Мастер - класс по теме «Использование нетрадиционных техник рисования в условиях внедрения ФГОС ДО»
материал (подготовительная группа)

Мастер - класс

по теме «Использование нетрадиционных техник рисования в условиях внедрения ФГОС ДО»

 

Подготовила:

Воспитатель: Калинина И. В.

 

 

Цель:

Продемонстрировать свой опыт путем прямого и комментированного показа последовательности действий, используя нетрадиционных техник рисования.

Задачи:

1. Расширить знания педагогов через знакомство с нетрадиционными техниками рисования, развития творческих способностей.

2. Создать  условия для плодотворного общения участников мастер-класса и развития творческого мышления, фантазии педагогов.

 

Инструменты для работы:

Техника граттаж:

-заготовки по теме мастер-класса;

-стилус-палочка;

- любой острый предмет (зубочистка, спажки, использованная ручка и т.д.);

Техника ниткография;

 - чистый альбомный лист;

- нитки;

- гуашь;

- кисти;

- баночка с водой;

Техника рисование на наждачной бумаге:

-наждачная бумага;

-лак-фиксатор;

-трафареты;

-восковый карандаши, пастель, школьные мелки;

- влажные и сухие салфетки.

Демонстрационный материал:

-готовые работы, выполненные в данных техниках.

-образцы выполнения работ – заданий.

Структура мастер-класс:

1. Вступительная часть:
Объявление темы и цели мастер-класса. Содержание мастер-класса и его отдельных составных частей.
2. Теоретически - демонстрационная часть.
Пояснение основных этапов выполнение работы в техники «Граттаж», «Рисование на наждачной бумаге», «Кляксография ниткой».  

3. Практическая часть.
Освоение приемов выполнения нетрадиционной техники рисования «Граттаж», «Рисование на наждачной бумаге»
4. Рефлексия участников мастер-класса. Подведение итогов.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное  общеобразовательное учреждение

«Детский сад общеразвивающего вида «Малышок»

с. Александровское»

Конкурсное задание муниципального этапа Всероссийского конкурса

«Воспитатель года России» в Александровском районе:

Мастер - класс

по теме «Использование нетрадиционных техник рисования в условиях внедрения ФГОС ДО»

Подготовила:

Воспитатель: Калинина И.В.

2020 год

Цель:

Продемонстрировать свой опыт путем прямого и комментированного показа последовательности действий, используя нетрадиционных техник рисования.

Задачи:

1. Расширить знания педагогов через знакомство с нетрадиционными техниками рисования, развития творческих способностей.

2. Создать  условия для плодотворного общения участников мастер-класса и развития творческого мышления, фантазии педагогов.

Инструменты для работы:

Техника граттаж:

-заготовки по теме мастер-класса;

-стилус-палочка;

- любой острый предмет (зубочистка, спажки, использованная ручка и т.д.); 

Техника ниткография;

 - чистый альбомный лист;

- нитки;

- гуашь;

- кисти;

- баночка с водой;

Техника рисование на наждачной бумаге:

-наждачная бумага; 

-лак-фиксатор;

-трафареты;

-восковый карандаши, пастель, школьные мелки;

- влажные и сухие салфетки.

Демонстрационный материал:

-готовые работы, выполненные в данных техниках.

-образцы выполнения работ – заданий.

Структура мастер-класс:

1. Вступительная часть:
Объявление темы и цели мастер-класса. Содержание мастер-класса и его отдельных составных частей.
2. Теоретически - демонстрационная часть.
Пояснение основных этапов выполнение работы в техники «Граттаж», «Рисование на наждачной бумаге»,
 «Кляксография ниткой».  

3. Практическая часть.
Освоение приемов выполнения нетрадиционной техники рисования «Граттаж», «Рисование на наждачной бумаге»

4. Рефлексия участников мастер-класса. Подведение итогов.

Ход мастер-класса

Приветствие:

Здравствуйте, уважаемые коллеги! Я хочу вам предложить мастер- класс по теме «Использование нетрадиционных техник рисования в условиях внедрения ФГОС ДО».

Дошкольное детство – очень важный период в жизни детей. Именно в этом возрасте каждый ребенок представляет собой маленького исследователя, с радостью и удивлением открывающего для себя незнакомый и удивительный окружающий мир.

Формирование творческой личности – очень важный период в жизни детей. Наиболее благоприятной для развития творческих способностей дошкольника является изобразительная деятельность с использованием нетрадиционных техник рисования. С их помощью можно развивать у детей интеллект, умение мыслить, а также побуждать к творческой активности.

Методы нетрадиционного рисования – это возможность самовыражения детской личности. Они помогают преодолеть боязнь показаться смешным, неумелым, непонятным. Использование нетрадиционных техник рисования делает процесс обучения интересным и занимательным, создает у детей бодрое рабочее настроение, облегчает преодоление трудностей в усвоение программного материала.

Каждый ребенок рождается художником. Нужно только помочь ему разбудить в себе творческие способности, открыть его сердце добру и красоте, помочь осознать свое место и назначение в этом прекрасном мире.

Сейчас известны различные нетрадиционные техники рисования. Каждая из этих техник – это маленькая игра.

На нашем мастер-классе речь пойдет о нескольких техниках рисования: «Граттаж», «Рисование на наждачной бумаге», «Кляксография ниткой».  Данные техники рекомендуется применять с детьми старшего дошкольного возраста.

В соответствии с требованиями Федерального Государственного Образовательного Стандарта мы - педагоги должны предоставить детям выбор материала, то есть, ребенок самостоятельно выбирает, чем он будет работать. Поэтому на нашем мастер-классе будет тема единая - «Морские просторы», но она будет выполнена разными техниками нетрадиционного рисования и различными материалами.

1 Техника рисования – «Граттаж», от французского «гратте» - царапать. Рисунок выполняется процарапыванием острой палочкой по покрытой свечой и тушью поверхности. Эта техника популярна у детей. Многие педагоги о ней слышали, но пробовали далеко не все. Хочу обратить внимание педагогов, что острые инструменты должны быть безопасными для детей – пластмассовыми или деревянными. Дети выполняют работу под руководством взрослых.

Для рисования в технике «Граттаж» понадобятся:

  1. Основа — достаточно плотная бумага (чтобы инструмент её не прорезал). Можно взять картон, в том числе цветной.
  2. Для покрытия основы: восковые свечи, восковые мелки, гуашь или тушь (обычно чёрная, но также можно использовать другие тёмные тона — синий, фиолетовый, коричневый).
  3. Жидкое мыло, клей ПВА или моющее средство (для добавления в гуашь).
  4. Губка или широкая кисть для закрашивания основы гуашью.
  5. Острый инструмент для процарапывания изображения: зубочистка, стека, использованный стержень от шариковой ручки, заострённая деревянная палочка, пластиковая вилка и пр.
  6. Сухая салфетка для того, чтобы аккуратно убрать остатки воска после прорисовки.

1. На первом занятии лист плотной бумаги или картона полностью закрашиваем восковыми мелками, восковой пастелью, гуашью или акварелью. Цветовое решение зависит от задуманного рисунка.

2. Затем полностью покрываем лист воском (для этого используем обыкновенную восковую свечу).

3. При использовании восковых мелков можно дополнительно не натирать рисунок воском, т.к. он уже содержится в мелках.

4. Затем берем черную тушь или черную гуашь, добавляем немного жидкого мыла, чтобы краска покрывала рисунок равномерно.

5.  Покрываем закрашенный лист широкой кистью или губкой.

6.  Ждем пока лист высохнет - получилась заготовка.

Я предлагаю вам уже готовые заготовки и образец очерёдности выполнения работы:

1. Возьмите любой острый предмет (зубочистка, спашка, спица, использованная ручка и т.д.) и нацарапайте им ваш рисунок.

2.Можно использовать трафаретные и шаблонные рисунки (при процарапывании довольно трудно исправить сделанную ошибку (лишнюю линию и пр.).

На черном фоне появляется рисунок из тоненьких цветных или белых штрихов. В результате получится оригинальная работа. Не бойся фантазировать и экспериментировать. Успехов в творчестве!

2 Техника «Кляксография ниткой». Это рисование окрашенной нитью (удобнее всего гуашью).

«Кляксография ниткой» – это дорисовывание до узнаваемого художественного образа изображения, нанесённой на бумагу кляксы. То есть - «рисую нитью».

Для рисования в технике «Кляксография ниткой» понадобятся:

1. Нить длинной 40-45 см.

2. Два обычных листа бумаги формата А4.

3. Гуашь, акварельные краски.

4. Кисть

  1. Приготовьте обычный лист бумаги формата А4.
  2. Опустите нить в краску любого цвета, выжмите ее.
  3. Выложить изображение на бумаге, оставляя один из концов свободным.
  4. Сложите лист бумаги пополам и нитки расположите между двумя половинами листа. Прижмите ладошкой листы бумаги.
  5. Поводите нитью в любом направлении.
  6. Выдерните нитки за кончики.
  7. Раскройте половинки листа.
  8. Уберите нить с краской.
  9. Дорисуйте причудливое изображение, полученное от ворса нити, проявив фантазию.

3 Техника «Рисование на наждачной бумаге»

Для работы необходима мелкозернистая наждачная бумага и изобразительные инструменты: цветные карандаши, восковые мелки, обычные школьные мелки. Карандаш, скользя по «наждачке», стирается, оставляя яркий цвет. Получается интересный эффект работы красками по холсту. Правда, мелки очень сильно сыплются. Чтобы сохранить рисунок пользуются специальным лаком-фиксатором, я закрепляю обычным лаком для волос. И если позволяет размер рисунка, аккуратно помещаю его в файл. Дети с увлечением используют данную технику, создавая творческие работы. 

1. Нам нужна мелкая наждачная бумага, т.к. с крупной всё осыплется, цветные карандаши (лучше не дорогие, потому что быстро расходуются), ластик, которым можно стереть неточности.

2.Можно сделать набросок на листе бумаги, а можно перевести любой рисунок через копирку или воспользоваться трафаретом.

3. Рисуем рисунок на наждачке. Можно простым карандашом, он лучше стирается ластиком.

4.Выделяем более темные места, накладываем тень.

5. Далее разукрашиваем, лучше делать несколько слоёв карандашом. Начинать надо сверху, чтобы меньше пачкаться и не размазывать контуры.

6. Получаются очень яркие и красочные работы.

Практическая часть.

Уважаемые коллеги, прошу желающих пройти к столам по три участника. Материалы и образцы для выполнения нетрадиционных техник предоставлены на столе. 

Перед тем, как приступить к выполнению работ, предлагаю вам пальчиковую игру.

«Волны».

Согните руки в локтях, переплетите пальцы, соединяя руки.

Сделайте несколько волнообразных покачиваний сцепленными руками, приподнимая то один, то другой локоть.

- Ходят волны на просторе,

  Вы узнали? Это - море.

Выполнение работ.

«Рисуют дети».

Т.Щербачёва

 
Рисуют дети на стекле,
Рисуют дети на асфальте,
Возводят город на песке, -
Такого нет ещё на карте.
В руках мелки, карандаши…
Детишки – маленькие маги.
Но столько вложено души
В их мир прекрасный на бумаге!

Уважаемые коллеги, спасибо вам за ваш интерес и активное участие в мастер - классе, за чудесные картины. Из ваших картин мы можем создать одно единое панно. Благодарю всех за внимание. До новых встреч!!!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

МАСТЕР-КЛАСС ДЛЯ ПЕДАГОГОВ "Использование нетрадиционных техник рисования в развитии изобразительного творчества детей"

Рисование - язык внутренне­го мира маленького ребенка.Дети любят рисовать, потому что рисование доступно.Они рисуют пальчиками, ладошками, мелками, пастой на зеркале, водой…То есть всем тем, что о...

Мастер - класс для родителей «Использование нетрадиционных техник рисования в развитии изобразительного творчества детей»

Расширить знания родителей в вопросах об использовании нетрадиционных техник в изобразительной деятельности детей....

План самообразования «Развитие творческих способностей у детей старшего дошкольного возраста через нетрадиционную технику рисования в условиях внедрения ФГОС».

План самообразования воспитателя старшей группы «Развитие творческих способностей у детей старшего дошкольного возраста через нетрадиционную технику рисования в условиях внедрения ФГОС»....

Мастер-класс на тему "Использование нетрадиционной техники рисования"

  Дети с самого раннего возраста  пытаются отразить свои впечатления об окружающем мире в своём изобразительном творчестве. Наблюдения за эффективностью рисования  в детском саду...