Развитие познавательных процессов через опытно-экспериментальную деятельность
материал по окружающему миру (подготовительная группа) на тему
Предварительный просмотр:
Смирнова Татьяна Владимировна-воспитатель.
МДОУ Сухобезводнинский д\с «Звёздочка». Семеновский район. Нижегородская область.
Развитие познавательных процессов (память, мышление, внимание) детей старшего возраста через опытно-экспериментальную деятельность. (из опыта работы).
Ребенок по природе своей исследователь. Опытно-экспериментальная, поисковая активность – естественное состояние ребенка. Именно она создает условия для гармоничного психического развития ребенка.
В ходе опытно-экспериментальной деятельности дошкольник учится наблюдать, размышлять, сравнивать, отвечать на вопросы, делать выводы, устанавливать причинно-следственную связь, соблюдать правила безопасности. И в это же время у ребенка лучше всего развиваются такие познавательно-психические процессы, как память, внимание, мышление.
Одним из направлений нашей работы по экологическому воспитанию является развитие познавательных процессов через опытно - экспериментальную деятельность. Исходя из направления работы, были поставлены следующие задачи:
- способствовать расширению и углублению представлений детей о природе;
- развивать интеллектуальные умения и навыки (сравнивать, обобщать, анализировать и делать выводы);
- учить детей прогнозировать результаты опыта и сравнивать их с полученными непосредственно в ходе опыта;
- учить детей фиксировать результаты опытов и наблюдений в других видах деятельности;
- учить детей соблюдать правила безопасности.
В нашей работе мы использовали методы, эффективно влияющие на мотивационную, эмоциональную и нравственную сферу ребенка:
-цикл наблюдений за объектами неживой природы: воздух, песок, глина, вода, камни
-просмотр фильма – сказки по произведению Бажова П.П. «Каменный цветок».
-рассматривание иллюстраций: «Дымковская игрушка», «Глиняные изделия», «Гжель», «Архитектурные сооружения из камней», «Ценные и драгоценные камни», « Обитатели моря, пустыни, джунглей и Антарктиды».
В ходе работы мы с детьми очень много беседовали на различные темы: «Воздух-это жизнь», «Обитатели пустыни», «Глина в народных промыслах», «Береги воду», «Камни в жизни людей» и др.
Было прочитано много рассказов, сказок, стихотворений: «Песчаный дом», «Где растет саксаул?», «Три поросенка», «Хозяйка медной горы», «Серебряное копытце», «Сказка о капельке», «Вы слыхали о воде?».
Во время наблюдений на прогулках использовались художественное слово: загадки, пословицы, поговорки.
В процессе работы было использовано множество игр (настольно-печатные, словесные, подвижные, творческие):
- «Живое-неживое»,«Береги живое», «Караси и щука»,«Перелёт птиц»,«Кто где живет?»,«Если бы я был…»,«Море волнуется»,«Игры с воздушными шарами»,«Игры с мыльными пузырями» и др.
Основным методом нашей работы являются опыты и эксперименты.
Опыт – наблюдение, проводимое в специально организованных условиях. Проведение опытов вызывает у детей потребность в знаниях, чувство радости от познания нового, самостоятельного маленького «открытия», развивает логическое мышление, наблюдательность, любознательность и речь, укрепляет познавательный интерес к природе.
Эксперимент – это научно-поставленный опыт, наблюдение исследуемого явления в условиях, позволяющих следить за ходом явления и многократно воспроизводить его при повторении этих условий. В процессе обучения эксперимент применяется для получения знаний, неизвестных ребенку.
Давайте рассмотрим опыты и эксперименты, проводимые нами (с детьми). Прежде чем приступить к ним, мы вместе с детьми составляем план предстоящей деятельности: выбираем объект исследования; подбираем оборудование; уточняем, каким будет эксперимент – кратковременным или долговременным; определяем, для чего проводится опыт (прогнозируем результат); закрепляем последовательность действий; вспоминаем правила безопасности; проводим эксперимент; фиксируем результаты на карточках или в альбомах; анализируем; домашнее задание.
Все эксперименты мы проводим согласно алгоритму исследования объектов природы.
Алгоритм исследования объектов природы.
1 – потрогать, погладить;2 – посмотреть;3 – понюхать;4 – послушать;
5 – рассказать;6 – выразить свои чувства и эмоции.
После завершения эксперимента свои результаты дети отражали в виде схем, зарисовок; изготавливали различные изделия из глины, сооружали постройки из песка и камней. Совместно с педагогом дети изготовили макеты пустыни и Антарктиды.
Объектами исследования были выбраны воздух, песок, глина, камни, вода: 1)Эксперименты с воздухом: знакомство со свойствами воздуха (прозрачный, невидимый, легкий, бесцветный, иногда имеет запах); обнаружение воздуха в различных объектах (земля, камни, губка, песок); показать сжимаемость воздуха.
2)Эксперименты с песком: знакомство со свойствами песка (песок тяжелее воды, сыпучий, хорошо пропускает воду, влажный песок держит форму, песок разный по цвету, размеру песчинок)
3)Эксперименты с глиной: знакомство со свойствами глины (глина не пропускает воду, пластичная, не сыпучая, тяжелее воды).
4) Сравнение глины и песка: в результате опытов детьми были сделаны следующие выводы: песок сыпучий, а глина нет; песок состоит из песчинок, которые не прилипают друг к другу, а глина из мелких частичек, слипшихся друг с другом; глина хорошо лепится, а песок нет.
5) Эксперименты с камнями: знакомство со свойствами камней (тяжелый, крепкий, твердый, неровный, гладкий).
6)Эксперименты с водой: знакомство со свойствами воды(вода жидкость, прозрачная, имеет форму);температура воды. ( холодная, теплая, горячая); испарение воды (длительный эксперимент).
В работе по ознакомлению детей с неживой природой мною были использованы разные формы: занятия, экскурсии.
а) Занятия: «Что такое воздух?», «Этот удивительный воздух?», «Песок и глина наши помощники», «Камни», «Вода – источник жизни».
б) Экскурсии: целевые прогулки на водоем в разное время года; экскурсии к строительным объектам.
Все методы и формы, используемые нами, являются эффективными для развития познавательных процессов.
В нашей группе создана необходимая для проведения исследований развивающая среда, оснащенная специальным оборудованием: стол для экспериментирования, микроскоп, лупы, сосуды разной формы, соломинки для коктейля, песочные часы, совочки, лопаты, палочки. Так же представлены разнообразные материалы: разные виды песка, глины; камни естественные и искусственные, керамические изделия, образцы дымковской игрушки, макеты пустыни и Антарктиды, рисунки и фотографии кирпичных зданий, памятников, материал для зарисовок и лепки и др. Материалы и пособия меняются в зависимости от времени года и темы эксперимента.
Наша работа по развитию познавательных процессов через опытно-экспериментальную деятельность дала неплохие результаты.
Наши дети научились внимательно рассматривать объекты неживой природы, находить их в естественных условиях, определять свойства объектов, самостоятельно проводить элементарные опыты и, конечно же, сравнивать, анализировать, обобщать и делать выводы.
Дети стали более внимательными и аккуратными в обращении с материалами и оборудованием и, конечно, усвоили правила безопасности.
В процессе опытно-экспериментальной деятельности ребенок становится более самостоятельным, а это качество в современном мире очень необходимо.
Развивая у детей память, внимание, мышление мы делаем большой шаг в подготовке ребенка к школе.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Опыт работы по теме «Развитие познавательной активности через опытно – экспериментальную деятельность у детей старшего дошкольного возраста»
Опыт работы, внесённй в районный банк данных....
Познавательно - исследовательский проект для детей средней группы «Развитие познавательного интереса через опытно-экспериментальную деятельность»
Данная работа посвящена опытно-экспериментальной деятельности детей дошкольного возраста. Сегодня в России детские дошкольные учреждения играют важнейшую роль в обеспечении развития познавательного ра...
Развитие познавательного интереса через опытно-экспериментальную деятельность
laquo;Расскажи – и я забуду,покажи – и я запомню,дай попробовать – и я пойму».(Китайская народная мудрость.)...
Познавательно-исследовательский проект в средней группе «Развитие познавательного интереса через опытно-экспериментальную деятельность»
Данная работа посвящена опытно-экспериментальной деятельности детей дошкольного возраста. Сегодня в России детские дошкольные учреждения играют важнейшую роль в обеспечении развития познавательного ра...
Познавательно-исследовательский проект в средней группе «Развитие познавательного интереса через опытно-экспериментальную деятельность»
Данная работа посвящена опытно-экспериментальной деятельности детей дошкольного возраста. Сегодня в России детские дошкольные учреждения играют важнейшую роль в обеспечении развития познавательного ра...
Познавательно – исследовательский творческий проект для детей средней группы «Развитие познавательного интереса через опытно-экспериментальную деятельность» на тему «Магия песка»
Внедряя любой проект, прежде всего, необходимо правильно поставить цель и найти нужный и безопасный способ его реализации. Важно спланировать и создать развивающую, познавательную, безопасную предметн...
Проект «Развитие познавательного интереса через опытно-экспериментальную деятельность»
Проект в 1 младшей группе «Развитие познавательного интереса через опытно-экспериментальную деятельность»....