Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 405 комбинированного вида с татарским языком воспитания и обучения» Ново-Савиновского района г.Казани
План по самообразованию воспитателя
Алимовой Айсины Фаритовны
по теме: «Дидактические игры в обучении детей основам математики»
(2012-2017 уч.год)
Цель: повышение своего теоретического и педагогического уровня и компетентности по вопросу дидактические игры в обучении детей основам математики в соответствии с ФГОС ДО. Задачи: • изучить и обобщить психолого- педагогическую и методическую литературу по данной теме. • повышать свою психолого- педагогическую культуру, психологическую компетентность. • Обобщить и расширить опыты работы в данном направлении. Актуальность: В дошкольном возрасте игра имеет важнейшее значение в жизни маленького ребенка. Потребность в игре у детей сохраняется и занимает значительное место и впервые годы их обучения в школе. В играх нет реальной обусловленности обстоятельствами, пространством, временем. Дети - творцы настоящего и будущего. В этом заключается обаяние игры. В каждую эпоху общественного развития дети живут тем, чем живет народ. Но окружающий мир воспринимается ребенком по-иному, чем взрослым. Ребенок - “Новичок”, все для него полно новизны. В игре ребенок делает открытия того, что давно известно взрослому. Дети не ставят в игре каких-либо иных целей, чем играть. “Игра, есть потребность растущего детского организма. В игре развиваются физические силы ребенка, тверже рука, гибче тело, вернее глаз, развиваются сообразительность, находчивость, инициатива” – так писала выдающийся советский педагог Н.К. Крупская. Она так же указывала на возможность расширения впечатлений, представлений в игре, вхождения детей в жизнь, о связи игр с действительностью, с жизнью. Для ребят дошкольного возраста игра имеет исключительное значение: игра для них – учеба, игра для них – труд, игра для них - серьезная форма воспитания. Игра для дошкольников – способ познания окружающего мира. Потребность в игре и желание играть у школьников необходимо использовать и направлять в целях решения определенных образовательных задач. Игра будет являться средством воспитания, если она будет включаться в целостный педагогический процесс. Руководя игрой, организуя жизнь детей в игре, воспитатель воздействует на все стороны развития личности ребенка: на чувства, на сознание, на волю и на поведение в целом. В игре ребенок приобретает новые знания, умения, навыки. Игры, способствующие развитию восприятия, внимания, памяти, мышления, развитию творческих способностей, направлены на умственное развитие дошкольника в целом. Огромную роль в умственном воспитании и в развитии интеллекта играет математика. В настоящее время, в эпоху компьютерной революции встречающаяся точка зрения, выражаемая словами: “Не каждый будет математиком”, безнадежно устарела. Сегодня, а тем более завтра математика будет необходима огромному числу людей различных профессий. В математике заложены огромные возможности для развития мышления детей, в процессе их обучения с самого раннего возраста. В последнее время возникла тенденция: система образовательной работы с дошкольниками стала использовать школьные формы, методы обучения и нередко они сводятся к обучению их счёту, чтению и письму. Региональная комплексная программа включает ориентиры и требования по овладению содержанием дошкольного образования, очерчивая ряд достаточно серьезных требований к познавательному развитию дошкольников, частью которого является развитие математических способностей. Надо помнить, что математика – один из наиболее трудных учебных предметов. Следовательно, одной из наиболее важных задач воспитателя и родителей – развить у ребенка интерес к математике в дошкольном возрасте. Приобщение к этому предмету в игровой и занимательной форме поможет ребенку в дальнейшем быстрее и легче усваивать школьную программу. Изучая научную и методическую литературу, пришла к выводу, что максимального эффекта при изучении математики можно добиться, используя дидактические игры.
Этапы реализации | Задачи | Сроки | Подготовительный | Изучить и проанализировать специальную (психолого-педагогическую) литературу по проблеме исследования. | 2012-2013 учебный год | Диагностический | Разработка программно-методического обеспечения образовательного процесса . | 2013-2014 учебный год | Практический | Обобщение собственного опыта педагогической деятельности . | 2014-2015 учебный год | Аналитический | Анализ созданных педагогических условий для развития. | 2015-2017 учебный год |
Содержание деятельности | Сроки (начало- окончание) | Форма предоставления результатов | - Изучение психолого – педагогической, методической литературы по теме самообразования 2012-2013 учебный
| 1. Разработать систему использования игр, развивающих математические способности детей дошкольного возраста. | Сентябрь-октябрь 2012 год | Составление плана игр, развивающих математические способности детей дошкольного возраста. | 2. Изучение педагогического опыта других педагогов; | Октябрь-ноябрь 2012 год |
| 3. Изучение статей по использованию игр, развивающих математические способности детей дошкольного возраста. в журналах «Ребёнок в детском саду» и др.
| Декабрь,2012 год | Подбор методического оснащения. Составление конспектов занятий, развлечений.
| 4.Планомерное и систематическое совершенствование методов учебно – воспитательного процесса | Январь-февраль 2013 год |
| 5. Оформить в группе уголок «Дидактические игры»; | Март-апрель, 2013 год | Поделиться опытом работы с воспитателями.
| - Разработка программно-методического обеспечения образовательного процесса
2013-2014учебный год
| 1.Разработать и апробировать систему дидактических игр, способствующих математическому развитию детей дошкольного возраста.
| Сентябрь – Май 2013-2014 год | Поделиться опытом работы с воспитателями.
| 2. Изучить влияние дидактических игр на развитие математические способностей детей дошкольного возраста.
| Октябрь-ноябрь, 2013 год |
| 3. Систематизировать практический материал по данной проблеме и создать презентацию «Дидактические игры в обучении детей основам математики» | Декабрь, 2013 год | Презентация | 4. Изучать опыт работы воспитателей через интернет-ресурсы | Январь - Февраль, 2014 год | Просмотр деятельности педагога
| 5. С целью повышения профессиональной компетентности в вопросах развития математических способностей детей дошкольного возраста для педагогов ДОУ был проведен в течение года цикл консультаций: - «Развитие представлений о цвете, форме, величине посредством развивающих игр»,
- «Развитие математических способностей у дошкольников».
- «Дидактические игры по математике в детском саду».
| В течение года |
| 6. Подготовка анкет, памяток, рекомендаций для педагогов, родителей и детей.
| Март-апрель 2014 год | - Родительское собрание «Игра- ведущий вид деятельности детей дошкольного возраста»;
- Консультация: «Влияние дидактической игры на математическое развитие ребенка»;
- Памятка для родителей: «Использование дидактических игр в жизни детей»
Участие родителей в изготовлении дидактических игр и демонстрационного материала. - Выступление на родительском собрании с отчётом о проделанной работе за учебный год.
| 7. Подготовка материала к информационным стендам
| Май, 2014 год | День открытых дверей. | III. Обобщение собственного опыта педагогической деятельности
| 1.Диагностика . Анализ уровня математического развития у детей младшего дошкольного возраста | Сентябрь-Май, 2014-2015 уч.год
| Информационные листы в виде таблицы с результатами
| 2. Публикация собственного опыта педагогической деятельности в социальной сети для работников образования. | Сентябрь-Май, 2014-2015 уч.год
| Публикации в социальной сети
| 3. Обобщение опыта работы, систематизация полученного материала для его распространения | Сентябрь-Май, 2014-2015 уч.год
| Составление конспектов занятий, консультаций для родителей и воспитателей | III. Анализ созданных педагогических условий для развития 2015-2017 год
|
|