Квест-игра – интерактивная форма работы с детьми.
учебно-методический материал на тему

Стеганцева Ольга Николаевна
Основной принцип мастер класса: «Я знаю, как это сделать, и покажу вам» Цель: - поделиться с педагогами имеющимся опытом работы по использованию квест – технологии в работе с детьми старшего дошкольного возраста в условиях реализации ФГОС ДО. Задачи: - конкретизировать представления педагогов о принципах организации и содержании квест – игры; - предложить практические рекомендации, направленные на повышение эффективного использования квест – технологии; - создать условия для профессионального общения, самореализации и стимулирования творческого потенциала педагогов. Ход проведения: Уважаемые коллеги! Тема сегодняшнего мастер – класса «Использование квест – технологии в работе с дошкольниками» Квест – игра…Возможно, некоторым из вас она знакома как компьютерная игра, предназначенная для детей школьного возраста и даже – для людей более старшего возраста. На мой взгляд, эта игра – креативная, современная, зажигательная. Считаю, что эта технология приемлема и для дошкольников. • Во – первых, квест – технология – это один из вариантов игры – путешествия, применяемой в дошкольном возрасте, а игра, как мы знаем, ведущий вид детской деятельности. Во – вторых, квест – технология имеет четко поставленную дидактическую задачу, игровой замысел, обязательно имеет руководителя (наставника), четкие правила, и реализуется с целью повышения у детей уровня знаний и умений. Роль педагога-наставника в квест-игре организационная, т.е. педагог определяет образовательные цели квеста, составляет сюжетную линию игры, оценивает процесс деятельности детей и конечный результат, организует поисково-исследовательскую образовательную деятельность. • В – третьих, квесты могут проходить как в закрытом пространстве (группа, помещение детского сада), так и на улице, на природе охватывая все окружающее пространство. В – четвёртых, квест – игра дает возможность при объединении различных видов детской деятельности ненавязчиво реализовывать задачи каждого из 5-ти направлений развития и образования ребенка. • А самое главное, дети с большим интересом и легкостью участвуют в игре, что стимулирует их быть активными в познавательной, поисковой или продуктивной деятельности. Итак, что такое квест – игра? Квест – это вид сюжета (литературного, компьютерного, игрового), в котором путешествие к намеченной цели проходит через преодоление ряда трудностей. Квест – это командная игра. Идея игры проста – команды, перемещаясь по точкам, выполняют различные задания. Но изюминка в том, что, выполнив одно задание, дети получают подсказку к выполнению следующего, что является эффективным средством повышения мотивационной готовности к познанию и исследованию, а значит, есть возможность развивать когнитивные качества, необходимые ребенку в школе. Для того, чтобы квест действительно был увлекательным и в тоже время, обучающим, чтобы задействовать всех участников и дать возможность каждому проявить себя, от педагога требуется высокий профессионализм как в плане подготовки такой игры, так и в ходе ее проведения. На сегодняшний день, различается несколько видов квестов. При планировании и подготовки квеста большую роль играет сам сюжет и то образовательное пространство где будет проходить игра. Будет ли это закрытое пространство или более широкое поле деятельности, сколько будет участников и организаторов, откуда будут стартовать участники, будут двигаться в определенной последовательности или самостоятельно выбирать маршрут. В зависимости от этого квесты можно условно разделить на три группы: - Линейные (игра построена по цепочке: разгадав одно задание, участники получают следующее, и так до тех пор, пока не пройдут весь маршрут); - Штурмовые (игроки получают основное задание и перечень точек с подсказками, но при этом самостоятельно выбирают пути решения задач); - Кольцевые (представляют собой тот же «линейный» квест, но замкнутый в круг. Команды стартуют с разных точек, которые будут для них финишными) Для того, чтобы разработать сценарий квест – игры нужно определить цели и задачи для участников (дети, родители), определить пространство, где будет проходить игра. Общая игровая цель– известна участникам с самого начала и определяет игровую «легенду», особенности и правила заданий. Независимо от того, заложен элемент соревнования в игру или нет, конечная игровая цель - общая для всех команд. Общая цель является главным «внутренним мотиватором программы». Задачи и мотивация: Ко всем сценариям для квестов в реальности предъявляются общие требования: - первая задача не должна быть сложной, ее цель – вовлечь игрока в процесс, показать, что у него все получается; - задания, атрибуты должны строго соответствовать тематике игры и ее сюжету; - задачи по сценарию для квеста должны быть понятными, не вызывать ощущение скуки и утомления; - также необходимо продумать все риски, устранить повторы, позаботиться о безопасности игроков, учесть, что все дети разные. Для достижения поставленной цели нужна мотивация. Самое главное и самое трудное, это заинтересовать участников. Так как заинтересовать ребенка или группу детей в том, чтобы они выполнили то или иное задание, решили головоломку или нашли наиболее простое решение в достижении конечного результата? Все просто. На финише должен быть приз! Нужно организовать некое соревнование по поиску «сладкого клада» на территории детского сада. И вот тут свою главенствующую роль играют квест-технологии в воспитательной работе. Посудите сами, ведь даже маленькие дети способны понимать, что конечный результат зависит от общих усилий. Если один член команды не справился, всем остальным придется начинать все заново или помогать ему. Поэтому каждый ребенок и старается изо всех сил, чтобы если не выглядеть хуже других, то, по крайней мере, вложить свой максимальный вклад в победу команды. А команда – это что? Общество, в котором потом придется жить, соответствуя его гласным и негласным правилам поведения, а также общепринятым моральным нормам. План подготовки игры: - Разработать сценарий - Создать антураж для каждой зоны проведения действий - Подготовить музыкальное сопровождение - Разработать презентацию для вступительной части - Оформить наглядные материалы («карты») - Продумать методику и организацию проведения игровых заданий - Подготовить необходимый реквизит для прохождения каждого испытания. Вывод: квесты помогают активизировать детей, и родителей, и педагогов. Это игра, в которой задействуется одновременно и интеллект участников, их физические способности, воображение и творчество. Здесь необходимо проявить и смекалку, и наблюдательность, и находчивость, и сообразительность, это тренировка памяти и внимания, это развитие аналитических способностей и коммуникативных качеств. Участники учатся договариваться друг с другом, распределять обязанности, действовать вместе, переживать друг за друга, помогать. Все это способствует сплочению не только детского коллектива. Квест-игры одно из интересных средств, направленных на самовоспитание и саморазвитие ребёнка как личности творческой, физически здоровой, с активной познавательной позицией. Что и является основным требованием ФГОС ДО. Проведение квест – игры «Путешествие в страну профессий» ЗАКЛЮЧЕНИЕ: Пьедестал почёта - рефлексия - И в конце мне бы хотелось узнать ваше отношение к сегодняшнему мероприятию: - если опыт вам понравился, и вы будете его использовать в своей работе – оставьте на первом месте пожелание - если вы частично воспользуетесь продемонстрированными приёмами – оставьте на втором месте пожелание - если опыт вам не пригодится – оставьте на третьем месте пожелание. Участникам спасибо за помощь в проведении игры, а всем - спасибо за внимание!

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon kvest_tehnologiya.doc43 КБ

Предварительный просмотр:

МАСТЕР КЛАСС С ПЕДАГОГАМИ!

ПО ТЕМЕ: «Квест-игра – интерактивная форма работы

с родителями, детьми, педагогами»

Основной принцип мастер класса:

 «Я знаю, как это сделать, и покажу вам»

Цель:

- поделиться с педагогами имеющимся опытом работы по использованию квест – технологии в работе с детьми старшего дошкольного возраста в условиях реализации ФГОС ДО.

Задачи:

- конкретизировать представления педагогов о принципах организации и содержании квест – игры;

- предложить практические рекомендации, направленные на повышение эффективного использования квест – технологии;

- создать условия для профессионального общения, самореализации и стимулирования творческого потенциала педагогов.

Ход проведения:

 Уважаемые коллеги! Тема сегодняшнего мастер – класса «Использование квест – технологии в работе с дошкольниками»

           Квест – игра…Возможно, некоторым из вас она знакома как компьютерная игра, предназначенная для детей школьного возраста и даже – для людей более старшего возраста. На мой взгляд, эта игра – креативная, современная, зажигательная. Считаю, что эта технология приемлема и для дошкольников.

  • Во – первых, квест – технология – это один из вариантов игры – путешествия, применяемой в дошкольном возрасте, а игра, как мы знаем, ведущий вид детской деятельности.

Во – вторых, квест – технология  имеет четко поставленную дидактическую задачу, игровой замысел, обязательно имеет руководителя (наставника), четкие правила, и реализуется с целью повышения у детей уровня знаний и умений. Роль педагога-наставника в квест-игре организационная, т.е. педагог определяет  образовательные цели квеста, составляет сюжетную линию игры, оценивает процесс деятельности детей и конечный результат, организует поисково-исследовательскую образовательную деятельность.

  • В – третьих, квесты могут проходить как в закрытом пространстве (группа, помещение детского сада), так и на улице, на природе охватывая все окружающее пространство.

В – четвёртых, квест – игра дает возможность при объединении различных видов детской деятельности ненавязчиво реализовывать задачи каждого из 5-ти направлений развития и образования ребенка.

  • А самое главное, дети с большим интересом и легкостью участвуют в игре, что стимулирует их быть активными  в познавательной, поисковой или продуктивной деятельности.

Итак, что такое квест – игра?

Квест – это вид сюжета (литературного, компьютерного, игрового), в котором путешествие к намеченной цели проходит через преодоление ряда трудностей.

Квест – это командная игра. Идея игры проста – команды, перемещаясь по точкам, выполняют различные задания. Но изюминка в том, что, выполнив одно задание, дети получают подсказку к выполнению следующего, что является эффективным средством повышения мотивационной готовности к познанию и исследованию, а значит, есть возможность развивать когнитивные качества, необходимые ребенку в школе.

Для того, чтобы квест действительно был увлекательным и в тоже время, обучающим, чтобы задействовать всех участников и дать возможность каждому проявить себя, от педагога требуется высокий профессионализм как в плане подготовки такой игры, так и в ходе ее проведения.

  На сегодняшний день, различается несколько видов квестов. При планировании и подготовки квеста большую роль играет сам сюжет и то образовательное пространство где будет проходить игра. Будет ли это закрытое пространство или более широкое поле деятельности, сколько будет участников и организаторов, откуда будут стартовать участники, будут двигаться в определенной последовательности или самостоятельно выбирать маршрут. В зависимости от этого квесты можно условно разделить на три группы:

- Линейные (игра построена по цепочке: разгадав одно задание, участники получают следующее, и так до тех пор, пока не пройдут весь маршрут);

- Штурмовые (игроки получают основное задание и перечень точек с подсказками, но при этом самостоятельно выбирают пути решения задач);

- Кольцевые (представляют собой тот же «линейный» квест, но замкнутый в круг. Команды стартуют с разных точек, которые будут для них финишными)

Для того, чтобы разработать сценарий квест – игры нужно определить цели и задачи для участников (дети, родители), определить пространство, где будет проходить игра.

Общая игровая цель– известна участникам с самого начала и определяет игровую «легенду», особенности и правила заданий. Независимо от того, заложен элемент соревнования в игру или нет, конечная игровая цель - общая для всех команд. Общая цель является главным «внутренним мотиватором программы».

Задачи и мотивация:

Ко всем сценариям для квестов в реальности предъявляются общие требования:

- первая задача не должна быть сложной, ее цель – вовлечь игрока в процесс, показать, что у него все получается;

- задания, атрибуты должны строго соответствовать тематике игры и ее сюжету;

- задачи по сценарию для квеста должны быть понятными, не вызывать ощущение скуки и утомления;

- также необходимо продумать все риски, устранить повторы, позаботиться о безопасности игроков, учесть, что все дети разные.

  Для  достижения поставленной цели нужна мотивация. Самое главное и самое трудное, это заинтересовать участников.

Так как заинтересовать ребенка или группу детей в том, чтобы они выполнили то или иное задание, решили головоломку или нашли наиболее простое решение в достижении конечного результата?

  Все просто. На финише должен быть приз! Нужно организовать некое соревнование по поиску «сладкого клада» на территории детского сада.

   И вот тут свою главенствующую роль играют квест-технологии в воспитательной работе. Посудите сами, ведь даже маленькие дети способны понимать, что конечный результат зависит от общих усилий. Если один член команды не справился, всем остальным придется начинать все заново или помогать ему. Поэтому каждый ребенок и старается изо всех сил, чтобы если не выглядеть хуже других, то, по крайней мере, вложить свой максимальный вклад в победу команды. А команда – это что? Общество, в котором потом придется жить, соответствуя его гласным и негласным правилам поведения, а также общепринятым моральным нормам.

План подготовки игры:

- Разработать сценарий

- Создать антураж для каждой зоны проведения действий

- Подготовить музыкальное сопровождение

- Разработать презентацию для вступительной части

- Оформить наглядные материалы («карты»)

- Продумать методику и организацию проведения игровых заданий

- Подготовить необходимый реквизит для прохождения каждого испытания. 

   Вывод:  квесты помогают  активизировать  детей, и родителей, и педагогов. Это игра, в которой задействуется одновременно и интеллект участников, их физические способности, воображение и творчество. Здесь необходимо проявить и смекалку, и наблюдательность, и находчивость, и сообразительность, это тренировка памяти и внимания, это развитие аналитических способностей и коммуникативных качеств. Участники учатся договариваться друг с другом, распределять обязанности, действовать вместе, переживать друг за друга, помогать. Все это способствует сплочению не только детского коллектива. Квест-игры одно из интересных средств, направленных на самовоспитание и саморазвитие ребёнка как личности творческой, физически здоровой, с активной познавательной позицией. Что и является основным требованием ФГОС ДО.

Проведение квест – игры «Путешествие в страну профессий»

ЗАКЛЮЧЕНИЕ:

Пьедестал почёта - рефлексия

- И в конце мне бы хотелось узнать ваше отношение к сегодняшнему мероприятию:

- если опыт вам понравился, и вы будете его использовать в своей работе –

оставьте на первом месте пожелание

 - если вы частично воспользуетесь продемонстрированными приёмами –

оставьте на втором месте пожелание

 - если опыт вам не пригодится – оставьте на третьем месте пожелание.

Участникам спасибо за помощь в проведении игры, а всем - спасибо за внимание!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Совместные досуги с родителями и детьми с нарушениями речи как вид интерактивной формы работы с родителями

Данная методическая разработка может быть полезна для учителей- логопедов и воспитателей, работающих в дошкольных учреждениях,   поскольку содержит методические рекомендации по организации и пров...

ЭЛЕМЕНТЫ ГЕОКЕШИНГА, КАК ИНТЕРАКТИВНАЯ ФОРМА РАБОТЫ С ДЕТЬМИ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Доклад на тему: "ЭЛЕМЕНТЫ ГЕОКЕШИНГА,  КАК ИНТЕРАКТИВНАЯ ФОРМА РАБОТЫ С ДЕТЬМИ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА"...

Мастер-класс "Сторителлинг - как интерактивная форма работы с детьми"

Познакомить воспитателей ДОУ с новой формой работы - сторителлинг....

«Использование интерактивных форм работы для ранней профориентации дошкольников» (квест –игры, кейс-технологии)

Современный мир жизни задает особый ритм. Поэтому воспитателям сегодня необходимо идти в ногу со временем, быть способным обучаться, схватывать все на лету, брать на вооружение новые методики воспитан...

Интерактивная форма работы с родителями по экологическому воспитанию Квест – игра: «Как прекрасен этот мир – посмотри!»

Интерактивная форма работы с родителями по экологическому воспитанию Квест – игра: «Как прекрасен этот мир – посмотри!»...

Презентация проекта «Квест- игра как эффективная форма работы с родителями в формировании здорового образа жизни».

Презентация проекта «Квест- игра как эффективная форма работы с родителями в формировании здорового образа жизни»....

Консультация для педагогов "Интерактивные формы работы с детьми дошкольного возраста"

Интерактивные формы работы с детьми дошкольного возраста предполагают специальную форму организации познавательной деятельности дошкольников, где информация усваивается не в пассивном режиме, а в акти...