Технологическая карта "Семейный калейдоскоп"
методическая разработка (средняя группа) по теме
Предварительный просмотр:
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение
детский сад №73 «Мишутка»
Старооскольского городского округа
Муниципальный конкурс
«Лучшая методическая разработка»
Номинация «Социально - коммуникативное развитие»
«Семейный калейдоскоп»
(для детей среднего дошкольного возраста)
Автор:
Кондрашова
Юлия Николаевна
г. Старый Оскол
2016 г.
Технологическая карта
Пояснительная записка
Своеобразие современного педагогического процесса современного детского сада предопределяется новыми требованиями к дошкольному образованию. В федеральном государственном стандарте дошкольного образования указано, что педагогическое взаимодействие ребенка и воспитывающих взрослых должно быть ориентировано на обеспечение развития каждого ребенка, сохранение его уникальности и самобытности, создание возможностей раскрытия способностей, склонностей. Фундаментом своевременного и полноценного личностного развития ребенка является физическое развитие в разных видах деятельности, но прежде всего, в двигательной и игровой. Интеграция данных видов деятельности позволяет успешно решать задачи формирования познавательной и социально-коммуникативной сферы, двигательной культуры, развития физических способностей детей, приобщения к здоровому образу жизни, здоровьесбережения и здоровьеформирования. Среди широко используемых в практике воспитания детей дошкольного возраста игровых технологий можно выделить квест - технологию, которая только еще начинает использоваться педагогами.
Слово «квест» переводится с английского языка как «поиск». В общем смысле данное понятие обозначает какой-либо сюжет, который предполагает достижение цели путем преодоления каких-либо препятствий.
Если говорить о квесте как о форме организации детских мероприятий, то это игра, чаще всего командная, включающая различные задания соревновательного характера и имеющая определенный сюжет. Детские квесты отличаются наличием заданий, затрагивающих самые разные области знаний и умений - это могут быть как физические соревнования (например, эстафеты), так и интеллектуальные викторины. Кроме того, сценарий такой игры предполагает использование сложных декораций, музыкального сопровождения, а также привлечение аниматоров.
Главное преимущество квеста в том, что такая форма организации ненавязчива, в игровом, занимательном виде способствует активизации познавательных и мыслительных процессов участников. С помощью такой игры можно достичь образовательных целей: реализовать проектную и игровую деятельность, познакомить с новой информацией, закрепить имеющиеся знания, отработать на практике умения детей. Кроме того, соревновательная деятельность обучает детей взаимодействию в коллективе сверстников, повышает атмосферу сплоченности и дружбы, развивает самостоятельность, активность и инициативность.
Таким образом, детские квесты помогают реализовать следующие задачи: образовательные (участники усваивают новые знания и закрепляют имеющиеся); развивающие (в процессе игры происходит повышение образовательной мотивации, развитие творческих способностей и индивидуальных положительных психологических качеств, формирование исследовательских навыков, самореализация детей); воспитательные (формируются навыки взаимодействия со сверстниками, толерантности, взаимопомощи и другие).
Квест-игры одно из интересных средств, направленных на самовоспитание и саморазвитие ребёнка как личности творческой, физически здоровой, с активной познавательной позицией. Что и является основным требованием ФГОС ДО.
Тема ООД: Квест – игра «Семейный калейдоскоп».
Цель ООД: способствовать привлечению внимания детей к семье как ценности для каждого человека посредством квест-игры.
Задачи:
Образовательные: формировать правильное представление о семье, расширять знания о ближнем окружении, учить разбираться в родственных связях, формировать гендерную принадлежность воспитанника с учетом возрастных изменений, учить работать с картой, уточнить названия основных и смешанных цветов, определить принадлежность листьев соответствующим деревьям.
Развивающие: развивать память, образное и вариативное мышление, познавательный интерес; развивать навыки связной речи; активизировать словарь детей на основе углубления знаний о своей семье; развивать внимание; развивать навыки само- и взаимоконтроля; развивать мелкую моторику пальцев и кистей рук; развивать интерес к двигательной активности с музыкальным сопровождением;
Воспитательные: вызывать желание рассказывать о взаимоотношениях между детьми и взрослыми в семье, желание поделиться своими мыслями, чувствами о своей семье; воспитывать у детей любовь и уважение к членам своей семьи,
развивать чувство гордости за свою семью, воспитывать самостоятельность.
Направление (в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования): социально - коммуникативное.
Интегрируемые образовательные области (в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования): «Социально-коммуникативное развитие», «Речевое развитие», «Познавательное развитие», «Художественно-эстетическое развитие», «Физическое развитие».
Виды детской деятельности: игровая, коммуникативная, двигательная, продуктивная, восприятие художественной литературы, музыкально-художественная.
Планируемые результаты формирования целевых ориентиров воспитанников (в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования): проявляет инициативу и самостоятельность в разных видах деятельности; обладает установкой положительного отношения к миру, к другим людям и самому себе; активно взаимодействует со сверстниками и взрослыми, участвует в совместных играх; адекватно проявляет свои чувства, в том числе чувство веры в себя; обладает развитым воображением, которое реализуется в разных видах деятельности, и прежде всего в игре; может выражать свои мысли и желания, может использовать речь для выражения своих мыслей, чувств и желаний, построения речевого высказывания в ситуации общения; развита крупная и мелкая моторика; подвижен, владеет основными движениями; способен к волевым усилиям, может следовать социальным нормам поведения и правилам в разных видах деятельности, во взаимоотношениях со взрослыми и сверстниками; проявляет любознательность, задаёт вопросы взрослым и сверстникам, интересуется причинно-следственными связями, склонен наблюдать; ребёнок способен к принятию собственных решений, опираясь на свои знания и умения в различных видах деятельности.
Форма проведения ООД: фронтальная, групповая, подгрупповая, индивидуальная.
Методы и приёмы: словесный, наглядный, игровой, эмоциональный, познавательный, социальный, самоконтроля, взаимоконтроля, парного контроля, проблемно-поисковый, познавательный, эвристический (метод открытий); логические рассуждения, рассказ, беседа, практическая деятельность, наблюдение, продуктивная деятельность, разъяснения, пояснения, инструктаж, дискуссия, ситуации столкновения мнений, ситуации занимательности и новизны, поощрение, создание ситуации успеха, выполнение заданий на смекалку, побуждение к поиску альтернативных решений.
Применяемые педагогические технологии: геокешинг, информационно-коммуникативная, ТРИЗ (частично), здоровьесьеберегающая, развивающего обучения, исследовательская.
Предварительная работа: проект «Весёлая семейка»; оформление альбомов «Семейные традиции», «Наши творческие работы», «Где работают мои родители»; лэпбук «Семейный калейдоскоп»; чтение художественной литературы; сюжетно-ролевые игры: «Семья», «Магазин», «Больница», «Большая стирка», «День рождения», «Гости»; игры-драматизации по произведениям: «Репка», «Зимовье зверей», «Волк и семеро козлят», «Под грибом», «Красная шапочка» «Гуси-лебеди»; дидактические игры: «Наша дружная семья», «Кому что нужно», «Кто как растет», «Собери портрет», «У кого какое настроение? », «Помогаем маме (папе)»; квест - игры.
Образовательные ресурсы: компьютер, видеозапись «Послание Бабы – Яги», презентация, музыкальное сопровождение ООД на электронном носителе; лэпбук, мольберты – 2 шт., столы – 2 шт., дерево, сундук, корзина, ключи, карта, картинки для игр, листья различных деревьев, метла; раздаточный материал: конверты на листьях, генеалогическое древо, клей-карандаш, смайлы.
Группа: средняя.
Количество участников: 8-10.
Время реализации: 20-25 минут.
Место реализации: музыкальный зал, групповая комната.
Этапы занятия и время | Формы, методы и приемы работы | Совместная деятельность педагога и детей | Самостоятельная деятельность ребенка | Результат |
Организационный момент (1-2 мин) | Переключение внимания детей на предстоящую деятельность. Стимуляция интереса к ней. |
| Коммуникативная деятельность. Самостоятельное решение детей узнать, что происходит в музыкальном зале. | Сконцентрированное внимание детей, их психологическая готовность. |
Мотивационно-ориентировочный (1-3 мин) | Словесный, наглядный, проблемно-поисковый методы. Фронтальная работа. | Социально-коммуникативная деятельность.
| Коммуникативная деятельность. Активизация мыслительных процессов дошкольников. Дети самостоятельно находят карту и решают её изучить. | Дети смотивированы к решению поставленной задачи. |
Поисковый (2-5 мин) | Наглядный, словесный, проблемно-поисковый, практический (работа с картой) методы. | Познавательно-исследовательская, коммуникативная деятельность. С помощью наводящих и проблемных вопросов педагог организует поисковую деятельность детей. | Речевое развитие: ответы детей о поиске решения поставленной проблемы. Дети рассматривают карту и выясняют маршрут поиска. | Активно взаимодействуют со сверстниками и педагогом в общении, проявляет инициативу в познавательно-исследовательской деятельности. |
Практический (10 -15 мин) | Словесный, наглядный, проблемно –поисковый, практический, игровой методы. | Познавательно-исследовательская, коммуникативная, игровая, творческая деятельность. Видеообращение Бабы – Яги на каждом этапе:
Гендерный подход.
| Социально – коммуникативное развитие, речевое развитие, познавательная активность, художественно-эстетическое развитие, физическое развитие. Дети упражняются в классификации предметов по возрастанию и убыванию, в ориентировке в пространстве, повторяют знания о цветовой гамме, различают цвета, называют принадлежность листьев к деревьям, самостоятельно выполняют творческую работу. | 1.Соблюдают правила игры, задают вопросы взрослым, интересуется причинно-следственными связями, пытаются сами их установить. 2.Обладают элементарными представлениями о своей семье и её членах. 3.Способны к принятию собственных решений, опираясь на свои знания и умения. 4.Дети закрепили и расширили первоначальные знания о членах своей семьи, семейных традициях самостоятельно создали семейное древо. 5. Доводят начатое до конца. |
Рефлексивно- оценочный (1-5 мин) | Инициирование рефлексии воспитанниками своей деятельности и эмоционального состояния во время ООД |
| Дети проводят анализ успешности своей деятельности, определяют уровень усвоения знаний, осмысливают содержание ООД, заканчивают ООД в дружеской обстановке, приняв ситуацию успеха, проявляют свои творческие способности. | Активно взаимодействуют со сверстниками и взрослыми в общении, могут построить речевое высказывание в ситуации общения в соответствии требованиям среднего возраста, адекватно проявляют чувство веры в себя, устанавливают причинно - следственные связи, обладают элементарными знаниями из области семейного воспитания. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Технологическая карта организованной образовательной деятельности. Познавательное развитие. ФЦКМ, расширение кругозора. Технологическая карта по теме: « Кем я хочу быть»
Технологическая карта по теме: « Кем я хочу быть»...
Технологическая карта организованной образовательной деятельности. Познавательное развитие. ФЦКМ, расширение кругозора. Технологическая карта по теме: «Мама – самый верный друг»
Технологическая карта по теме: «Мама – самый верный друг»...
Технологическая карта организованной образовательной деятельности. Познавательное развитие. ФЦКМ, расширение кругозора. Технологическая карта по теме: «Профессия - военный»
Технологическая карта по теме: «Профессия - военный»...
Технологическая карта организованной образовательной деятельности. Познавательное развитие. ФЦКМ, расширение кругозора. Технологическая карта по теме: «Праздник вежливости»
Технологическая карта по теме: «Праздник вежливости»...
Технологическая карта ООД на тему: «Все работы хороши, выбирай на вкус!» в рамках проекта «Калейдоскоп профессий»
Итоговое мероприятие в рамках работы нод групповым проектом "Калейдоскоп профессий"...
Технологическая карта физкультурного занятия во второй младшей группе тема: «Новогодний калейдоскоп»
Технологическая карта физкультурного занятия во второй младшей группетема: «Новогодний калейдоскоп»...
- Мне нравится (1)