"Знакомство дошкольников с правилами поведения в природе через организацию различных видов деятельности"
консультация по окружающему миру

Корепина Галина Евгеньевна

Консультация для воспитателей по окружающему миру

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл pravila_v_prirode.docx25.79 КБ

Предварительный просмотр:

Знакомство дошкольников с правилами поведения в природе через организацию различных видов деятельности»

                                       

В современном мире проблемы окружающей среды приобрели первостепенное значение. Насущной задачей стало принятие решений и мер по защите окружающей среды от загрязнения и разрушения, сохранение всего генетического разнообразия живых существ, сбережение генофонда планеты.

Особо важным, в сложившихся условиях, стало экологическое образование людей. Первостепенное значение при этом придается экологическому образованию подрастающего поколения.

Теоретические основы экологического образования дошкольников представлены в исследованиях И.А. Хайдуровой, П.Г. Саморуковой, И.Д. В.А. Игнатовой, И.Т. Суравегиной и др. Существует большое количество определений экологической культуры.

Так, С.Н. Николаева под экологической культурой рассматривает совокупность знаний и активных проявлений ребенка: интереса к явлениям природы, понимания специфики живого, желания практически сохранить, поддержать или создать для него нужные условия; понимания и сочувствия тем, кто испытывает дефицит каких-либо условий; эмоционального отклика на любые проявления животных, их красоту. По мнению Н.Ф. Виноградовой, экологическая культура предполагает определенную степень осмысления мира. В.А. Игнатова считает, что экологическая культура - часть общей человеческой культуры, отдельная ее грань, отражающая взаимосвязи человека и всего общества с природой во всех видах деятельности. Б.Т. Лихачев рассматривает экологическую культуру как производную экологического сознания. По мнению автора, она должна строиться на экологических знаниях и включать в себя заинтересованность в природоохранной деятельности.

От уровня экологической культуры зависит вопрос выживания человечества. Экологическая ответственность напрямую связана со знанием и соблюдением правил поведения человека в природе и с такими качествами личности, как самоконтроль, умение предвидеть ближайшие и отдаленные последствия своих действий в природной среде,  критическое отношение к себе и другим. На этапе дошкольного детства ребенок получает эмоциональные впечатления о природе, накапливает представления о разных формах жизни, у него формируются основы экологического мышления, сознания, закладываются начальные элементы экологической культуры и экологически грамотное поведение.

Ознакомление дошкольников с правилами поведения в природе может осуществляться, как в природе во время прогулок, походов, экскурсий, так и на занятиях. На занятиях, как правило, имеется возможность обоснования каждого правила, сопоставления правил друг с другом, повторения уже известных, а на экскурсиях, прогулках, соответственно, - закрепление, возможность практической отработки.

 Необходимо организовывать экскурсии на различные объекты природного окружения – луг, лес, водоем, улица города, с тем, чтобы показать состояние природы во всем ее многообразии. Многочисленные деревья, кустарники, травянистые растения во всем своем многообразии дают возможность показать детям приспособленность растений к условиям существования. Дети наблюдают за ними в различные времена года. Такие экскурсии способствуют глубокому усвоению знаний о природе, постепенное усложнение знаний создает благоприятные условия для развития познавательного интереса.

Экскурсия на луг дает возможность детям увидеть различные луговые травы – клевер, мышиный горошек, пастушью сумку, василек, горец змеиный, одуванчик, подорожник и др. Необходимо заострять внимание на бережное отношение к ним – не рвать, не мять, не топтать. При сборе растений на лугу нужно следить, чтобы ребенок правильно и аккуратно срывал растения, осторожно брать их, не вырывать с корнем, чтобы не повредить корневую систему.

В лесу дети знакомятся с многообразием деревьев и кустарников – ель, береза, дуб, осина, черемуха, калина и др. Здесь нужно следить, чтобы дети не ломали ветви, не повредили ствол дерева, его крону. Приучать собирать только опавшие листья и плоды. На экскурсиях дети собирают ягоды калины, рябины, семена трав (подорожника, лебеды, репейника), заготавливая корм для зимующих птиц. В холодное время года следят за кормушками: очищают их от снега, подсыпают запасенные семена.

На водоеме детям необходимо прививать бережность по отношению к воде, показать детям, как загрязнены водоемы и последствия этого. Нужно учить детей оберегать водные сообщества, так как это является неотделимой частью природы.

Экскурсия на улицу города является одной из самых показательных для привития заботливого отношения к природе. На улице дети бывают не только на специально организованных экскурсиях, поэтому дети видят пренебрежительное отношение людей к природе каждый день. Необходимо, прежде всего, научить ребенка не сорить, мусор выбрасывать в урны, а не на дорогу. Показать, что чистота улиц города и природы напрямую зависит от деятельности человека, и если за ней не ухаживать, то она быстро погибнет.

Так же, начиная со среднего дошкольного возраста, дети могут заботиться о птицах. На прогулках и экскурсиях можно приучать собирать ягоды калины, рябины, семена трав (подорожника, лебеды, репейника), заготавливая корм для зимующих птиц. В холодное время года следить за кормушками: очищать их от снега, подсыпать запасенные семена.

Важно показать детям простейшие природоохранные мероприятия. Детям необходимо на примерах показать, что растения беззащитны - не издают звуки, не двигаются, не защищаются. Поврежденное или сломанное растение не может развиваться, как здоровое, его рост прекращается. К сожалению таких случаев, много: сломаны ветки на дереве, повреждена кора, куча мусора в лесу и тому подобное. Следует направлять внимание детей на изменения, которые состоялись с тем или другим растением, а также выяснить их причины.

Так же вместе с детьми можно развешивать кормушки, следить за тем, чтобы в них был корм для птиц, регулярно их проверять, смотреть, нет ли каких повреждений и при необходимости производить ремонт.

 Также важно, сделать работу по ознакомлению с правилами поведения в природе постоянной, систематической, так, чтобы она непрерывной нитью вплеталась  в общую ткань работы с детьми старшего дошкольного возраста.

Необходимо, чтобы правила поведения в природе воспринимались детьми не просто как пожелания и, тем более, не просто запреты, а именно как правила, которым присуща особая значимость. Для этого каждое из них должно иметь формулировку. Дословного запоминания этих формулировок не требуется, так как самым  важным в этой работе является развитие у них умения передавать смысл того или иного правила своими словами и умения использовать эти правила в реальном общении с природой.

Помимо словесной формулировки каждое правило может иметь и графическое выражение. Графическое выражение правила поведения в природе может быть представлено в виде экологического знака. Экологические знаки служат своеобразными опорами для запоминания довольно значительного числа правил. Работа со знаками, несомненно, дает положительные результат, так как вызывает большой интерес у детей и повышает в их глазах значимость, весомость самих правил поведения в природе. Исходя из особенностей  дошкольного возраста, необходимо, чтобы знаки были цветными, яркими, выразительными и понятными детям. Вводится они должны постепенно, по мере знакомства с соответствующими правилами. Первые знаки, как правило, выполняет сам воспитатель, затем ему могут помогать и  воспитанники. Так, в качестве домашнего задания, детям можно предложить самостоятельно или совместно  с родителями придумать и изготовить знак к тому или иному правилу. В качестве мотивации воспитатель может провести конкурс на самый  лучший, точный и запоминающийся знак. В ряде случаев, по усмотрению воспитателя, не знак предлагается к сформулированному правилу, а наоборот, знак вывешивается заранее, за несколько дней до занятия, например, в календаре природы, после чего дети получают задание: сформулировать правило, которое, по их мнению, «прячется» за этим знаком. Каждый новый знак целесообразно после занятия оставлять перед глазами детей на несколько дней.

По мере накопления знаки составляют целую «галерею», используя которую можно выполнять различные упражнения. Некоторые известные знаки можно вывешивать накануне экскурсии или прогулки, с тем, чтобы напомнить детям о соответствующих правилах поведения в природе. На обобщающих занятиях знаки, с которыми работали при изучении определенной темы, также могут быть вывешены, чтобы дети с их помощью повторили уже заученные правила.

   Ознакомление с правилами поведения в природе предусматривает соблюдение принципа разнообразности экологической деятельности, который заключается в педагогической целесообразности привлечения ребенка к разнообразной познавательной деятельности, связанной с миром природы. Психологические особенности детей дошкольного возраста предопределяют использование инновационных форм познавательной деятельности, которые являются наиболее эффективными в работе с детьми дошкольного возраста.

Среди методов преимущество отдается непосредственным экспериментам, играм, опытам, но целесообразно использовать и другие виды деятельности.  М.М. Манасеина считала: «...при воспитании детей от 1 до 8 лет следует всегда помнить, что им, прежде всего и главным образом следует по возможности полнее и лучше освоиться с окружающим их миром. Следовательно, им нужны не сказки, а факты и факты, наблюдения и опыты».

При ознакомлении детей дошкольного возраста с правилами поведения в природе эффективным методом формирования осознанно-правильного отношения к природе является создание проблемной ситуации. Это обеспечивают широкое пространство для творческой реализации ребенка. Целью такой деятельности неизменно выступает формирование первооснов экологического сознания, экологического поведения, а, следовательно, и экологической культуры. Так, детям можно предложить какую – либо ситуацию, проанализировав которую, они должны решить: правильно ли поступил человек по отношению к природе в том или ином случае и объяснить почему.

    Что касается опытов, то они способствуют формированию у детей познавательного интереса к природе, развивают наблюдательность, мыслительную деятельность. В каждом опыте раскрывается причина наблюдаемого явления, дети подводятся к суждениям, умозаключениям. Уточняются их знания о свойствах и качествах объектов природы (о свойствах снега, воды, растений, об их изменениях и т. д.). Опыты имеют большое значение для осознания детьми причинно-следственных связей.  

     В становлении экологического сознания особенное место принадлежит игровой деятельности. Именно в ней формируются у детей моральные нормы и правила поведения в природе. Педагогически правильно организованная игровая деятельность позволяет добиться самого полного самовыражения детей, активности их действий, которые соглашаются с общепринятыми нормами и правилами поведения в природе.
Целесообразно использовать игры, которые с одной стороны моделируют само творчество ребенка, а с другой - обеспечивают условия для совершенствования его интеллекта. К таким играм относятся - игры-ребусы, игры-исследования, игры-опыты, КВНы. В этих играх развивается интеллект ребенка, его память, мышление, внимание, умение искать зависимости и закономерности, которые существуют в природе скрыто и реально, умения классифицировать и моделировать материал, комбинировать и моделировать его, прогнозируя результаты.

   Большой популярностью у детей  пользуются сюжетно – ролевые игры. Традиционным для детей является сюжет игры в путешествия. С целью сформировать у детей интерес к жизни лесных животных и растений, особенностям их приспособленности к лесному образу обитания, воспитать у детей умение правильно вести себя в лесу и бережно относиться к природе можно, например, провести игру-путешествие «Прогулка в лес». В ходе игры дети встречают разных животных, насекомых, рассматривают растения, помогают убрать мусор на лесной полянке. В течение всего занятия воспитатель обращает особое внимание на необходимость быть осторожными, чтобы не наступить на муравьев и не помять цветы. 

Кроме того, существуют и другие формы экологического образования. Например, старших дошкольников можно привлекать к участию в природоохранительных акциях. Это социально значимые мероприятия, которые могут быть проведены в дошкольном учреждении совместно сотрудниками и детьми, а возможно, и при участии родителей. Акции, как правило, приурочены к каким-либо датам, сообщениям, имеющим общественное значение, поэтому они имеют широкий резонанс, сильное воспитательное воздействие на дошкольников, служат хорошей экологической пропагандой среди родителей. Дети старшего дошкольного возраста могут принять участие в таких акциях, которые им понятны, затрагивают их интересы. К ним относятся, например, «Зеленая елочка – живая иголочка» - акция по сбережению живого дерева, против бессмысленной массовой их вырубки к Новому Году.

Доступные и понятные для детей акции можно провести к таким значительным международным событиям, как День Воды, День Земли. Дети много пользуются водой и к старшему дошкольному возрасту могут уже понять ее ценность, значение для жизни всех живых существ. Поэтому акция в защиту воды, бережного и экономного ее расходования окажет влияние не только на них, но и на их родителей.

Следует помнить о том, что положительных результатов в данной работе можно достичь при тесном сотрудничестве с родителями, которое может осуществляться с использованием традиционных форм (родительские собрания, конференции, консультации и др.). Очень важны индивидуальные и групповые беседы воспитателя с родителями, например: «О поведении в природе», «О содержании растений и животных дома». Можно организовать и совместную деятельность родителей с детьми (экскурсии, экологические акции, праздники, дни открытых дверей и др.). Педагог советует родителям больше времени проводить с детьми на улице, гулять в лесу, в парке, отмечать видоизменения в природе, учить культурному поведению в природе, организовать дома уголок природы, приобрести комнатные растения, рыб, птиц. Все это вызовет у детей интерес к природе, желание заботится о живых существах, будет способствовать формированию гуманных чувств.

При обучении правилами поведения в природе, важно содействовать воспитанию у детей эмоционально положительного отношения к ней, вызывать добрые чувства и побуждать детей к деятельности, сознательно направленной на охрану природы.

Необходимо, чтобы дети видели и понимали, что состояние природы зависит от деятельности и поведения людей. Знакомить детей дошкольного возраста с правилами поведения на природе необходимо так, чтобы они не носили характер запретов. Иначе правила осваиваются детьми без понимания необходимости их соблюдения и не становятся для них значимыми. Ребенок должен осознавать их значение, эмоционально почувствовать последствия их несоблюдения. Исследователи С.Д. Дерябо и В.П. Ясвин  указывают, что важно обратить внимание детей на то, как человек преображает природу города: разбивает газоны, устраивает цветники. Воспитанникам следует объяснить, откуда берутся бездомные животные, чем они опасны.

Цель обучения дошкольников правилам поведения в природе – формирование ответственного отношения к окружающей среде. Это предполагает соблюдение нравственных и правовых принципов природоиспользования и пропаганду идей оптимизации, активной деятельности по изучению и охране природы своей местности. Чтобы эти требования превратились в норму поведения каждого человека, необходимо с детских лет целенаправленно воспитывать чувство ответственности за сохранность природы, вырабатывать активную жизненную позицию по восприятию проблемы сохранения окружающей природной среды.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Совместная деятельность по познавательному развитию и художественному творчеству через интеграцию различных видов деятельности.

Способствовать развитию речевой речи ребенка. Развивать мелкую моторику рук. Воспитывать внимание, стимулировать фантазию. Проявлять творческие способности....

Создание эмоционального благополучия дошкольников через организацию различных видов двигательной деятельности

Создание эмоционального благополучия дошкольников через организацию различных видов двигательной деятельностиВ нормативных документах дошкольного воспитания указывается, что дошкольное воспитание долж...

«Основы безопасности жизнедеятельности детей старшего дошкольного возраста через организацию различных видов деятельности»

Дошкольник любознателен, в своих разнообразных играх часто повторяет поступки и действия взрослого. А такие особенности дошкольника, как доверчивость, внушаемость, открытость в общении и любознательно...

Опыт работы по теме «Развитие экологических представлений у дошкольников через интеграцию различных видов деятельности»

В современном мире проблемы окружающей среды (экологические проблемы) приобрели первостепенное значение. Насущной задачей стало принятие мер по защите окружающей среды от загрязнений и разру...

Доклад к семинару "Создание эмоционального благополучия дошкольников через организацию различных видов двигательной деятельности"

В дошкольном детстве необходимым является потребность в движении, в двигательной активности в среде сверстников. Когда реализовывается эта потребность, вызываются положительные эмоции, чувства радости...

«Методы, средства и приемы организации различных видов деятельности при формировании основ безопасного поведения дошкольников»

laquo;Методы, средства и приемы организации различных видов деятельности при формировании основ безопасного поведения дошкольников»...

2020-2024г. Презентация "Обобщение опыта работы по теме: «Формирование основ финансовой грамотности у дошкольников старшего возраста через организацию различных видов детской деятельности»

Недостаточный уровень финансовой грамотности мешает родителям привить детям правильные навыки по управлению финансами, сформировать систему позитивных установок, которая позволит им в будущем принимат...