Эссе "Традиции и современность в дошкольном образовании"
материал на тему

Малышева Инна Валерьевна

Рассуждение о том, что в дошкольном образовании - традиции, а что современность (инновации)?

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Эссе "Традиции и современность"16.96 КБ

Предварительный просмотр:

Традиции и современность в дошкольном образовании.

В звездном небе есть частичка души каждого человека, поэтому невозможно оторвать взгляд от мерцающих искорок, таких изменчивых и в то же время вечных. Но это если поднять глаза к небу. А если всю жизнь разглядывать асфальт под ногами, как же поймешь, что ты - часть вселенной, что все связано и не бывает ничего случайного? Если жизненный путь человека представить в виде бесконечной лестницы, ведущей вверх, то получится, что идущий по ней,  c каждой ступенькой делается чуть-чуть лучше, чем был.

То же самое происходит и в педагогике, мы все время движемся по лестнице, ведущей вверх, мы меняемся, творим, становимся лучше, но не забываем и прошлого своего опыта,  пытаемся взять с собой все самое лучшее.

Все меняется, но мне кажется, что всегда главным оставался вопрос – каким должен быть педагог?

Традиционно это был человек, который передавал свои знания и опыт младшему поколению, это был непререкаемый авторитет для детей и родителей. Сейчас мы тоже говорим о том, что успешность педагогического воздействия зависит от авторитета педагога у родителей. Как можно его завоевать? Надо сказать о педагогике сотрудничества, о детском саде как открытой системе. Традиция говорила тоже о взаимодействии семьи и детского сада, но раньше педагог находился как бы сверху, над, родители не участвовали в жизни детского сада, не посещали занятий. Новая система направлена на открытость, родители могут в любой момент придти в детский сад, познакомиться с регламентирующими документами, посетить любое занятие. Конечно, мы и сейчас не отказываемся от таких форм работы с родителями как родительские собрания, совместная досуговая деятельность, информационные стенды, консультации, но теперь  изменился способ подачи материала; широко используются и новые формы, такие как встречи за «Круглым столом», открытые занятия, родительские конференции, дни открытых дверей, семинары-практикумы, участие семьи в различных конкурсах. Очень широко используются компьютерные технологии, мультимедийные программы.

До сих пор многие родители интересуются только приобретенными их детьми знаниями и умениями и совсем не думают о специфике развития ребенка, о его творческом развитии, а современное общество нуждается именно в активных людях, умеющих  нестандартно мыслить, которые смогут быть гибкими к изменяющимся условиям.

В условиях модернизации образования государство  своевременно реагирует на потребности общества, поэтому в педагогике вместо единой программы появляются новые программы, у детских садов и заказчиков (родителей) появляется выбор. Теперь очень много внимания уделяется тому, что дети все разные, темп работы неодинаковый, у каждого свои черты характера, поэтому традиционный много лет коллективный подход к образованию, заменяется на новые понятия – индивидуальный, дифференцированный, личностно-ориетированный подходы, развивающее обучение. Но, не смотря на  глобальные изменения в содержании образования, хочется сказать, что мы не отказываемся от традиционных занятий, а просто наполняем их новым содержанием, новыми методами и приемами.

Ребенок с самого рождения является первооткрывателем, исследователем того мира, который его окружает. Для него все впервые: солнце и дождь, страх и радость. Но ребенок еще не может найти самостоятельно ответы на свои вопросы  и раньше, и сейчас ему помогают в этом педагоги и родители. Но если в традиционной системе ребенку давались эти знания в готовом виде, то теперь поиск и приобретение знаний чаще всего осуществляется ребенком самостоятельно под тактичным руководством взрослого. Например, технология ТРИЗ предполагает  совместное творчество, где педагог будет своеобразным поводырем, идущим сзади, здесь нет учителей и учеников, а есть одно общее дело: научиться логике мышления.

Сейчас очень популярен метод проекта, в основе которого лежит проблема, для решения которой требуется исследовательский поиск и взаимодействие всех участников образовательного процесса: родителей, детей, педагогов и даже социальных партнеров.

Одной из задач образования остается познавательное развитие. Педагоги как и раньше, «горят» желанием «как можно больше дать ребенку». Это приводит к перегруженности, что в первую очередь отражается на ребенке. Чтобы избежать перегрузок, освободить время для игры, сохранить физическое, психическое и социальное здоровье ребенка, но при этом развивать все стороны его личности появляются новые формы.

Нельзя забывать о здоровье детей. Раньше в понятие здоровья включали только физкультурные занятия, утреннюю гимнастику и подвижные игры. Это осталось  в образовании, но теперь мы еще говорим о психологическом здоровье детей (почти в каждом детском саду есть психологи), по-прежнему уделяется внимание общению детей, их взаимодействию с социумом (воспитатели), но используются и новые психотерапевтические формы работы: психогимнастика, сказкотерапия, арт-терапия, анималотерапия, иппотерапия.

Этот разговор о том, что хорошо, что плохо, можно продолжать еще очень долго, но хотелось бы обратить внимание на то, что педагог, обучая детей творить, сам должен быть Творцом, уметь нетрадиционно мыслить и принимать творческие решения проблем. Он должен развиваться вместе с ребенком и быть в постоянном поиске. Двигаясь вверх по лестнице, не забывать брать с собой все самое лучшее, что встретилось на его пути.

Мне очень нравятся слова Л.Н.Толстого: «Если ты что-нибудь делаешь, делай это хорошо. Если же ты не можешь или не хочешь делать хорошо, лучше совсем не делай.» Значит, не работай в образовательной  сфере.

Быстрый темп сегодняшнего времени диктует свои спрос и предложения. Это не обошло и сферу образовательных услуг. Если взглянуть на спектр предложений на услуги по развитию детей, то мы увидим, что они, в основном, касаются интеллектуального развития. Психологам и педагогам хорошо известно, что если мы развиваем какую-нибудь одну сторону личности человека, то страдает или становиться дефицитарной другая. А еще совсем недавно лозунгом образования в России была гармоничность развития детей. И, в общем, эта идея была не плохой.

Что значит гармоничность развития? На наш взгляд, гармония - это оптимальное соотношение, баланс. А если перевести на организацию педагогического процесса, то это еще и своевременность, и корректность воздействия. Иными словами, во-первых, каждому возрасту свое, во-вторых, желательно, чтобы не было перекоса в какую-нибудь одну сторону. Личность человека многогранна. И если мы будем уделять внимание только одному аспекту, то мы воспитаем, в любом случае, недостаточно развитую личность.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Эссе на тему "Федеральные государственные требования как основа современной модели дошкольного образования"

Много изменений в последние годы происходят в системе образования. Введение в действие ФГТ (Федеральных государственных требований) к структуре основной общеобразовательной пр...

Выступление на педсовете на тему: «Содержание дошкольного образования в рамках реализации современных моделей дошкольного образования»

Дошкольный возраст – важнейший период становления личности, когда закладываются предпосылки гражданских качеств, формируются ответственность и способность ребенка к свободному выбору, уважению и поним...

Консультация для педагогов «Современные проблемы дошкольного образования. Инклюзивное образование в ДОУ».

Консультация для педагогов «Современные проблемы дошкольного образования. Инклюзивное образование в ДОУ»....

Участие в II муниципальном межведомственной научной -практической конференции " Социализация детей дошкольного возраста в контексте современных тенденций дошкольного образования"

1 апреля 2016 года в Домодедовском филиале Российского нового университета (РосНОУ) состоялась II Межведомственная муниципальная научно-практическая конференция «Социализация детей дошкольного в...