Технологическая карта "Семейный калейдоскоп"
методическая разработка (средняя группа) по теме

Кондрашова Юлия Николаевна

Информация для воспитателей.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kondrashova.docx29.45 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

детский сад №73 «Мишутка»

Старооскольского городского округа

Муниципальный конкурс

 «Лучшая методическая разработка»

Номинация  «Социально - коммуникативное  развитие»

«Семейный калейдоскоп»

(для детей среднего дошкольного возраста)

Автор:

Кондрашова

Юлия Николаевна

г. Старый Оскол

2016 г.

Технологическая карта

Пояснительная записка

Своеобразие современного педагогического процесса современного детского сада предопределяется новыми требованиями к дошкольному образованию. В федеральном государственном стандарте дошкольного образования указано, что педагогическое взаимодействие ребенка и воспитывающих взрослых должно быть ориентировано на обеспечение развития каждого ребенка, сохранение его уникальности и самобытности, создание возможностей раскрытия способностей, склонностей. Фундаментом своевременного и полноценного личностного развития ребенка является физическое развитие в разных видах деятельности, но прежде всего, в двигательной и игровой. Интеграция данных видов деятельности позволяет успешно решать задачи формирования познавательной и социально-коммуникативной сферы, двигательной культуры, развития физических способностей детей, приобщения к здоровому образу жизни, здоровьесбережения и здоровьеформирования. Среди широко используемых в практике воспитания детей дошкольного возраста игровых технологий можно выделить квест - технологию, которая только еще начинает использоваться педагогами.

Слово «квест» переводится  с английского языка как «поиск». В общем смысле данное понятие обозначает какой-либо сюжет, который предполагает достижение цели путем преодоления каких-либо препятствий.

Если говорить о квесте как о форме организации детских мероприятий, то это игра, чаще всего командная, включающая различные задания соревновательного характера и имеющая определенный сюжет. Детские квесты отличаются наличием заданий, затрагивающих самые разные области знаний и умений - это могут быть как физические соревнования (например, эстафеты), так и интеллектуальные викторины. Кроме того, сценарий такой игры предполагает использование сложных декораций, музыкального сопровождения, а также привлечение аниматоров.

Главное преимущество квеста в том, что такая форма организации ненавязчива, в игровом, занимательном виде способствует активизации познавательных и мыслительных процессов участников. С помощью такой игры можно достичь образовательных целей: реализовать проектную и игровую деятельность, познакомить с новой информацией, закрепить имеющиеся знания, отработать на практике умения детей. Кроме того, соревновательная деятельность обучает детей взаимодействию в коллективе сверстников, повышает атмосферу сплоченности и дружбы, развивает самостоятельность, активность и инициативность.

Таким образом, детские квесты помогают реализовать следующие задачи: образовательные (участники усваивают новые знания и закрепляют имеющиеся); развивающие (в процессе игры происходит повышение образовательной мотивации, развитие творческих способностей и индивидуальных положительных психологических качеств, формирование исследовательских навыков, самореализация детей); воспитательные (формируются навыки взаимодействия со сверстниками, толерантности, взаимопомощи и другие).

Квест-игры одно из интересных средств, направленных на самовоспитание и саморазвитие ребёнка как личности творческой, физически здоровой, с активной познавательной позицией. Что и является основным требованием ФГОС ДО.


Тема ООД: Квест – игра «Семейный калейдоскоп».

Цель ООД: способствовать привлечению внимания детей к семье как ценности для каждого человека посредством квест-игры.

Задачи:

Образовательные: формировать правильное представление о семье,  расширять знания о ближнем окружении, учить разбираться в родственных связях, формировать гендерную принадлежность воспитанника с учетом возрастных изменений, учить работать с картой, уточнить названия основных и смешанных цветов, определить принадлежность листьев соответствующим деревьям.

Развивающие: развивать память, образное и вариативное мышление, познавательный интерес;  развивать навыки связной речи; активизировать словарь детей на основе углубления знаний о своей семье; развивать  внимание; развивать навыки само- и взаимоконтроля; развивать мелкую моторику пальцев и кистей рук; развивать интерес к двигательной активности с музыкальным сопровождением;

Воспитательные: вызывать желание рассказывать о взаимоотношениях между детьми и взрослыми в семье, желание поделиться своими мыслями, чувствами о своей семье; воспитывать у детей любовь и уважение к членам своей семьи,

развивать чувство гордости за свою семью, воспитывать самостоятельность.

Направление (в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования): социально - коммуникативное. 

Интегрируемые образовательные области (в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования): «Социально-коммуникативное развитие», «Речевое развитие», «Познавательное развитие», «Художественно-эстетическое развитие», «Физическое развитие».

Виды детской деятельности: игровая, коммуникативная, двигательная, продуктивная, восприятие художественной литературы, музыкально-художественная.

Планируемые результаты формирования целевых ориентиров воспитанников  (в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования): проявляет инициативу и самостоятельность в разных видах деятельности; обладает установкой положительного отношения к миру, к другим людям и самому себе;  активно взаимодействует со сверстниками и взрослыми, участвует в совместных играх; адекватно проявляет свои чувства, в том числе чувство веры в себя; обладает развитым воображением, которое реализуется в разных видах деятельности, и прежде всего в игре; может выражать свои мысли и желания, может использовать речь для выражения своих мыслей, чувств и желаний, построения речевого высказывания в ситуации общения;  развита крупная и мелкая моторика; подвижен, владеет основными движениями; способен к волевым усилиям, может следовать социальным нормам поведения и правилам в разных видах деятельности, во взаимоотношениях со взрослыми и сверстниками;  проявляет любознательность, задаёт вопросы взрослым и сверстникам, интересуется причинно-следственными связями, склонен наблюдать; ребёнок способен к принятию собственных решений, опираясь на свои знания и умения в различных видах деятельности.

Форма проведения ООД: фронтальная, групповая, подгрупповая, индивидуальная.

Методы и приёмы: словесный, наглядный, игровой, эмоциональный, познавательный, социальный, самоконтроля, взаимоконтроля, парного контроля, проблемно-поисковый, познавательный, эвристический (метод открытий);  логические рассуждения, рассказ, беседа, практическая деятельность, наблюдение, продуктивная деятельность, разъяснения, пояснения, инструктаж, дискуссия,  ситуации столкновения мнений, ситуации занимательности и новизны, поощрение, создание ситуации успеха, выполнение заданий на смекалку, побуждение к поиску альтернативных решений.

Применяемые педагогические технологии: геокешинг, информационно-коммуникативная, ТРИЗ (частично), здоровьесьеберегающая, развивающего обучения, исследовательская.

Предварительная работа: проект «Весёлая семейка»; оформление альбомов «Семейные традиции», «Наши творческие работы», «Где работают мои родители»; лэпбук «Семейный калейдоскоп»; чтение художественной литературы; сюжетно-ролевые игры: «Семья», «Магазин», «Больница», «Большая стирка», «День рождения», «Гости»; игры-драматизации по произведениям: «Репка», «Зимовье зверей», «Волк и семеро козлят», «Под грибом», «Красная шапочка» «Гуси-лебеди»; дидактические игры: «Наша дружная семья», «Кому что нужно», «Кто как растет», «Собери портрет», «У кого какое настроение? », «Помогаем маме (папе)»; квест - игры.

Образовательные ресурсы: компьютер, видеозапись «Послание Бабы – Яги», презентация, музыкальное сопровождение ООД на электронном носителе; лэпбук, мольберты – 2 шт., столы – 2 шт., дерево, сундук, корзина, ключи, карта, картинки для игр, листья различных деревьев, метла; раздаточный материал: конверты на листьях, генеалогическое древо, клей-карандаш, смайлы.

Группа: средняя.

Количество участников: 8-10.

Время реализации: 20-25 минут.

Место реализации: музыкальный зал, групповая комната.

Этапы занятия и время

Формы, методы и приемы работы

Совместная деятельность педагога и детей

Самостоятельная деятельность ребенка

Результат

Организационный момент

(1-2 мин)

Переключение внимания детей на предстоящую деятельность. Стимуляция интереса к ней.

  1. Появление сказочного персонажа. (В группу влетает метла).
  2. Создание повышенного интереса к происходящему.

Коммуникативная деятельность.

Самостоятельное решение детей узнать, что происходит в музыкальном зале.

Сконцентрированное внимание детей, их психологическая готовность.

Мотивационно-ориентировочный

(1-3 мин)

Словесный, наглядный, проблемно-поисковый методы.

Фронтальная работа.

Социально-коммуникативная деятельность.

  1. Постановка проблемной ситуации. (Видеообращение. Баба – Яга похитила лэпбук «Семейный калейдоскоп», но оставила карту для её поиска).
  2. Поиск карты.
  3. Вовлечение детей в обсуждение вариантов решения данной проблемы.
  4. Вывод, как выйти из затруднительной ситуации.

Коммуникативная деятельность.

Активизация мыслительных процессов дошкольников.

Дети самостоятельно находят карту и решают её изучить.

Дети смотивированы к решению поставленной задачи.

Поисковый

(2-5 мин)

Наглядный, словесный, проблемно-поисковый, практический (работа с картой)  методы.

Познавательно-исследовательская, коммуникативная деятельность.

С помощью наводящих и проблемных вопросов педагог организует поисковую деятельность детей.

Речевое развитие: ответы детей о поиске решения поставленной  проблемы.

Дети рассматривают карту и выясняют маршрут поиска.

Активно взаимодействуют

со

сверстниками и педагогом в общении, проявляет инициативу в познавательно-исследовательской деятельности.

Практический

(10 -15 мин)

Словесный, наглядный, проблемно –поисковый, практический, игровой методы.

Познавательно-исследовательская, коммуникативная, игровая, творческая деятельность.

Видеообращение Бабы – Яги на каждом этапе:

  1. Д/и «Что сначала, что потом».

Гендерный подход.

  1. Словесная игра «Семейный листопад».
  2. Художественно-практическая деятельность «Генеалогическое древо».
  3. Физкультминутка «Семья».
  4. Лэпбук «Семейный калейдоскоп».

Социально – коммуникативное развитие, речевое развитие, познавательная активность, художественно-эстетическое развитие, физическое развитие.

Дети упражняются в  классификации предметов по возрастанию и убыванию, в ориентировке в пространстве, повторяют знания о цветовой гамме, различают цвета, называют принадлежность листьев к деревьям, самостоятельно выполняют творческую работу.

1.Соблюдают  правила игры, задают вопросы взрослым, интересуется причинно-следственными связями, пытаются сами их установить.

2.Обладают элементарными представлениями о своей семье и её членах. 3.Способны к принятию собственных решений, опираясь на свои знания и умения.

4.Дети закрепили   и расширили первоначальные знания о членах своей семьи, семейных традициях самостоятельно создали семейное древо.

5. Доводят начатое до конца.

Рефлексивно- оценочный

(1-5 мин)

Инициирование рефлексии воспитанниками своей деятельности и эмоционального состояния во время ООД

  1. Беседа «Квест – игра, что придумала Баба – Яга».

 

  1. Выбор смайла – оценка своей деятельности.

Дети проводят анализ успешности своей  деятельности, определяют уровень усвоения знаний, осмысливают содержание ООД, заканчивают ООД в дружеской обстановке, приняв ситуацию успеха, проявляют свои творческие способности.

Активно взаимодействуют

со

сверстниками и взрослыми в общении,

могут построить речевое высказывание в ситуации общения в соответствии требованиям среднего возраста, адекватно проявляют чувство веры в себя, устанавливают причинно - следственные связи, обладают элементарными знаниями из области семейного воспитания.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта ООД на тему: «Все работы хороши, выбирай на вкус!» в рамках проекта «Калейдоскоп профессий»

Итоговое мероприятие в рамках работы нод групповым проектом "Калейдоскоп профессий"...

Технологическая карта физкультурного занятия во второй младшей группе тема: «Новогодний калейдоскоп»

Технологическая карта физкультурного занятия во второй младшей группетема: «Новогодний калейдоскоп»...