Обобщение опыта
материал на тему
городское методическое объединение старших воспитателей
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
mo_starshih_vospitateley.docx | 47.58 КБ |
mo_strashih_vospitateley.pdf | 1.59 МБ |
osnovnye_tseli_i_zadachi.docx | 21.6 КБ |
Предварительный просмотр:
Модели организации воспитательно-образовательного процесса
Воспитательно-образовательный процесс условно подразделен на:
- образовательную деятельность, осуществляемую в процессе организации различных видов детской деятельности (игровой, коммуникативной, трудовой, познавательно- исследовательской, продуктивной, музыкально-художественной, чтения (непосредственно организованная деятельность);
- образовательную деятельность, осуществляемую в ходе режимных моментов;
- самостоятельную деятельность детей;
- взаимодействие с семьями детей по реализации основной общеобразовательной программы дошкольного образования.
Построение образовательного процесса в МБДОУ основывается на адекватных возрасту формах работы с детьми. Выбор форм работы осуществляется педагогом самостоятельно и зависит от контингента воспитанников, оснащенности дошкольного учреждения, культурных и региональных особенностей, специфики дошкольного учреждения, от опыта и творческого подхода педагога.
В работе с детьми младшего дошкольного возраста используются преимущественно игровые, сюжетные и интегрированные формы образовательной деятельности. Обучение происходит опосредованно, в процессе увлекательной для малышей деятельности.
В старшем дошкольном возрасте (старшая и подготовительная к школе группы) выделяется время для занятий учебно-тренирующего характера.
В практике используются разнообразные формы работы с детьми
Непосредственно образовательная деятельность
Базовая образовательная область (по учебному плану) | Форма | Виды |
Физическая культура Познание - сенсорное развитие; - развитие познавательно-исследовательской и продуктивной (конструктивной) деятельности; - формирование элементарных математических представлений; - формирование целостной картины мира, расширение кругозора детей. Коммуникация Художественное творчество - рисование; - лепка; - аппликация Музыка Чтение художественной литературы | Игры | дидактические, дидактические с элементами движения, сюжетно-ролевые, подвижные, психологические, музыкальные, хороводные, театрализованные, игры-драматизации, игры на прогулке, подвижные игры имитационного характера |
Занятия | игровые, сюжетные, тематические (с одним видом физических упражнений), комплексные (с элементами развития речи, математики, конструирования), контрольно-диагностические, учебно-тренирующего характера, физкультминутки; игры и упражнения под тексты стихотворений, потешек, народных песенок, авторских стихотворений, считалок; сюжетные физкультурные занятия на тeмы прочитанных сказок, потешек; ритмическая гимнастика, игры и упражнения под музыку, игровые беседы с элементами движений | |
Викторины | сочинение загадок | |
Инсценирование и драматизация | отрывков из сказок, разучивание стихотворений, развитие артистических способностей в подвижных играх имитационного характера | |
Рассматривание и обсуждение | предметных и сюжетных картинок, иллюстраций к знакомым сказкам и потешкам, игрушек, эстетически привлекательных предметов (деревьев, цветов, предметов быта и пр.), произведений искусства (народного, декоративно-прикладного, изобразительного, книжной графики и пр.), обсуждение средств выразительности | |
Просмотр и обсуждение | мультфильмов, видеофильмов, телепередач | |
Создание ситуаций | педагогических, морального выбора; беседы социально-нравственного содержания, специальные рассказы воспитателя детям об интересных фактах и событиях, о выходе из трудных житейских ситуаций, ситуативные разговоры с детьми | |
Изготовление | предметов для игр, познавательно-исследовательской деятельности; создание макетов, коллекций и их оформление, изготовление украшений для группового помещения к праздникам, сувениров; украшение предметов для личного пользования | |
Наблюдения | за трудом взрослых, за природой, на прогулке; сезонные наблюдения | |
Проектная деятельность | познавательно-исследовательская деятельность, экспериментирование, конструирование | |
Продуктивная деятельность | рисование, лепка, аппликация, художественный труд) по замыслу, на темы народных потешек, по мотивам знакомых стихов и сказок, под музыку, на тему прочитанного или просмотренного произведения; рисование иллюстраций к художественным произведениям; рисование, лепка сказочных животных; творческие задания, рисование иллюстраций к прослушанным музыкальным произведениям | |
Оформление выставок | работ народных мастеров, произведений декоративно-прикладного искусства, книг с иллюстрациями, репродукций произведений живописи и пр.; тематических выставок (по временам года, настроению и др.), выставок детского творчества, уголков природы | |
Слушание и обсуждение | народной, классической, детской музыки, дидактические игры, связанные с восприятием музыки | |
Подыгрывание | на музыкальных инструментах, оркестр детских музыкальных инструментов | |
Пение | совместное пение, упражнения на развитие голосового аппарата, артикуляции, певческого голоса, беседы по содержанию песни (ответы на вопросы), драматизация песен | |
Танцы | показ взрослым танцевальных и плясовых музыкально-ритмических движений, показ ребенком плясовых движений, совместные действия детей, совместное составление плясок под народные мелодии, хороводы | |
Чтение и обсуждение | программных произведений разных жанров, чтение, рассматривание и обсуждение познавательных и художественных книг, детских иллюстрированных энциклопедий |
Для детей от 1,5 до 3 лет непосредственно образовательная деятельность составляет не более 1 часа 40 минут в неделю. Продолжительность непрерывной непосредственно образовательной деятельности составляет не более 10 мин. Допускается осуществлять непосредственно образовательную деятельность в первую и во вторую половину дня (по 8 – 10 минут). В остальных группах непосредственно образовательная деятельность осуществляется и регламентируется в соответствии с учебным планом. В теплое время года непосредственно образовательная деятельность осуществляется на участке во время прогулки. Одно из трех физкультурных занятий с детьми 2 – 7 лет следует круглогодично проводить на открытом воздухе.
При организации образовательной деятельности в ходе режимных моментов используются следующие формы
Формы организации образовательного процесса
при проведении режимных моментов
Базовые виды деятельности/ периодичность | Направление развития | Интеграция образовательных областей | Формы |
Утренняя гимнастика (ежедневно) | Физическое развитие Художественно-эстетическое развитие | «Физическая культура» «Здоровье» «Социализация» «Музыка» |
|
Комплекс закаливающих процедур (ежедневно) | Физическое развитие Художественно-эстетическое развитие Социально-личностное развитие | «Физическая культура» «Здоровье» «Социализация» «Музыка» |
|
Гигиенические процедуры (ежедневно) | Физическое развитие Социально-личностное развитие Познавательно-речевое развитие | «Труд» «Здоровье» «Коммуникация» «Чтение художественной литературы» |
|
Ситуативные беседы при проведении режимных моментов (ежедневно) | Познавательно-речевое развитие | «Познание» «Коммуникация» «Чтение художественной литературы» |
|
Дежурство (ежедневно) | Социально-личностное развитие | «Труд» «Безопасность» |
|
Прогулки (ежедневно) | Физическое развитие Познавательно-речевое развитие Социально-личностное развитие Художественно-эстетическое развитие | «Познание» «Коммуникация» «Чтение художественной литературы» «Физическая культура» «Здоровье» «Социализация» «Музыка» «Труд» «Безопасность» «Художественное творчество» |
|
При организации самостоятельной деятельности детей используются следующие формы:
Формы организации самостоятельной деятельности детей
Направление развития | Интеграция образовательных областей | Формы |
Физическое развитие | «Физическая культура» «Здоровье» | Самостоятельные подвижные игры, игры на свежем воздухе, спортивные игры и занятия (катание на санках, лыжах, велосипеде и пр.) |
Социально-личностное развитие | «Безопасность» «Социализация» «Труд» | Индивидуальные игры, совместные игры, все виды самостоятельной деятельности, предполагающие общение со сверстниками |
Познавательно-речевое развитие | «Познание» «Коммуникация» «Чтение художественной литературы» | Самостоятельное чтение детьми коротких стихотворений, самостоятельные игры по мотивам художественных произведений, самостоятельная работа в уголке книги, в уголке театра, сюжетно-ролевые игры, рассматривание книг и картинок; самостоятельное раскрашивание «умных раскрасок», развивающие настольно-печатные игры, игры на прогулке, автодидактические игры (развивающие пазлы, рамки-вкладыши, парные картинки |
Художественно-эстетическое развитие | «Художественное творчество» «Музыка» | Самостоятельное рисование, лепка, конструирование (преимущественно во второй половине дня), рассматривание репродукций картин, иллюстраций, музицирование (пение, танцы), игра на детских музыкальных инструментах (бубен, барабан, колокольчик и пр.), слушание музыки |
При организации воспитательно-образовательного процесса используются следующие формы
Циклограмма воспитательно-образовательного процесса в группах раннего возраста (1,5 – 3 г.)
Дата _________________________ Тема ______________________________________________________________________________ I половина дня
Время в режиме дня Формы проведения режимных моментов | Образовательная деятельность при проведении режимных моментов | Интегра-ция ОО | Время ОД | ||
СДВД | СДД | Программные задачи | |||
7.00-7.50 Утренний приём, осмотр, индивидуальные беседы | |||||
Игры: дидактические, настольно-печатные, словесные, пальчиковые, подвижные, хороводные, строительные и др. | |||||
Наблюдения, рассматривание иллюстраций, беседы, ситуативный разговор | |||||
Труд (самообслуживание, хозяйственно-бытовой, в природе) | |||||
7.50-8.00 Утренняя гимнастика | |||||
8.00-9.00 Подготовка к завтраку, завтрак; воспитание КГН, НКП; игры | |||||
НОД: 9.00-9.10 1. 9.20-9.30 (по подгруппам) | |||||
9.30-10.50 Подготовка к прогулке, прогулка (наблюдение, экспериментирование, игры, индивидуальная двигательная деятельность, труд) | |||||
10.50-11.40 Возвращение с прогулки, игры, подготовка к обеду, обед, воспитание КГН, НКП | |||||
11.40-11.50 Подготовка ко сну |
Дата _________________________ Тема __________________________________________________________________________ II половина дня
Время в режиме дня Формы проведения режимных моментов | Образовательная деятельность при проведении режимных моментов | Интегра-ция ОО | Время ОД | ||
СДВД | СДД | Программные задачи | |||
15.00-15.15 Подъём, побудка, закаливающие процедуры | |||||
15.15-15.25 Полдник | |||||
15.25-15.45 Чтение художественной литературы, ситуативный разговор, проблемная ситуация | |||||
15.45-16.00 Индивидуальная работа | |||||
НОД: 16.00-16.10 1. 16.15-16.25 (по подгруппам) | |||||
16.25-16.55 Подготовка к ужину, ужин; воспитание КГН, НКП | |||||
16.55-18.00 Интегративная деятельность детей в центрах по интересам | |||||
Взаимодействие с родителями (подписи родителей) | |||||
18.00-19.00 Подготовка к прогулке, прогулка (наблюдение, игры); уход детей домой | |||||
Общее время ОД |
Таблица 14
Циклограмма воспитательно-образовательного процесса в дошкольных группах (3 – 7 лет)
Дата _________________________ Тема _______________________________________________________________________________ I половина дня
Время в режиме дня* Формы проведения режимных моментов | Образовательная деятельность при проведении режимных моментов | Интегра-ция ОО | Время ОД | ||
СДВД | СДД | Программные задачи | |||
7.00-8.10 Утренний приём, осмотр, индивидуальные беседы | |||||
Игры: дидактические, настольно-печатные, словесные, пальчиковые, подвижные, хороводные, строительные и др. | |||||
Наблюдения, рассматривание иллюстраций, беседы, ситуативный разговор | |||||
Труд (самообслуживание, хозяйственно-бытовой, в природе); дежурство (со средней группы) | |||||
8.10-8.20 Утренняя гимнастика | |||||
8.20-9.00 Подготовка к завтраку, завтрак; воспитание КГН, НКП | |||||
НОД: 9.00-9.25 1. 9.35-10.00 2. 10.10-10.35 3. | 1. 2. 3. | ||||
10.35-12.10 Подготовка к прогулке, прогулка (наблюдение, экспериментирование, игры, индивидуальная двигательная деятельность, труд) | |||||
12.10-12.40 Возвращение с прогулки, игры, подготовка к обеду, обед, воспитание КГН, НКП | |||||
12.40-12.50 Подготовка ко сну |
* Время в режиме дня указывается в соответствии с режимом определённой возрастной группы
Дата _________________________ Тема ______________________________________________________________________________ II половина дня
Время в режиме дня Формы проведения режимных моментов | Образовательная деятельность при проведении режимных моментов | Интегра-ция ОО | Время ОД | ||
СДВД | СДД | Программные задачи | |||
15.00-15.20 Подъём, побудка, закаливающие процедуры | |||||
15.20-15.30 Полдник | |||||
15.30-15.45 Чтение художественной литературы, ситуативный разговор, проблемная ситуация | |||||
15.45-16.00 Индивидуальная работа | |||||
16.00-16.30 Кружки, продуктивная деятельность, сюжетно-ролевые игры, развлечения, забавы, театрализованная деятельность | |||||
16.30-17.00 Подготовка к ужину, ужин; воспитание КГН, НКП | |||||
17.00-18.00 Интегративная деятельность детей в центрах по интересам | |||||
Взаимодействие с родителями (подписи родителей) | |||||
18.00-19.00 Подготовка к прогулке, прогулка (наблюдение, игры); уход детей домой | |||||
Общее время ОД |
Комплексно-тематическое планирование
Образовательный процесс построен на комплексно-тематическом принципе с учетом интеграции образовательных областей.
Построение всего образовательного процесса вокруг одной центральной темы дает большие возможности для развития детей. Темы помогают организовать информацию оптимальным способом. У дошкольников появляются многочисленные возможности для практики, экспериментирования, развития основных навыков, понятийного мышления.
Тематический принцип построения образовательного процесса позволяет легко вводить региональные и культурные компоненты, учитывать специфику дошкольного учреждения.
Введение похожих тем в различных возрастных группах обеспечивает достижение единства образовательных целей и преемственности в детском развитии на протяжении всего дошкольного возраста, органичное развитие детей в соответствии с их индивидуальными возможностями.
Одной теме следует уделять не менее одной недели. Тема должна быть отражена в подборе материалов, находящихся в группе, и в центрах развития.
В Программе представлено комплексно-тематическое планирование
Комплексно-тематическое планирование
Раздел | Тема | Период | Месяц |
Осень | До свидания, лето! Здравствуй, детский сад! | 1 – 2 недели | IX |
Золотая осень | 3 – 4 недели | IX | |
Я в мире человек | Моя семья, моя страна. Дорога и дети | 1 – 2 недели | X |
Мониторинг | 3 – 4 недели | X | |
Мы живём в Сибири | Наш северный край (природа и люди) | 1 – 2 недели | XI |
Родной город | 3 – 4 недели | XI | |
Зима | Неделя здоровья | 1 – 2 недели | XII |
Новый год шагает по Планете | 3 – 4 недели | XII | |
Народная культура и традиции | Каникулы | 1 – 2 недели | I |
Наш дом – Россия | 3 – 4 недели | I | |
В мире людей | Я – в будущем (профессии) | 1 – 2 недели | II |
Транспорт, ОБЖ День защитника Отечества | 3 – 4 недели | II | |
Всё для милой мамочки | 1 – 2 недели | III | |
Театр | 3 – 4 недели | III | |
Весна | Весна пришла… Космос | 1 – 2 недели | IV |
Мониторинг | 3 – 4 недели | IV | |
Лето | День Победы Пусть всегда будет солнце! | 1 – 2 недели | V |
Скоро – лето! | 3 – 4 недели | V | |
В летний период детский сад работает в каникулярном режиме |
Предварительный просмотр:
Предварительный просмотр:
Основные цели и задачи взаимодействия педагогического коллектива и отдельных педагогических работников с семьями воспитанников.
«От того, как прошло детство, кто вёл ребенка
за руку в детские годы, что вошло в его разум
и сердце из окружающего мира – от этого в решающей степени зависит, каким человеком
станет сегодняшний малыш».
В.А.Сухомлинский
Обновление системы дошкольного образования, процессы гуманизации и демократизации в нем обусловили необходимость активизации взаимодействия дошкольного учреждения с семьей.
Семья – уникальный первичный социум, дающий ребенку ощущение психологической защищенности, «эмоционального тыла», поддержку, безусловного безоценочного принятия. В этом непреходящее значение семьи для человека вообще, а для дошкольника в особенности.
Реалии современности привели к возникновению «тенденции переориентации семьи с функций воспитания на простое выживание». Приходится констатировать, что и для благополучных в финансовом плане слоев общества характерен кризис семьи, потеря ею статуса института, обеспечивающего необходимые условия для воспитания и социализации детей. Возможно, это связано с тем, что выросло целое «кризисное» поколение, далекое от ценностей семейной жизни, с иждивенческой, пассивной или даже агрессивной жизненной позицией.
Многие молодые семьи практикуют непродуктивные тактики воспитания: гиперопека, доминирующая и потворствующая гиперпротекция, воспитание «в культе болезни», эмоциональное отвержение, противоречивое воспитание и другие. Независимо от тактики и стиля воспитания для членов подобных семей характерна конфронтация с дошкольными образовательными организациями.
Проблема построения продуктивных взаимоотношений ДОО с семьей во многом связана и сохранением позиции педагогических коллективов и отдельных педагогов, суть которой выражает устаревшая формулировка «работа с семьей». Часто под новыми заголовками в документации воспитателей и руководителей, близкими к формулировке федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования – «взаимодействие с семьями воспитанников по реализации… программы дошкольного образования» - обнаруживается все та же практика так называемого педагогического просвещения родителей, домашних заданий и формальных собраний.
По мере дальнейшей формализации данного направления деятельности ДОО усиливается кризис доверия между педагогами и родителями, расширяется порочный замкнутый круг взаимных обвинений. Все это сопровождается снятием с себя ответственности за развитие и благополучие ребенка.
Преодоление сложившейся ситуации возможно лишь при построении системы взаимодействия ДОО с семьями воспитанников как полноценной подсистемы образовательного процесса, обладающей всеми признаками системы, основу которой составляют идеи общественного договора и социального партнерства.
Сегодня ДОО отошла от практики выбора «актуальных тем» для проведения бесед с родителями. Нам предстояло заново выстроить систему взаимодействия с семьёй «от ребенка» и «на стороне родителя». В современных условиях, когда воспитательный потенциал семьи зачастую оказывается невысоким, ДОО выступает инстанцией развития не только ребенка, включенного в образовательный процесс, но и его родителей.
Возможность построения партнерских отношений предполагает готовность двух сторон (семьи и ДОО) одинаково активно и согласовано взаимодействовать в качестве субъектов.
Выработка общих целевых основ, единой картины будущего как фундамента сотрудничества. Именно цель как осознанный образ предвосхищаемого результата, на достижение которого направлено действие человека, коллектива, является системообразующим фактором при построении любой системы. Формулирование цели, ее понимание и принятие всеми участниками служит базисом продуктивных отношений.
Главная цель педагогов ДОО – профессионально помочь семье в воспитании детей, при этом, не подменяя ее, а дополняя и обеспечивая более полную реализацию ее воспитательных функций:
• развитие интересов и потребностей ребенка;
• распределение обязанностей и ответственности между родителями в постоянно меняющихся ситуациях воспитания детей;
• поддержка открытости во взаимоотношениях между разными поколениями в семье;
• выработка образа жизни семьи, формирование семейных традиций;
• понимание и принятие индивидуальности ребенка, доверие и уважение к нему как к уникальной личности.
Данная цель реализуется через следующие задачи:
• воспитание уважения к детству и родительству;
• взаимодействие с родителями для изучения их семейной микросреды;
• повышение и содействие общей культуры семьи и психолого-педагогической компетентности родителей;
• оказание практической и теоретической помощи родителям воспитанников через трансляцию основ теоретических знаний и формирование умений и навыков практической работы с детьми;
• использование с родителями различных форм сотрудничества и совместного творчества, исходя из индивидуально-дифференцированного подхода к семьям.
Принято считать, что перед ДОО и семьей стоят общие задачи. На самом деле, высказываются самые разные мнения по вопросу о сущности, цели и задачах обучения, воспитания и развития детей. Даже на житейском уровне очевидны различия в приоритетах семьи и ДОО: педагог во главу угла ставит освоение всеми детьми образовательной программы дошкольного образования, тогда как для родителей наиболее важными могут быть задачи сохранения и укрепления ребенка, доверительных взаимоотношений с ним, удовлетворение собственных амбиций и т. д.
По мнению специалистов, родители являются основными социальными заказчиками услуг дошкольной образовательной организации, следовательно, деятельность педагогов должна основываться на интересах и запросах семьи. В связи с этим современным дошкольным образовательным учреждениям необходимо ориентироваться на поиск новых форм и методов работы, которые позволяли бы учесть актуальные потребности родителей, способствовали формированию активной родительской позиции. Необходимо менять существующую традиционную практику работы с родителями воспитанников, при которой семье демонстрировалась внешняя система ценностей, без учета структуры семьи ее традиций и опыта. При взаимодействии социальных институтов (семья и детский сад) важно учитывать дифференцированный подход к каждой семье, социальный статус, микроклимат семьи, а также родительские запросы и степень заинтересованности родителей в воспитании своих детей.
Непродуктивное, а порой и неконструктивное, взаимодействие субъектов воспитания ребенка в рамках традиционных моделей работы ДОО с семьей приводит к тому, что родители накапливают достаточно серьезный объем невысказанных опасений по отношению к воспитателям и детскому саду в целом. При этом педагоги нередко занимают настороженно-оборонительную позицию.
Очевидно, что партнерские отношения не могут строиться в атмосфере взаимного недоверия. В связи с этим необходим этап переосмысления сложившихся мнений, стереотипов поведения и установок в общении. Важно избавиться от «ярлыков», создать позитивный имидж ДОО и педагогического коллектива. Примеры различных форм работы в данном направлении далее представят мои коллеги.
Сегодня и сейчас:
- Признание приоритета семейного воспитания требует новых отношений семьи и образовательного учреждения. Эти отношения определяются понятиями «сотрудничество» и «взаимодействие».
- За воспитание и образование детей несут ответственность именно родители; все другие социальные институты призваны поддержать, направить, дополнить их деятельность.
- Инициатором изменения социальных контактов с семьей является образовательное учреждение, которое гарантирует профессиональный уровень, разъяснения и поддержку.
- Главное в контексте «семья - образовательное учреждение» - личное взаимодействие педагога и родителей в процессе воспитания конкретного ребенка в данной семье.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
обобщение опыта работы
Обобщение опыта работы по теме: «Пути повышения двигательной активности в младшем дошкольном возрасте» Воспитателя МДОУ детский сад № 10 г. Кропоткин Савчук Ната...
Обобщение опыта работы по теме"Обучение детей дошкольного возраста игре на музыкальных инструментах"
Представлен опыт работы по обучению дошкольников игре на музыкальных инструментах....
ИГРА КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ РЕЧИ и ТВОРЧЕСТВА ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА (Обобщение опыта работы)
ИГРА КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ РЕЧИ и ТВОРЧЕСТВА ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА (Обобщение опыта работы)...
Обобщение опыта. Тема опыта: Художественно-эстетическое развитие детей средствами изобразительного искусства и изобразительной деятельности.
Обобщение опытаМуниципальное дошкольное образовательное учреждение детский сад №43 комбинированного вида города Саранск, республики МордовияТема опыта: Художественно-эстетическое развитие детей средст...
Взаимодействия взрослого и ребенка в художественных опытах. Обобщение опыта работы в группах кратковременного пребывания детей со сложной структурой дефекта.
Работа с детьми со сложными сочетанными диагнозами направлена на эмоциональное взаимосотрудничество мам с детьми и с командой педагогов....
Обобщение опытом. "Обогащение социального опыта ребёнка посредством театрализации"
Данный материал рассказывает о том,как театрализация формирует у детей опыт социальных навыков....
Обобщение опыта по соцпартнерству ДОУ, родителей и Детской школой искусств в области музыкального воспитания: из опыта работы музыкального руководителя
В настоящее время в дошкольном образовании происходят существенные изменения. Связано это прежде всего с введением федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования, кот...