Развитие познавательного интереса через опытно-экспериментальную деятельность
опыты и эксперименты (средняя группа) на тему
«Расскажи – и я забуду,
покажи – и я запомню,
дай попробовать – и я пойму».
(Китайская народная мудрость.)
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
seminar1.docx | 30.31 КБ |
Предварительный просмотр:
Марченко О.Б., воспитатель
ГБДОУ детский сад №25 Калининского района
Санкт-Петербурга
Познавательно - исследовательский проект для детей средней группы «Развитие познавательного интереса через опытно-экспериментальную деятельность»
Содержание
1. Краткая аннотация к проекту. Актуальность проекта.
2. Участники проекта.
3. Цель и задачи проекта.
4. Предполагаемые результаты.
5. Сроки реализации проекта.
6. Материал и оборудование.
7. Список использованной литературы.
8. Этапы реализации проекта:
- подготовительный,
- основной;
-заключительный.
«Расскажи – и я забуду,
покажи – и я запомню,
дай попробовать – и я пойму».
(Китайская народная мудрость.)
Краткая аннотация:
Данная работа посвящена опытно-экспериментальной деятельности детей дошкольного возраста. Сегодня в России детские дошкольные учреждения играют важнейшую роль в обеспечении развития познавательного развития дошкольников, являясь одновременно просветительскими центрами для родителей.
В проекте предлагается решение задач познавательного развития дошкольников через организацию в детском саду ряда мероприятий, направленных на изучение природы вокруг нас посредством опытно-экспериментальной деятельности.
Практическое использование данной разработки позволит сформировать у дошкольников знания об окружающем мире через практические навыки.
Актуальность проекта:
Заключается в том, что экспериментирование даёт детям реальные представления о различных сторонах изучаемого объекта, а так же, обогащает память ребёнка, активизирует его мыслительные процессы, включает в себя активные поиски решения задач.
«Чем больше ребенок видел, слышал и переживал, чем больше он знает, и усвоил, чем большим количеством элементов действительности он располагает в своём опыте, тем значительнее и продуктивнее при других равных условиях будет его творческая, исследовательская деятельность».
Лев Семёнович Выготский
Ребенку-дошкольнику по природе присуща ориентация на познание окружающего мира и экспериментирование с объектами и явлениями реальности.
Экспериментирование как специально-организованная деятельность способствует становлению целостной картины мира ребенка дошкольного возраста и основ культурного познания им окружающего мира.
ФГОС ДО: …Познавательное развитие предполагает развитие интересов детей, любознательности и познавательной мотивации; формирование познавательных действий, становление сознания; развитие воображения и творческой активности; формирование первичных представлений о себе, других людях, объектах окружающего мира, о свойствах и отношениях объектов окружающего мира (форме, цвете, размере, материале, звучании, ритме, темпе, количестве, числе, части и целом, пространстве и времени, движении и покое, причинах и следствиях и др.)
Развитие способности детей экспериментировать представляет собой определенную систему, в которую включены демонстрационные опыты, осуществляемые педагогом в специально организованных видах деятельности, наблюдения, лабораторные работы, выполняемые детьми самостоятельно в пространственно-предметной среде группы.
Как показывает практика, знания, полученные во время проведения опытов, запоминаются надолго. Китайская пословица гласит: «Расскажи – и я забуду, покажи – и я запомню, дай попробовать – и я пойму». Важно, чтобы каждый ребенок проводил собственные опыты.
Экспериментирование оказывает положительное влияние на эмоциональную сферу ребенка, на развитие творческих способностей, на формирование трудовых навыков и укрепление здоровья (за счет повышения общего уровня двигательной активности).
Проект позволит:
Разработать цикл мероприятий по опытно-экспериментальной деятельности. Обогатить предметную среду в группе.
Участники проекта:
Дети, воспитатели, родители.
Цель: Развитие у детей познавательного интереса, наблюдательности, любознательности и способности к самостоятельному экспериментированию.
Задачи:
Расширять представления детей об окружающем мире. Развивать понимание взаимосвязей в природе. Развитие мышления, речи – суждения в процессе познавательно – исследовательской деятельности. Воспитывать стремление сохранять и оберегать природный мир.
Вид проекта:
Краткосрочный (2 недели), познавательный, творческий, групповой.
Предполагаемые результаты:
Формирование у детей предпосылок поисковой деятельности, интеллектуальной инициативы. Умение определять возможные методы решения проблемы с помощью взрослого, а затем и самостоятельно. Умение применять методы, способствующие решению поставленной задачи, с использованием различных вариантов. Желание пользоваться специальной терминологией, ведение конструктивной беседы в процессе совместной, а затем самостоятельной исследовательской деятельности. Рост уровня любознательности, наблюдательности. Активизация речи детей, словарный запас пополнить новыми понятиями. Желание самостоятельно делать выводы и выдвигать гипотезы.
Сроки реализации:
31 октября-11 ноября 2016 года
Материалы и оборудование:
Уголок по экспериментированию, наборы и оборудование для опытов, картотека опытов.
Этапы реализации проекта:
- Подготовительный:
Определение темы проекта, формулировка цели, определение задач.
Подбор методической литературы.
Анкетирование родителей. Оформление консультативного материала для родителей.
Организация развивающей среды в группе - оформление уголка по экспериментированию.
Составление плана мероприятий с опорой на сетку НОД.
- Основной (практический):
Реализация запланированных мероприятий
- Итоговый:
Проведение итоговой открытой НОД. Отчет о проделанной работе и ее результатах на педагогическом совете.
Краткая аннотация:
Содержание опытно-экспериментальной деятельности построено:
1. специально-организованное обучение;
2. совместная деятельность взрослого с детьми;
3. свободная самостоятельная деятельность детей
Формы работы:
1. НОД;
2. Эксперименты;
3. Беседы;
4. Наблюдение и труд;
5. Работа в лаборатории.
Форма организации детей может быть:
- Индивидуальная;
- Групповая;
- Подгрупповая.
Совместная деятельность взрослого с детьми является основным в опытно-экспериментальной деятельности.
Работа с родителями:
Для ребенка важно, чтобы его мама и папа поддерживали его интересы, поэтому мы привлекаем их к активной помощи. Так, например, было предложено родителям дома проделать ряд опытов с водой, воздухом, провести исследования, ответить на вопросы, например, где можно найти воду дома? Для чего нужна вода и бережете ли вы ее? Родители помогают, направляют детей на выполнение заданий.
Для просвещения родителей проведены консультации по темам: «Организация детского экспериментирования в домашних условиях», «Экспериментирование с водой».
Сотрудничество с семьями детей не только помогает обеспечить единство и непрерывность педагогического процесса, но и вносит в этот процесс необходимую ребенку особую положительную эмоциональную окраску.
Реализация запланированных мероприятий в видах детской деятельности:
- Познавательная деятельность
Дидактические игры:
- «Наведем порядок»
Цель: познакомиться с названием формы «овал», закрепить представления об овале; закрепить умение преодолевать затруднение способом «спросить у того, кто знает»;тренировать мыслительные операции анализ, сравнение и обобщение; развивать инициативность, речь. познакомить с новой фигурой – овал.
- «Что сначала, а что потом?
Цель: формировать умение восстанавливать нарушенную последовательность событий
- «Геометрическое лото»
Цель: формировать представления о геометрических фигурах, умении называть их цвет и форму.
НОД:
«Металл, его качества и свойства» О.В. Дыбина Неизведанное рядом стр. 48 Ц: Узнавать предметы из металла, определять его качественные характеристики (структура поверхности, цвет) и свойства (теплопроводность, ковкость, металлический блеск)
«Почему все звучит и откуда берется голос?» О.В. Дыбина Неизведанное рядом стр. 40-42 Ц: Подвести к пониманию возникновения звука: колебание предметов. Подвести к пониманию возникновения звуков речи, дать понятие об охране органов речи.
- Наблюдения:
- «Мухоморик – мухомор - мухоморище»
Цель: рассмотреть стадии роста гриба.
- «Волшебная тучка»
Цель: формировать первичные представления о круговороте воды в природе.
Поисково-познавательная деятельность:
-«Надувание мыльных пузырей»
Цель: обнаружить воздух, доказать, что воздух занимает место (О. В. Дыбина. Неизведанное рядом. С. 31)
- Игры с элементом проблемы:
- «Как найти клад, не испачкав рук?», «Помоги Буратино»
Цель: продолжать знакомить со свойством магнита притягивать металлические предметы
- «Помоги Золушке не опоздать на бал»
Цель: развивать логическое мышление, устанавливать взаимосвязи, делать выводы.
- Опытно-экспериментальная деятельность:
- «Цветные льдинки»
Цель: формировать представления о жидком и твердом состояниях воды.
- «Напои цветок»
Цель: формировать представления о том, как вода поступает в стебель, листья и цветок.
- «Разноцветный мир»
Цель: формировать представления о том, как изменяется цвет предметов при рассматривании их через цветные стеклышки.
- «Тонет – не тонет»
Цель: формировать представления о свойствах предметов и материалов, зависимости плавучести предмета от материала, из которого он изготовлен.
- «Поющий аквариум»
Цель: заинтересовать детей в исследовательской деятельности, формировать первичные представления о происхождении звука.
«Воздушный шарик»
Цель: формировать представления о том, что воздух имеет вес.
- Сенсорное развитие:
- Игра «Волшебный сундучок»
Цель: совершенствовать восприятие детей путем активного использования осязания и обоняния.
- Игра «Фрукт, я тебя знаю»
Цель: закреплять представление о том, что предметы окружающего мира воспринимаются не только с помощью зрения и слуха, но и через вкус и запах. Активизировать речь детей, учить их использовать прилагательные, обозначающие запах и вкус.
- Игра «Что внутри, а что снаружи?»
Цель: ф/у определять расположение предметов внутри или снаружи чего-либо, активно использовать в речи слова «внутри» и «снаружи»
- Игра «Чудесный мешочек»
Цель: закрепление и развитие мелкой моторики, массаж рук, пальцев рук, повышение чувствительности пальцев. Развитие классификации по различным признакам. Дидактический материал: Непрозрачный мешочек, в котором лежат игрушки и предметы из различных материалов(плюшевый мишка, глиняный козленок, деревянная матрешка, пластмассовая неваляшка, стеклянный шарик).
- Игра «Найди на ощупь»
Цель: закрепление и развитие мелкой моторики, массаж рук, пальцев рук, повышение чувствительности пальцев. Развитие классификации по различным признакам. Дидактический материал: емкость, на дне которой спрятаны различные предметы (пуговицы, геометрические фигуры, мелкие игрушки по теме: предметы и материалы).
- Игра «Помоги Маше»
Цель: формировать представления о том, что целое состоит из частей, закреплять цвет.
- Беседы по КТП:
- «Как растения выживают»
Цель: дать понятие о взаимосвязи растений с человеком и растения с растением.
- «Игрушки из ниток»
Цель: ф/п о свойствах и назначении предметов, развивать тактильные ощущения, побуждать к самостоятельному применению и использованию данного материала
- Беседа «Как спрятаться бабочкам»
Цель: найти особенности внешнего вида некоторых насекомых, позволяющие приспособиться к жизни в окружающей среде.
- Индивидуальная работа по ознакомлению с миром природы
- Наблюдение за проводимым опытом «Круговорот воды в природе»
Цель: Развитие умения устанавливать причинно-следственные связи между природными явлениями.
- Загадки-складки «Обитатели вод»
Цель: продолжать знакомить детей с обитателями вод.
- Индивидуальная работа по сенсорному воспитанию
- Д/и «Запомни порядок пуговиц»
Цель: развивать активное внимание, память, умение быстро сосредотачиваться, стимулировать внимание
- Игра «Полотенца»
Цель: закрепить умение выделять, называть и сравнивать свойства предметов, способ сравнения предметов по ширине путем наложения и приложения, счетные умения.
- Индивидуальная работа по конструированию
Игры с палочками Кюизенера «Скворечник»
Цель: ф/у сравнивать предметы по длине, преобразовывать конструкцию предмета.
Художественно-эстетическая деятельность
- НОД:
- Рисование «Цветные шары (круглой и овальной формы)»
Цель: Продолжать знакомить детей с приемами изображения предметов овальной и круглой формы; учить сравнивать эти формы, выделять их отличия. Ф/у передавать в рисунке отличительные особенности круглой и овальной формы. Закреплять навыки закрашивания. Упражнять в умении закрашивать, легко касаясь карандашом бумаги. Воспитывать стремление добиваться хорошего результата.
- Рисование красками «Рыбки плавают в аквариуме»
Цель: ф/у детей изображать рыбок, плавающих в разных направлениях; правильно передавать их форму, хвост, плавники. Закреплять умение рисовать кистью и красками, используя штрихи разного характера. Воспитывать самостоятельность, творчество, умение отмечать выразительные изображения, характерные особенности внешнего вида, условий обитания рыб.
Подгрупповая работа по изобразительной деятельности
- «Подводный мир»
Цель: закреплять навык и культуру работы с песком, развивать мелкую моторику рук
Конструктивно-модельная деятельность
- «Преврати фигуру» (из геом. фигур)
Цель: ф/у детей конструировать из плоскостных геометрических фигур по собственному замыслу; упражнять в плоскостном моделировании, в составлении целого из частей по образцу и по замыслу; развивать способность к зрительному анализу. Способствовать развитию конструкторской деятельности.
- «Мебель для куклы Ани» (Спичечные коробки, цветная бумага, ножницы, клей, кукла Аня).
Цель: ф/у видеть возможность преобразования предметов; изменять их, используя дополнительные детали; получать результат.
Индивидуальная работа по конструированию
- Игры с палочками Кюизенера «Скворечник»
Цель: ф/у сравнивать предметы по длине, преобразовывать конструкцию предмета.
- Игры с использованием музыкальных инструментов «Угадай, кто к нам в гости пришел?», «Послушай и назови», «Вебери того, кто играл на…»
Ц: развивать слуховое внимание.
Коммуникативная деятельность
Речевое развитие.
- Чтение сказки «Три поросенка». В. В. Гербова Ц: Познакомить детей с английской сказкой «Три поросенка» (перевод С. Михалкова), помочь понять её смысл и выделить слова, передающие страх поросят и страдания ошпаренного кипятком волка; побуждать отвечать на поисковые вопросы.
- Чтение Сказка А.Суконцева «Как ежик шубку менял» Ц: получить ответы на поисковые вопросы, типа: «Зачем ежику нужна колючая шубка?», «Что произошло бы, если бы этой шубки не было?» и т.п.
Словесная игра «Кто что умеет делать?»
Цель: ф/у называть слова-действия, закреплять представления о характерных двигательных умениях.
- Чтение Микрорассказ «Кукла»
Цель: беседа по содержанию рассказа, ответы на поисковые вопросы воспитателя.
- Чтение Рассказ В.Сухомлинского «О чем плачет синичка?»
Цель: вызвать эмоциональный отклик на прочитанное; постановка поисковых вопросов.
- Беседа «Русская свистулька»
Цель: формировать представления детей о природном окружении родного города и родного края, ф/п о материале, из которого изготавливаются свистульки, воспитывать любовь к природе. («Приобщение детей к истокам русской народной культуре» (Маханева М. Д.).
- Чтение В. Зотов «Белки»
Цель: продолжать развивать любовь к художественной литературе; дать представление детям о жанре рассказа; ф/у понимать содержание. Вопросы: Почему белку называют «пушистый хвост», «острые зубы»? Сколько раз в году белка меняет свой наряд? Что едят белки?
- Сюжетно-ролевые игра «Магазин волшебных предметов»
Цель: развивать игровое взаимодействие, умение описывать предмет.
Заключение
Внедряя любой проект, прежде всего, необходимо правильно поставить цель и найти нужный и безопасный способ его реализации. Важно спланировать и учебно-воспитательный процесс на основе темы проекта, создать развивающую, познавательную, безопасную предметную среду. Не менее важно, определить направление поисковой и практической деятельности, организовать совместную (с педагогами, родителями и детьми) деятельность. Ведь необходимо помнить, что проект — продукт сотрудничества и сотворчества воспитателей, детей, родителей, а порой и всего персонала детского сада.
Наш проект посвящен опытно-экспериментальной деятельности в ДОУ. Нет более пытливого исследователя, чем ребенок. Ребенок охвачен жаждой познания огромного мира. Самый эффективный способ — это экспериментирование, в процессе которого дети получают возможность удовлетворить свою любознательность, почувствовать себя учеными, исследователями.
Мы проводили опыты с воздухом, водой (льдом), песком. Дети были в большом восторге от проделанной работы.
В группе детского сада создана исследовательская лаборатория, где дети проводят простые и более сложные опыты. Лаборатория пополняется новыми материалами, которые находятся в доступном для детей месте.
Дети с удовольствием рассказывали о своих открытиях родителям и ставили свои небольшие опыты. Родители много помогали в организации уголка по экспериментальной деятельности. Также они заполняли анкеты, знакомились с консультациями, а мы старались организовать взаимодействие между семьей ребенка и детским садом.
Литература:
- «Неизведанное рядом: занимательные опыты и эксперименты для дошкольников» О.В. Дыбина, Н. П. Рахманова, В.В. Щетинина. –М.: ТЦ «Сфера», 2005.
- «Естественнонаучные наблюдения и эксперименты в детском саду». Растения. детская энциклопедия А. И. Иванова –М.: ТЦ «Сфера», 2004.
- Поддьяков Н.Н. «Творчество и саморазвитие детей дошкольного возраста. Концептуальный аспект» — Волгоград: Перемена, 1995.
- Тугушева Г.П., Чистякова А.В. «Игра-экспериментирование для детей среднего дошкольного возраста», Дошкольная педагогика, 2001. — № 1.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Познавательно - исследовательский проект для детей средней группы «Развитие познавательного интереса через опытно-экспериментальную деятельность»
Данная работа посвящена опытно-экспериментальной деятельности детей дошкольного возраста. Сегодня в России детские дошкольные учреждения играют важнейшую роль в обеспечении развития познавательного ра...
Познавательно-исследовательский проект в средней группе «Развитие познавательного интереса через опытно-экспериментальную деятельность»
Данная работа посвящена опытно-экспериментальной деятельности детей дошкольного возраста. Сегодня в России детские дошкольные учреждения играют важнейшую роль в обеспечении развития познавательного ра...
Познавательно-исследовательский проект в средней группе «Развитие познавательного интереса через опытно-экспериментальную деятельность»
Данная работа посвящена опытно-экспериментальной деятельности детей дошкольного возраста. Сегодня в России детские дошкольные учреждения играют важнейшую роль в обеспечении развития познавательного ра...
Познавательно – исследовательский творческий проект для детей средней группы «Развитие познавательного интереса через опытно-экспериментальную деятельность» на тему «Магия песка»
Внедряя любой проект, прежде всего, необходимо правильно поставить цель и найти нужный и безопасный способ его реализации. Важно спланировать и создать развивающую, познавательную, безопасную предметн...
Проект «Развитие познавательного интереса через опытно-экспериментальную деятельность»
Проект в 1 младшей группе «Развитие познавательного интереса через опытно-экспериментальную деятельность»....
Краткосрочный проект в средней группе " Капельки"- " Развитие познавательного интереса через опытно-экспериментальную деятельность".
Экспериментирование дает детям реальные представления о различных сторонах изучаемого обьекта, а также обогащает память ребенка, активизирует его мыслительные процессы, включает в себя активные поиски...