Мастер – класс на тему: «Использование ИКТ в комплексно-тематическом планировании в условиях реализации ФГОС ДО »
методическая разработка (младшая группа) на тему
Информатизация детского сада стала необходимой реальностью современного общества. Согласно требованиям ФГОС главной целью внедрения информационных технологий в организацию образовательного процесса является повышение качества образования в ДОУ, а именно создание условий для выявления и развития способностей каждого ребёнка, формирования личности, имеющей прочные базовые знания и способной адаптироваться к условиям современной жизни.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
мастер-класс | 81 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
Детский сад №1 «Колобок»
г.Камбарка
Мастер – класс на тему:
«Использование ИКТ в комплексно-тематическом планировании в условиях реализации ФГОС ДО »
Камбарка 2017
«Чтобы полноценно усваивать знания, нужно поглощать их с аппетитом»
А. Франс
Здравствуйте, уважаемые коллеги!
Скажите дружно и вместе друзья
Помочь откажетесь нам ? (нет или да)
Деток вы любите? ...
Пришли вы на мастер – класс ?...
Сил совсем нет? ...
Вам лекции хочется слушать здесь? ...
Дайте нам тогда ответ
Помочь откажитесь нам? ....
Последнее спросим у вас тогда
Активными будете все? ....
Итак, с прекрасным настроением и позитивными эмоциями мы начинаем мастер класс на тему: «Использование ИКТ в комплексно-тематическом планировании в условиях реализации ФГОС ДО».
В условиях динамично меняющегося мира, стремительного роста информационного потока, развития новых информационных технологий и их возможностей - информатизация сферы образования приобретает фундаментальное значение. Информатизация рассматривается как один из основных путей модернизации системы образования.
В соответствии с законом «Об образовании в Российской Федерации» дошкольное образование является одним из уровней общего образования. Поэтому информатизация детского сада стала необходимой реальностью современного общества. Согласно требованиям ФГОС главной целью внедрения информационных технологий в организацию образовательного процесса является повышение качества образования в ДОУ, а именно создание условий для выявления и развития способностей каждого ребёнка, формирования личности, имеющей прочные базовые знания и способной адаптироваться к условиям современной жизни.
Что же такое ИКТ?
Информационно-коммуникационные технологии в образовании (ИКТ) - это комплекс учебно-методических материалов, технических и инструментальных средств вычислительной техники в учебном процессе, формах и методах их применения для совершенствования деятельности специалистов учреждений образования (администрации, воспитателей, специалистов), а также для образования (развития, диагностики, коррекции) детей.
Под ИКТ в ДОУ подразумевается использование компьютера, Интернета, телевизора, видео, DVD, CD, мультимедиа, аудиовизуального оборудования, то есть всего того, что может представлять широкие возможности для коммуникации.
Современные исследования в области дошкольной педагогики К. Н. Моторина, С. П. Первина, М. А. Холодной, С. А. Шапкина и др. свидетельствуют о возможности овладения компьютером детьми в возрасте от 3 до 6 лет. Как известно, этот период совпадает с моментом интенсивного развития мышления ребенка, подготавливающего переход от наглядно-образного к абстрактно-логическому мышлению.
А сейчас давайте поговорим о том, как каждый из нас использует ИКТ в своей работе:
-подбираем иллюстративный материал к занятиям и для оформления группы;
-подбираем дополнительный познавательный материал к занятиям;
-оформляем групповую документацию , отчеты;
-создаем презентации для повышения эффективности занятий с детьми;
-используем средства ИКТ в работе с родителями;
-используем цифровую фото и видео аппаратуру( создание фотоколлажей и собственных видео фильмов);
-оформляем буклеты, приглашения;
-ведем страничку группы в соцсети «Одноклассники»;
-обмениваемся и делимся опытом, знакомимся с идеями и наработками других педагогов ;
-создаем медиатеку с учетом комплексно -тематического планирования .
Медиатека - англ. Media «носитель» + греч. θήκη «место хранения») —это фонд учебных и методических пособий, видеофильмов, звукозаписей, компьютерных презентаций, а также техническое обеспечение для создания и просмотра фонда: компьютер, видеокамера, магнитофон, видеомагнитофон , проекторы.
Мы предлагаем вам разобрать ,как можно использовать ИКТ в комплексно-тематическом планировании на примере темы «Ранняя весна».
Составим план работы на один день для детей старшего дошкольного возраста.(4-6 видов деятельности)
Для оформления темы недели, мы скачиваем и распечатываем нужные нам картинки, которые могут пригодиться для создания презентации к занятию.
УТРО:
Беседа
Беседа – это словесный метод ,который применяет педагог для выявления, уточнения , систематизации и закрепления знаний детей. Скажите, как вы проводите беседу? Обычно воспитатели, предлагают сесть ребятам в кружок и начинают беседу. Некоторые беседы сопровождаются показом иллюстраций. Всем ли детям это интересно, все ли активно участвуют в беседе? Каждая беседа – это не только монолог педагога, но и его живое общение с детьми, обмен мыслями, мнениями и чувствами.
Итак, сегодня мы наметили беседу «Приметы весны». Как же привлечь всех детей к беседе, сделать так, чтобы они сами захотели начать беседу?
Для начала мы предлагаем включить аудиозапись капели. Несомненно, эти звуки привлекут ребят, затем, когда дети подходят к источнику звука, включаем видеоролик. Наша практика показывает, что благодаря наглядному и звуковому сопровождению такой прием сможет заинтересовать даже пассивных ребят. После просмотра ролика дети сами начинают делиться впечатлениями, полученными ранее, с интересом обсуждают увиденное, и отвечают на вопросы педагога.
Все материалы для бесед можно найти в интернете: тексты самих бесед, ролики, звуковое сопровождение, видео.
Ситуативный разговор - возникающая спонтанно форма общения, направленная на формирование коммуникативных способностей. Ситуативные разговоры могут возникать спонтанно, естественно.
Например: дети услышали по телевизору или из разговора родителей, что из-за схода снега и сосулек с крыши погибли люди. Они делятся этой новостью со сверстниками , с воспитателем, активно обсуждают почему так произошло.
Наша задача – увидеть это и направить детей на поиски решения этой проблемы. Можно вместе с детьми подумать, где и как нам найти ответы на вопросы. И тут мы снова можем обратиться за помощью к компьютеру.
Прямо вместе с детьми мы ищем информацию, беседуем, закрепляем правила безопасности и смотрим мультфильм «Азбука безопасности - Опасные сосульки» из серии «Смешарики». Стоит только ввести запрос на интересующую тему, как выходит масса материала. Задача педагога -отобрать нужный и предоставить детям.
Индивидуальная работа - известно, что каждый ребёнок неповторим. Наблюдение за ребёнком в повседневной жизни, анализ его поведения и деятельности позволяют спланировать задачи, методы, содержание индивидуальной работы.
В особенно пристальном внимании нуждаются дети, не посещающие регулярно детский сад по болезни или другим причинам, дети «ослабленые» имеющие низкую работоспособность на занятии, застенчивые, медлительные, а также индивидуальная работа организуется с целью активизации пассивных детей.
Рисование -
онлайн рисование - это такие программы , которые позволяют раскрашивать и создавать изображения прямо в интернете. Орудуя мышкой, ребенок развивает координацию работы полушарий и мелкую моторику. Так как краски в графических редакторах имеют обширную палитру, ребенок тренирует свое зрительное восприятие, а работая с различными формами и штампами – воображение и фантазию. Различные фильтры и градиенты открывают для ребенка новые творческие горизонты – даже если он и не очень умеет рисовать на плоскости, в графических редакторах он сможет достигнуть достаточно высоких показателей.
Magic Whiteboard – собственно, эта программа разработана для того, чтобы научить детей рисовать. Простота в работе и забавные персонажи доставят много радости Вам и вашим детям.
Painterka-Русский интерфейс позволит ребенку, умеющему читать, лучше ориентироваться в рабочем пространстве игры.
Cool Paint. В программе имеются инструменты для рисования, такие как карандаш, аэрозольный баллончик, цветная кисть, маркер, мелок, уголь и многие другие.
ФЭМП- мы используем Учи.ру — это онлайн-платформа, где дошкольники изучают математику в интерактивной форме. Так же мы используем сайт «Веселые уроки» - здесь можно найти большое количество игр по всем разделам.
«Красная Шапочка. Математика для дошкольников».
Серия игр «Веселые уроки. Математика».
«Три поросёнка против волка (арифметика)».
«Три поросёнка против волка (учим цифры)»
Развитие речи - используем сайт «Веселые уроки», где большой выбор онлайн игр :
-Игры с буквами. Упражнения для повторения и запоминания букв;
- Слоги. Игры со слогами;
-Развивающие игры для обучения детей чтению.
На страницах этого сайта вы найдете большое количество материалов для обучения детей чтению слогов и послоговому чтению слов. Игры по чтению, включают в себя: игры с буквами, игры со слогами, игры со словами. Игры по обучению чтению содержат также задания, направленные на развитие необходимых для обучения чтению умений: фонематического слуха, пространственного мышления, внимания, памяти, зрительного восприятия. Обучение чтению ребенка проводится в увлекательной, игровой форме.
Хочется отметить, что все игры строго лимитированы по времени, что не позволяет перегружать детей.
Подвижные игры и физминутки – это один из любимых видов двигательной деятельности дошкольников. Соответствующая музыка – интересный приём, обеспечивающий образность, эмоциональность, формирование умения координировать и согласовывать движения с темпом и ритмом музыки, чёткий сигнал к началу действия.
(физминутка с музыкой и без).
НОД
Задача каждого воспитателя сделать ход непосредственной образовательной деятельности наглядным, занимательным, ярким, интересным, эмоциональным, запоминающимся. То есть материал должен содержать в себе элементы необычайного, удивительного, неожиданного, вызывающие интерес у дошкольников к учебному процессу и способствующие созданию положительной эмоциональной обстановки учения, а также развитию мыслительных способностей. Ведь именно приём удивления ведет за собой процесс понимания.
Мультимедийные презентации - это одна из самых удобных и актуальных возможностей в проведении занятий с дошкольниками. Презентация - это обучающий мини мультик, электронная звуковая книжка с красивыми картинками. С помощью него можно расширить знания детей об окружающем мире, использовать игры на развитие мыслительных операции, математических представлений, пространственных и временных ориентировок, памяти, внимания, воображения и творческих способностей, пополнять словарный запас. Компьютер позволяет моделировать такие жизненные ситуации, которые нельзя или сложно увидеть в повседневной жизни. Например, показать процесс распускания почек на деревьях, как из под снега показываются первые подснежники и т. д. Возможности компьютера позволяют увеличить объём материала предлагаемого для ознакомления.
В НОД по речевому развитию мы применяем аудиозаписи профессионального чтения стихов и презентации к этим стихам, как своеобразные мнемокарты для облегчения рассказывания. Так же можно включить видеоролик, где дети читают стихи.
Например: мы заучиваем стихотворение Елены Серовой
Выглянул подснежник
В полутьме лесной -
Маленький разведчик,
Посланный весной;
Пусть еще над лесом
Властвуют снега,
Пусть лежат под снегом
Сонные луга;
Пусть на спящей речке
Неподвижен лед, -
Раз пришел разведчик,
И весна придет!
К этому стихотворению мы предлагаем использовать видео с музыкальным сопровождением о подснежниках.
Рисование, лепка, аппликация и конструирование - на этих занятиях мы тоже используем ИКТ. Можно найти и показать детям работы русских художников.А так же распечатать эти репродукции и повесить в группе.
Например: у нас конструирование кораблика - пусть это занятие проведет не воспитатель, а профессионал оригами, который подробно и пошагово покажет мастер- класс.
Все мастер классы вы так же найдете в интернете.
Правильно подобранные видеоматериалы, демонстрируемые с помощью медиатехники, позволяют сделать непосредственно образовательную деятельность более интересной и динамичной, помогают «погрузить» ребёнка в предмет изучения, создать иллюзию соприсутствия, сопереживания с изучаемым объектом, содействуют становлению объёмных и ярких представлений. Всё это способствует повышению мотивации детей к образовательной деятельности, активизирует познавательную деятельность, повышает качество усвоения программного материала с детьми.
Внедрение дает возможность создать богатый справочный и иллюстративный материал, представленный в самом разнообразном виде: текст, графика, анимация, звуковые и видеоэлементы. Интерактивные компьютерные программы активизируют все виды деятельности человека: мыслительную, речевую, физическую, перцептивную, что ускоряет процесс усвоения материала. Интерактивные тестирующие системы анализируют качество знаний.
Во время обучающей деятельности детям очень нравиться использование анимационных поощрений. Это могут быть мультяшные восклицания «Ура», «Круто», «Здорово» и анимационные картинки персонаж, хлопающий в ладоши, расплывающийся в улыбке смайлик.
Прогулка - на прогулке мы проводим наблюдение.
Например: у нас запланировано наблюдение за почками на деревьях. Перед прогулкой можно посмотреть сюжет или презентацию про распускание почек, а затем наблюдать когда этот процесс произойдет в природе.
Презентация сочетает в себе динамику, звук, красочное изображение, что значительно улучшает восприятие информации.
Перед сном мы включаем детям специальную музыку. Это спокойная, тихая мелодия , которая помогает детям расслабиться и настроиться на сон.
Музыку целесообразно включать на 5-7 минут. На собственном опыте замечено, что дети, которые засыпали подолгу, с трудом стали засыпать гораздо быстрее.
ВЕЧЕР
Чтение художественной литературы
Любое произведение, запланированное для чтения детям, мы можем найти в интернете. Прослушивание профессионального чтения рассказов, сказок очень эффективный прием в работе с детьми.
Сейчас очень много видео где профессиональное чтение сказки сопровождается картинками. Такая наглядность стимулирует интерес к произведению, помогает запомнить его содержание.
Этот прием вдохновил нас на создание подобного ролика, где текст читает воспитатель, а картинки заменяют рисунки ребят. Мы сделали видеоролик по сказке «Серая Шейка».Но на этом мы не собираемся останавливаться, более того мы планируем написание собственной сказки.
Театрализованная деятельность
Перед инсценированием какого-либо произведения или сюжета мы просматриваем вместе с детьми видео этого произведения, что ведет к совершенствованию исполнительских умений детей, позволяет провести работу над выразительностью жестов, дикцией, силой голоса, углублённую работу над образами.
Мы с ребятами попробовали поставить сказку «Снегурочка». Перед этим мы посмотрели в интернете мультфильм и это помогло нам в нашей работе.
Очень актуальны в вечернее время просмотры мультфильмов и познавательных фильмов.
В работе с родителями мы тоже активно используем ИКТ. Фотоотчеты, папки - передвижки, консультации, ведение группы в соцсети – во всем этом помогают нам средства ИКТ. Наша группа называется МБДОУ детский сад № 1 «Колобок» 11 группа- в ней мы еженедельно выкладываем фотоотчет о жизни группы, различные консультации, объявления. Эта группа закрытого типа, в нее приглашены только родители нашей группы.
Использование выше перечисленных информационных технологий позволяет сделать процесс обучения и развития ребёнка достаточно эффективным, открывает новые возможности образования не только для ребёнка, но и для воспитателя.
Признавая, что компьютер – новое мощное средство для интеллектуального развития детей, необходимо помнить, что его использование в учебно-воспитательных целях в дошкольных учреждениях требует тщательной организации как самих занятий, так и всего режима в целом в соответствии с возрастом детей и требованиями Санитарных правил. Если обычное занятие для детей старшего дошкольного возраста длится от 20 до 30 минут, то использование экрана должно быть не более 10 минут и не чаще 3 раз в неделю. После окончания работы за компьютером для профилактики нарушении зрения и снятия напряжения с глаз и мышц всего тела мы с детьми выполняем несложную гимнастику для глаз и двигательные упражнения.
Мы подбираем весь материал на кануне, распределяя его на всю тематическую неделю так, чтобы не перегружать ребят. Благодаря подобранному материалу, у детей складывается точное и подробное представление о теме недели, что делает процесс обучения и развития ребенка более эффективным.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Использование здоровьесберегающих технологий на физкультурных занятиях в условиях реализации ФГОС ДО»
« Если не бегаешь, пока здоров, придется побегать, когда заболеешь. » Гораций « Здоровье – это состояние полного физического, душевного и социального благополучия, а не только отсутствие фи...
МАСТЕР-КЛАСС НА ТЕМУ: «ИСПОЛЬЗОВАНИЕ СОВРЕМЕННЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ ПРИ РЕАЛИЗАЦИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОБЛАСТИ «РЕЧЕВОЕ РАЗВИТИЕ»
Цель: Повышение профессионального уровня педагогов, формирования опыта по использованию современных образовательных технологий в процессе образовательной деятельности по речевому развитию дошколь...
Слайд-презентация "Использование оптимальных моделей организации образовательного процесса в условиях реализации ФГОС дошкольного образования"
Слайд-презентация "Использование оптимальных моделей организации образовательного процесса в условиях реализации ФГОС дошкольного образования"...
мастер-классМАСТЕР - КЛАСС НА ТЕМУ: «ФОРМИРОВАНИЕ МАТЕМАТИЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ ЧЕРЕЗ ДИДАКТИЧЕСКИЕ ИГРЫ В УСЛОВИЯХ РЕАЛИЗАЦИИ ФЕДЕРАЛЬНОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО СТАНДАРТА ДО».
Программное содержание:...
Мастер-класс по теме:"Музыкальная предметно-развивающая среда в ДОУ в условиях ФГОС"
Консультация для воспитателей...
Мастер-класс «Новые подходы к организации предметно-развивающей среды группы в условиях реализации ФГОС ДО» на примере сюжетно-дидактической игры во 2 младшей группе «Парк – трансформер».
Обобщение опыта работы по оснащению предметно-развивающей среды группы в соответствии с ФГОС дошкольного образования....
Мастер - класс по теме «Использование нетрадиционных техник рисования в условиях внедрения ФГОС ДО»
Мастер - класспо теме «Использование нетрадиционных техник рисования в условиях внедрения ФГОС ДО» Подготовила:Воспитатель: Калинина И. В. Цель:Продемонстрировать свой опыт...