные и средние, куклы средней величины с наборами
одежды, мебели, посуды; наборы для «профессиональных» игр (типа
«Маленький доктор»); - игрушечные животные (натуральный окраски);
- большие мягкие игрушки и напольные подушки;
- тканевые мячики;
- аудиокассеты с записями классической музыки в обработке для детей,
детских песенок, танцевальных мелодий, звуков природы; - моющиеся книги с хорошими иллюстрациями, изображающими пред
меты реального окружения ребёнка; - книги сказок о животных;
- детская мебель: стол, стульчик.
Создание предметной среды в
средней группе детского сада.
(рекомендации воспитателям)
В развивающую среду для детей среднего возраста должны входить:
- различные куклы, комплекты одежды, посуды, мебель;
- игрушечные редкие животные (окраска должна соответствовать при
родной); - костюмы для ряжения;
- познавательные книги и альбомы, журналы о природе;
- журналы, содержание которых соответствуют личному интересу ре бёнка (например, автомашины, мода, интерьеры);
- книжки с рассказами в картинках (серии Н. Радлова, В. Сутеева, В. Чи-
жикова и др.); - книги с волшебными сказками;
- коллекции шишек, ракушек, камешков, пуговиц, винтиков и т. п., тема тические наборы открыток, марок, значков;
- цифры и буквы (на магнитной доске или пластиковые), азбука на куби ках;
- наборы для профессиональных игр (типа «Маленький доктор»);
- дидактические игры «Подбери пару», «Составь из фигур», «Сложи из
палочек», лото «Зоологическое», «Цветы»; - игры «Водоём», «Поймай рыбку», «Колпачки» и т. п.;
- игровые и учебные телевизионные программы;
- различные орудия труда;
- стационарное оборудованное место для продуктивной деятельности -
детский стол и стул, правильное освещение (слева), расположенные в
доступном месте материалы и оборудование для рисования, модели рования, работы с бумагой.
Создание предметной среды в старшей группе детского сада.
(рекомендации воспитателям)
В развивающую среду должны входить:
- глобус (желательно с подсветкой), физическая карта мира и России, политическая карта мира;
- разнообразные коллекции;
- измерительные приборы и инструменты;
- весы разного вида, термометры, мерные стаканы, линейки, сантимет ры;
- познавательные детские энциклопедии с картинками (звери должны
быть нарисованы реалистично, иметь нормальные пропорции и при родную окраску) или хорошими фотографиями; - азбуки картинные, книги для первого чтения;
- авторские сказки;
- былины, мифы, легенды;
- познавательные видеофильмы, телепередачи, слайды и соответст вующие приборы для их показа;
- детский фотоаппарат с запасными цветными фотоплёнками, фотоаль бом,
- детский микроскоп, наборы «Юный техник», «Юный физик».
- часы настенные и календарь;
- настольно-печатные игры - лото, паззлы;
- настольные игры - домино, шашки, шахматы;
- чистые листы белой бумаги, фломастеры, акварельные краски и ка рандаши, восковые мелки, кисти, банки для воды, тряпочки, бумага в
клетку и в линейку, клей, цветная бумага, ножницы, пластилин; - оборудованное место для занятий по типу учебной зоны школьника.
Создание предметной среды в подготовительной группе детского сада.
(рекомендации воспитателям)
В развивающую среду должны входить
- глобус (желательно с подсветкой), физическая карта мира и России,
политическая карта мира; - разнообразные коллекции;
- измерительные приборы и инструменты;
- весы разного вида, термометры, мерные стаканы, линейки, сантимет ры;
- познавательные детские энциклопедии с картинками (звери должны
быть нарисованы реалистично, иметь нормальные пропорции и при родную окраску) или хорошими фотографиями; - азбуки картинные, книги для первочтения;
- авторские сказки;
- былины, мифы, легенды;
- познавательные видеофильмы, телепередачи, слайды и соответст вующие приборы для их показа;
- детский фотоаппарат с запасными цветными фотоплёнками, фотоаль бом,
- детский микроскоп, наборы «Юный техник», «Юный физик».
- часы настенные и календарь;
- настольно-печатные игры - лото, паззлы;
- настольные игры - домино, шашки, шахматы;
- чистые листы белой бумаги, фломастер акварельные краски и ка рандаши, восковые мелки, кисти, банки для воды, тряпочки, бумага в
клетку и в линейку, клей, цветная бумага, ножницы, пластилин; - оборудованное место для занятий по типу учебной зоны школьника.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рекомендации воспитателям по созданию развивающей среды в группах
Даются конкретные рекомендации по созданию развивающей среды, раскрываются принципы создания развивающей спеды, функции для каждой возрастной группы....
семинар-практикум "Одаренные дети": «Создание предметно-развивающей среды в возрастных группах для организации работы с одаренными детьми в соответствии с ФГОС ДО»
Тема: «Создание предметно-развивающей среды в возрастных группах для организации работы с одаренными детьми в соответствии с ФГОС ДО»Актуальность темы.Не так давно, самым важным в воспитании и об...
Буклет "Методические рекомендации для воспитателей по созданию предметно-развивающей среды для сенсорного развития детей раннего возраста"
Буклет для педагогов на тему "Методические рекомендации для воспитателей по созданию предметно-пространственной среды для сенсорного развития детей раннего возраста"...
Практическая консультация «Создание предметно-развивающей среды в возрастных группах для организации работы с одаренными детьми в соответствии с ФГОС ДО»
Не так давно, самым важным в воспитании и обучении детей было стремление, чтобы ребенок соответствовал некоторой средней норме. Это гарантировало возможность избежать многих проблем в развитии. Е...
Консультация для воспитателей №1. Создание предметно-развивающей среды по ФЭМП в группе.
Консультация для воспитателей....
Рекомендации для воспитателей ДОУ «Создание предметно-развивающей среды центра искусств в группе, обеспечивающее реализацию основной общеобразовательной программы дошкольного образования с учётом ФГОС»
Понятие предметно-развивающая среда определяется как «система материальных объектов деятельности ребенка, функционально моделирующая содержание его духовного и физического развития» (С.Л. ...
Консультация для воспитателей на тему: «Предметно-развивающая среда в возрастных группах детского сада»
Консультация для воспитателей на тему: «Предметно-развивающая среда в возрастных группах детского сада»Современные философы трактуют понятие «среда» как систему, включающу...