Развитие познавательного интереса через опытно-экспериментальную деятельность
опыты и эксперименты (средняя группа) на тему

Марченко Ольга Борисовна

«Расскажи – и я забуду,

покажи – и я запомню,

дай попробовать – и я пойму».

(Китайская народная мудрость.)

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл seminar1.docx30.31 КБ

Предварительный просмотр:

Марченко О.Б., воспитатель

ГБДОУ детский сад №25 Калининского района

Санкт-Петербурга

Познавательно - исследовательский проект для детей средней группы «Развитие познавательного интереса через опытно-экспериментальную деятельность»

Содержание

1.        Краткая аннотация к проекту. Актуальность проекта.

2.        Участники проекта.

3.        Цель и задачи проекта.

4.        Предполагаемые результаты.

5.        Сроки реализации проекта.

6.        Материал и оборудование.

7.        Список использованной литературы.

8.        Этапы реализации проекта:

- подготовительный,

- основной;

-заключительный.

«Расскажи – и я забуду,

покажи – и я запомню,

дай попробовать – и я пойму».

(Китайская народная мудрость.)

Краткая аннотация:

Данная работа посвящена опытно-экспериментальной деятельности детей дошкольного возраста. Сегодня в России детские дошкольные учреждения играют важнейшую роль в обеспечении развития познавательного развития дошкольников, являясь одновременно просветительскими центрами для родителей.

В проекте предлагается решение задач познавательного развития дошкольников через организацию в детском саду ряда мероприятий, направленных на изучение природы вокруг нас посредством опытно-экспериментальной деятельности.

Практическое использование данной разработки позволит сформировать у дошкольников знания об окружающем мире через практические навыки.

Актуальность проекта:

Заключается в том, что экспериментирование даёт детям реальные представления о различных сторонах изучаемого объекта, а так же, обогащает память ребёнка, активизирует его мыслительные процессы, включает в себя активные поиски решения задач.

«Чем больше ребенок видел, слышал и переживал, чем больше он знает, и усвоил, чем большим количеством элементов действительности он располагает в своём опыте, тем значительнее и продуктивнее при других равных условиях будет его творческая, исследовательская деятельность».

Лев Семёнович Выготский

Ребенку-дошкольнику по природе присуща ориентация на познание окружающего мира и экспериментирование с объектами и явлениями реальности.

Экспериментирование как специально-организованная деятельность способствует становлению целостной картины мира ребенка дошкольного возраста и основ культурного познания им окружающего мира.

ФГОС ДО: …Познавательное развитие предполагает развитие интересов детей, любознательности и познавательной мотивации; формирование познавательных действий, становление сознания; развитие воображения и творческой активности; формирование первичных представлений о себе, других людях, объектах окружающего мира, о свойствах и отношениях объектов окружающего мира (форме, цвете, размере, материале, звучании, ритме, темпе, количестве, числе, части и целом, пространстве и времени, движении и покое, причинах и следствиях и др.)

Развитие способности детей экспериментировать представляет собой определенную систему, в которую включены демонстрационные опыты, осуществляемые педагогом в специально организованных видах деятельности, наблюдения, лабораторные работы, выполняемые детьми самостоятельно в пространственно-предметной среде группы.

Как показывает практика, знания, полученные во время проведения опытов, запоминаются надолго. Китайская пословица гласит: «Расскажи – и я забуду, покажи – и я запомню, дай попробовать – и я пойму». Важно, чтобы каждый ребенок проводил собственные опыты.

Экспериментирование оказывает положительное влияние на эмоциональную сферу ребенка, на развитие творческих способностей, на формирование трудовых навыков и укрепление здоровья (за счет повышения общего уровня двигательной активности).

Проект позволит:

Разработать цикл мероприятий по опытно-экспериментальной деятельности. Обогатить предметную среду в группе.

Участники проекта:

Дети, воспитатели, родители.

Цель: Развитие у детей познавательного интереса, наблюдательности, любознательности и способности к самостоятельному экспериментированию.

Задачи:

Расширять представления детей об окружающем мире. Развивать понимание взаимосвязей в природе. Развитие мышления, речи – суждения в процессе познавательно – исследовательской деятельности. Воспитывать стремление сохранять и оберегать природный мир.

Вид проекта:

Краткосрочный (2 недели), познавательный, творческий, групповой.

Предполагаемые результаты:

Формирование у детей предпосылок поисковой деятельности, интеллектуальной инициативы. Умение определять возможные методы решения проблемы с помощью взрослого, а затем и самостоятельно. Умение применять методы, способствующие решению поставленной задачи, с использованием различных вариантов. Желание пользоваться специальной терминологией, ведение конструктивной беседы в процессе совместной, а затем самостоятельной исследовательской деятельности. Рост уровня любознательности, наблюдательности. Активизация речи детей, словарный запас пополнить новыми понятиями. Желание самостоятельно делать выводы и выдвигать гипотезы.

Сроки реализации:

31 октября-11 ноября 2016 года

Материалы и оборудование:

Уголок по экспериментированию, наборы и оборудование для опытов, картотека опытов.

Этапы реализации проекта:

- Подготовительный:

Определение темы проекта, формулировка цели, определение задач.

Подбор методической литературы.

Анкетирование родителей. Оформление консультативного материала для родителей.

Организация развивающей среды в группе - оформление уголка по экспериментированию.

Составление плана мероприятий с опорой на сетку НОД.

- Основной (практический):

Реализация запланированных мероприятий

- Итоговый:

Проведение итоговой открытой НОД. Отчет о проделанной работе и ее результатах на педагогическом совете.

Краткая аннотация:

Содержание опытно-экспериментальной деятельности построено:

1.        специально-организованное обучение;

2.        совместная деятельность взрослого с детьми;

3.        свободная самостоятельная деятельность детей

Формы работы:

1.        НОД;

2.        Эксперименты;

3.        Беседы;

4.        Наблюдение и труд;

5.        Работа в лаборатории.

Форма организации детей может быть:

  1. Индивидуальная;
  2. Групповая;
  3. Подгрупповая.

Совместная деятельность взрослого с детьми является основным в опытно-экспериментальной деятельности.

Работа с родителями:

Для ребенка важно, чтобы его мама и папа поддерживали его интересы, поэтому мы привлекаем их к активной помощи. Так, например, было предложено родителям дома проделать ряд опытов с водой, воздухом, провести исследования, ответить на вопросы, например, где можно найти воду дома? Для чего нужна вода и бережете ли вы ее? Родители помогают, направляют детей на выполнение заданий.

Для просвещения родителей проведены консультации по темам: «Организация детского экспериментирования в домашних условиях», «Экспериментирование с водой».

Сотрудничество с семьями детей не только помогает обеспечить единство и непрерывность педагогического процесса, но и вносит в этот процесс необходимую ребенку особую положительную эмоциональную окраску.

Реализация запланированных мероприятий в видах детской деятельности:

  1. Познавательная деятельность

Дидактические игры:

- «Наведем порядок»

Цель: познакомиться с названием формы «овал», закрепить представления об овале; закрепить умение преодолевать затруднение способом «спросить у того, кто знает»;тренировать мыслительные операции анализ, сравнение и обобщение; развивать инициативность, речь. познакомить с новой фигурой – овал.

- «Что сначала, а что потом?

Цель: формировать умение восстанавливать нарушенную последовательность событий

- «Геометрическое лото»

Цель: формировать представления о геометрических фигурах, умении называть их цвет и форму.

НОД:

«Металл, его качества и свойства» О.В. Дыбина Неизведанное рядом стр. 48 Ц: Узнавать предметы из металла, определять его качественные характеристики (структура поверхности, цвет) и свойства (теплопроводность, ковкость, металлический блеск)

«Почему все звучит и откуда берется голос?» О.В. Дыбина Неизведанное рядом стр. 40-42 Ц: Подвести к пониманию возникновения звука: колебание предметов. Подвести к пониманию возникновения звуков речи, дать понятие об охране органов речи.

  1. Наблюдения:

- «Мухоморик – мухомор - мухоморище»

Цель: рассмотреть стадии роста гриба.

- «Волшебная тучка»

Цель: формировать первичные представления о круговороте воды в природе.

Поисково-познавательная деятельность:

-«Надувание мыльных пузырей»

Цель: обнаружить воздух, доказать, что воздух занимает место (О. В. Дыбина. Неизведанное рядом. С. 31)

  1. Игры с элементом проблемы:

- «Как найти клад, не испачкав рук?», «Помоги Буратино»

Цель: продолжать знакомить со свойством магнита притягивать металлические предметы

- «Помоги Золушке не опоздать на бал»

Цель: развивать логическое мышление, устанавливать взаимосвязи, делать выводы.

  1. Опытно-экспериментальная деятельность:

- «Цветные льдинки»

Цель: формировать представления о жидком и твердом состояниях воды.

- «Напои цветок»

Цель: формировать представления о том, как вода поступает в стебель, листья и цветок.

- «Разноцветный мир»

Цель: формировать представления о том, как изменяется цвет предметов при рассматривании их через цветные стеклышки.

- «Тонет – не тонет»

Цель: формировать представления о свойствах предметов и материалов, зависимости плавучести предмета от материала, из которого он изготовлен.

- «Поющий аквариум»

Цель: заинтересовать детей в исследовательской деятельности, формировать первичные представления о происхождении звука.

«Воздушный шарик»

Цель: формировать представления о том, что воздух имеет вес.

  1. Сенсорное развитие:

- Игра «Волшебный сундучок»

Цель: совершенствовать восприятие детей путем активного использования осязания и обоняния.

- Игра «Фрукт, я тебя знаю»

Цель: закреплять представление о том, что предметы окружающего мира воспринимаются не только с помощью зрения и слуха, но и через вкус и запах. Активизировать речь детей, учить их использовать прилагательные, обозначающие запах и вкус.

- Игра «Что внутри, а что снаружи?»

Цель: ф/у определять расположение предметов внутри или снаружи чего-либо, активно использовать в речи слова «внутри» и «снаружи»

- Игра «Чудесный мешочек»

Цель: закрепление и развитие мелкой моторики, массаж рук, пальцев рук, повышение чувствительности пальцев. Развитие классификации по различным признакам. Дидактический материал: Непрозрачный мешочек, в котором лежат игрушки и предметы из различных материалов(плюшевый мишка, глиняный козленок, деревянная матрешка, пластмассовая неваляшка, стеклянный шарик).

- Игра «Найди на ощупь»

Цель: закрепление и развитие мелкой моторики, массаж рук, пальцев рук, повышение чувствительности пальцев. Развитие классификации по различным признакам. Дидактический материал: емкость, на дне которой спрятаны различные предметы (пуговицы, геометрические фигуры, мелкие игрушки по теме: предметы и материалы).

- Игра «Помоги Маше»

Цель: формировать представления о том, что целое состоит из частей, закреплять цвет.

  1. Беседы по КТП:

- «Как растения выживают»

Цель: дать понятие о взаимосвязи растений с человеком и растения с растением.

 

- «Игрушки из ниток»

Цель: ф/п о свойствах и назначении предметов, развивать тактильные ощущения, побуждать к самостоятельному применению и использованию данного материала

- Беседа «Как спрятаться бабочкам»

Цель: найти особенности внешнего вида некоторых насекомых, позволяющие приспособиться к жизни в окружающей среде.

  1. Индивидуальная работа по ознакомлению с миром природы

- Наблюдение за проводимым опытом «Круговорот воды в природе»

Цель: Развитие умения устанавливать причинно-следственные связи между природными явлениями.

- Загадки-складки «Обитатели вод»

Цель: продолжать знакомить детей с обитателями вод.

  1. Индивидуальная работа по сенсорному воспитанию

- Д/и «Запомни порядок пуговиц»

Цель: развивать активное внимание, память, умение быстро сосредотачиваться, стимулировать внимание

- Игра «Полотенца»

Цель: закрепить умение выделять, называть и сравнивать свойства предметов, способ сравнения предметов по ширине путем наложения и приложения, счетные умения.

  1. Индивидуальная работа по конструированию

Игры с палочками Кюизенера «Скворечник»

Цель: ф/у сравнивать предметы по длине, преобразовывать конструкцию предмета.

Художественно-эстетическая деятельность

  1. НОД:

- Рисование «Цветные шары (круглой и овальной формы)»

Цель: Продолжать знакомить детей с приемами изображения предметов овальной и круглой формы; учить сравнивать эти формы, выделять их отличия. Ф/у передавать в рисунке отличительные особенности круглой и овальной формы. Закреплять навыки закрашивания. Упражнять в умении закрашивать, легко касаясь карандашом бумаги. Воспитывать стремление добиваться хорошего результата.

- Рисование красками «Рыбки плавают в аквариуме»

Цель: ф/у детей изображать рыбок, плавающих в разных направлениях; правильно передавать их форму, хвост, плавники. Закреплять умение рисовать кистью и красками, используя штрихи разного характера. Воспитывать самостоятельность, творчество, умение отмечать выразительные изображения, характерные особенности внешнего вида, условий обитания рыб.

Подгрупповая работа по изобразительной деятельности

- «Подводный мир»

Цель: закреплять навык и культуру работы с песком, развивать мелкую моторику рук

Конструктивно-модельная деятельность

- «Преврати фигуру» (из геом. фигур)

Цель: ф/у детей конструировать из плоскостных геометрических фигур по собственному замыслу; упражнять в плоскостном моделировании, в составлении целого из частей по образцу и по замыслу; развивать способность к зрительному анализу. Способствовать развитию конструкторской деятельности.

- «Мебель для куклы Ани» (Спичечные коробки, цветная бумага, ножницы, клей, кукла Аня).

Цель: ф/у видеть возможность преобразования предметов; изменять их, используя дополнительные детали; получать результат.

Индивидуальная работа по конструированию

- Игры с палочками Кюизенера «Скворечник»

Цель: ф/у сравнивать предметы по длине, преобразовывать конструкцию предмета.

- Игры с использованием музыкальных инструментов «Угадай, кто к нам в гости пришел?», «Послушай и назови», «Вебери того, кто играл на…»

Ц: развивать слуховое внимание.

Коммуникативная деятельность

Речевое развитие.

- Чтение сказки «Три поросенка». В. В. Гербова Ц: Познакомить детей с английской сказкой «Три поросенка» (перевод  С.  Михалкова), помочь понять её смысл и выделить слова, передающие страх поросят и страдания ошпаренного кипятком волка; побуждать отвечать на поисковые вопросы.

- Чтение Сказка А.Суконцева «Как ежик шубку менял» Ц: получить ответы на поисковые вопросы, типа: «Зачем ежику нужна колючая шубка?», «Что произошло бы, если бы этой шубки не было?» и т.п.

Словесная игра «Кто что умеет делать?»

Цель: ф/у называть слова-действия, закреплять представления о характерных двигательных умениях.

- Чтение Микрорассказ «Кукла»

Цель: беседа по содержанию рассказа, ответы на поисковые вопросы воспитателя.

- Чтение Рассказ В.Сухомлинского «О чем плачет синичка?»

Цель: вызвать эмоциональный отклик на прочитанное; постановка поисковых вопросов.

- Беседа «Русская свистулька»

Цель: формировать представления детей о природном окружении родного города и родного края, ф/п о материале, из которого изготавливаются свистульки, воспитывать любовь к природе. («Приобщение детей к истокам русской народной культуре» (Маханева  М. Д.).

- Чтение В. Зотов «Белки»

Цель: продолжать развивать любовь к художественной литературе; дать представление детям о жанре рассказа; ф/у понимать содержание. Вопросы: Почему белку называют «пушистый хвост», «острые зубы»? Сколько раз в году белка меняет свой наряд? Что едят белки?

- Сюжетно-ролевые игра  «Магазин волшебных предметов»

Цель: развивать игровое взаимодействие, умение описывать предмет.

Заключение

Внедряя любой проект, прежде всего, необходимо правильно поставить цель и найти нужный и безопасный способ его реализации. Важно спланировать и учебно-воспитательный процесс на основе темы проекта, создать развивающую, познавательную, безопасную предметную среду. Не менее важно, определить направление поисковой и практической деятельности, организовать совместную (с педагогами, родителями и детьми) деятельность. Ведь необходимо помнить, что проект — продукт сотрудничества и сотворчества воспитателей, детей, родителей, а порой и всего персонала детского сада.

Наш проект посвящен опытно-экспериментальной деятельности в ДОУ. Нет более пытливого исследователя, чем ребенок. Ребенок охвачен жаждой познания огромного мира. Самый эффективный способ — это экспериментирование, в процессе которого дети получают возможность удовлетворить свою любознательность, почувствовать себя учеными, исследователями.

Мы проводили опыты с воздухом, водой (льдом), песком. Дети были в большом восторге от проделанной работы.

В группе детского сада создана исследовательская лаборатория, где дети проводят простые и более сложные опыты. Лаборатория пополняется новыми материалами, которые находятся в доступном для детей месте.

Дети с удовольствием рассказывали о своих открытиях родителям и ставили свои небольшие опыты. Родители много помогали в организации уголка по экспериментальной деятельности. Также они заполняли анкеты, знакомились с консультациями, а мы старались организовать взаимодействие между семьей ребенка и детским садом.

Литература:

  1. «Неизведанное рядом: занимательные опыты и эксперименты для дошкольников» О.В. Дыбина, Н. П. Рахманова, В.В. Щетинина. –М.: ТЦ «Сфера», 2005.
  2. «Естественнонаучные наблюдения и эксперименты в детском саду». Растения. детская энциклопедия А. И. Иванова –М.: ТЦ «Сфера», 2004.
  3. Поддьяков Н.Н. «Творчество и саморазвитие детей дошкольного возраста. Концептуальный аспект» — Волгоград: Перемена, 1995.
  4. Тугушева Г.П., Чистякова А.В. «Игра-экспериментирование для детей среднего дошкольного возраста», Дошкольная педагогика, 2001. — № 1.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Познавательно - исследовательский проект для детей средней группы «Развитие познавательного интереса через опытно-экспериментальную деятельность»

Данная работа посвящена опытно-экспериментальной деятельности детей дошкольного возраста. Сегодня в России детские дошкольные учреждения играют важнейшую роль в обеспечении развития познавательного ра...

Познавательно-исследовательский проект в средней группе «Развитие познавательного интереса через опытно-экспериментальную деятельность»

Данная работа посвящена опытно-экспериментальной деятельности детей дошкольного возраста. Сегодня в России детские дошкольные учреждения играют важнейшую роль в обеспечении развития познавательного ра...

Познавательно-исследовательский проект в средней группе «Развитие познавательного интереса через опытно-экспериментальную деятельность»

Данная работа посвящена опытно-экспериментальной деятельности детей дошкольного возраста. Сегодня в России детские дошкольные учреждения играют важнейшую роль в обеспечении развития познавательного ра...

Познавательно – исследовательский творческий проект для детей средней группы «Развитие познавательного интереса через опытно-экспериментальную деятельность» на тему «Магия песка»

Внедряя любой проект, прежде всего, необходимо правильно поставить цель и найти нужный и безопасный способ его реализации. Важно спланировать и создать развивающую, познавательную, безопасную предметн...

Проект «Развитие познавательного интереса через опытно-экспериментальную деятельность»

Проект в 1 младшей группе «Развитие познавательного интереса через опытно-экспериментальную деятельность»....

Краткосрочный проект в средней группе " Капельки"- " Развитие познавательного интереса через опытно-экспериментальную деятельность".

Экспериментирование дает детям реальные представления о различных сторонах изучаемого обьекта, а также обогащает память ребенка, активизирует его мыслительные процессы, включает в себя активные поиски...