Перспективный план дидактических игр по ознакомлению с цветом
материал на тему
представлены дидактические игры по ознакомлению с цветом во всех возрастных группах
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
перспективный план дидактических игр по ознакомлению с цветом | 372 КБ |
Предварительный просмотр:
ПЕРСПЕКТИВНЫЙ ПЛАН ДИДАКТИЧЕСКИХ ИГР ПО РАЗВИТИЮ
У ДЕТЕЙ МЛАДШЕЙ ГРУППЫ ЦВЕТООЩУЩЕНИЯ
месяц | название игры | цель игры |
сентябрь | 1. «Помоги рыбкам» | - Учить детей различать основные цвета (красный, синий, жёлтый). |
2. «Собери капельки в стакан» | - Учить детей различать основные цвета (красный, синий, жёлтый). | |
октябрь | 1. «Собери бусы» | - Учить детей различать основные цвета (красный, синий, жёлтый). Познакомить с зелёным цветом. |
2. «Ищи свой дом» | - Продолжать учить детей различать основные цвета (красный, синий, жёлтый, зелёный). В процессе игры учить детей управлять своим поведением: сдерживать свои желания, если это необходимо, применять волевые усилия для достижения цели. | |
ноябрь | 1. «Неваляшки» | - Учить детей различать основные цвета (красный, синий, жёлтый, зелёный). |
2. «Бутылочки» | - Учить детей различать основные цвета. Познакомить с белым цветом. | |
декабрь | 1. «Фонарики» | - Закреплять умение различать знакомые цвета. |
2. «Матрёшки» | - Закреплять умение различать основные цвета. Знакомство с коричневым цветом. Побуждать детей называть знакомые цвета самостоятельно или повторять названия за взрослым. | |
январь | 1. «Помоги рыбкам» | - Закреплять умение различать основные цвета (красный, жёлтый, синий, зелёный), побуждать детей повторять их за воспитателем. |
2. «Собери лепесточки» | - Учить детей не только различать основные цвета, но и называть их. | |
февраль | 1. «Собери капельки в стакан» | - Побуждать детей называть знакомые цвета (красный, жёлтый, синий, зелёный, белый, коричневый). |
2. «Неваляшки» | - Побуждать детей называть знакомые цвета (красный, жёлтый, синий, зелёный, белый, коричневый). | |
март | 1. «Пирамидки» | - Учить детей называть не только основные (красный, синий, жёлтый, зелёный), но и дополнительные (белый, коричневый) цвета. |
2. «Матрёшки» | - Продолжать учить детей называть цвет матрёшек. | |
апрель | 1. «Собери бусы» | - Продолжать учить детей называть цвет бусинок. |
2. «Бутылочки» | - Продолжать учить называть цвет крышек. Познакомить с чёрным цветом. | |
май | 1. «Собери лепесточки» | - Закреплять умение детей самостоятельно называть цвета. |
2. «Прыг-скок» | - Выяснить, какие цвета дети свободно различают и называют. Закреплять умение детей в названии цветов. |
ПЕРСПЕКТИВНЫЙ ПЛАН ДИДАКТИЧЕСКИХ ИГР ПО РАЗВИТИЮ
У ДЕТЕЙ СРЕДНЕЙ ГРУППЫ ЦВЕТООЩУЩЕНИЯ
месяц | название игры | цель игры |
сентябрь | 1. «Собери капельки в стакан» | - Закреплять умение детей самостоятельно называть цвета капелек. |
2. «Ищи свой дом» | - Закреплять умение детей различать основные цвета (красный, синий, жёлтый, зелёный, коричневый). В процессе игры продолжать учить детей управлять своим поведением: сдерживать свои желания, если это необходимо, применять волевые усилия для достижения цели. | |
октябрь | 1. «Пирамидки» | - Закреплять умение детей называть основные и дополнительные цвета. |
2. «Найди цвет» | - Закреплять умения детей называть основные цвета. Познакомить с некоторыми дополнительными тонами спектра (розовый, голубой). Побуждать детей различать их и произносить новые для них названия. | |
ноябрь | 1. «Собери лепесточки» | - Закреплять умение детей самостоятельно называть цвета. |
2. Бутылочки» | - Закреплять умение называть основные и дополнительные цвета (чёрный, белый, оранжевый). | |
декабрь | 1. «Неваляшки» | - Закреплять умение называть основные (красный, синий, жёлтый, зелёный) и дополнительные цвета (чёрный, белый). |
2. «Прыг-скок» | - Выяснить, какие цвета дети свободно различают и называют. Закреплять умение детей в названии цветов. | |
январь | 1. «Матрёшки» | - Закреплять умение детей самостоятельно называть цвета матрёшек. |
2. «Найди цвет» | - Закреплять умения детей называть основные цвета. Продолжать знакомить с некоторыми дополнительными тонами спектра (розовый, голубой). Побуждать детей различать их и произносить новые для них названия. | |
февраль | 1. «Пирамидки» | - Закреплять умение детей называть основные и дополнительные цвета. |
2. «Собери бусы» | - Учить чередовать бусины по цвету. | |
март | 1. «Найди домик» | - Учить находить фигуры не только по цвету, но и по форме; внимательно слушать воспитателя. |
2. «Прыг-скок» | - Выяснить, какие цвета дети свободно различают и называют. Закреплять умение детей в названии цветов. | |
апрель | 1. «Ищи свой дом» | - Закреплять умение детей называть основные и дополнительные цвета. |
2. «Бутылочки» | - Закреплять умение называть основные и дополнительные цвета (чёрный, белый, оранжевый). | |
май | 1. «Найди цвет» | - Закреплять умения детей называть основные и дополнительные цвета спектра. |
2. «Найди домик» | - Продолжать учить находить фигуры не только по цвету, но и по форме; внимательно слушать воспитателя. |
ПЕРСПЕКТИВНЫЙ ПЛАН ДИДАКТИЧЕСКИХ ИГР ПО РАЗВИТИЮ
У ДЕТЕЙ СТАРШЕЙ ГРУППЫ ЦВЕТООЩУЩЕНИЯ
месяц | название игры | цель игры |
сентябрь | 1. «Собери бусы» | - Закреплять умение чередовать бусины по цвету, используя 2-3 цвета. |
2. «Прыг-скок» | - Выяснить, какие цвета и дети свободно различают и называют. Обратить внимание детей на оттенки цвета. | |
октябрь | 1. «Найди цвет» | - Закреплять умения детей называть основные и дополнительные цвета спектра. |
2. «Найди домик» | - Закреплять умение находить фигуры не только по цвету, но и по форме; внимательно слушать воспитателя. | |
ноябрь | 1. «Найди свой цвет» | - Познакомить с новой игрой, учить правилам (игра с кубиком). Закреплять знания цветов. |
2. «Пирамидки» | - Закреплять знание цветов. Учить составлять пирамидку на столе, опираясь на основу. | |
декабрь | 1. «Подбери чашку» | - Закреплять умение детей называть цвета. Познакомить с оттенками и побуждать использовать названия оттенков в своей речи («тёмно-красный», «светло-красный» и т. д.). |
2. «Весёлые крышки» | - Закреплять знание цветов и оттенков, развивать мелкую моторику. | |
январь | 1. «Проверь себя» | - Продолжать учить правильно смешивать краски, получая новые оттенки. |
2. «Художник 1» | - Закреплять знание оттенков. | |
февраль | 1. «Собери букет» | - Знакомство с колоритом. Учить составлять букеты холодных и тёплых тонов. |
2. «Найди домик» | - Закреплять умение находить фигуры не только по цвету, но и по форме; внимательно слушать воспитателя. | |
март | 1. «Найди цвет» | - Закреплять умения детей называть основные и дополнительные цвета спектра. |
2. «Подбери чашку» | - Закреплять умение детей называть цвета. Познакомить с оттенками и побуждать использовать названия оттенков в своей речи («тёмно-красный», «светло-красный» и т. д.). | |
апрель | 1. «Художник 1» | - Закреплять знание оттенков. |
2. «Далеко-близко» | - Познакомить детей с перспективой. | |
май | 1. «Проверь себя» | - Закреплять умение правильно смешивать краски, получая новые оттенки. |
2. «Собери букет» | - Продолжать знакомство с колоритом. Продолжать учить составлять букеты холодных и тёплых тонов. |
ПЕРСПЕКТИВНЫЙ ПЛАН ДИДАКТИЧЕСКИХ ИГР ПО РАЗВИТИЮ
У ДЕТЕЙ ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ ГРУППЫ ЦВЕТООЩУЩЕНИЯ
месяц | название игры | цель игры |
сентябрь | 1. «Далеко-близко» | - Продолжать знакомить детей с перспективой. |
2. «Проверь себя» | - Закреплять умение правильно смешивать краски, получая новые оттенки. | |
октябрь | 1. «Найди цвет» | - Закреплять умения детей называть основные и дополнительные цвета спектра. |
2. «Подбери чашку» | - Закреплять умение детей называть цвета. Познакомить с оттенками и побуждать использовать названия оттенков в своей речи («тёмно-красный», «светло-красный» и т. д.). | |
ноябрь | 1. «Найди свой цвет» | - Закреплять знания цветов. |
2. «Бутылочки» | Игра – соревнование: упражнять в нахождении крышек определённого цвета на время или в соревновании друг с другом. | |
декабрь | 1. «Далеко-близко» | - Продолжать знакомить детей с перспективой. |
2. «Цветовое лото» | - Продолжать знакомство детей с дополнительными тонами спектра (голубой, розовый, оранжевый, коричневый, фиолетовый, серый). Побуждать детей произносить названия тонов. | |
январь | 1. «Собери букет» | - Продолжать знакомство с колоритом. Продолжать учить составлять букеты холодных и тёплых тонов. |
2. «Художник» | - Упражнять в смешении красок, учить проверять друг друга. | |
февраль | 1. «Найди цвет» | - Закреплять умения детей называть основные и дополнительные цвета спектра. |
2. «Художник 1» | - Закреплять знание оттенков. | |
март | 1. «Далеко-близко» | - Продолжать знакомить детей с перспективой. |
2. «Цветовое лото» | - Закреплять знание дополнительных тонов спектра (голубой, розовый, оранжевый, коричневый, фиолетовый, серый). Побуждать детей произносить названия тонов. | |
апрель | 1. «Весёлые крышки» | - Побуждать строить высокие постройки определённого цвета, развивать мелкую моторику. |
2. «Найди цвет» | - Закреплять умения детей называть основные и дополнительные цвета спектра. | |
май | 1. «Художник» | - Закреплять умение смешивать краски, учить проверять друг друга. |
2. «Цветовое лото» | - Закреплять знание дополнительных тонов спектра (голубой, розовый, оранжевый, коричневый, фиолетовый, серый). Побуждать детей произносить названия тонов. |
ИГРЫ, РАЗВИВАЮЩИЕ ЦЕЛЕНАПРАВЛЕННОЕ
ВОСПРИЯТИЕ ЦВЕТА
«ИЩИ СВОЙ ДОМ»
ОСОБЕННОСТИ ИГРЫ: Игра носит подвижный характер. Движения объединяют детей, доставляют им удовольствие, способствуют сближению и организованности группы.
Решение такой задачи имеет важное значение для умственного развития ребёнка. Кроме того, в процессе игры дети учатся управлять своим поведением: сдерживать свои желания, если это необходимо, применять волевые усилия для достижения цели. Они должны действовать точно по словесному сигналу: бежать не раньше, чем будет дана команда.
ПРАВИЛА ИГРЫ:
1. Внимательно посмотреть, какого цвета кружок, и постараться его запомнить, потом найти флажок точно такого же цвета и занять место в доме.
2. Нельзя бежать в дом, пока не будет подан сигнал «Ищи свой дом» и не будет найден флажок нужного цвета.
ОПИСАНИЕ ИГРЫ: Сюжетный вариант. Игра проводится со всей группой. Чтобы заинтересовать детей новой игрой, нужно показать им игровой материал (апельсин, морковку, шоколадку, коричневую варежку, оранжевый и коричневый флажки) и пообещать поиграть с ними в новую игру. В условленное время дети активно участвуют в подготовке к игре: вместе с воспитателем передвигают столы и стульчики, выкладывают на полу квадраты из шнуров (четыре дома).
Воспитатель предлагает детям сесть на стульчики, а сам садится напротив. Сначала показывает детям флажки знакомых цветов и просит назвать их. Потом начинается знакомство с новыми цветами. Взяв в руки апельсин, говорит: «Что это такое?» Все конечно догадаются, что это апельсин. «А какого цвета этот апельсин?» - продолжает воспитатель и, если дети затрудняются, говорит: «Он оранжевый. Посмотрите, есть на столе ещё что-нибудь оранжевого цвета? (морковка, оранжевый флажок)». Затем таким же образом происходит знакомство с коричневым цветом (при этом используются шоколадка, варежка, коричневый флажок).
«А теперь давайте играть», - предлагает воспитатель. Дети встают в круг. Воспитатель надевает каждому кружок какого-нибудь цвета. При этом ребёнок должен назвать цвет своего кружка.
Взрослый выбирает четырёх детей. Даёт им по флажку разных цветовых тонов (например: одному – красный, другому – синий, третьему – оранжевый, четвёртому – коричневый). Каждый из этих детей занимает какой-нибудь дом (квадрат). «Вот какие красивые дома построили в нашем городе, - говорит воспитатель. – А у нас есть разноцветные кружки. Это приглашения переехать в новый дом такого же цвета, как ваш кружок. Давайте собирать вещи и переезжать на новые квартиры!»
Воспитатель показывает различные движения, имитирующие подготовку к переезду, а дети подражают ему. Например, все дружно стирают и чистят одежду, складывают её, грузят мебель на воображаемую машину, садятся в неё сами и едут. Продвигаются по комнате (под удары бубна). По сигналу «Приехали» все останавливаются, а дети, у которых флажки, поднимают их, чтобы были видны разные цвета.
«Ищи свой дом!» - говорит воспитатель и просит детей вспомнить, какого цвета их кружки и поискать глазами флажок соответствующего цвета. Дети быстро занимают места в домиках и здороваются с соседями. Воспитатель заходит в каждый дом и вместе с хозяевами флажков проверяет, все ли правильно нашли свой дом. «Новосёлы», взявшись за руки, весело напевают: «Новый дом, новый дом, дружно в нём заживём!»
Воспитатель предлагает детям поменяться кружками, и игра начинается сначала.
Соревновательный вариант: Начало игры такое же, как и в сюжетном варианте. Под звуки бубна дети ходят по кругу, змейкой или врассыпную. С прекращением сигнала они останавливаются, закрывают глаза. Дети, стоящие в домах (квадратах), по указанию воспитателя бесшумно меняются местами и поднимают флажки. По сигналу «Ищи свой дом!» дети открывают глаза, сравнивают свои кружки по цвету с флажками и быстро занимают место в домиках. Кто первым нашёл свой дом (это определяет воспитатель вместе с детьми, держащими флажки), награждается аплодисментами и становится рядом с воспитателем.
«НАЙДИ ЦВЕТ»
ОСОБЕННОСТИ ИГРЫ: Эта игра является новым шагом в развитии осознанного восприятия цвета. Дети учатся не только различать. Но и называть основные и некоторые дополнительные тона спектра (голубой, розовый).
ПРАВИЛА ИГРЫ:
1. Вертушка передаётся участникам игры по очереди.
2. Назвать цвет, на котором остановилась стрелка. Если цвет назван правильно, игрок берёт себе кружок такого же цвета и кладёт его на свою карту.
3. Если такой цвет у игрока есть, игрок крутит стрелку ещё раз.
ОПИСАНИЕ ИГРЫ: Участвуют четыре-шесть детей и воспитатель. Воспитатель раздаёт малышам карты с цветными кружками и объясняет, что надо закрыть все круги кружками такого же цвета. Каждый играющий берёт в руки вертушку и крутит стрелку, затем называет цвет, на котором остановилась стрелка. При правильном названии цвета он может взять себе соответствующий кружок. Вертушка переходит следующему игроку.
Когда все карты будут заполнены, кружочки убираются в коробку и игра повторяется (по желанию детей).
«ФОНАРИКИ»
ОСОБЕННОСТИ ИГРЫ: Закрепить у детей умение различать основные цвета.
ПРАВИЛА ИГРЫ: Собраться у фонарика такого же цвета, как у ведущего.
ОПИСАНИЕ ИГРЫ: Играет вся группа. Дети рассматривают фонарики, которые им подарили старшие дети. Под звук бубна или музыку участники игры шагают с поднятыми вверх фонариками. По определённому сигналу дети с фонариками такого же цвета, как у воспитателя, подходят к нему. Меняя фонарики, воспитатель по очереди собирает разные группки детей. Если кто-то из них ошибся, его поправят другие. Затем воспитатель поднимает не фонарик, а платочек, мяч, ленту, флажок… Дети, с фонариками в руках подходят к нему. Ориентируясь на цвет.
Вариант: Выбирают несколько детей-ведущих. По сигналу другие дети с фонариками того же цвета, что и у ведущего, собираются вокруг него. Целесообразно менять ведущих.
«ПОМОГИ РЫБКАМ»
ОСОБЕННОСТИ ИГРЫ: Научить детей различать основные цвета.
ПРАВИЛА ИГРЫ: Разложить рядом с мамой-рыбкой детишек цвета как мама-рыбка.
ОПИСАНИЕ ИГРЫ: Индивидуальная работа с детьми. Ребенок должен помочь мамам-рыбкам найти своих детишек. Он должен раскладывать рядом с мамой-рыбкой одного цвета детишек такого же цвета.
«СОБЕРИ КАПЕЛЬКИ В СТАКАН»
ОСОБЕННОСТИ ИГРЫ: Научить детей различать и называть основные цвета.
ПРАВИЛА ИГРЫ: 1. Набрать целый стакан одинаковых капелек.
2. Различать и называть основные цвета.
ОПИСАНИЕ ИГРЫ: Индивидуальная работа с детьми. Воспитатель раскладывает перед ребенком цветные кружочки разного цвета. В каждый стакан положен кружок определенного цвета. Воспитатель просит ребенка собрать капельки в стакан, так что бы в одном стакане были капельки только одного цвета. В игре можно менять цвета, но перед ребенком раскладывается только три цвета капелек.
«СОБЕРИ БУСЫ»
ОСОБЕННОСТИ ИГРЫ: Научить детей различать и называть основные цвета
ПРАВИЛА ИГРЫ: Собрать бусы из кружочков одного цвета.
ОПИСАНИЕ ИГРЫ: Индивидуальная работа с детьми. Воспитатель предлагает ребенку собрать бусы из кружочков одного цвета. Проговаривая вместе с ребенком свои действия. Пример: « Сюда положу капельку красного цвета, сюда желтую, а сюда зеленую».
Вариант: Возможно, собрать разноцветные бусы из разных кружков.
«СОБЕРИ ЛЕПЕСТОЧКИ»
ОСОБЕННОСТИ ИГРЫ: Научить детей различать и называть основные цвета.
ПРАВИЛА ИГРЫ: Наложить лепесточки одного цвета вокруг серединки другого цвета.
ОПИСАНИЕ ИГРЫ: Участвуют четыре-шесть детей и воспитатель. Детям предлагаются карточки с заготовкой цветка и кружочки разного цвета. Воспитатель просит детей собрать все лепесточки одного цвета вокруг серединки цветка. «Красивые цветочки!». Теперь воспитатель предлагает вложить разноцветные серединки. После выполнения работы воспитатель вместе с детьми любуется полученным результатом.
«МАТРЁШКИ»
ОСОБЕННОСТИ ИГРЫ: Закреплять умение детей различать и называть основные цвета.
ПРАВИЛА ИГРЫ: 1. Ребёнок берёт матрёшку из коробки, когда наступит его очередь.
2. При выборе матрёшки нужно назвать её цвет.
3. Если цвет назван неверно, матрёшка кладётся на место, а игрок пропускает ход.
ОПИСАНИЕ ИГРЫ: Играют трое-пятеро детей и воспитатель. У каждого ребёнка карт, в коробке лежат матрёшки цветным изображением вниз. Дети по очереди берут по одной матрёшке и называют цвет, говорят, нужна им такая матрёшка или у них такая уже есть. Если цвет назван не верно, дети исправляют ошибившегося ребёнка, а он возвращает матрёшку на место и ждёт своей очереди.
Игра заканчивается, когда у всех детей собраны все матрёшки.
«ПИРАМИДКИ»
ОСОБЕННОСТИ ИГРЫ: Учить детей различать и называть основные цвета.
ПРАВИЛА ИГРЫ: 1. Подобрать нужные детали и составить пирамидку одного цвета.
2. Назвать цвет подучившейся пирамидки.
ОПИСАНИЕ ИГРЫ: Играет воспитатель с одним-двумя детьми.
и результатами. Каждому даётся карта с изображением пирамидки любого цвета (на выбор ребёнка). Воспитатель узнаёт у ребёнка, какого цвета пирамидка у него нарисована. Затем предлагает ему собрать пирамидку из овалов такого же цвета, как у него, накладывая её на свой рисунок. Хвалит ребёнка и просит назвать цвет каждого овала и цвет своей пирамидки. Когда пирамидка собрана воспитатель предлагает взять ребёнку ещё одну карту с пирамидкой другого цвета. Игра повторяется.
Вариант: Можно предложить детям составить пирамидки из деталей на столе рядом со своей картинкой.
«ПОДБЕРИ ЧАШКУ»
ОСОБЕННОСТИ ИГРЫ: Учить детей различать основные цвета и их оттенки и использовать названия в речи.
ПРАВИЛА ИГРЫ: 1. К каждому блюдцу надо подобрать чашку такого же цвета и оттенка.
2. Назвать цвет и оттенок своей чайной пары: «светло-красная», «тёмно-зелёная» и т. д.
ОПИСАНИЕ ИГРЫ: Воспитатель предлагает рассказать детям о гномиках: «Живут они в лесу и очень любят пить чай. У них есть очень красивые чашки с блюдцами». Воспитатель достаёт чашки из игры, приговаривая: «У тёмно-красной чашки есть тёмно-красное блюдце. У светло-красной чашки есть светло-красное блюдце и далее». Когда все блюдца с чашками будут разложены, воспитатель продолжает рассказ: «И вот однажды пробралась к гномикам в дом проказница мышка. Она любила поиграть с чашками и перепутала гномикам все чашки с блюдцами. Пришли гномики домой и не могут найти одинаковые чашки и блюдца. Ах, как они расстроились! Поможете гномикам?»
Получив согласие детей помочь, начинается игра. Воспитатель вместе с детьми раскладывает блюдца и подбирает к ним чашки такого же оттенка. Затем детьми проговаривается цвет и оттенок чайной пары. Игра заканчивается, когда у гномиков с чашками и блюдцами будет полный порядок.
«ПРЫГ-СКОК»
ОСОБЕННОСТИ ИГРЫ: Эта игра носит контрольный характер. Она поможет воспитателю выяснить, какие цвета дети свободно различают и называют. Если окажется, что малыши путают названия некоторых тонов, в процессе игры можно закрепить и уточнить их знания.
Обучающая задача, стоящая перед ребёнком, требует от него умения останавливаться точно по словесному сигналу, называть цвет дорожки, на котором он остановился. Выполнение первого требования развивает способность управлять своим поведением. Второе требование предполагает упражнение детей в целенаправленном восприятии цветовых тонов и уточнении знаний названий цветов.
ПРАВИЛА ИГРЫ: 1. Действовать по очереди и по вызову воспитателя.
2. Останавливаться по сигналу «Стоп!» и называть цвет полоски под ногами у прыгуна.
3. Не подсказывать, и не мешать другим самостоятельно называть цвет.
ОПИСАНИЕ ИГРЫ: Игра проводиться за столом с небольшой подгруппой детей (три-четыре человека). На столе лежит дорожка, состоящая из разноцветных полосок, и стоят фигурки сказочных персонажей или животных. Воспитатель объясняет, что это не простые, а особенные фигурки: они умеют прыгать на одной ножке и останавливаться по команде «Стоп!». Заинтересовав малышей игрушками и их игровой ролью, воспитатель предлагает каждому ребёнку выбрать себе фигурку. Показывает, как прыгает фигурка по дорожке, как останавливается по слову «Стоп!» и называет цвет полоски, на которой она стоит.
Затем начинают играть дети по очереди. Прыгун в руках ребёнка прыгает по дорожке в прямом и обратном направлении, а остальные дети вместе с воспитателем произносят: «Прыг-скок, прыг-скок…» Неожиданно эти слова прерываются сигналом «Стоп!», который подаёт воспитатель. Сигнал раздаётся как раз в тот момент, когда прыгун приземляется на полоску. Таким образом проверяется, знает ли ребёнок название того или иного цвета. Если ребёнок отвечает правильно, все остальные фигурки-прыгуны в руках у детей подпрыгивают на своих местах и одобряют его словами «Правильно!» или «Молодец!». Если малыш не знает названия цвета или неверно называет цветовой тон, дети и воспитатель помогают ему правильно решить задачу.
Движение по дорожке продолжается, пока не будет проверено знание двух основных или дополнительных цветов. За правильные ответы можно давать детям приз (например, счётную палочку или кружок). Игра продолжается до тех пор, пока не покажут своё искусство определять цвет все прыгуны. Заканчивается игра хороводом прыгунов или за прыгунами приезжает машина, которая их увозит, т. е. воспитатель убирает игрушки со стола в коробку.
Пусть воспитатель не забывает, что эта игра не только проверка знаний детей, но и забава. Поэтому проводится, чтобы всем было весело и радостно.
«ЦВЕТОВОЕ ЛОТО»
ОСОБЕННОСТИ ИГРЫ: Эта игра является новым шагом в развитии осознанного восприятия цвета. Дети учатся не только различать, но и называть основные и некоторые дополнительные тона спектра (голубой, розовый, оранжевый, коричневый, фиолетовый, серый).
Игровые правила разработаны таким образом, что в ходе совместной игры её участники заинтересованно следят за действиями друг друга и не только оказывают помощь в решении обучающей задачи (названии цвета), но и стремятся выиграть приз для товарища. Игра способствует развитию таких нравственных качеств личности ребёнка, как внимание друг к другу, готовность сделать что-то приятное для другого, стремление содействовать достижению общей цели (закрыть все кружки на больших картах и полюбоваться ими в конце игры).
ПРАВИЛА ИГРЫ: 1. Вертушка передаётся участникам игры по очереди. Но только тем, кто не нарушает правил.
2. Дружно произносить слова, помогая стрелке выбирать кружок.
3. Тому, кто вращает стрелку, нужно остановить её по слову «Стоп!» и назвать цвет кружка, на который она указывает.
4. Если цвет кружка назван правильно, ребёнок получает кружок, которым заполняется контур того же цвета на большой карте. Если такой кружок у него уже есть, ребёнок отдаёт его тому, кто первый его попросит.
ОПИСАНИЕ ИГРЫ: В игре участвуют шесть-восемь детей и воспитатель. Воспитатель раздаёт малышам большие карты и объясняет, что цветными контурами обозначены места для кружков соответствующих цветовых тонов. Каждый из играющих по очереди берёт в руки вертушку и крутит на ней стрелку. Все вместе произносят следующие слова, под которые вращается стрелка:
Стрелка, стрелка, покружись,
Всем кружочкам покажись.
Стоп!
На последнем слове стрелка останавливается, а крутивший её, должен назвать цвет кружка, на который она указывает (подсказывать ему не разрешается). Если малыш затрудняется или ошибается, ему помогают остальные дети.
Если цвет назван правильно, воспитатель даёт ему кружок. Малыш закрывает им соответствующий контур на своей карте. Если контура такого цвета нет, ребёнок спрашивает: «Кому нужен такой кружок?» - и отдаёт его тому, у кого он обозначен на карте. В случае затруднений или ошибки в названии цвета (например, когда ребёнок просит кружок, не обозначенный на его карте) его поправляют воспитатель и дети. Затем вертушка передаётся следующему ребёнку, игра начинается сначала.
Первый ход в игре всегда делает взрослый. Он показывает, как обращаться с вертушкой и как заполнять большие карты. Коробка с цветными кружками (запасными) остаётся у него. По ходу игры воспитатель выдаёт их детям.
Тот, кто полностью заполнил свою карту, не выбывает из игры, а продолжает наравне с другими действовать с вертушкой и определяет цвет уже не для себя, а для своих товарищей. Он отдаёт названный и выигранный им кружок тому, кто первый отзовётся на его вопрос: «Кому нужен кружок этого цвета?»
Когда все большие карты будут заполнены, игра кончается. Дети вместе с воспитателем любуются получившейся пестрой картиной. Воспитатель обращает внимание детей на то, как ожили и заиграли всеми красками большие карты.
Затем кружочки убираются в коробку, и дети обмениваются своими картами. Игра начинается сначала.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Перспективный план для воспитателей по ознакомлению детей 5—7 лет с национально—региональным компонентом. (План работы и смены развивающей среды в «Уголке Малой Родины»)
Пояснительная записка.Воспитание чувства патриотизма и толерантности у дошкольников—процесс сложный и длительный. Эта весьма...
Перспективный план для воспитателей по ознакомлению детей 5—7 лет с национально—региональным компонентом. (План работы и смены развивающей среды в «Уголке Малой Родины»)
Пояснительная записка.Воспитание чувства патриотизма и толерантности у дошкольников—процесс сложный и длительный. Эта весьма...
Перспективный план реализации проекта по ознакомлению дошкольников с народной игрушкой
Знакомство детей с предметами народного творчества и изобразительная деятельность оказывают благотворное влияние на развитие детского творчества. Характер народного искусства, его...
Перспективный план интегрированных занятий по ознакомлению с окружающим, конструированию (старшая группа)
П/с. Дать детям понятие, что хлеб является ежедневным продуктом питания; познакомить детей с разнообразием хлебобулочных изделий; закрепить знания о долгом пути хлеба от поля до стола. Закрепить...
Перспективные планы по подвижным играм в средней группе для детей с ТНР, перспективный план дидактических игр по познавательно-речевому развитию
Перспективные планы...
Перспективный план Дидактические игры по ознакомлению с трудом взрослых
ЭТОТ ПЛАН ПОМОЖЕТ ПОЗНАКОМИТЬ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ С ТРУДОМ ВЗРОСЛЫХ...
Перспективное планирование дидактических игр по ознакомлению с окружающим с детьми средней группы
Подборка дидактических игр по ознакомлению с окружающим с детьми средней группы по программе "От рождения до школы" Васильевой , согласно комплексно- тематическому планированию....
- Мне нравится (1)