Духовно-нравственное воспитание дошкольников
консультация на тему
В докладе представлен опыт работы по духовно-нравственному воспитанию детей дошкольного возраста. Раскрыты методы и приемы работы с детьми.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
duhovno-nravstvennoe_vospitanie.docx | 18.37 КБ |
Предварительный просмотр:
Доклад на тему «Духовно – нравственное воспитание детей дошкольного возраста».
Подготовила воспитатель Долгицкая А.Б.
Духовно-нравственное воспитание в детском саду является неотъемлемой частью всестороннего воспитания ребенка, необходимой предпосылкой возрождения отечественной культуры.
В настоящее время происходит смещение акцентов в развитии детей в сторону ранней интеллектуализации, что не способствует духовному развитию. В погоне за развитием интеллекта упускается воспитание души, нравственное и духовное развитие маленького человека, без которых все накопленные знания могут оказаться бесполезными. И как результат этого - эмоциональная, волевая и духовная незрелость.
Цель духовно-нравственного воспитания:
Формирование личности с активной жизненной позицией, способной к духовно- нравственному совершенству и гармоничному взаимодействию с другими людьми.
Задачи:
- Воспитывать у детей чувство любви и привязанности к семье, Родине, природе.
- Приучать к этическим нормам поведения и самодисциплине.
- Совершенствовать художественный вкус, развивать творческий потенциал каждого ребенка.
• Расширять представления о культуре, праздниках и народных традициях своего народа.
• Вовлечь родителей в образовательную деятельность по духовно-нравственному воспитанию детей.
Для нас как педагогов важно отобрать из массы впечатлений, получаемых ребенком, наиболее доступные ему: природа, праздники, труд людей, традиции и т.д. Причем эпизоды, к которым привлекается внимание детей, должны быть яркими, образными, конкретными, вызывающими интерес.
Из опыта работы мы определили для себя наиболее эффективные методы и приемы формирования духовно-нравственной культуры у дошкольников:
- поучение, разъяснение, проблемная ситуация, положительный пример, анализ и оценка нравственных и безнравственных поступков;
- личный пример адекватного эмоционального реагирования воспитателя, иллюстрации (предъявление для восприятия картины с изображением эмоций людей, схематичные изображения эмоций, демонстрация мультфильмов нравственного содержания, рассказ воспитателя о своих чувствах и переживаниях в ситуациях нравственных и безнравственных, создание ситуаций эмоционального переживания;
- методы стимулирования (одобрение, похвала, доверие, оценка, поощрение, благодарность);
- методы торможения (порицание, предупреждение).
Традиционно воспитатели используют такие формы работы по духовно-нравственному воспитанию, как:
- непосредственно-образовательная деятельность;
- знакомство со сказками, стихотворениями и другими литературными произведениями;
- драматизация сказок;
- знакомство с календарными и народными праздниками и проведение некоторых из них;
- художественно-продуктивная деятельность;
- экскурсии в библиотеки.
По решению педагогического совета прошлого учебного года, педагогами дошкольного отделения совместно с родителями были организованы персональные выставки воспитанников. Более подробно на них мы остановимся позже, покажем вам взгляд изнутри.
Благодаря регулярному участию в акциях проводимых городской организацией «Человек и животное» у детей формируется заботливое отношение к животным, они учатся быть ответственными, самостоятельными, неравнодушными к проблемам братьев наших меньших. Бережное отношение к природе, приобщение и уважение к труду воспитываются на прогулках, в процессе ухода за комнатными растениями и тд.
Наши воспитанники активно выражают в своих творческих работах впечатления об экскурсиях, прочитанных сказках, увиденных мультфильмах и спектаклях. Неоднократно их рисунки, поделки и аппликации участвовали в конкурсах и фестивалях разных уровней.
Задачи воспитания уважения к своей семье, почитания родителей решаются при подготовке и проведении совместных праздников и развлечений: «Осинины», «Новый Год», «Папа, мама, я – спортивная семья», «8 марта». Впервые в этом году был организован праздник посвященный Дню Матери, который нашел живой отклик и интерес у родителей и детей.
Духовно-нравственное воспитание - это вопрос не одного дня, а ежедневная работа, которая строится в тесном взаимодействии всех участников воспитательно - образовательного процесса. Активное участие в приобщении детей к семейным ценностям, воспитании духовности и формировании нравственных качеств личности детей принимают педагог-психолог и сурдопедагоги.
Семья является традиционно главным институтом воспитания. То, что ребёнок в детские годы приобретает в семье, он сохраняет в течение всей последующей жизни. Деятельность семьи по развитию, преобразованию и формированию духовно-нравственной сферы является ведущей на протяжении всего периода дошкольного возраста.
Поэтому, особое внимание в своей работе мы уделяем укреплению связей с родителями. Совместное участие в творческих мероприятиях помогает объединить семью и наполнить ее досуг новым содержанием. Создание условий для совместной творческой деятельности, сочетание индивидуального и коллективного творчества детей и родителей способствует единению педагогов, родителей и детей.
В текущем учебном году педагоги нашего отделения работают над проектами - «Национальные игрушки», «Русские сказки и потешки», «Сундучок со сказками» и «Национальные росписи России». Родители активно вовлекаются в проектную деятельность, их активное участие в воспитательно - образовательном процессе дошкольного учреждения необходимы для эффективного и успешного развития ребенка. Проведены совместные с родителями мероприятия: выставка книг и рисунков «Книги, которые мы читаем дома», коллективное посещение театра «Барабашка» (сказка «Дюймовочка»), изготовление альбомов «Украинские игрушки», экскурсии в библиотеку «Знакомство с дымковской игрушкой». Педагоги совместно с родителями, работниками библиотек и культурных центров помогают детям получить представление о разных видах народного искусства и пережить отношение к ним в продуктивной, игровой деятельности.
И в заключение своего выступления я бы хотела подарить всем участникам педсовета притчу о корнях.
Однажды у перекати-поля спросили: Ты всё время перемещаешься с места на место, ты несешься туда, куда влечет тебя ветер. Почему же раз в году ты цепляешься за любой выступ и пускаешь корни?
Потому,- отвечало перекати-поле,- что без корней у меня не будет цветов, без цветов-семян, без семян не получит мой род продления и я исчезну с лица земли!»
Цветы-это наши дети, семена-будущие поколения. Сохраним же для них корни наши - нашу историю, традиции, духовность и культуру.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Опыт работы по теме: "Воспитание духовно-нравственных качеств у дошкольников посредствам народных игр"
Приобщение дошкольников к национальной культуре, общечеловеческим ценностямпомогают заложить фундамент нравственности, патриотизма, формируют основы самосознания и индивидуализма....
"Духовно-нравственное, патриотическое воспитание дошкольников"
Духовно-нравственное, патриотическое воспитание дошкольников...
Воспитание духовно-нравственных качеств у дошкольников посредствам народных игр
Отторжение подрастающего поколения от отечественной культуры, от общественно – исторического опыта поколений – одна из серьёзных проблем нашего времени. Развивать у детей понимание культурного наследи...
«Воспитание духовно-нравственных качеств у дошкольников посредством народных игр»
Педагогическая идея опыта заключается в воспитании духовно-нравственных качеств у дошкольников через познание культуры своей Родины посредствам народных игр....
«Духовно-нравственное, патриотическое воспитание дошкольников в ходе организации проектной деятельности с детьми»
В статье представлен опыт работы по духовно-нравственному воспитанию дошкольников в ходе проектной деятельности....
Опыт работы "Влияние экологического воспитания на духовно-нравственное развитие личности дошкольника"
Экологическое воспитание - самое важное в наше время. Воспитанники, получившие определенные экологические представления, будут бережней относится к природе. В будущем это может повлиять на оздоровлени...
Доклад на тему "Формы и методы работы с дошкольниками по воспитанию духовно- нравственной культуры у дошкольников в условиях ФГОС ДО"
Вступивший в силу ФГОС ДО, закрепляет приоритет духовно - нравственного воспитания дошкольников. Одним из основных принципов, дошкольного образовательного учреждения, является приобщение дет...