Сущность и значимость двигательной активности детей
методическая разработка по физкультуре по теме

Буланова Светлана Андреевна

Двигательная активность

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon oktyabr_vystuplenie.doc64 КБ

Предварительный просмотр:

Движение - главное проявление жизни; без него немыслима творческая деятельность. Ограничение движений или их нарушение неблагоприятно сказывается на всех жизненных процессах.

Особенно большое количество движений требуется растущему организму. Неподвижность для маленьких детей утомительна, она приводит к замедлению роста, задержке умственного развития и снижению сопротивляемости инфекционным заболеваниям. В огромном количестве движений ребенка проявляется естественное стремление к физическому и психическому совершенствованию. Разнообразная мышечная деятельность благотворно сказывается на физиологических функциях всего организма, помогает приспосабливаться к различным условиям внешней среды» [24; с.3].

Активная мышечная деятельность, по данным многих исследователей (И.А.Аршавский, Т.И. Осокина, Е.А.Тимофеева, Н.А. Бернштейн, Л.В. Карманова, В.Г.Фролов, Г.П.Юрко и др.), является обязательным условием для нормального развития и формирования растущего детского организма.

Двигательная активность (ДА) — это основа индивидуального развития и жизнеобеспечения организма ребенка [37; с.7]. Она подчинена основному закону здоровья: приобретаем, расходуя, сформулированному И.А.Аршавским. Теория индивидуального развития ребенка основана на энергетическом правиле двигательной активности. Согласно этой теории, особенности энергетики на уровне целостного организма и его клеточных элементов находятся в прямой зависимости от характера функционирования скелетных мышц в разные возрастные периоды. Двигательная активность является фактором функциональной индукции воспитательных процессов (анаболизма).

Особенность последних заключается не просто в восстановлении исходного состояния в связи с имевшей место очередной деятельностью развивающегося организма, а в обязательном избыточном восстановлении, т.е. необходимо постоянно обогащать наследственно предопределенный энергетический фонд. Благодаря двигательной активности ребенок обеспечивает себе физиологически полноценное индивидуальное развитие [2; с.5].

Т.И.Осокина и Е.А. Тимофеева отмечают [24], что «от систематической работы мышцы увеличиваются в объеме, становятся крепче и в то же время не утрачивают характерную для детского возраста эластичность. Усиленная деятельность мышечной массы тела, вес которой в дошкольном возрасте составляет 22-24% общего веса, вызывает и усиленное функционирование всех органов и систем организма, т.к. требует обильного питания (кровоснабжения) и стимулирует обменные процессы. Чем лучше снабжается мышца кровью, тем выше ее работоспособность».

По мнению авторов, рост и формирование мускулатуры происходит одновременно с развитием костной системы ребенка. Под влиянием физических упражнений гибкие, податливые кости ребенка, содержащие много хрящевой ткани, делаются толще, прочнее, становятся более приспособленными к повышенной мышечной нагрузке.

Чрезвычайно важно, считают педагоги, влияние мышечной деятельности на формирование естественных изгибов позвоночника. «Для хорошей осанки необходимо равномерное развитие мышц туловища. Правильная осанка имеет не только эстетическое, но и физиологическое значение, т.к. обеспечивает правильное положение и нормальную деятельность внутренних органов, особенно сердца и легких» [24;с.4]. «Именно поэтому в результате движений развивается мышечная масса, обеспечивающая рост организма. Но это не просто прирост массы, это предпосылка (структурно-энергетическое обеспечение) к выполнению еще  больших по объему и интенсивности нагрузок» [

Влияние ДА на развитие нервной системы, психики, интеллекта

Физиологи Н.А. Бернштейн и Г. Шеперд считают, что «двигательная активность - кинетический фактор, который во многом определяет развитие организма и нервной системы наряду с генетическим фактором и влиянием сенсорной разномодальной информации. Полноценное физическое развитие, формирование правильной осанки, двигательных качеств, оптимального двигательного стереотипа через развивающее движение неразрывно связано с гармоничной последовательной организацией нервной системы, ее чувствительных и двигательных центров, анализаторов» [11; с.6]. Таким образом, по мнению ученых, программа дошкольного образования «Физическое развитие и здоровье» в одинаковой степени должна быть нацелена и на телесное (физическое), и на нервно-психическое развитие ребенка.

В.А.Шишкина отмечает чрезвычайно важную роль движений для развития психики и интеллекта. «От работающих мышц импульсы постоянно поступают в мозг, стимулируя центральную нервную систему и тем самым, способствуя ее развитию. Чем более тонкие движения приходится осуществлять ребенку и чем более высокого уровня координации движений достигает он, тем успешнее идет процесс его психического развития. Двигательная активность ребенка не только способствует развитию мышечной силы как таковой, но и увеличивает энергетические резервы организма» [44;с.5].

Учеными [2;3;8] установлена прямая зависимость между уровнем двигательной активности и их словарным запасом, развитием речи, мышлением. Они отмечают, что под действием физических упражнений, двигательной активности в организме возрастает синтез биологически активных соединений, которые улучшают сон, благоприятно влияют на настроение детей, повышают их умственную и физическую работоспособность. «В состоянии пониженной двигательной активности снижается обмен веществ и объем информации, поступающей в мозг из мышечных рецепторов. Это ухудшает обменные процессы в тканях мозга, что приводит к нарушениям его регулирующей функции. Снижение потоков импульсов от работающих мышц приводит к нарушению работы всех внутренних органов, в первую очередь сердца, отражается на проявлениях психических функций, обменных процессах на уровне клеток [44;с.5].

Психологи предупреждают, что ребенок действует не ради чуждых и не всегда понятных ему интересов взрослого и не потому, что «так надо», а потому, что тем самым он удовлетворяет собственные побуждения, действует в силу внутренней необходимости, которая сформировалась раньше или возникла только сейчас, пусть даже под влиянием взрослого. Одной из таких внутренних необходимостей, по их мнению, является зарожденная в виде инстинкта «радость движения» [12;с.72].

Говоря о двигательной активности как основы жизнеобеспечения детского организма, Э.Я. Степаненкова указывает, что именно она оказывает воздействие на рост и развитие нервно-психического состояния, функциональные возможности и работоспособность ребенка. «Во время мышечной работы активизируется не только исполнительный (нервно-мышенчный) аппарат, но и механизм моторно-висцеральных рефлексов (т.е. рефлексов с мышц на внутренние органы) работы внутренних органов, нервная и гуморальная регуляция (координация физиологических и биохимических процессов в организме). Поэтому снижение двигательной активности ухудшает состояние организма в целом: страдают и нервно-мышечная система, и функции внутренних органов» [37;с. 12].

Т.И.Осокина и Е.А.Тимофеева также отмечают в своих исследованиях, что в процессе мышечной деятельности совершенствуется работа сердца: оно становится сильнее, увеличивается его объем. Даже больное сердце, отмечают они, под влиянием физических упражнений значительно укрепляется.

«Кровь очищается от углекислоты и насыщается кислородом в легких. Чем больше чистого воздуха смогут вместить легкие, тем больше кислорода понесет тканям кровь. Выполняя физические упражнения, дети дышат гораздо глубже, чем в спокойном состоянии, вследствие чего возрастет подвижность грудной клетки, емкость легких».

Авторы отмечают, что особенно активизируют процессы газообмена физические упражнения на свежем воздухе. Ребенок, находясь систематически длительное время на воздухе, закаляется, в результате чего повышается сопротивляемость детского организма инфекционным заболеваниям [24; с.5].

Таким образом, обобщая все вышесказанное, можно отметить двигательную активность как биологическую потребность организма, от степени удовлетворения которой зависит здоровье детей, их физическое и общее развитие. « Движения, физические упражнения обеспечат эффективное решение задач физического воспитания, если они будут выступать в форме целостного двигательного режима, отвечающего возрастным и индивидуальным особенностям двигательной активности каждого из детей» [44; с.5].

Многими учеными (Л.В.Карманова, В.Г.Фролов, М.А.Рунова, В.А.Шишкина) установлено, что уровень двигательной активности и физиологическая потребность организма в движении определяется не только возрастом, но и степенью самостоятельности ребенка, индивидуально-типологическими особенностями центральной нервной системы, состоянием здоровья и во многом зависит от внешних условий — гигиенических, социально-бытовых, климатических и т.д.

Исследования показали, что увеличение объема и интенсивности двигательной активности в режиме дня способствует совершенствованию деятельности основных физиологических систем организма (нервной, сердечно-сосудистой, дыхательной), физическому и нервно-психическому развитию, развитию моторики (Ю.Ю. Рауцкис, О.Г.Аракелян, С.Я.Лайзане, Д.Н.Селиверстова и д.р.) [40; с.З].

Оптимизация ДА

Особое внимание уделяется использованию физических упражнений на свежем воздухе в разных формах - физкультурные занятия, спортивные упражнения, упражнения на прогулке в летнее время, подвижные игры (Л.В.Карманова, В.Г.Фролов, О.Г.Аракелян, Г.В.Шалыгина, Е.А.Тимофеева и др.). Авторами этих исследований разработаны содержание и методика проведения физических упражнений, направленных на увеличение двигательной активности детей дошкольного возраста, показано положительное влияние сочетания физических упражнений и закаливающего воздействия свежего воздуха на организм детей.

В.Г.Фролов, Г.Г. Юрко [40] отмечают, что при проведении занятий на открытом воздухе дети получают возможность проявить большую активность, самостоятельность и инициативу в действиях. А многократное повторение упражнений в условиях большего пространства в теплое и холодное время года способствует более прочному закреплению двигательных навыков и развитию физических качеств.

В исследованиях М.А.Руновой по проблеме оптимизации двигательной активности детей в ДОУ с учетом индивидуального уровня их развития, отмечается: «Оптимальный уровень двигательной активности ребенка должен полностью удовлетворять его биологическую потребность в движении, соответствовать функциональным возможностям организма, способствовать улучшению состояния «здоровья и гармоническому физическому развитию» [33;с.81].

На основе комплексной оценки основных показателей двигательной активности - объема, продолжительности и интенсивности, М.А. Рунова распределила детей на три подгруппы, по уровням развития ДА (высокий, средний и низкий уровни). По мнению автора, это даст возможность воспитателю проводить дифференцированную работу с подгруппами и использовать индивидуальный подход [33; с.82-83].

Согласно рекомендациям М.Я. Набатниковой [21], верхняя зона интенсивности физических нагрузок была поделена на предельную (частота сердечных сокращений выше 190 уд/мин), околопредельную (170-180 уд/мин) и большую (150-169 уд/мин). Такое деление, по мнению Г.Г. Попова [29], необходимо не только при работе в каждой из этих зон, но и по причине значительной разницы в методике их организации и проведения.

Анализ специальной литературы свидетельствует, что одним из перспективных инновационных направлений совершенствования физического воспитания является его спортизация на основе предложенной В.К. Бальсевичем концепции конверсии избранных элементов технологии спортивной тренировки в интересах совершенствования содержания и форм организации физического воспитания в ДОУ. По мнению В.К.Бальсевича, концепция тренировки - пока единственная научно обоснованная концепция управления развитием физического потенциала человека.

«Применительно к решению задач физического воспитания детей под оздоровительной тренировкой (по определению С.Б. Шармановой и А.И. Федорова) следует понимать педагогический процесс адаптации организма к физическим нагрузкам с целью укрепления здоровья и совершенствования физического и психического потенциала ребенка».

«Для повышения оздоровительной эффективности физического воспитания при его планировании, - считают Н.М. Амосов, В.К. Бальсевич, В.Н. Новохатько и Е.И.Панкратьев, - преимущество должны иметь физические упражнения, оказывающие разностороннее воздействие на организм, и выраженный тренирующий эффект, поскольку физические нагрузки, не вызывающие напряжения физиологических функций и не обеспечивающие тренирующего эффекта, не оказывают достаточного оздоровительного воздействия» [42; с.52].

М.Н.Кузнецова [18], говоря о двусторонней зависимости между физическим и нервно-психическим развитием считает, что более интенсивная двигательная активность способствует лучшему физическому развитию, а лучшее физическое развитие, в свою очередь, стимулирует двигательную активность и нервно-психическое развитие.

Физическое развитие (определение дано Д.В. Хухлаевой) - процесс формирования и последующего изменения на протяжении индивидуальной жизни естественных морфофункциональных свойств организма ребенка и основанных на них психофизических качеств.

Понятие «физическое развитие» в более узком значении обозначает совокупность некоторых морфофункциональных признаков, которые характеризуют в основном конституцию организма и выявляются посредством антропометрических и биометрических измерений (показатели роста, веса, окружности груди, жизненной емкости легких; состояние осанки; изгибов позвоночника; измерение свода стопы; динамометрия; становая сила и другие).

В более широком смысле слова физическое развитие предполагает развитие психофизических качеств (быстроты, силы, ловкости, гибкости, выносливости и т.д.) [14]. Во избежание терминологической путаницы Л.П.Матвеев предлагает говорить о физическом состоянии организма, подразумевая под этим совокупность его телесных свойств и обусловленных ими функциональных возможностей, сложившихся к тому или иному возрастному периоду индивидуального физического развития [20; с.7].

Ю.Ю.Рауцкис [39] отмечает, что физическое воспитание детей подготовительной к школе группы требует особого внимания. Возрастные особенности этой группы благоприятны для достижения хорошего физического развития и укрепления здоровья. Старшим дошкольникам доступно овладение новыми сложными формами движений, а также совершенствование некоторых элементов их техники. Дети достигают сравнительно высоких результатов в выполнении движений, способны совершать их в различном темпе, амплитуде, проявляя значительные скоростно-силовые возможности и выносливость.

«Все это содействует активизации двигательной деятельности детей в процессе обучения, проявлению волевых усилий, инициативы, воспитанию у детей интереса к занятиям по физической культуре», - пишет Ю.Ю.Рауцкис.

Развитие выносливости, работоспособности

«Теория и практика физического воспитания, - указывают В.Г. Фролов и Г.П. Юрко [40], - убедительно свидетельствуют, что особую значительность имеют упражнения, направленные на развитие качества выносливости (бег, прыжки, подвижные игры, эстафеты), которые способствуют расширению функциональных возможностей сердечно-сосудистой, дыхательной систем, совершенствованию деятельности центральной нервной системы и тем самым общему укреплению здоровья и повышению работоспособности организма». Это особенно важно в плане подготовки детей к школе (Т.С.Яковлева, Р.С.Немов).

Длительное выполнение физической нагрузки неизбежно приводит к постепенному нарастанию утомления — «естественное физиологическое состояние организма, которое проявляется во временном снижении работоспособности» (Ю.И.Данько, Г.П. Юрко и др.) «При небольшом утомлении усиливается обмен веществ, повышается жизненный тонус, становятся более интенсивными процессы восстановления. Отрицательно сказывается на состоянии ребенка только чрезмерное утомление - переутомление» [40; с.24-25].

При определении мощности и интенсивности физических нагрузок необходимо учитывать «золотое правило скелетных мышц» И.А.Аршавского (о сверхвосстановлении организма). Суть его в том, что постоянная, неизменная нагрузка не способствует переводу физиологических границ утомления на качественно более высокий уровень функционирования и вследствие этого не обеспечивает развитие выносливости. Только «повторное и нечрезмерное утомление, - считает Ю.И. Данько, - является действительным фактором повышения функциональных возможностей организма, его работоспособности, так как организм в ответ на возникающие при утомлении затруднения в функционировании его различных систем мобилизует при явлениях суперкомпенсации свои приспособительные реакции, повышая переносимость утомления в дальнейшем, в процессе тренировки» [8; с.26].

По мнению ученых [37; 40], в постепенном повышении уровня работоспособности старших дошкольников, в развитии у них выносливости большое значение имеет повышение интереса к двигательной деятельности. Они отмечают, что в процессе выполнения интересного дела, в котором есть соревновательный момент, значительно повышается эмоциональный тонус, что приводит к более позднему наступлению утомления даже при трудной работе. Данные высказывания были подтверждены исследованиями Г.П. Юрко, С.М. Громбаха.

Учитывая особенности дошкольного возраста, в котором основным видом деятельности является игра, многие авторы (О.И.Кокарева, Л.М.Коровина, Э.Я. Степаненкова и др.) настоятельно рекомендуют шире ее использовать, включая игровые задания, эстафеты для развития всех физических качеств, с преобладанием длительных циклических движений.

После периода включения в физическую деятельность - «врабатывания» - наступает период относительной стабилизации, для которого характерен феномен так называемого «высокого плато» (В.И.Добрейцер, Г.П.Юрко), который подтверждает выводы разных исследований о том, что организм старших дошкольников обладает большими адаптационными возможностями. Это проявляется в реагировании на физическую нагрузку. Приспосабливаясь к ней, детский организм устанавливает оптимальные режимы работы всех физиологических систем, обеспечивающих мышечную деятельность. Подтверждение тому имеется в работах В.И.Добрейцер, где указывается, что к 5-6 годам система самостоятельной регуляции физической нагрузки, механизмы психической регуляции у ребенка достигают довольно высокого развития [37; с. 111].

Исследования физиологов (А.А. Ухтомский, Н.А.Бернштейн, Г.П.Юрко и др.) показывают, что при определении физической нагрузки для каждого ребенка необходимо ориентироваться, прежде всего, на частоту сердечных сокращений (ЧСС).

Другой особенностью реагирования детского организма на физическую нагрузку является слабая переносимость двигательной гипоксамии (кислородного голодания). «Вот почему при работе с детьми следует помнить, что мощность физической нагрузки необходимо увеличивать очень осторожно и постепенно» [37; с. 112]. Однако С.М. Тромбах и Г.П. Юрко констатируют доступность, благоприятное воздействие на детский организм субмаксимальных нагрузок. Оптимальной, по их мнению, является мощность физической нагрузки, соответствующая верхней границе возрастных возможностей детей.

Восстановительный период в дошкольном возрасте имеет свои особенности, которые выражаются в меньшей (чем у старших детей и взрослых) скорости протекания восстановительных процессов, требующих достаточного отдыха [37]. Исследованиями показано, что это верно лишь по отношению к значительным нагрузкам. А при малой и средней интенсивности работы - даже гораздо быстрее, чем у взрослых, по-видимому, за счет большей мобильности вегетативных систем.

Экспериментальные исследования В.И. Добрейцер показали, что уже в первые 30 секунд после окончания работы частота сердечных сокращений (ЧСС) и частота дыхания (ЧД) детей 6-7 лет может снижаться вдвое относительно «рабочих» показателей. К концу первой минуты отдыха возможно полное восстановление ЧСС к исходным «дорабочим» параметрам. А на протяжении второй минуты возвращается к норме и ЧД.

Компоненты ДА

Анализ психолого-педагогической литературы показал, что двигательная активность рассматривается как:

  • главное проявление жизни, естественное стремление к физическому и психическому совершенствованию (Т.И. Осокина, Е.А. Тимофеева);
  • основа   индивидуального   развития   и   жизнеобеспечения   организма ребенка; она подчинена основному закону здоровья: приобретаем, расходуя (И.А. Аршавский);
  • кинетический фактор, определяющий развитие организма и нервной системы наряду с генетическим и сенсорным факторами (Н.А. Бернштейн, Г. Шеперд);
  • удовлетворение    собственных    побуждений    ребенка,    внутренней необходимости в виде инстинкта «радость движения» (Ю.Ф. Змановский и др.).

Исследования показали, что увеличение объема и интенсивности двигательной активности способствуют совершенствованию деятельности основных физиологических систем организма (нервной, сердечно-сосудистой, дыхательной); физическому и нервно-психическому развитию, развитию моторики.

Были рассмотрены исследования: Л.В. Кармановой, В.Г. Фролова и др. об использовании физических упражнений на свежем воздухе, направленное на увеличение двигательной активности детей; М. Руновой об оптимизации ДА детей с учетом индивидуального уровня их развития; В.К. Бальсевича о конверсии избранных элементов, технологии спортивной тренировки.

На основе анализа исследований ученых (Ю.И. Данько, Г.П. Юрко, С.М. Тромбах, И.А. Аршавский, В.И. Добрейцер) было отмечено, что высокая физиологическая реактивность организма в ответ на интенсивные физические нагрузки, а также высокая интенсивность окислительно-восстановительного периода после них позволяет рассматривать период старшего дошкольного возраста в качестве сензитивного для развития выносливости к физическим нагрузкам большой интенсивности.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация. Создание двигательно-игровой среды и соблюдение режимов двигательной активности детей дошкольного возраста.

Создание двигательно-игровойсреды и соблюдение режимовдвигательной активностидетей дошкольного возраста....

Консультация для педагогов «Двигательная разминка и общие принципы двигательной активности детей на прогулке»

Двигательная разминка проводится во время перерыва между занятиями. Она позволяет активно отдохнуть после умственной нагрузки и вынужденной статической позы. Основное её значение в том, чтобы предотвр...

«Двигательная активность детей в ДОУ. Организация двигательной деятельности детей в ДОУ в соответствии с ФГОС.»

laquo;Двигательная активность детей в ДОУ. Организация двигательной деятельности детей в ДОУ в соответствии с ФГОС.»...

Консультация для педагогов "Развитие двигательной активности детей раннего возраста посредством двигательной активности"

В косультации даются рекомендации  по развитию двигательной активности  у детей раннего возраста через подвижную игру. Автор делится опытом работы из личной практики....