Непосредственно-образовательная деятельность с детьми старшего дошкольного возраста по познавательному развитию. Тема: «Секретная лаборатория».
план-конспект занятия на тему

Непосредственно-образовательная деятельность с детьми старшего дошкольного возраста по познавательному развитию. Тема: «Секретная лаборатория».

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл sekret_laboratoriya_ri.docx23.63 КБ

Предварительный просмотр:

     Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
                               детский сад №92 комбинированного вида
                               Фрунзенского района Санкт-Петербурга.

     Непосредственно-образовательная деятельность
           с детьми старшего дошкольного возраста
                 по познавательному развитию.
                 Тема: «Секретная лаборатория».

             Познавательно-исследовательская образовательная технология.

                                                                            Автор составитель:
                                                                                воспитатель:  Коврижко Р.И.

                                    Г. Санкт-Петербург 2016г.        

      Задачи:
             
Обучающие: Продолжить обучать детей думать,
                предполагать, делать выводы, доказывать,
                отстаивать своё мнение.
             
Развивающие: Развивать речь детей,
                активизировать словарь: тонет, плавает,
                растворяется.
             
Воспитательные: Воспитывать аккуратность при
                 работе с водой, сыпучими материалами.
                 Воспитывать доброжелательность,
                  уважительное отношение к мнениям
                  товарищей.
   
Оборудование и материалы:
      1.
 Прозрачные сосуды с водой.
       
2. Различные предметы для погружения в воду:
                          - деревянные кубики;
                          - пластмассовые детали;
                           - фольга от шоколадки;
                           - металлические предметы;
       
3. Рычажные (школьные) весы с разновесами.
       
4. Задания на карточках по количеству детей (см. в тексте).
       
5. Секретный конверт с кодовым словом (см. в тексте).
       
6. Кукла-профессор или помощник педагог в роли профессора.

                             СЕКРЕТНАЯ ЛАБОРАТОРИЯ.

          Воспитатель вносит в группу конверт со  множеством печатей и
        подзывает  детей.

   Воспитатель: Ребята, к нам пришло письмо от профессора Кузьмы Петровича,
                          вы помните его? Давайте прочитаем, что он пишет: «СРОЧНО
                          ЖДУ ВАС ВСЕХ В СВОЕЙ ЛАБОРАТОРИИ, НУЖНА
                          ПОМОЩЬ!». Идём?
   Дети:             Да, конечно, скорее!
                           
Дети с воспитателем подходят к «дверям».
   Воспитатель: Но чтобы войти в лабораторию, нужно разгадать секретный код
                           замка. Присаживайтесь за столы и приступайте к расшифровке.
             На столах, по количеству детей, разложены задания-таблички:
                                                                                                                                                     

1

2

4

5

 2

3

4

1

3

5

1

2

4

5

2

3

1

3

4


             
1 – р  2 – т   3 – с  4 – к   5 - е
               Необходимо определить закономерность и заполнить пустые ячейки.
                       Дети заполняют, сверяют, исправляют ошибки.
                       Должно получиться слово «СЕКРЕТ».
   Воспитатель: Прочитайте слово, которое получилось. Давайте сверим его с
                            надписью на конверте профессора.
   
Дети сверяют и убеждаются в правильности или исправляют ошибки.
    Воспитатель: Можем зайти в лабораторию и занять места. Профессор
                             сейчас подойдёт.
   
Профессор: Здравствуйте, ребятки. Я знал, что вы обязательно придёте мне
                         на помощь.  Как вы помните, я строю новые корабли и разные
                         плавательные аппараты из всевозможных предметов. В этот
                         раз у меня появилось много неизвестных предметов, и мне
                         необходимо узнать, будут ли они плавать?
                          Как бы это поскорее узнать?
    Дети:           Предлагают различные варианты, в результате чего профессор
                       предлагает каждому ребёнку выбрать себе предмет и опустить
                       его в сосуд с водой.

   
 Воспитатель: Что же у вас получилось?
     
Дети: По очереди объясняют, что же у них произошло.
     
Пример 1:  Я взял синий  толстый кирпичик. Он тяжёлый. Я думал, что он
                    утонет, но он не утонул, наверное, для воды он не очень тяжёлый.
   
 Пример 2: У меня был небольшой блестящий шарик. Он, наверное, железный
                     и значит утонет. Я положил шарик в воду, а он не тонет. Может,
                    он не железный?
     
Профессор: А почему ты решил, что шарик железный?
      Ребёнок:      Он серый, блестит и тяжёленький.
     
Профессор: Это верно, но мы видели, что шарик не утонул. Значит это не
                           железо.  Да, мне и не важно из чего сделан этот шарик. Главное,
                          что он не тонет. Это подойдёт для строительства корабля.
                          Давайте-ка, все предметы, которые утонут, сложим в красную
                           коробку –  это значит, что они нам не годятся. Все предметы,
                           которые не утонут, оставим плавать – это будет означать, что
                           они нам подходят.
             
Дети по очереди рассказывают о своих экспериментах, делают
                предположения и выводы. Профессор и воспитатель помогают
               правильно сделать вывод.
         Профессор: Вот, спасибо, вам, ребятки. Теперь я вижу сколько предметов
                             мне  подходит. Но есть у меня ещё один очень интересный
                             предмет.
           
Профессор достаёт большую шоколадку, разворачивает её и вынимает
         фантик-фольгу.
         Профессор: Как вы думаете, утонет ли в воде этот фантик?
           Дети:  Да, он же железный.
                      Нет, он тоненький и лёгкий.
         
Профессор выслушивает все предложения детей, а потом предлагает
          проверить. Один из детей опускает фантик в воду – фантик плавает!
        Профессор: А вот посмотрите-ка что я сейчас покажу.
                 Профессор сминает фантик в небольшой, но очень плотный шарик и
               спрашивает детей утонет ли он теперь. Выслушав все предположения,
               профессор предлагает проверить и бросает его в воду. Фантик утонул.
         Профессор: Что же произошло? Почему же фантик утонул?
          Дети:  Он стал тяжёлым.
          Профессор: Давайте проверим, так ли это?
       
 Дети предлагают разные варианты проверок, в результате приходят к
        выводу, что надо взвесить развёрнутый и смятый фантики. С помощью
        аптекарских весов дети взвешивают оба фантика (целый фантик можно
        снять со второй такой же шоколадки) и приходят к выводу, что весят
        они одинаково.
          Профессор: Так что же произошло? Почему же он утонул?

       
Дети выдвигают свои идеи, пытаясь объяснить то , что увидели.
       
Профессор: Многие из вас совершенно верно нашли объяснение. Смятый
                              фантик ста намного плотнее и меньше, чем был. Он уже не
                               может держаться за воду и легко проскальзывает между
                               капельками воды. Вот, теперь объясните-ка мне: почему
                               человек может долго лежать на воде, раскинув руки в стороны
                               и смотреть на небо, а вот стоять на воде не может совсем.
           
Дети объясняют и приходят к выводу, что широкому предмету легче
                                удержаться на воде, чем узкому.
          Профессор: Вы все молодцы, но посмотрите-ка на сосуд, в котором плавают
                               выбранные предметы. Поролоновый-то брусочек утонул. А
                               почему же это так случилось?
                         Дети пробуют объяснить профессору увиденное.
         
Профессор: Вы совершенно правы. Капельки воды проникли в пустые
                                окошечки поролона, и брусочек стал тяжелее, чем был.
                              Вот почему трудно выбраться из воды, если упал туда в одежде.
                              Одежда быстро намокает и становится тяжёлой,
                              неподготовленный человек может даже утонуть.
                             Значит поролоновый  брусочек для моих построек не пригодится.
                             Вот какой он оказался обманчивый. Остальные предметы
                              плавают. Вот их то я и заберу с собой. Спасибо вам всем
                              большое за помощь. Оставляю вам шоколадки, угощайтесь.
                              До свидания, пойду работать дальше.
           
Воспитатель: Я и не знала, что вы так хорошо думаете и рассуждаете,
                                 но нам пора возвращаться. Давайте-ка вспомним секретное
                                  слово, которое открывало дверь лаборатории.
         
Дети вспоминают слово «СЕКРЕТ», называю его хором и «попадают»
          обратно в детский сад. Воспитатель задаёт несколько вопросов на
           закрепление увиденного, и все угощаются шоколадками.
         Вопросы: 1. Чем занимался профессор в секретной лаборатории?
                          2. Почему утонул серебряный шарик из фольги?
                          3. Почему человек переплывая реку снимает с себя одежду?
                         4. Чем опасна мокрая одежа?
                         5. Утонет ли в воде иголочка, если её положить на воду? А если
                            бросить?
                        6. Долго ли будет плавать бумажная лодочка? Почему?
                        7.   Для чего удобно использовать поролоновые губки? Почему?
            Вопросы можно добавить ещё, в зависимости от имеющегося времени
            и степени усталости детей.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект непосредственно-образовательной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста («Познание» и «Коммуникация») Тема: Передача «Удивительные животные».

Занятие давалось в рамках конкурса "Воспитатель года-2013". Планируется как заключительное после изучения темы "Животные"....

Непосредственная образовательная деятельность с детьми старшего дошкольного возраста по познавательному развитию «Богатство родного края»

Пояснительная записка к конспекту Занятие познавательной направленности, образовательная область «Познавательное развитие» составлено в соответствии с Примерной образовательной программой дошкольного...

Конспект непосредственно образовательной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста по познавательному развитию с использованием здоровьесберегающих технологий «Животные наших лесов».

Цель: познакомить детей с жизнью растений и животных осенью.Задачи:         1. Образовательные:формировать навыки связных речевых высказываний, правильного звук...

Конспект непрерывной непосредственно образовательной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста по речевому развитию на тему: «Повторение творчества С.Я. Маршака, К.И. Чуковского, С. Михалкова, А. Барто». (Подготовительная группа) С использовани

Конспект непрерывной непосредственно образовательной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста  по речевому развитию на тему: «Повторение творчества С.Я. Маршака, К.И. Чуковского,...

Конспект непосредственно образовательной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста по познавательному развитию "Вода- источник жизни"

Конспект непосредственно образовательной деятельности "Изучение нового материала" с элементами экспериментирования....