Развитие познавательного интереса у детей с помощью экспериментирования.
методическая разработка (средняя группа) на тему
Дети очень любят экспериментировать. Это объясняется тем, что им присуще наглядно-действенное и наглядно-образное мышление, и экспериментирование, как никакой другой метод, соответствует этим возрастным особенностям. В дошкольном возрасте он является ведущим, а в первые три года - практически единственным способом познания мира.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
metodicheskaya_razrabotka_dlya_vospitateley_s_pomoshchyu_eksperimentirovaniya.docx | 59.13 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
города Иркутска детский сад № 58
Методическая разработка для воспитателей
«Развитие познавательного интереса у детей с помощью экспериментирования»
Выполнила воспитатель:
Советова Н.М.
г. Иркутск, 2017 г.
Вступление
Самое лучшее открытие – то, которое ребёнок делает сам.
Ральф У. Эмерсон, философ
В требованиях Федерального Государственного Образовательного Стандарта уделено большое внимание познавательно-исследовательской деятельности объектов окружающего мира и экспериментирования с детьми дошкольного возраста. Анализ ФГОС указал на приобретение ребенком новых знаний, умений, навыков, способов познания и опыта творческой деятельности по экспериментированию согласно требованиям стандарта.
Одним из требований Стандарта к организации образовательного пространства является обеспечение игровой, познавательной исследовательской и творческой активности всех воспитанников, экспериментирования с доступными детям материалами.
Основная задача ДОУ поддержать и развить в ребенке интерес к исследованиям, открытиям, создать необходимые для этого условия.
Методические рекомендации по проведению занятий с использованием экспериментирования встречаются в работах разных авторов Н.Н. Подъякова, Ф.А. Сохина, С.Н. Николаевой. Данными авторами предлагается организовать работу таким образом, чтобы дети могли повторить опыт, показанный взрослым, могли наблюдать, отвечать на вопросы, используя результат опытов. При такой форме ребенок овладевает экспериментированием как видом деятельности и его действия носят репродуктивный характер.
Главное достоинство применения метода экспериментирования в детском саду заключается в том, что в процессе эксперимента:
- дети получают реальные представления о различных сторонах изучаемого объекта, о его взаимоотношениях с другими объектами и со средой обитания;
- идет обогащение памяти ребенка, активизируется его мыслительные процессы, так как постоянно возникает необходимость совершать операции анализа и синтеза, сравнения и классификации, обобщения и экстраполяции;
- развивается речь ребенка, так как ему необходимо давать отчет об увиденном, формулировать обнаруженные закономерности и выводы;
- происходит накопление фонда умственных приемов и операций, которые рассматриваются как умственные умения;
- детское экспериментирование важно и для формирования самостоятельности, целеполагания, способности преобразовывать какие-либо предметы и явления для достижения определенного результата;
- в процессе экспериментальной деятельности развивается эмоциональная сфера ребенка, творческие способности, формируются трудовые навыки, укрепляется здоровье за счет повышения общего уровня двигательной активности.
Дети очень любят экспериментировать. Это объясняется тем, что им присуще наглядно-действенное и наглядно-образное мышление, и экспериментирование, как никакой другой метод, соответствует этим возрастным особенностям. В дошкольном возрасте он является ведущим, а в первые три года - практически единственным способом познания мира.
Пояснительная записка
Анализируя образовательную программу ДОУ, я пришла к выводу, что вводимый Федеральный Государственный Образовательный Стандарт (ФГОС) направлен сегодня на достижение у дошкольников более высокого уровня развития познавательных интересов, поэтому экспериментальной деятельностью нужно заниматься более углубленно.
Идея методической разработки: состоит в создании сборника материалов по развитию познавательного интереса у детей дошкольного возраста с помощью экспериментирования.
Методическая разработка составлена в соответствии с возрастными особенностями детей, на основе образовательной программы, используемой в детском саду, не противоречит федеральным государственным требованиям и обеспечивает целостность воспитательно-образовательного процесса. Содержание методической разработки включает совокупность образовательных областей, которые обеспечивают разностороннее развитие детей с учетом их возрастных и индивидуальных особенностей по основным направлениям.
Цель: расширение знаний педагогов о развитии познавательного интереса и познавательной активности детей дошкольного возраста средствами экспериментальной деятельности.
Задачи:
• Расширять знания педагогов о значении экспериментирования в развитии детей дошкольного возраста;
• Формировать представления о правильной организации экспериментирования с ребенком-дошкольником;
• Педагогическое просвещение родителей по развитию познавательного интереса через поисково-экспериментальную деятельность;
• Подбор материалов и оборудования для Центра экспериментирования.
Планируемый результат:
Знание и применение на практике организации экспериментальной деятельности с детьми дошкольного возраста.
Прикладная ценность: Повышение эффективности в ДОО работы по организации экспериментирования с детьми дошкольного возраста.
Практическая значимость:
Для дошкольных образовательных организаций предложен методически обоснованный и апробированный сборник материалов по организации экспериментирования с детьми дошкольного возраста.
В дошкольном воспитании экспериментирование является тем методом обучения, который позволяет ребенку моделировать в своем создании картину мира, основанную на собственных наблюдениях, опытах, установлении взаимозависимостей, закономерностей и т.д.
В обыденной жизни дети часто сами экспериментируют с различными веществами, стремясь узнать что-то новое. Они разбирают игрушки, наблюдают за падающими в воду предметами, пробуют языком в сильный мороз металлические предметы и т.п. Но опасность такой «самодеятельности» заключается в том, что дошкольник еще не знаком с законами смешения веществ, элементарными правилами безопасности.
Эксперимент же, специально организуемый педагогом, безопасен для ребенка и в то же время знакомит его с различными свойствами окружающих предметов, с законами жизни природы и необходимостью их учета в собственной жизнедеятельности. Первоначально дети учатся экспериментировать в специально организованных видах деятельности под руководством педагога, затем необходимые материалы и оборудование для проведения опыта вносятся в пространственно-предметную среду группы для самостоятельного воспроизведения ребенком, если это безопасно для его здоровья.
В связи с этим в дошкольном образовательном учреждении эксперимент должен отвечать следующим условиям:
- максимальная простота конструкции приборов и правил обращения с ними,
- безотказность действия приборов и однозначность получаемых результатов,
- показ только существенных сторон явления или процесса,
- отчетливая видимость изучаемого явления, возможность участия ребенка в повторном показе эксперимента.
При выборе содержания детского экспериментирования необходимо учитывать возрастные особенности детей, закономерности психического развития ребенка – сензитивности разных возрастных периодов к становлению тех или иных психических функций и новообразований; а также жизненный опыт дошкольника.
Примерное оборудование центров для детского экспериментирования
Младший и средний дошкольный возраст:
Центр «Песок - вода»: емкости разного размера мерные кружки, воронка, лейки, формочки, опилки, камешки, песок, вода, трубочки, мыло, предметы из разных материалов (деревянные катушки, палочки, резиновые мячики, игрушки, пластмассовые пуговицы, металлические скрепки болты).
Центр «Наука и природа»: пластилин, стеки; природный материал, шишки, желуди, горох, косточки плодов, растения и животные, оборудование для ухода за растениями жив модели, календари природы, иллюстративный материал, дидактические игры по экологии, дневники наблюдений за посадками.
Центр «Искусство»: листы белой бумаги, цветной бумаги, цветной картон, клей, кисточки для клея, подставка для кисточек, ножницы, акварельные краски, цветная гуашь, кисточки для красок, цветные карандаши, цветные мелки, губки поролоновые, зубные щетки, пуговицы, цветные нитки, разноцветные лоскутки тканей разных видов, трафареты.
Центр «Кулинария» мука, сахар, соль, сода; пищевые красители, миксер, доски, терки, вилки и ложки (пластмассовые); розетки, миски; фартуки, колпаки, нарукавники; ножи, подносы; пооперационные карты рецептов блюд.
Центр «Литература»: книжки-самоделки и оборудование для их изготовления (степлеры, дыроколы, тесьма, клей); план-схема и модели для рассказывания; лингвистические игры «Я учу буквы», «Волшебный поезд», «Чей домик?»; книги, журналы.
Манипуляторной центр: мелкие предметы для счета и группировки по разным Признакам; цветные геометрические фигуры; счеты; часы (детские, будильник); шнуровка. Разные виды логико-математических игр: «Логические пары», «Разбери узор», «Что сначала, что потом», «Разбери картинку», «Все о времени», «Запоминай-ка», «Четвертый лишний», «Учимся считать», «Волшебное лото».
Старший дошкольный возраст:
Центры «Песок - вода» и «Наука и природа»; банки и бутылки, крышки; бисер, стеклярус, янтарь; ведра, тазы, ванночки; весы, воронки, галька, глобус, гравий, губки, деревянные предметы, детская посуда, дневники наблюдений за посадками овса, лука, чеснока; иллюстративный материал; календари погоды и природы; карта мира; картотека опытов; клеенчатые фартуки; коллекция ракушек; коллекция семян; коллекция крупы; ложки; лупа, магниты, мелкие игрушки («киндер-сюрприз», мерные чашки, стаканы; микроскоп, монеты, железные предметы; мыло, настольно-печатная игра «Большой детский атлас»; палочки, бруски, дощечки; песочные часы, пипетки, природный материал (желуди, шишки, семена, ракушки пробки, крышки, пуговицы; сито, дуршлаг; скорлупа яиц; совки, соломинки, трубочки, соль, сахар; терка, формочки для печенья.
Центр «Искусство»: акварельные и гуашевые краски; миски, палитры; бумага различного размера; восковые свечи, газеты, губки, штампы; дырокол, зубные щетки, клей, кисти; клубочки ниток, шерсти; коробки; крупы; ножницы; обводки; оберточная бумага; пенопласт; пластилин, игровое тесто; пооперационные карты; пуговицы, синтепон, старые журналы и книги; степлер; тряпочки, фломастеры, художественная литература по ИЗО, цветная бумага, цветной картон, цветные карандаши, мелки восковые, чернила, тушь.
Центр «Кулинар»: блинница электрическая, вазочки для мороженого, воронки, картографы «Наш повар», кондитерский шприц, консервный нож; контейнеры, миски, лопатка, поварешка; мука, подсолнечное масло; ножи, ложки, вила ножи кухонные, овощерезка, подносы, разделочные доски; рецепты; сахар, соль; сито, дуршлаг, скалки, терка, шинковка, толкушка; фартуки, косынки; формы для кекса, печенье электрическая духовка.
Манипуляторный центр: балансовые весы; геометрические фигуры, домино, шашки, игры Монтессори, коллекция крышек, коллекция часов, конструкторы, кубики Никитина, кубик Рубика; линейки, ручки; лото, настольно-печатные игры пазлы, мелкие игрушки (грибы, матрешки), мерные емкости, монеты, пуговицы, палочки Кюизенера, счетные, песочные часы, рабочие листы с заданиями, разрезные картинки-головоломки, семена, природный материал, счеты, тетради в клетку, цифры.
Центр «Литература»: алфавит буквы; бумага, ручки, прописи; игры для занятий по звуковой культуре речи; картотека чистоговорок, скороговорок; разрезные картинки; упражнения для пальцев рук; книжки-самоделки, кроссворды, ребусы; комплекс упражнений артикуляционной гимнастики; кубики с азбукой; магнитофон, аудиокассеты; различные виды театра.
Предметно - пространственная среда для экспериментирования
Лаборатория - новый элемент развивающей предметной среды. Она создается для развития у детей познавательного интереса, интереса к исследовательской деятельности и способствует формированию научного мировоззрения. В то же время лаборатория - это база для специфической игровой деятельности ребенка (работа в лаборатории предполагает превращение детей в «ученых», которые проводят опыты, эксперименты, наблюдения). Центр песка и воды - это специальный стол в группе - дает детям прекрасную возможность для познавательных игр, для использования органов чувств. Дети творят, мыслят и общаются.
Мини-лаборатория (центр науки). Здесь могут быть выделены:
• место для постоянной выставки, где дети размещают музеи, различные коллекции, экспонаты, редкие предметы (раковины, камни, кристаллы, перья и т.д.);
• место для приборов;
• место для выращивания растений;
• место для хранения материалов (природного, «бросового»)
• место для проведения опытов;
• место для неструктурированных материалов (стол «песок - вода или емкость для воды, песка, мелких камней и т.п.).
Приборы и оборудование мини - лабораторий.
1. Микроскопы, лупы, зеркала, различные весы (безмен, напольные, аптечные, настольные); магниты, термометры, бинокли, электрическая цепь, веревки, линейки, песочные часы, глобус, лампа, фонарик, венчики, взбивалки, мыло, щетки, губки, пипетки, желоба, одноразовые шприцы без игл, пищевые красители, ножницы, отвертки, винтики, терка, клей, наждачная бумага, лоскутки ткани, соль, колесики, мелкие вещи из различных материалов (дерево, пластмасса, металл), мельницы.
2. Емкости: пластиковые банки, бутылки, стаканы разной формы, величины, мерки, воронки, сито, лопатки, формочки.
З. Материалы: природный (желуди, шишки, семена, скорлупа, сучки, спилы, крупа и т.п.); «бросовый» (пробки, палочки, куски резиновых шлангов, трубочки для коктейля и т.п.)
4. Неструктурированные материалы: песок, вода, опилки, древесная стружка, опавшие листья, измельченный пенопласт.
Основная задача родителей и воспитателей – поддержать и развить в ребенке интерес к исследованиям, открытиям, создать для этого условия. Необходимо стремиться к тому, чтобы дети не только получали новую информацию об объектах своих исследований и экспериментов, но и делали маленькие открытия.
Результатом экспериментирования становится опыт самостоятельной деятельности, исследовательской работы, новые знания и умения, составляющие целый спектр психических новообразований.
Для реализации методической разработки необходимо:
- экологический центр в группе;
- учебно-наглядные пособия для проведения занятий и игр.
Уголок живой природы обогащает и расширяет знания детей, даёт возможность сформировать у них практические умения и навыки, необходимые при уходе за растениями и животными.
Для проведения занятий необходимы наглядные пособия:
- яркая наглядность;
- раздаточные материалы;
- книги с интересным содержанием;
- художественное слово;
- технические средства обучения
- натуральные объекты живой и неживой природы;
- иллюстративные пособия;
- вспомогательные приборы и оборудование (микроскоп, лупы, лабораторное оборудование для проведения опытов, технические средства обучения).
Наличие материальной базы обеспечивает возможность наблюдать за объектами, фиксировать эти наблюдения, ухаживать за растениями и животными, отражать свои впечатления в художественной и игровой деятельности.
Принципы и подходы методической разработки.
Работа с дошкольниками строится на основе следующей системы дидактических принципов:
- создается образовательная среда, обеспечивающая устранение всех стрессообразующих факторов учебного процесса (принцип психологической комфортности);
- новое знание вводится не в готовом виде, а через самостоятельное «открытие» его детьми (принцип деятельности);
- обеспечивается возможность разноуровневого обучения детей, продвижения каждого ребенка своим темпом (принцип минимакса);
- при введении нового знания раскрывается его взаимосвязь с предметами и явлениями
окружающего мира (принцип целостного представления о мире);
- у детей формируется умение осуществлять собственный выбор на основании собственного критерия (принцип вариативности);
- процесс обучения сориентирован на приобретение детьми собственного опыта творческой деятельности (принцип творчества);
- обеспечиваются преемственные связи между всеми ступенями обучения (принцип непрерывности).
Решение задач заданного в программе содержания осуществляется во
взаимосвязи с другими содержательными видами деятельности, такими как экологическая, изобразительная, конструктивная и т. д.
Структура детского экспериментирования как деятельности:
Как и любая деятельность, деятельность экспериментирования имеет свою структуру:
Цель: развитие умений ребенка взаимодействовать с исследуемыми объектами в "лабораторных" условиях как средствами познания окружающего мира.
Задачи:
1) развитие мыслительных процессов;
2) развитие мыслительных операций;
3) освоение методов познания;
4) развитие причинно-следственных связей и отношений
Содержание: информация об объектах и явлениях, предметах.
Мотив: познавательные потребности, познавательный интерес, в основе которых лежит ориентировочный рефлекс "Что это?", "Что такое?" В старшем дошкольном возрасте познавательный интерес имеет направленность: "Узнать - научиться - познать"
Средства: язык, речь, поисковые действия;
Формы: элементарно-поисковая деятельность, опыты, эксперименты;
Условия: постепенное усложнение, организация условий для самостоятельной и учебной деятельности, использование проблемных, ситуаций.
Результат: опыт самостоятельной деятельности, исследовательской работы, новые знания и умения, составляющие целый спектр психических новообразований.
Последовательность детского экспериментирования.
Проблемная ситуация.
Целеполагание (что нужно сделать).
Выдвижение гипотез (как, с помощью чего, что получается).
Проверка предположения (отбор нужных средств, реализация в действии).
Если предположение подтвердилось: формулирование выводов (как получилось)
Если предположение не подтвердилось: возникновение новой гипотезы, реализация ее в действии, подтверждение новой гипотезы, формулировка вывода (как получилось) формулирование выводов (как получилось).
В процессе экспериментирования ребенку необходимо ответить на следующие вопросы:
- Как я это делаю?
- Почему я это делаю именно так, а не иначе?
- Зачем я это делаю, что хочу узнать, что получилось в результате?
Примерная структура занятия – экспериментирования.
Постановка исследовательской задачи в виде того или иного варианта проблемной ситуации.
Уточнение правил безопасности жизнедеятельности в ходе осуществления экспериментирования.
Уточнение плана исследования.
Выбор оборудования, самостоятельное его размещение детьми в зоне исследования.
Распределение детей на подгруппы, выбор ведущих, помогающих организовать сверстников, комментирующих ход и результаты совместной деятельности детей в группах.
Анализ и обобщение полученных детьми результатов экспериментирования.
Толчком к началу экспериментирования может послужить удивление, любопытство, выдвинутая кем-то проблема или просьба.
Детское экспериментирование – это не изолированный от других вид деятельности. Оно тесно связано со всеми видами деятельности.
Наблюдение – непременная составная часть любого эксперимента.
Трудовые действия – без выполнения их эксперимент не бывает.
Развитие речи – умение четко выразить свою мысль облегчает проведение опыта, в то время как пополнение знаний способствует развитию речи.
Изобразительная деятельность – развитие изобразительных способностей способствует более точному отображению результата эксперимента и наоборот, чем глубже исполнитель изучит объект, тем точнее передаст его детали во время изобразительной деятельности.
Элементарные математические представления – во время проведения опытов постоянно возникает необходимость считать, измерять, сравнивать, определять форму и размеры, производить иные операции.
Особенности детского экспериментирования.
- Детское экспериментирование свободно от обязательности.
- Не следует жестко регламентировать продолжительность опыта.
- Не следует жестко придерживаться заранее намеченного плана.
- Дети не могут работать, не разговаривая.
- Нужно учитывать индивидуальные различия детей.
- Не следует чрезмерно увлекаться фиксированием результатов экспериментов.
- Ребенок имеет право на ошибку.
Воспитатель должен уметь применить адекватные способы вовлечения детей в работу:
- работа руками детей;
- дробление одной процедуры на несколько мелких действий, поручаемых разным ребятам;
- совместная работа воспитателя и детей;
- помощь воспитателя детям;
Нельзя подменять анализ результатов экспериментов анализом поведения детей и их отношения к работе.
Содержание уголка экспериментальной деятельности.
Задачи уголка: развитие первичных естественнонаучных представлений, наблюдательности, любознательности, активности, мыслительных операций (анализ, сравнение, обобщение, классификация, наблюдение); формирование умений комплексно обследовать предмет.
В уголке экспериментальной деятельности (мини-лаборатория, центр науки) должны быть выделены:
1) место для постоянной выставки, где размещают музей, различные коллекции. Экспонаты, редкие предметы (раковины, камни, кристаллы, перья и т.п.)
2) место для приборов
Место для хранения материалов (природного, "бросового")
3) место для проведения опытов
4) место для неструктурированных материалов (песок, вода, опилки, стружка, пенопласт и др.)
Младший дошкольный возраст
Компонент дидактический:
- книги познавательного характера для младшего возраста;
- тематические альбомы;
- коллекции: семена разных растений, шишки, камешки, коллекции "Подарки" (зимы, весны, осени), "Ткани".
Компонент оборудования:
- Песок, глина;
- набор игрушек резиновых и пластмассовых для игр в воде;
- материалы для игр с мыльной пеной,
красители - пищевые и непищевые (гуашь, акварельные краски и др.).
Простейшие приборы и приспособления:
- Лупы, сосуды для воды, "ящик ощущений" (чудесный мешочек), зеркальце для игр с "солнечным зайчиком", контейнеры из "киндер-сюрпризов" с отверстиями, внутрь помещены вещества и травы с разными запахами.
- "бросовый материал": веревки, шнурки, тесьма, катушки деревянные, прищепки, пробки
- семена бобов, фасоли, гороха
Компонент стимулирующий:
- на видном месте вывешиваются правила работы с материалами, доступные детям младшего возраста.
- персонажи, наделённые определенными чертами
("почемучка") от имени которого моделируется проблемная ситуация.
Приложение № 1
Памятка для воспитателя
Организация детского экспериментирования
В группе должен быть оснащен уголок экспериментальной деятельности.
Планирование и организация деятельности детей по развитию познавательной активности и развитию представлений о предметном мире.
Планирование и организация игр с природными материалами (песком, водой, глиной).
Использование сюжетных игр-путешествий познавательной направленности.
Планирование и организация опытов и экспериментов с различными предметами и веществами.
Содержание опытов и экспериментов соответствует темам и данной возрастной группе.
Ведется фиксация результатов детского экспериментирования.
Наблюдается системность в проведении опытно-экспериментальной деятельности.
Наличие картотеки опытов и экспериментов в группе.
Оснащенность уголка экспериментирования соответствует требованиям и данной возрастной группе.
Приложение № 2
Памятка для воспитателя
Примерный «алгоритм» подготовки занятия-экспериментирования
Предварительная работа: экскурсии, наблюдения, беседы, чтение, рассматривание иллюстративных материалов, зарисовки отдельных явлений, фактов и т.д., по изучению теории вопроса.
Определение типа, вида и тематики занятия - экспериментирования.
Выбор цели, задач работы с детьми (как правило, это познавательные, развивающие, воспитательные задачи).
Игровой тренинг внимания, восприятия, памяти, логики, мышления.
Предварительная исследовательская работа с использованием оборудования, учебных пособий (в мини - лаборатории или центре науки).
Выбор и подготовка пособий и оборудования: сезонности, возраста детей, изучаемой темы.
Обобщение результатов наблюдений в различной форме: дневники наблюдений, коллажи, мнемотаблицы, фото, пиктограммы, рассказы, рисунки и т.д., с целью подведения детей к самостоятельным выводам по результатам исследования.
Приложение № 3
Памятка
"Планирование работы с детьми по экспериментированию"
Младший дошкольный возраст.
Работа с детьми данной возрастной группы направлена на создание условий, необходимых для сенсорного развития в ходе ознакомления с явлениями и объектами окружающего мира.
В процессе формирования у детей элементарных обследовательских действий педагогам рекомендуется решать следующие задачи:
- сочетать показ предмета с активным действием ребёнка по его обследованию: ощупывание, восприятие на слух, вкус, запах (может быть использована дидактическая игра типа "Чудесный мешочек");
- сравнивать схожие по внешнему виду предметы: шуба - пальто, чай - кофе, туфли - босоножки (дидактическая игра типа "Не ошибись");
- учить детей сопоставлять факты и выводы из рассуждений (Почему стоит автобус?);
- активно использовать опыт практической деятельности, игровой опыт (Почему песок не рассыпается?);
Основное содержание исследований, производимых детьми, предполагает формирование у них представлений:
1. О материалах (песок, глина, бумага, ткань, дерево).
2. О природных явлениях (снегопад, ветер, солнце, вода; игры с ветром, со снегом; снег, как одно из агрегатных состояний воды; теплота, звук, вес, притяжение).
3. О мире растений (способы выращивания растений из семян, листа, луковицы; проращивание растений - гороха, бобов, семян цветов).
4. О способах исследования объекта (раздел "Кулинария для кукол": как заварить чай, как сделать салат, как сварить суп).
5. Об эталоне "1 минута".
6. О предметном мире (одежда, обувь, транспорт, игрушки, краски для рисования и прочее).
В процессе экспериментирования словарь детей пополняется словами, обозначающими сенсорные признаки свойства, явления или объекта природы (цвет, форма, величина: мнётся - ломается, высоко - низко - далеко, мягкий - твёрдый - тёплый и прочее).
Работу по формированию у детей познавательного интереса надо проводить в тесной взаимосвязи с родителями. Опыт показывает, что экспериментальная деятельность вовлекает, «притягивает» к себе не только дошкольников, но и их родителей. Можно провести анкетирование родителей, в результате которого выявить отношение родителей к поддержанию познавательного интереса детей и экспериментальной деятельности.
Родители заинтересованы в развитии познавательного интереса детей, они способствуют постоянному совершенствованию их умений и навыков. Нередко родители ищут ответ на поставленный вопрос вместе с детьми в различных сферах деятельности (чтении, наблюдении, экскурсиях, экспериментах).
-Дома проделать ряд опытов с водой, воздухом;
- провести исследования;
-ответить на вопросы, например, где можно найти воду дома? Для чего нужна вода и бережете ли вы ее?
Помощь родителей, направить детей на выполнение заданий.
- предложить домашние задания по поиску информации и иллюстративного материала.
Дети с удовольствием рассказывали о своих открытиях родителям, ставили такие же и более сложные опыты дома, учились ставить проблемы, выдвигать гипотезы и самостоятельно решать их.
Помощь в оформлении разнообразных коллекций (собирали экспонаты во время отпуска, на даче, на прогулках).
Для просвещения родителей провести консультации по темам:
- «Организация детского экспериментирования в домашних условиях»;
- «Экспериментирование с водой, песком»;
- «Игра или экспериментирование» и т.д.
- «Чего нельзя и что нужно делать для поддержания интереса детей к познавательному экспериментированию».
Родительские собрания, в виде викторин, мастер- классов, открытые занятия, выставки «продуктов» исследовательской деятельности.
На родительском собрании можно предложить игры, в которых используются результаты экспериментирования, например, «Секретное донесение» (написать письмо молоком на белой бумаге и подержать его над паром или прогладить утюгом; написать его лимонным соком, проявив несколькими капельками йода).
Приложение № 4
Анкета для родителей
1. Проявляется ли исследовательская активность Вашего ребенка? В чем?
2. С какими предметами и материалами любит экспериментировать Ваш ребенок?
3. Продолжает ли ребенок экспериментирование, начатое в детском саду дома? Если да, то как часто?
4. Принимаете ли Вы участие в экспериментальной деятельности Вашего ребенка? Если да, то какое?
5. Если ребенок достигает какого-либо результата эксперимента, делится ли он с вами своими открытиями?
Спасибо.
Приложение № 5
Консультация для родителей
«Организация детского экспериментирования в домашних условиях»
Детское экспериментирование – это один из ведущих видов деятельности дошкольника. Очевидно, что нет более пытливого исследователя, чем ребёнок. Маленький человек охвачен жаждой познания и освоения огромного нового мира. Но среди родителей часто распространена ошибка – ограничения на пути детского познания. Вы отвечаете на все вопросы юного почемучки? С готовностью показываете предметы, притягивающие любопытный взор и рассказываете о них? Регулярно бываете с ребёнком в кукольном театре, музее, цирке? Это не праздные вопросы, от которых легко отшутиться: «много будет знать, скоро состариться». К сожалению, «мамины промахи» дадут о себе знать очень скоро – в первых же классах школы, когда ваш ребёнок окажется пассивным существом, равнодушно относящимся к любым нововведениям. Исследовательская деятельность детей может стать одними из условий развития детской любознательности, а в конечном итоге познавательных интересов ребёнка. В детском саду уделяется много внимания детскому экспериментированию. Организуется исследовательская деятельность детей, создаются специальные проблемные ситуации, проводятся занятия. В группах созданы условия для развития детской познавательной деятельности6 во всех центрах активности и уголках имеются материалы для экспериментирования: бумага разных видов, ткань, специальные приборы (весы, часы и др.), неструктурированные материалы (песок, вода), карты, схемы и т.п.
Несложные опыты и эксперименты можно организовать и дома. Для этого не требуется больших усилий, только желание, немного фантазии и конечно, некоторые научные знания.
Любое место в квартире может стать местом для эксперимента. Например, ванная комната, во время мытья ребёнок может узнать много интересного о свойствах воды, мыла, о растворимости веществ.
Например:
Что быстрее раствориться:
- морская соль
- пена для ванны
- хвойный экстракт
- кусочки мыла и т.п.
Кухня – это место, где ребёнок мешает родителям, особенно маме, когда она готовит еду. Если у вас двое или трое детей, можно устроить соревнования между юными физиками. Поставьте на стол несколько одинаковых ёмкостей, низкую миску с водой и поролоновые губки разного размера и цвета. В миску налейте воды примерно на 1,5 см. Пусть дети положат губки в воду и угадают, какая из них наберёт в себя больше воды. Отожмите воду в приготовленные баночки. У кого больше? Почему? Можно ли набрать в губку столь воды, сколь хочешь? А если предоставить губке полную свободу? Пусть дети сами ответят на эти вопросы. Важно только, чтобы вопросы ребёнка не оставались без ответа. Если вы не знаете точного (научного) ответа, необходимо обратится к справочной литературе.
Домашняя лаборатория.
Экспериментирование – это, наряду с игрой – ведущая деятельность дошкольника. Цель экспериментирования – вести детей вверх ступень за ступенью в познании окружающего мира. Ребёнок научиться определять наилучший способ решения встающих перед ним задач и находить ответы на возникающие вопросы. Для этого необходимо соблюдать некоторые правила:
1. Установите цель эксперимента (для чего мы проводим опыт)
2. Подберите материалы (список всего необходимого для проведения опыта)
3. Обсудите процесс (поэтапные инструкции по проведению эксперимента)
4.Подведите итоги (точное описание ожидаемого результата)
5. Объясните почему? Доступными для ребёнка словами.
Помните!
При проведении эксперимента главное – безопасность вас и вашего ребёнка.
Несколько несложных опытов для детей старшего дошкольного возраста
Примерные занятия по экспериментированию в домашних условиях
- «Лунный пейзаж»
Цель: посмотреть лунный пейзаж.
Материалы: костяшки домино, стол, фонарик.
Процесс:
Поставьте на стол 6-8 костяшек домино.
Задвиньте шторы и погасите в комнате свет. Включите в комнате фонарик и держите его под углом к крышке стола сантиметрах в тридцати от домино
Итоги: костяшки домино отбрасывают на стол тени.
Почему? Костяшки домино загораживают свет фонарика таким же образом, как горы на Луне солнечный свет. Тени от освещенных Солнцем гор ложатся на равнины и поэтому они кажутся тёмными. Такими же тёмными кажутся и лунные кратеры. Сочетание гор, равнин, кратеров и составляет лунный пейзаж.
Спрятанная картина
Цель: узнать, как маскируются животные.
Материалы: светло-желтый мелок, белая бумага, красная прозрачная папка из пластика.
Процесс:
Желтым мелком нарисовать птичку на белой бумаге
Накрыть картинку красным прозрачным пластиком.
Итоги: Желтая птичка исчезла
Почему? Красный цвет - не чистый, он содержит в себе желтый, который сливается с цветом картинки. Животные часто имеют окраску, сливающуюся с цветом окружающего пейзажа, что помогает им спрятаться от хищников.
- «Мыльные пузыри»
Цель: Сделать раствор для мыльных пузырей.
Материалы: жидкость для мытья посуды, чашка, соломинка.
Процесс:
Наполовину наполните чашку жидким мылом.
Доверху налейте чашку водой и размешайте.
Окуните соломинку в мыльный раствор.
Осторожно подуйте в соломинку
Итоги: У вас должны получиться мыльные пузыри.
Почему? Молекулы мыла и воды соединяются, образуя структуру, напоминающую гармошку. Это позволяет мыльному раствору растягиваться в тонкий слой.
Нам хотелось бы, чтобы родители следовали мудрому совету В.А. Сухомлинского: «Умейте открыть перед ребенком в окружающем мире что-то одно, но открыть так, чтобы кусочек жизни заиграл перед детьми всеми красками радуги. Оставляйте всегда что-то недосказанное, чтобы ребенку захотелось еще и еще раз возвратиться к тому, что он узнал».
Вот несколько советов для родителей по развитию поисково-исследовательской активности детей.
ЧЕГО НЕЛЬЗЯ и ЧТО НУЖНО ДЕЛАТЬ
для поддержания интереса детей к познавательному экспериментированию
Не следует отмахиваться от желаний ребенка, даже если они вам кажутся импульсивными. Ведь в основе этих желаний может лежать такое важнейшее качество, как любознательность.
Нельзя отказываться от совместных действий с ребенком, игр и т.п. — ребенок не может развиваться в обстановке безучастности к нему взрослых.
Сиюминутные запреты без объяснений сковывают активность и самостоятельность ребенка.
Не следует бесконечно указывать на ошибки и недостатки деятельности ребенка. Осознание своей не успешности приводит к потере всякого интереса к этому виду деятельности.
Импульсивное поведение дошкольника в сочетании с познавательной активностью, а также неумение его предвидеть последствия своих действий часто приводят к поступкам, которые мы, взрослые, считаем нарушением правил, требований.
Так ли это?
Если поступок сопровождается положительными эмоциями ребенка, инициативностью и изобретательностью и при этом не преследуется цель навредить кому-либо, то это не проступок, а шалость.
Поощрять любопытство, которое порождает потребность в новых впечатлениях, любознательность: она порождает потребность в исследовании.
Предоставлять возможность ребенку действовать с разными предметами и материалами, поощрять экспериментирование с ними, формируя в детях мотив, связанный с внутренними желаниями узнавать новое, потому что это интересно и приятно, помогать ему в этом своим участием.
Если у вас возникает необходимость что-то запретить, то обязательно объясните, почему вы это запрещаете и помогите определить, что можно или как можно.
С раннего детства побуждайте малыша доводить начатое дело до конца, эмоционально оценивайте его волевые усилия и активность.
Приложение № 6
Памятка для родителей по развитию любознательности
Внимательно относитесь к детским вопросам.
Не раздражайтесь из-за них на ребенка, не запрещайте их задавать.
Ответы давайте краткие и доступные пониманию ребенка.
Все время прививайте ребенку познавательные интересы и мотивы.
Научите его играть в шашки и шахматы.
Проводите в семье конкурсы знаток, викторины, часы загадок и отгадок.
Организуйте совместные походы в театр, на выставки, в музеи.
Проводите постоянные прогулки на природу: в парк, сквер, к водоему, в лес.
Мастерите с детьми поделки из природного материала и бумаги.
Поощряйте экспериментирование детей.
Читайте детям природоведческую литературу, беседуйте по ее содержанию.
Приложение № 7
План-конспект непосредственной образовательной деятельности
во второй младшей группе
Тема: «Волшебница - Вода»
Интеграция образовательных областей: «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Художественно-эстетическое развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Физическое развитие».
Задачи:
Учить узнавать, характеризовать свойства воды: прозрачная, светлая, не имеет запаха, вкуса, может окрашиваться в разные цвета, вода жидкая, льётся. Развивать логическое мышление, познавательную деятельность. («Познавательное развитие».)
Воспитывать интерес к экспериментальной деятельности, чувство помощи для сказочных персонажей. («Социально-коммуникативное развитие».)
Развивать эстетический вкус, творчество у детей. («Художественно-эстетическое развитие».)
Развивать связную речь, обогащать словарь детей (прозрачная, светлая, волшебная, превращается, разноцветная, студёная, льётся) и образность речи. («Речевое развитие».)
Развивать двигательную активность детей, мелкую моторику. («Физическое развитие».)
Методы и приемы:
Практические: дидактическое упражнение на слуховое восприятие (звук воды), опыты с водой и льдом, физминутка, раскрашивание волшебных картинок; пальчиковая гимнастика «Стирка».
Наглядные: рассматривание иллюстраций по теме «вода», сюрпризные моменты: превращение в волшебницу - Воду, в фокусников.
Словесные: обобщение детских исследований по данной теме, вопросы к детям, объяснения.
Материалы и оборудование: иллюстрации для рассматривания, картинки для раскрашивания, лейка, два стаканчика (вода, молоко), палочка, костюм волшебницы - Воды, колпачки, фокусников (по количеству детей), баночки для опытов (по количеству детей), стаканчики с водой и соком (по количеству детей). Логика образовательной деятельности
Ход мероприятия:
В. – Здравствуйте, ребята! Давайте с вами улыбнёмся друг другу и поделимся хорошим осенним настроением!
Предлагает встать в круг и повторить стихотворение.
Подойди ко мне, дружок.
Соберемся все в кружок.
Мы за руки все возьмемся.
И друг другу улыбнемся.
Здравствуй, друг. Здравствуй, друг.
Здравствуй, весь наш дружный круг!
А вы любите, когда к нам приходят гости? (Ответы детей.)
В. – Ребята, как Вы думаете, кто же к нам придёт сегодня в гости? (Ответы детей.)
В. – Попробуйте угадать! Послушайте внимательно (В. включает запись со звуком воды).
В. – Правильно, вода! Сегодня к нам в гости придёт Волшебница – Вода! Хотите с ней познакомиться?
В. – Покружилась, покружилась, в Волшебницу – Воду превратилась.
(Воспитатель одевает голубого цвета накидку, шарф…Дети внимательно рассматривают).
В. – Я Волшебница-Вода. Сегодня вы узнаете обо мне много интересного!
А как вы думаете, для чего нужна вода? (Ответы детей.)
В. – Посмотрите, я принесла с собой стаканчики. В одном из них молоко, а в другом вода. В каждый из них я положила палочку. В каком стаканчике мы видим палочку?
Почему? (Ответы детей.)
В. – Правильно, а в другом стаканчике палочку видно? Почему? (Ответы детей.)
Воспитатель подводит детей к выводу о том, что вода не имеет цвета, она прозрачная, светлая.
В. – Давайте проверим, была ли там палочка?
В. выливает молоко из стаканчика, дети убеждаются, что палочка была в стаканчике с молоком.
В. – А теперь я предлагаю понюхать воду.
Каждому ребенку предлагает это сделать.
В. – Что вы можете сказать?
Воспитатель подводит детей к выводу о том, что вода не имеет запаха.
В. – А теперь понюхаем сок. Чем пахнет сок? (Ответы детей.)
В. – А теперь определим на вкус. Попробуйте сок. А теперь попробуем воду. Что вы можете сказать?
Воспитатель подводит детей к выводу о том, что вода не имеет вкуса.
В. – Вы молодцы. А теперь, скажите мне, почему мы говорим, что вода – Волшебница? (Ответы детей.)
В. – Вода – Волшебница потому, что умеет превращаться в снег, лёд, пар, росу и дождь.
В. – Ребята, я для вас принесла волшебные льдинки! Посмотрите (В. показывает льдинки на тарелочке). Почему они волшебные? (Ответы детей.)
В. – Потому что, когда мы возьмём их в ручку, они начнут таять и превратятся в воду. Давайте попробуем. (Дети проводят опыт.)
Волшебница – Вода хвалит детей.
В. – А теперь давайте вместе рассмотрим картинки.
Дети рассматривают иллюстрации на мольберте и показывают, на каких картинках превращается вода в снег (зима, снеговик, снежинка); в лёд (сосулька); в пар (пар из кипящего чайника); росу (капельки на лепестках и траве, дождь).
В. – Ребята, а из чего состоит вода? (Ответы детей.)
В. – Правильно, из капелек. А капельки очень веселые и любят играть. Давайте поиграем.
Физ. минутка.
Раз, два, три, четыре, пять, любят капельки играть.
Мы ногами топ – топ, мы руками хлоп-хлоп,
Мы глазами миг-миг, мы плечами чик-чик,
Раз туда, два сюда, повернись вокруг себя,
Раз присели, два привстали
Руки кверху все подняли,
Раз, два, раз, два (хлопают в ладоши)
Вот и кончилась игра.
В. – А вы знаете, почему ещё воду называют Волшебницей? (Ответы детей.)
В. – Вода может окрашиваться в различные цвета. Хотите узнать, как?
Тогда я сейчас превращу вас в фокусников! Раз, два, три – ребятки покружились и в фокусников превратились. (В. надевает детям разноцветные колпачки.)
В. – Я для вас приготовила волшебные баночки, и если сказать волшебные слова, вода в банках окрасится. Попробуем? Повторяйте за мной:
Ты вода – водица,
Друг ты мой студёный.
Стань вода-водица,
Не светлой, а разноцветной!
В. – Подуйте теперь на свои баночки. (Дети говорят слова, дуют…)
В. – А теперь потрясите хорошенько баночки. Что мы видим? В какой цвет превратилась? (Дети называют цвета: красный, зеленый, желтый.)
В. – Правильно. Значит вода может ещё и окрашиваться в разные цвета. Вот это вода – Волшебница!
В. – А теперь фокусники наши покружились, в ребяток превратились.
В. – Я пришла к вам с сюрпризом и принесла с собой волшебные картинки, я же Волшебница-Вода! При помощи кисточки и воды наши картинки станут разноцветными! Присаживайтесь за столы и берите в руки кисточки.
Дети рисуют, видят в конце цветные изображения.
В. – Что у вас получилось? (Ответы детей.)
В. – Какие вы молодцы.
В. – Ребята, что вы узнали обо мне сегодня интересного? (Ответы детей.)
В. – А теперь мне пора возвращаться домой. До свидания! Мы с вами ещё встретимся!
Наши дети взрослеют очень быстро, но самостоятельно и плодотворно жить они смогут, если мы сегодня поможем развиваться их способностям и талантам. Пробудим интерес к самому себе, к окружающему миру. И как сказал В.А. Сухомлинский «Оставляйте всегда что-то недосказанное, чтобы ребенку захотелось еще и еще раз возвратится к тому, что он узнал». Только через действие ребенок сможет познать многообразие окружающего мира и определить собственное место в нем.
Рефлексия.
А теперь вспомним все, о чем мы говорили на занятии.
Понравилась вам быть волшебниками?
Приложение № 8
План-конспект непосредственной образовательной деятельности
во второй средней группе
Тема «Воздух - невидимка»
Интеграция образовательных областей: «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Физическое развитие».
Задачи:
Учить узнавать, характеризовать свойства воздуха: воздух упругий, не имеет формы, не видимый, прозрачный. Развивать логическое мышление, познавательную деятельность, («Познавательное развитие».)
Воспитывать интерес к экспериментальной деятельности, чувство помощи для сказочных персонажей. («Социально-коммуникативное развитие».)
Развивать связную речь, обогащать словарь детей (прозрачный, светлый, воздух упругий, не имеет формы) и образность речи. («Речевое развитие».)
Развивать двигательную активность детей, мелкую моторику. («Физическое развитие».)
Методы и приемы:
Практические: дидактическое упражнение на слуховое восприятие, опыты с воздухом, физкультминутка, Подвижные игры.
Наглядные: рассматривание иллюстраций по теме «воздух», сюрпризные моменты:
Словесные: обобщение детских исследований по данной теме, вопросы к детям, объяснения.
Материалы и оборудование: иллюстрации для рассматривания, картинки для рассматривания, DVD-диск с записью шума ветра разной силы.
Ход мероприятия:
Воспитатель: Ребята, помните, мы с вами говорили о живой и неживой природе. Давайте вспомним, что относится к живой природе (люди, животные, растения)? А что относится к не живой природе (камни, вода, воздух, почва, звезды)? Сегодня мы будем изучать загадочное вещество – невидимку. Его нельзя увидеть глазами и потрогать руками, оно такое большое, что занимает весь мир и такое маленькое, что пролезет в любую щель. (если дети затрудняются с ответом – загадать загадку).
Он нам нужен, чтоб дышать,
Чтобы шарик надувать.
С нами рядом каждый час,
Но не видим он для нас.
(Воздух)
Правильно, это воздух.
Беседа о воздухе.
Воздух окружает всю нашу землю. Он везде: и в комнате, и на улице, и в земле, и в воде, и в камнях, и высоко в небе, и даже внутри нас. Говорить, петь и слышать нам тоже помогает воздух, потому что только в нем могут распространяться звуки. Там. Где нет воздуха, царит безмолвие.
(Из-за дверей доносятся звуки)
Экоша: Ой, помогите, спасите, лечу!!!
Воспитатель: Кто это там кричит (открывает двери)?
(В комнату на воздушных шариках залетает лягушонок).
Здравствуй лягушонок! Как ты к нам попал?
Экоша: Здравствуйте ребята! Я гулял с шарами, но вдруг ветер подхватил меня и понес, понес и принес к вам в детский сад.
Как у вас здесь интересно! А что это вы здесь делаете? Можно мне остаться?
Воспитатель: Конечно, оставайся. Мы сегодня с ребятами говорим о воздухе.
Экоша: О воздухе? А что такое воздух? Что-то я о нем слышал, но никогда с ним не встречался. Может, его вовсе нет?
Воспитатель: Погоди лягушонок. Я тоже никогда с ним не встречалась, но знаю, что он вокруг нас.
Экоша: Ничего я не вижу. Где же он? Куда он спрятался?
Воспитатель: Никуда он не спрятался. Ребята, давайте докажем лягушонку, что воздух действительно есть. Я приглашаю всех в мини-лабораторию, чтобы мы могли проводить опыты как настоящие ученые (дети переходят за столы).
Опыт №1 «Как поймать воздух».
Воспитатель: Возьмите со стола целлофановые пакеты и попробуйте поймать воздух.
Закрутите пакеты. Что произошло с пакетами? Что в них находится? Какой он? Вы его видите?
Экоша: Я уверен, что там ничего нет!
Воспитатель: Хорошо! Давайте проверим. Возьмите острую палочку и осторожно проколите мешочек. Поднесите его к лицу и нажмите на него руками. Что вы чувствуете?
(Воспитатель подносит пакет к лягушонку).
Экоша: Я его не вижу, но чувствую.
Воспитатель: Молодец лягушонок! Ты сам сделал правильный вывод, что воздух нельзя увидеть, но его можно почувствовать.
Давайте поставим на мольберт карточку-обозначение свойства воздуха «Воздух не имеет цвета. Он прозрачный».
Опыт №2 «Воздух не имеет формы»
Воспитатель: Возьмите резиновую перчатку, поймайте воздух, держите крепко, чтобы он не убежал. Потрогайте «воздушные пальчики», что вы ощущаете?
Мы поймали воздух в перчатку и он принял форму перчатки. А если мы поместим воздух в шар? Какую он примет форму? (Форму шара). Значит воздух упругий, не имеет формы, его можно поймать и запереть куда-то. Куда? (в шар, в мяч, в надувной матрац).
Ставим карточку-обозначение свойств воздуха «воздух не имеет формы».
Опыт №3 «Что в стакане?»
Воспитатель: Посмотрите, у меня в руках стакан. Как вы думаете, в нем что-то есть?
Экоша: Это же всем понятно, что в нем ничего нет.
Воспитатель: Вот мы сейчас проверим. Нам понадобится емкость с водой и этот стакан.
Перевернем стакан вверх дном и будем медленно опускать его в воду. Обратите внимание, что стаканчик нужно держать ровно.
Что вы видите? Попадает ли вода в стакан?
Вытаскиваем. Посмотрите, снаружи стакан мокрый, а внутри?
(Воспитатель предлагает детям потрогать стакан внутри).
Ребята, почему вода не попала в стакан? Какой можно сделать вывод?
Правильно, в стакане находится воздух, он не пускает туда воду.
А теперь, попробуем опустить наш стакан в воду, но держать его будем немного наклонив. Смотрите внимательно, что появилось в воде?
Мы наблюдаем пузырьки воздуха. Откуда он взялся?
Какой можно сделать вывод?
При опускании стакана в воду, она постепенно вытесняет из него воздух, занимая его место.
Экоша: Ребята, я тоже вспомнил, как можно увидеть воздух! Я сидел в пруду и пускал через соломинку пузыри в воду. Было так весело.
Воспитатель: Молодец, Экоша! Ты мне подсказал еще один интересный опыт с воздухом.
Опыт № 4 «Воздух легче воды»
Воспитатель: Перед вами стаканы с водой и трубочки для коктейля. Вставьте трубочки в воду и подуйте в них. Что вы видите? Что выходит из воды с пузырьками? Откуда он берется?
Экоша: А почему пузырьки поднимаются на поверхность?
Воспитатель: Потому, что воздух легче воды.
Давайте поставим на мольберт еще одну карточку - обозначение свойства воздуха «Воздух легче воды».
Ребята, Экоша! У меня для вас есть небольшой сюрприз.
(Воспитатель достает мыльные пузыри).
Что это? Как вы думаете, что находится внутри пузырей? Давайте немножко поиграем. Сначала одни дети будут их надувать, другие ловить, а потом наоборот.
Физминутка «Мыльные пузыри».
А теперь пройдем в нашу лабораторию. Нас ждут новые открытия!
Как вы думаете, воздух имеет вес?
Экоша: Конечно, нет!
Воспитатель: Хотите проверить?
Опыт №5 «Имеет ли воздух вес?»
Нам понадобятся весы и два одинаковых воздушных шара.
Эти весы можно сделать самим из веревочки и палочки (показывает весы).
С двух сторон я подвесила шары. Посмотрите, сейчас весы уравновешены.
Я возьму острую палочку и проткну один из шаров.
Что произошло? Какой можно сделать вывод?
Шар с воздухом опустился вниз, а лопнувший шар поднялся вверх. Значит шарик с воздухом тяжелее, чем шар без воздуха.
Экоша: А мне интересно, имеет ли воздух запах? Как вы думаете ребята?
Воспитатель: Попробуйте втянуть воздух носом. Пахнет?
Ставим следующую карточку «Воздух не имеет запаха»
Экоша: Тогда почему на кухне пахнет пирожками, а на лугу цветами
Воспитатель: Погоди, не спеши. Я попробую тебе объяснить. Воздух не имеет запаха, но двигаясь, может доносить его до наших носов.
Экоша Он еще и двигаться умеет?
Воспитатель: Скажи лягушонок, как ты сегодня оказался у нас в гостях?
Экоша Меня ветер принес.
Воспитатель: Ребята, что такое ветер? Какой бывает ветер?
Ветер – это и есть движение воздуха. Мы можем почувствовать движение воздуха? А увидеть?
На прогулке мы часто наблюдаем движение воздуха (качаются деревья, бегут облака, крутится вертушка, пар изо рта).
А в комнате мы можем почувствовать движение воздуха? Как?
Опыт №6 «Движение воздуха»
Возьмите в руки веер, помашите перед лицом. Что вы почувствовали?
А если бы мы сейчас открыли окно, что бы почувствовали? Молодцы!
Итак, делаем вывод, что воздух - движется и ставим новую карточку-обозначение свойства воздуха.
Подвижная игра «Мы ветры».
DVD-диск с записью шума ветра разной силы.
Ребята, сегодня мы много говорили о воздухе, его свойствах, но забыли сказать самое главное, что воздух необходим всему живому. Без него мы не проживем и 5 минут.
Попробуйте, закройте рот и зажмите нос двумя пальцами. Не дышите.
Почему вы убрали руку и открыли рот? Чего вам не хватило? Хорошо вам было без воздуха?
Хотите узнать, где место воздуха в нашем теле?
(На мониторе силуэт человека с изображением органов дыхания.)
Воздух, которым мы дышим, называется – кислород. В организме человека воздух проходит длинный путь. Сначала кислород попадает в нос, затем спускается в горло, потом в дыхательную трубочку под названием трахея, затем путь его лежит через бронхи и, наконец, он попадает в легкие. Вот они. Легкие – это главный орган дыхания. Легких два. Они состоят из множества пузырьков. Мы вдыхаем – пузырьки наполняются воздухом – расширяются. Выдыхаем – легкие сужаются. Посмотрите, что происходит с нашими легкими. (Показ на мониторе). Наши легкие трудятся постоянно, поэтому мы должны о них заботиться, беречь их. Стараться не простужаться, дышать чистым воздухом. А еще легкие очень любят дыхательную гимнастику, занятия физкультурой, спортом, любят прогулки на свежем воздухе.
Давайте порадуем наши легкие и сделаем дыхательную гимнастику.
Сделайте большой круг.
1 упражнение «Шарик сдулся»
2 упражнение «Качели»
3 упражнение «Дровосек»
Молодцы, если бы легкие умели говорить, они сказали бы вам спасибо. А еще мы говорили, что легкие любят дышать чистым воздухом. К сожалению, воздух которым мы дышим, не всегда и не везде одинаково бывает чистым. Посмотрите на картинку и скажите, как загрязняется воздух. Дымят заводы, фабрики, машины газуют. Люди курят. Люди которые курят они вредят своему здоровью и здоровью окружающих их людей. Курящие люди часто кашляют, у них болит главный орган дыхания – легкие.
А еще очень сильно загрязняется воздух когда люди жгут в кострах вот этот мусор (пластиковые бутылки, пакеты, остатки строительного мусора, упаковку). Этот мусор плавится в костре и в воздух поднимается черный ядовитый дым. От него болеют люди, животные, страдают растения.
А, что делают люди, чтобы воздух в поселке, в городе стал чище? На заводские и фабричные трубы ставят фильтры, которые задерживают загрязняющие вещества. Сажают растения. Какие растения вы знаете? (Деревья, травы, кусты, цветы). Там, где много растений воздух чище, ведь именно растения выделяют кислород, которым мы дышим. Как же можно назвать растения? (Наши помощники, спасители).
А, что вы можете сделать, чтобы помочь очистить воздух? (Посадить деревья, кустарники, не ломать деревья и кусты, не рвать цветы, они растут для красоты, они нужны бабочкам, пчелам и другим насекомым). Ну, а если я, если ты, или ты и наши гости, если все сорвем цветы, то, что произойдет? То останутся пусты и деревья и кусты, и не будет красоты. А, что еще нельзя делать? (Нельзя жечь мусор в кострах).
Давайте еще раз закрепим, что можно и чего нельзя делать, чтобы воздух был чище? Нельзя ломать деревья, рвать цветы, жечь мусор в кострах. А, что нужно делать? Сажать деревья, сажать цветы, ухаживать за ними.
Рефлексия.
А теперь вспомним все, о чем мы говорили на занятии.
Где можно встретить воздух?
Почему мы его не видим?
Имеет ли воздух запах?
Движение воздуха – это что? – ветер.
Как называется главный орган дыхания человека? – легкие.
Мы дышим воздухом. Он часть природы.
Экоша: Спасибо вам ребята за такое интересное занятие. Теперь я самый умный Экоша на свете!
Воспитатель: Приходи к нам обязательно еще.
Экоша: Я хочу подарить вам эти шарики. Теперь я знаю, почему их называют воздушными!!! (На ниточки к шарикам привязаны конфеты – сюрприз для детей).
Список рекомендуемой литературы:
- Дыбина О.В., Рахманова Н.П., Щетина В.В. Неизведанное рядом. М., 2004,
- Иванова А.И. Детское экспериментирование как метод обучения./ Управление ДОУ, N 4, 2004,
- Куликовская И.Э, Совгир Н.Н. Детское экспериментирование. Старший дошкольный возраст. - М.: Педагогическое общество России, 2003,
- Организация экспериментальной деятельности дошкольников. / Под.ред. Л.Н. Прохорововой М., 2004,
- Паршукова И.Л. Проведение исследовательских занятий в детском саду пространственная развивающая среда в детском саду. Принципы построения, советы, рекомендации /сост. Н.В. Нищева. - СПб., «Детство-пресс», 2006,
- Рыжова Н.А. Развивающая среда дошкольных учреждений (Из опыта работы). М., ЛИНКА-ПРЕСС, 2003
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Развитие познавательного интереса у детей в процессе экспериментирования с объектами неживой природы
Развитие познавательного интереса у детей в процессе экспериментирования с объектами неживой природы...
Развитие познавательного интереса у детей в процессе экспериментирования с водой
Котнсультация для воспитателей. Опыты с водой для детей младшего дошкольного возраста....
Развитие познавательного интереса у детей в процессе экспериментирования с объектами неживой природы
В настоящее время проблема развития познавательного интереса в процессе экспериментирования с объектами неживой природы является актуальной и значимой в дошкольных учреждениях. Поэтому данный вопрос и...
Познавательно-исследовательский проект «Развитие познавательного интереса у детей 2 младшей группы через экспериментирование»
Предлагаемая ниже структура проекта -экспериментирования является примерной и может быть скорректирована в практике работы....
Познавательный проект "Развитие познавательного интереса у детей через экспериментирование".
Краткосрочный творческий проект в средней группе детского сада, тема: "Развитие познавательного интереса у детей через экспериментирование"....
Консультация для педагогов "Развитие познавательного интереса у детей с помощью коллекционирования".
Для формирования познавательной активности старших дошкольников это направление представляет большой интерес. Ведь устойчивый познавательный интерес — признак готовности ребенка к школьному обуч...
Методическая разработка для воспитателей «Развитие познавательного интереса у детей с помощью экспериментирования»
Методические рекомендации по проведению занятий с использованием экспериментирования встречаются в работах разных авторов Н.Н. Подъякова, Ф.А. Сохина, С.Н. Николаевой. Данными авторами предлагается ор...