Духовно-нравственное воспитание дошкольников
консультация на тему

Долгицкая Алла Борисовна

В докладе представлен опыт работы по духовно-нравственному воспитанию детей дошкольного возраста. Раскрыты методы и приемы работы с детьми. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл duhovno-nravstvennoe_vospitanie.docx18.37 КБ

Предварительный просмотр:

Доклад на тему «Духовно – нравственное воспитание детей дошкольного возраста».

Подготовила воспитатель Долгицкая А.Б.

Духовно-нравственное воспитание в детском саду является неотъемлемой частью всестороннего воспитания ребенка, необходимой предпосылкой возрождения отечественной культуры.

В настоящее время происходит смещение акцентов в развитии детей в  сторону ранней интеллектуализации,  что не способствует духовному развитию. В  погоне за развитием интеллекта упускается воспитание души, нравственное и духовное развитие  маленького человека, без которых  все накопленные знания могут оказаться бесполезными. И как результат этого - эмоциональная, волевая и духовная незрелость.

Цель духовно-нравственного воспитания:

Формирование  личности с активной жизненной позицией, способной  к духовно- нравственному совершенству и гармоничному взаимодействию с другими людьми.

Задачи:

  • Воспитывать у детей чувство любви и привязанности к семье, Родине, природе.
  • Приучать к этическим нормам поведения и самодисциплине.
  • Совершенствовать художественный вкус, развивать творческий потенциал каждого ребенка.

•        Расширять представления о культуре, праздниках и народных традициях своего народа.

•        Вовлечь родителей в образовательную деятельность по духовно-нравственному воспитанию детей.

Для нас как педагогов важно  отобрать из массы впечатлений, получаемых ребенком, наиболее доступные ему: природа, праздники, труд людей, традиции и т.д. Причем эпизоды, к которым привлекается внимание детей, должны быть яркими, образными, конкретными, вызывающими интерес.

Из опыта работы мы определили для себя наиболее эффективные методы и приемы формирования духовно-нравственной культуры у дошкольников:

- поучение, разъяснение, проблемная ситуация, положительный пример, анализ и оценка нравственных и безнравственных поступков;

- личный пример адекватного эмоционального реагирования воспитателя, иллюстрации (предъявление для восприятия картины с изображением эмоций людей, схематичные изображения эмоций, демонстрация мультфильмов нравственного содержания, рассказ воспитателя о своих чувствах и переживаниях в ситуациях нравственных и безнравственных, создание ситуаций эмоционального переживания;

- методы стимулирования (одобрение, похвала, доверие, оценка, поощрение, благодарность);

- методы торможения (порицание, предупреждение).

Традиционно воспитатели используют такие формы работы по духовно-нравственному воспитанию, как:

-  непосредственно-образовательная деятельность;

-  знакомство со сказками, стихотворениями и другими литературными произведениями;

- драматизация сказок;

- знакомство с календарными и народными праздниками и проведение некоторых из них;

- художественно-продуктивная деятельность;

  -  экскурсии в библиотеки.

По решению педагогического совета прошлого учебного года, педагогами дошкольного отделения совместно с родителями были организованы персональные выставки воспитанников. Более подробно на них мы остановимся позже, покажем вам взгляд изнутри.

Благодаря регулярному участию в акциях проводимых городской организацией «Человек и животное» у детей формируется заботливое отношение к животным, они учатся быть ответственными, самостоятельными, неравнодушными к проблемам братьев наших меньших.  Бережное отношение к природе, приобщение и уважение к труду воспитываются на прогулках, в процессе ухода за комнатными растениями и тд.

Наши воспитанники активно выражают в своих творческих работах впечатления об экскурсиях,  прочитанных сказках, увиденных мультфильмах и спектаклях. Неоднократно их рисунки, поделки и аппликации участвовали в конкурсах и фестивалях разных уровней.

Задачи воспитания уважения к своей семье, почитания родителей  решаются при подготовке и проведении совместных праздников и развлечений: «Осинины», «Новый Год», «Папа, мама, я – спортивная семья», «8 марта».  Впервые в этом году был организован праздник посвященный Дню Матери, который нашел живой отклик и интерес у родителей и детей.

Духовно-нравственное воспитание - это вопрос не одного дня, а  ежедневная работа,  которая строится в тесном взаимодействии всех участников воспитательно - образовательного процесса. Активное участие в приобщении детей к семейным ценностям, воспитании духовности и формировании нравственных качеств личности детей принимают педагог-психолог и сурдопедагоги.  

Семья является традиционно главным институтом воспитания. То, что ребёнок в детские годы приобретает в семье, он сохраняет в течение всей последующей жизни. Деятельность семьи по развитию, преобразованию и формированию духовно-нравственной сферы является ведущей на протяжении всего периода дошкольного возраста. 

Поэтому, особое внимание в своей работе мы  уделяем укреплению связей с родителями. Совместное участие в творческих мероприятиях  помогает объединить семью и наполнить ее досуг новым содержанием.  Создание условий для совместной творческой деятельности, сочетание индивидуального и коллективного творчества детей и родителей способствует  единению педагогов, родителей и детей.

В текущем учебном году педагоги нашего отделения работают над проектами - «Национальные игрушки», «Русские сказки и потешки», «Сундучок со сказками» и  «Национальные росписи России».  Родители активно вовлекаются   в проектную деятельность, их активное участие в воспитательно - образовательном процессе дошкольного учреждения необходимы для эффективного и успешного развития ребенка. Проведены совместные с родителями мероприятия: выставка книг и рисунков «Книги, которые мы читаем дома», коллективное посещение театра «Барабашка» (сказка «Дюймовочка»),  изготовление альбомов «Украинские игрушки», экскурсии в библиотеку «Знакомство с дымковской игрушкой». Педагоги совместно с родителями, работниками библиотек и культурных центров помогают детям получить представление о разных видах народного искусства и пережить отношение к ним в продуктивной, игровой деятельности.

И в заключение своего выступления я бы хотела подарить всем участникам педсовета притчу о корнях.

Однажды у перекати-поля спросили: Ты всё время перемещаешься с места на место, ты несешься туда, куда влечет тебя ветер. Почему же раз в году ты цепляешься за любой выступ и пускаешь корни?  

Потому,- отвечало перекати-поле,- что без корней у меня не будет цветов, без цветов-семян, без семян не получит мой род продления и я исчезну с лица земли!»

Цветы-это наши дети, семена-будущие поколения. Сохраним же для них корни наши - нашу историю, традиции, духовность и культуру.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Опыт работы по теме: "Воспитание духовно-нравственных качеств у дошкольников посредствам народных игр"

Приобщение дошкольников к национальной культуре, общечеловеческим ценностямпомогают заложить фундамент нравственности, патриотизма, формируют основы самосознания и индивидуализма....

"Духовно-нравственное, патриотическое воспитание дошкольников"

Духовно-нравственное, патриотическое воспитание дошкольников...

Воспитание духовно-нравственных качеств у дошкольников посредствам народных игр

Отторжение подрастающего поколения от отечественной культуры, от общественно – исторического опыта поколений – одна из серьёзных проблем нашего времени. Развивать у детей понимание культурного наследи...

«Воспитание духовно-нравственных качеств у дошкольников посредством народных игр»

Педагогическая идея опыта заключается в воспитании духовно-нравственных качеств у дошкольников через познание культуры своей Родины посредствам народных игр....

«Духовно-нравственное, патриотическое воспитание дошкольников в ходе организации проектной деятельности с детьми»

В статье представлен опыт работы по духовно-нравственному воспитанию дошкольников в ходе проектной деятельности....

Опыт работы "Влияние экологического воспитания на духовно-нравственное развитие личности дошкольника"

Экологическое воспитание - самое важное в наше время. Воспитанники, получившие определенные экологические представления, будут бережней относится к природе. В будущем это может повлиять на оздоровлени...

Доклад на тему "Формы и методы работы с дошкольниками по воспитанию духовно- нравственной культуры у дошкольников в условиях ФГОС ДО"

Вступивший в силу ФГОС ДО, закрепляет приоритет духовно - нравственного воспитания дошкольников. Одним из основных принципов, дошкольного образовательного учреждения, является приобщение дет...