Краткосрочный проект в средней группе " Капельки"- " Развитие познавательного интереса через опытно-экспериментальную деятельность".
проект (средняя группа)
Экспериментирование дает детям реальные представления о различных сторонах изучаемого обьекта, а также обогащает память ребенка, активизирует его мыслительные процессы, включает в себя активные поиски решения задач.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение д/сад №104 группа 7 «Капельки»
Познавательно-исследовательский проект в средней группе «Капельки» «Развитие познавательного интереса через опытно-экспериментальную деятельность» |
Фазылзянова В.Р. 2022г. |
|
|
Тип проекта: Опытно – экспериментальный
Вид проекта: познавательный, творческий, групповой.
Участники проекта: дети средней группы, воспитатель группы.
Продолжительность проекта: краткосрочный октябрь 2022 г.
Актуальность проекта:
Заключается в том, что экспериментирование даёт детям реальные представления о различных сторонах изучаемого объекта, а так же, обогащает память ребёнка, активизирует его мыслительные процессы, включает в себя активные поиски решения задач.
Китайская пословица гласит: «Расскажи мне – и я забуду, покажи мне – и я запомню, дай попробовать и я пойму». Так и ребенок усваивает все прочно и надолго, когда слышит, видит и делает сам. При активном действии ребенка в процессе познания действуют все органы чувств. Учеными доказано, что чем больше органов чувств одновременно участвуют в процессе познания, тем лучше человек ощущает, запоминает, осмысливает, понимает, усваивает, закрепляет изучаемый материал.
Задача воспитателя – расширять кругозор детей, научить бережно, относиться к миру природы. Экспериментирование – доступное и эффективное средство при формировании познавательной мотивации, а она, на наш взгляд, основана для достижения всех целей.
Цель: Развитие у детей познавательного интереса, наблюдательности, любознательности и способности к самостоятельному экспериментированию.
Задачи:
- Развивать понимание взаимосвязей в природе. Развитие мышления, речи – суждения в процессе познавательно – исследовательской деятельности.
- Освоить с детьми новые сложные способы познавательной деятельности.
- Развивать у детей познавательную активность и мыслительные процессы.
Предполагаемые результаты:
Формирование у детей предпосылок поисковой деятельности, интеллектуальной инициативы. Умение определять возможные методы решения проблемы с помощью взрослого, а затем и самостоятельно. Умение применять методы, способствующие решению поставленной задачи, с использованием различных вариантов. Желание пользоваться специальной терминологией, ведение конструктивной беседы в процессе совместной, а затем самостоятельной исследовательской деятельности. Рост уровня любознательности, наблюдательности. Активизация речи детей, словарный запас пополнить новыми понятиями. Желание самостоятельно делать выводы и выдвигать гипотезы.
Материалы и оборудование:
Уголок по экспериментированию, наборы и оборудование для опытов, картотека опытов.
Этапы реализации проекта
Подготовительный:
- Определение темы проекта, формулировка цели, определение задач.
- Подбор методической литературы.
- Анкетирование родителей. Оформление консультативного материала для родителей.
- Организация развивающей среды в группе - оформление уголка по экспериментированию.
- Составление плана мероприятий с опорой на сетку НОД.
Основной (практический)
Реализация запланированных мероприятий
Итоговый
Организация итогового мероприятия. Презентация проекта.
Формы работы:
- НОД;
- Эксперименты;
- Беседы;
- Наблюдение и труд;
- Работа в лаборатории.
Форма организации детей может быть: индивидуальная, групповая, подгрупповая.
Совместная деятельность взрослого с детьми является основным в опытно-экспериментальной деятельности.
Работа с родителями
Для ребенка важно, чтобы его мама и папа поддерживали его интересы, поэтому мы привлекаем их к активной помощи. Так, например, было предложено родителям дома проделать ряд опытов с водой, воздухом, провести исследования, ответить на вопросы, например, где можно найти воду дома? Для чего нужна вода и бережете ли вы ее? Родители помогают, направляют детей на выполнение заданий.
Для просвещения родителей проведены консультации по темам: «Организация детского экспериментирования в домашних условиях», «Экспериментирование с водой».
Реализация запланированных мероприятий в видах детской деятельности
Познавательная деятельность
Дидактические игры:
«Наведем порядок» Цель: познакомиться с названием формы «овал», закрепить представления об овале; закрепить умение преодолевать затруднение способом «спросить у того, кто знает»;тренировать мыслительные операции анализ, сравнение и обобщение; развивать инициативность, речь. познакомить с новой фигурой – овал.
«Что сначала, а что потом? Цель: формировать умение восстанавливать нарушенную последовательность событий
«Геометрическое лото» Цель: формировать представления о геометрических фигурах, умении называть их цвет и форму.
Непосредственная образовательная деятельность:
«Узнай все о себе, воздушный шарик». О.В. Дыбина. Ознакомление с предметным и социальным окружением. Познакомить с качествами и свойствами резины. Учит устанавливать связь между материалом, из которого сделан предмет, и способом его использования. Материалы и оборудование: Воздушные шары, резиновые перчатки, резинки для волос
«В мире стекла». О.В. Дыбина. Ознакомление с предметным и социальным окружением. Помочь детям выявить свойства стекла (прочное, прозрачное, цветное, гладкое) Воспитывать бережное отношение к вещам. Развивать любознательность. Материалы и оборудование: Небольшие стеклянные предметы, палочки для проверки звонкости.
«В мире пластмассы». О.В. Дыбина. Ознакомление с предметным и социальным окружением. Познакомить со свойствами и качествами предметов из пластмассы; помочь выявить свойства пластмассы (гладкая, легкая, цветная). Воспитывать бережное отношение к вещам; развивать любознательность.
Наблюдения:
«Волшебная тучка» Цель: формировать первичные представления о круговороте воды в природе.
Поисково-познавательная деятельность:
«Надувание мыльных пузырей» Цель: обнаружить воздух, доказать, что воздух занимает место.
Игры с элементом проблемы «Как найти клад, не испачкав рук?», «Помоги Буратино» Цель: продолжать знакомить со свойством магнита притягивать металлические предметы
Опытно-экспериментальная деятельность:
«Цветные льдинки» Цель: формировать представления о жидком и твердом состояниях воды.
«Напои цветок» Цель: формировать представления о том, как вода поступает в стебель, листья и цветок.
«Разноцветный мир» Цель: формировать представления о том, как изменяется цвет предметов при рассматривании их через цветные стеклышки.
«Тонет – не тонет» Цель: формировать представления о свойствах предметов и материалов, зависимости плавучести предмета от материала, из которого он изготовлен.
«Поющий аквариум» Цель: заинтересовать детей в исследовательской деятельности, формировать первичные представления о происхождении звука.
«Воздушный шарик» Цель: формировать представления о том, что воздух имеет вес.
Сенсорное развитие:
Игра «Фрукт, я тебя знаю» Цель: закреплять представление о том, что предметы окружающего мира воспринимаются не только с помощью зрения и слуха, но и через вкус и запах. Активизировать речь детей, учить их использовать прилагательные, обозначающие запах и вкус. http://dohcolonoc.ru/metodicheskie-razrabotki
Игра «Чудесный мешочек» Цель: закрепление и развитие мелкой моторики, массаж рук, пальцев рук, повышение чувствительности пальцев. Развитие классификации по различным признакам. Дидактический материал: Непрозрачный мешочек, в котором лежат игрушки и предметы из различных материалов(плюшевый мишка, глиняный козленок, деревянная матрешка, пластмассовая неваляшка, стеклянный шарик)(Картотека)
Игра «Найди на ощупь» Цель: закрепление и развитие мелкой моторики, массаж рук, пальцев рук, повышение чувствительности пальцев. Развитие классификации по различным признакам. Дидактический материал: емкость, на дне которой спрятаны различные предметы (пуговицы, геометрические фигуры, мелкие игрушки по теме: предметы и материалы)
Игра «Помоги Маше» Цель: формировать представления о том, что целое состоит из частей, закреплять цвет.
Беседы:
«Как растения выживают» Цель: дать понятие о взаимосвязи растений с человеком и растения с растением (Ю.А.Вакуленко, с.76)
«Игрушки из ниток» Цель: формировать представления о свойствах и назначении предметов, развивать тактильные ощущения, побуждать к самостоятельному применению и использованию данного материала
Беседа «Как спрятаться бабочкам» Цель: найти особенности внешнего вида некоторых насекомых, позволяющие приспособиться к жизни в окружающей среде.
Коммуникативная деятельность
Речевое развитие. Чтение сказки «Три поросенка». В. В. Гербова Цель: Познакомить детей с английской сказкой «Три поросенка» (перевод С. Михалкова), помочь понять её смысл и выделить слова, передающие страх поросят и страдания ошпаренного кипятком волка; побуждать отвечать на поисковые вопросы.
Чтение Сказка А.Суконцева «Как ежик шубку менял» Цель: получить ответы на поисковые вопросы, типа: «Зачем ежику нужна колючая шубка?», «Что произошло бы, если бы этой шубки не было?» и т.п.
Словесная игра «Кто что умеет делать?» Цель: формировать умения называть слова-действия, закреплять представления о характерных двигательных умениях.
Чтение «Кукла» Цель: познакомить с новым рассказом, способствовать умению находить ответы на поисковые вопросы. А.В.Аджи с.86
Чтение Рассказ В.Сухомлинского «О чем плачет синичка?» Цель: вызвать эмоциональный отклик на прочитанное; постановка поисковых вопросов.
Беседа «Русская свистулька» Цель: формировать представления детей о природном окружении родного города и родного края, формировать представления о материале, из которого изготавливаются свистульки, воспитывать любовь к природе. («Приобщение детей к истокам русской народной культуре» (Маханева М. Д.)
Чтение В. Зотов «Белки» Цель: продолжать развивать любовь к художественной литературе; дать представление детям о жанре рассказа; формировать у уменя онимать содержание. Вопросы: Почему белку называют «пушистый хвост», «острые зубы»? Сколько раз в году белка меняет свой наряд? Что едят белки?
Сюжетно-ролевые игра «Магазин волшебных предметов» Цель: развивать игровое взаимодействие, умение описывать предмет.
Список литературы:
Большая книга экспериментов для школьников/ Под ред. Антонеллы Мейяни; Пер. с ит. И.Э. Мотылевой. – М.: ООО «Росмэн - Издат», 2001. – 260 с.
«Неизведанное рядом: занимательные опыты и эксперименты для дошкольников» О.В. Дыбина, Н. П. Рахманова, В.В. Щетинина. –М.: ТЦ «Сфера», 2005.
«Естественнонаучные наблюдения и эксперименты в детском саду». Растения. детская энциклопедия А. И. Иванова –М.: ТЦ «Сфера», 2004.
Поддьяков Н.Н. «Творчество и саморазвитие детей дошкольного возраста. Концептуальный аспект» — Волгоград: Перемена, 1995.
Тугушева Г.П., Чистякова А.В. «Игра-экспериментирование для детей среднего дошкольного возраста», Дошкольная педагогика, 2001. — № 1.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Краткосрочный, творческий проект в средней группе. Тема: «Развитие познавательного интереса у детей через экспериментирование»
Краткосрочный, творческий проект в средней группе.Тема: «Развитие познавательного интереса у детей через экспериментирование»...
Познавательно - исследовательский проект для детей средней группы «Развитие познавательного интереса через опытно-экспериментальную деятельность»
Данная работа посвящена опытно-экспериментальной деятельности детей дошкольного возраста. Сегодня в России детские дошкольные учреждения играют важнейшую роль в обеспечении развития познавательного ра...
Развитие познавательного интереса через опытно-экспериментальную деятельность
laquo;Расскажи – и я забуду,покажи – и я запомню,дай попробовать – и я пойму».(Китайская народная мудрость.)...
Познавательно-исследовательский проект в средней группе «Развитие познавательного интереса через опытно-экспериментальную деятельность»
Данная работа посвящена опытно-экспериментальной деятельности детей дошкольного возраста. Сегодня в России детские дошкольные учреждения играют важнейшую роль в обеспечении развития познавательного ра...
Познавательно-исследовательский проект в средней группе «Развитие познавательного интереса через опытно-экспериментальную деятельность»
Данная работа посвящена опытно-экспериментальной деятельности детей дошкольного возраста. Сегодня в России детские дошкольные учреждения играют важнейшую роль в обеспечении развития познавательного ра...
Познавательно – исследовательский творческий проект для детей средней группы «Развитие познавательного интереса через опытно-экспериментальную деятельность» на тему «Магия песка»
Внедряя любой проект, прежде всего, необходимо правильно поставить цель и найти нужный и безопасный способ его реализации. Важно спланировать и создать развивающую, познавательную, безопасную предметн...
Проект «Развитие познавательного интереса через опытно-экспериментальную деятельность»
Проект в 1 младшей группе «Развитие познавательного интереса через опытно-экспериментальную деятельность»....