конспект интегрированной НОД по теме Вулкан
план-конспект занятия (подготовительная группа) на тему

Бабурина Екатерина Васильевна

Цель: Расширять знания детей об окружающем мире, познакомить с явлением неживой природы – извержением вулкана. В процессе детского экспериментирования удовлетворять потребности детей в познании, самостоятельности, радости и удовольствии.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад «Сурский квартал» с.Засечное Пензенский район Пензенская область

Конспект интегрированной непосредственной деятельности с элементами экспериментирования для детей подготовительной группы Тема: «Вулканы»

 

Подготовила: воспитатель

Бабурина Е. В.


Конспект интегрированной непосредственной деятельности с элементами экспериментирования для детей подготовительной группы Тема: «Вулканы»

Цель: Расширять знания детей об окружающем мире, познакомить с явлением неживой природы – извержением вулкана. В процессе детского экспериментирования удовлетворять потребности детей в познании, самостоятельности, радости и удовольствии.

Задачи:

Образовательные:

1. познакомить детей с понятием «вулкан», дать представление о происхождении и строении вулканов;

2. формировать представления детей о природном явлении – извержении вулкана;

3. формировать умение правильного обращения с химическими веществами.

Развивающие

1. стимулировать желание детей экспериментировать;

2. развивать эмоционально-положительное отношение к познанию окружающего мира;

3. в процессе экспериментирования развивать следующие качества психики: мышление, воображение, внимание, наблюдательность, произвольность поведения, коммуникативные способности;

4. развивать умение слушать, реагировать на обращение, используя доступные речевые средства, отвечать на вопросы воспитателя.

Воспитательные:

1. воспитывать бережное отношение к природе;

2. способствовать устойчивому эмоционально-положительному самочувствию и активности ребенка в рамках совместной и самостоятельной деятельности по экспериментированию.

Интеграция образовательных областей:

1. Познавательное развитие

2. Социально — коммуникативное развитие

3. Физическое развитие

Технологии, используемые педагогом в мероприятии

1. Технологии личностно-ориентированного взаимодействия педагога с детьми:

• педагогическая поддержка, оказание педагогом оперативной помощи в решении проблемных ситуаций;

• опора на субъектный опыт ребенка.

2. Игровые технологии:

• игровые задания и упражнения.

3. Технологии поисковой деятельности:

• создание проблемной ситуации;

• детское экспериментирование.

4. Здоровьесберегающие технологии:

• физикультминутка;

5. Технологии критического мышления

  • отгадывание ребуса
  • решение задач

Ход занятия:

Воспитатель: Ребята, посмотрите к нам сегодня пришли гости, давайте с ними поздароваемся.

Воспитатель: Ребята, смотрите у меня для вас сюрприз — эту посылку сегодня я обнаружила утром у нас в группе. Здесь написано: « Ребятам подготовительной группы от Всезнайки». Я вижу здесь письмо и много еще интересного, но давайте начнем с письма.

«Здраствуйте ребята, пишет Вам Всезнайка!!! Я приглашаю вас отправиться в интересное путешествие и моя посылка Вам в этом поможет. Я предлагаю Вам отправиться на полуостров … . А чтобы узнать на какой, вам надо отгадать ребус. Для этого высылаю вам подсказки. Приятного путешествия!!!»

Воспитатель: Ребята, а давайте попробуем разгадать эти подсказки и название острова, куда нас с вами приглашают? Достает из посылки  картинки с изображением предметов и располагает их в определенной цифровой последовательности.

Дети: называют первый звук в слове, изображенном картинке. Подбирают соответствующую звуку букву и читают слово.

1 – кукла

2 – апельсин

3 – мяч

4 – часы

5 – арбуз

6 – тарелка

7 – кошка

8 – автобус

К А М Ч А Т К А

Воспитатель: И так какое слово у вас получилось?

Дети: КАМЧАТКА

Воспитатель: В нашей посылке есть карта, вот давайте на ней посмотрим где находится этот полуостров?

 Как вы думаете, на чем туда можно добраться? На каких видах транспорта? (дети предлагают свои варианты ответов).

 Ребята, но у нас в группе здесь нет почти ничего, на чем можно путешествовать, посмотрите только столы и стульчики, что можно из этого придумать?  (варианты ответов детей).                

Дети: Варианты ответов.

Воспитатель: Мы с вами ребята, отправимся в наше путешествие на воображаемом поезде. Но для начала давайте  определим какое же расстояние нам с вами придется проехать от Пензы до Камчатки. Для этого вам надо решить задачи:

1) Дима гостил у бабушки,

 Одну неделю и два дня.

 Сколько всего дней,

 Дима провел в гостях у бабушки?

 Ответ - 9

2)  Ёжик по лесу шёл,
На обед грибы нашёл:
Три - под берёзой,
Четыре - у осины.
Сколько их будет

В плетёной корзине?

Ответ — 7

3) А у нашего мишки есть медвежата.
Шесть веселых медвежат
За машиной в лес спешат.
Но один малыш отстал.
А теперь ответ найди!
Сколько мишек впереди?

Ответ - 5

4) Оглянуться не успели

Яблоки в саду созрели

Три румяных, налевных

И три кислых — сколько их?

Ответ — 6

Воспитатель: 9756 км нам с вами придется проехать. Ну что же, занимаем свои места в нашем поезде и отправляемся в путь. ( звучит фонограмма стука колес поезда)

Ребята посмотрите Всезнайка для вас приготовил сюрприз - вот этот мешочек, а что находится в мешочке - вы узнаете, если отгадаете  загадку:

Он может быть мелкий – в ладошке лежать,

Тяжелый, большой, одному не поднять,

В пыли на дороге не нужным лежать

Кто может предмет по приметам узнать?

Дети:  КАМНИ.

Воспитатель: Давайте с камнями поиграем. Но прежде чем мы поиграем с камнями - разомнем наши ручки.

Пальчиковая гимнастика

«Дружба»

Дружат в нашей группе девочки и мальчики,

(пальцы рук соединяются ритмично в «замок»)

Мы с тобой подружим маленькие пальчики,

(ритмичное касание одноименных пальцев обеих рук)

Раз, два, три, четыре, пять,

(поочередное касание одноименных пальцев, начиная с мизинца)

Начинай считать опять.

Раз, два, три, четыре, пять,

Мы закончили считать.

(руки вниз, встряхнуть кистями).

Воспитатель: Какая красивая у меня коробка (коробка ощущений). В этой коробочке много разных предметов, но вам нужно будет достать только камни. Играющим задать вопросы: Как ты узнал, что в руках у тебя камень? Какой он на ощупь?

Дети: гладкий, шершавый, тяжелый, легкий, крепкий и др.

Предложить взять в одну руку камень, а в другую - пластилин. Сожмите обе ладони. Что вы почувствовали? Что произошло с пластилином? Почему?

Что произошло с камнем? Почему?  

Дети: пластилин изменил форму, а камень остался таким же по форме

Воспитатель: Посмотрите, у нас есть мисочка с водой. Что будет, если мы опустим камень в воду? Давайте это проверим.

Дети: Камень утонул, потому что тяжелый.

Воспитатель: Ребята у меня еще есть очень необычный камень(раздаю детям по кусочку пемзы). Возьмите лупы и рассмотрите его внимательно. Чего много у этого камня?

Дети: Дырок.

Воспитатель: А как вы думаете эти дырочки пустые? Давайте опустим этот камень в воду. Он не утонул, как другие камни, потому что в дырочках спрятался воздух, благодаря воздуху который заполнил дырочки, камень стал легким. Этот камень называется пемза. И мы с вами скоро узнаем как появляется пемза.

Воспитатель: Напомните мне на какой полуостров мы летим?

Дети: Камчатка

Воспитатель: Мои путешественники, как вы думаете, что необычного есть на этом полуострове «Камчатка»? (ответы детей). Правильно, Камчатка славится своими вулканами, которые - то спят, то просыпаются. Давайте я вам расскажу про них.

Жил на свете бог по имени Вулкан. И нравилось ему кузнечное дело: стоять у наковальни, бить тяжелым молотом по железу, раздувать огонь в горне. Построил он себе кузницу внутри высоченной горы. А гора стояла прямо посредине моря. Когда вулкан работал молотом, гора дрожала от верхушки до основания, а грохот и гул разносились далеко вокруг. Из отверстия на вершине горы с оглушительным ревом летели раскаленные камни, огонь и пепел. С тех пор все огнедышащие горы люди стали называть вулканами. »Вулкан работает»- со страхом говорили люди, и уходили жить подальше от этого места.

Воспитатель: Давайте заглянем внутрь вулкана. На что похож вулкан?

Дети:  пирамида, конус.

Воспитатель:Какой он формы?

Дети: конусообразной.

Воспитатель: Верхушка вулкана называется кратер. А глубокая яма называется жерло. Из земли поднимается лава.

Лава - это расплавленные, очень горячие камни. Температура внутри земли настолько высокая, что камни из твердых превращаются в жидкие, когда куски лавы застывают, получаются новые камни – мы сегодня эти камни уже видели они называются пемза. Извержение вулкана всегда вселяло в людей страх и ужас. Но люди жили и живут рядом с вулканами, ведь вулканы могут «спать» очень долго. Для того чтобы узнать когда вулкан проснется и предупредить людей об опасности, за жизнью вулканов следят ученые. Этих ученых называют вулканологами. С помощью специальных приборов они узнают, когда вулкан «спит» а когда проснется.

А вы хотите стать вулканологами? Первое, что они должны знать - это какие виды вулканов бывают? Чем они похожи? Чем отличаются? Ребята вулканы бывают трех видов.

Действующий- это тот который извергает лаву.

Потухший - который тысячу лет не извергает лаву.

Спящий- он в любой момент может проснуться и начать извергать лаву.

Воспитатель: Вот мы с вами и приехали на полуостров Камчатка.  Давайте немного разомнемся.

Физкультминутка

Быстро встаньте, улыбнитесь.

Выше, выше, потянитесь.

Ну-ка, плечи распрямите

Поднимите, опустите,

Мы походим на носках,

А потом на пятках,

Влево, вправо, повернулись,

Рук коленями коснулись,

Сели, встали, сели, встали

И на месте побежали.

Воспитатель: Немного отдохнули, а теперь я вам покажу то, зачем мы сюда с вами ехали. Специально для вас я попробую оживить вулкан, чтобы вы смогли понаблюдать за его извержением лавы.

Воспитатель: Пройдёмте в нашу лабораторию. (сели) Как мы можем определить тему нашего исследования?

Дети: Тема нашего исследования «действующий вулкан»

Воспитатель: Тему определили, начинаем работу в лаборатории. Ребята, смотрите внимательно, сейчас я попробую «запустить» наш вулкан. (в готовый раствор капаю уксус) .

Наблюдаем “извержение “ вулкана.

Воспитатель: А хотите я вас научу делать раствор, который заставляет вулкан действовать?

 Посмотрите внимательно на свой стол и скажите мне из чего можно сделать макет горы для вашего вулкана?

Дети:  Из конуса.

Воспитатель:  – Предлагаю жерлом вулкана сделать стаканчик. Высыпаем в жерло нашего вулкана соду из стакана №1 и моющую жидкость из стакана №2.

А теперь внимание! Эта емкость у меня с особым знаком.

Что она означает?

Дети: Самому пользоваться нельзя.

Воспитатель:  Правильно, это уксус, и его наливать можно только взрослому. Это буду делать я. Поэтому давайте с сами договоримся, вы отодвините от себя свои вулканы и когда они у вас заработают вы не будите ни чего нюхать и трогать руками.  

Дети наблюдают за извержением своих вулканов.

Воспитатель: Какие красивые, замечательные, необычные вулканы вы оживили. Ребята, напомните мне тему нашего исследования. Получилось ли у нас в лабораторных условиях пронаблюдать извержение вулкана. Какой вывод можем сделать?

Дети:  При извержении вулкана лава с большим напором вырывается из жерла и заполняет собой все вокруг?

Рефлексия: Что нового вы сейчас узнали? На что похож вулкан? Что извергается из вулкана? Как называется застывшая лава? Чем опасны вулканы? Как называются люди, изучающие вулканы? Для чего они это делают?

Воспитатель: Ребята, вы все молодцы. А теперь давайте отправляться в обратный путь, а что бы вам в пути не было скучно, Всезнайка приготовил для вас сюрприз – раскраски, которые вы можете раскрасить.

Развивающая среда

Запись «Древняя Греция - Античная музыка», музыкальное сопровождение - «стук колес поезда», иллюстрация «Бог Вулкан», набор камней.

Предварительная работа

Просмотр видеофильма «Вулканы», изготовление макета вулкана, рассматривание иллюстраций с изображением вулканов, беседы о пользе и опасности, которые несут вулканы, изучение темы: «камни», изготовление конуса из картона.

Материалы к занятию

 Ноутбук, пластиковые тарелки , пластиковые стаканы, набор камней, пластилин, сосуды с водой. Коробка ощущений.

 Сода, моющая жидкость (любая), красная краска, уксусная кислота(только для воспитателя), салфетки, лупы, поддоны.

Список литературы и интернет источников:

1. География для самых маленьких. Вулканы.http://club.umnitsa.ru/node/358497/360726

2. Гилпин Р. и Пратт Л. Большая книга занимательных опытов, Росмэн-Пресс, 2008г 3. Годен К. Детская энциклопедия «Махаон» Вулканы., 2007г

4. Делаем вулкан дома http://www.tigrulki.ru/2010/09/11/delaem-vulkan-doma/

5. Книга опытов для дошкольников http://detsad-kitty.ru/lessons/598-kniga-opytov-dlya-doshkolnikov.html

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

КОНСПЕКТ интегрированного занятия на тему: «ЮНЫЕ ХУДОЖНИКИ»

Интегрированное занятие с использованием элементов ТРИЗ и РТВ в хужожественно-эстетическом воспитании детей подготовительной группы....

Конспект интегрированного занятия на тему: "Чудеса зимнего леса"

Конспект интегрированного занятия "Чудеса зимнего леса" для детей старшей логопедической группы. Интеграция образовательных областей: «Коммуникация», «Художественное творчество», «Музыка» . Соста...

Конспект интегрированного занятия по теме: «Звук Р в слогах и в словах в позиции в середине слова. Образование относительных прилагательных на основе лексической темы «Ягоды и фрукты»

( индивидуальное  логопедическое занятие для дошкольника старшего возраста)Цель: автоматизировать звука [Р] в слогах и в словах в позиции в середине слова.  Задачи:1. Коррекционно-разви...

Конспект интегрированного мероприятия по теме:« Пернатые друзья». Пролонгирование темы « 1 апреля – День птиц"

Конспект интегрированного мероприятия по теме "Пернатые друзья". Пролонгирование темы " 1 апреля - День птиц"  .У тей закрепляются знания о птицах: повадки, голос, внешний вид и т.д....

Конспект интегрированного мероприятия по теме:« Пернатые друзья». Пролонгирование темы « 1 апреля – День птиц"

Конспект интегрированного мероприятия по теме "Пернатые друзья". Пролонгирование темы " 1 апреля - День птиц"  .У тей закрепляются знания о птицах: повадки, голос, внешний вид и т.д....

Конспект организованной образовательной деятельности. Тема: «Вулкан»

Цель: Формирование первоначальных представлений о природном явлении – вулкане.Задачи:Образовательные: -Знакомить с природным явлением – извержением вулкана, его причиной.-Расширять предста...

Конспект эспериментальной деятельности по теме "Вулкан"

В ходе образовательной деятельности дети знакомятся с природным явлением - извержение вулкана, через опытно- экспериментальную деятельность....