Консультация для воспитателей "Особенности реализации прав ребенка через социальные взаимоотношения"
консультация на тему
Консультация представляет интерес для воспитателей и социальных педагогов, может быть использована для организации и проведения родительских встреч, в рамках международного дня детей.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konsultatsiya_dlya_vospitateley_soblyudenie_prav.docx | 17.68 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по художественно-эстетическому развитию детей
№ 8 «Виноградинка»
Консультация для педагогов
по теме: «Особенности реализации прав ребенка через социальные взаимоотношения»
Подготовила: старший воспитатель
Е.В. Вольвака
х. Ведерников
Чувство доверия у ребенка появляется очень рано, в том возрасте, в котором человек еще ничего не помнит. Но именно в раннем и дошкольном детстве у ребенка возникает доверие к себе, к людям, к миру, формируется характер, укрепляется чувство собственного достоинства и уверенности.
Декларация прав ребенка, принятая 20 ноября 1959 года, является первым документом международного масштаба, защищающим права детей.
Конвенция о правах ребенка определяет полноправные возможности детей на пользование услугами образования, различными достижениями культуры и цивилизации, определяет право на отдых и досуг, а также другие права, которые должны обеспечивать детям государства – члены ООН. Конвенция о правах ребенка – основной международный правовой документ, который рассматривает права детей от самого рождения до 18 лет на условия жизни без голода, нужды, эксплуатации, жестокости и других форм насилия со стороны общества, а также право на культурное и духовное развитие личности ребенка.
Документ содержит четыре основных требования, которые должны обеспечить права детей: выживание, развитие, защиту и обеспечение активного участия в жизни общества. В Конвенции заключены два основополагающих принципа:
- Ребенок- самостоятельный субъект права, то есть обладает всем комплексом гражданских, политических, социальных и культурных прав человека.
- Приоритетность интересов детей перед потребностями семьи, общества, религии.
Права ребенка- свод прав детей, зафиксированных в международных документах по правам ребенка. Согласно Конвенции о правах ребенка, ребенок – это лицо, не достигшее 18 лет. Государство берет на себя обязательство защищать детей, поэтому они имеют такие же права, как и взрослые.
- Ребенок имеет право на семью
- Ребенок имеет право на заботу и защиту со стороны государства, если нет временной или постоянной защиты со стороны родителей
- Ребенок имеет право на образование
- Ребенок имеет право на равенство
- Ребенок имеет право свободно выражать свои мысли
- Ребенок имеет право на собственное мнение
- Ребенок имеет право на имя и гражданство
- Ребенок имеет право на получение информации
- Ребенок имеет право на защиту от насилия и жестокого обращения
- Ребенок имеет право на медицинское обслуживание
- Ребенок имеет право на отдых и досуг
- Ребенок имеет право на дополнительную помощь со стороны государства, если есть особые потребности (например у детей с ОВЗ)
Педагоги единодушны во мнении, что именно близким людям принадлежит особая роль в становлении личности, физическом и психическом благополучии ребенка.
Образовательные задачи педагогов дошкольного учреждения
- Формировать у детей дошкольного возраста основы гражданско-правовых знаний, выражающихся в осознанном их применении.
- Развивать доброжелательное отношение к близким людям, взрослым и сверстникам, пробуждать эмоциональную отзывчивость к их состоянию.
- Предоставлять каждому ребенку возможность почувствовать свою значимость и компетентность. Создать условия для упражнения в конкретных и практических действиях по праву.
- Вести правовое просвещение родителей, выявлять группу семей риска, в которых возможно или реально происходит нарушение прав ребенка.
Воспитательные задачи педагогов дошкольного учреждения
- Любить ребенка таким, каков он есть.
- Уважать в каждом ребенке личность, воспитывая достоинства и ответственность за себя и свои поступки.
- Хвалить, поощрять, одобрять ребенка, создавая положительную эмоциональную атмосферу вокруг него.
- Верить в возможности каждого ребенка, в перспективы его развития, находить его сильные стороны.
- Раскрывать душу ребенка прежде, чем его ум.
- Поступать так, чтобы каждый ребенок почувствовал: возможности заложены в нем самом. «Ты все можешь» - главная формула образования.
- Учить ребенка трудолюбию, заботе о ближнем, уважению к другим людям.
- Сделать ребенка родителей своими союзниками в деле воспитания.
Особенности соблюдения прав ребенка на детство в разновозрастных группах.
Младший дошкольный возраст (3-5 лет)
Конвенция о правах ребенка направлена на обеспечение полноценного развития личности ребенка в каждом уголке земли. Многие педагоги стараются познакомить с ней детей как можно раньше. С маленькими не нужно специально учить права детей. Нужно реально ограждать и предохранять их от зла, защищать их. А это – задача взрослых. Конвенцию о правах ребенка должны знать специалисты – юристы, которые занимаются ювенальной юстицией, педагоги и, конечно, родители. А у ребенка, в первую очередь маленького, и так мало защитников. Образ взрослого человека как справедливого, доброго защитника обязательно должен сформироваться у ребенка в раннем возрасте.
Старший дошкольный возраст (5-7лет)
Для формирования у детей элементарных представлений о правах и свободах, уважения и терпимости к другим людям важно не только давать знания, но и создавать условия для их практического применения. Следует выбирать ведущие для дошкольников виды деятельности - игровую и художественно-продуктивную. Рекомендуется проводить ролевые, театрализованные и дидактические игры, упражнения на развитие эмоциональной сферы, коммуникативных умений и навыков. Ребенку необходимо поупражняться в воспроизведении усвоенных действий, увидеть со стороны, как выглядит тот или иной поступок, какие чувства и эмоции он вызывает. Для этого организуется проблемно-поисковая деятельность детей (разрешение ситуаций проблемного характера), создаются условия для продуктивной деятельности (изготовление эмблем, плакатов). В качестве наглядных примеров, иллюстрирующих то или иное право, можно использовать сказки, стихи, пословицы, поговорки и самое главное - личный пример.
Литература:
Дошкольная педагогика № 5 2011 г.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Консультация для педагогов "Формирование основ базовой культуры личности ребенка через социальную действительность"
В материале представлены некоторые особенности восприятия окружающего мира детьми дошкольного возраста и средства приобщения детей к социальной действительности....
«Особенности реализации прав ребёнка через социальные взаимоотношения»
Особенности реализации прав ребёнка через социальные взаимоотношения...
Семинар - практикум "Реализация права ребенка на игру"
Семинар - практикум проводится в форме деловой игры с целью повышения уровня компетентности педагогов, совершенствования практической подготовки в развитии игровых навыков детей, осуществлении их прав...
Права ребенка через социальные взаимоотношения.
В данной презентации раскрываются статьи через, которые прослеживаются права ребенка через социальные взаимоотношения. Также освещается вопрос, как должны поступать педагоги в той или иной ситуации. И...
Реализация прав ребенка дошкольного возраста.
Несовершеннолетний ребенок — человек, не достигший 18-летнего возраста....
Проект в подготовительной к школе группе на тему: «Реализация прав ребенка на здоровье в условиях детского сада у детей подготовительной к школе группы»
Проект «Реализация прав ребенка на здоровье в условиях детского сада у детей подготовительной к школе группы» был проведен в подготовительной группе детского сада. Целями являлись: формиров...