Занятие-практикум с педагогами "Стресс и способы регуляции эмоционального состояния"
план-конспект занятия по теме
Конспект занятия, приложения и раздаточный материал.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Конспект занятия-практикума, приложения и раздаточный материал. | 45.14 КБ |
Предварительный просмотр:
ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА МОСКВЫ
ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ГОРОДА МОСКВЫ «ШКОЛА № 880»
(ГБОУ Школа № 880)
Практикум для педагогов
на тему:
«Стресс и способы регуляции эмоционального состояния»
(конспект)
Подготовила и провела:
педагог-психолог ДО № 3-4
Гизатулина Э.Р.
Москва
2016г.
Конспект занятия.
Практикум для педагогов
«Стресс и способы регуляции эмоционального состояния»
Цель: снять эмоциональное напряжение педагогов, выявить степень стрессогенного состояния, освоить способы управления эмоциональным состоянием, способы улучшения настроения.
Задачи:
1. Выявить степень стрессогенного состояния.
2. Сформировать у педагогов навыки конструктивного выражения негативных эмоций и чувств.
3. Сохранять психическое здоровье педагогов.
Оборудование: карточки с тестом «Подвержены ли вы стрессу? » (по Н.А.Литвинцевой.Психологический автопортрет.м.1997 г, ручки, карточки с буквами для звуковой гимнастики, карточки с названиями приёмов против стресса, музыка для релаксации.
Участники: педагоги.
Условия проведения: музыкальный зал.
Время проведения: 25 минут.
План:
1. Водная беседа.
2. Основная часть:
А) Что такое стресс?
Б) Тест «Подвержены ли вы стрессу
В) Кто же поможет преодолеть стресс?
3. Практическая часть:
А) Какие приёмы борьбы со стрессом вы используете?
Б) Приемы снижения стрессового состояния
Ход занятия
1. Вводная беседа.
- Добрый день, уважаемые коллеги. Тема сегодняшнего нашего занятия «Стресс и способы регуляции эмоционального состояния»
Мы начинаем наше занятие. Предлагаю всем поработать активно, поучаствовать в предлагаемых упражнениях, говорить только от своего лица, слушать друг друга внимательно.
- Наше занятие будет рассчитано на укрепление психического здоровья. Сегодня мы постараемся выявить людей подверженных стрессу, и научиться, практически преодолевать эту проблему.
2. Основная часть.
А) Что же такое стресс?
- Логичнее всего начать с самого определения слова «стресс». Что же такое стресс?
(Ответы участников) .
- Итак, «стресс», в переводе с английского, означает напряжение, сжатие, давление, подавленность. Стресс – это состояние эмоционального и физического напряжения, которое возникает в определенных ситуациях, которые характеризуются как трудные и неподвластные.
- Стресс, выражаясь научным языком, это физическая, психическая, эмоциональная и химическая реакция тела на то, что пугает человека, раздражает его или угрожает ему.
Он представляет собой состояние чрезмерно сильного и длительного психологического напряжения, которое возникает у человека, когда его нервная система получает перегрузку. Стресс дезорганизует деятельность человека, нарушает нормальный ход его жизни. Стрессы, особенно если они часты и длительны, оказывают отрицательное влияние не только на психологическое состояние, но и на физическое здоровье человека. Они представляют собой главные факторы риска при появлении и обострении сердечно-сосудистых заболеваний и заболеваний желудочно-кишечного тракта.
Наиболее сильное проявление стресса - это состояния человека, вызванного проявлением негативных эмоций.
Для того чтобы управлять эмоциями, необходимо уметь их распознать.
К отрицательным эмоциям относятся: тревога, страх, сожаление, досада, обида, гнев, злоба, неуверенность, разочарование и т.п.
К основным психофизиологическим признакам стресса можно отнести:
- вспотевши ладони;
- частое сердцебиение;
- обильное потовыделение;
- возникновение проблем с дыханием;
- лицо краснеет или бледнеет;
- зрачки расширяются;
- возрастает кровяное давление;
- мышцы напряжены;
- возникает ощущение подавленности.
К сожалению, если человек не может управлять собой и не способен быстро выходить из стрессовых состояний, во всем организме происходят небольшие, но необратимые изменения.
- Не секрет, что профессия педагога чаще, чем большинство других профессий, приводит человека к ситуации сверхстресса, то есть стресса превышающего «повседневный» психический потенциал человека.
- Самое время узнать, как состоит дело со стрессовоустойчивостью у нас. Предлагаю вам ответить на вопросы теста.
(Раздаю карточки с тестом)
Б) Тест «Подвержены ли вы стрессу?» (по Н.А.Литвинцевой.
Инструкция: Отвечая на вопросы, делайте отметку в той колонке, которая соответствует Вашему ответу.
Подсчитайте количество набранных баллов.
Результат теста:
Менее 30 очков - у Вас прекрасная стрессоустойчивость, Вам не о чем беспокоиться.
Более 30 очков - стрессовые ситуации оказывают на вашу жизнь немалое влияние, и Вы им не очень сильно сопротивляетесь.
Более 50 очков - Вам следует всерьёз задуматься о Вашей жизни, Вы очень уязвимы для стресса.
Психолог:
В) Кто же поможет преодолеть стресс?
- Очень важно самому и своевременно справляться со своими стрессами. Здесь важно помнить, что сам по себе стрессор — лишь повод для начала стресса, а причиной нервно-психического переживания мы делаем его сами. Например, одного человека перевернутая чашка – это пустяк, он может быстро всё убрать, а для другого человека – это повод для развода.
- Другими словами, стрессор один, а реакция на него абсолютно разная.
- Можно разделить стрессоры на три категории.
Первая – это стрессоры, которые практически нам не подвластны. Это цены, налоги, правительство, погода, привычки и характеры других людей. Конечно, мы можем нервничать и ругаться по поводу отключения электроэнергии или плохой погоды, но кроме повышенного уровня артериального давления и концентрации адреналина в кровь, мы ничего не добьемся. Гораздо эффективнее в это время применить техники мышечной релаксации, различные приемы медитации, дыхательные упражнения.
Вторая категория – это стрессоры, на которые мы можем и должны повлиять. Это наши собственные действия, неумение ставить жизненные цели и определять приоритеты, неспособность управлять своим временем, а также различные трудности во взаимодействии с людьми.
Третья категория – события и явления, которые мы сами превращаем в проблемы. Сюда можно отнести все виды беспокойства о будущем, а также переживания по поводу прошлых событий, которые мы не можем изменить.
Стрессы нельзя копить в себе. Они старят, глупят, толстят, ускоряют развитие целлюлита и образование морщин, а главное, сильно снижают иммунитет со всеми вытекающими отсюда последствиями. Стрессы надо уметь снимать. Причем даже на работе, в условиях, когда не подходят такие методы, как медитация, релаксация, ароматерапия и активные гимнастики.
Если Вы не можете изменить ситуацию, измените отношение к этой ситуации.
3. Практическая часть.
А) Какие приёмы борьбы со стрессом вы используете?
- Может кто-нибудь хочет поделиться с собственными способами борьбы с отрицательными эмоциями в течение дня?
(Каждый участник предлагает свои методы борьбы с отрицательными эмоциями).
Б) Приемы снижения стрессового состояния.
- Предлагаю вам способы снижения стрессового состояния.
1) Массаж.
- Наиболее распространённым типом массажа является точечный массаж, который оказывает целебный эффект и позволяет справиться с напряжением.
• Постукивания кончиками пальцев по лицу. Задействованы указательный, средний и безымянный пальцы обеих рук. В области глаз постукивания должны быть более быстрыми.
• Поглаживания в области лба по направлению от бровей к корням волос. Задействованы те же пальцы.
• Поглаживание выступающей части щек. Движение выполняется теми же пальцами в направлении от носа к вискам.
• Кончиками среднего и безымянного пальца поглаживаем средние части щек от центра верхней губы к ушам.
• Поглаживание нижних частей щек и подбородка кончиками указательного, среднего и безымянного пальца. Движемся в направлении от подбородка к ушам. Чтобы массировать правую сторону было удобнее, нужно повернуть голову влево. Соответственно для массажа левой стороны – вправо.
2) Упражнение «Звуковая гимнастика»
- Прежде чем приступить к звуковой гимнастике, примите спокойное, расслабленное состояние, стоя, с выпрямленной спиной. Сначала делаем глубокий вдох носом, а на выдохе громко и энергично поизносим звук.
А – воздействует благотворно на весь организм;
Е – воздействует на щитовидную железу;
И – воздействует на мозг, глаза, нос, уши;
О – воздействует на сердце, легкие;
У – воздействует на органы, расположенные в области живота;
Я – воздействует на работу всего организма;
Х – помогает очищению организма;
ХА – помогает повысить настроение.
3) «Антистрессовые» продукты.
- Лучшие антидепрессанты – фрукты, салаты из них, заправленные йогуртом. Хороши мёд, сухофрукты, шоколад. Тонизирующее действие на организм оказывает напиток из плодов боярышника, шиповника.
4) Занимайтесь любимым делом.
5) Проводите время в обществе.
- Оглянитесь вокруг – на чью поддержку вы можете рассчитывать? Найдите людей, которые не только сочувствуют вам, но и понимают вас.
6) Здоровый сон.
- Здоровый сон – лучший лекарь. Одним из способов преодоления стресса является нормальный полноценный сон. Старайтесь перед сном отбросить все тяжёлые, накопившиеся за день мысли. Чтобы чувствовать себя комфортно, необходимо спать не менее 8 часов в сутки. Именно во сне мозг подсказывает вам решение ваших проблем, над которыми вы безуспешно думали днём.
7) Улыбка.
- Найдите в течение дня время и посидите с закрытыми глазами, стараясь ни о чём не думать. При этом на вашем лице должна быть улыбка в течение 10-15 минут. Вы почувствуете спокойствие. Во время улыбки мышцы лица создают импульсы, благотворно влияющие на нервную систему.
8) Упражнение на расслабление «Белое облако» (звучит тихая музыка.)
- Закройте глаза и представьте, что вы лежите на спине в траве. Прекрасный тёплый летний день. Вы смотрите в удивительно чистое голубое небо, оно такое необыкновенное вы наслаждаетесь им. Вы наслаждаетесь чудесным видом. Вы полностью расслаблены и довольны. Вы видите, как далеко на горизонте появляется крошечное белое облачко. Вы видите как оно медленно приближается к вам. Вы совершенно расслаблены. Вы в ладу с самим собой. Облако очень медленно подплывает к вам. Оно как раз сейчас над вами. Вы полностью расслаблены и наслаждаетесь этой картиной. Вы поднимаетесь к маленькому белому облачку. Вы парите всё выше и выше. И наконец вы ступаете на него. Вы совершенно расслаблены, в вас царит гармония, и вы парите высоко-высоко в небе.
9). Способы изменения самооценки
1 Постарайтесь более позитивно относиться к жизни. Используйте внутренний диалог с собой, состоящий только из позитивных утверждений. Если негативные мысли будут иметь место, постарайтесь тут же переключиться на приятное
2 Относитесь к людям так, как они того заслуживают. Выискивайте в каждом человеке не недостатки, а достоинства
3 Относитесь к себе с уважением. Составьте список своих достоинств. Убедите себя в том, что вы имеете таковые
4 Попытайтесь избавиться от того, что вам самим не нравится в себе Чаще смотрите на себя в зеркало, пытаясь ответить на вопрос: стоит ли что-то изменить в себе. Если да — то не откладывайте
5 Начинайте принимать решение самостоятельно Помните, что не существует правильных и неправильных решений. Любые принятые вами решения вы всегда можете оправдать и обосновать
6 Постарайтесь окружить себя тем, что оказывает на вас положительное влияние Приобретайте любимые книги, магнитофонные записи. Имейте и любите свои «слабости»
7 Начинайте рисковать Принимайте на себя ответственность, пусть доля риска сначала может быть невелика
8 Обретите веру: в человека, в обстоятельства и т.д. Помните, что вера в нечто более значительное, чем мы сами, может помочь нам в решении трудных вопросов. Если вы не можете повлиять на ход событий, «отойдите в сторону и просто подождите .
10) Тренинговое упражнение «… зато ты»
Цель упражнения: создание положительной атмосферы в группе, а также оно может служить прекрасным завершением тренинга.
Оборудование: листы бумаги А4 по числу участников, столько же ручек, можно разноцветных.
Ход упражнения:
Каждый из участников подписывает свой лист и пишет на нем один какой-то свой недостаток, затем передает свой лист другим участникам. Они пишут на его листе «… зато ты…» и далее какое-то положительное качество этого человека: все, что угодно (у тебя очень красивые глаза, ты лучше всех рассказываешь анекдоты).
В конце выполнения задания каждому участнику возвращается его лист.
11) Упражнение «Имя»
Цель: поднятие самооценки участников группы, акцентирование внимания на ценности каждого члена группы.
Ход упражнения: каждый участник записывает свое имя на листе бумаги. А затем придумывает положительные прилагательные о себе, начинающиеся с букв имени.
Подведение итогов.- Для себя вы можете выбрать подходящий метод снятия эмоционального напряжения и практиковать его регулярно. И через некоторое время вы почувствуете себя спокойным, уравновешенным в стрессовой ситуации. Главное умейте управлять своим стрессом.
Прощание.
- Закончить наше занятие я бы хотела следующими словами:
Учитесь управлять собой. Во всем ищите добрые начала.
И, споря с трудною судьбой, Умейте начинать сначала,
Споткнувшись, самому вставать, В себе самом искать опору
При быстром продвиженье в гору. Друзей в пути не растерять…
Не злобствуйте, не исходите ядом, Не радуйтесь чужой беде,
Ищите лишь добро везде, Особенно упорно в тех, кто рядом.
Не умирайте, пока живы! Поверьте, беды все уйдут:
Несчастья тоже устают, И завтра будет день счастливый!
Использованная литература:
- Н.А.Литвинцева Психологический автопортрет.м.1997) .
- Е.В.Шитова Практические семинары и тренинги для педагогов. Волгоград учитель 2009.
- И.О.Бабич Профилактика синдрома профессионального выгорания педагогов. Волгоград учитель.2009
Приложение 1
Тест: Насколько Вы подвержены стрессу?
Инструкция: Отвечая на вопросы, делайте отметку в той колонке, которая соответствует Вашему ответу.
№ | Вопрос | Почти всегда | Часто | Иногда | Почти никогда | Никогда |
1 | Вы едите, по крайней мере, 1 горячее блюдо в день? | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 |
2 | Вы спите 7-8 часов, по крайней мере, 3-4 раза в неделю? | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 |
3 | Вы постоянно чувствуете любовь других и отдаёте свою любовь взамен? | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 |
4 | В пределах 50 км у Вас есть хотя бы один человек, на которого Вы можете положиться? | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 |
5 | Вы упражняетесь до пота хотя бы два раза в неделю? | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 |
6 | Вы выкуриваете меньше половины пачки сигарет в день? | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 |
7 | За неделю вы потребляете не больше пяти рюмок алкогольных напитков? | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 |
8 | Ваш вес соответствует вашему росту? | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 |
9 | Ваш доход полностью удовлетворяет Ваши основные потребности? | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 |
10 | Вас поддерживает Ваша вера? | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 |
11 | Вы регулярно занимаетесь общественной деятельностью? | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 |
12 | У Вас есть один или два друга, которым вы полностью доверяете? | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 |
13 | У Вас много друзей и знакомых? | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 |
14 | Вы здоровы? | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 |
15 | Вы можете открыто заявить о св. чувствах, когда злы или обеспокоены чем-либо? | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 |
16 | Вы регулярно обсуждаете с близкими ваши домашние проблемы? | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 |
17 | Вы делаете что-то ради шутки хотя бы раз в неделю? | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 |
18 | Вы можете организовать Ваше время эффективно? | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 |
19 | За день Вы потребляете не более 3-х чашек кофе, чая? | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 |
20 | У Вас есть немного времени для себя в течение каждого дня? | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 |
Подсчитайте количество набранных баллов:___________________
Приложение 2
Упражнение «… зато ты»
Ф.И. участника______________________________________________________
Ваш недостаток (один):_______________________________________________
Положительные качества этого человека (пишут другие участники) « … зато ты…»:____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Приложение 3
Упражнение «Имя»
Цель: поднятие самооценки участников группы, акцентирование внимания на ценности каждого члена группы.
Ход упражнения: каждый участник записывает свое имя на листе бумаги. А затем придумывает положительные прилагательные о себе, начинающиеся с букв имени.
Например:
Ж – жизнерадостная _____________________________________
А - активная _____________________________________
Н – новая _____________________________________
Н – необычная _____________________________________
А – артистичная _____________________________________
_____________________________________
________________________________
________________________________
Приложение 4
Приемы снятия стресса.
1) Массаж.
- Наиболее распространённым типом массажа является точечный массаж, который оказывает целебный эффект и позволяет справиться с напряжением.
2) Упражнение «Звуковая гимнастика».
3) «Антистрессовые» продукты.
4) Занимайтесь любимым делом.
5) Проводите время в обществе.
6) Здоровый сон.
7) Улыбка.
8) Упражнение на расслабление («Белое облако»,…)
9) Дыхательные упражнения («Воздушный шар»,….)
10) Изменение самооценки (упражнение «Имя»)
Приложение 5
Способы изменения самооценки :
1 Постарайтесь более позитивно относиться к жизни. Используйте внутренний диалог с собой, состоящий только из позитивных утверждений. Если негативные мысли будут иметь место, постарайтесь тут же переключиться на приятное .
2 Относитесь к людям так, как они того заслуживают. Выискивайте в каждом человеке не недостатки, а достоинства .
3 Относитесь к себе с уважением. Составьте список своих достоинств. Убедите себя в том, что вы имеете таковые.
4 Попытайтесь избавиться от того, что вам самим не нравится в себе. Чаще смотрите на себя в зеркало, пытаясь ответить на вопрос: стоит ли что-то изменить в себе. Если да — то не откладывайте.
5 Начинайте принимать решение самостоятельно. Помните, что не существует правильных и неправильных решений. Любые принятые вами решения вы всегда можете оправдать и обосновать .
6 Постарайтесь окружить себя тем, что оказывает на вас положительное влияние. Приобретайте любимые книги, магнитофонные записи. Имейте и любите свои «слабости».
7 Начинайте рисковать. Принимайте на себя ответственность, пусть доля риска сначала может быть невелика.
8 Обретите веру: в человека, в обстоятельства и т.д. Помните, что вера в нечто более значительное, чем мы сами, может помочь нам в решении трудных вопросов. Если вы не можете повлиять на ход событий, «отойдите в сторону и просто подождите.
Приложение 6
Массаж.
Наиболее распространённым типом массажа является точечный массаж, который оказывает целебный эффект и позволяет справиться с напряжением.
• Постукивания кончиками пальцев по лицу. Задействованы указательный, средний и безымянный пальцы обеих рук. В области глаз постукивания должны быть более быстрыми.
• Поглаживания в области лба по направлению от бровей к корням волос. Задействованы те же пальцы.
• Поглаживание выступающей части щек. Движение выполняется теми же пальцами в направлении от носа к вискам.
• Кончиками среднего и безымянного пальца поглаживаем средние части щек от центра верхней губы к ушам.
• Поглаживание нижних частей щек и подбородка кончиками указательного, среднего и безымянного пальца. Движемся в направлении от подбородка к ушам.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Практикум. Регуляция эмоционального состояния
В статье рассмотрены теоретические вопросы саморегуляции и практические упражнения которые просты и доступны в своём применении....
Способы регуляции психоэмоционального состояния у педагогов
Обучить педагогов способам регуляции психоэмоционального состояния;Развить систему профилактики стрессовых ситуаций, эмоционального выгорания...
Рекомендации для воспитателей «Способы регуляции эмоциональных состояний взрослыми»
Рекомендации созданы специально для воспитателей, педагогов, чтобы предотвратить "синдром эмоционального выгорания на работе"....
Тренинг. Стресс и способы регуляции эмоционального состояния.
Профилактика профессионального выгорания педагогов...
Семинар «Способы регуляции эмоционального состояния у детей»
Целенаправленное использование способов и приемов регуляции эмоционального состояния у детей в учебном процессе оказывает существенное влияние на развитие их эмоциональной устойчивости. ...
семинар -практикум "Регуляция эмоционального состояния при стрессовых ситуациях"
Семинар рассказывает о применении различных способов способов саморегуляции, сопровождается презентацией...
Способы регуляции эмоциональных состояний
Семинар для воспитателей...