Использование пиктограмм в работе с детьми дошкольного возраста
консультация по логопедии на тему
Актуальность использования пиктограмм в работе с дошкольниками состоит в том, что:
- дошкольник очень пластичен и легко обучаем, но для детей характерна быстрая утомляемость и потеря интереса к занятию. Использование пиктограмм вызывает интерес и помогает решить эту проблему.
- применение символической аналогии облегчает и ускоряет процесс запоминания и усвоения материала, формирует приемы работы с памятью.
Пиктограмма — (от лат. Pictus — рисовать и греч. Γράμμα — запись) — знак, отображающий важнейшие узнаваемые черты объекта, предметов, явлений на которые он указывает, чаще всего в схематическом виде.
Неговорящие дети и дети, страдающие речевым недоразвитием, имеют ограниченные возможности формирования навыков общения и взаимодействия с социальным окружением. Устная речь, играющая главную роль в когнитивном и эмоциональном развитии ребенка и являющаяся основой социального взаимодействия, в большинстве случаев недоступна таким детям. Поэтому необходимо предоставить в их распоряжение другую коммуникативную систему, которая поможет облегчить общение, улучшить всестороннее развитие ребенка, а также активизировать его участие в педагогическом процессе и тем самым будет способствовать интеграции таких детей в широкий социум.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
piktogrammy_dlya_detey_s_onr.docx | 19.86 КБ |
ispolzovanie_piktogramm_1.pptx | 2.68 МБ |
ispolzovanie_piktogramm_2.pptx | 2.9 МБ |
Предварительный просмотр:
Консультация воспитателей ДОУ
Тема. «Использование пиктограмм в работе с детьми дошкольного возраста»
учителя – логопеда
Ветровой Марины Владимировна
Актуальность использования пиктограмм в работе с дошкольниками состоит в том, что:
- дошкольник очень пластичен и легко обучаем, но для детей характерна быстрая утомляемость и потеря интереса к занятию. Использование пиктограмм вызывает интерес и помогает решить эту проблему.
- применение символической аналогии облегчает и ускоряет процесс запоминания и усвоения материала, формирует приемы работы с памятью.
Пиктограмма — (от лат. Pictus — рисовать и греч. Γράμμα — запись) — знак, отображающий важнейшие узнаваемые черты объекта, предметов, явлений на которые он указывает, чаще всего в схематическом виде.
Неговорящие дети и дети, страдающие речевым недоразвитием, имеют ограниченные возможности формирования навыков общения и взаимодействия с социальным окружением. Устная речь, играющая главную роль в когнитивном и эмоциональном развитии ребенка и являющаяся основой социального взаимодействия, в большинстве случаев недоступна таким детям. Поэтому необходимо предоставить в их распоряжение другую коммуникативную систему, которая поможет облегчить общение, улучшить всестороннее развитие ребенка, а также активизировать его участие в педагогическом процессе и тем самым будет способствовать интеграции таких детей в широкий социум.
Впервые метод пиктограмм был разработан Д.Б. Элькониным, Л.А. Венгером, Н.А.Ветлугиной, Н.Н. Поддьяковым. Данный метод использовали Д.Б Эльконин и Л.Е.Журова для обучения дошкольников грамоте, т.е. использование наглядных моделей для определения звукового состава слова, схемы слова и схемы предложения. Пиктограммы к рассказам и сказкам способствуют развитию связной речи у детей. Дети не только слышат свою или обращённую к ним речь, но имеют возможность её видеть.
Пиктограммы относятся к невербальным средствам общения и могут использоваться в следующих качествах:
- как средство временного общения, для сохранения у ребёнка мотивации и желания общаться;
- как средство постоянного общения для ребёнка, неспособного говорить в будущем;
- как средство, облегчающее развитие общения, речи, когнитивных функций (символизации, формировании элементарных представлений и понятий) ;
- как подготовительный этап к освоению письма и чтения у детей с проблемами в развитии (схема слова, схема предложения).
Таким образом, содержание пинтограмм призвано обеспечить ребенку возможность вступать в общение дома, в детском саду, классе, в разнообразных ситуациях повседневной жизни.
Изображаются предметы (на голубом фоне), их признаки (на зеленом фоне) и действия с ними (на красном фоне), которые часто встречаются в окружающем ребенка социальном мире.
Методика Л. Б. Боряевой, Е.Т. Логиной, Л.В Лапатинной
«Я - говорю!», предполагает следующие этапы обучения ребенка работе с пиктограммами:
1. Ознакомление ребенка со знаком-символом и уточнение его понимания:
— идентификация символа.
Взрослый последовательно демонстрирует ребенку пиктограммы, предлагает опознать их и соотнести с реальным предметом или с его реалистичным изображением на картинке;
— выбор нужной пиктограммы из ряда других.
Из нескольких пиктограмм ребенок должен узнать и показать ту, которую назвал взрослый;
— выбор двух одинаковых пиктограмм среди ряда других;
— выбор такой же пиктограммы среди определенного множества других;
— конструирование фразы с помощью пиктограмм.
Взрослый предлагает ребенку рассмотреть пиктограммы с изображением объекта действия, процесса действия, необходимого для этого предмета, и т. п. и произносит фразу соответствующую этим изображениям. Ребенок выбирает и показывает пиктограммы в той последовательности, в какой произносятся слова, чтобы получилась нужная фраза;
— выбор (показ) из нескольких фраз, составленных из пиктографических изображений, той, которую назвал взрослый.
2. Алгоритм установления связи между изображениями предметов и их функцией:
— составить из пиктограмм пару.
Первый вариант: взрослый предлагает ребенку соединить стрелкой пиктограмму, изображающую предмет, с пиктограммой, отражающей действие, которое можно производить с этим предметом. Например, кукла -> играть, яблоко-> есть.
Второй вариант: взрослый показывает ребенку пиктограмму с изображением действия и просит его соединить стрелкой эту пиктограмму с пиктограммой, на которой нарисован соответствующий предмет. Например, слушать->уши, пить->вода;
— среди определенного множества пиктограмм выбрать только те, которые относятся к одной тематической группе, например к группе одежды;
— пятый лишний.
Взрослый показывает ребенку пять пиктограмм, изображающих четыре предмета из одной тематической группы, а пятый — из другой. Ребенок находит лишний предмет и показывает его;
— найти и исправить ошибку в парах пиктограмм, соединив стрелкой соответствующие друг другу. Например, уши->усмотреть, глаза -> слушать;
— найти и исправить ошибку во фразе.
Взрослый показывает ребенку пиктографическое изображение фразы, содержащей ошибку, и предлагает ему из нескольких пиктограмм выбрать нужную, чтобы исправить эту ошибку.
3. Последовательность логического конструирования фразы путем самостоятельного выбора необходимого символа:
— составить из пиктограмм произнесенную взрослым фразу;
— составить фразу из пиктограмм, соединив их между собой по смыслу стрелками;
— подобрать группу пиктограмм по заданному признаку;
— составить логические цепочки.
Таким образом, система невербальных средств общения предусматривает формирование логической цепочки:
первоначальное понятие «знак» (пиктограмма) -> обобщающее понятие -> закрепление навыка самостоятельных действий с пиктограммами -> самостоятельная ориентировка в системе знаков.
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Актуальность использования пиктограмм в работе с дошкольниками состоит в том, что: дошкольник очень пластичен и легко обучаем, но для детей характерна быстрая утомляемость и потеря интереса к занятию. ( Использование пиктограмм вызывает интерес и помогает решить эту проблему) применение символической аналогии облегчает и ускоряет процесс запоминания и усвоения материала, формирует приемы работы с памятью.
Пиктограмма — (от лат. Pictus — рисовать и греч. Γράμμ α — запись) — знак, отображающий важнейшие узнаваемые черты объекта, предметов, явлений на которые он указывает, чаще всего в схематическом виде.
Актуальность использования метода пиктограмм заключается в том, что он помогает: - Облегчить общение. - Улучшить всестороннее развитие ребёнка. - Активизировать речемыслительную деятельность (память, внимание, мышление).
Пиктограммы относятся к невербальным средствам общения и могут использоваться в следующих качествах: - как средство временного общения, для сохранения у ребёнка мотивации и желания общаться; - как средство постоянного общения для ребёнка, неспособного говорить в будущем; - как средство, облегчающее развитие общения, речи, когнитивных функций (символизации, формировании элементарных представлений и понятий) ; - как подготовительный этап к освоению письма и чтения у детей с проблемами в развитии (схема слова, схема предложения).
Методика Л. Б. Боряевой , Е.Т. Логиной , Л.В Лапатинной «Я - говорю!», предполагает следующие этапы обучения ребенка работе с пиктограммами: 1. Ознакомление ребенка со знаком-символом и уточнение его понимания; 2. Алгоритм установления связи между изображениями предметов и их функцией; 3. Последовательность логического конструирования фразы путем самостоятельного выбора необходимого символа.
1. Ознакомление ребенка со знаком-символом и уточнение его понимания: — идентификация символа. Взрослый последовательно демонстрирует ребенку пиктограммы, предлагает опознать их и соотнести с реальным предметом или с его реалистичным изображением на картинке;
— выбор нужной пиктограммы из ряда других. Из нескольких пиктограмм ребенок должен узнать и показать ту, которую назвал взрослый; — выбор двух одинаковых пиктограмм среди ряда других; — выбор такой же пиктограммы среди определенного множества других;
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
— выбор (показ) из нескольких фраз, составленных из пиктографических изображений, той, которую назвал взрослый . Девочка ест на кухне
2. Алгоритм установления связи между изображениями предметов и их функцией: — составить из пиктограмм пару. Первый вариант : взрослый предлагает ребенку соединить стрелкой пиктограмму, изображающую предмет, с пиктограммой, отражающей действие, которое можно производить с этим предметом. Например, кукла -> играть, яблоко -> есть. Второй вариант : взрослый показывает ребенку пиктограмму с изображением действия и просит его соединить стрелкой эту пиктограмму с пиктограммой, на которой нарисован соответствующий предмет. Например, слушать -> уши, пить ->вода;
— среди определенного множества пиктограмм выбрать только те, которые относятся к одной тематической группе, например к группе одежды;
— пятый лишний. Взрослый показывает ребенку пять пиктограмм, изображающих четыре предмета из одной тематической группы, а пятый — из другой. Ребенок находит лишний предмет и показывает его ; — найти и исправить ошибку в парах пиктограмм, соединив стрелкой соответствующие друг другу . Например, уши-усмотреть, глаза -> слушать;
- найти и исправить ошибку во фразе. Взрослый показывает ребенку пиктографическое изображение фразы, содержащей ошибку, и предлагает ему из нескольких пиктограмм выбрать нужную, чтобы исправить эту ошибку .
3. Последовательность логического конструирования фразы путем самостоятельного выбора необходимого символа : — составить из пиктограмм произнесенную взрослым фразу;
— составить фразу из пиктограмм, соединив их между собой по смыслу стрелками;
— подобрать группу пиктограмм по заданному признаку; — составить логические цепочки.
Таким образом, система невербальных средств общения предусматривает формирование логической цепочки : первоначальное понятие «знак» (пиктограмма) обобщающее понятие закрепление навыка самостоятельных действий с пиктограммами самостоятельная ориентировка в системе знаков
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
АКТУАЛЬНОСТЬ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИХ ТЕХНОЛОГИЙ С ДЕТЬМИ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ЛЕГКОЙ ФОРМОЙ ПСЕВДОБУЛЬБАРНОЙ ДИЗАРТРИИ, ПРОЖИВАЮЩИХ В РАЙОНЕ КРАЙНЕГО СЕВЕРА.
Поставлены акценты на негативное влияние окружающей среды Крайнего Севера (природа, условия жизни, воспитания и т.д.) на речевое развитие ребенка...
Использование гимнастических мячей с детьми дошкольного возраста (опыт работы).
Сегодня во многих дошкольных учреждениях появилось современное спортивное оборудование, в том числе большие гимнастические мячи. Мяч привлекает к себе своим размером, цветом, имеет свой запах, а главн...
Статья "Использование интерактивных игр с детьми дошкольного возраста"
понятие "интерактивная игра"...
Использование игровых технологий с детьми дошкольного возраста
«Человеческая культура возникла и развертывается в игре, как игра»Й.Хейзинга По определению, игра- это вид деятельность в условиях ситуаций, направленных на воссозд...
Статья на тему "Использование искусства оригами с детьми дошкольного возраста"
Овладение детьми оригами поможет им в преодолении трудностей развития речи и приведет в комплексе с другими приемами воздействия к качественным изменениям т.е. развитию ребенка....
« Использование в работе с детьми дошкольного возраста дидактических игр, рекомендованных УМК «Татарча сөйләшәбез»
Во время обучения русскоязычных детей татарскому языку для закрепления активных слов и речевых образцов, для обогощения словарного запаса использую дидактические игры. Используя демонстрационный и раз...
перспективный план работы по использованию методов эйдетики с детьми дошкольного возраста
в плане отражены элементы НОД и игры...