Брошюра для педагогов "Использование пиктограмм в работе с детьми дошкольного возраста"
учебно-методический материал по логопедии (старшая группа)

Будилова Анна Николаевна

Пиктограмма – это знак, символ, отображающий важнейшие узнаваемые черты объекта, предметов, явлений на которые он указывает, чаще всего в схематическом виде. Актуальность использования пиктограмм заключается в следующем: словесный материал, представленный схематичекси быстрее запоминается, занятия превращаются в игру. Пиктограммы служат дидактическим материалом в работе по заучиванию стихотворений, составлению описательных рассказов, пересказу рассказов, сказок, по проведению физкультминуток, зрительной гимнастики.

Скачать:


Предварительный просмотр:

  Пиктограммы - это рисуночное письмо, или картинопись  – изображение предметов,

событий и действий

которое с помощью

условных знаков

передает смысловую картинку.

Методика Л.Б. Боряевой предполагает следующие этапы обучения ребенка работе с пиктограммами:

1этап:  Ознакомление ребёнка со знаком – символом и уточнение его понимания

2 этап: Установление связи между изображениями предметов и их функциями.

3 этап: Последовательность логического конструирования фразы путем самостоятельного  выбора необходимого символа.

Для детей младшего и среднего возраста необходимо давать цветные пиктограммы, т.к. у детей остаются в памяти конкретные образы: елочка – зелёная, ягодка – красная. Затем усложнять или заменять другой заставкой – изобразить персонажа в графическом виде.

Для детей старшего возраста схемы желательно рисовать в одном цвете, чтобы не отвлекать внимание на яркость символических изображений.

Пиктограммы служат дидактическим материалом в работе:

- по заучиванию стихов, загадок, пословиц, чистоговорок

-составлению описательных рассказов

-пересказу текста (сказки, рассказа)

-составлению сюжетного рассказа

-по проведению физкульминуток, пальчиковой, зрительной  гимнастики

Использование пиктограмм при заучивании стихов:

Детям младшего возраста мы даем картинки придуманные взрослыми, а в более старшем возрасте можно и нужно предлагать самим составлять  схему стихотворения с помощью картинок, тем самым не только развивая память, но и активизируя мышление детей.

Суть заключается в том, что на каждое слово или маленькое словосочетание придумывается схематическая картинка – символ (пиктограмма, изображающая   действие, признак, наречие, предлог или предмет). Таким образом, все строки в стихотворении зарисовываются схематически.

Этапы работы по заучиванию  стихотворения:

1.Выразительное прочтение взрослым стихотворения.

2.Провести словарную работу по активизации незнакомых слов, беседу по смыслу прочитанного.

3.Построчно зарисовать стихотворение в виде символов или рисунка, привязав каждое слово (строчку) в стихотворении к зрительному образу, что способствует расширению мыслительных процессов.

4.Взрослый читает каждую строчку стихотворения. Ребенок повторяет ее с опорой на пиктограммы.

5.Ребенок рассказывает все стихотворение с опорой на наглядность.

    Использование пиктограммам при составлении описательных       рассказов.  Важно научить ребенка сначала выделять признаки предмета, а затем с опорой на них составлять рассказ - описание.

Например: про игрушку

- Цвет  - Форма  - Величина  - Из чего состоит? (детали) - Из какого материала сделан предмет? - Что можно делать с этим предметом?

Использование пиктограмм при пересказе  сказки  или рассказа.

В пиктограммах обозначаем персонажей и основные атрибуты художественного произведения при помощи условных заместителей (геометрические

фигуры,

условные

обозначения,

силуэтные и

контурные  

предметы).

Использование пиктограмм при составлении рассказа

Примерный рассказ:

Наступила весна. Выглянуло яркое солнце. С крыш капают сосульки. Журчат звонкие ручьи. На деревьях появляются почки, а потом первые листочки. С юга прилетают птицы. Как хорошо весной!

Плюсы использования пиктограмм:

  • повышает качество речемыслительной деятельности
  • расширяет представления детей

об окружающем мире, пополняет словарный запас,  развивает связную речь

  • учит ребенка преобразовывать образы в символы
  • развивает основные психические

процессы:

- ассоциативное мышление,

- зрительную и слуховую память, внимание,

-творческое воображение,

-познавательную активность ребенка

  • научившись самостоятельно

создавать пиктограммы, ребенок легче обучается в школе.

                 Успехов Вам, ПЕДАГОГИ!

МБДОУ Детский сад № 183  «Огонёк»

          г. Архангельск

Составитель:

   учитель – логопед Едемская А.Н.

2017 г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование пиктограмм в работе с детьми дошкольного возраста

Актуальность использования пиктограмм в работе с дошкольниками состоит в том, что:- дошкольник очень пластичен и легко обучаем, но для детей характерна быстрая утомляемость и потеря интереса к занятию...

Использование пиктограмм в работе с детьми дошкольного возраста с ОНР

Презентация включает в себя ответы навопросы:актуальность работы с пиктограммами,пиктограмма,как метод наглядного моделирования,этапы работы с пиктограммами,...

Использование пиктограмм в работе с детьми дошкольного возраста с ОНР

Что такое пиктограммы? Пиктограмма - это знак, отображающий важнейшие узнаваемые черты объектов, предметов, явлений, на которые он указывает, чаще всего в схематическом виде. Пиктограммы - это простые...

Брошюра для воспитателей "Организация театрализованной деятельности с детьми дошкольного возраста"

Данная брошюра раскрывает основные воспитательно-образовательные задачи, решаемые с помощью театрализованной деятельности. Также в ней отражены этапы подготовки к театрализованной деятельности, и осно...

Использование массажных ковриков и дорожек в физкультурно-оздоровительной работе с детьми дошкольного возраста.сажных ковриков и дорожек в физкультурно-оздоровительной работе с детьми дошкольного возраста.

Ходьба по массажным дорожкам – это прекрасное средство тренировки мышц стопы. Ребенок ставит ножку по-разному, при этом по-разному работают различные мышцы, а нервные окончания по...

Консультация "Использование пиктограмм в работе с детьми дошкольного возраста"

Пиктограммы – это рисуночное письмо, или картинопись – изображение предметов, событий и действий с помощью условных знаков, которое передает смысловую картинку...