Консультация для педагогов "Развитие познавательного интереса у детей с помощью коллекционирования".
консультация (старшая группа)

Ракова Фаина Кирилловна

Для формирования познавательной активности старших дошкольников это направление представляет большой интерес. Ведь устойчивый познавательный интерес — признак готовности ребенка к школьному обучению.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konsultatsiya_dlya_pedagogov.docx17.09 КБ

Предварительный просмотр:

Консультация для педагогов

Развитие познавательного интереса у детей с помощью коллекционирования.

Для формирования познавательной активности старших дошкольников это направление представляет большой интерес. Ведь устойчивый познавательный интерес — признак готовности ребенка к школьному обучению.

          Коллекционирование (от лат. collectio — собирание, сбор) — деятельность, в основе   которой лежит собирание коллекции, то есть систематизированное собирание каких-либо объектов (как правило, однородных или объединённых общностью темы, представляющих научный, художественный, литературный интерес. Это одно из древнейших увлечений человека.

             В Китае говорят: "Кто имеет увлечение, проживает две жизни".

Тяга к собирательству заложена в детях самой природой. Познавая мир, они приносят домой все, что их заинтересовало – листики, камушки, ракушки, стеклышки, фантики от конфет и прочие всякие вещи. Нужные с точки зрения ребенка. Родители же, как правило, не очень разделяют детскую страсть и просят малыша приносить с улицы поменьше мусора. Однако с такого невинного собирательства начинается полезное во всех отношениях хобби – коллекционирование. Именно оно может стать замечательным увлечением, объединяющим родителей и ребенка.

Что же лучше всего коллекционировать в детском саду?

Собирать можно все, главное предметы должны быть безопасными и нести познавательную нагрузку. Выбирать должны дети, а взрослые способствовать этому.

Можно сначала собирать несколько разных коллекций и лишь потом, когда будет виден интерес детей к какому-либо виду больше, можно определиться с главным выбором. С чего же начать?

В начале учебного года я рассказала детям о коллекционировании, его видах, принесла из дома в группу коллекции монет, марок, значков, которые собираю сама. Дети с интересом рассматривали их, делились впечатлениями.
В первую очередь, начать коллекционировать нужно то, к чему у ребенка есть интерес: календари, марки, открытки, модели автомобилей, магнитики на холодильник, привезенные из разных путешествий, монетки, значки, обертки от конфет, пуговицы и т.д.

Коллекционированием нужно управлять. Самый верный способ привлечь внимание детей к чему-либо - самому взрослому проявить к этому интерес. И задача нас взрослых не только увлечь ребенка идеей создания коллекции, но и всячески помочь ему в этом. Поскольку польза от такого рода занятий неоспорима. Почему?

Во-первых, собирая коллекцию, ребенок занимается познавательно-исследовательской деятельностью, т. е. у него возникает желание побольше узнать о предметах своей коллекции. Во-вторых, таким способом ребенок тренирует память, внимание, целеустремленность, интеллект, у него развивается аккуратность, бережливость. В-третьих, показывая свою коллекцию друзьям, обмениваясь с ними интересными экспонатами, ребенок учится общению, умению поддержать беседу. Ну и, наконец, коллекционирование украшает нашу жизнь, делает ее полнее и разнообразнее.

Экспонаты коллекции можно трогать руками и заниматься, играть с ними, рассматривать. Самостоятельная или специально организованная игровая ситуация с коллекцией приветствуется, что способствует развитию социально - коммуникативных способностей дошкольников, овладению ими средствами общения и способами взаимодействия со взрослыми и сверстниками.

Экспонаты коллекций могут служить:

-подарками родным и близким;

-подарки малышам;

-подарки гостям, которые приходят в ваш дом;

-экспонатами тематических выставок в ДОУ.

Коллекционирование является действительно познавательным, доступным, интересным, результативным направлением деятельности с детьми дошкольного возраста. Поэтому именно коллекционирование может стать объектом вашей совместной деятельности.

То, что вы собираете с детьми, только условно можно назвать коллекциями: ни материальной, ни общественной ценности они, конечно, не имеют, но очень важны как средство и форма воспитания. Но не следует забывать, что наша задача, задача взрослых, педагогов – помогать малышу, проявлять заинтересованность и оказывать всяческое содействие его начинаниям. Иначе интерес может легко угаснуть. Такой уж это возраст…

 Спасибо за внимание!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие познавательного интереса у детей с помощью экспериментирования.

Дети очень любят экспериментировать. Это объясняется тем, что им присуще наглядно-действенное и наглядно-образное мышление, и экспериментирование, как никакой другой метод, соответствует этим возрастн...

Развитие познавательных интересов у детей средней группы с помощью исследовательской деятельности.

Развитие познавательных интересов у детей дошкольного возраста актуальная проблема современного образовательного процесса. Познавательный интерес побуждает к поиску новых знаний, умений, помогает расш...

Консультация по оказанию методической, диагностической, консультативной помощи семье Малышевой Ю. В., Тема: «Как развивать познавательный интерес у детей?». 20 февраля 2019 год

Мир вокруг ребенка разнообразен, все явления в нем связаны в сложную систему, элементы которой изменчивы и зависимы друг от друга. Поэтому очень важно научить ребенка находить в предметах известные св...

Развитие познавательного интереса у детей дошкольного возраста через коллекционирование

В любом возрасте дети любознательны, задают взрослым множество вопросов: зачем? как? почему? Особенно о тех вещах, которые им интересны, кажутся для них необычными. С возрастом, накоплением объема инф...

Формирование познавательного интереса у детей дошкольного возраста через коллекционирование

Коллекционирование позволяет углублять познавательные интересы детей и является доступным и интересным для дошкольников видои деятельности....

Методическая разработка для воспитателей «Развитие познавательного интереса у детей с помощью экспериментирования»

Методические рекомендации по проведению занятий с использованием экспериментирования встречаются в работах разных авторов Н.Н. Подъякова, Ф.А. Сохина, С.Н. Николаевой. Данными авторами предлагается ор...