Социально-психологический тренинг для педагогов "Думай позитивно - живи позитивно!"
материал на тему

Кочалидзе Ольга Владимировна

В наше непростое, стремительно изменяющееся время человеку требуется большая внутренняя сила. Ему необходимо найти свое место в новых социально-экономических условиях, определить смысл своей, уникальной, жизни среди общей размытости ценностных ориентации, крушения старых идеалов, не дать охватить себя депрессивным тенденциям, сохранить в себе веру, стремление, радость жизни. А если не хватает этой внутренней силы? Тогда неминуем уход в апатию, болезнь.

Профессия педагога является на сегодняшний день одной из стрессогенных. Возникновение стресса у педагогов связано с высоким эмоциональным напряжением, социальным напряжением (выстраивание индивидуальной модели общения с воспитанником и коллегами, координация общения в коллективе), а также информационными перегрузками в процессе профессиональной деятельности.  

В  данном тренинге мы будем развивать позитивное мышление.  Позитивное мышление характеризуется рядом специфических признаков, ведущими из которых будут:  наличие положительной Я-концепции; осознание человеком возможности решения проблем, направленность на поиск путей их конструктивного преодоления, наличие мотивации достижения успеха; оптимизм как доминирующий стиль мышления и качество личности; управление образом мыслей; видение позитивной жизненной перспективы. Люди, позитивно мыслящие, имеют положительный внутренний настрой, они адекватно оценивают себя, используют оптимистические формулировки, во взаимодействии с другими стремятся к позитивным результатам. Они готовы работать в команде, чтобы совместно вырабатывать оптимальные решения, строят работу так, чтобы в выигрыше остались обе стороны, они сохраняют положительный настрой, поскольку уважают взгляды и мнения других людей, независимо от того, разделяют их сами или нет.

  Тренинг предполагает 5 встреч.

Цель: формирование у педагогов позитивного мышления, как ресурса стрессоустойчивости.

Задачи:

  - раскрыть  психологическое содержание понятий «позитивное и негативное мышление», показать значение позитивного мышления для жизни человека;

 - помочь преодолеть негативные мысли о себе и окружающих людях;

 - способствовать овладению навыками позитивного мышления;

- развитие уверенности в себе, самооценки и креативности;

 - управление образом мыслей с помощью визуализации.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл publikatsiya.docx30.24 КБ

Предварительный просмотр:

Социально-психологический тренинг для педагогов

 «Думай позитивно – живи позитивно!»

В наше непростое, стремительно изменяющееся время человеку требуется большая внутренняя сила. Ему необходимо найти свое место в новых социально-экономических условиях, определить смысл своей, уникальной, жизни среди общей размытости ценностных ориентации, крушения старых идеалов, не дать охватить себя депрессивным тенденциям, сохранить в себе веру, стремление, радость жизни. А если не хватает этой внутренней силы? Тогда неминуем уход в апатию, болезнь.

Профессия педагога является на сегодняшний день одной из стрессогенных. Возникновение стресса у педагогов связано с высоким эмоциональным напряжением, социальным напряжением (выстраивание индивидуальной модели общения с воспитанником и коллегами, координация общения в коллективе), а также информационными перегрузками в процессе профессиональной деятельности.  

Позитивное мышление влияет на выбор копинг-стратегий, а склонность мыслить позитивно является важным ресурсом стрессоустойчивости. Один из самых известных специалистов в области изучения оптимизма и пессимизма доктор М. Зелигман [1997] отмечает:

  • то, как мы думаем, особенно о здоровье, может изменить наше здоровье;
  • оптимисты гораздо реже подхватывают инфекционные болезни, чем пессимисты;
  • у оптимистов обычно более здоровые привычки, чем у пессимистов;
  • наша иммунная система лучше функционирует, если мы настроены оптимистично;
  • есть свидетельства, что оптимисты живут дольше пессимистов.

В.Н. Панкратов поясняет: «Как вы думаете, то вы и получите. Какие у вас мысли, такой и будет ваша жизнь. Ваши мысли создают вокруг и внутри вас определенную среду. Они порождают окружающий вас мир и вас самих. Один из основных эзотерических постулатов гласит: «Вы есть то, что вы о себе думаете». Если вы наслаждаетесь здоровыми мыслями, вы сохраняете прекрасное здоровье. Если ваше сознание сосредоточено на нездоровых мыслях – мыслях о больных тканях, о слабых нервах, о нарушенной жизнедеятельности органов, даже не надейтесь на здоровье, красоту и гармонию».

В  данном тренинге мы будем развивать позитивное мышление.  Позитивное мышление характеризуется рядом специфических признаков, ведущими из которых будут:  наличие положительной Я-концепции; осознание человеком возможности решения проблем, направленность на поиск путей их конструктивного преодоления, наличие мотивации достижения успеха; оптимизм как доминирующий стиль мышления и качество личности; управление образом мыслей; видение позитивной жизненной перспективы. Люди, позитивно мыслящие, имеют положительный внутренний настрой, они адекватно оценивают себя, используют оптимистические формулировки, во взаимодействии с другими стремятся к позитивным результатам. Они готовы работать в команде, чтобы совместно вырабатывать оптимальные решения, строят работу так, чтобы в выигрыше остались обе стороны, они сохраняют положительный настрой, поскольку уважают взгляды и мнения других людей, независимо от того, разделяют их сами или нет.

Целевая аудитория: педагогический коллектив

Количество участников: 12 – 16.

Временной ресурс:   тренинг предполагает 5 встреч (1раз в месяц по 2 часа). 

Задания тренинга имеют как теоретическую, так и практическую направленность.

Материалы, используемые в ходе занятий: бейджи с именами,  бумага для записей, ручка, маркеры, карандаши, ватманы, краски, журналы, спокойная, тихая музыка.

Цель: формирование у педагогов позитивного мышления, как ресурса стрессоустойчивости.

Задачи:

  - раскрыть  психологическое содержание понятий «позитивное и негативное мышление», показать значение позитивного мышления для жизни человека;

 - помочь преодолеть негативные мысли о себе и окружающих людях;

 - способствовать овладению навыками позитивного мышления;

- развитие уверенности в себе, самооценки и креативности;

 - управление образом мыслей с помощью визуализации.

Принципы реализации программы:

 - добровольность

- доступность

-непрерывность

- последовательность

         Занятия имеют чёткую структуру, состоящие из нескольких взаимосвязанных частей, а именно:

1. Ритуал приветствия позволяет сплачивать участников, создавать атмосферу группового доверия и принятия.

2.Разминка – воздействие на эмоциональное состояние участников, уровень их активности. Разминка выполняет  важную функцию настройки на продуктивную групповую деятельность.

3. Основное содержание занятия – совокупность функциональных упражнений и техник.

4. Рефлексия занятия предполагает участниками две оценки занятия: эмоциональную (понравилось - не понравилось) и смысловую (почему это важно для каждого конкретно, зачем и чему мы научились, что запомнилось больше всего).

5. Ритуал прощания – смысловое завершение занятий.

Структура программы:

Занятие № 1. Знакомство. Введение в тренинг.  Раскрытие  сути позитивного мышления.

Занятие № 2.Иррациональные мысли, работа по распознаванию и рационализации.

Занятие № 3. Работа с негативными эмоциями и чувствами.  Их связь с мышлением и роль в жизни.

 Занятие № 4. Как уверенность в себе, самооценка и креативность помогут мыслить позитивно?

Занятие № 5. Управление образом мыслей с помощью визуализации. Завершение.  Подведение итогов.

Занятие № 1.

Цель: Создание позитивной атмосферы (доброжелательно-доверительных отношений, чувства психологической безопасности, эмоциональной открытости и сплоченности) и мотивации на работу; знакомство участников с основными принципами работы в группе; начало процесса самоанализа.

  1. Приветствие (2 мин)

Участники группы стоят в кругу. Водящий выходит в круг и здоровается, пожимая руку одному из участников. Этот следующий участник, пожимая свободную руку водящему, другой рукой приветствует третьего и так далее. Образуется новый круг, в котором игроки держаться за руки. По команде ведущего громко говорят друг другу «Здравствуйте!».

  1. Введение (3 мин)

Мы собрались здесь для того, чтобы начать работать. Наши втречи будут посвящены позитивному мышлению.  Я уверенна, вы много слышали о позитивном мышлении. Мы рассмотрим значение позитивного мышления в нашей жизни, что это и зачем оно нужно нам. Мы научимся настраиваться на позитивный лад, оптимистично смотреть на жизнь, проработаем наши негативные (иррациональные) мысли, поработаем с уверенностью в себе и самооценкой и займемся методом визуализации.  

Какие есть вопросы?

  1. Знакомство (10 мин)

Сейчас я попрошу вас написать имена на бейджах. Давайте познакомимся. Имя человека несет магическое значение. Имя – синоним души, считали в древности, и открыть его – значить посвятить в глубины своего «Я».

Меня зовут…(психолог представляется). Мне приятно, когда меня называют… . А вам приятно свое имя? Назовите каждый свое по кругу.

Обсуждение: Что значит для вас ваше имя? Что оно говорит о вас? Если бы вы могли изменить свое имя, какое бы выбрали?

Как ваше настроение?

  1. Принятие правил группы (10  мин)
  1. Конфиденциальность
  2. Активность
  3.  Искренность в общении
  4. Принцип  «здесь и теперь»
  5. «Я – высказывание»
  6. Право «Стоп»
  7. Уважительное отношение друг к другу
  8. Правило «0:0»
  9. «Одна радиостанция в эфире»

Психолог предлагает и поясняет правила. Обсуждение правил в группе, введение новых  правил самой группой.

  1. Упражнение «Я реальный, я идеальный, я глазами других» ( 25 мин)

Цель: закрепление представлений участников об уникальности своей личности.

Процедура проведения: психолог просит участников нарисовать себя такими, какие они есть, такими, какими хотели бы быть, и такими, какими их видят другие люди. В ходе обсуждения участники пытаются ответить на вопрос, чем вызваны расхождения в представлениях о том, каким бы хотел быть и какими тебя видят другие, с тем, какой ты есть на самом деле.

  1. Притча о позитивном и негативном мышлении (10 мин)

Однажды ученик спросил у своего учителя:
- Учитель, окружающий мир несет человеку благо или несчастье?

- Давай я лучше тебе расскажу историю, сказал тот.
Давным - давно, когда время ещё только начиналось, а звёзды были осколками горного хрусталя, рассыпанного по небу, жил великий и очень мудрый шах, и решил он построить замок, полный чудес.
И сделал он в этом замке зал, в котором все стены, пол и потолок были обклеены зеркалами. А стены там были устроены таким образом, что если кто-то вслух скажет "кто тут?", то тут же услышит "кто тут?" "кто тут?"" кто тут?"

Как-то в этот зал случайно забежала собака. И её тут же окружила стая собак - слева, справа, впереди и сзади, и даже сверху и снизу были собаки. Собаки были повсюду и вели себя так, как полагается собакам - бегали, прыгали и виляли хвостом - все они занимались своими делами и жили своими жизнями, но как только она остановилась, оглянулась и посмотрела на их, все собаки тоже остановились и посмотрели на неё.

Будучи весьма разумной собакой, она оскалилась на всякий случай, как привыкла это делать - чтобы защитить себя от этих миллионов окруживших её собак и испугать их. На всякий случай. Все собаки оскалились в ответ. Она зарычала и они зарычали ей в ответ.

После всего этого собака была уверена, что жизнь её в опасности, и стала лаять. Ей пришлось напрячься, она стала лаять изо всех сил, очень отчаянно. Но когда она залаяла, те миллионы собак тоже начали лаять. Она металась туда-сюда, кусая воздух и щёлкая зубами. И, чем больше она лаяла, тем больше отвечали ей они.

Утром эту несчастную собаку нашли мертвой. Никто не дрался с нею, вообще не было никого, кто мог бы драться, никого кроме неё. Но этого достаточно. Она погибла в борьбе с миллионами собственных отражений.
Через какое-то время в зал случайно забрел маленький ребенок. Он очень любил играть с другими детьми, и поэтому, увидев миллионы друзей, окружавших его во дворце, очень обрадовался и засмеялся.
И тогда весь огромный дворец засмеялся вместе с ним.

Обсуждение притчи

  1. Мини-лекция (10 мин)

Многие из нас в тот или иной период жизни начинают мыслить негативно, всё у них не так, на работе плохо платят, в отношениях очередной разлад, в мире полный хаос. Просто вспомните, как часто вы говорили себе такие слова, как: «Моя жизнь плоха», «Лучше уже не будет никогда», «Я никогда не смогу себе этого позволить», звучит знакомо? Часто мы прибегаем к негативному мышлению, когда вступаем на чёрную полосу жизни. И всё бы ничего, да только делая так, мы не ускоряем наступление лучших времён.

Что же делать? Ведь сложно думать позитивно, когда кажется, что всё вокруг не так, как нам хочется. Решение есть, разумеется, оно не самое простое, и для того, чтобы получить результат потребуется некоторое время. Оно состоит в развитии позитивного мышления. И в этом вам помогут упражнения по развитию позитивного мышления, которые будут приведены далее. В сущности, практически всё, что от вас потребуется, это заменить ваши негативные мысли позитивными. Только ещё раз предупрежу, от вас потребуется много и много практики, поэтому будьте готовы, и ожидайте лучших перемен в своей жизни.

Позитивное мышление - тип мышления, при котором человек видит преимущественно:

  1. Упражнение «Постановка цели» ( 7 мин)

Каждый формулирует  и записывает на листочке свою проблему, которую хочет разрешить в рамках данного тренинга и переформулирует ее в цель. Обсуждение.

  1. Домашнее задание (2 мин)

В течение следующей недели записывают позитивные и негативные события, происходящие в жизни.

10. Выходная рефлексия (10 мин)

- с каким настроением уходите с тренингового занятия?

- было ли вам интересно и что понравилось лучше всего?

  1. Ритуал прощания (1 мин)

 Участники встают в круг, кладут при этом свои руки на плечи соседа справа и слева. По счёту психолога «один, два, три» говорят все дружно «До свидания!».

Список литературы

 

  1. Джоферсон Д.У. Тренинг общения и развития – М.: Прогресс, 2001 – 248с.
  2. Ежова, Н.Н. Настольная книга психолога-практика: руководство по использованию теории на практике / Н.Н. Ежова. – Ростов н/Д: Феникс, 2011. – 330с.

3.   Ессенакис, Е.В. Гимнастика чувств. Тренинг творческого развития личности. – М.: Прогресс, 2003 – 146с.

4.  Коваленко, Н.П. Психологический практикум. – СПб.: ИПТП, 2005. – 128 с.

5. Леванова, Е.А. Игра в тренинге. Личный помощник тренера / Е.А. Леванова, А.Н. Соболева, В.А. Плешаков, Г.С. Голышев. – СПб.: Питер, 2012. – 368с.

6. МакМаллин, Р. Практикум по когнитивной терапии. — СПб.: Речь, 2001.

7. Монина Г.Б., Раннала Н.В. Тренинг «Ресурсы стрессоустойчивости». – СПб.: Речь, 2009 – 250 с.

8. Прутченков, А.С. Тренинг личностного роста: методические разработки занятий социально-психологического тренинга. – М.: Генезис, 1993 – 65с.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Социально-психологический тренинг "Развитие коммуникативных умений у педагогов в общении с родителями"

Развитие коммуникативной компетентности педагога в общении с родителями....

Конспект социально-психологического развивающего тренинга «Прогулка в волшебный лес».

Конспект социально-психологического развивающего тренинга  «Прогулка в волшебный лес». ...

КОНСПЕКТ СОЦИАЛЬНО – ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО ТРЕНИНГА ДЛЯ ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ ГРУППЫ «ДАВАЙТЕ ЖИТЬ ДРУЖНО»

КОНСПЕКТ СОЦИАЛЬНО – ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО ТРЕНИНГА  ДЛЯ ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ ГРУППЫ «ДАВАЙТЕ ЖИТЬ ДРУЖНО»...

Социально-психологический тренинг межличностного общения

Социально-психологический тренинг межличностного роста...

Социально-психологический тренинг для педагогов ДОУ

В любом коллективе возникает вопрос, связанный с групповой сплоченностью.  Вопрос этот важен потому, что от уровня развития коллектива, степени его сплоченности зависит эффективность работы групп...

Организация и проведение социально-психологического тренинга для педагогов ДОУ «День психологической разгрузки»

Организация и проведение социально-психологического тренинга для педагогов ДОУ «День психологической разгрузки»Цели:Формирование благоприятного психологического климата;Сплочение колл...