Сущность и значение контроля.
статья по теме

Макарова Наталья Юрьевна

Контроль является одним из главных источников получения информации о качестве работы сотрудников детского сада, контроль выступает базой для принятия управленческих решений, позволяет установить, все ли в дошкольном учреждении выполняется в соответствии с целями и задачами педагогического процесса, а также определить пути и методы устранения недостатков.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon sushchnost_i_znachenie_kontrolya.doc467.5 КБ

Предварительный просмотр:

Сущность и значение контроля

 (на примере НДОУ «Детский сад № 211 ОАО «РЖД»)

    Выполнил: Макарова Наталья Юрьевна,

                                                    заведующий Детским садом №211 ОАО «РЖД»

                                                     


  1. ВВЕДЕНИЕ

Управление дошкольным образовательным учреждением (ДОУ) – это целенаправленная деятельность всех субъектов, направленная на становление, стабилизацию, оптимальное функционирование и обязательное развитие образовательного учреждения. Его основная цель - достижение высокой эффективности воспитательно-образовательной работы с детьми на уровне современных требований. А чтобы этого достичь, управленческая деятельность должна быть направлена на преодоление разрыва между существующим и необходимым состоянием педагогического процесса, достигнутыми и требуемыми результатами. Для преодоления несоответствия необходимо четко знать положение дел в ДОУ. А это возможно только на основе глубокого всестороннего анализа информации, полученного в результате контроля.

Отсутствие системы контроля вызывает стихийность в его осуществлении. Устраняясь от контроля или осуществляя его не систематически, заведующий теряет возможность оперативно вмешиваться в ход воспитательного процесса, управлять им.

Являясь одним из главных источников получения информации о качестве работы сотрудников детского сада, контроль выступает базой для принятия управленческих решений, позволяет установить, все ли в дошкольном учреждении выполняется в соответствии с целями и задачами педагогического процесса, а также определить пути и методы устранения недостатков.

Контроль является важнейшим фактором воспитания молодых кадров, усиления личной ответственности молодого специалиста за исполнение своих обязанностей. При отсутствии контроля за исполнением ранее принятых решений все остальные виды его малоэффективны.

Однако, к сожалению, слово «контроль» часто воспринимается педагогами дошкольных учреждений негативно, так как это, по сути, проверка, ограничение; нередко после контроля следуют негативные оценки их деятельности и принятие мер воздействия.

Кроме того, один из аспектов контроля состоит в обеспечении подчинения проверяющему, что также вызывает определенные проблемы. Таким образом, мы видим, что, с одной стороны, контроль необходим в дошкольном учреждении, так как он обеспечивает возможность получения обратной связи, а с другой стороны, некоторые педагоги негативно воспринимают контроль за их деятельностью. В связи с этим актуальным становится делегирование прав, полномочий и ответственности исполнителям в осуществлении контроля, в том числе самоконтроля. Чем выше уровень профессионального мастерства педагогов, тем больше должна быть доля самоконтроля в управлении дошкольным учреждением.

Следует различать самоконтроль как вид государственного инспектирования и самоконтроль как вид внутрисадового контроля, используемого в дошкольном учреждении наряду с другими видами, такими как тематический, оперативный, предупредительный и др. Данный вид контроля является относительно новым, недостаточно распространенным и вызывает затруднения у руководителей.

Существующие в настоящее время научные работы, посвященные роли контроля в управлении, Т. И. Шамовой, Ю. А. Конаржевского, В. П. Симонова, Л. Ф. Спирина, М. А. Степинского, М. Л. Фрумкина рассматривают эти аспекты в условиях школьного образования. Личный опыт автора данной работы показал необходимость использования контроля в управлении дошкольным образовательным учреждением, поскольку имеются серьезные отличия в структуре и функциях детского сада и школы.

Отрадно, что в последние годы стали появляться публикации по организации контроля именно в дошкольных образовательных учреждениях, а не только в школе. Пособия таких авторов, как К. Ю. Белой, Л. М. Денякиной, Л. М. Маневцовой, А. Н. Троян, М. В. Крулехт и других исследователей стали хорошим подспорьем для руководителей дошкольных образовательных учреждений, особенно начинающих. В них рассматриваются как теоретические вопросы организации контроля, так и практические.

Педагогическая значимость: материалы данной работы могут быть использованы в работе заведующих и старших воспитателей ДОУ.

  1.  Контроль как вид управленческой деятельности

Для того чтобы в полной мере раскрыть тему данного исследования необходимо определить сущность понятия «контроль». На сегодняшний день существует несколько определений контроля:

- управленческое действие, направленное на констатацию степени достижения целей, сравнение полученных результатов с ожидаемыми, определенными в планах. При этом, для того, чтобы выявить причины, обусловившие эти результаты, необходимо произвести другое управленческое действие - анализ, а затем в рамках регулирования и коррекции определить последующие шаги деятельности;

- управленческое действие, в рамках которого выявляются и оцениваются результаты деятельности организации, анализируются причины, обусловившие их достижение, и определяются последующие корректирующие действия.

Многие авторы, такие как М. М. Поташник, Т. И. Шамова, И. П. Третьяков, В. Я. Якунина, Ю. К. Бобанский, С. А. Ильманов и другие выделяют контроль как важнейшую функцию управления, способствующую установлению функционирования и развития системы образовательного процесса нормативно заданным требованиям и переводу системы в более качественное состояние.

Т. И. Шамова, рассматривая контроль как вид управленческой деятельности, отмечает, что контроль позволяет накопить данные о результатах педагогического процесса, зафиксировать наметившиеся отклонения от запланированных, выявить наличие передового педагогического опыта. Иными словами, по ее мнению, контроль является основным источником информации для принятия управленческого решения[1].

По мнению И. П. Третьякова и В. А. Якуниной, контроль призван обеспечить обратную связь, и является важнейшим источником информации, необходимой для успешного функционирования системы управления в целом[2].

Вместе с тем, многие авторы отмечают, что без глубокого анализа результатов контроля, действенность его заметно снижается.

Так, по мнению В. П. Стрекозина, действенность контроля зависит главным образом от теоретического и методического уровня, на котором он проводится; от того, как проанализированы результаты.

П. В. Худоминский утверждает, что педагогический анализ значительно повышает эффективность контроля, который сам по себе, не подкрепленный анализом данных, полученных в его результате, малоэффективен.

А.Ф. Пеленёв даёт такое определение: контроль - это проверка соответствия деятельности функциям субъекта, закономерностям функционирования и развития объекта, конкретным условиям и принятым решениям.[3]

А. Н. Троян[4] определяет контроль как функцию управления, констатирующую, измеряющую уровень отдельных параметров педпроцесса в сопоставлении с нормативными требованиями.

М. М. Поташник и В. С. Лазарев утверждают, что благодаря контролю процесс управления приобретает очень важный компонент, без которого управленческая деятельность руководителя не имеет смысла - обратную связь. Контроль делает управление «зрячим», чувствительным к изменениям[5].

Наиболее распространенным заблуждением неопытного менеджера является уверенность в том, что принятое им решение будет выполнено подчиненными автоматически, без особых усилий с его стороны. Управленческое решение может остаться нереализованным, если менеджер не осуществит некоторую организационную работу, не прибегнет к реализации таких управленческих функций, как регулирование и контроль действия работников предприятия. Опытные, эффективно работающие менеджеры уже на стадии выработки решения ставят перед собой следующие организационные вопросы:

1. Кто из подчиненных будет реализовывать данное управленческое решение?

2. Каков уровень квалификации работника, который будет реализовывать данное управленческое решение?.

3. Насколько данное управленческое решение соответствует квалификации работника, который будет его реализовывать?

4. Имеются ли ресурсы для выполнения данного управленческого решения, и в каком объеме?

Контроль является последней из основных функций менеджмента, после планирования, организации и мотивации.

Контроль — это управленческая деятельность, в задачи которой входит количественная и качественная оценка, учет результатов работы организации.

Контроль в любой организации, в том числе и в ДОУ должен быть направлен на выявление, предупреждение отклонений и недостатков, а также на их оперативное устранение.

Главными инструментами выполнения этой функции являются наблюдение, проверка всех сторон деятельности предприятия, учет и анализ. В общем процессе управления контроль выступает как элемент обратной связи, так как по его данным производится корректировка ранее принятых решений, планов и даже норм и нормативов.

Проанализировав различные определения необходимо выделить основные главные задачи контроля:

- своевременно и полно вскрыть промахи, ошибки и недостатки в работе подчиненных лиц и структурных подразделений;

- наметить пути устранения недостатков и посредством инструктирования, показа, личного примера и обучения работников оказать им реальную практическую помощь;

- обобщить и распространить передовой опыт работы, показать возможности прогрессивных методов для совершенствования деятельности и системы управления.

В управленческой деятельности контроль выполняет ряд задач:

- диагностика состояния дел в учреждении;

- обратная связь с работниками;

- информирование работников;

- ориентирование деятельности;

- побуждение или мотивация;

- организация деятельности подчиненных;

- изучение и распространение передового опыта.

В результате недооценки функции контроля, как, впрочем, и любой другой функции управления, а попросту говоря, бесконтрольности снижается эффективность работы дошкольного образовательного учреждения.

Отмечая важность функции контроля, К. Ю. Белая[6] пишет: «Именно контроль в различных его формах и методах обеспечивает…обратную связь управляющей и управляемой подсистем на любом уровне, помогает выявить недостатки в работе, установить их причины, а, значит, наметить пути их устранения с помощью коррекции и регулирования деятель-
ности».

Хотелось бы отметить, что, как показывает практика, - контроль помогает выявить не только недостатки, но и положительные результаты. Например, ценный опыт педагогической и управленческой деятельности. Ведь, по сути, контроль - это постоянное сравнение того, что есть с тем, что должно быть.

Авторы исследований, посвящённых проблемам управления образовательным учреждением, отмечают важность функции контроля, реализация которой обеспечивает знание состояния дел в учреждении.

Контроль позволяет создать информационную базу для оценки работы педагогов и персонала, предусмотреть способы влияния на них с целью побуждения к более продуктивной профессиональной деятельности. Уже было отмечено выше, что особенностью контроля как функции управления является то, что он не может существовать самостоятельно, вне связи с другими функциями. Контроль невозможен без определения критерия, эталона, с которым можно сравнить то, что имеем в наличии.

Необходимо подчеркнуть, что контроль, как функция управления, если руководитель ей владеет в совершенстве, стимулирует творчество и профессиональный рост сотрудников.

Исходя из всех приведённых определений, можно утверждать, что контроль в дошкольном учреждении - это система наблюдений и проверок соответствия организации образовательного процесса целям и задачам основной общеобразовательной программы, программы развития, Устава дошкольного образовательного учреждения, общегосударственным установкам, планам и приказам вышестоящих органов образования.

  1. 1.2 Виды и методы контроля

В современной научно-методической литературе нет единого подхода к классификации видов контроля, более того, многие авторы, характеризуя их, противоречат друг другу в своих взглядах и суждениях. Исследователи вопросов управления неоднозначны в подходах к классификации видов контроля. Н. В. Корепанова, И. А. Липчанская убеждены, что контроль за функционированием и развитием ДОУ можно представить в виде внешнего и внутрисадовского контроля[7].

Внешний контроль включает в себя маркетинговое исследование микрорайона, социальную образовательную защиту дошкольников, не посещающих детский сад, социологическое исследование семей микрорайона. Осуществление внешнего контроля позволяет корректировать деятельность коллектива в соответствии с ситуацией, прогнозировать развитие ДОУ, обеспечивая ему устойчивое положение на рынке образовательных услуг

Внутренний контроль многогранен, он включает в себя контроль содержания различных аспектов деятельности дошкольного учреждения: организационно-педагогической, образовательной, социально-психологической, методической, медицинской и т.д. Но главный объект контроля в ДОУ – образовательная деятельность его содержание и результаты.

По времени В. П. Симонов предлагает разделить контроль на предварительный, текущий, отсроченный и последующий (вторичный)[8].

По содержанию разные авторы выделяют фронтальный, тематический, оперативный, сравнительный, самоконтроль и т.д.

Рассмотрим, что включает в себя фронтальный контроль (рис. 1).

Рис. 1. Фронтальный контроль

Предварительный контроль имеет опережающий, прогностический характер. Его цель – предотвратить возможные ошибки, способствовать предупреждению возможных сбоев еще до начала процессов, улучшению деятельности сотрудников. А также оказание помощи - отбор наиболее рациональных методов и приемов работы, и в целом повысить уровень управления. Целью предварительного контроля должен выступать Федеральные государственные требования и реализуемая в ДОУ основная общеобразовательная программа дошкольного образования. Этот вид контроля применяется в основном к начинающим или вновь поступившим сотрудникам. Хотя, по мнению Л. М. Денякиной, «контроль по факту» после события или постконтроль, к сожалению наиболее характерный для традиционного подхода в работе руководителя, должен быть «потеснен» профилактическим, опережающим контролем[9].

Конечно, нельзя говорить о глобальном характере предотвращения будущих ошибок. Однако, хорошо зная педагогов, можно предвидеть степень и особенности ошибок, которые они могут совершить. Содержанием предупредительного контроля может быть проверка готовности воспитателя к образовательной деятельности, других режимных моментов, знание и внедрение передового педагогического опыта и т.д.

Текущий контроль проводится на этапе осуществления педагогического процесса. Его цель – выявление возможных отклонений промежуточных результатов от запланированных, соответствие достигнутых результатов с установленными требованиями и нормами.

Содержание текущего контроля:

- сравнение уровня развития детей в усвоении программы с нормативными критериями;

- достижения детьми планируемых результатов освоения основной общеобразовательной программы;

- обследование динамики формирования интегративных качеств воспитанников по всем направлениям развития детей;

- выявление проблем, влияющих на усвоение программы;

- эффективное информирование педагогов о результатах контроля, выработка управленческого решения, рекомендации, регулирование педпроцесса в изменении темпов и сроков прохождения программы, коррекция средств, форм и методов организации детей.

В современной практике существуют разнообразные виды текущего контроля. Самые распространенные из них: тематический, оперативный, фронтальный, сравнительный.

Тематический контроль проводится с целью выявления уровня и системы работы дошкольного учреждения по задачам, намеченным в годовом плане. Это может быть педагогическая работа с детьми по одному из разделов программы, выполнение требований нормативно-правовых документов, эффективность использования воспитателями рекомендаций методических объединений, консультаций, семинаров, исполнение сметы расходов и т.д.

При подготовке к изучению состояния работы по конкретному вопросу составляется план проверки, где отражаются следующие параметры: цель, задачи, сроки, возрастные группы, ответственные, содержание и методы контроля. С планом педагогический коллектив знакомится заранее. Выделяются вопросы, которые выносятся на самооценку, подготавливаются схемы, диагностические карты, определяется участие специалистов (медсестры, музыкального руководителя, психолога и других) и родителей, для чего разрабатываются анкеты. В ходе тематического контроля устанавливается, насколько планируемые итоговые результаты освоения детьми основной общеобразовательной программы дошкольного образования соответствуют интегративным качествам ребенка, которые он может приобрести в результате освоения конкретных направлений программы и конкретной программе, реализуемой в ДОУ, какие умения и навыки у них сформированы в данном виде деятельности, владеют ли педагоги методикой организации деятельности детей по данному разделу, соответствует ли требованиям предметно-развивающая среда в группе. По результатам тематического контроля составляется справка, эти результаты обсуждаются на педсовете, а некоторые вопросы выносятся на производственное совещание или заседание профсоюзного комитета.

Тематический контроль (рис. 2) планируется 1 раз в квартал, в полугодие, в учебный год. Продолжительность его от 1 до 3 дней. Итоги обсуждаются на педсоветах, планерках, выносятся на совещание при заведующей, заседание местного комитета.

Рис. 2. Тематический контроль

Некоторые авторы разновидностью тематического контроля считают обзорный, персональный и итоговый. Обзорный контроль дает представление о работе коллектива на каком-то определенном этапе, в какой-то момент по какому-то конкретному вопросу. Персональный контроль проводят с целью изучения системы работы и распространения передового педагогического опыта воспитателей, имеющих высокий уровень профессионального мастерства. А также для анализа состояния работы по выявлению недочетов в воспитательно-образовательной работе по определенной теме. Итоговый контроль дает возможность подвести итоги работы за определенный период времени: квартал, полугодие, год, лето и т.д. Он направлен на изучение всего комплекса основных факторов, влияющих на конечные результаты работы коллектива.

Оперативный контроль направлен на выявление состояния работы коллектива и отдельных сотрудников на определенном этапе, в какой-то момент, а также на решение срочных вопросов.

С помощью оперативного контроля можно устранить незначительные сбои в работе, оказать конкретную действенную помощь, сделав определенный анализ ситуации. Этот вид контроля осуществляется ежедневно. Н. В. Корепанова, И. А. Липчанская[10] к разновидностям данного вида контроля относят экспресс-диагностику, предупредительный и выборочный контроль, а К. Ю. Белая считает разновидностью оперативного контроля день диагностики, регулирования и коррекции. ДРК - это микроисследование, в котором принимает участие весь педагогический коллектив. Она предлагает ежемесячно планировать 5-7 вопросов для более детального эпизодического анализа (отдельных занятий, режимных моментов) и заранее знакомить с ними коллектив. Но не всегда с помощью оперативного контроля можно определить причины того или иного процесса.

Рис. 3. Оперативный контроль

Фронтальный контроль предусматривает всестороннюю глубокую проверку деятельности, как отдельного воспитателя, так и ДОУ в целом.

Сравнительный контроль проводится с целью сопоставления результатов работы воспитателей параллельных групп или двух воспитателей одной группы при проверке уровня проведения образовательной деятельности. Разновидностью сравнительного контроля отдельные авторы считают взаимоконтроль, который позволяет педагогам критиковать друг друга откровенно, без предвзятости, вносить необходимые коррективы, давать советы и обязательно выделять интересные находки и все положительное в увиденном. Эта форма контроля учит педагогов анализировать работу коллег.

Сравнительный контроль дает возможность при совместном анализе найти наиболее эффективные приемы работы и распространить передовой опыт, улучшить состояние педпроцесса и способствует повышению общепедагогического опыта воспитателей всех групп.

Самоконтроль – это особая форма доверия коллектива, которая предполагает самооценку, самоанализ, само коррекцию. Эта форма контроля позволяет развивать у сотрудников ДОУ умение объективно оценивать свою деятельность и намечать пути исправления недочетов.

Но перевод воспитателя на режим доверия вовсе не означает отказ от посещения администрацией данной группы. Посещения могут быть связаны с обобщением опыта работающих в группе специалистов с тем, чтобы сделать его достоянием коллектива.

Сущностными характеристиками каждого вида контроля являются его цель и методика проведения. Рассмотрим виды контроля, отраженные в таблице 1.

Таблица 1

Классификация видов контроля по целям

Вид контроля

Цели контроля

Тематический  

Изучение системы работы педагогов по реализации годовых задач дошкольного учреждения

Результативный

Изучение конечных результатов деятельности дошкольного учреждения за определенный период, чаще всего за год, оценка  степени достижения намеченных планов, определение перспектив работы на следующий учебный год

Фронтальный

Всестороннее целостное изучение деятельности воспитателей группы (или одного из них) по организации образовательного процесса, определение причин, приведших к низким, неудовлетворительным результатам, и оказание помощи в их ликвидации  

Оперативный

Изучение состояния работы по определенной, более узкой, проблеме, выявление продвижения, отслеживание выполнения планов и предотвращение критических ситуаций, выявление сбоев в работе, отклонений от намеченных планов, осуществление корректирующих действий

Предупредительный

Предупреждение ошибок, негативных действий в деятельности педагогов, недопущение распространения недостатков

Самоконтроль

Определение личной значимости выполненной работы и оценка достигнутых результатов

Демократизация и гуманизация процесса управления дошкольным учреждением, обеспечение индивидуально-дифференцированного подхода к изучению деятельности педагогов

Взаимоконтроль

Согласование, координация деятельности воспитателей, работающих в одной группе

Персональный

Оценка качества выполнения педагогом своих обязанностей, выявление достижений, устранение ошибок, оказание побуждающего воздействия, объективная оценка работы педагога в период аттестации

Кроме перечисленных выше, некоторые авторы выделяют такие виды контроля, как опережающий, результирующий, поисковый, исполнительный и т.д..

С нашей точки зрения, на основе конкретного анализа состояния дел в дошкольном учреждении руководитель выбирает такие виды контроля, которые будут наиболее оптимальными для получения необходимой информации в данном дошкольном учреждении, формируя тем самым систему контроля. Для руководителя важно, чтобы все используемые им виды контроля дополняли друг друга и давали объективную информацию о состоянии дел в управляемом дошкольном учреждении.

Осуществление целенаправленного контроля должно сочетаться с ежедневным обходом ДОУ в начале рабочего дня. Цель ежедневного обхода – проверить создание гигиенических, педагогических условий в группах, настроение детского коллектива и сотрудников, подготовку воспитателей к рабочему дню.

Одна из задач контроля – это проверка выполнения предписаний нормативно-правовых документов, предложений инспектирующих лиц, администрации ДОУ, выполнение решений педсоветов, собраний и т.д. Поэтому, последующий или вторичный контроль является необходимым в работе руководителя, без него все остальные виды контроля малоэффективны. Этот вид контроля позволяет сделать выводы об отношении исполнителей к замечаниям, их умении организовать свою работу, повышает ответственность сотрудников за порученное дело. Последующий контроль становится более действенным, если его проводить в строго намеченные сроки.

Если все виды контроля дополняют друг друга и дают объективную оценку состояния дел в учреждении, то, с нашей точки зрения, можно говорить о системе. Практика показывает, что построение системной концепции внутрисадовского контроля – одна из основных задач руководителя. От этого зависит эффективность и результативность контроля. Качество контроля зависит и от того, насколько субъект контроля серьезно и тщательно к нему готовится.

Эффективность проведения любого вида контроля зависит от умелого использования разнообразных методов контроля.

Основным методом является наблюдение за ходом работы контролируемого. Этот метод позволяет изучить состояние образовательного процесса, эффективность применяемых педагогом методических приемов, вникнуть в суть наблюдаемого и дать объективную оценку происходящему. Информация, полученная в процессе наблюдения, должна быть тщательно проанализирована. Важно разобраться в причинах и следствиях контролируемых явлений. Для фиксации наблюдаемого полезно использовать технические средства: магнитофон, видеомагнитофон, видеокамеру, что способствует точности наблюдений. Для удобства можно разработать схемы наблюдений, которые позволяют детально изучить определенный участок работы или всю работу, ничего не упустив.

Важным является такой метод, как беседа. Она позволяет выявить уровень знаний и у воспитанников и у педагогов, проблемы, имеющиеся в работе, степень благополучия ребенка. В процессе беседы у воспитателей развивается речь, умение отстаивать свою точку зрения, способность к рефлексии и т.д. Руководителю беседа позволяет установить доверительные и вместе с тем деловые и принципиальные отношения. Полезно проводить беседу по анализу просмотренного режимного момента с двумя воспитателями, а иногда пригласить и младшего воспитателя, т.к. единство требований к детям – необходимое условие правильного воспитания.

В практике используют такие методы контроля как опрос, анкетирование, тестирование. Но, по мнению врача-психолога Домана Глена, тест – это попытка обнаружить, чего не знает ваш ребенок. Вместо тестирования он предлагает использовать метод выявления способностей. Его цель – предоставить ребенку возможность продемонстрировать свои знания лишь в том случае, если он сам этого захочет. А для этого необходимо создать ситуацию. Такой метод можно назвать срезовым наблюдением.

Нельзя сегодня забывать и о проведении итоговых мероприятий. Они позволяют выявить уровень тех или иных знаний, умений и навыков детей.

Уровень владения техническими навыками позволяет проконтролировать изучение результатов продуктивной деятельности детей (рисунков, лепки и т.д.).

При организации контроля широко используется психолого- педагогическое обследование детей (далее диагностика). Проведенная в начале года, она имеет цель изучение исходного уровня знаний детей, а в конце квартала, года – составление плана корректирующих воздействий. Л. В. Поздняк предлагает фиксировать результаты диагностики уровня и качества знаний детей в диагностических таблицах, которые дают возможность выделить существенное положительное и отрицательное, выявить резервы и наметить пути их использования. Педагогические таблицы или карты разрабатываются педагогическим коллективом с учетом федеральных государственных требований и выбранной программы.

Важным методом контроля является изучение документации, регламентирующей весь процесс жизнедеятельности детей. Так анализ медицинских документов позволяет понять, почему тот или иной ребенок трудно усваивает программу. А получить информацию о ходе выполнения программы руководителю помогает проверка календарных планов.

Такой метод контроля, как хронометраж, позволяет измерить продолжительность трудовых процессов и сопоставить результаты с требованиями методик.

Статистический метод - это сопоставление количественных изменений, выраженных в числах, с качественной их оценкой. Результаты статистического метода нагляднее всего выражаются графически – иллюстрациями, таблицами, схемами.

В практике управления популярен такой метод контроля, как заслушивание отчетов воспитателей. Он дает возможность получить представление о положении дел по одному из вопросов воспитания и обучения в конкретной группе.

Одним из методов контроля процесса деятельности является педагогический мониторинг - процесс непрерывного научно-прогностического слежения за состоянием, развитием педпроцесса в целях оптимального выбора образовательных целей, задач и средств их решения. Это формирующий контроль, поскольку в его процессе происходит коррекция и координация деятельности.

Контроль может осуществляться в разных формах. Самая распространенная – это административный контроль, осуществляемый членами административно-управленческого аппарата. Он проводится по плану, утвержденному руководителем в начале учебного года. Очень важно создать единую систему контроля всех направлений работы ДОУ. Эффективность зависит от четкого распределения обязанностей между всеми членами административно-управленческого аппарата единых подходов и полной согласованности действий в руководстве ДОУ. Четко организованная система контроля позволяет планомерно и оперативно управлять дошкольным образовательным учреждением.

Широкое использование современными руководителями делегирования полномочий позволяет привлекать к контролю органы коллективного управления: совет педагогов, профгруппу, совет учреждения и т.д. Сюда же можно отнести и контроль родителей. Хотя их оценка непрофессиональная, больше она носит эмоциональный характер, но, тем не менее, родители - наши заказчики и с их мнением необходимо считаться.

Таким образом, в результате проведенного анализа теоретических основ по системе контроля мы пришли к выводу, что в управлении дошкольным учреждением необходимо использовать контроль, все его виды, формы и методы. Правильно организованный контроль является одним из основных условий научного и рационального управления. Он повышает ответственность каждого сотрудника, дает возможность своевременно скорректировать работу и увидеть положительный опыт.


  1. Осуществление контроля В НДОУ «Детский сад № 211 ОАО «РЖД
  1. 2.1 Контроль состояния воспитательно-образовательного процесса

В результате анализа мы выяснили, что основными нормативными документами, регламентирующие организацию контроля в НДОУ «Детский сад № 211 ОАО «РЖД» являются:

  1. Закон РФ «Об образовании» от 10.07.1992 №3266-1 (в редакции от 02.02.2011) (ст. 33.1 Лицензирование образовательной деятельности; ст. 38 Государственный надзор за соблюдением законодательства РФ в области образования. Государственный контроль качества образования).
  2. Закон РФ от 26.12.2008 № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля».
  3. Постановление Правительства РФ от 20.02.2007 года № 116 «Об утверждении Правил осуществления контроля и надзора в сфере образования».
  4. Письмо Министерства образования РФ от 10.09.1999 № 22-06-874 «Об обеспечении инспекционно-контрольной деятельности».
  5. Письмо Министерства образования РФ от 07.02.2001 № 22-06-147 «О содержании и правовом обеспечении должностного контроля руководителей образовательных учреждений».

Цели контроля в НДОУ «Детский сад № 211 ОАО «РЖД»:

1. Исполнение требований законодательства РФ в области дошкольного образования.

2. Выполнение Федеральных государственных требований по дошкольному образо-
ванию.

3. Выполнение локальных актов НДОУ.

4. Изучение и оценка качества образования, развития и оздоровления воспитанников.

5. Оценка качества дополнительных (образовательных) услуг НДОУ.

6. Повышение эффективности результатов образовательного процесса.

7. Выработка предложений и принятие мер по устранению выявленных нарушений.

8. Анализ и прогнозирование тенденций развития дошкольного образовательного учреждения.

К осуществлению контроля в НДОУ «Детский сад № 211 ОАО «РЖД» мы предъявляем следующие требования:

- создание единой системы контроля по всем направлениям деятельности НДОУ;

- цели и задачи контроля должны вытекать из целей и задач НДОУ;

- планирование контроля - тщательно намечаемые цели, задачи; контроль по всем направлениям работы, по воспитанию и обучению планируется в единстве);

- выявление опыта работы; причин, вызывающих недостатки; выработка эффективных мер по их устранению;

- своевременность контроля;

- гласное подведение итогов;

- мероприятия, намеченные в результате контроля должны обязательно выполняться.

В управлении негосударственным дошкольным образовательным учреждением «Детский сад № 211 ОАО «РЖД» используются различные виды, формы и методы контроля.

Анализ показал, что в НДОУ «Детский сад № 211 ОАО «РЖД» основными формами контроля являются:

1. Предупредительный контроль.

2. Тематические проверки (одно направление деятельности).

3. Комплексные проверки (два и более направлений деятельности).

4. Оперативный контроль (текущий).

5. Смотры, смотры-конкурсы.

6. Вторичный контроль (выполнение предписаний, предложений проверок, рекомендаций аттестации педагогов, решений педсоветов, рабочих совещаний, смотров, предложений текущего контроля и др.).

7. Система мониторинга (оздоровительной, образовательной, коррекционной работы с воспитанниками, работы с родителями воспитанников и др.).

8. Система мониторинга планируемых результатов освоения воспитанниками основной общеобразовательной программы ДО.

9. Отчеты педагогов и специалистов.

10. Творческие отчеты.

11. Публичный отчет негосударственного дошкольного образовательного учреж-
дения.

Чтобы охватить контролем все аспекты деятельности НДОУ, между руководителем и его помощниками НДОУ «Детский сад № 211 ОАО «РЖД» определены обязанности по контролю.

Заведующая НДОУ «Детский сад № 211 ОАО «РЖД» контролирует:

- работу административной группы: старшего воспитателя, заместителя заведующего по АХЧ, медицинский персонал;

- выполнение в соответствии с трудовым законодательством правил внутреннего трудового распорядка, санитарно – гигиенического режима, норм охраны труда;

- проверку исполнения инструктивно – методических документов вышестоящих организаций, предложений инспектирующих лиц;

- качество освоения основной общеобразовательной программы знаний, умений, навыков детей;

- выполнения решений педагогических советов;

- сохранность оборудования и пособий в разных возрастных группах;

- ведение документации старшим воспитателем, заместителем заведующего по АХЧ, медицинским персоналом и воспитателями;

- организацию и осуществление работы с родителями;

- финансово – хозяйственную деятельность;

- выборочный контроль за работой воспитателей.

Старший воспитатель НДОУ «Детский сад № 211 ОАО «РЖД» контролирует:

- состояние воспитательно – образовательной работы в группах;

- выполнение образовательных программ, внедрение новых педагогических техно-
логий;

- календарные планы и документацию педагогов;

- наличие и хранение детских работ;

- работу педагогов по повышению квалификации.

Заместитель заведующего по АХЧ, старшая медсестра осуществляют контроль по «Плану производственного контроля».

На основании рекомендаций, предложенных в книгах Н. В. Корепановой, И. А. Липчанской «Контроль функционирования и развития ДОУ», Л. М. Денякиной «Технологии управления образовательным учреждением», вначале мы составили рабочие материалы оперативного контроля: в каждой группе для педагогам была предложена папка со схемами «Контроль функционирования и развития НДОУ «Детский сад № 211 ОАО «РЖД», в которые включены 14 блоков:

1. Охрана жизни и здоровья детей.

2. Образовательный процесс.

3. Физическое воспитание.

4. Игровая деятельность.

5. Интеллектуально – познавательная деятельность.

6. Художественно – речевая деятельность.

7. Музыкальная деятельность.

8. Изобразительная деятельность.

9. Трудовая деятельность.

10. Нравственное воспитание.

11. Режимные моменты.

12. Нормативные документы.

13. Медицинская работа.

14. Административно – хозяйственная часть.

Но в процессе работы мы определили, что, наиболее эффективным, на наш взгляд, является комплексное планирование, в котором по блокам отражены все направления деятельности НДОУ, такие, как:

- охрана жизни и здоровья детей;

- уровень развития детей и организации педагогического процесса;

- профессиональная компетентность педагогов;

- организация питания воспитанников;

- санитарное состояние НДОУ;

- соблюдение сотрудниками санитарно-эпидемиологического режима;

- создание условий для производственной деятельности сотрудников;

- документоведение.

В августе мы составляем перспективный план контроля образовательного процесса в НДОУ, где мы предусматриваем тематический, фронтальный и оперативный контроль (Приложение 1). В этот план нами включены следующие направления: охрана жизни и здоровья детей, выполнение режима прогулки, культурно-гигиенические навыки (при питании, одевании-раздевании, умывании), проведение развлечений, содержание книжных уголков, содержание и оформление уголков изодеятельности, содержание природных уголков, содержание и оформление музыкальных уголков, наличие дидактических игр по развитию речи, интеллектуальному развитию, наличие  перспективного плана на год и календарного плана развивающей работы с детьми, наглядная педагогическая пропаганда для родителей, проведение родительских собраний.

При организации контроля в НДОУ «Детский сад № 211 ОАО «РЖД» соблюдается следующий алгоритм осуществления контроля:

1. Определение цели и объекта контроля.

2. Разработка программы (плана) контроля или схемы предстоящего наблюдения.

3. Сбор информации.

4. Ее анализ.

5. Выработка рекомендаций и определение путей их реализации.

6. Проверка исполнения рекомендаций.

Важным в работе руководителя НДОУ «Детский сад № 211 ОАО «РЖД» является всестороннее изучение состояния педагогического процесса по разделам программы, реализуемой в НДОУ.

Наибольшую подготовку требует организация и проведение тематического контроля, требующие наличия и подготовки определенных пакетов документов. В него, входят рабочие материалы контроля, которые представляют собой: карты оценки профессиональной компетентности педагогов, карта проверки (см. Приложение 2). Таким образом, нами накоплен пакет документов для контроля образовательного процесса по следующим разделам:

- карты для оценки режимных моментов: организации утренней гимнастики, умывания, питания, разнообразной деятельности детей на прогулке, организации сюжетно-ролевых игр.

- карты для контроля, которые отражают результаты выполнения задач образовательных областей.

- практический материал для тематического и оперативного контроля. (Приложения  3, 4, 5, 6, 7).

Банк схем постоянно пополняется из новых источников (из публикаций, в процессе взаимообмена с коллегами и других источников). Назрела необходимость систематизации схем.

Тематический контроль помогает собрать администрации НДОУ «Детский сад № 211 ОАО «РЖД» наиболее полную информацию, а, следовательно, вовремя внести коррективы в работу педагогического коллектива или отдельного воспитателя.

Тематика изучения состояния воспитательно-образовательного процесса планируется в годовом плане НДОУ «Детский сад № 211 ОАО «РЖД». Чтобы тематический контроль был результативным, проводится подготовительная работа, которую руководство НДОУ «Детский сад № 211 ОАО «РЖД» разбивает на несколько этапов.

1-й этап. Постановка целей тематического контроля.

На данном этапе руководитель формулирует, какие результаты должны быть получены по итогам тематического контроля. Эти результаты обычно связаны:

- с улучшением образовательного процесса,

- ростом профессионального мастерства педагогов,

- созданием условий для развития опыта лучших воспитателей,

- укреплением связей с родителями и т.п.

2-й этап. Составление плана тематического контроля с учетом специфики детского сада и результатов работы по выбранной теме в предшествующие годы.

На данном этапе руководитель НДОУ «Детский сад № 211 ОАО «РЖД» выбирает конкретный раздел программы детского сада и определяет в нем то общее, что в первую очередь важно для всех возрастных групп.

По какой бы теме НДОУ «Детский сад № 211 ОАО «РЖД» не составлялся план тематического контроля, в нем всегда выделяется 5 блоков.

1. Выявление результатов освоения образовательной программы уровня знаний, умений, навыков, воспитанности детей.

2. Оценка профессиональных умений воспитателя. Эффективность используемых им методов и приемов работы с детьми. Формы организации детского коллектива. Система профессионального роста педагогов ДОУ.

3. Уровень планирования режимных моментов, системность и последовательность. Соответствие возрастным особенностям детей и программе, по которой работает учреждение.

4. Оценка предметно-развивающей среды, условий для организации педпроцесса по данному направлению, наличие разнообразных пособий.

5. Взаимодействие с родителями для развития ребенка. Использование разнообразных форм педагогического просвещения родителей. Оценка родителями результативности работы педагога

3-й этап. Подготовка руководителя к проведению тематического контроля.

На этом этапе руководитель НДОУ «Детский сад № 211 ОАО «РЖД» составляет ряд вопросников, подбирает диагностические методики, составляет схемы для фиксирования хода и результатов контроля. Руководитель обязательно анализирует записи в тетради посещения групп (какие недостатки уже отмечались, что предлагалось исправить, устранить, изменить, было ли это выполнено, насколько качественно).

4-й этап. Распределение обязанностей, вопросов к изучению, определение сроков выполнения работ.

В тематическом контроле НДОУ «Детский сад № 211 ОАО «РЖД», кроме заведующей и старшего воспитателя, участвуют обычно и другие сотрудники.

Задача старшего воспитателя НДОУ «Детский сад № 211 ОАО «РЖД» — поставить перед каждым участником конкретную задачу, подробно разъяснить порядок ее выполнения, предоставить в помощь подробный вопросник или схему для заполнения.

Итоги тематического контроля в НДОУ «Детский сад № 211 ОАО «РЖД» оформляются в виде аналитической справки и заслушиваются на педагогическом совете. В содержании аналитической справки должны быть представлены материалы по всем 5 блокам, которые мы обозначили в плане тематического контроля.

Перед началом тематической проверки руководителем НДОУ «Детский сад № 211 ОАО «РЖД» издаётся Приказ о проведении тематического контроля, в котором указываются тема, сроки проверки.

Подготовленный план представляется воспитателям за две недели до начала проверки, разъясняется, какие вопросы и в каком порядке будут изучаться, в чем смысл и каково значение тематического контроля для совершенствования работы детского сада.

Руководитель, старший воспитатель сада оказывают всю необходимую помощь воспитателям в подготовке к тематическому контролю.

Экземпляр плана контроля находится в методическом кабинете и доступен для каждого воспитателя в любой момент.

Материалы тематического контроля оформляются и хранятся в методическом кабинете НДОУ «Детский сад № 211 ОАО «РЖД». Они являются банком данных о состоянии педагогического процесса по одному из направлений деятельности педагогического коллектива ДОУ и используются при подготовке учреждения к лицензионному контролю.

При этом разные направления контроля планируем ежедневно (например, охрана жизни и здоровья детей, выполнение режима, подготовка педагога к образовательной деятельности, организация питания), еженедельно (например, содержание центров развития, проведение закаливающих процедур и профилактических мероприятий, планирование образовательной деятельности и ее организация, проведение развлечений и досугов) ежемесячно (выполнение режима прогулки, культурно-гигиенические навыки: при питании, при умывании, при одевании и раздевании, проведение утреннего фильтра, охрана труда) 1 раз в квартал (например, наглядная агитация для родителей, проведение родительских собраний, и т.д.).

Таким образом, мы видим, что контроль является важной и заключительной функцией управления в НДОУ «Детский сад № 211 ОАО «РЖД» и служит средством осуществления обратных связей. Он входит составным элементом в каждую функцию управления, что позволяет оперативно совершенствовать деятельность НДОУ. Чтобы охватить контролем все аспекты НДОУ «Детский сад № 211 ОАО «РЖД» администрация четко распределила обязанности, выделила круг вопросов, которые контролирует только заведующая, и вопросы, контролируемые старшим воспитателем, завхозом, старшей медсестрой.

Задачи контроля и проверки руководства заключаются в том, чтобы обеспечить соответствие результатов целям организации. К осуществлению контроля в НДОУ «Детский сад № 211 ОАО «РЖД» предъявляются определенные требования.

Изучение конечных результатов педагогической деятельности воспитателей включает в себя 4 этапа.

Главным предметом тематического контроля в НДОУ «Детский сад № 211 ОАО «РЖД» является система педагогической работы с детьми по одному из разделов программы.

  1. 2.2 Контроль за созданием условий для полноценного воспитательного, образовательного и оздоровительного процессов

В НДОУ «Детский сад № 211 ОАО «РЖД» большое внимание уделяется контролю организации питания. Питание в НДОУ «Детский сад № 211 ОАО «РЖД» организовано и проводится в соответствии с СанПиН 2.1.4.2660-10, Типовым Положением, Уставом и локальными актами НДОУ.

В целях контроля организации питания в детском саду создана постоянно действующая комиссия по питанию. В обязанности комиссии по питанию приказом заведующей вменен контроль организации питания в группах, контроль закладки основных продуктов в котлы на пищеблоке. Результаты контроля отражаются в акте проверки организации питания.

Ежегодно составляется план мероприятий по контролю организации питания (см. Приложение 2).

Важнейшим условием правильной организации питания детей является строгое соблюдение санитарно-гигиенических требований к пищеблоку и процессу приготовления и хранения пищи. В целях профилактики пищевых отравлений и острых кишечных заболеваний работники пищеблока строго соблюдают установленные требования к технологической обработке продуктов, правил личной гигиены.

За качеством поступающих продуктов, правильностью их закладки и приготовлением пищи следит медицинский работник. Так, при приеме продуктов на пищеблок он проверяет наличие соответствующих документов, удостоверяющих их качество и безопасность. В документах должны быть указаны дата выработки, сроки и условия хранения продукции. Сопроводительный документ сохраняется до конца реализации продукта. Для контроля качества поступающей продукции медицинский работник проводит бракераж и делает запись в Журнале бракеража пищевых продуктов и продовольственного сырья.

Чтобы проконтролировать условия и сроки хранения скоропортящихся пищевых продуктов, медицинский работник проводит контроль температурных режимов хранения в холодильном оборудовании. Для этой цели используются термометры (за исключением ртутных). При отсутствии регистрирующего устройства контроля температурного режима во времени информация заносится в «Журнал учета температурного режима холодильного оборудования».

Выдача готовой пищи осуществляется только после снятия пробы. Оценку качества блюд проводит бракеражная комиссия, в состав которой должны входить не менее трех человек, т. ч. медицинский работник, сотрудник пищеблока и представитель администрации образовательного учреждения. Бракераж осуществляют по органолептическим показателям, снимая пробу непосредственно из емкостей, в которых готовится пища. Результат регистрируется в «Журнале бракеража готовой кулинарной продукции». Если комиссия выявляет нарушение технологии приготовления пищи, то блюдо не допускается к выдаче до устранения недостатков. При проведении бракеража обращается внимание на вес порционных блюд: он должен соответствовать выходу блюда, указанному в меню-раскладке. Также для проверки соблюдения технологического процесса от каждой партии приготовленных блюд отбирается суточная проба. Ее делает сотрудник пищеблока под контролем медицинского работника. Порционные блюда отбирают в полном объеме; салаты, гарниры, первые и третьи блюда – не менее 100 г.

Ответственность за отбор и хранение суточных проб приказом заведующей возложена на повара.

Родители постоянно имеют возможность познакомиться с перспективным и ежедневным меню; получить консультации у медицинской сестры, ответственной за организацию питания в НДОУ. На стендах для родителей оформляются консультации по вопросам питания, проводятся акции «Любимые блюда моего ребёнка».

Обеспечение безопасности образовательного процесса требует от каждого на своем рабочем месте, как по должности, так и по профессии строго выполнять требования законодательных и иных нормативных правовых актов по обеспечению здоровых и безопасных условий труда. Организация работы по охране труда в НДОУ «Детский сад № 211 ОАО «РЖД» осуществляется по следующим направлениям:

- контроль за соблюдением законодательства и иных нормативно-правовых актов по охране труда;

- оперативный контроль за состоянием охраны труда и организацией образовательного процесса;

- организация профилактической работы по снижению травматизма среди воспитанников и работников;

- планирование мероприятий по охране труда;

- работа комиссии по контролю за состоянием охраны труда, по профилактике травматизма;

- организация проведения инструктажей, обучения, проверки знаний по охране труда.

На учебный год составлен план работы по созданию условий для безопасности жизнедеятельности, который включает: организационно-технические мероприятия по улучшению условий охраны труда; мероприятия по организации пожарной безопасности; мероприятия по предупреждению детского дорожно-транспортного травматизма; обучение работников безопасным приемам работы и соблюдению правил безопасности на рабочем месте.

Таким образом, проведенный анализ процесса контроля в НДОУ «Детский сад № 211 ОАО «РЖД» показывает, что контрольная функция является неотъемлемой частью управленческой деятельности НДОУ. Контроль осуществляется за состоянием образовательного процесса и за созданием условий для него.

В результате изучения управленческой деятельности руководителя в сфере планирования, мы выявили, что в планировании контроля отсутствует единая система, не учитываются все компоненты контроля, не планируются такие виды контроля, как взаимоконтроля и самоконтроль, не соблюдаются руководителем все условия организации эффективного контроля.

А ведь именно самоконтроль позволяет развивать у сотрудников ДОУ умение объективно оценивать свою деятельность и намечать пути исправления недочетов.

Из проведенных бесед с воспитателями мы выяснили, что контроль часто воспринимается педагогами НДОУ негативно, так как это, по сути, проверка, ограничение; нередко после контроля следуют негативные оценки их деятельности и принятие мер воздействия.

2.3 Пути совершенствования управления дошкольным образовательным учреждением путем организации систематического контроля

Чтобы организация контроля была рациональной, необходимо соблюдать следующие условия, выделенные В.П. Симоновым, В.И. Закутько, М.И. Левшиной. К ним относятся: генерализация, интеграция, гуманизация, индивидуализация, дифференциация, плановость, систематичность, гласность, наличие устойчивой мотивации к выполнению контроля. Кратко раскроем суть некоторых из них (по разработке В.И. Закутько).

Условие генерализации предусматривает определение главных, кардинальных направлений деятельности управляемой подсистемы, подвергающихся контролю в первую очередь. Оно отвергает традиционное представление о необходимости осуществления контроля в равной степени и объеме по всем направлениям деятельности.

Условие интеграции подразумевает объединение усилий педагогического и родительского коллективов в осуществлении внутреннего контроля при условии приоритетного права руководителя ДОУ на координацию этого контроля.

Условие гуманизации всей системы отношений в коллективе требует в процессе контроля установления между субъектом и объектом отношений взаимопонимания, взаимопомощи и сотрудничества.

Условие индивидуализации означает необходимость обязательно учитывать своеобразие каждой творческой индивидуальности с целью создания в ходе деятельности возможностей для самовыражения этой личности.

Условие дифференциации предполагает зависимость уровня контроля от результатов работы всего педагогического коллектива и отдельных его групп, отличающихся по уровню профессиональной квалификации.

Рекомендации по организации контроля

Из вышеизложенных положений и условий можно сформулировать рекомендации, которые помогут руководителю сделать контроль позитивным, тем самым уменьшить возможные негативные реакции подчиненных на процедуру контроля. При его организации необходимо обращать внимание на следующее:

• педагог должен видеть, что контроль направлен не на его личность, а на то, как им организован образовательный процесс;

• педагог должен знать, что именно, когда и по каким критериям будет контролироваться;

• контролировать следует открыто;

• осуществлять контроль по результатам деятеля, а не за действиями педагога;

• осуществляя контроль, необходимо придерживаться доброжелательного тона общения;

• при доведении рекомендаций, указаний, особое внимание уделять изложению причины возникновения недочетов в работе и путей их преодоления.

При организации контроля также следует помнить о том, что:

• контроль не должен ограничиваться инцидентами;

• тотальный контроль порождает небрежность;

• скрытый контроль вызывает только досаду;

• необходимо контролировать всех, а не только «любимого» сотрудника;

• контроль – не проформа (кто не контролирует, тот не интересуется успехами и достижениями своих подчиненных);

• не контролировать из-за недоверия;

• не держать своих выводов при себе.

Необходимо делегировать полномочия по контролю, что свидетельствует о доверии. А систематическое обучение правильному выполнению функциональных обязанностей снимает излишнюю опеку и выводит сотрудников на самоконтроль.

Самоконтроль - это особая форма доверия коллектива наиболее достойному педагогу, постоянно демонстрирующему высокий уровень работы. Решение о переводе педагога на самоконтроль принимается на педагогическом совете. Целесообразно срок действия такого решения определять на один учебный год, чтобы при стабильных результатах в следующем году это право педагогу пролонгировать. Однако это не означает, что деятельность такого педагога абсолютно не контролируется. Используются различные методы опосредованного контроля, например, обязательно предусматривается отчет работника, изучается документация группы, воспитатель привлекается к организации различных форм методической работы и т.д.

Для внедрения самоконтроля мы предлагаем разработать и утвердить «Положение о самоконтроле» (см. Приложение 8) и «Критерии профессионального мастерства педагогов для перехода на режим самоконтроля» (см. Приложение 9).

Контроль, проводимый в системе, позволит нам решать следующие задачи:

• моделирование, прогнозирование, проектирование желаемого, достойного уровня качества образования на основе анализа существующих достижений;

• достижение заданного уровня качества путем обеспечения функционирования образовательной системы и образовательных учреждений в целом;

• обеспечение повышения качества;

• диагностирование имеющегося уровня качества образования, т.е. проведение мониторинга.


  1. ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Образовательная деятельность в дошкольном учреждении требует, чтобы ею управляли. Для раскрытия сущности контроля как вида управленческой деятельности в первой главе мы рассмотрели определения данного понятия различными авторами. Исходя из всех приведённых определений, можно утверждать, что контроль в дошкольном учреждении - это система наблюдений и проверок соответствия образовательного процесса целям и задачам основной общеобразовательной программы, программы развития, Устава дошкольного образовательного учреждения, общегосударственным установкам, планам и приказам вышестоящих органов образования.

В результате проведенного анализа теоретических основ по системе контроля мы пришли к выводу, что в управлении дошкольным учреждением необходимо использовать, все виды, формы и методы контроля.

Самая распространенная форма контроля – это административный контроль, осуществляемый членами административно-управленческого аппарата. Он проводится по плану, утвержденному руководителем в начале учебного года. Очень важно создать единую систему контроля всех направлений работы дошкольного учреждения. Эффективность зависит от четкого распределения обязанностей между всеми членами административно-управленческого аппарата единых подходов и полной согласованности действий в руководстве учреждением. Четко организованная система контроля позволяет планомерно и оперативно управлять дошкольным образовательным учреждением.

Широкое использование современными руководителями делегирования полномочий позволяет привлекать к контролю органы коллективного управления: совет педагогов, профком, совет учреждения и т.д. Сюда же можно отнести и контроль родителей. Хотя их оценка непрофессиональная, больше она носит эмоциональный характер, но, тем не менее, с их мнением необходимо считаться.

Контроль помогает накопить данные о результатах педагогического процесса, зафиксировать наметившиеся отклонения от запланированных задач, выявить наличие передового педагогического опыта. Контроль делает управление «зрячим», чувствительным к изменениям. Бесконтрольность снижает эффективность работы учреждения.

Проведенный во второй главе анализ процесса контроля в НДОУ «Детский сад № 211 ОАО «РЖД» показывает, что контрольная функция является неотъемлемой частью управленческой деятельности НДОУ. Контроль в НДОУ «Детский сад № 211 ОАО «РЖД» осуществляется за состоянием образовательного процесса и за созданием условий для него. Значит, контроль является одной из важнейших составляющих процесса управления, служащей основанием для осуществления обратной связи, дающей возможность руководителю прогнозировать пути развития ДОУ, правильно ставить цели на будущее.

Целью нашего исследования было усовершенствование управления дошкольным образовательным учреждением путем организации систематического контроля. 

Для этого во второй главе были предложены пути совершенствование управления дошкольным образовательным учреждением путем организации систематического контроля, привлечения педагогов к участию в планировании контроля, к его осуществлению через самоконтроль и взаимоконтроль.

Материалы данной работы могут быть использованы в работе заведующих и старших воспитателей ДОУ в процессе контроля.


  1. СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Абрамян А.А. Показатели развитости профессионально-личностного потенциала руководителя дошкольного учреждения // Современные наукоемкие технологии. – 2008. – № 6 – С. 59-61
  2. Белая К. Ю. Руководство ДОУ: контрольно-диагностическая функция. - М. : Творч. центр «Сфера», 2008. - 62 с.
  3. Белая К. Ю. Методическая работа в ДОУ: анализ, планирование, формы и методы. М. : «Сфера», 2010. – 91 с.
  4. Веснин В. Р. Менеджмент: учеб. — 3-е изд., перераб. и доп. — М. : «Проспект», 2009. - 504 с.
  5. Виноградова Н. А. Методическая работа в ДОУ. Эффективные формы и методы: метод. пособие / Н. А. Виноградова, Н. В. Микляева, Ю. Н. Родионова. - М. : Айрис – пресс, 2008. – 192 с.
  6. Глухов В.В. Менеджмент: Учебник для вузов 3-е изд. – СПб. : «Питер», 2008. – 608 с.
  7. Голицына Н. С. Организация и проведение тематического контроля в ДОУ - М. :Скрипторий. 2008. – 215 с.
  8. Голицина Н. С. Организация и содержание работы старшего воспитателя ДОУ. – М. : Издательство «Скрипторий 2003», 2010. – 104 с.
  9. Гусева Е. П. Менеджмент: Учебно-методический комплекс. – М. : Изд. центр ЕАОИ. 2008. – 416 с.
  10. Детский сад от А до Я. Книга руководителя, воспитателя, психолога ДОУ / М. Ю. Женило — М. : Феникс, 2009.- 416 с.
  11. Дошкольное образовательное учреждение: планирование и методическая работа: учебно-методическое пособие / авт.-сост. Т.А. Коробицына, Б.Ю. Пахомова – Архангельск: АО ИППК РО, 2010. – 91 с.
  12. Езопова С. А. Менеджмент в образовании / С. А. Езопова. – М. : Издательский центр «Академия», 2009. - 320 с.
  13. Казакова И. Н. Годовое планирование в ДОУ: трудности, ошибки, пути преодоления. - М. : ТЦ «Сфера», 2010. – 84 с.
  14. Колодяжная Т. П. Управление современным дошкольным образовательным учреждением: практическое пособие для руководителей ДОУ, студентов пед. учеб. заведений, слушателей ИПК / Т. П. Колодяжная. – Часть 1. – Ростов- н /Д. : Издательство «Учитель», 2008. – 128 с.
  15. Корепанова Н. В., Липчанская И. А.. Контроль функционирования и развития ДОУ. - М. : ТЦ «Сфера», 2008. – 80 с.
  16. Масленников М. М. Организация работы по охране труда в образовательном учреждении: Метод. рекомендации / Ульян. ин-т повышения квалификации и переподгот. работников образования. — Изд. 2-е, перераб. и доп. — Ульяновск,2009. — 79 с.
  17. Лазарев В.С. Руководство педагогическим коллективом: модели и методы / В.С. Лазарев и др. – М. : Центр социальных и экономических исследований, 2008. - 51 с.
  18. Одиннадцать способов спасти время с помощью планирования // Управление дошкольным образовательным учреждением. – 2009. – №3. – с. 13.
  19. Планирование  образовательной деятельности в дошкольном учреждении: метод. Пособие / авт.-сост. Н.А. Кочкина, Н.В. Куликова, Л.В. Потапкина. – Архангельск: изд-во АО ИППК РО, 2011. – 104 с.
  20. Поздняк Л. В. Теоретические основы управления современным дошкольным учреждением / Л. В. Поздняк // Управление дошкольным образовательным учреждением. — 2008. — № 3. – с. 21.
  21. Поздняк Л. В. Управление дошкольным образованием / Л.В. Поздняк, Н.Н. Лященко. – М. : Издательский центр «Академия», 2009. – 432 с.
  22. Симонов В. П. Педагогический менеджмент / В. П. Симонов. - М. : Педагогическое общество России. 2009. – 426 с.
  23. Скоролупова О. А. Контроль как один из этапов методической работы в ДОУ - М. :Скрипторий 2003, 2008. – 77 с.
  24. Третьяков П. И., Белая К. Ю. Дошкольное образовательное учреждение: управление по результатам. – М. : ТЦ Сфера, 2010. – 240 с.
  25. Троян А. Н. Роль педагогического анализа в совершенствовании воспитательно-образовательной работы в дошкольном учреждении // Условия оптимизации работы в дошкольном учреждении / Под ред. Т.С. Комаровой. – М. : Педагогика, 2008. – 157 с.
  26. Управление качеством образования : практико-ориентированная монография  и метод. пособие / под ред. М. М. Поташника. — М. : Пед. о-во России, 2010. — 448 с.
  27. Шамова Т. И. Исследовательский подход в управлении школой.  М., 2008. 64 с.

Приложение 1

Контроль и анализ деятельности НДОУ «Детский сад № 211 ОАО «РЖД» на 2012-2013 учебный год

Тематика контроля

Объект контроля

ответственные

Ι Χ

Χ

Χ Ι

Χ Ι Ι

Ι

Ι Ι

ΙΙΙ

ΙV

V

  1. Охрана жизни и здоровья детей

1.1.

Создание условий в группах для охраны жизни и здоровья детей, санитарное состояние, первой ступени контроля

Все

педагоги

Заведующая, Старший воспитатель, заместитель заведующего по АХЧ, профком

+

+

+

+

+

+

+

+

+

1.2.

Выполнение режима прогулки

Все группы


Заведующая,

Старший воспитатель

Мед. сестры

+

+

+

+

1.3.

Организация питания детей

Все группы,

специалисты

Заведующая

Старший воспитатель

Медсестры, профком, Родительский комитет

+

+

+

+

+

+

+

+

+

1.4.

Организация режимных моментов (умывание, раздевание, подготовка ко сну)

Заведующая

Старший воспитатель

Мед. сестры

+

+

+

1.5.

Проведение закаливающих процедур, профилактических мероприятий, утренних гимнастик и динамических пауз

Воспитатели,

Заведующая,

Старший воспитатель, мед.сестры,  

+

+

+

1.6.

Проведение утреннего фильтра

Воспитатели

Заведующая,

Старший воспитатель, мед.сестры

+

+

+

+

1.7.

Подготовка к образовательной деятельности

Все педагоги

Заведующая,

Старший воспитатель,

+

+

+

+

1.8.

Проведение итоговых мероприятий, развлечений и досугов

Все группы

Заведующая,

Старший воспитатель,

+

+

+

1.9.

Соблюдение требований к подбору мебели

Все группы

Ст. медсестра

Заместитель заведующего по АХЧ

+

1.10

Содержание книжного уголка


Все группы

Заведующая,

Старший воспитатель,

+

1.11

Содержание центра изодеятельности

+

1.12

Содержание природных уголков

+

1.13

Содержание физкультурных уголков

+

1.14

Содержание музыкальных уголков

+

1.15

Содержание патриотического уголка

+

1.16

Оборудование для сюжетно-ролевых игр и театрализованной деятельности

+

+

1.17

Оборудование центра науки и экспериментирования

+

1.18.

Организация работы по ОБЖ и предупреждению детского дорожного травматизма

Группы старшего возраста

Старший воспитатель

+

+

+

+

  1. Уровень развития детей

ΙΧ

Χ

ΧΙ

ΧΙΙ

Ι

ΙΙ

ΙΙΙ

ΙV

V

2.1.

Подготовка детей к школе  (в т.ч. развитие мелкой моторики)

Группы старшего дошк.возраста

Заведующая, Старший воспитатель,

Педагог-психолог

Учитель-логопед


+

+

+

2.3.

Организация спортивных  игр и упражнений на воздухе

Все группы

Заведующий, старший воспитатель,

медсестра

+

+

2.4.

Результаты диагностики детей:

Воспитатели

 а/ психолого-педагогическая диагностика

Группы старшего дошкольного возраста

+

б/ психологическая диагностики готовности к обучению




- диагностическое обследование детей

Подготовительная гр.




Педагог-психолог

+

+

Старшая гр.

+

+

Младший возраст

+

+

Ранний возраст

+

+

в/ логопедическая диагностика

Старший возраст


Учитель-логопед

+

+

- первичная логопедическая диагностика

Младший возраст

+

г/ мониторинг по ПДД

Группы старшего дошкольного возраста

Заведующий,

Старший воспитатель

+

  1. Профессиональная компетентность педагогов (организация работы с детьми и родителями)

3.1.

Анализ образовательной деятельности

Физкультурно-оздоровительная направление

Все группы

Заведующая, Старший воспитатель, медсестра, Педагог-психолог

+

Социально-личностное направление (игровая деятельность)

+

Познавательно-речевое направление (развитие речи, ознакомление с природой родного края)

Все группы

Заведующая, Старший воспитатель, Учитель-логопед

+

+

Художественно-эстетическое направление (изодеятельность)

Все группы

Заведующая, Старший воспитатель

+

3.2.

Кружковая работа


Художественно-эстетическое направленность:



- «Школа танцев»

Заведующая,

Старший воспитатель

+

+

- «Маленькие художники»

+

+

Физкультурно-спортивная направленность:

- «Баскетбол»

+

+

+

Социально-педагогическая направленность:

«Город букв»

+

+

+

«Геометрия для дошкольников»

+

+

+

«Семейный клуб»

+

+

+

3.3.

Качество планирования образовательной деятельности с детьми и родителями

Все педагоги

Заведующая,

Старший воспитатель

+

+

+

+

+

+

+

3.4.

Работа с родителями воспитанников

Наглядная педагогическая пропаганда

Воспитатели групп, узкие специалисты

Заведующая,

Старший воспитатель

+

+

+

+

+

+

+

+

+

Родительские собрания

Все группы

Заведующая,

Старший воспитатель

+

+

3.5.

Документация педагогов

Выполнение решений педсоветов, педчасов, исполнение инструктивно-методической документации вышестоящих организаций

Все педагоги

Заведующая

Старший воспитатель

+

+

+

Документация (текущий контроль)

Все группы, специалисты

Заведующая

Старший воспитатель

+

+

Мониторинг готовности групп и кабинетов к новому учебному году/летнему периоду

Воспитатели, специалисты

Заведующая,

Старший воспитатель

+

+

Тематический.


 Физкультурные занятия



Младший  и старший дошкольный возраст



Заведующая, Старший вос-

питатель

+

+

Игровая деятельность

  1. Организация питания воспитанников

ΙΧ

Χ

ΧΙ

ΧΙΙ

Ι

ΙΙ

ΙΙΙ

ΙV

V

4.1.

Организация приема пищи в группах (предупредительный, текущий)

Все группы

Заведующая,

Ст.медсестра,

+

+

+

+

+

+

+

+

+

Приложение 2

Схемы контроля в НДОУ «Детский сад № 211 ОАО «РЖД»

Каждая из схем состоит из 10 пунктов, что очень удобно и позволяет легко сделать сводную таблицу как для конкретного педагога, так и для всех групп сада.

СХЕМА № 1 Готовность групп к новому учебному году

1. Безопасность мебели и оборудования для жизни и здоровья детей.

2. Педагогическая целесообразность оформления предметно-развивающей среды.

3. Соблюдение санитарно-гигиенических требований по оформлению помещений.

4. Соответствие сюжетно – ролевых игр, дидактических пособий, детской литературы  и др.  возрасту детей.

5. Соответствие методической литературы и пособий данной возрастной группе.

6. Оформление родительских уголков.

7. Материалы предоставленные для родителей конкретны и доступны в своем изложении.

8. Информационные стенды соответствуют возрастной группе: цели, задачи, режим, система воспитательно-образовательной работы.

9. Эстетичность в оформлении помещений.

10. Нестандартный подход в оформлении.

СХЕМА № 2 Наличие документации в группе

1. Паспорт группы: информационный бюллетень группы и ОО, программное обеспечение, список детей на 01.09, режимы дня, система образовательной работы, аттестационные листы педагогов.

2. Приложение к плану: режим на данный период + щадящий, режим двигательной активности, листы здоровья, программа оздоровления.

3. Перспективный план: план работы с родителями, организация развивающей среды, методическое обеспечение, игровая деятельность.

4. Папки взаимодействия и совместной деятельности педагогов и специалистов.

5. Документация для работы с родителями: тетрадь сведений о родителях, протоколы родительских собраний, отчеты, информация для стендов и папок-передвижек.

6. Тетрадь учета посещаемости.

7. Инструкции по охране труда.

СХЕМА № 3 Анализ предметно-развивающей среды в группах по разделу «Развитие игровой деятельности»

1. Наличие уголков сюжетно-ролевых игр в соответствии с данной возрастной группой. Достаточное игровое оборудование для сюжетно-ролевых игр.

2. Наличие конструктивных игр в соответствии с возрастом детей: конструкторы – сюжетные, напольные, настольные, из различных материалов;

3. Достаточное количество атрибутов для обыгрывания построек (игрушки, транспортные средства, фигурки и т.д.)

4. Наличие центра экспериментирования с инструментами, игрушками и другими атрибутами для проведения опытов и экспериментов.

5. Эстетичность  и доступность в оформлении уголка природы: картины-пейзажи, картотеки, правила ухода за растениями и др. в соответствии с возрастной группой.

6. Наличие книжного уголка с несколькими экземплярами книг (одного содержания) – по программе или в соответствии с целями и задачами педагогов; иллюстрации и сюжетные картинки.

7. Оборудование уголка театрализованных игр  различными видами театров, костюмов, атрибутов, музыкальными игрушками и инструментами.

8. Наличие центра интеллектуального развития: дидактические и настольно-печатные игры математического содержания, для сенсорного развития, развития речи и т.д.

9. Насыщенность и разнообразие материалов для развития художественно – продуктивной деятельности дошкольников, в соответствии с возрастной группой.

10. Помещение оформлено с учетом двигательной потребности детей (пространство для свободного перемещения), оборудован уголок физкультурных игр.

СХЕМА № 4 «Организация питания»

1. Выполнение гигиенических требований: санитарное состояние, размещение столовой мебели.

2. Сервировка стола: учитываются ли требования сервировки стола в зависимости от возраста детей, эстетика оформления, деятельность дежурных (кроме ясельных групп).

3. Организация гигиенических процедур в зависимости от возраста.

4. Использование педагогом различных навыков и приемов для воспитания культуры поведения за столом.

5. Умение педагога преподнести блюдо (нелюбимое, новое) и общение педагога с детьми во время приема пищи.

6. Настроение детей и обстановка в группе во время приема пищи.

7. Умение детей пользоваться столовыми приборами.

8. Своевременность доставки пищи в группу.

9. Выполнение режима питания в соответствии с режим дня в зависимости от возраста.

10. Соблюдение объемов детской порции.

СХЕМА № 5 «Планирование физкультурно-оздоровительной работы в течение дня»

1. Планирование и проведение утренней гимнастики.

2. Планирование и проведение физкультурных занятий в зависимости от возраста детей.

3. Использование физкультминуток во время занятий.

4. Планирование и проведение подвижных игр во время прогулки.

5. Планирование и проведение подвижных игр в группе.

6. Проведение закаливающих процедур и оздоровительных гимнастик (в соответствии с рекомендациями медицинских работников).

7. Соответствие режима дня сезону и возрасту детей.

8. Индивидуальный подход в работе с детьми, с учетом группы здоровья (наличие листов здоровья).

9. Состояние одежды, обуви детей. Отсутствие опасных предметов.

10. Соблюдение гигиенических требований (одежда, обувь).

СХЕМА № 6 «Соблюдение режима дня и организация работы группы»

1. Знание воспитателями режима дня своей возрастной группы.

2. Своевременный прием пищи. Не сокращается (удлиняется) время, отведенное на завтрак, обед и полдник.

3. Количество и длительность занятий соответствует сетке занятий и гигиеническим требованиям.

4. Умение воспитателя определить степень утомляемости детей и в связи с этим изменять ход занятий и их время.

5. Своевременный выход на прогулку и возвращение с нее. Соблюдение длительности прогулки.

6. Своевременное укладывание спать. Спокойная обстановка в спальне, располагающая детей к отдыху.

7. Соблюдение времени, отведенного на сон. Не затягивание и не сокращение сна.

8. Умение воспитателем осуществлять постепенный подъем детей с учетом их индивидуальных особенностей.

9. Соблюдение времени свободной и самостоятельной деятельности детей.

10. Своевременный выход на вечернюю прогулку.

СХЕМА № 7 «Проведение и организация прогулки»

1. Соответствие времени прогулки режиму группы.

2. Планирование прогулки:  тема и основные приемы наблюдения, подвижные игры, индивидуальная работа с детьми, трудовые поручения, организация свободной деятельности детей.

3. Организация одевания и раздевания детей.

4. Уровень сформированности, у детей,  навыков самообслуживания соответствует данной возрастной группе.

5. Соблюдение на прогулке двигательного режима детей.

6. Подвижные игры  и их количество соответствуют возрасту детей.

7. Разнообразие и достаточное количество выносного материала.

8. Организация наблюдения: тема наблюдения соответствует возрасту детей, педагог использует различные методы и приемы, содержательный аспект наблюдения направлен на развитие познавательной активности детей.

9. Использование педагогом обучающих и дидактических игр во время совместной и индивидуальной работы с детьми.

10. Руководство педагогом самостоятельной деятельностью детей на прогулке (организация сюжетно-ролевых игр).

Приложение 3

Анализ оперативного контроля профессиональной деятельности

воспитателей, младших воспитателей

за март 2012г.



Группа












Ф. И.О.







  Должность





Неделя месяца






Вопросы контроля

Санитарное состояние


Охрана жизни и здоровья

Выполнение режима прогулки. Организация прогулки















Проведение утреннего фильтра

Проведение развлечений, итоговых мероприятий

Содержание уголков  изодеятельности

Содержание физкультурных уголков

План воспитательно – образовательной работы

Информационные уголки для родителей.

1

1 мл №1

Воспитатель


1

2

3

4

2

1 мл №2

Младший воспитатель

1

2

3

4

3

1 мл №2

Воспитатель

1

2

3

4

4

1 мл №2

Младший воспитатель

 1

2

3

4

5

2 младшая

Дубинина Л. П.

Воспитатель

1

2

3

4

6

2 младшая

Младший воспитатель

1

2

3

4

7

2 младшая

Младший

воспитатель

1

2

3

4

8

средняя

Воспитатель

1

2

3

4

9

средняя

Младший воспитатель

1

2

3

4

10

старшая

Воспитатель

1

2

3

4

11

старшая

Младший

воспитатель

1

2

3

4

12

старшая

Младший воспитатель

 1

2

3

4

13

подготов.

Воспитатель

1

2

3

4

14

подготов.

Младший воспитатель

1

2

3

4


15

Специалисты

Музыкальный руководитель

 1

2

3

4


Музыкальный руководитель

1

2

3

4

16

Помещ. прачечкной

Кастелянша


Рабочий по стирке

1

2

3

4

17

Помещ.

пищеблока

повар

1

повар

2

Подсобный работник

3

4

18

Помещения детского сада

Уборщик служебных помещений

1

2

3

4

                     - высокий уровень

                    - допустимый уровень  

                 - низкий (недопустимый ) уровень

Заведующий                                                    

Старший воспитатель                                    

персональный

итоговый

Тематический контроль

Продолжительность от 3-х дней до недели

В процессе аттестации, при выявлении готовности детей к обучению в школе.

Общее представление о деятельности педагога, об уровне педагогического процесса. Изучается работа 2-х педагогов в течение дня или нескольких дней.

Помогает выявить первичное представление о состоянии деятельности ДОУ (использовать при принятии ДОУ для управления)

итоговый

текущий

предварительный

Фронтальный контроль

Оперативный контроль

Предупредительный проводится в форме наблюдения, беседы, анализе педагогической документации для вновь поступивших, для воспитателей, работающих в инновационном режиме. Воспитатели предупреждаются заранее.

Выборочный. Основные его формы: просмотр занятий, других видов деятельности, беседы, изучение документации, анализ планирования работы.

Экспресс – диагностика включает анкетирование, тестирование для  определения уровня развития детей по разным видам деятельности, уровня педагогического мастерства педагогов.


[1] Шамова Т. И. Исследовательский подход в управлении школой.  М., 1992. С. 23.

[2] Третьяков П. И., Белая К. Ю. Дошкольное образовательное учреждение: управление по результатам. – М. : ТЦ Сфера, 2007. С. 155.

[3] Пеленёв А. Ф. Система управления педагогическим коллективом. Пермь: изд-во ПОИПКРО, 2005. С. 20.

[4] Троян А. Н. Роль педагогического анализа в совершенствовании воспитательно-образовательной работы в дошкольном учреждении // Условия оптимизации работы в дошкольном учреждении / Под ред. Т.С. Комаровой. – М.: Педагогика, 1985. С. 43.

[5] Управление качеством образования : практико-ориентированная монография  и метод. пособие / под ред. М. М. Поташника. — М. : Пед. о-во России, 2000. С. 77.

[6] Белая К. Ю. Руководство ДОУ: контрольно-диагностическая функция. - М. : Творч. центр «Сфера», 2003. С. 33.

[7] Корепанова Н. В., Липчанская И. А.. Контроль функционирования и развития ДОУ. - М. : ТЦ «Сфера», 2003. С. 29.

[8] Симонов В. П. Педагогический менеджмент. - М. : Педагогическое общество России. 1999. С. 133.

[9] Денякина Л. М. Новые подходы к управленческой деятельности в образовательном учреждении. - М. : «Новая школа», 1995. С.33. 

[10] Корепанова Н. В., Липчанская И. А. Контроль функционирования и развития ДОУ. - М.: ТЦ  «Сфера», 2003. С 41.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сущность и значение развивающих игр для детей 3 лет.

Что такое развивающие игры.Как играть с детьми.Описание развивающих игр.[[{"type":"media","view_mode":"media_preview","fid":"3194198","attributes":{"alt":"","class":"media-image","height":"180","width...

Развивающая среда и ее сущность и значение.

Под развивающей предметно - пространственной средой следует понимать естественную комфортную обстановку, рационально организованнуюв пространстве и времени, насыщенную  разнообразными предметамии...

«Изобразительная деятельность дошкольника: сущность, общеразвивающее значение, структура деятельности, задачи, методы воспитания и обучения»

1.Изобразительная деятельность дошкольника: сущность, общеразвивающее значение, структура деятельности, задачи, методы воспитания и обучения. Ответ: Впечатления, получаемые детьми из окружающей жизни,...

Сущность и значение предметно-развивающей среды для развития дошкольника

Сущность и значение предметно-развивающей среды для развития дошкольника...

Презентация "Сущность и значение аппликации в развитии дошкольников".

Презентация "Сущность и значение аппликации в развитии дошкольников"....

Консультация «Изобразительная деятельность дошкольника сущность, общеразвивающее значение, структура деятельности, задачи, методы воспитания и обучения»

Консультация «Изобразительная деятельность дошкольника сущность, общеразвивающее значение, структура деятельности, задачи, методы воспитания и обучения»...

Консультация для воспитателей «Значение аппликации в эстетическом развитии дошкольников» Сущность и значение аппликации для развития ребенка. Виды аппликации.

Аппликация (от латинского appiicatio - накладывание) - это способ создания художественных изображений из различных форм, фигур, вырезанных из какого-либо материала и наклеенных или нашитых ...