Тренинговое занятие для родителей детей с ОВЗ "Сбрось усталость".
материал на тему
Психологический тренинг для родителей детей с ОВЗ, направленный на профилактику эмоционльного напряжения.
Включены упражнения на создание позитивного настроения, снятие мышечного напряжения, оптимизацию самооценки, сокращене дистанции в общении и развитие групповой сплочёности.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Тренинг для родителей детей с ОВЗ, направленный на снятие эмоционального напряжения. | 19.46 КБ |
Предварительный просмотр:
Психологический тренинг для родителей по теме:
«Профилактика эмоционального напряжения у родителей воспитанников с ОВЗ»
«Сбрось усталость!»
Психологами всего мира отмечается, что родители, воспитывающие детей с ОВЗ изо дня в день испытывают колоссальное эмоциональное напряжение. Ответственность и сложность «родительского труда», усугублённая бытовыми проблемами и заботами увеличивают риск развития депрессивных состояний, что крайне сильно влияет на любого человека, подрывая его физическое и психическое здоровье, желание и умение радоваться жизни, быть счастливым.
Эффективной формой профилактики эмоционального напряжения родителей я считаю психологические тренинги, которые позволяют:
- познакомить родителей с приёмами саморегуляции (дыхательная гимнастика, релаксация, мышечное расслабление, визуализация, концентрация);
- развить навыки управления стрессом, навыки позитивного мышления;
- снять психофизическое напряжение, повысить стрессоустойчивость;
- повысить сплочённость родительского коллектива.
Организация тренинга: группа родителей из 10-15 человек.
Форма проведения тренинга: создание круга, свободное перемещение по залу, принятие удобного положения тела во время релаксации.
Продолжительность: 30-40 мин.
Формы работы:
- фронтальная работа;
- работа в подгруппах;
- работа в диадах;
- индивидуальная работа.
Методы работы:
- беседа-дискуссия;
- игровые упражнения;
- релаксационные упражнения;
- арт-терапия.
Принципы работы:
- искренность в общении;
- обязательное участие в работе группы в течение всего времени;
- «невынесение» обсуждаемых проблем за пределы группы;
- право каждого участника сказать «стоп» - прекратить обсуждение его проблем;
- каждый участник говорит от себя, от своего имени;
- не критиковать и признавать право каждого участника на своё мнение;
- общение между всеми участниками на «ты».
Примерная структура тренингового занятия.
- Ритуал приветствия.
- Разминка.
- Основное содержание занятия.
- Рефлексия занятия.
- Ритуал прощания.
Ход занятия.
1.Упражнение «Приветствие».
Цель: создание позитивного настроения и настроя на работу в группе.
Участники садятся в круг. Ведущий: - Давайте начнём с того, что выскажем друг другу пожелания на день. Первый встаёт подходит к любому и, поздоровавшись, высказывает своё пожелание на день. Тот, к кому подошёл первый участник, подойдёт к следующему и т.д., пока каждый не получит пожелание.
2.Упражнение «Психологическая зарядка».
Цель: снятие мышечного напряжения, оптимизация самооценки.
1. Стоя, свести лопатки, улыбнуться, подмигнуть левым глазом, потом - правым, повторить: «Очень я собой горжусь и на многое гожусь!»
2. Положить ладонь на грудь: «Я на свете всех умней!»; вытянуть руки над головой: «Не боюсь я никого!»; повернуть голову вправо: «Чудо как я хороша!»; повернуть голову влево: «Проживу теперь сто лет!»
3. Потирая ладонь о ладонь: «Я принимаю удачу, с каждым днём становлюсь богаче!»
4. Встать на цыпочки, руки сомкнуть в кольцо над головой: «Я решаю любые задачи, со мной всегда любовь и удача!»
5. Руки на бёдрах, делая наклоны в право и влево: «Покой и улыбку всегда берегу, и мне все помогут, и я помогу!»
6. Вытянуть руки вперёд, сжать кулачки, делать вращение руками: «На пути у меня нет преграды, всё получится как надо!»
3. Упражнение «Пианино»
Цель: включение в работу, снятие накопившегося напряжения.
Участники садятся по кругу, кладут ладони на колени соседей. Ведущий запускает движение: один хлопок- вправо, два хлопка – влево. Сидящие по бокам продолжают заданный рисунок хлопков.
4. Упражнение «Сидим без стульев»
Цель: сокращение дистанции в общении.
Участники расходятся по комнате. Звучит музыка, все двигаются в её ритме. Когда музыка заканчивается, участники как можно быстрее образуют пары: один наполовину приседает, другой садится на колени. Два участника, выполнившие упражнение последними, выходят из игры. Оставшаяся последней пара награждается аплодисментами.
- Упражнение «Я падаю!»
Цель: развитие групповой сплочённости.
Участники прогуливаются по комнате. Неожиданно один из игроков, закричав: «Я падаю!», начинает медленно опускаться на пол или падать вперёд. Остальные играющие должны молниеносно поспешить на помощь и подхватить нуждающегося в поддержке, прежде чем он коснётся пола. Когда падающий будет спасён, все снова расходятся по комнате, действие повторяется снова.
- Упражнение «Музыкальная релаксация»
Цель: снятие мышечных зажимов.
Ведущий: «Сегодня я предлагаю вам потанцевать. Не смущайтесь, не бойтесь! Ваши движения могут быть абсолютно различными. Импровизируйте! Главное – это ощущение свободы, радости от движения в такт музыке. Начали!»
Звучит музыка вальса.
- Упражнение «Мне сегодня…»
Цель: рефлексия прошедшего тренинга, поднятие настроения.
Каждому участнику тренинга предлагается закончить фразу: «Мне сегодня…» и сказать, оправдались ли ожидания от занятия.
В ответ ведущий предлагает участникам достать по одной записке из «волшебной шкатулки», которая подскажет им, что ожидает их сегодня или что нужно сделать в ближайшее будущее.
Пожелания:
- тебе сегодня особенно повезёт;
- жизнь готовит тебе приятный сюрприз;
- наступило время сделать то, что ты постоянно откладываешь;
- люби себя такой, какая ты есть – неповторимой!
- сделай себе подарок, ты его заслуживаешь;
- сегодня с тобой и радость, и спокойствие;
- сегодня твой день, успех с тобой!
- верь в себя, все твои планы и мечты реализуются.
Эти пожелания волшебным образом влияют на людей, подбадривают, придают уверенности.
Литература:
- Бабич О.И. Профилактика синдрома профессионального выгорания педагогов: диагностика, тренинги, упражнения. – Волгоград, 2009.
- Монина Г.Б., Лютова-Робертс Е.К. Коммуникативный тренинг (педагоги, психологи, родители) – СПб, 2007.
- Самоукина Н. А. Практический психолог в школе: лекции, консультации, тренинги. – М., 1997.
- Семёнова Е. М. Тренинг эмоциональной устойчивости педагогов. – М., 2002.
Тебе сегодня особенно повезёт.
Жизнь готовит тебе приятный сюрприз.
Наступило время сделать то, что ты постоянно откладываешь.
Люби себя такой, какая ты есть – неповторимой!
Сделай себе подарок, ты его заслуживаешь;
Сегодня с тобой и радость, и спокойствие;
Сегодня твой день, успех с тобой!
Верь в себя, все твои планы и мечты реализуются.
Всё тобою задуманное непременно сбудется.
Жизнь улыбнётся тебе, никогда не унывай!
Прими ситуацию такой, какая она есть. Всё решится само собой.
Верь в мечту, и она обязательно сбудется!
Шагай по жизни смело, всё будет так, как ты хочешь.
Жизнь даёт тебе шанс, не упусти его!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Тренинговое занятие для родителей "Я сам или Мой ребёнок - УЖЕ САМ"
Тренинговое занятие для родителей на тему самостоятельности....
Тренинговое занятие взаимодействия родителей и детей "Мы понимаем друг друга"
Повышение психологической компетентностиродителей в вопросах воспитания и развитие эффективных навыков коммуникации с детьми....
Тренинговое занятие для родителей вновь поступивших детей
Отправляя ребенка впервые в детский сад, родители с волнением и тревогой задаются вопросом: "Как там мой малыш?". Адаптация к условиям детского сада всегда стресс для ребенка и его родителей. В ходе т...
Тренинговое занятие взаимодействия родителей и детей
Тренинговое занятие взаимодействия родителей и детей "Мы вместе"...
Тренинговое занятие для родителей и детей подготовительной группы: "На ошибках учатся"
Неудачи и ошибки случаются с каждым из нас, но отношение к неудачам и ошибкам у каждого — разное. Одни люди прогибаются или ломаются под давлением неудач, а другие используют проблемы, чтобы ста...
Тренинговое занятие для родителей и детей подготовительной группы: "На ошибках учатся"
Неудачи и ошибки случаются с каждым из нас, но отношение к неудачам и ошибкам у каждого — разное. Одни люди прогибаются или ломаются под давлением неудач, а другие используют проблемы, чтобы ста...
Тренинговое занятие для родителей и детей старшей группы: "Оптимизация детско-родительских отношений"
Особая роль в развитии ребенка и его эмоциональной и личностной сферы, традиционно отводится фактору взаимодействия родителей и ребенка, как на ранних, так и на более поздних этапах развития. В процес...