Занятие-практикум с педагогами "Стресс и способы регуляции эмоционального состояния"
план-конспект занятия по теме

Гизатуллина Эльмира Раиповна

Конспект занятия, приложения и раздаточный материал.

Скачать:


Предварительный просмотр:

ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА МОСКВЫ

ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ГОРОДА МОСКВЫ «ШКОЛА № 880»

(ГБОУ Школа № 880)

Практикум для педагогов

на тему:

«Стресс и способы регуляции эмоционального состояния»

(конспект)

Подготовила и провела:

педагог-психолог ДО № 3-4

Гизатулина Э.Р.

Москва

2016г.

Конспект  занятия.

Практикум для педагогов

«Стресс и способы регуляции эмоционального состояния»

Цель: снять эмоциональное напряжение педагогов, выявить степень стрессогенного состояния, освоить способы управления эмоциональным состоянием, способы улучшения настроения.

Задачи:

1. Выявить степень стрессогенного состояния.

2. Сформировать у педагогов навыки конструктивного выражения негативных эмоций и чувств.

3. Сохранять психическое здоровье педагогов.

Оборудование: карточки с тестом «Подвержены ли вы стрессу? » (по Н.А.Литвинцевой.Психологический автопортрет.м.1997 г, ручки, карточки с буквами для звуковой гимнастики, карточки с названиями приёмов против стресса, музыка для релаксации.

Участники: педагоги.

Условия проведения: музыкальный зал.

Время проведения: 25 минут.

План:

1. Водная беседа.

2. Основная часть:

А) Что такое стресс?

Б) Тест «Подвержены ли вы стрессу

В) Кто же поможет преодолеть стресс?

3. Практическая часть:

А) Какие приёмы борьбы со стрессом вы используете?

Б) Приемы снижения стрессового состояния

Ход занятия

1. Вводная беседа.

- Добрый день, уважаемые коллеги. Тема сегодняшнего нашего занятия «Стресс и способы регуляции эмоционального состояния»

 Мы начинаем наше занятие. Предлагаю всем поработать активно, поучаствовать в предлагаемых упражнениях, говорить только от своего лица, слушать друг друга внимательно.

- Наше занятие будет рассчитано на укрепление психического здоровья. Сегодня мы постараемся выявить людей подверженных стрессу, и научиться, практически преодолевать эту проблему.

2. Основная часть.

А) Что же такое стресс?

- Логичнее всего начать с самого определения слова «стресс». Что же такое стресс?

(Ответы участников) .

- Итак, «стресс», в переводе с английского, означает напряжение, сжатие,  давление, подавленность. Стресс – это состояние эмоционального и физического напряжения, которое возникает в определенных ситуациях, которые характеризуются как трудные и неподвластные.

- Стресс, выражаясь научным языком, это физическая, психическая, эмоциональная и химическая реакция тела на то, что пугает человека, раздражает его или угрожает ему.

 Он представляет собой состояние чрезмерно сильного и длительного психологического напряжения, которое возникает у человека, когда его нервная система получает перегрузку. Стресс дезорганизует деятельность человека, нарушает нормальный ход его жизни. Стрессы, особенно если они часты и длительны, оказывают отрицательное влияние не только на психологическое состояние, но и на физическое здоровье человека. Они представляют собой главные факторы риска при появлении и обострении сердечно-сосудистых заболеваний и заболеваний желудочно-кишечного тракта. 
Наиболее сильное проявление стресса - это состояния человека, вызванного проявлением негативных эмоций.
Для того чтобы управлять эмоциями, необходимо уметь их распознать. 
К отрицательным эмоциям относятся:
тревога, страх, сожаление, досада, обида, гнев, злоба, неуверенность, разочарование и т.п. 

  К основным психофизиологическим признакам стресса можно отнести:

  • вспотевши ладони;
  • частое сердцебиение;
  • обильное потовыделение;
  • возникновение проблем с дыханием;
  • лицо краснеет или бледнеет;
  • зрачки расширяются;
  • возрастает кровяное давление;
  • мышцы напряжены;
  • возникает ощущение подавленности.

 К сожалению, если человек не может управлять собой и не способен быстро выходить из стрессовых состояний, во всем организме происходят небольшие, но необратимые изменения.

- Не секрет, что профессия педагога чаще, чем большинство других профессий, приводит человека к ситуации сверхстресса, то есть стресса превышающего «повседневный» психический потенциал человека.

- Самое время узнать, как состоит дело со стрессовоустойчивостью у нас. Предлагаю вам ответить на вопросы теста.

(Раздаю карточки с тестом)

Б) Тест «Подвержены ли вы стрессу?»   (по Н.А.Литвинцевой.

Инструкция: Отвечая на вопросы, делайте отметку в той колонке, которая соответствует Вашему ответу.

Подсчитайте количество набранных баллов.

Результат теста:

Менее 30 очков - у Вас прекрасная стрессоустойчивость, Вам не о чем беспокоиться.

Более 30 очков - стрессовые ситуации оказывают на вашу жизнь немалое влияние, и Вы им не очень сильно сопротивляетесь.

Более 50 очков - Вам следует всерьёз задуматься о Вашей жизни, Вы очень уязвимы для стресса.

Психолог:

В) Кто же поможет преодолеть стресс?

- Очень важно самому и своевременно справляться со своими стрессами. Здесь важно помнить, что сам по себе стрессор — лишь повод для начала стресса, а причиной нервно-психического переживания мы делаем его сами. Например, одного человека перевернутая чашка – это пустяк, он может быстро всё убрать, а для другого человека – это повод для развода.

- Другими словами, стрессор один, а реакция на него абсолютно разная.

- Можно разделить стрессоры на три категории.

Первая – это стрессоры, которые практически нам не подвластны. Это цены, налоги, правительство, погода, привычки и характеры других людей. Конечно, мы можем нервничать и ругаться по поводу отключения электроэнергии или плохой погоды, но кроме повышенного уровня артериального давления и концентрации адреналина в кровь, мы ничего не добьемся. Гораздо эффективнее в это время применить техники мышечной релаксации, различные приемы медитации, дыхательные упражнения.

Вторая категория – это стрессоры, на которые мы можем и должны повлиять. Это наши собственные действия, неумение ставить жизненные цели и определять приоритеты, неспособность управлять своим временем, а также различные трудности во взаимодействии с людьми.

Третья категория – события и явления, которые мы сами превращаем в проблемы. Сюда можно отнести все виды беспокойства о будущем, а также переживания по поводу прошлых событий, которые мы не можем изменить.

 

Стрессы нельзя копить в себе. Они старят, глупят, толстят, ускоряют развитие целлюлита и образование морщин, а главное, сильно снижают иммунитет со всеми вытекающими отсюда последствиями. Стрессы надо уметь снимать. Причем даже на работе, в условиях, когда не подходят такие методы, как медитация, релаксация, ароматерапия и активные гимнастики. 
Если Вы не можете изменить ситуацию, измените отношение к этой ситуации.

3. Практическая часть.

А)  Какие приёмы борьбы со стрессом вы используете?

- Может кто-нибудь хочет поделиться с собственными способами борьбы с отрицательными эмоциями в течение дня?

(Каждый участник предлагает свои методы борьбы с отрицательными эмоциями).

Б)  Приемы снижения стрессового состояния.

- Предлагаю вам способы снижения стрессового состояния.

1) Массаж.

- Наиболее распространённым типом массажа является точечный массаж, который оказывает целебный эффект и позволяет справиться с напряжением.

• Постукивания кончиками пальцев по лицу. Задействованы указательный, средний и безымянный пальцы обеих рук. В области глаз постукивания должны быть более быстрыми.

• Поглаживания в области лба по направлению от бровей к корням волос. Задействованы те же пальцы.

• Поглаживание выступающей части щек. Движение выполняется теми же пальцами в направлении от носа к вискам.

• Кончиками среднего и безымянного пальца поглаживаем средние части щек от центра верхней губы к ушам.

• Поглаживание нижних частей щек и подбородка кончиками указательного, среднего и безымянного пальца. Движемся в направлении от подбородка к ушам. Чтобы массировать правую сторону было удобнее, нужно повернуть голову влево. Соответственно для массажа левой стороны – вправо.

2) Упражнение «Звуковая гимнастика»

- Прежде чем приступить к звуковой гимнастике, примите спокойное, расслабленное состояние, стоя, с выпрямленной спиной. Сначала делаем глубокий вдох носом, а на выдохе громко и энергично поизносим звук.

А – воздействует благотворно на весь организм;

Е – воздействует на щитовидную железу;

И – воздействует на мозг, глаза, нос, уши;

О – воздействует на сердце, легкие;

У – воздействует на органы, расположенные в области живота;

Я – воздействует на работу всего организма;

Х – помогает очищению организма;

ХА – помогает повысить настроение.

3) «Антистрессовые» продукты.

- Лучшие антидепрессанты – фрукты, салаты из них, заправленные йогуртом. Хороши мёд, сухофрукты, шоколад. Тонизирующее действие на организм оказывает напиток из плодов боярышника, шиповника.

4) Занимайтесь любимым делом.

5) Проводите время в обществе.

- Оглянитесь вокруг – на чью поддержку вы можете рассчитывать? Найдите людей, которые не только сочувствуют вам, но и понимают вас.

6) Здоровый сон.

- Здоровый сон – лучший лекарь. Одним из способов преодоления стресса является нормальный полноценный сон. Старайтесь перед сном отбросить все тяжёлые, накопившиеся за день мысли. Чтобы чувствовать себя комфортно, необходимо спать не менее 8 часов в сутки. Именно во сне мозг подсказывает вам решение ваших проблем, над которыми вы безуспешно думали днём.

7) Улыбка.

- Найдите в течение дня время и посидите с закрытыми глазами, стараясь ни о чём не думать. При этом на вашем лице должна быть улыбка в течение 10-15 минут. Вы почувствуете спокойствие. Во время улыбки мышцы лица создают импульсы, благотворно влияющие на нервную систему.

8) Упражнение на расслабление «Белое облако» (звучит тихая музыка.)

- Закройте глаза и представьте, что вы лежите на спине в траве. Прекрасный тёплый летний день. Вы смотрите в удивительно чистое голубое небо, оно такое необыкновенное вы наслаждаетесь им. Вы наслаждаетесь чудесным видом. Вы полностью расслаблены и довольны. Вы видите, как далеко на горизонте появляется крошечное белое облачко. Вы видите как оно медленно приближается к вам. Вы совершенно расслаблены. Вы в ладу с самим собой. Облако очень медленно подплывает к вам. Оно как раз сейчас над вами. Вы полностью расслаблены и наслаждаетесь этой картиной. Вы поднимаетесь к маленькому белому облачку. Вы парите всё выше и выше. И наконец вы ступаете на него. Вы совершенно расслаблены, в вас царит гармония, и вы парите высоко-высоко в небе.

9). Способы изменения самооценки 
1  Постарайтесь более позитивно относиться к жизни. Используйте внутренний диалог с собой, состоящий только из позитивных утверждений. Если негативные мысли будут иметь место, постарайтесь тут же переключиться на приятное 
2  Относитесь к людям так, как они того заслуживают. Выискивайте в каждом человеке не недостатки, а достоинства 
3  Относитесь к себе с уважением. Составьте список своих достоинств. Убедите себя в том, что вы имеете таковые 
4  Попытайтесь избавиться от того, что вам самим не нравится в себе Чаще смотрите на себя в зеркало, пытаясь ответить на вопрос: стоит ли что-то изменить в себе. Если да — то не откладывайте 
5  Начинайте принимать решение самостоятельно Помните, что не существует правильных и неправильных решений. Любые принятые вами решения вы всегда можете оправдать и обосновать 
6 Постарайтесь окружить себя тем, что оказывает на вас положительное влияние Приобретайте любимые книги, магнитофонные записи. Имейте и любите свои «слабости» 
7  Начинайте рисковать Принимайте на себя ответственность, пусть доля риска сначала может быть невелика 
8  Обретите веру: в человека, в обстоятельства и т.д. Помните, что вера в нечто более значительное, чем мы сами, может помочь нам в решении трудных вопросов. Если вы не можете повлиять на ход событий, «отойдите в сторону и просто подождите
 .

10)  Тренинговое упражнение «… зато ты»

Цель упражнения: создание положительной атмосферы в группе, а также оно может служить прекрасным завершением тренинга.

Оборудование: листы бумаги А4 по числу участников, столько же ручек, можно разноцветных.

Ход упражнения:

Каждый из участников подписывает свой лист и пишет на нем один какой-то свой недостаток, затем передает свой лист другим участникам. Они пишут на его листе «… зато ты…» и далее какое-то положительное качество этого человека: все, что угодно (у тебя очень красивые глаза, ты лучше всех рассказываешь анекдоты).

В конце выполнения задания каждому участнику возвращается его лист.

11) Упражнение «Имя»

Цель:  поднятие самооценки участников группы, акцентирование внимания на ценности каждого члена группы.

Ход упражнения:  каждый участник записывает свое имя на листе бумаги. А затем придумывает положительные прилагательные о себе, начинающиеся с букв имени.

Подведение итогов.- Для себя вы можете выбрать подходящий метод снятия эмоционального напряжения и практиковать его регулярно. И через некоторое время вы почувствуете себя спокойным, уравновешенным в стрессовой ситуации. Главное умейте управлять своим стрессом.

Прощание.

- Закончить наше занятие я бы хотела следующими словами:

Учитесь управлять собой. Во всем ищите добрые начала.

И, споря с трудною судьбой, Умейте начинать сначала,

Споткнувшись, самому вставать, В себе самом искать опору

При быстром продвиженье в гору. Друзей в пути не растерять…

Не злобствуйте, не исходите ядом, Не радуйтесь чужой беде,

Ищите лишь добро везде, Особенно упорно в тех, кто рядом.

Не умирайте, пока живы! Поверьте, беды все уйдут:

Несчастья тоже устают, И завтра будет день счастливый!

Использованная литература:

  1. Н.А.Литвинцева  Психологический автопортрет.м.1997) .
  2. Е.В.Шитова Практические семинары и тренинги для педагогов. Волгоград учитель 2009.
  3. И.О.Бабич Профилактика синдрома профессионального выгорания педагогов. Волгоград учитель.2009

Приложение 1

Тест:  Насколько Вы подвержены стрессу?

Инструкция: Отвечая на вопросы, делайте отметку в той колонке, которая соответствует Вашему ответу.

Вопрос

Почти всегда

Часто

Иногда

Почти никогда

Никогда

1

Вы едите, по крайней мере, 1 горячее блюдо в день?

1

2

3

4

5

2

Вы спите 7-8 часов, по крайней мере, 3-4 раза в неделю?

1

2

3

4

5

3

Вы постоянно чувствуете любовь других и отдаёте свою любовь взамен?

1

2

3

4

5

4

В пределах 50 км у Вас есть хотя бы  один человек, на которого Вы можете положиться?

1

2

3

4

5

5

Вы упражняетесь до пота хотя бы два раза в неделю?

1

2

3

4

5

6

Вы выкуриваете меньше половины пачки сигарет в день?

1

2

3

4

5

7

За неделю вы потребляете не больше пяти рюмок алкогольных напитков?

1

2

3

4

5

8

Ваш вес соответствует вашему росту?

1

2

3

4

5

9

Ваш доход полностью удовлетворяет Ваши основные потребности?

1

2

3

4

5

10

Вас поддерживает Ваша вера?

1

2

3

4

5

11

Вы регулярно занимаетесь общественной деятельностью?

1

2

3

4

5

12

У Вас есть один или два друга, которым вы полностью доверяете?

1

2

3

4

5

13

У Вас много друзей и знакомых?

1

2

3

4

5

14

Вы здоровы?

1

2

3

4

5

15

Вы можете открыто заявить о св. чувствах, когда злы или обеспокоены чем-либо?

1

2

3

4

5

16

Вы регулярно обсуждаете с близкими ваши домашние проблемы?

1

2

3

4

5

17

Вы делаете что-то ради шутки хотя бы раз в неделю?

1

2

3

4

5

18

Вы можете организовать Ваше время эффективно?

1

2

3

4

5

19

За день Вы потребляете не более 3-х чашек кофе, чая?

1

2

3

4

5

20

У Вас есть немного времени для себя в течение каждого дня?

1

2

3

4

5

Подсчитайте количество набранных баллов:___________________

Приложение 2

Упражнение «… зато ты»

Ф.И. участника______________________________________________________

Ваш недостаток (один):_______________________________________________

Положительные качества этого человека (пишут другие участники) « … зато ты…»:____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Приложение 3

Упражнение «Имя»

Цель:  поднятие самооценки участников группы, акцентирование внимания на ценности каждого члена группы.

Ход упражнения: каждый участник записывает свое имя на листе бумаги. А затем придумывает положительные прилагательные о себе, начинающиеся с букв имени.

Например:


Ж – жизнерадостная                                                     _____________________________________
А - активная                                                                  _____________________________________
Н – новая                                                                       _____________________________________
Н – необычная                                                               _____________________________________
А – артистичная                                                             _____________________________________                                                                                                

                                                                                   _____________________________________                                                    

                                                                           ________________________________

                                                                          ________________________________

Приложение 4

Приемы снятия стресса.

1) Массаж.

- Наиболее распространённым типом массажа является точечный массаж, который оказывает целебный эффект и позволяет справиться с напряжением.

2) Упражнение «Звуковая гимнастика».

3) «Антистрессовые» продукты.

4) Занимайтесь любимым делом.

5) Проводите время в обществе.

6) Здоровый сон.

7) Улыбка.

8) Упражнение на расслабление («Белое облако»,…)

9) Дыхательные упражнения  («Воздушный шар»,….)

10) Изменение самооценки (упражнение «Имя»)

Приложение 5

                               Способы изменения самооценки :


1  Постарайтесь более позитивно относиться к жизни. Используйте внутренний диалог с собой, состоящий только из позитивных утверждений. Если негативные мысли будут иметь место, постарайтесь тут же переключиться на приятное .
2  Относитесь к людям так, как они того заслуживают. Выискивайте в каждом человеке не недостатки, а достоинства .
3  Относитесь к себе с уважением. Составьте список своих достоинств. Убедите себя в том, что вы имеете таковые. 
4  Попытайтесь избавиться от того, что вам самим не нравится в себе. Чаще смотрите на себя в зеркало, пытаясь ответить на вопрос: стоит ли что-то изменить в себе. Если да — то не откладывайте. 
5  Начинайте принимать решение самостоятельно. Помните, что не существует правильных и неправильных решений. Любые принятые вами решения вы всегда можете оправдать и обосновать .
6 Постарайтесь окружить себя тем, что оказывает на вас положительное влияние. Приобретайте любимые книги, магнитофонные записи. Имейте и любите свои «слабости». 
7  Начинайте рисковать. Принимайте на себя ответственность, пусть доля риска сначала может быть невелика. 
8  Обретите веру: в человека, в обстоятельства и т.д. Помните, что вера в нечто более значительное, чем мы сами, может помочь нам в решении трудных вопросов. Если вы не можете повлиять на ход событий, «отойдите в сторону и просто подождите.

Приложение 6

                                                         Массаж.

   Наиболее распространённым типом массажа является точечный массаж, который оказывает целебный эффект и позволяет справиться с напряжением.

• Постукивания кончиками пальцев по лицу. Задействованы указательный, средний и безымянный пальцы обеих рук. В области глаз постукивания должны быть более быстрыми.

• Поглаживания в области лба по направлению от бровей к корням волос. Задействованы те же пальцы.

• Поглаживание выступающей части щек. Движение выполняется теми же пальцами в направлении от носа к вискам.

• Кончиками среднего и безымянного пальца поглаживаем средние части щек от центра верхней губы к ушам.

• Поглаживание нижних частей щек и подбородка кончиками указательного, среднего и безымянного пальца. Движемся в направлении от подбородка к ушам.

                                         

                                         

                                                                                                                     


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Практикум. Регуляция эмоционального состояния

В статье  рассмотрены теоретические вопросы саморегуляции и практические упражнения которые просты и доступны в своём применении....

Способы регуляции психоэмоционального состояния у педагогов

 Обучить педагогов способам регуляции психоэмоционального состояния;Развить систему профилактики стрессовых ситуаций, эмоционального выгорания...

Рекомендации для воспитателей «Способы регуляции эмоциональных состояний взрослыми»

Рекомендации созданы специально для воспитателей, педагогов, чтобы предотвратить "синдром эмоционального выгорания на работе"....

Тренинг. Стресс и способы регуляции эмоционального состояния.

Профилактика профессионального выгорания педагогов...

Семинар «Способы регуляции эмоционального состояния у детей»

Целенаправленное использование  способов и приемов регуляции эмоционального состояния у детей в учебном процессе оказывает существенное влияние на развитие их эмоциональной устойчивости. ...

семинар -практикум "Регуляция эмоционального состояния при стрессовых ситуациях"

Семинар рассказывает о применении различных способов способов саморегуляции, сопровождается презентацией...