«Особенности реализации прав ребёнка через социальные взаимоотношения»
материал на тему

Попова Марина Владимировна

Особенности реализации прав ребёнка через социальные взаимоотношения

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл k_pedsoveturealizatsiya.docx34.97 КБ

Предварительный просмотр:

 

выступление на педсовете

«Особенности реализации прав ребёнка через социальные взаимоотношения»

Воспитатель:

Попова М.В.

Особенности реализации прав ребёнка через социальные взаимоотношения.

В настоящее время система нормативного обеспечения прав детей достаточно представлена в документах международного права, нормативно-правовых актах на федеральном и региональном уровнях.

Ст. 19 Конвенции о правах ребёнка оговаривает, что «государства-участники принимают все необходимые законодательные, административные, социальные и просветительские меры с целью защитить ребёнка от всех форм физического или психического насилия, оскорбления или злоупотребления, отсутствия заботы или небрежного обращения, грубого обращения или эксплуатации (…) со стороны родителей…».

Ст. 31 фиксирует право ребёнка на отдых и досуг, право участвовать в играх и развлекательных мероприятиях, соответствующих его возрасту.

Ст. 37 требует, чтобы «ни один ребёнок не был подвергнут (…) унижающим его достоинство видам обращения и наказания».

Задачи педагогов дошкольного учреждения:

- формировать у детей дошкольного возраста основы гражданско-правовых знаний, выражающихся в осознанном их применении;

-развивать доброжелательное отношение к близким людям, взрослым и сверстникам, пробуждать эмоциональную отзывчивость к их состоянию;

-предоставлять каждому ребёнка возможность почувствовать в свою значимость и компетентность. Создать условия для упражнения в конкретных и практических действиях по праву;

- вести правовое просвещение родителей, выявлять группу семей риска, в которых возможно или реально происходит нарушение прав ребёнка.

Особенности соблюдения прав ребёнка на детство в разных возрастных группах.

Младший дошкольный возраст.

Конвенция о правах ребёнка, принятая ЮНЕСКО в 1989 году и ратифицированная большинством стран мира, направлена на обеспечение полного развития личности ребёнка в каждом уголке Земли. Многие педагоги стараются как можно раньше познакомить детей с ней. С маленькими не нужно специально учить права детей. Нужно реально ограждать и предохранять их от зла, нужно защищать их. А это задача взрослых. Конвенцию о правах ребёнка  должны знать специалисты, юристы, которые занимаются ювенальной юстицией, педагоги и, конечно, родители. А у ребёнка, в первую очередь, и так мало защитников. Образ взрослого человека как справедливого, доброго защитника обязательно должен сформироваться у ребёнка в раннем возрасте.

Старший дошкольный возраст.

Детство – это период усиленного развития, изменения и обучения, а также период парадоксов и противоречий, без которых невозможно представить себе процесс развития. О парадоксах детского развития писали Ж. Пиаже, Б. Эльконин и многие другие.

К сожалению, настали времена, когда детство оказалось украденным у наших детей. Детство лишилось «статуса неприкосновенности». Дети слишком мало бегают, прыгают, лазают, они не воспринимают в движении самих себя и всё многообразие мира. Их осязательные переживания скудны, тонкая моторика не развита из-за отсутствия движений. Ещё в 40-Енисейский годы XX века швейцарский психолог Жан Пиаже видел в движении ребёнка основу эмоционального, социального и интеллектуального развития.

Право на детство включает в себя и право на собственные мысли: ребёнка нужно учить самостоятельно думать, чтобы понять мир и самого себя. Если ребёнок живёт среди людей, действия которых осмысленны, понятны, связаны между собой, он подражает этому внутреннему порядку и перенимает его сначала в собственной деятельности, а затем в мире чувств и, позднее, в сфере собственного мышления.

Вся современная  система образования сконцентрирована на передаче знаний, что в большей степени подходит детям школьного возраста и взрослым. Сейчас даже игра в детских садах постепенно оттесняется и заменяется образовательной деятельностью, поскольку всё больше родителей озабочены не столько полноценным развитием ребёнка-дошкольника, соблюдением его права на детство, на игру, сколько его подготовкой к школе. Нельзя лишать ребёнка специфических детских занятий. Особенно актуально это в старшем дошкольном возрасте.

        Зачастую, права ребенка нарушаются самыми близкими и дорогими людьми. "Проблемные" родители - не вина ребенка, а его беда и несчастье. Жестокое обращение с детьми - это не только побои, нанесение ран, сексуальные домогательства и другие способы, которыми взрослые люди калечат тело ребенка. Это - унижение, издевательства, различные формы пренебрежения, которые ранят детскую душу.

 Пренебрежение может выражаться в том, что родители не обеспечивают ребенку необходимое количество пищи, одежды, сна, гигиенического ухода. Кроме того, пренебрежение проявляется в недостатке со стороны родителей уважения, внимания, ласки, тепла.

Жестокое обращение с детьми формирует людей социально дезадаптированных, не умеющих создавать семью, быть хорошими родителями. Опасным социальным последствием насилия является дальнейшее воспроизводство жестокости.

Нарушению прав ребенка могут способствовать следующие факторы риска:

  • неполные и многодетные семьи, семьи с приемными детьми, с наличием отчимов и мачех;
  • присутствие в семье больного алкоголизмом (наркоманией) или вернувшегося из мест лишения свободы;
  • безработица, финансовые трудности; постоянные супружеские конфликты;
  • статус беженцев, вынужденных переселенцев;
  • низкий уровень культуры, образования родителей, негативные семейные традиции;
  • нежеланный ребенок;
  • умственные или физические недостатки ребенка;
  • "трудный" ребенок.

В случае выявления жестокого отношения к ребенку со стороны родителей педагогу следует принять меры по его защите.

       Основные признаки, которые должны привлечь внимание педагога.

  1. Психическое и физическое развитие ребенка не соответствует его возрасту.
  2. Неухоженность, неопрятность; апатичность или, наоборот, агрессивность ребенка.
  3. Изменчивое поведение: переход от спокойного состояния к внезапному возбуждению (такое поведение часто является причиной нарушения контактов с другими детьми).
  4. Проблемы с обучением в связи с плохой концентрацией внимания.
  5. Отказ ребенка раздеться, чтобы скрыть синяки и раны на теле.
  6. Повторяющиеся жалобы на недомогание (головную боль, боли в животе и др.).
  7. Враждебность или чувство страха по отношению к отцу или матери.
  8. Судорожное реагирование на поднятую руку (ребенок сжимается, как бы боясь удара).
  9. Чрезмерное стремление к одобрению, ласке любого взрослого, гипертрофированная забота обо всем и обо всех.
  10. Демонстрация "взрослого" поведения, интерес к вопросам секса уже в дошкольном возрасте.

 К перечисленным признакам можно также отнести проблемы со сном, боязнь темноты, энурез.

Наличие какого-либо одного признака не обязательно свидетельствует о том, что ребенок подвергается жестокому обращению или испытывает насилие (в то, числе и сексуальное). Однако проявляющиеся в том или ином сочетании, он должны обратить на себя внимание педагога.

Что делать, если, познакомившись с названными признаками поведения, вы не вольно подумали о ком-нибудь из детей своей группы? В этом случае присмотритесь более пристально не только к ребенку, но и его родителям.

         Какие наиболее характерные особенности в поведении взрослых должны подтвердить ваши опасения? 

  1. В беседе о ребенке родители проявляют настороженность или безразличие.
  2. На жалобы по поводу поведения сына: (дочери) в детском саду реагируют холодно либо очень бурно и эмоционально.
  3. Часто меняют детского участкового врача, переводят ребенка из одного дошкольного учреждения в другое.

   Что может предпринять педагог, подозревая родителей в жестоком обращении с ребенком?

Прежде всего, постараться завоевать его доверие, наблюдать за его поведением, а замеченные отклонения желательно заносить в специальный дневник. Побывать ребенка дома, посмотреть, в каких условиях он живет, постараться установить контакты с семьей. Побеседовать с опекунами, близкими родственниками, высказать свою озабоченность его поведением в детском саду.

В результате предпринятых действий вы можете прийти к следующим выводам:

  1. ваше предположение подтверждается (не подтверждается);
  2. решение проблемы не терпит отлагательства и требует подключения специалистов.

Таким образом, задача педагогов состоит в поиске способов изменения установки родителей на агрессивное поведение в отношении ребенка.

На сегодняшний день проблема домашнего насилия стоит особенно остро. Приводятся страшные факты жестокого обращения с детьми, и особую тревогу за маленьких граждан испытывают работники ДОУ, которые по роду своей деятельности несут ответственность за своих воспитанников.

В чем же причина нарушения прав ребенка? Безусловно, не в отсутствии соответствующих законов, а в неудовлетворительном использовании правовой базы. Кроме того, дети и многие взрослые не знают Конвенции о правах ребенка и, следовательно, не имеют возможности реализовать ее статьи в жизнь. Имеет значение также и то, что зачастую родители не знакомы с конструктивными методами воздействия на ребенка.

Для реализации создания системы работы по защите прав ребенка в ДОУ рекомендуются следующие мероприятия:

•  разработка системы планирования;

•  обеспечение научно-методического сопровождения этого направления;

•  подготовка дидактического материала;

•  определение содержания работы;

•  создание формы ее организации на уровне всех участников образовательного процесса.

Реализация положений Конвенции лучше всего начать с диагностики, выявления различных аспектов проблемы путем анкетирования, тестирования и др.

    Для начала необходимо определиться с задачами, которые педагог ставит при знакомстве  дошкольников с правами ребенка

•  Познакомить детей в соответствующей их возрасту форме с основными документами по защите прав человека.

• Развивать уважение и терпимость к людям независимо от их социального происхождения, расовой и национальной принадлежности, языка, вероисповедания, пола, возраста, личностного и поведенческого своеобразия (в том числе внешнего облика, физических недостатков и пр.).

•  Способствовать формированию чувства собственного достоинства, осознания своих прав и свобод, чувства ответственности (за другого человека, за начатое дело, за данное слово и др.).

•  Развивать уважение к достоинству и личным правам другого человека.

• Разъяснять общественные нормы и правила поведения.

      Главными путями реализации задач являются игровые занятия со знакомыми сказочными героями в форме путешествий в Солнечный город с Незнайкой, в Изумрудный город с Элли; КВН "Неразлучные друзья - взрослые и дети"; праздники - концерты "Бабушка любимая моя", "Вместе дружная семья"; беседы, экскурсии, чтение художественной литературы, познавательные и развивающие игры, а также совместная и самостоятельная деятельность, конкурсы, развлечения, организуемые детьми. Вся запланированная работа сообщает детям знания, вызывает оценочное отношение к социальным явлениям, фактам, событиям, способствует развитию социальных эмоций, чувств.

Процесс познания правовой культуры находит выражение в разнообразных формах собственной деятельности детей: игровой, художественно-игровой, драматизаций, продуктивной, трудовой деятельности. Дошкольники осваивают нравственные нормы через поисково-экспериментальную, проблемную и продуктивную деятельность. Дети, независимо от возраста, включаются в решение простых творческих задач: отгадать, отыскать, раскрыть секрет, составить, смоделировать, видоизменить, сочинить.

Вся работа должна способствовать тому, чтобы ребенок из пассивного, бездеятельного наблюдателя превратился в активного участника. Несмотря на всю сложность темы, при обучении детей можно использовать разнообразные методы и приемы:

- использование сюжетов хорошо известных сказок (иллюстрации, видео, аудиокассеты, диафильмы);

-  решение проблемных задач, поиск решений от своего имени или имени героя: если бы я был гадким утенком ... , если бы я поймал золотую рыбку... , если бы я вдруг превратился в ...; дидактические игры: "Чьи права нарушены?", "Назови права героев", "Выбери право", "Кто больше?", "Назови - не ошибись!", "Я начну, а ты продолжи", "Спасите Чипполино", "Как исправить Бармалея?", "Помогите Буратино", "Найди ошибку и исправь", "Выбери нужный ответ", "Подбери пословицы к картинкам", "Какими правами пользовались персонажи?"

       Форма занятий подвижная и меняется в зависимости от поставленных задач. Занятия включают нравственные задачи, так как любая учебная ситуация должна нести в себе момент воспитания. Основной принцип в работе - дать ребятам возможность познавать окружающий мир на их собственном опыте в конкретных делах, поступках.

Большую часть времени следует уделять практике: сюжетно-ролевым и другим творческим играм, практическим делам, различным творческим конкурсам, соревнованиям, а также беседам, рассказам, спорам, учитывая при этом эмоциональное восприятие.

Начать следует с изучения ребят, особенностей их характеров, интересов и привязанностей. Учет этих особенностей поможет в установлении дружеских отношений между детьми, между мальчиками и девочками в создании атмосферы взаимопонимания, сопереживания, что очень важно для детского коллектива. Например, вместе с детьми можно решать следующие задачи: как справедливо разделить одну красивую куклу (машину); что делать, если всем одновременно хочется качаться на качелях?

В своей работе должно учитываться  право ребенка быть таким, каков он есть со всем набором личностных качеств, учитываю сложившийся социальный опыт ребенка, наличный "фонд его действенных знаний, умений, навыков".

Конкурс – игра «Знатоки права».

За правильный ответ игрок получает фишку. У кого больше фишек – тот победитель.

Вопросы:

1-й тур.

  1. Как называется основной документ по правам ребёнка, принятый 4-й сессией Генеральной Ассамблеи ООН? (Конвенция о правах ребёнка)
  2. В каком возрасте человек считается ребёнком, по мнению ООН? (0-18 лет)
  3. На кого Конвенция возлагает основную ответственность за воспитание ребёнка? (На родителей)
  4. Воспитание является правом или обязанностью родителей? (И правом и обязанностью)
  5. С какого возраста ребёнок способен принимать самостоятельные решения? (с 3 лет).
  6. Кто несёт ответственность за воспитание ребёнка в случае развода родителей? (Оба родителя)

2-й тур.

  1. Какие права были нарушены в ситуации: 15 летнему подростку запретили посещать церковь? (Уважение свободы совести)
  2. Какие права были нарушены в ситуации: 17 – летнюю девушку не допустили к экзаменам в военное училище? (Равные права всех детей независимо от пола)
  3. Какие права были нарушены в ситуации: в больнице ребёнку перелили заражённую кровь? (Право на жизнь)
  4. Какие права были нарушены в ситуации: учительница прочитала записку, адресованную школьнику? (Право на тайну переписки).

3-й тур.

  1. В какой сказке нарушено право на личную неприкосновенность, жизнь и свободу? (Серая Шейка, Красная Шапочка, Дюймовочка, Сказка о рыбаке и рыбке).
  2. Какие литературные герои могли бы пожаловаться, что нарушено их право на неприкосновенность жилища? (Поросята из сказки «Три поросёнка», зайчик из сказки «Ледяная избушка»).
  3. Героиня какой сказки воспользовалась правом свободного передвижения и выбора местожительства? (Лягушка – путешественница)
  4. В какой сказке героиня воспользовалась правом искать и находить защиту и убежище от преследований в других странах (Дюймовочка)
  5. Какие литературные герои воспользовались правом на свободу мирных собраний? (Бременские музыканты, Белоснежка и семь гномов, персонажи из басни «Квартет»).

4-й тур.

  1. Какое преступление совершили гуси-лебеди в одноимённой сказке, украв братца? (Похищение детей)
  2. Какое право Царевны нарушил Кощей Бессмертный, увезя её к себе и решив вступить с ней в брак, в сказке «Царевна – лягушка»? (Право вступать в брак по собственному и обоюдному желанию).
  3. Какое право нарушил Буратино, схватив крысу Шушеру за хвост? (Право на личную неприкосновенность).

5-й тур.

Предлагаю педагогам решить ситуацию.

  1. Ребёнка 2,5 лет называют Мишуткой, потому что он похож на мальчика из рекламы сгущённого молока «Мишутка».

Вопросы:

- Какое право ребёнка нарушено?

- К каким последствиям может это привести?

  1. Воспитатель предлагает детям заняться рисованием. Тема свободная. Одна девочка идёт за куклой и начинает её укачивать. Мальчики катают машинки между кубиками. Другие дети рисуют.

Вопрос:

-Какое право реализует ребёнок в данной деятельности?

  1. Родители выступили против сбора денег на оплату охраны в детском саду. Эта проблема была внесена в повестку родительского собрания.

Вопрос:

- Какое право пытаются родители оспаривать? На какие документы вы будете ссылаться на родительском собрании?

  1. Иришка играла у открытого окна. На подоконнике стоял горшок с любимым маминым цветком. Со двора Иришку окликнули подруги, она вскинула руку, чтобы им помахать, и… горшок с цветком оказался на земле. Услышав шум, в комнату вбежала мама. Не разобравшись, она отругала и отшлёпала девочку.

Вопрос:

-Какие права ребёнка были нарушены?

  1. Мальчик 4 лет, сидя за столом, во время обеда разговаривает. Он отвлекает других детей, которые тоже начинают активно обсуждать новые игрушки, купленные ему родителями. За другим столом дети уже поели и стали заниматься подготовкой ко сну. Воспитатель постоянно делает замечания, пытаясь заставить детей есть молча.

Вопрос:

-Нарушает ли воспитатель права ребёнка?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Права ребенка через социальные взаимоотношения.

В данной презентации раскрываются статьи через, которые прослеживаются права ребенка через социальные взаимоотношения. Также освещается вопрос, как должны поступать педагоги в той или иной ситуации. И...

ПРОЕКТ «Реализация права ребёнка на безопасность и здоровье: Предупреждение детского дорожно-транспортного травматизма».

Обеспечение здоровья детей – основная цель, главная задача цивилизованного общества.          Роль количества машин на улицах городов и посёлков нашей стра...

Организация работы по внедрению проектного метода обучения, обогащению социального опыта ребёнка через реализацию игровых проектов.

Речь - как ведущее средство общения сопровождает ребёнка и все виды деятельности. От качества речи  умение пользоваться ею в игре,  в образовательной деятельности  зависит успешная деят...

Консультация для воспитателей "Особенности реализации прав ребенка через социальные взаимоотношения"

Консультация представляет интерес для воспитателей и социальных педагогов, может быть использована для организации и проведения родительских встреч, в рамках международного дня детей....

Формирование социальной адаптации особенного ребёнка, через развитие практико-ориентированной деятельности (на примере ручного труда).

В данной статье я описала конкретный практико-ориентированный проект, реализованный с детьми с тяжёлыми ментальными нарушениями....

Формирование социальной адаптации особенного ребёнка через развитие практико-ориентированной деятельности с использованием АДК.

В данной статье я представляю свой опыт работы по формированию социальной адаптации особенного ребёнка через развитие практико-ориентированной деятельности с использованием АДК....