Использование пиктограмм в работе с детьми дошкольного возраста с ОНР
консультация по логопедии на тему
Что такое пиктограммы? Пиктограмма - это знак, отображающий важнейшие узнаваемые черты объектов, предметов, явлений, на которые он указывает, чаще всего в схематическом виде. Пиктограммы - это простые рисунки и символы, которые понятны и взрослым, и детям, и людям, говорящим на разных языках.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
ispolzovanie_piktogramm_v_rabote_s_detmi_doshkolnogo_vozrasta_s_onr.docx | 19.06 КБ |
Предварительный просмотр:
Использование пиктограмм в работе с детьми дошкольного возраста с ОНР
Подготовила: Галкина Т.Е., учитель-логопед
После рождения ребёнок попадает не только в мир реальности, но и в мир условностей. Именно поэтому он должен научиться понимать и оперировать знаками любого вида. Умение оперировать символами - это главная особенность человека. Овладение новыми средствами символики поднимает ребёнка на высший уровень интеллектуального развития.
Что такое пиктограммы? Пиктограмма - это знак, отображающий важнейшие узнаваемые черты объектов, предметов, явлений, на которые он указывает, чаще всего в схематическом виде. Пиктограммы - это простые рисунки и символы, которые понятны и взрослым, и детям, и людям, говорящим на разных языках.
В современной жизни нас окружает множество пиктограмм. Понимание пиктограмм поможет детям адаптироваться в социуме. Когда же появились первые пиктограммы?
Задолго до того, как люди придумали алфавит, они делали записи, на которых изображали разные знаки и рисунки. Пиктографический рассказ эскимоса об удачной охоте.
Актуальность использования пиктограмм в работе с дошкольниками состоит в том что:
- Пиктограммы облегчают детям с ОНР овладение связной речью.
- Пиктограммы используют естественные механизмы памяти, увеличивают объём памяти, развивают речемыслительную деятельность детей
- Использование метода пиктограмм повышает интерес к занятиям.
Пиктограмма создаёт образ, что важно для использования механизма зрительной памяти. Поэтому пиктограммы не только ускоряют запись, но и способствуют запоминанию материала, заставляют работать зрительную память и воспринимать не слова, а образы. Психологи делают вывод о том, что психическая нагрузка при восприятии пиктограмм намного ниже, чем при чтении слов.
Метод пиктограмм является одной из составляющих метода наглядного моделирования и является одним из наиболее перспективных методов реализации речевого воспитания. Дети не только слышат свою или обращённую к ним речь, но и имеют возможность её видеть.
Задачи, решаемые с помощью использования метода пиктограмм:
- Формирование фонетической стороны речи.
- Развитие связной речи
- Развитие ВПФ, а именно коррекция внимания, памяти, зрительного восприятия.
- Развитие творческих способностей и воображения.
- Повышение мотивации на логопедических занятиях.
- Адаптация в окружающей реальности
Азбука символов. Каждый педагог может создать для себя азбуку символов /пиктограмм/, которой он будет пользоваться в работе. Например:1.Символы для обозначения предлогов.
Пиктограммы для обозначения слов – предметов.
Пиктограммы для обозначения слов – действий
Этапы обучения работе с пиктограммами.
1.Ознакомление ребёнка со знаком – символом.1а.Идентификация символа /опознать символ и соотнести с реальным предметом/.
1б. Символ – предмет.
1в. Идентификация символа с реалистическим изображением.
1г. Выбор двух одинаковых пиктограмм из ряда других.
1д. Выбор нужной пиктограммы из ряда других. «Покажи». Показать пиктограмму, названную логопедом.
1е. Выбор такой же пиктограммы среди определённого множества других.
1ё. Конструирование фразы с помощью пиктограмм. / В лесу медведь, ёжик и зайчик./ / Дедушка купил грибы и яблоки./
1ё. Выбор из нескольких фраз той, которую назвал логопед. /Мышка убегает от кошки./
2. Алгоритм установления связи между изображением предметов и их функцией.2а. Составить из пиктограмм пару /предмет-действие/.
2б. Выбрать те пиктограммы, которые относятся к одной тематической группе. /Выбрать пиктограммы, изображающие диких животных/
2в. «Четвёртый лишний». Найти четвёртый лишний предмет.
2г. Найти и исправить ошибку в паре пиктограмм. / Лягушка бегает – мышка скачет, дерево светит- солнце растёт и т.д./
Найти и исправить ошибку в паре пиктограмм.
3. Самостоятельная ориентировка в системе знаков. 3а. Составить из пиктограмм фразу, произнесённую логопедом.
3б. Подобрать группу пиктограмм по заданному признаку./ Работа в паре. 1 ребёнок выбирает знаки, обозначающие слова - предметы, второй- знаки, обозначающие слова- действия/.
3в. Составить логические цепочки.
3г. Составление рассказа из 2-3 предложений с помощью пиктограмм. Составление рассказа с использованием пиктограмм.
Метод пиктограмм можно с успехом применять в любой образовательной деятельности:
1.Формирование здорового образа жизни (физминутки).
2.Пересказ произведений.
3.Заучивание стихотворений, загадок.
4.Дидактические игры.
Пиктограммы к стихотворениям, рассказам и сказкам, загадкам хорошо использовать для развития связной речи.
Рассказ «Плохой сторож». У одной хозяйки мыши съели в погребе сало. Тогда она посадила в погреб кошку. А кошка съела и сало, и мясо, и молоко.
Заучивание стихотворения с помощью пиктограмм.
Космонавт. В. Степанов.
В тёмном небе звёзды светят.
Космонавт летит в ракете.
День летит и ночь летит
И на землю вниз глядит.
Видит сверху он поля,
Реки, горы и моря.
Видит он весь шар земной,
Шар земной – наш дом родной.
Отгадывание и заучивание загадок. «Стоит гора посреди двора, Впереди вилы, сзади метла».
Пересказ сказки с помощью пиктограмм.
Вывод: Пиктограммы можно использовать на всех этапах коррекционной работы с детьми с различными нарушениями речи. Использование метода пиктограмм развивает речь, высшие психические функции, что положительно сказывается на результативности всей коррекционной работы.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Использование пиктограмм в работе с детьми дошкольного возраста
Актуальность использования пиктограмм в работе с дошкольниками состоит в том, что:- дошкольник очень пластичен и легко обучаем, но для детей характерна быстрая утомляемость и потеря интереса к занятию...
Использование пиктограмм в работе с детьми дошкольного возраста с ОНР
Презентация включает в себя ответы навопросы:актуальность работы с пиктограммами,пиктограмма,как метод наглядного моделирования,этапы работы с пиктограммами,...
Брошюра для педагогов "Использование пиктограмм в работе с детьми дошкольного возраста"
Пиктограмма – это знак, символ, отображающий важнейшие узнаваемые черты объекта, предметов, явлений на которые он указывает, чаще всего в схематическом виде. Актуальность использования пиктограм...
опыт работы. Тема "Использование ковролинографии в работе с детьми дошкольного возраста"
наименование и описание игр для ковролинографа....
Опыт работы "Использование ИКТ в работе с детьми дошкольного возраста" "Использования элементов степ-аэробики в дошкольной образовательной организации"
Опыт работы "Использование ИКТ в работе с детьми дошкольного возраста"опыт работы "Использования элементов степ-аэробики в дошкольной образовательной организации" "Фестив...
Консультация "Использование пиктограмм в работе с детьми дошкольного возраста"
Пиктограммы – это рисуночное письмо, или картинопись – изображение предметов, событий и действий с помощью условных знаков, которое передает смысловую картинку...