групповой проект "Этот удивительный мир животных"
проект (подготовительная группа) на тему
Живая природа – это удивительный, сложный и многообразный мир. От людей во многом зависит многообразие и численность животного мира. Чтобы решать эту проблему человек должен иметь определенный запас естественно-научных знаний. Первые элементарные представление об окружающем мире, в том числе о животных организмах человек получает уже в детстве. Воспитательное значение природы трудно переоценить. Общение с природой положительно влияет на человека, делает его добрее, мягче, будит в нем лучшие чувства. Особенно велика роль природы в воспитании детей.
Посредствам данного проекта нужно воспитать бережное отношение ко всему живому, обратить внимание детей на взаимодействие человека с живой природой, т.е. заложить основы экологического сознания. Вместе с тем, не менее важно объяснять зависимость внешнего вида животного, его образа жизни и повадок от окружающих его природных условий.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
etot_udivitelnyy_mir_prirody.docx | 32.7 КБ |
didakticheskaya_igra.docx | 711.41 КБ |
zhivotnye_na_buryatskom_yazyke.docx | 16.5 КБ |
zagadki.docx | 16.24 КБ |
soedini_po_tochkam.docx | 520.31 КБ |
chtenie.docx | 28.86 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение
детский сад «Рябинка»
ПРОЕКТ
«Этот удивительных мир животных»
Ответственные: Дондукова Ю.А., Хуташкеева И.Е.
Участники: родители и дети группы «Ромашки»
Срок реализации: с 23 октября по 10 ноября
2017 г.
с. Сотниково
Вид проекта: познавательно-творческий.
Участники проекта: дети подготовительной группы, родители, воспитатели, преподаватель бурятского и английского языка.
Продолжительность проекта: с 23октября по 10 ноября 2017
Проблема: Основным моментом нашего исследования стала беседа: «Животные осенью?» Выслушивая ответы детей, стало понятно, что дети затрудняются с ответом. Поэтому было решено отправиться в путешествие в мир животных, чтобы узнать, как живут животные нашего края, их повадки и т.д.
Актуальность проекта: Живая природа – это удивительный, сложный и многообразный мир. От людей во многом зависит многообразие и численность животного мира. Чтобы решать эту проблему человек должен иметь определенный запас естественно-научных знаний. Первые элементарные представление об окружающем мире, в том числе о животных организмах человек получает уже в детстве. Воспитательное значение природы трудно переоценить. Общение с природой положительно влияет на человека, делает его добрее, мягче, будит в нем лучшие чувства. Особенно велика роль природы в воспитании детей.
Посредствам данного проекта нужно воспитать бережное отношение ко всему живому, обратить внимание детей на взаимодействие человека с живой природой, т.е. заложить основы экологического сознания. Вместе с тем, не менее важно объяснять зависимость внешнего вида животного, его образа жизни и повадок от окружающих его природных условий.
Разрабатывая проект, используем методику «трех вопросов»:
Что знаем? | Что хотим узнать? | С помощью чего узнаем? |
Мы знаем диких животных. Кто-то ходил в музей Бурятии и видел животных. | Зачем меняют свои шубки, почему спят. | Через просмотр мультфильмов, картинок про животных. Через проведение бесед, разговоров по данной теме. Через лепку, рисование, аппликацию. Через сказки, рассказы, стихи, загадки. Через посещения Этнографического музея |
Цель: познакомить детей с сезонными изменениями окружающего мира, в жизни диких животных, через познавательно-творческую деятельность.
Задачи:
- Расширять и углублять представления о животных нашего края;
- Развивать у детей образного мышления, наблюдательности и воображения;
- Развивать коммуникативные и творческие способности детей;
- Воспитывать у детей любовь и бережное отношение к природе;
- Привлечь родителей к участию в данном проекте.
Предполагаемый результат:
- Возникновение интереса к миру животных;
- Обогатить знаний детей о сезонных изменениях в жизни диких животных;
- Высказывание самостоятельных суждений, умение обобщать;
- Воспитывать уважительное отношение к природе;
- Поездка и экскурсия в Этнографический музей.
Этапы реализации проекта:
I этап – Подготовительный
- Определение проблемы;
- Выбор цели проекта;
- Разработка методов и приемов работы;
- Подбор и изучение методической литературы, пособий, сказок;
- Сбор материалов, мультимедийных презентаций;
- Заключение договора с турфирмой о предоставлении автобуса на вывоз детей в музей.
II этап - Основной – проектная деятельность по решению проблемы.
Работа по образовательным областям:
Социально-коммуникативное развитие | Познавательное развитие | Речевое развитие | Художественно-эстетическое развитие | Физическое развитие |
Дидактические игры: -"Четвертый лишний", -"Узнай по описанию", -"У кого кто? ", -"Кто, где живет? ", - «Кто быстрее» -«Какой по счету» - «Что не так». | Образовательные события: - ФЭМП Работа в тетрадях – продолжать учить самостоятельно составлять и решать задачи на сложение и вычитание; упражнять в умении ориентироваться на листе бумаги; -обведи животных по точкам; - игровое упражнение «Назови число» | Беседы: -«Контакты с животными», -«Забота о животных», -«Польза от животных» Региональный компонент учить название животных на бурятском языке: шоно-волк, бар- тигр, унэгэн – лиса, бабгай – медведь, хулгана - мышь и т.д. | Изобразительная деятельность: Рисование: «Нарисуй любимое животное, птицу» Аппликация: «Животное наших лесов» | Подвижные народные игры: «Коршун и наседка», «Охотники и звери». Подвижная игра с речевым сопровождением: -«Через лес», -«Летает – не летает», -«Медведи» |
Сюжетно-ролевые игры: «Зоопарк», «Зоомагазин» | Рассматривание предметов: картинок животных, энциклопедии | Чтение художественной литературы: Пришвин М. «Про птиц и зверей»; Чарушин «Рассказы про зверей и птиц»; -Рассказ Н.А.Некрасов «Дед Мазай и зайцы»; -Рассказы о животных Б. Житков; Чтение бурятских сказок про животных. | Конструктивно-модельная деятельность: Оригами: «Царство диких животных» групповая работа | |
Игры – драматизации: По сказке К.Чуковского «Телефон», «Путаница», «Три поросенка». | Чтение русских народных сказок: -«Сказки о животных» Л. Толстой; -«Лучшие сказки» В. Бианки. | Ручной труд (природный, подручный материал): -Поделка из спичечных коробков | ||
ОБЖ: - «Правила пожарной безопасности во время продуктивной деятельности ». - «Правила поведения на улице». | Чтение стихотворений: Про животных | |||
Составление творческих рассказов: «Мое любимое животное» | Хороводные игры: «Хоровод зверей» | |||
Отгадывание загадок: Про животных, птиц | ||||
Составление рассказа по сюжетным картинкам |
Взаимодействие с родителями:
-просмотр дома телепередач «Диалоги о животных», рассматривание книг, энциклопедий;
-организация поездки в Этнографический музей.
III этап – Заключительный
- Раскрепощение детей.
- Развитие элементов актёрского мастерства.
- Выразительность речи.
- Сплочённость детского коллектива.
- Вовлечение в проектную деятельность родителей.
- Доброжелательность во взаимоотношениях между детьми.
- Деятельность по осуществлению проекта.
Итоговый результат:
-Выставка продуктивной деятельности детей;
- Выезд в Этнографический музей.
Предварительный просмотр:
Дидактическая игра «Пятый лишний»
Цель: Развитие умений классифицировать животных по существенным признакам.
Дидактический материал: Карточки с изображением 5 животных, 4 из них относятся к одной тематической группе, а пятое к другой группе.
Ход игры: Детям дается задание: «Рассмотрите картинки, назовите, что на них изображено и определите, какое животное лишнее. Оставшихся, животных назовите одним словом». Каждый участник исключает лишнее животное по очереди. Если он ошибается или не выполняет задание, его вариант предлагают выполнить следующему игроку. За каждое правильно выполненное задание дают фишку. Выигрывает тот, кто наберёт больше фишек.
Карточки для игры:
1.Кошка, лиса, белка, волк, медведь. Лишняя кашка потому, что это домашнее животное, а остальные – дикие животные.
2.Олень, тигр, собака, лиса, лев. Лишняя собака потому, что это домашнее животное, а остальные – дикие животные.
3.Свинья, овца, собака, лиса, кошка. Лишняя лиса потому, что это дикое животное, а остальные – домашние животные.
4.Лошадь, зебра, корова, ослик, коза. Лишняя зебра потому, что это дикое животное, а остальные – домашние животные.
Дидактическая игра «Чей хвост»
Цель: Развитие внимания, логики, памяти, мелкой моторики.
Дидактический материал: Карточки с изображением различных животных, а также их хвостов.
Ход игры: Ребёнку дается задание. Подобрать хвост для каждого животного и соединить нужные картинки линиями. Назвать у какого животного, какой хвост (длинный, короткий, пушистый, толстый, маленький, большой и т.д.).
Дидактическая игра
«Какие животные спрятались на картинке?»
Цель: Развитие внимания, мышления, воображения.
Дидактический материал: Карточки с изображением контура различных животных.
Ход игры: Предложить ребёнку найти и назвать животных, нарисованных на картинке
Тема «Дикие животные»
Дидактическая игра « Чей, чья, чье?»
Цель: :формировать умение образовывать притяжательные прилагательные.
След (чей?) – лисий, волчий … .
Уши (чьи?) – лисьи, волчьи … .
Голова (чья?) – лисья, волчья … .
Дидактическая игра «Сравни»
Цель: упражнять в составлении сложносочиненных предложений с союзом а.
Бурый медведь живет в нашем лесу, а белый … .
У бурого медведя шерсть коричневая, а у белого … .
Бурый медведь ест малину, мед, рыбу, а белый … .
Бурый медведь спит в берлоге, а белый … .
У кого какой дом?
За каждый правильный ответ воспитатель раздаёт фишки с изображением животных. В конце путем подсчета фишек определяется победитель.
Цель: закрепить знания детей о жилищах животных и птиц и насекомых.
Возможен два варианта игры:
Первый воспитатель называет животное- дети жилище;
Второй вариант: воспитатель называет жилище – дети животное.
У медведя – берлога;
У волка – логово;
У белки – дупло;
У ежика – нора;
У муравья – муравейник;
У птицы – гнездо;
У пчелы – улья;
У улитки – раковина;
И наоборот.
Дидактическая игра «Четвёртый лишний»
Предварительный просмотр:
Животные на бурятском языке
Бодон гахай-Дикий кабан
Буга-олень
Хэрмэн- белка
Шандаган-заяц
Хүдэри-кабарга
Хандагай-лось
Жэрхи-бурундук
Гүрөөhэн-косуля
Үрхэ-суслик
Охотоноон-пищуха
Заряа-ёж
Баабгай-медведь
Шоно-волк
Үнэгэн-лисица
Шэлүүhэн-рысь
hолонго-колонок
булган-соболь
доргон-барсук
Сагаан үен-горностай
Харха-ондатра
Халюун-выдра
Хаб загаhан-нерпа
Элбэнхэ-енот
Арсалан-лев
Эреэн гүрөөhэн-тигр
Сагаан баабгай-белый медведь
Животные на английском языке
Кошка – Cat (кэт) [
Корова – Cow (кау) [kau]
Собака – Dog (дог) [dɔg]
Лошадь – Horse (хос) [hɔ:s]
Мышь – Mouse (маус) [maus]
Свинья – Pig (пиг) [pig]
Кролик – Rabbit (рэбит) [ræbit]
Медведь – Bear (беэ) [beə]
Олень – Deer (диэ) [diə]
Слон – Elephant (элефэнт) [elifənt]
Жираф – Giraffe (джираф) [d3ira:f]
Лиса – Fox (фокс) [fɔks]
Леопард – Leopard (лэпэд) [lepəd]
Обезьяна – Monkey (манки) [mΛŋki]
Зебра – Zebra (зэбрэ) [zebrə]
Предварительный просмотр:
Загадки про диких зверей для детей
Кто колючий, словно елка,
Носит на спине иголки? (Ежик)
Посмотрите на меня,
Разве не красавец?
Спинка — пятнистая,
Рога — ветвистые. (Пятнистый олень)
Кто в берлогу спать ложится —
Волк, медведь или лисица? (Медведь)
Кто пчелиный любит мед,
Лапу кто зимой сосет? (Медведь)
Я — лесной исполин,
Брожу меж сосен и осин.
Если голову закину,
То достану гроздь рябины. (Лось)
Люблю я под дубами
Кормиться желудями,
Хоть я родственник свиней,
Я выносливей, сильней.
Смелость, ловкость мне дана.
Узнаёте ... (кабана)?
Угадай, кто я такая?
Хоть и мышка, но летаю.
Когда ночь кругом и тишь,
Когда ты в кроватке спишь,
Покружиться я люблю,
Мошек в темноте ловлю. (Летучая мышь)
Всех зверей она хитрей,
Шубка рыжая на ней. (Лиса)
Мы ребята хваткие,
Себе построим хатки мы.
Спилим ивы и осины
И соорудим плотины. (Бобры)
Есть у нас такой обычай:
Ходим стаей за добычей,
Прячемся у темной елки.
Кто мы — лисы или волки? (Волки)
Этот зверь похож на глыбу,
Ловко лапой ловит рыбу. (Белый медведь)
Он полярный житель,
Льда и снега повелитель.
В белой шубе между льдин
Бродит этот исполин,
С ним его сынишка
В меховых штанишках. (Белый медведь)
Этот зверь пловец прекрасный,
Вместо лап у зверя ласты.
В море плавает весь день.
Угадайте, кто? (Тюлень)
Быстрый ловкий рыболов
Толк в рыбешке знает.
Он поймает среди льдов
Мойву и минтая. (Тюлень)
Не боится холодов,
Плавает в морях средь льдов. (Морж)
Он и сильный, он и быстрый,
У него рога ветвисты.
Средь заснеженных болот
Он лишайник вкусный рвет. (Олень)
Осторожный, чуткий, смелый,
Зимой ходит в шубке белой,
Шубкою гордится
Младший брат лисицы. (Песец)
У него пушистый мех —
Белый с золотистым.
Зарывается он в снег,
Роет норку быстро. (Лемминг)
Что за зверек, мне подскажи:
Зубы его остры, как ножи.
Гнездышко строит для сына и дочки
Он под болотною высохшей кочкой. (Лемминг)
Короткий хвостик, длинные ушки,
Весело скачет он по опушке. (Заяц)
У нее красивая шкурка
Пятнистая, как у Мурки.
Но ее поберегись,
Ведь она не кошка — ... (рысь).
Нацепил грибок на сук
Полосатый ... (бурундук).
У него два горба,
В них и пища и вода. (Верблюд)
Быстрая, как стрелка,
Летающая белка
Прыгает, летает,
Шишки обрывает. (Белка-летяга)
У меня есть дупло,
В нем и сухо, и тепло.
Укрываюсь я хвостом,
Сплю в дупле я сладким сном. (Белка)
Предварительный просмотр:
Предварительный просмотр:
Евгений Чарушин. Рассказ «Медвежата»
Есть такая деревня, называется Малые Сосны. Малые не потому, что сосны в лесу невелики, а потому, что ближняя деревня зовётся Большие Сосны. В отличие, значит, от той.
В самом непроходимом лесу эти Малые Сосны. Дремучий кругом лес. Ели мхом обросли. Сосны в самом небе ветви раскинули. Осинник в сырых местах, как частокол, наставлен. И вся чаща в трухлявой валежине, в сырости. Не продерёшься через неё. Только лосям длинноногим и ходить тут, через валежник перешагивать.
Принесли охотники после охоты из лесу двух медвежат. Принесли их в деревню, к Прасковье Ивановне в избу, сунули под лавку. Там и стали они жить.
Прасковья Ивановна сама им соски сделала. Взяла две бутылки, тёплого молочка налила и тряпочками заткнула.
Вот и лежат медвежата с бутылками. Спят, посасывают молоко, причмокивают и растут понемногу.
Сначала с тулупа не слезали, а потом и по избе стали ползать, ковылять, кататься — всё подальше да подальше.
Благополучно растут медвежата, ничего себе.
Только раз медвежонок один чуть не помер с перепугу — кур принесли в избу. Мороз был на дворе такой, что вороны на лету замерзали, — вот кур и принесли, чтоб от холода упрятать. А медвежишко выкатился из-под лавки на них посмотреть. Тут петух на него и наскочил. И давай трепать. Да как трепал! И крыльями бил, и клювом, и шпорами порол.
Медвежишко, бедняга, орёт, не знает, что ему и делать, как спасаться. Лапами, как человек, глаза закрывает и орёт. Еле его спасли. Еле его от петуха отняли. На руки взяли, а петух кверху прыгает. Как собака какая. Ещё долбануть хочет.
Дня три после того не сходил с тулупа медвежишко. Думали, уж не подох ли. Да ничего — сошло.
К весне подросли, окрепли медвежата.
А летом уж куда больше кошки стали — с маленькую собаку.
Такие озорники выросли. То горшок на столе опрокинут, то ухват спрячут, то из подушки перо выпустят. И под ногами всё вертятся, вертятся, мешают хозяйке Прасковье Ивановне.
Стала она их гнать из избы: играйте, мол, на улице. Озоруйте там сколько влезет. На улице большой беды вам не натворить. А от собак лапами отмашетесь или залезете куда повыше.
Живут медвежата целый день на воле. В лес бежать и не думают. Им Прасковья Ивановна стала как мать-медведица, а изба — берлогой. Если обидит или напугает их кто-нибудь, они сейчас в избу — и прямо к себе под лавку, на тулуп.
Хозяйка спрашивает:
— Вы что там, озорники, опять наделали?
А они молчат, конечно, — сказать не умеют, только друг за друга прячутся да глазами коричневыми хитро посматривают.
Шлёпнет их хорошенько Прасковья Ивановна, знает уж: что-нибудь да натворили. И верно.
Часа не пройдёт — стучатся в окно соседи, жалуются:
— Твои, Ивановна, звери всех цыплят у меня разогнали, по всей деревне собирай их теперь.
Или ещё:
— Овцы в хлев не идут, боятся. Это мишки твои овечек напугали.
Взмолится хозяйка:
— Да скоро ли их от меня кто возьмёт? Нету у меня с ними терпенья.
А в город не так-то легко выбраться. Ехать надо километров шестьдесят.
Если весной ехать — распутица не пускает: не дороги, а реки грязевые. А летом работа держит — тоже не уедешь. Так и живут медвежата.
Пришёл я как-то в Малые Сосны охотиться. Сказали мне, что мишки тут есть. Я и пошёл их поглядеть. Спрашиваю хозяйку Прасковью Ивановну:
— Где твои медвежата?
— Да на воле, — говорит, — балуются.
Выхожу на двор, смотрю во все углы — нет никого.
И вдруг — ох ты! — у меня перед самым носом кирпич летит.
Бац! С крыши свалился.
Отскочил я, гляжу на крышу. Ага! Вон где они сидят! Сидят мишки, делом заняты, разбирают трубу по кирпичику — отвалят кирпич и спустят его по наклону, по тесовой крыше. Ползёт кирпич вниз и шуршит. А медвежата голову набок наклонят и слушают, как шуршит. Нравится им это. Один медвежонок даже язык высунул от такого удовольствия.
Я скорей в избу: спасай, мол, Прасковья Ивановна, трубу-то!
Прогнала она их с крыши и нашлёпала хорошенько.
А в тот же день вечером пришли к ней соседи и тоже жалуются: мишки у трёх домов трубы разобрали, да мало что разобрали, а ещё и в трубы кирпичей навалили. Стали хозяйки днём печи топить, а дым не идёт куда надо, назад в избу валом валит.
Уж ничего не сказала Прасковья Ивановна, а только заплакала.
А как собрался я уходить с охоты, стала она меня просить.
— Сделай, — говорит, — милость, увези хулиганов моих. Сам видишь, каково мне с ними. Пока маленькие были — ребята как ребята. А теперь гляди, что выросло.
Взял я медвежат и повёл в город. Километра два на верёвочке вёл, а до леса дошёл — снял верёвочку. Они леса-то сами боятся, жмутся ко мне, отстать не хотят.
Лес им чужой, страшный.
Так двое суток мы с ними шли. Дошли до города. Тут я их опять на верёвочке повёл.
Собак сколько набежало, ребятишек, да и взрослые тоже останавливаются, смотрят.
Отдал я моих малососненских хулиганов в зоосад, а оттуда их прямо за границу отправили. Обменяли на зебру полосатую — африканскую лошадь.
Евгений Чарушин. Рассказ «Про зайчат»
Однажды на даче ко мне прибежал Никита и кричит:
— Папа, отдай кроликов! Папа, отдай кроликов!
А я не понимаю, каких кроликов ему отдать. И отдавать я никого не собираюсь, и кроликов у меня нет.
— Да что ты, Никитушка, — говорю, — что с тобой?
А Никита прямо плачет: отдай да отдай ему кроликов.
Тут пришла мама и всё мне рассказала. Оказывается, деревенские ребята принесли с лугов двух зайчат: они их на сенокосе поймали. А Никита всё перепутал. Надо было сказать: «Возьми зайчат», а он говорит: «Отдай кроликов».
Взяли мы зайчат, стали они у нас жить.
Ну и славные были зайчата! Этакие мохнатые шарики! Уши врозь, глаза коричневые, большие. А лапки мягкие-мягкие — будто зайчата в валеночках ходят.
Захотели мы зайчат покормить. Дали им травы — не едят. Налили молока в блюдце — и молоко не пьют… Сыты, что ли?
А спустили их на пол — они шагу никому не дают ступить. Прямо наскакивают на ноги. Тычутся мордочками в сапоги и лижут их… Должно быть, ищут мать-зайчиху.
Видно, голодные, а есть не умеют. Сосунки ещё.
Тут в комнату пришёл Томка, наш пёс. Тоже захотел посмотреть на зайчат. Они, бедняжки, на Томку наскочили, лезут на него… Томка зарычал, огрызнулся и убежал.
Как же нам накормить зайчат? Ведь они, бедняги, умрут с голоду.
Думали мы, думали, и придумали, наконец. Пошли мы искать им кормилицу-кошку.
Кошка лежала на лавке у соседнего дома, кормила своих котят. Она такая пёстрая, расписная, даже нос у неё разноцветный.
Притащили мы кошку к зайчатам, она как зафыркает на них, как заворчит басом, чуть не воет. Да ну её!
Пошли мы другую кормилицу искать.
Видим, на завалинке лежит кошка, вся чёрная, с белой лапой. Мурлычет кошка, нежится на солнышке… А как взяли да подложили к ней зайчат, она сразу же все когти выпустила и ощетинилась. Тоже не годится в кормилицы! Отнесли мы её обратно.
Стали третью кошку искать.
Уж в самом конце деревни нашли. На вид такая хорошая, ласковая. Только эта ласковая-то чуть-чуть наших зайчат не съела. Как увидела их, вырвалась из рук да как бросится на зайчат, как на мышей.
Насилу мы её оттащили и за дверь выбросили.
Наверное, наши зайчата так и умерли бы с голоду, если бы, на наше счастье, не нашлась ещё одна кошка — четвёртая. Она сама к нам пришла. А пришла потому, что котят искала. У неё котята умерли, и она по всей деревне ходила и искала их… Рыженькая такая, худая; мы накормили её, напоили и уложили на подоконник и принесли к ней зайчат. Сперва одного зайчонка, потом и другого.
Сунулись к ней зайчата и сразу присосались, даже зачмокали — нашли молоко!
А кошка сначала задёргалась, забеспокоилась, а потом вылизывать их стала — и даже песенку замурлыкала.
Значит, всё в порядке.
Много дней кормила кошка зайчат.
Лежит с ними на подоконнике, а народ останавливается у окошка, смотрит:
— Вот так чудо, кошка зайцев кормит!
Потом зайчата подросли, научились сами есть траву и убежали в лес. Им там вольнее жить.
А кошка завела себе настоящих котят.
Евгений Чарушин. Рассказ «Волчишко»
Жил в лесу волчишко с матерью.
Вот как-то раз ушла мать на охоту.
А волчишку поймал человек, сунул его в мешок и принёс в город. Посреди комнаты мешок положил.
Долго не шевелился мешок. Потом забарахтался в нём волчишко и вылез. В одну сторону посмотрел — испугался: человек сидит, на него смотрит.
В другую сторону посмотрел — чёрный кот фыркает, пыжится, самого себя вдвое толще, еле стоит. А рядом пёс зубы скалит.
Совсем забоялся волчишко. Полез в мешок обратно, да не влезть — лежит пустой мешок на полу, как тряпка.
А кот пыжился, пыжился да как зашипит! Прыгнул на стол, блюдце свалил. Разбилось блюдце.
Пёс залаял.
Человек закричал громко: «Ха! Ха! Ха! Ха!»
Забился волчишко под кресло и там стал жить-дрожать.
Кресло посреди комнаты стоит.
Кот со спинки кресла вниз посматривает.
Пёс вокруг кресла бегает.
Человек в кресле сидит — дымит.
А волчишко еле жив под креслом.
Ночью человек уснул, и пёс уснул, и кот зажмурился.
Коты — они не спят, а только дремлют.
Вылез волчишко осмотреться.
Походил, походил, понюхал, а потом сел и завыл.
Пёс залаял.
Кот на стол прыгнул.
Человек на кровати сел. Замахал руками, закричал. А волчишко опять под кресло залез. Стал тихонечко там жить.
Утром ушёл человек. Молока налил в плошку. Стали кот с собакой молоко лакать.
Вылез из-под кресла волчишко, подполз к двери, а дверь-то открыта!
Из двери на лестницу, с лестницы на улицу, с улицы по мосту, с моста в огород, из огорода в поле.
А за полем стоит лес.
А в лесу мать-волчиха.
Обнюхались, обрадовались и дальше побежали по лесу.
А теперь волчишко вот каким стал волком.
Евгений Чарушин. Рассказ «Лисята»
У охотника жили в комнате два маленьких лисёнка.
Это были шустрые и беспокойные зверьки.
Днём они спали под кроватью, а к ночи просыпались и поднимали возню — носились по всей комнате до самого утра.
Так разыграются лисята, так расшалятся, что бегают по моему приятелю, как по полу, пока тот не прикрикнет на них.
Эти лисята были настоящие ловкачи.
Раз! — и по занавеске взберётся лисёнок прямо до самого верха.
Два! — он уже на высоком шкафу.
А вот и на комоде, а вот оба таскают друг друга за шиворот.
Как-то пришёл охотник со службы, а лисят нет. Стал он их искать…
Заглянул на шкаф — на шкафу нет.
Отодвинул комод — и там нет никого.
И под стульями нет.
И под кроватью нет.
И тут мой приятель даже испугался. Видит — охотничий сапог, что лежал в углу, шевельнулся, поднялся, свалился набок.
И вдруг поскакал по полу. Так и скачет, перевёртывается, подпрыгивает.
Что за чудо такое?
Подскочил сапог поближе.
Глядит охотник — из сапога хвост высовывается. Схватил он лисёнка за хвост и вытащил из сапога, встряхнул сапог — и другой выскочил.
Вот какие ловкачи!
Михаил Пришвин
Рассказ «Ёж «
Раз шёл я по берегу нашего ручья и под кустом заметил ежа. Он тоже заметил меня, свернулся и затукал: тук-тук-тук. Очень похоже было, как если бы вдали шёл автомобиль. Я прикоснулся к нему кончиком сапога - он страшно фыркнул и поддал своими иголками в сапог.
- А, ты так со мной! - сказал я и кончиком сапога спихнул его в ручей.
Мгновенно ёж развернулся в воде и поплыл к берегу, как маленькая свинья, только вместо щетины на спине были иголки. Я взял палочку, скатил ею ежа в свою шляпу и понёс домой.
Мышей у меня было много. Я слышал - ёжик их ловит, и решил: пусть он живёт у меня и ловит мышей.
Так положил я этот колючий комок посреди пола и сел писать, а сам уголком глаза всё смотрю на ежа. Недолго он лежал неподвижно: как только я затих у стола, ёжик развернулся, огляделся, туда попробовал идти, сюда, выбрал себе наконец место под кроватью и там совершенно затих.
Когда стемнело, я зажёг лампу, и - здравствуйте! - ёжик выбежал из-под кровати. Он, конечно, подумал на лампу, что это луна взошла в лесу: при луне ежи любят бегать по лесным полянкам.
И так он пустился бегать по комнате, представляя, что это лесная полянка.
Я взял трубку, закурил и пустил возле луны облачко. Стало совсем как в лесу: и луна и облако, а ноги мои были как стволы деревьев и, наверное, очень нравились ёжику: он так и шнырял между ними, понюхивая и почёсывая иголками задники у моих сапог.
Прочитав газету, я уронил её на пол, перешёл в кровать и уснул.
Сплю я всегда очень чутко. Слышу - какой-то шелест у меня в комнате. Чиркнул спичкой, зажёг свечу и только заметил, как ёж мелькнул под кровать. А газета лежала уже не возле стола, а посредине комнаты. Так я и оставил гореть свечу и сам не сплю, раздумывая:
- Зачем это ёжику газета понадобилась?
Скоро мой жилец выбежал из-под кровати - и прямо к газете; завертелся возле неё, шумел, шумел, наконец, ухитрился: надел себе как-то на колючки уголок газеты и потащил её, огромную, в угол.
Тут я и понял его: газета ему была как в лесу сухая листва, он тащил её себе для гнезда. И, оказалось, правда: в скором времени ёж весь обернулся газетой и сделал себе из неё настоящее гнездо. Кончив это важное дело, он вышел из своего жилища и остановился против кровати, разглядывая свечу-луну.
Я подпустил облака и спрашиваю:
- Что тебе ещё надо? Ёжик не испугался.
- Пить хочешь?
Я встал. Ёжик не бежит.
Взял я тарелку, поставил на пол, принёс ведро с водой и то налью воды в тарелку, то опять волью в ведро, и так шумлю, будто это ручеёк поплёскивает.
- Ну иди, иди, - говорю. - Видишь, я для тебя и луну устроил, и облака пустил, и вот тебе вода...
Смотрю: будто двинулся вперёд. А я тоже немного подвинул к нему своё озеро. Он двинется, и я двину, да так и сошлись.
- Пей, - говорю окончательно. Он и залакал. А я так легонько по колючкам рукой провёл, будто погладил, и всё приговариваю:
- Хороший ты малый, хороший!
Напился ёж, я говорю:
- Давай спать. Лёг и задул свечу.
Вот не знаю, сколько я спал, слышу: опять у меня в комнате работа.
Зажигаю свечу, и что же вы думаете? Ёжик бежит по комнате, и на колючках у него яблоко. Прибежал в гнездо, сложил его там и за другим бежит в угол, а в углу стоял мешок с яблоками и завалился. Вот ёж подбежал, свернулся около яблок, дёрнулся и опять бежит, на колючках другое яблоко тащит в гнездо.
Так вот и устроился у меня жить ёжик. А сейчас я, как чай пить, непременно его к себе на стол и то молока ему налью в блюдечко - выпьет, то булочки дам - съест.
Рассказ «Лисичкин хлеб»
Однажды я проходил в лесу целый день и под вечер вернулся домой с богатой добычей. Снял с плеч тяжелую сумку и стал свое добро выкладывать на стол.
- Это что за птица? - спросила Зиночка.
- Терентий, - ответил я.
И рассказал ей про тетерева: как он живет в лесу, как бормочет весной, как березовые почки клюет, ягодки осенью в болотах собирает, зимой греется от ветра под снегом. Рассказал ей тоже про рябчика, показал ей, что серенький, с хохолком, и посвистел в дудочку по-рябчиному и ей дал посвистеть. Еще я высыпал на стол много белых грибов, и красных, и черных. Еще у меня была в кармане кровавая ягодка костяника, и голубая черника, и красная брусника. Еще я принес с собой ароматный комочек сосновой смолы, дал понюхать девочке и сказал, что этой смолкой деревья лечатся.
- Кто же их там лечит? - спросила Зиночка.
- Сами лечатся, - ответил я. - Придет, бывает, охотник, захочется ему отдохнуть, он и воткнет топор в дерево и на топор сумку повесит, а сам ляжет под деревом. Поспит, отдохнет. Вынет из дерева топор, сумку наденет, уйдет. А из ранки от топора из дерева побежит эта ароматная смолка и ранку эту затянет.
Тоже нарочно для Зиночки принес я разных чудесных трав по листику, по корешку, по цветочку: кукушкины слезки, валерьянка, петров крест, заячья капуста. И как раз под заячьей капустой лежал у меня кусок черного хлеба: со мной это постоянно бывает, что, когда не возьму хлеба в лес - голодно, а возьму - забуду съесть и назад принесу. А Зиночка, когда увидала у меня под заячьей капустой черный хлеб, так и обомлела:
- Откуда же это в лесу взялся хлеб?
- Что же тут удивительного? Ведь есть же там капуста!
- Заячья...
- А хлеб - лисичкин. Отведай. Осторожно попробовала и начала есть:
- Хороший лисичкин хлеб!
И съела весь мои черный хлеб дочиста. Так и пошло у нас: Зиночка, копуля такая, часто и белый-то хлеб не берет, а как я из леса лисичкин хлеб принесу, съест всегда его весь и похвалит:
- Лисичкин хлеб куда лучше нашего!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Проект "Удивительный мир животных Кемеровской области"
Изучая на занятиях по познавательному развитию, изобразительному искусству темы связанные с животным миром, столкнулась с проблемой, как мало дети знают о разнообразии жизни животных, а в частно...
Конспект интегрированного занятия В подготовительной группе «Удивительный мир животных и растений».
Интеграция предметов: обучение грамоте, знакомство с окружающим миром Цель занятия: Способствовать воспитанию бережного отношения к природе; закрепить пройденный материал по основам единицы...
Интеграция НОД в подготовительной группе по обучению грамоте "Удивительный мир животных и растений"
Конспект занятия обучение грамоте, знакомство с окружающим миром...
Недельное планирование в подготовительной группе на тему: "Удивительный мир животных. Животные разных стран"
Планирование содержит в себе описание режимных моментов в течении всего дня. Каждый день а то и половина дня разделены на конкретный континент. В один день речь идёт про животный мир Африки, в другой ...
ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПРОЕКТ (среднесрочный, групповой, информационно – творческий) «Мир животных осенью»
ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПРОЕКТ (среднесрочный, групповой, информационно – творческий) «Мир животных осенью»...
ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПРОЕКТ (среднесрочный, групповой, информационно – творческий) «Мир животных зимой»
ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПРОЕКТ (среднесрочный, групповой, информационно – творческий) «Мир животных зимой»...
Конспект группового логопедического занятия "Домашние животные"
Лексическая тема: «Домашние животные».Грамматическая тема: Закрепить знания обучающихся о детенышах домашних животных. Повторить и закрепить звукоподражания животных.Цель: способствовать р...