Краткосрочный проект в средней группе " Капельки"- " Развитие познавательного интереса через опытно-экспериментальную деятельность".
проект (средняя группа)

Фазылзянова Венера Ралявовна

Экспериментирование дает детям реальные представления о различных сторонах изучаемого обьекта, а также обогащает память ребенка, активизирует его мыслительные процессы, включает в себя активные поиски решения задач.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение   д/сад №104 группа 7 «Капельки»

Познавательно-исследовательский проект в средней группе «Капельки» «Развитие познавательного интереса через опытно-экспериментальную деятельность»

Фазылзянова В.Р.  2022г.

   

   

 

Тип проекта: Опытно – экспериментальный                                                                    

Вид проекта: познавательный, творческий, групповой.

Участники проекта: дети средней группы, воспитатель группы.

Продолжительность проекта: краткосрочный  октябрь 2022 г.

Актуальность проекта:

Заключается в том, что экспериментирование даёт детям реальные представления о различных сторонах изучаемого объекта, а так же, обогащает память ребёнка, активизирует его мыслительные процессы, включает в себя активные поиски решения задач.

Китайская пословица гласит: «Расскажи мне – и я забуду, покажи мне – и я запомню, дай попробовать и я пойму». Так и ребенок усваивает все прочно и надолго, когда слышит, видит и делает сам. При активном действии ребенка в процессе познания действуют все органы чувств. Учеными доказано, что чем больше органов чувств одновременно участвуют в процессе познания, тем лучше человек ощущает, запоминает, осмысливает, понимает, усваивает, закрепляет изучаемый материал.

Задача воспитателя – расширять кругозор детей, научить бережно, относиться к миру природы. Экспериментирование – доступное и эффективное средство при формировании познавательной мотивации, а она, на наш взгляд, основана для достижения всех целей.  

Цель: Развитие у детей познавательного интереса, наблюдательности, любознательности и способности к самостоятельному экспериментированию.

Задачи:

  1. Развивать понимание взаимосвязей в природе. Развитие мышления, речи – суждения в процессе познавательно – исследовательской деятельности.
  2. Освоить  с детьми новые сложные способы познавательной деятельности.
  3. Развивать у детей познавательную активность и мыслительные процессы.

           Предполагаемые результаты:

Формирование у детей предпосылок поисковой деятельности, интеллектуальной инициативы. Умение определять возможные методы решения проблемы с помощью взрослого, а затем и самостоятельно. Умение применять методы, способствующие решению поставленной задачи, с использованием различных вариантов. Желание пользоваться специальной терминологией, ведение конструктивной беседы в процессе совместной, а затем самостоятельной исследовательской деятельности. Рост уровня любознательности, наблюдательности. Активизация речи детей, словарный запас пополнить новыми понятиями. Желание самостоятельно делать выводы и выдвигать гипотезы.

Материалы и оборудование:

Уголок по экспериментированию, наборы и оборудование для опытов, картотека опытов.

Этапы реализации проекта

Подготовительный:

- Определение темы проекта, формулировка цели, определение задач.

- Подбор методической литературы.

- Анкетирование родителей. Оформление консультативного материала для родителей.

- Организация развивающей среды в группе - оформление уголка по экспериментированию.

- Составление плана мероприятий с опорой на сетку НОД.

Основной (практический)

Реализация запланированных мероприятий

Итоговый

Организация итогового мероприятия. Презентация проекта.  

Формы работы:

  1. НОД;
  2. Эксперименты;
  3. Беседы;
  4. Наблюдение и труд;
  5. Работа в лаборатории.

Форма организации детей может быть: индивидуальная, групповая, подгрупповая.

Совместная деятельность взрослого с детьми является основным в опытно-экспериментальной деятельности.

Работа с родителями

Для ребенка важно, чтобы его мама и папа поддерживали его интересы, поэтому мы привлекаем их к активной помощи. Так, например, было предложено родителям дома проделать ряд опытов с водой, воздухом, провести исследования, ответить на вопросы, например, где можно найти воду дома? Для чего нужна вода и бережете ли вы ее? Родители помогают, направляют детей на выполнение заданий.

Для просвещения родителей проведены консультации по темам: «Организация детского экспериментирования в домашних условиях», «Экспериментирование с водой».

Реализация запланированных мероприятий в видах детской деятельности

Познавательная деятельность

Дидактические игры: 

«Наведем порядок» Цель: познакомиться с названием формы «овал», закрепить представления об овале; закрепить умение преодолевать затруднение способом «спросить у того, кто знает»;тренировать мыслительные операции анализ, сравнение и обобщение; развивать инициативность, речь. познакомить с новой фигурой – овал.

«Что сначала, а что потом?  Цель: формировать умение восстанавливать нарушенную последовательность событий

«Геометрическое лото» Цель: формировать представления о геометрических фигурах, умении называть их цвет и форму.

Непосредственная образовательная деятельность:

«Узнай все о себе, воздушный шарик». О.В. Дыбина. Ознакомление с предметным и социальным окружением.  Познакомить с качествами и свойствами резины. Учит устанавливать связь между материалом, из которого сделан предмет, и способом его использования. Материалы и оборудование: Воздушные шары, резиновые перчатки, резинки для волос

«В мире стекла». О.В. Дыбина. Ознакомление с предметным и социальным окружением. Помочь детям выявить свойства стекла (прочное, прозрачное, цветное, гладкое) Воспитывать бережное отношение к вещам. Развивать любознательность. Материалы и оборудование: Небольшие стеклянные предметы, палочки для проверки звонкости.

«В мире пластмассы». О.В. Дыбина. Ознакомление с предметным и социальным окружением. Познакомить со свойствами и качествами предметов из пластмассы; помочь выявить свойства пластмассы (гладкая, легкая, цветная). Воспитывать бережное отношение к вещам; развивать любознательность.

Наблюдения:

 «Волшебная тучка» Цель: формировать первичные представления о круговороте воды в природе.

Поисково-познавательная деятельность:

«Надувание мыльных пузырей» Цель: обнаружить воздух, доказать, что воздух занимает место.

Игры с элементом проблемы «Как найти клад, не испачкав рук?», «Помоги Буратино» Цель: продолжать знакомить со свойством магнита притягивать металлические предметы

Опытно-экспериментальная деятельность:

«Цветные льдинки» Цель: формировать представления о жидком и твердом состояниях воды.

«Напои цветок» Цель: формировать представления о том, как вода поступает в стебель, листья и цветок.

«Разноцветный мир» Цель: формировать представления о том, как изменяется цвет предметов при рассматривании их через цветные стеклышки.

«Тонет – не тонет» Цель: формировать представления о свойствах предметов и материалов, зависимости плавучести предмета от материала, из которого он изготовлен.

«Поющий аквариум» Цель: заинтересовать детей в исследовательской деятельности, формировать первичные представления о происхождении звука.

«Воздушный шарик» Цель: формировать представления о том, что воздух имеет вес.

Сенсорное развитие:

Игра «Фрукт, я тебя знаю» Цель: закреплять представление о том, что предметы окружающего мира воспринимаются не только с помощью зрения и слуха, но и через вкус и запах. Активизировать речь детей, учить их использовать прилагательные, обозначающие запах и вкус. http://dohcolonoc.ru/metodicheskie-razrabotki

Игра «Чудесный мешочек» Цель: закрепление и развитие мелкой моторики, массаж рук, пальцев рук, повышение чувствительности пальцев. Развитие классификации по различным признакам. Дидактический материал: Непрозрачный мешочек, в котором лежат игрушки и предметы из различных материалов(плюшевый мишка, глиняный козленок, деревянная матрешка, пластмассовая неваляшка, стеклянный шарик)(Картотека)

Игра «Найди на ощупь» Цель: закрепление и развитие мелкой моторики, массаж рук, пальцев рук, повышение чувствительности пальцев. Развитие классификации по различным признакам. Дидактический материал: емкость, на дне которой спрятаны различные предметы (пуговицы, геометрические фигуры, мелкие игрушки по теме: предметы и материалы)

Игра «Помоги Маше» Цель: формировать представления о том, что целое состоит из частей, закреплять цвет.

Беседы:

«Как растения выживают»  Цель: дать понятие о взаимосвязи растений с человеком и растения с растением (Ю.А.Вакуленко, с.76)

         «Игрушки из ниток» Цель: формировать представления о свойствах и назначении предметов, развивать тактильные ощущения, побуждать к самостоятельному применению и использованию данного материала

Беседа «Как спрятаться бабочкам» Цель: найти особенности внешнего вида некоторых насекомых, позволяющие приспособиться к жизни в окружающей среде.

Коммуникативная деятельность

Речевое развитие. Чтение сказки «Три поросенка». В. В. Гербова Цель: Познакомить детей с английской сказкой «Три поросенка» (перевод  С.  Михалкова), помочь понять её смысл и выделить слова, передающие страх поросят и страдания ошпаренного кипятком волка; побуждать отвечать на поисковые вопросы.

Чтение Сказка А.Суконцева «Как ежик шубку менял» Цель: получить ответы на поисковые вопросы, типа: «Зачем ежику нужна колючая шубка?», «Что произошло бы, если бы этой шубки не было?» и т.п.

Словесная игра «Кто что умеет делать?»  Цель: формировать умения называть слова-действия, закреплять представления о характерных двигательных умениях.

Чтение  «Кукла»  Цель: познакомить с новым рассказом, способствовать умению находить ответы на поисковые вопросы. А.В.Аджи с.86

Чтение Рассказ В.Сухомлинского «О чем плачет синичка?» Цель: вызвать эмоциональный отклик на прочитанное; постановка поисковых вопросов.

Беседа «Русская свистулька» Цель: формировать представления детей о природном окружении родного города и родного края, формировать представления о материале, из которого изготавливаются свистульки, воспитывать любовь к природе. («Приобщение детей к истокам русской народной культуре» (Маханева  М. Д.)

Чтение В. Зотов «Белки» Цель: продолжать развивать любовь к художественной литературе; дать представление детям о жанре рассказа; формировать у уменя онимать содержание. Вопросы: Почему белку называют «пушистый хвост», «острые зубы»? Сколько раз в году белка меняет свой наряд? Что едят белки?

Сюжетно-ролевые игра  «Магазин волшебных предметов» Цель: развивать игровое взаимодействие, умение описывать предмет.

Список литературы:

Большая книга экспериментов для школьников/ Под ред. Антонеллы Мейяни; Пер. с ит. И.Э. Мотылевой. – М.: ООО «Росмэн - Издат», 2001. – 260 с.

«Неизведанное рядом: занимательные опыты и эксперименты для дошкольников» О.В. Дыбина, Н. П. Рахманова, В.В. Щетинина. –М.: ТЦ «Сфера», 2005.

«Естественнонаучные наблюдения и эксперименты в детском саду». Растения. детская энциклопедия А. И. Иванова –М.: ТЦ «Сфера», 2004.

Поддьяков Н.Н. «Творчество и саморазвитие детей дошкольного возраста. Концептуальный аспект» — Волгоград: Перемена, 1995.

Тугушева Г.П., Чистякова А.В. «Игра-экспериментирование для детей среднего дошкольного возраста», Дошкольная педагогика, 2001. — № 1.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Краткосрочный, творческий проект в средней группе. Тема: «Развитие познавательного интереса у детей через экспериментирование»

Краткосрочный, творческий проект в средней группе.Тема: «Развитие познавательного интереса у детей через экспериментирование»...

Познавательно - исследовательский проект для детей средней группы «Развитие познавательного интереса через опытно-экспериментальную деятельность»

Данная работа посвящена опытно-экспериментальной деятельности детей дошкольного возраста. Сегодня в России детские дошкольные учреждения играют важнейшую роль в обеспечении развития познавательного ра...

Развитие познавательного интереса через опытно-экспериментальную деятельность

laquo;Расскажи – и я забуду,покажи – и я запомню,дай попробовать – и я пойму».(Китайская народная мудрость.)...

Познавательно-исследовательский проект в средней группе «Развитие познавательного интереса через опытно-экспериментальную деятельность»

Данная работа посвящена опытно-экспериментальной деятельности детей дошкольного возраста. Сегодня в России детские дошкольные учреждения играют важнейшую роль в обеспечении развития познавательного ра...

Познавательно-исследовательский проект в средней группе «Развитие познавательного интереса через опытно-экспериментальную деятельность»

Данная работа посвящена опытно-экспериментальной деятельности детей дошкольного возраста. Сегодня в России детские дошкольные учреждения играют важнейшую роль в обеспечении развития познавательного ра...

Познавательно – исследовательский творческий проект для детей средней группы «Развитие познавательного интереса через опытно-экспериментальную деятельность» на тему «Магия песка»

Внедряя любой проект, прежде всего, необходимо правильно поставить цель и найти нужный и безопасный способ его реализации. Важно спланировать и создать развивающую, познавательную, безопасную предметн...

Проект «Развитие познавательного интереса через опытно-экспериментальную деятельность»

Проект в 1 младшей группе «Развитие познавательного интереса через опытно-экспериментальную деятельность»....