Проект мини-музей "Русская матрешка"
проект (младшая группа) на тему

Жучкова Наталья Александровна
« Чем дальше в будущее входим, Тем больше прошлым дорожим, И в прошлом красоту находим, Хоть новому принадлежим»

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_mini_muzey_russkaya_matreshka.docx213.02 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

 «Детский сад № 79 «Соловушка»

ПРОЕКТ:

«  РУССКАЯ  МАТРЕШКА»

                                                       

                                                         Составитель: Жучкова Н.А.

               

                                                       

                                                    г. Ангарск 2014

                                Содержание:

2015-2016

СОДЕРЖАНИЕ ПРОЕКТА

Тип: 

Информационно – творческий,  

Место проведения: 

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

 «Детский сад № 79 «Соловушка»

По количеству участников: 

групповой ( 2 младшая группа)

Проблема: 

                                                                  « Чем дальше в будущее входим,

                                                                   Тем больше прошлым дорожим,

                                                                    И в прошлом красоту находим,

                                                                    Хоть новому принадлежим»

Выбранная тема интересна тем, что кукла, матрешка - самая древняя и популярная игрушка во всех странах мира. Первые куклы были связаны с обрядами, выражающими основы мировоззрения первобытного общества. Куклы была не просто игрушками. Через них предавалась система ценностей народной культуры. Назначение куклы было разнообразно: ритуальное, магическое, исцеляющее и развлекательное. Главная ценность традиционной народной куклы состоит в том, что она сохраняет в своём облике самобытность своего народа. На Руси существовало поверье: "Чем дольше девочка играет в куклы, тем счастливее она будет". Проблема   состоит в том,  что  в последнее время  современные родители не приобщают детей к национальной культуре, не воспитывают у них уважение  и бережное отношение к культуре и традициям нашего народа, а возможно и не знают, как это сделать. И мы решили с помощью осуществления данного проекта, вызвать познавательный  интерес через национальную игрушку - русскую матрёшку.

Проблемные вопросы, на  решение которых направлен проект:

Почему русская матрешка является символом России?

Почему деревянную куклу - игрушку назвали матрешкой?

Благодаря чему матрешка остается любимой и популярной во всем мире?

Как появилась матрешка?

У детей обогатится кругозор и они узнают об игрушке как образе материнства и  семьи.

Актуальность проекта:

         Матрешка – самая известная русская игрушка. Но мало кто знает, откуда появилась матрешка. Появление матрешек удивляет – что же таится внутри, какая она, самая маленькая куколка! Когда главный секрет открыт, начинается  игра: какая фигурка меньше – больше, выше – ниже. Наша работа посвящена изучению возникновения  матрешки.

Цель проекта:

Воспитание интереса детей к истории России, народному творчеству на примере русской национальной игрушки.

Создание условий,  раскрывающих творческий и интеллектуальный потенциал младших дошкольников, ориентированных на диалогические взаимодействие детей, родителей  и  педагогов,  способствующих  пониманию  и саморазвитию всех участников педагогического  процесса на основе приобщения детей к традиционной культуре родного края.

Механизм реализации проекта:

Создание мини-музея «Русская Матрёшка» .

Этапы реализации проекта:

Этап I Подготовительный.

- выбор темы проекта и формы для его защиты.

-подбор методического материала, литературы по данной теме.

-подбор дидактических игр, иллюстраций, приобретение материалов для изодеятельности;

Этап II Исследовательский:

-к кому обратится за помощью (взрослому, педагогу);

 -в каких источниках можно найти информацию;

-какие предметы использовать (принадлежности, оборудование);

-с какими предметами научиться работать для достижения цели;

-ознакомление с историей матрешки;

-изучение художественных элементов;

-составление орнаментов;

Этап III Творческий

-работы детей (лепка матрёшек из  соленого теста и роспись)

- совместная художественная деятельность родителей и детей

-обобщение результатов работы;

- сбор – коллекции игрушек – матрешек; создание Мини - музея.

- развлечение на тему « В гости к нам идет Матрешка»

Ожидаемый результат:

Повышение информированности  детей и их родителей о родной культуре, на примере Матрёшки, нравственного и личностного отношения к действительности.

Улучшение работы по взаимодействию с родителями, активизация позиции родителей как участников педагогического процесса детского сада

Задачи проекта:

1. Формировать у детей  представление о русской народной  игрушки  Матрешки;

2. Развивать познавательный интерес  к  народной игрушки Матрешки;

3. Формировать позитивное, уважительное отношение к родному краю, к труду, его истории.

4. Развивать творческие способности детей  и родителей  в продуктивной и музыкальной деятельности на местном материале, знакомить  с народным промыслом.

5.Ссоздать условия для участия родителей в образовательном процессе .

6..Познакомить и  привлечь внимание родителей  к историческому и культурному наследию родного края .

7. Создать  Мини - музей « Русская Матрешка»

8. Провести развлечение на тему « В гости к нам идет Матрешка»

Схема реализации проекта.

                                       

Выводы:

В результате проведенной работы дошкольники понимают и знают, что:

  • Матрешка, является национальной игрушкой
  •  Дети  заинтересованы  русской  народной игрушкой Матрешкой, проявилась их познавательная  активность,  они  рассказывают  о ней и делятся своими знаниями с другими детьми, играют матрешками.
  •  Проявился интерес к  сюжетно – ролевой игре.      
  • Но главное мы поняли, что русская матрешка является символом России и так нравится людям. Она несет в себе любовь и дружбу.
  • В русской игрушке, отразились народные представления о мире, добре, красоте. Именно поэтому народная игрушка – символ русского искусства.

В результате проведенной работы мы отметили:

  • Тема разработанного проекта выбрана с учетом возрастных особенностей детей младшего возраста и объема информации , которая может быть ими воспринята , что положительно повлияло на различные виды деятельности , (игровую , познавательную , художественную , речевую , музыкально-игровую.)
  • Отмечалась положительная реакция и эмоциональный отклик детей.
  • На знакомство с разными видами матрешек , дети проявляли интерес и желание играть с ними.
  • Возросла речевая активность детей , что положительно повлияло на различные виды деятельности (игровую , познавательную , художественно речевую , музыкально игровую).
  • Считаем, что удалось достигнуть хороших результатов взаимодействия педагог- родители.
  • Родители принимали активное участие в реализации проекта и создания « Мини - музея»

                                                                                                  Приложение №1.

План работы с родителями по реализации проекта:

 «  Русская Матрешка »

Дата

Название мероприятие

Задачи мероприятия

Форма и место проведения

 Беседа "Как появилась матрешка".

Познакомить с историей возникновения Матрешки

Отгадывание загадки о матрешке ситуативный разговор  в группе

Аппликация «Украсим Матрешкам сарафан»

Дети выкладывают узор на сарафане у матрешки

НОД

 «Мы веселые Матрешки».

Выполнять движения под музыку

Физкультурный досуг (в зале)

Рисование  « Раскрасим Матрешку»

Учить  разукрашивать раскраски по образцу

НОД

 Стихотворение« Матрешка» А. Гришина

Заучивание стихотворений по теме.

Заучивание в группе

Лепка из  соленого теста « Матрешка»

Продолжать учить создавать образ матрешки

НОД

Музыка« Мы веселые матрешки»

Разучивание песни. танца

Музыкальный зал

 ФКМП  Д\ игра « Разложи и собери матрешку»

Продолжать учить детей сравнивать матрешек по величине и количеству

В группе

Участие родителей в создании  Мини- музея « Матрешка»

Оформление выставки.

 В группе. Выставка поделок-матрешек, пошив сарафанов к развлечению

Музыкальное развлечение « В гости к нам идет Матрешка»

Привлечь родителей

Доставить радость всем участникам

Музыкальный зал

Подведение итогов.

                                                                                                        Приложение №2

План работы с родителями по реализации проекта:

«Русская Матрешка»

Дата

Название мероприятия

Форма и место проведения

Познакомить  родителей с  проектом целью его проведения

Анкетирование родителей на начальном этапе  проекта

Привлечь родителей к участию выставки:

« Матрешка»

Консультация: « Матрешка»

Раздача буклетов:

« Матрешка – русская игрушка»

Блиц – опрос родителей

 « Матрешкины вопросы»

Участие родителей в музыкальном развлечении « Матрешка в гостях у ребят».

Приложение №3

План работы с педагогами реализации проекта:

 «  Русская матрешка»

Дата

Название

мероприятия

Форма и место проведения

Ознакомить педагогов с  проектом, целью его проведения

Привлечь педагогов МБДОУ №67 к разработке буклетов: « Русская матрешка»

 Оказание помощи  в организации выставки   мини – музея «  Русская матрешка» (взаимодействие с детьми и родителями группы)

 Беседа – презентация « История появления матрешки» с педагогами

Оформление общей выставки « Русская матрешка»

                                                                                                                Приложение№4

Анкета для родителей « Игрушка в жизни ребенка»

Уважаемые родители!

  Ответьте, пожалуйста, на вопросы анкеты. Ваше мнение очень важно для нас.

1. Как часто Вы приобретаете для своих детей игрушки?

  • раз в неделю
  • раз в месяц;
  • только по праздникам;
  • не покупаю игрушки

 

2.  Что является для Вас мотивом для покупки детских игрушек?

  • Покупаю подарки к празднику;
  • иду в магазин покупать одежду, заодно покупаю понравившиеся игрушки;
  • хочу просто порадовать своего ребенка новой игрушкой;
  • все старые игрушки ребенку надоели;
  • в магазине появились игрушки-новинки;
  • покупаю, когда старые игрушки уже не подходят по возрасту.

 3. Какие игрушки Вы приобретали для своего ребенка в течение последних 6 месяцев?

  • Куклы, пупсы;
  • аксессуары для кукол (домики, мебель, одежда, коляски, ванночки);
  • конструкторы, пазлы, мозаики, кубики;
  • настольные игры, различные познавательные карточки, лото;
  • технические игрушки (железные дороги, машинки и т.п.);
  • спортивные;
  • музыкальные;
  • радиоуправляемые;
  • развивающие;
  • народные;

 4. На что Вы обращаете внимание, покупая игрушку?

  • На цену;
  • качество;
  • возрастные рекомендации;
  • • дизайн;
  • страну-изготовитель;
  • известность марки;
  • наличие развивающей функции;
  • скидки и бонусы при покупке;
  • желание ребенка;

.

 

5.Какая Ваша любимая игрушка была в детстве? ______________________________________________

 

 6.   Сколько игрушек должно быть у ребенка?___________________________________________________

 

 7. Какие народные игрушки Вы знаете?  ________________________________________________________

 

 8.С какими народными игрушками Вы играли в детстве? ________________________________________

 

9. Есть ли у Ваших детей народные игрушки дома? ______________________________________________

 

10. После просмотра мультфильма (рекламы) Ваш ребенок просит купить игрушку-героя этого мультфильма (рекламы). Как Вы будете действовать?___________________________________________

______________________________________________________________________________________________

 11.Существуют ли, по Вашему мнению, антиигрушки и как Вы к ним относитесь?__________________

 

 12.Может ли игрушка, на Ваш взгляд, нанести вред психическому развитию ребенка?_______________

 

 13.Мастерите ли Вы какие-нибудь игрушки сами или вместе со своими детьми? Если да, то какие? Если нет, то почему?____________________________________________________________________________________

 

14. Поможет ли игрушка ребенку в преодолении трудностей, которые он испытывает в общении со сверстниками?

                                                Спасибо, за сотрудничество.

                                                                                                                                 

                                                                                                     

         Приложение №4

                               Анкета для родителей

Дорогие родители, попробуйте дать ответы на «Матрешкины вопросы».

Матрешкин блиц-опрос:

1. Сколько лет матрешке? (По сравнению с другими игрушками матрешка молода, ей чуть больше ста лет).

2. Из какой страны пришла к нам идея создания матрёшки? (Из Японии, в виде фигурки старца мудреца – Фукурумы) .

3. Где создавались первые матрёшки? (В магазине - мастерской «Детское воспитание» купцов Мамонтовых в Абрамцево под Москвой) .

4. Почему игрушке дали такое имя - Матрёшка?  (Это было распространённое имя среди бедных девушек в виде них изображались матрёшки в те годы) .

5. Назовите главный секрет матрешки. (Это кукла с сюрпризом: внутри большой матрешки сидит матрешка поменьше, а в той еще и еще) .

6. Из какого материала сделана матрешка? (Из дерева. Дерево – материал доступный, прочный, податливый, красивый, хорошо окрашивается) .

7. Какие породы деревьев годятся для изготовления матрешки и почему? (Это береза и липа, древесина у них легкая и мягкая) .

8. С помощью какого инструмента матрешка становится такой «точеной»? (Токарный станок, долото, рубанок) .

9. Какие основные названия матрёшек вы знаете? (Сергиево – посадская, Семёновская, Полхов – Майданская, Вятская) .

10. Где и когда матрёшка завоевала золотую медаль? (в Париже в 1900г) .

Интересная информация: В Книгу рекордов занесены 25-местная, 48-местная, 77-местная. Самая большая - ростом с первоклассницу, самая маленькая - с горошину

Поэтическая страничка

Сколько? (Я.Тайц)

Папа принес Маше матрешку и сказал:
- Вот тебе три игрушки.
- Почему три? – спросила Маша. – Одна матрешка.
- Давай считать, - сказал папа. – Одна?
- Одна!

Папа открыл матрешку, там другая,  поменьше.
- Две?
- Две!

Папа открыл вторую, а там еще одна, самая маленькая.
- Три?
- Три, - засмеялась Маша.
- То-то, - сказал папа.

Загадки про матрешку

Загадки про матрешку

 

В деревянной Машеньке
Внутри кукла Сашенька.
Открой куклу Сашеньку,
А там - крошка Дашенька.
А в сестрице Дашеньке
Есть малютка Пашенька.

(Матрешка)

 

Ростом разные подружки,

Не похожи друг на дружку,

Все они сидят друг в дружке,

В этой молодице

Прячутся сестрицы.

Каждая сестрица –

Для меньшей – темница.

(Матрешка)

Толстушка покупается,
В средине открывается -
Племяшка улыбается.
Племяшка открывается -
Внучка в ней вмещается.
Как тётя называется?

(Матрешка)

Разноцветные Подружки
Перепрятались друг в дружке.
Мал, мала, меньше.

(Матрешка)

 

Г. Таравкова

 Эти яркие сестрички,
Дружно спрятали косички
И живут семьей одной.
Только старшую открой,
В ней сидит сестра другая,
В той еще сестра меньшая.
Доберешься ты до крошки,
Эти девицы -..
.(Матрешки)

 

О. Карелин

 Она на вид одна, большая,
Но в ней сестра сидит вторая,
А третью - во второй найдёшь.
Их друг за дружкой разбирая,
До самой маленькой дойдёшь.
Внутри их всех - малютка, крошка.
Всё вместе - сувенир .. (
Матрешка)

 

З. Медведева « Матрешка»

У меня матрешка есть,
Новая игрушка,
В жёлтом сарафанчике
Славная толстушка.

А её откроешь -
В неё сидит вторая,
Вся в зеленом, как весной
Травка молодая…

А вторую отвернешь -
Там еще матрешка.
Та матрешка вовсе крошка,
То – любимая матрешка.

Вся она как маков цвет -
Сарафан на ней надет
Алый, как цветочек,
И под цвет платочек.

Пуще всех её храню,
Больше всех её люблю,
Маленькую крошку -
Красную матрешку.

                           

                            Конспект занятий с детьми.

                                       Тема: « Русская Матрешка»

Цель: Познакомить  с народной игрушкой – матрешкой, формировать понятие, из чего она сделана, как украшена; расширять  словарный запас, развивать интерес к народной игрушке, умение украшать матрешку.

Планируемые результаты: проявляет познавательный интерес к народной игрушке, - матрешке, к художественным произведениям о матрешке, старается расширять  представление об игрушке.( матрешке)

Материал:  Расписные матрешки – семеновские, загорские; наборы матрёшек  иллюстрации « Коллекции матрешек», плоскостные  матрёшки на каждого  ребенка , краски, гуашь, вода , кисточки ТСО-музыка..

Словарная работа: матрешка, расписана, народная игрушка, деревянная.
Предварительная работа:  знакомство , матрёшкой; рассматривание альбомов и иллюстраций «Народная игрушка», заучивание стихотворений про матрёшку.

 Содержание деятельности

Воспитатель: Здравствуйте гости дорогие! Милости прошу! У меня есть  сундук, который мне подарила бабушка. Как вы думаете, что там может быть? ( Предположение детей). Хотите заглянуть?

-Ой! Да тут матрешки разные, какие красивые!  ( Дети любуются)

Воспитатель :

« Дуйте в дудки, бейте в ложки !

В гости к нам пришли матрешки.

Матрешки деревянные,

Матрешечки  румяные»

  Воспитатель достает большую матрешку, дети внимательно ее рассматривают. Матрешка здоровается с детьми и раскрывает свой секрет.

«Матрешки на окошке

Под ярким сарафаном,

И вся семья в матрешке,

Как в доме деревянном»

Дети здороваются с матрешкой, каждый ребенок получает по одной матрешке. Дети рассматривают матрешек.

 Воспитатель:  Давайте прочитаем  стихотворение   про матрёшек.
Дети читают стихи.

 Соня: «Очень любят все матрёшки разноцветные одёжки.
              Всегда расписаны на диво очень ярко и красиво.»

Даша: «Они игрушки знатные, складные и ладные.
            Матрёшки всюду славятся, они нам очень нравятся.»

Воспитатель: Матрешка - это игрушка. С ней можно играть, любоваться, разбирать и собирать. Матрёшка – это особенная игрушка, она разбирается, в каждой большой живёт маленькая, а в каждой маленькой ещё меньше.
Воспитатель: Как вы думаете ,для чего сделали этих матрешек?

 Ответы детей ( играть)

- Правильно, чтобы детки могли играть, развлекаться, ума набираться.

Воспитатель:  Ребята, вы знаете из чего сделана матрешка ?
Дети: - Из дерева

- Конечно из дерева. Мастер брал деревянный брусок и обрезал лишнее, закругляя его .Дерево светлое, а матрешки все  цветные, яркие. Как это получилось?  ( Ответы детей)

- Верно, украшали красками, разрисовали ей сарафан, платье, платок. У каждого мастера была своя манера росписи, поэтому матрешки разные.

-Скажите ,почему вам понравились матрешки? ( Они красивые, нарядные, яркие, веселые)

-Какой узор на сарафане? ( Листья, цветы). Посмотрите еще на одну матрешку – она поменьше . Эта матрешка такая же нарядная, как ее сестрица. Как украшено ее платье?  Ответы детей. Дети убирают матрешек на стол.

Физкультминутка.

Хлопают в ладоши дружные матрёшки. (хлопают)
На ногах сапожки топают матрёшки. (топают)
Влево, вправо наклонись, (наклоны влево, вправо)
Всем знакомым поклонись. (дети кланяются)
Девчонки озорные матрёшки расписные, (кружатся)
В сарафанах ярких, пёстрых. (приседают)
Вы похожи словно сёстры. (качают головой)
Ладушки, ладушки. Весёлые матрёшки. (хлопают)
Воспитатель достает матрешку- заготовку не украшенную узором и обращает  внимание детей на  эту матрешку.

- А посмотрите на эту матрешку, ее наверно забыли украсить. Как вам кажется какое у нее настроение?  ( невеселое)

- Давайте, ребята украсим ее наряд, и она тоже будет веселой. Каждый из нас придумает свой узор и украсит сарафан  своей матрешке- подружке ( раздает детям плоскостные  изображение матрешки на бумаге)

 Дети рисуют под музыку « Светит месяц»

- Какие красивые узоры получились! Все очень постарались. Молодцы!

Воспитатель: ( Прячет в большую матрешку маленькие, приговаривает)

                         «Мышку встретили подружки
                          И попрятались друг в дружке,
                          А которая осталась
                          Больше всех перепугалась.»

Матрешка и воспитатель прощаются с детьми, приглашая их еще в гости.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Игровой проект "ЛЮБИМАЯ ИГРУШКА - МАТРЕШКА"

ПАСПОРТ ПРОЕКТА ТИП ПРОЕКТА: групповой, краткосрочный, игровой, познавательно – речевойУЧАСТНИКИ: дети, родители воспитанников, педагоги МБДОУСРОКИ РЕАЛИЗАЦИИ: II неделя каждого месяцаАКТУАЛЬНОСТ...

Проект "Наша русская матрешка"

При проведении данного проекта дети познакомятся с историей создания русской матрёшки, ее видами, особенностями росписи. Через игрушку мы приобщаем детей к национальной русской культуре. В проекте уча...

Педагогический проект. «Народная игрушка- матрешка»

Данный разработанный материал поможет осуществить с дошкольниками работу по изучению народных истоков нашей страны, а именно историю народной игрушки - Матрешки....

Проект "Мини - музей матрешки"

Вторая младшая группа...

Проект "Русская красавица- матрешка"

Проект для средней группы....

Образовательный проект "Народная игрушка-матрешка"

Проект направлен на решение вопросов патриотического воспитания детей, знакомство их с народной игрушкой, народными традициями  и символом России....

Проект "Народная игрушка-матрешка"

Краткосрочный проект для детей средней группы....