Сущность дидактических игр.
учебно-методический материал (младшая группа) на тему

Бодня Надежда Ивановна

Дидактические игры играют большую роль в развитии детей.Дети учатся считать, развиваются всестроронне.развивается память ,мышление .воображение.речь.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon razvitie_poznavatelnyh_sposobnostey_po_matematike.doc32.5 КБ

Предварительный просмотр:

РАЗВИТИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ

                   ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

ЧЕРЕЗ ИГРЫ  МАТЕМАТИЧЕСКОГО СОДЕРЖАНИЯ.

                                                                                  Бодня Надежда Ивановна.

Проблема развития познавательных способностей у детей старшего дошкольного возраста является актуальной в свете современной модернизации дошкольного образования. Ребёнок дошкольного возраста находится в начале большого пути, ведущего к использованию математических символов, нотных знаков, программ для вычислительных машин, и главное, к пониманию истинного значения слов, которые не только указывают на предметы и явления, но и выделяют в них важные, существенные признаки. Развитие познавательных способностей имеет особое значение для подготовки детей к школьному обучению. Ведь, важно не только какими знаниями владеет ребёнок, но и готов ли он к получению новых знаний, умеет ли он рассуждать, фантазировать, делать самостоятельные выводы, строить замыслы сочинений, рисунков, конструкций. И поэтому  по ФГОС предъявляет высокие требования к интеллектуальным способностям детей и в частности к умению синтезировать, анализировать, логически мыслить. На это их нацеливают программы, используемые в МБДОУ  Формирование элементарных математических представлений в дошкольном возрасте – это пропедевтика математики в школе. Главной задачей дошкольного учреждения является всестороннее развитие личности ребенка от формирования познавательного интереса к творческой деятельности, совершенствуя все психические процессы, и особенно мышление.

Как же вызвать тот самый познавательный интерес? Конечно же, игровыми приемами, которые воспитатель должен использовать повсеместно, привлекая внимание детей к новой игре, заданию, предметам. Далее проявляется познавательная активность, где воспитатель- педагог инсценирует, предлагает разнообразный игровой материал, а дети повторяют услышанное, погружаются в содержание проблемной ситуации, самостоятельно и творчески придумывают способы и решение. Таким образом, под грамотным руководством воспитателя -педагога, но при активном участии самого ребёнка, дети приобретают творческую самостоятельность, активность, развивается их воображение. В итоге дошкольники проявляют творческую деятельность: моделируют, воссоздают, видоизменяют, трансформируют.

Важнейшим педагогическим условием воспитания  обучения и развития познавательных способностей является игровая развивающая среда, где должна прослеживаться технология развития каждого ребенка: от простого к сложному, от близкого к далекому; открытость, доступность и мобильность игрового материала; сочетание игр актуальной зоны на данном этапе с зоной ближайшего развития детей. Хорошо, когда уголок по ФЭМП  располагается в непосредственной близости с уголком релаксации, где дети имеют возможность отвлечься, в наличие должен быть игровой материал в достаточном количестве, так как у детей присутствует подражательный элемент.

В старшем дошкольном возрасте дети проявляют повышенный интерес к знаковым системам, моделированию, выполнению арифметических действий с числами, к самостоятельности в выполнении творческих заданий и в оценке результата собственной деятельности и работы своих товарищей.

На сегодняшний день существует многообразие занимательного игрового материала, способствующего логическому мышлению дошкольников.

Это игры на плоскостное и объемное моделирование: «Какая фигура следующая?», «Какая фигура лишняя и почему?», «Найди ошибку», «Уникуб», «Уголки».

Игры на воссоздание фигур-силуэтов по расчлененным образцам и по образцам контурного характера, составление изображений по собственному замыслу: «Танграм», «Колумбово яйцо», «Вьетнамская игра», «Волшебный круг», и другие.

Логико-математические игры: монографические палочки Кюизинера, блоки Дьенеша, эвристические задания со счетными палочками.

Мнемотехнические игры:

- на установление ассоциаций: «Чистый лист», «На что это похоже?»;

- зрительные диктанты по ориентиру на плоскости;

- алгоритмы – последовательно выполняемые задания: «Выложи дорожку», «Найди фигуру», «Собери транспорт» и другие.

В результате освоения практических действий с разнообразным игровым материалом дети познают свойства и отношения объектов, арифметические действия, величины и их характерные особенности, пространственно-временные отношения, многообразие геометрических форм, что способствует развитию всех психических процессов: мышления, памяти, речи, воображения.

Таким образом, в игре дети получают необходимый объем знаний, учатся логически мыслить.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сущность подготовительного периода обучения чтению дошкольников с нарушением слуха.

В статье  раскрыты  психологические аспекты  процесса чтения. Рассматриваются два этапа обучения чтению дошкольников с нарушением слуха: первый...

Сущность дидактических игр

Основная особенность дидактических игр определена их названием: это игры обучающие. Они создаются взрослыми в целях воспитания и обучения детей. Но для играющих детей воспитательно-образовательное...

Сущность информационной культуры детей старшего дошкольного возраста

В статье раскрывается сущность понятий "информационная культура", "информационная грамотность",  "информационная культура дошкольников".Показывается важность предпосылок информационной культуры и...

Сущность и значение развивающих игр для детей 3 лет.

Что такое развивающие игры.Как играть с детьми.Описание развивающих игр.[[{"type":"media","view_mode":"media_preview","fid":"3194198","attributes":{"alt":"","class":"media-image","height":"180","width...

Сущность и значение контроля.

Контроль является одним из главных источников получения информации о качестве работы сотрудников детского сада, контроль выступает базой для принятия управленческих решений, позволяет установить, все ...

"Роль, сущность и система дидактической игры".

Игра- это «дитя труда». Ребёнок, наблюдая за деятельностью взрослых, переносит её в игру.Ребёнок играет сначала с окружающими его предметами, а затем с воображаемыми, которые для него физи...