КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕcКИЙ ПЛАН РАБОТЫ образовательной деятельности в режимных моментах
календарно-тематическое планирование (старшая группа) на тему
«Игры на развитие восприятия, внимания, воображения, мышления и памяти»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
odrm_razvivayushchie_igry.docx | 47.23 КБ |
Предварительный просмотр:
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕКИЙ ПЛАН РАБОТЫ
образовательной деятельности в режимных моментах
Старшая группа
«Игры на развитие восприятия, внимания, воображения, мышления и памяти»
№ недели | Тема цель, содержание. |
сентябрь | |
1 неделя | «Что изменилось?». цель: развивать внимание. Игровой материал и наглядные пособия: от 3 до 7 игрушек. Описание: воспитатель ставит перед детьми игрушки, дает сигнал, чтобы они закрыли глаза, и убирает одну игрушку. Открыв глаза, дети должны угадать, какая игрушка спрятана. |
2 неделя | «Назови, одним словом» Цель: Развивать мышление Ребенку зачитывают слова и просят назвать их одним словом. Например: лиса, заяц, медведь, волк - дикие животные; лимон, яблоко, банан, слива - фрукты. |
3 неделя | «Вспомни и покажи» Цель: развивать память Детям предлагается воспроизвести движение знакомых объектов (например, махающую крыльями птицу, косолапого медведя, ползущую гусеницу, нахохленного петуха и т.д.). |
4 неделя | «Назови как можно больше предметов». Цели: активизировать словарь; развивать внимание. Описание: дети становятся в ряд, им предлагается по очереди называть предметы, которые их окружают. Назвавший слово делает шаг вперед. Выигрывает тот, кто правильно и четко произносил слова и назвал большее количество предметов, не повторяясь. |
октябрь | |
1 неделя | «Слушай хлопок!» Цель: развивать активное внимание. Описание: дети идут по кругу. На один хлопок в ладоши они должны остановиться и принять позу «аиста» (стоять на одной ноге, вторая поджата, руки - в стороны), на два хлопка — позу «лягушки» (присесть на корточки), на три хлопка - возобновить ходьбу. |
2 неделя | «Разложи на группы» Цель: Развивать мышление. Ребенку дают набор картинок с изображением различных предметов. Взрослый просит рассмотреть их и разложить на группы, т.е. подходящие с подходящими |
3 неделя | «Что исчезло?» Цель: развивать память. На столе раскладывают несколько предметов или картинок. Ребенок рассматривает их, затем отворачивается. Взрослый убирает один предмет. Ребенок смотрит на оставшиеся предметы и называет, что исчезло. |
4 неделя | Тренинг развития фантазии и воображения. Увеличение - уменьшение. Ребенку говорят: "Вот тебе волшебная палочка, она может увеличивать или уменьшать все, что ты захочешь. Что бы ты хотел увеличить, а что уменьшить?" |
5 неделя | «Вспомни быстрее». Цель: развивать логическое мышление. Описание: предложить ребенку быстро вспомнить и назвать три предмета круглой формы, три деревянных предмета, четыре домашних животных и т. п. |
ноябрь | |
1 неделя | «Четыре стихии». Цель: развивать внимание, связанное с координацией слухового и двигательного анализаторов. Описание: играющие сидят по кругу. Если ведущий говорит слово «земля», все должны опустить руки вниз, если слово «вода» - вытянуть руки вперед, слово «воздух» - поднять руки вверх, слово «огонь» - произвести вращение руками в лучезапястных и лучевых суставах. Кто ошибается, считается проигравшим. |
2 неделя | «Найди лишнее слово» Цель: развивать мышление Прочитайте ребенку серию слов. Предложите определить, какое слово является "лишним". Примеры: |
3неделя | «Что изменилось?» Цель: развивать память На столе раскладывают несколько игрушек. Ребенку предлагают их рассмотреть и запомнить. Ребенок отворачивается, одну игрушку добавляют, или игрушки меняют местами. Ребенок отвечает, что изменилось. |
4 неделя | «Что будет, если у нас удлинится на время нос?» Тренинг развития фантазии и воображения - Можно будет понюхать цветы на клумбе, не выходя из дома; можно будет определить, что вкусненького готовят соседи; |
5 неделя | «Назови части предмета». Цели: обогащать словарь; развивать умение соотносить предмет и его части. Игровой материал и наглядные пособия: картинки с изображением дома, грузовика, дерева, птицы. Описание: воспитатель показывает картинки: 1-й вариант: дети по очереди называют части предметов. 2-й вариант: каждый ребёнок получает рисунок и сам называет все части. |
декабрь | |
1 неделя | «Нарисуй фигуру». Цель: развивать память. Игровой материал и наглядные пособия: бумага, цветные карандаши, 5-6 геометрических фигур. Описание: детям показывают 5-6 геометрических фигур, потом просят нарисовать на бумаге те, которые они запомнили. Более сложный вариант - попросить нарисовать фигуры, учитывая их размер и цвет. Побеждает тот, кто быстрее и точнее воспроизведет все фигуры |
2 неделя | «Лес, море». Цель: развивать внимание. Игровой материал и наглядные пособия: мяч. Описание: бросить мяч ребенку, называя какую-либо область обитания животных (лес, пустыня, море и т. п.). Возвращая мяч, ребенок должен назвать животное данной местности. |
3 неделя | Цель: развивать мышление «Отвечай быстро» Взрослый, бросая ребенку мяч, называет цвет, ребенок, возвращая мяч, должен быстро назвать предмет этого цвета. Можно называть не только цвет, но любое и качество (вкус, форму) предмета. |
4 неделя | «Чей голосок?». Цель: развивать слуховое восприятие Описание: водящий становится к детям спиной, и все они хором читают стихотворение, последнюю строчку которого произносит один из детей по указанию воспитателя. Если водящий угадывает его, указанный ребенок становится водящим. Примерный материал: • Мы немножко поиграем, как ты слушаешь, узнаем. Постарайся, отгадай, кто позвал тебя, узнай. (Имя водящего.) • К нам кукушка в огород залетела и поет. А ты, (имя водящего), не зевай, кто кукует, отгадай! Ку-ку-ку! • Сел петух на забор, закричал на весь двор. Слушай, (имя водящего), не зевай, кто петух у нас, узнай! Ку-ка-реку! |
5 неделя | Упражнение на запоминание. Цель: развивать память Вы даете детям несколько слов, их необходимо перегруппировать, объединяя по какому-либо признаку, чтобы облегчить запоминание; а потом придумать историю, которая свела бы их вместе. |
январь | |
1неделя | «Раскрась правильно». Цель: развивать внимание. Игровой материал и наглядные пособия: бумага, красный, синий и зеленый карандаши. Описание: написать буквы и цифры крупным шрифтом, чередуя их друг с другом. Предложить ребенку обвести все буквы красным карандашом, а все цифры - синим. Усложняя задание, предложить все гласные буквы обвести красным карандашом, все согласные - синим, цифры - зеленым. |
2 неделя | «Найди варианты». Цель: развивать логическое мышление, сообразительность. Игровой материал и наглядные пособия: карточки с изображением 6 кругов. Описание: ребенку дать карточку с изображением 6 кругов, предложить закрасить их таким образом, чтобы закрашенных и незакрашенных фигур было поровну. Затем просмотреть и просчитать все варианты закрашивания. Так же можно провести соревнование: кто найдет наибольшее количество решений |
3неделя | "Отгадай, что я хочу сказать!" Цель: развивать скорость мышления. Предложите ребенку поиграть в такую игру: вы будете начинать слово, а он - его заканчивать. "Отгадай, что я хочу сказать!" Всего предлагается 10 слогов: ПО, НА, ЗА, МИ, МУ, ДО, ЧЕ, ПРЫ, КУ, ЗО. |
4неделя | «Цепочка действий» Цель: развивать память Ребенку предлагается цепочка действий, которые необходимо выполнить последовательно. Например: "Подойди к шкафу, возьми книгу для чтения, положи ее на середину стола. |
5неделя | Выкладывание палочек Цель: развитие произвольного внимания, мелкой моторики пальцев Оборудование: счетные палочки (куски толстой изоляционной проволоки, трубочки для коктейлей и т.д.), образец узора. Описание. Ребенку предлагают по образцу выложить узор или силуэт из палочек (листы 13-14). А) 1-й уровень сложности – узоры в одну строчку (карточки); б) 2-й уровень сложности – простые силуэты, состоящие от 6 до 12 палочек (карточки); в) 3-й уровень сложности – более сложные силуэты, состоящие от 6 до 13 палочек (карточки); г) 4-й уровень сложности – сложные с большим количеством деталей, состоящие от 10 до 14 палочек (карточки). Инструкция: «Посмотри, что изображено на этом рисунке (узор, домик и т.д.)? Возьми палочки и выложи из них точно такой же узор (домик…). При выкладывании будь внимателен. Приступай к работе». ОБРАЗЦЫ ВЫКЛАДЫВАНИЯ ИЗ ПАЛОЧЕК ИМЕЕЮТСЯ В ПЕД,КАБИНЕТЕ |
февраль | |
1 неделя | «Волшебники». Цель: развивать мышление, воображение. Игровой материал и наглядные пособия: листы с изображением геометрических фигур. Описание: детям раздаются листы с изображением геометрических фигур. На их основе необходимо создать более сложный рисунок. Например: прямоугольник - окно, аквариум, дом; круг - мяч, снеговик, колесо, яблоко. Игру можно провести в форме соревнований: кто придумает и нарисует больше картинок, используя одну геометрическую фигуру. Победителю вручается символический приз. |
2неделя | «Что звучало?» Цель: развивать слуховое внимания Ребенку демонстрируется звучание разных предметов (звучащих игрушек, музыкальных инструментов). Затем эти предметы звучат за ширмой, а ребенок называет, что звучало. ЧЕТЫРЕ СТИХИИ |
3неделя | «Угадай по описанию» Цель: развивать мышление Взрослый предлагает угадать, о чем (о каком овоще, животном, игрушке) он говорит и дает описание этого предмета. Например: Это овощ. Он красный, круглый, сочный (помидор). Если ребенок затрудняется с ответом, перед ним выкладывают картинки с различными овощами, и он находит нужный. |
4 неделя | Игра "Фотоаппараты" Цель: развивать память и внимание 1-ый вариант: детям на секунду показывается карточка с любым изображением, должны как можно подробнее описать его. |
март | |
1 неделя | «Логические концовки». Цель: развивать логическое мышление, воображение, способность к анализу. Описание: детям предлагается закончить предложения: • Лимон кислый, а сахар... (сладкий). • Ты ходишь ногами, а бросаешь... (руками). • Если стол выше стула, то стул... (ниже стола). • Если два больше одного, то один... (меньше двух). • Если Саша вышла из дома раньше Сережи, то Сережа... (вышел позже Саши). • Если река глубже ручейка, то ручеек... (мельче реки). • Если сестра старше брата, то брат... (младше сестры). • Если правая рука справа, то левая... (слева). • Мальчики вырастают и становятся мужчинами, а девочки... (женщинами) |
2 неделя | «Кто кем будет?» Цель: развивать мышление Ведущий показывает или называет предметы и явления, а ребенок должен ответить на вопрос, как они изменятся, кем будут. Кем (чем) будет: яйцо, цыпленок, желудь, семечко, гусеница, икринка, мука, деревянная доска, железо, кирпичи, ткань, кожа, день, ученик, больной, слабый, лето и т.д. |
3 неделя | «Запомни и воспроизведи» Цель: развивать память Вариант 1. Ребенку называют числа и просят их воспроизвести. Количество чисел в ряду постепенно возрастает. |
4 неделя | Тренинг развития фантазии и воображения. «Скажи, что будет хорошего и что плохого тебе лично и другим, если волшебник увеличит тебя в 10 раз?» Если ребенку будет трудно догадаться, помогите ему дополнительными вопросами. И так далее. Обязательно сделайте расчеты, хоть самые простые. Относительно веса - это каверзный вопрос. Обычно отвечают: в 10 раз больше. На самом деле, если сохранить все пропорции организма, то вес возрастет в 1000 раз! Если человек весил 50 кг, то будет весить 50 тонн! Я буду бегать быстрее автомобиля. Я буду сильным, и никто не посмеет меня обидеть, и я смогу защитить любого. Я смогу переносить огромные тяжести. Интересно, какие? Обычно человек может поднять половину своего веса. Тогда я смогу поднять 25 тонн! Это хорошо. А что будет плохого? Я не помещусь в классе. Придется шить огромную одежду и обувь. Будет очень трудно меня прокормить. Если считать, что человек в день съедает 2 % от своего веса, то мне потребуется еды весом в 1 тонну. Я не помещусь ни в какой автобус. Даже по улице мне придется ходить, пригибаясь под проводами. Мне негде будет жить |
5 неделя | Упражнение "Запоминание слов". Цель: развивать память Теперь можно попробовать научить детей запоминать несколько логически не связанных слов. Начните с 10 слов, например: дерево стол река корзина расческа мыло ежик резинка книга солнце Эти слова надо связать в рассказ: Задача взрослого во всей этой работе - привести подобную запись, упорядочение и извлечение материала из памяти в устойчивый навык работы с информацией. Теперь остановимся непосредственно на запоминании материала, часто используемого в школьной программе. |
апрель | |
1 неделя. | «Орнамент». Цель: развивать логическое мышление, способность к анализу Игровой материал и наглядные пособия: 4-5 групп геометрических фигур (треугольники, квадраты, прямоугольники и т. п.), вырезанные из цветного картона (фигуры одной группы подразделяются на подгруппы, отличающиеся цветом и размером). Описание: предложить ребенку рассмотреть, как на игровом поле (лист картона) можно создавать орнаменты из геометрических фигур. Затем выложить орнамент (по образцу, по собственному замыслу, под диктовку), оперируя такими понятиями, как «право», «лево», «вверху», «внизу». |
2 неделя | Цель: развивать мышление «Разложи по порядку» Используются готовые серии сюжетных последовательных картинок. Ребенку дают картинки и просят их рассмотреть. Объясняют, что картинки должны быть разложены по порядку развертывания событий. В заключение ребенок составляет рассказ по картинкам. |
3 неделя | "Опиши соседа" Цель: развивать - память, внимание, наблюдательность. В принципе, описывать можно что угодно, а не только соседа. Игра удобна тем, что проводить ее с ребенком можно где угодно - на прогулке, дома. Можно устроить что-то типа соревнования. Вы вместе с ребенком выбираете знакомый вам обоим предмет, человека…все, что угодно. И нужно припомнить как можно больше отличительных его свойств, признаков. Называть можно по одному признаку, по очереди. Проигравшим считается тот, кто не сможет вспомнить что-нибудь об этом предмете, когда будет его очередь. |
4 неделя | «Найди и вычеркни»Цель: развивать память, вниманиеИНСТРУКЦИЯ: «Сейчас мы с тобой поиграем в такую игру: я покажу тебе картинку, на которой нарисовано много разных, знакомых тебе предметов. Когда я скажу слово "начинай", ты по строчкам этого рисунка начнешь искать и зачеркивать те предметы, которые я назову. Искать и зачеркивать названные предметы необходимо до тех пор, пока я не скажу тебе слово "стоп". В это время ты должен остановиться и показать мне то изображение предмета, которое ты увидел последним. После этого я отмечу на твоем рисунке место, где ты остановился, и снова скажу слово "начинай". После этого ты продолжишь делать то же самое, т.е. искать и вычеркивать из рисунка заданные предметы. Так будет несколько раз, пока я не скажу слово "конец". На этом выполнение задания завершится». В этой методике ребенок работает 2,5 мин, в течение которых пять раз подряд (через каждые 30 сек) ему говорят слова «стоп» и «начинай». Ребенку дается задание искать и разными способами зачеркивать какие-либо два разных предмета, например, звездочку перечеркивать вертикальной линией, а домик – горизонтальной. Воспитатель сам отмечает на рисунке ребенка те места, где даются соответствующие команды. |
5 неделя | "Кукловод" - Цель: развивать двигательную память. Вариант 1. Воспитатель-"кукловод" завязывает глаза ребенку и "водит" его, как куклу, по несложному маршруту, держа за плечи, в полном молчании: 4-5 шагов вперед, остановка, поворот направо, 2 шага назад, поворот налево, 5-6 шагов вперед и т. д. Вариант 2. Дети могут делать такие упражнения парами: один человек - "кукловод", другой - "кукла". Вариант 3. Движения постепенно можно усложнять, увеличивая продолжительность маршрута и включая ряд несложных физкультурных упражнений: наклонить "куклу", согнуть руки, заставить присесть, сделать полный оборот через левое плечо и т. д. |
май | |
1 неделя | Игра «Полезно - вредно» Цель: развивать мышление, воображение, умение анализировать Описание: рассмотреть какой-либо объект или явление, отмечая его положительные и отрицательные стороны, например: если идет дождь - это хорошо, потому что растения пьют воду и лучше растут, но если дождь идет слишком долго - это плохо, потому что корни растений могут сгнить от переизбытка влаги. |
2 неделя | «Слушай команду» Цель: развитие произвольного внимания. Необходимый материал: магнитофон или грамзапись Р. Газизова «Марш» Описание. Каждый ребенок должен выполнять движения в соответствии с командами взрослого, произнесенными шепотом. Команды дают только на выполнение спокойных движений. Игра проводится до тех пор, пока играющие хорошо слушают и точно выполняют задание. Инструкция: «Мы поиграем в игру «Слушай команду». Для этого надо встать по кругу друг за другом и двигаться шагом под музыку. Когда звуки музыки прекратятся, необходимо остановиться и внимательно слушать меня. В это время я шепотом произнесу команду, например «поднять руки», и все играющие должны выполнить эту команду. Будьте внимательны !» Примечание. Примеры команд: присесть; наклониться вперед и вытянуть руки вперед; согнуть правую ногу в колене, руки развести в стороны; сесть на пол и обхватить колени двумя руками и т.д. |
3 неделя | «Четвёртый лишний» Цель: развитие внимания, речи и логического мышления Материал: набор картинок Инструкция: Покажите ребёнку карточку. Попросите найти «лишний» предмет, т. е. тот, который не сочетается с другими по каким-то признакам, и попросите его объяснить, почему он так думает. Если у ребёнка возникают затруднения, задайте ему наводящие вопросы. |
4 неделя | «Обведи контур»Цель: развивать наглядно-действенного мышленияДетям показывают рис. 5,6 и объясняют, что задание к этой методике заключается в том, чтобы с помощью карандаша или ручки как можно быстрее и как можно точнее воспроизвести на правой половине этого же рисунка тот контур, который представлен в его левой части. Все линии необходимо стараться делать прямыми и точно соединить углы фигур Желательно также, чтобы контуры фигур были воспроизведены в тех же самых местах, где они изображены на рисунках – образцах в левой части. Оцениваться в итоге выполнения задания будут аккуратность, точность и скорость работы. (РАСПЕЧАТАТЬ ОБРАЗЦЫ МОЖНО В ПЕД,КАБИНЕТЕ) |
5 неделя | «Что я загадала?». Цель: развивать мышление. Игровой материал и наглядные пособия: 10 кругов разного цвета и размера. Описание: разложить перед ребенком 10 кругов разного цвета и размера, предложить ребенку показать тот круг, который загадал воспитатель. Объяснить правила игры: отгадывая, можно задавать вопросы, только со словами больше или меньше. Например: - Это круг больше красного? (Да.) - Он больше синего? (Да.) - Больше желтого? (Нет.) - Это зеленый круг? (Да.) |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Календарно-тематический план образовательной деятельности в режимных моментах Старшая группа Образовательная область «Безопасность»
Календарно-тематический план образовательной деятельности в режимных моментах Старшая группа Образовательная область «Безопасность»...
Опыт работы по теме: Использование сенсорной доски в образовательной деятельности в режимных моментах для познавательного развития детей
В данной работе описывается опыт работы с интерактивной доской врежимных моментах. Данный материал идёт вместе с презентацией на заданную тему....
презентация Опыт работы по теме: Использование сенсорной доски в образовательной деятельности в режимных моментах для познавательного развития детей
презентация к тексту "Использование сенсорной доски"...
Консультация для педагогов «Организация непосредственно образовательной деятельности и режимных моментов с использованием театрализованной деятельности»
Цель: систематизация знаний у педагогов по организации театрализованной деятельности детей дошкольного возраста....
Примерное планирование образовательной деятельности в режимных моментах (ОДРМ) Образовательная область «Художественно-эстетическое развитие» Творческая мастерская Направление «Изобразительная деятельность» Средняя группа
Обучение детей рисованию с использованием нетрадиционных техник - это интересно и увлекательно! Рисование нетрадиционными техниками раскрепощает детей, позволяет им не бояться сделать что-то не ...
ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ В РЕЖИМНЫХ МОМЕНТАХ 1 младшая группа Образовательная область «Социально-коммуникативное развитие»
ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ В РЕЖИМНЫХ МОМЕНТАХ 1 младшая группа Образовательная область«Социально-коммуникативное развитие»...
Аттестационная работа "Проектирование циклограммы образовательной деятельности в режимных моментах для детей дошкольного возраста с ОВЗ
проектирование циклограммы образовательной деятельности в режимных моментах для детей дошкольного возраста с ОВЗ...
- Мне нравится (1)