Современные образовательные формы организации художественно- эстетического развития воспитанников ДОУ
консультация на тему
Актуальным направлением модернизации системы образования является художественно-эстетическое воспитание, как одно из основных средств духовно-нравственного, культурного развития личности
Скачать:
Предварительный просмотр:
Современные образовательные формы организации художественно- эстетического развития воспитанников ДОУ
Актуальным направлением модернизации системы образования является художественно-эстетическое воспитание, как одно из основных средств духовно-нравственного, культурного развития личности.
Художественно-эстетическая деятельность – деятельность специфическая для детей, в которой ребёнок наиболее полно может раскрыть себя, свои возможности, ощутить продукт своей деятельности (рисунки, поделки), одним словом реализовать себя как творческая личность.
Работа по эстетическому воспитанию в детском саду тесно связана со всеми сторонами воспитательного процесса, поэтому формы её организации разнообразны: игра, НОД, выставки детских работ, экскурсии, праздники-развлечения и др.
Игра в осуществлении эстетического развития детей в ДОО выступает в качестве средства интеграции всех видов искусства и художественно-творческой деятельности (Г.Г. Григорьева, Т.Н. Доронова, С.Г. Якобсон).
Организованные формы образовательной деятельности (НОД). В соответствии с ФГОС ДО НОД организуется в форме игры под прямым руководством взрослого (игра-беседа, игровые обучающие ситуации, игра-занятие, игра-драматизация, игра экспериментирование).
Игра-занятие по структуре аналогична традиционному занятию. Она может включать введение в игровую ситуацию, установку правил и распределение ролей — в организационной части, комплекс игровых ситуаций и обучающих игр — в основной части, развязку сюжета, выход из игровой ситуации и подведение итогов игры, рефлексию — в заключительной части.
Игры — занятия могут подразделяться на комбинированные, тематические, доминантные, комплексные, бинарные
Комбинированные игры- занятия направлены на усвоение новых знаний и умений, их закрепление и обобщение, творческое применение полученных знаний.
Игровые занятия направленные на решение различных развивающих, воспитательных и обучающих задач, объединённых определённой темой называются тематическими. Темы могут быть посвящены временам года, явлениям общественной жизни, литературным героям, творчеству художников и композиторов и т.д.
Доминантные игры-занятия похожи на тематические. В качестве ведущей темы выбирается один из видов детской деятельности доминирующий на протяжении всего занятия, например, один из видов музыкальной или художественной деятельности. Среди доминантных организованных форм образовательной деятельности можно выделить такой подвид, как интегрированные занятия, в процессе проведения которых происходит интеграция различных видов детской деятельности (лепка и рисование, аппликация и рисование и т.д.) или техник её выполнения ( техника клякс, разбрызгивание краски и др.), в результате чего дети усваивают новые приёмы и способы данной деятельности. Если же речь идёт об использовании на одном занятии нескольких видов деятельности и задач из разных методик обучения, следует говорить не об интегрированном, а о комплексном занятии - виде организованной формы образовательной деятельности, спецификой которого является учёт принципов комплексности в обучении и воспитании детей, динамичности детского восприятия и смены видов деятельности (игровой, театрализованной, продуктивной и т.д.) опоры на дисциплинарные связи. Такие занятия состоят. как правило, из трёх частей:
- первая, в процессе экологического воспитания решаются познавательные задачи, развиваются интеллектуальные способности;
-вторая, предполагающая включение в занятие других программных задач, и как следствие другого вида деятельности. Это позволяет формировать междисциплинарные связи;
- третья направлена на закрепление и обобщение усвоенных представлений и формирование собственного эмоционально-ценностного отношения к экологическим проблемам в процессе организации художественного творчества детей.
Комплексная НОД проводится примерно 1 раз в месяц. Планируется заранее, т.к. требует большой предварительной подготовки, с одной стороны и скординированных действий воспитателя и специалистов, педагогов дополнительного образования - с другой. Кроме того такие комплексные занятия проводятся в рамках открытых коллективных просмотров и открытых организованных форм образовательной деятельности, а также дней открытых дверей. Можно использовать, как итоговое занятие по окончанию периода реализуемой темы ( в соответствии с комплексно-тематическим планированием).
Бинарные занятия – это одна из форм интеграции предметов и реализации межпредметных связей. Основная цель бинарного занятия – систематизация и обобщение имеющихся знаний, формирование целостного восприятия изучаемого материала.
В первую очередь, это нетрадиционный вид занятия, в подготовке и проведении которого участвуют либо два, а может три педагога. Бинарное учебное занятие – это занятие, при подготовке которого педагоги совместно планируют формы и методы работы, как свои, так и обучающихся, но проводит каждый педагог свою часть учебного занятия..
Таким образом бинарные занятия обладают огромным воспитательным потенциалом, формируют убеждение в связанности предметов и целостности мира, позволяют интегрировать знания из разных областей для решения одной проблемы. Эти занятия дают возможность активизировать мышление воспитанников, применять полученные знания на практике.
Бинарные занятия позволяют развивать сотрудничество педагогов. Для проведения такого занятия требуется «повозиться», но как сказал Сухомлинский: «Педагог, готовится к хорошему уроку всю жизнь... Такова духовная и философская основа нашей профессии и технологии нашего труда: чтобы открыть перед детьми искорку знаний, педагогу надо впитать море света, ни на минуту не уходя от лучей вечно сияющего солнца знаний, человеческой мудрости».
Выставки детских работ формируют эмоциональное отношение детей и их родителей к продуктивной деятельности, дети начинают дорожить своими работами, учатся сравнивать свои работы с работами других детей, стремятся к хорошему результату. С другой стороны выставки детских рисунков позволяют проследить динамику обучаемости ребёнка от младшей до старшей группы, наглядно представить результаты образовательной и коррекционно-развивающей работы в ДОУ.
Экскурсии включают:
- подготовку воспитателя (разработку программных задач, подбор материала и т.д.) и детей к экскурсии;
- использование взрослым разнообразных методов и приёмов организации детского восприятия;
- организацию разнообразной художественно-эстетической деятельности детей на экскурсии или после неё.
Содержание экскурсии определяется ОП ДОУ. Для детей младшего дошкольного возраста экскурсии проводятся внутри ДОУ, а начиная с 4 лет - за пределами детского сада. При проведении экскурсии важно соблюдать баланс между познавательными и эмоциональными аспектами. В.А. Сухомлинский высказывался так: " Детям не надо много говорить, не надо пичкать их рассказами, слово - не забава, а словесное пресыщение, одно из самых вредных пресыщений. Ребёнку не только нужно слушать слова воспитателя, но и молчать. В эти моменты он думает, осмысливает увиденное и услышанное. Нельзя превращать детей в пассивный объект восприятия слов. А среди природы ребёнку надо дать возможность послушать, посмотреть и почувствовать."
Праздники и развлечения. Развлечения, как форма работы, проводятся 1 раз в 2 недели. Это могут быть литературные и музыкальные вечера, фольклорные посиделки, детские концерты, различные театральные спектакли и представления, музыкальные сказки, игры-забавы, викторины и конкурсы.
Виды праздничных действий, в свою очередь, подразделяются на концерты, театральные действия, спектакли, фольклорные праздники на основе народных традиций, комплексные занятия, экскурсии с выступлением детей, тематические занятия и утренники. Утренники в свою очередь подразделяются на 4 формы:
1.Затейничество - в основе лежит игровая идея ( затея), которая разворачивается на определённом сюжете;
2. Концерт самодеятельности, демонстрирующий таланты детей;
3. Театрализованное представление, в основе которого игра-драматизация, основанная на поиске действий и взаимодействий и вхождение в образ.
4.Строяться на основе фольклорных праздников и подчиняется культурно-историческим традициям (Масленица, Рождество, Пасха и др.).
С точки зрения ФГОС ДО образовательная деятельность ДОО условно подразделяется:
- на образовательную деятельность в ходе режимных моментов;
- самостоятельную деятельность детей (не исключая наблюдения за ними взрослых и косвенное руководство их действиями, коррекцию и контроль);
- НОД с детьми;
- совместную образовательную деятельность детей и родителей ( в том числе при участии педагогов и специалистов детского сада). Поэтому все культурные практики игрового взаимодействия, которые складываются в ходе образовательной деятельности, можно представить в виде многообразия практик детских игр.
НОД может быть организована как при прямом руководстве игрой (игра-беседа, игровые обучающие ситуации, игра-занятие, игра-драматизация, игра-экспериментирование), так и косвенное руководство игрой через предметно-игровую среду (проблемные ситуации, игры провоцирующие изменения) и через сверстников (совместные игровые действия, игра-диалог, игра-тренинг).
Формы организации музыкальной деятельности:
- НОД со всей группой детей:
- НОД с подгруппой детей и индивидуально (творческие, развитие слуха и голоса, освоение танцевальных движений, обучение игре на инструментах и др.);
- музыкальная среда вне музыкального зала как условие организации самостоятельной образовательной деятельности и образовательной деятельности в ходе режимных моментов (самостоятельная музыкальная деятельность, музыкальные пробуждения, досуги, утренники, гимнастика, физкультминутки, физ. занятия).
- праздники и развлечения как форма организации совместной образовательной деятельности детей и родителей (сезонные, тематические, фольклорные, игровые).
Формы организации театрализованной деятельности:
- литературно-театрализованная НОД (с подгруппой и индивидуально);
- самостоятельная театрализованная деятельность;
- театрализованная игра на праздниках, развлечениях;
- театрализованные игры-спектакли;
- совместная театрализованная деятельность взрослых и детей;
- музей кукол;
- посещение детьми театров совместно с родителями;
- выступление артистов театра в ДОО (с участием детей);
- выставки, конкурсы совместного творчества детей и родителей;
- мини-игры на других занятиях;
- театрализованные игры в повседневной жизни;
- экскурсии;
- кружковая работа
Формы организации художественно-продуктивной деятельности:
- НОД (с группой, подгруппой детей, индивидуально);
- досуги, развлечения;
- выставки творческих работ детей;
- конкурсы;
- экскурсии;
- выставки совместного творчества детей и родителей;
- самостоятельная художественно-продуктивная деятельность;
- мини-музей декоративно-прикладного искусства и др.
-изобразительная деятельность, как часть комплексного, тематического, интегрированного, доминантного и др. игровых занятий.
Среди инновационных форм организации образовательной деятельности в рамках решения задачи интеграции разных видов художественно-эстетической деятельности детей выделяют дизайн - гостиные, детско-родительские творческие клубы, творческие мастерские, литературные, художественные и музыкальные салоны.
Благодаря такой системе возможно, по Л.Г. Савенковой, рассматривать интеграцию как сложный структурный процесс, требующий:
- развития умений детей к восприятию любых явлений с разных точек зрения;
- развития умений применять знания из различных областей в решении конкретной творческой задачи;
- формирования способности самостоятельно проводить творческие исследования;
-развития желания активно выражать себя в каком-либо творчестве.
Содержание нового учебно-воспитательного процесса требует от педагога соответствия новым стандартам. Прав В.А. Сухомлинский, утверждавший, что дети должны жить в мире красоты, игры, сказки, музыки, рисунка, фантазии, творчества, что этот мир должен окружать ребенка и тогда, когда мы хотим научить его читать и писать. И тогда, как будет чувствовать себя ребенок поднимаясь на первую ступеньку лестницы познания, зависит весь его путь к знаниям.
Предварительный просмотр:
Современные образовательные формы организации художественно- эстетического развития воспитанников ДОУ
Актуальным направлением модернизации системы образования является художественно-эстетическое воспитание, как одно из основных средств духовно-нравственного, культурного развития личности.
Художественно-эстетическая деятельность – деятельность специфическая для детей, в которой ребёнок наиболее полно может раскрыть себя, свои возможности, ощутить продукт своей деятельности (рисунки, поделки), одним словом реализовать себя как творческая личность.
Работа по эстетическому воспитанию в детском саду тесно связана со всеми сторонами воспитательного процесса, поэтому формы её организации разнообразны: игра, НОД, выставки детских работ, экскурсии, праздники-развлечения и др.
Игра в осуществлении эстетического развития детей в ДОО выступает в качестве средства интеграции всех видов искусства и художественно-творческой деятельности (Г.Г. Григорьева, Т.Н. Доронова, С.Г. Якобсон).
Организованные формы образовательной деятельности (НОД). В соответствии с ФГОС ДО НОД организуется в форме игры под прямым руководством взрослого (игра-беседа, игровые обучающие ситуации, игра-занятие, игра-драматизация, игра экспериментирование).
Игра-занятие по структуре аналогична традиционному занятию. Она может включать введение в игровую ситуацию, установку правил и распределение ролей — в организационной части, комплекс игровых ситуаций и обучающих игр — в основной части, развязку сюжета, выход из игровой ситуации и подведение итогов игры, рефлексию — в заключительной части.
Игры — занятия могут подразделяться на комбинированные, тематические, доминантные, комплексные, бинарные
Комбинированные игры- занятия направлены на усвоение новых знаний и умений, их закрепление и обобщение, творческое применение полученных знаний.
Игровые занятия направленные на решение различных развивающих, воспитательных и обучающих задач, объединённых определённой темой называются тематическими. Темы могут быть посвящены временам года, явлениям общественной жизни, литературным героям, творчеству художников и композиторов и т.д.
Доминантные игры-занятия похожи на тематические. В качестве ведущей темы выбирается один из видов детской деятельности доминирующий на протяжении всего занятия, например, один из видов музыкальной или художественной деятельности. Среди доминантных организованных форм образовательной деятельности можно выделить такой подвид, как интегрированные занятия, в процессе проведения которых происходит интеграция различных видов детской деятельности (лепка и рисование, аппликация и рисование и т.д.) или техник её выполнения ( техника клякс, разбрызгивание краски и др.), в результате чего дети усваивают новые приёмы и способы данной деятельности. Если же речь идёт об использовании на одном занятии нескольких видов деятельности и задач из разных методик обучения, следует говорить не об интегрированном, а о комплексном занятии - виде организованной формы образовательной деятельности, спецификой которого является учёт принципов комплексности в обучении и воспитании детей, динамичности детского восприятия и смены видов деятельности (игровой, театрализованной, продуктивной и т.д.) опоры на дисциплинарные связи. Такие занятия состоят. как правило, из трёх частей:
- первая, в процессе экологического воспитания решаются познавательные задачи, развиваются интеллектуальные способности;
-вторая, предполагающая включение в занятие других программных задач, и как следствие другого вида деятельности. Это позволяет формировать междисциплинарные связи;
- третья направлена на закрепление и обобщение усвоенных представлений и формирование собственного эмоционально-ценностного отношения к экологическим проблемам в процессе организации художественного творчества детей.
Комплексная НОД проводится примерно 1 раз в месяц. Планируется заранее, т.к. требует большой предварительной подготовки, с одной стороны и скординированных действий воспитателя и специалистов, педагогов дополнительного образования - с другой. Кроме того такие комплексные занятия проводятся в рамках открытых коллективных просмотров и открытых организованных форм образовательной деятельности, а также дней открытых дверей. Можно использовать, как итоговое занятие по окончанию периода реализуемой темы ( в соответствии с комплексно-тематическим планированием).
Бинарные занятия – это одна из форм интеграции предметов и реализации межпредметных связей. Основная цель бинарного занятия – систематизация и обобщение имеющихся знаний, формирование целостного восприятия изучаемого материала.
В первую очередь, это нетрадиционный вид занятия, в подготовке и проведении которого участвуют либо два, а может три педагога. Бинарное учебное занятие – это занятие, при подготовке которого педагоги совместно планируют формы и методы работы, как свои, так и обучающихся, но проводит каждый педагог свою часть учебного занятия..
Таким образом бинарные занятия обладают огромным воспитательным потенциалом, формируют убеждение в связанности предметов и целостности мира, позволяют интегрировать знания из разных областей для решения одной проблемы. Эти занятия дают возможность активизировать мышление воспитанников, применять полученные знания на практике.
Бинарные занятия позволяют развивать сотрудничество педагогов. Для проведения такого занятия требуется «повозиться», но как сказал Сухомлинский: «Педагог, готовится к хорошему уроку всю жизнь... Такова духовная и философская основа нашей профессии и технологии нашего труда: чтобы открыть перед детьми искорку знаний, педагогу надо впитать море света, ни на минуту не уходя от лучей вечно сияющего солнца знаний, человеческой мудрости».
Выставки детских работ формируют эмоциональное отношение детей и их родителей к продуктивной деятельности, дети начинают дорожить своими работами, учатся сравнивать свои работы с работами других детей, стремятся к хорошему результату. С другой стороны выставки детских рисунков позволяют проследить динамику обучаемости ребёнка от младшей до старшей группы, наглядно представить результаты образовательной и коррекционно-развивающей работы в ДОУ.
Экскурсии включают:
- подготовку воспитателя (разработку программных задач, подбор материала и т.д.) и детей к экскурсии;
- использование взрослым разнообразных методов и приёмов организации детского восприятия;
- организацию разнообразной художественно-эстетической деятельности детей на экскурсии или после неё.
Содержание экскурсии определяется ОП ДОУ. Для детей младшего дошкольного возраста экскурсии проводятся внутри ДОУ, а начиная с 4 лет - за пределами детского сада. При проведении экскурсии важно соблюдать баланс между познавательными и эмоциональными аспектами. В.А. Сухомлинский высказывался так: " Детям не надо много говорить, не надо пичкать их рассказами, слово - не забава, а словесное пресыщение, одно из самых вредных пресыщений. Ребёнку не только нужно слушать слова воспитателя, но и молчать. В эти моменты он думает, осмысливает увиденное и услышанное. Нельзя превращать детей в пассивный объект восприятия слов. А среди природы ребёнку надо дать возможность послушать, посмотреть и почувствовать."
Праздники и развлечения. Развлечения, как форма работы, проводятся 1 раз в 2 недели. Это могут быть литературные и музыкальные вечера, фольклорные посиделки, детские концерты, различные театральные спектакли и представления, музыкальные сказки, игры-забавы, викторины и конкурсы.
Виды праздничных действий, в свою очередь, подразделяются на концерты, театральные действия, спектакли, фольклорные праздники на основе народных традиций, комплексные занятия, экскурсии с выступлением детей, тематические занятия и утренники. Утренники в свою очередь подразделяются на 4 формы:
1.Затейничество - в основе лежит игровая идея ( затея), которая разворачивается на определённом сюжете;
2. Концерт самодеятельности, демонстрирующий таланты детей;
3. Театрализованное представление, в основе которого игра-драматизация, основанная на поиске действий и взаимодействий и вхождение в образ.
4.Строяться на основе фольклорных праздников и подчиняется культурно-историческим традициям (Масленица, Рождество, Пасха и др.).
С точки зрения ФГОС ДО образовательная деятельность ДОО условно подразделяется:
- на образовательную деятельность в ходе режимных моментов;
- самостоятельную деятельность детей (не исключая наблюдения за ними взрослых и косвенное руководство их действиями, коррекцию и контроль);
- НОД с детьми;
- совместную образовательную деятельность детей и родителей ( в том числе при участии педагогов и специалистов детского сада). Поэтому все культурные практики игрового взаимодействия, которые складываются в ходе образовательной деятельности, можно представить в виде многообразия практик детских игр.
НОД может быть организована как при прямом руководстве игрой (игра-беседа, игровые обучающие ситуации, игра-занятие, игра-драматизация, игра-экспериментирование), так и косвенное руководство игрой через предметно-игровую среду (проблемные ситуации, игры провоцирующие изменения) и через сверстников (совместные игровые действия, игра-диалог, игра-тренинг).
Формы организации музыкальной деятельности:
- НОД со всей группой детей:
- НОД с подгруппой детей и индивидуально (творческие, развитие слуха и голоса, освоение танцевальных движений, обучение игре на инструментах и др.);
- музыкальная среда вне музыкального зала как условие организации самостоятельной образовательной деятельности и образовательной деятельности в ходе режимных моментов (самостоятельная музыкальная деятельность, музыкальные пробуждения, досуги, утренники, гимнастика, физкультминутки, физ. занятия).
- праздники и развлечения как форма организации совместной образовательной деятельности детей и родителей (сезонные, тематические, фольклорные, игровые).
Формы организации театрализованной деятельности:
- литературно-театрализованная НОД (с подгруппой и индивидуально);
- самостоятельная театрализованная деятельность;
- театрализованная игра на праздниках, развлечениях;
- театрализованные игры-спектакли;
- совместная театрализованная деятельность взрослых и детей;
- музей кукол;
- посещение детьми театров совместно с родителями;
- выступление артистов театра в ДОО (с участием детей);
- выставки, конкурсы совместного творчества детей и родителей;
- мини-игры на других занятиях;
- театрализованные игры в повседневной жизни;
- экскурсии;
- кружковая работа
Формы организации художественно-продуктивной деятельности:
- НОД (с группой, подгруппой детей, индивидуально);
- досуги, развлечения;
- выставки творческих работ детей;
- конкурсы;
- экскурсии;
- выставки совместного творчества детей и родителей;
- самостоятельная художественно-продуктивная деятельность;
- мини-музей декоративно-прикладного искусства и др.
-изобразительная деятельность, как часть комплексного, тематического, интегрированного, доминантного и др. игровых занятий.
Среди инновационных форм организации образовательной деятельности в рамках решения задачи интеграции разных видов художественно-эстетической деятельности детей выделяют дизайн - гостиные, детско-родительские творческие клубы, творческие мастерские, литературные, художественные и музыкальные салоны.
Благодаря такой системе возможно, по Л.Г. Савенковой, рассматривать интеграцию как сложный структурный процесс, требующий:
- развития умений детей к восприятию любых явлений с разных точек зрения;
- развития умений применять знания из различных областей в решении конкретной творческой задачи;
- формирования способности самостоятельно проводить творческие исследования;
-развития желания активно выражать себя в каком-либо творчестве.
Содержание нового учебно-воспитательного процесса требует от педагога соответствия новым стандартам. Прав В.А. Сухомлинский, утверждавший, что дети должны жить в мире красоты, игры, сказки, музыки, рисунка, фантазии, творчества, что этот мир должен окружать ребенка и тогда, когда мы хотим научить его читать и писать. И тогда, как будет чувствовать себя ребенок поднимаясь на первую ступеньку лестницы познания, зависит весь его путь к знаниям.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презантация к педсовету в форме КВН "Художественно-эстетическое развитие воспитанников в ДОУ"
Повестка: 1. Викторина в области «Художественное творчество», «Музыка», «Профессиональная»2. Подведение итогов викторины. Обсужде...
Презантация к педсовету в форме КВН "Художественно-эстетическое развитие воспитанников в ДОУ"
Повестка: 1. Викторина в области «Художественное творчество», «Музыка», «Профессиональная»2. Подведение итогов викторины. Обсужде...
Конспект непосредственно образовательной деятельности по художественно-эстетическому развитию воспитанников старшего дошкольного возраста по теме «Карусель - дружбы народов»
Конспект непосредственно образовательной деятельности по художественно-эстетическому развитию воспитанников старшего дошкольного возраста по теме «Карусель - дружбы народов»...
Конспект непосредственно образовательной деятельности по художественно-эстетическому развитию воспитанников старшего дошкольного возраста по теме «Музыкальная семья»
Конспект непосредственно образовательной деятельности по художественно- эстетическому развитию воспитанников старшего дошкольного возраста по теме" Музыкальная семья"...
Конспект непосредственно образовательной деятельности по художественно-эстетическому развитию воспитанников старшего дошкольного возраста по теме «Мир цветов»
Конспект непосредственно образовательной деятельности по художественно-эстетическому развитию воспитанников старшего дошкольного возраста по теме «Мир цветов»...
Конспект непосредственно образовательной деятельности по художественно-эстетическому развитию воспитанников старшего дошкольного возраста по теме «Мир предметов»
Формирование обще-музыкальных и вокальных умений и навыков у детей старшего дошкольного возраста....
Конструкт непрерывной образовательной деятельности по художественно-эстетическому развитию воспитанников пятого года жизни "Такие разные котята"
Тема: «Такие разные котята»Возрастная группа: дети 5-го года жизниФорма НОД: интегрированная...