Календарно-обрядовые праздники
методическая разработка (старшая группа) на тему
Русская традиционная культура,как ресурс эффективной социализации детей дошкольного возраста
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
doklad_kalendarno-obryadovye_prazdniki.docx | 22.16 КБ |
Предварительный просмотр:
Русская традиционная культура, как ресурс эффективной социализации детей дошкольного возраста
Доклад «Календарно-обрядовые праздники»
Работа этнокультурного русского компонента в нашем дошкольном отделении построена по народному календарю, годичного цикла жизни русского народа.
В сознании наших предков время было цикличным, а порядок жизни определялся сменой времен года. В определенное время сеяли, пахали, косили и жали. Особое место отводилось праздникам. Человек считал себя частью природы и хотел быть участником всех происходящих вокруг событиий. Календарные праздники являлись одним из способов этого участия. В праздниках и увеселениях люди находили передышку от всевозможных тягот жизни. Они переносились в беззаботный мир радости и веселья. Каждый из праздников отмечался особым образом.
В праздниках ярко отражается образ жизни людей, их быт, труд, национальные устои, представления о чести, смелости, мужестве, ловкости, порядочности, трудолюбии, проявлении смекалки, творческой находчивости.
В подготовке к народным праздникам ребёнок имеет большую возможность активно действовать, познавая окружающий мир, осваивая отношения между людьми. В народных играх, песнях и хороводах часто нужно изображать движениями содержание песни, как дети это представляют. Тем самым каждый ребёнок учится передавать своё отношение различными эмоциями и выразительными движениями. В подготовке народных праздников каждый ребёнок имеет возможность проявить свою индивидуальность, своё самовыражение. Большое внимание мы уделяем народным играм, все они образны. И в игре образ практически не бывает статичным, таким образом, ребёнок в игре является активным участником.
Игры, в которые мы играем, связаны с календарными праздниками. Они воспроизводят взрослую жизнь: жатву, посев, охоту, выращивание льна. В играх ребёнок знакомится с нелёгким крестьянским трудом, учится ценить и уважать его, выражать своё отношение к происходящему.
Часто игровой персонаж, («лень», «дрёма», «дударище-старичище») наделён качеством, которое не находит поддержки в реальной жизни. Он не хочет ничего делать, но просит его одеть, накормить и напоить. В игре делается акцент на то, что так не должно быть в жизни, чтобы вырос хороший урожай, нужно потрудиться. Тем самым дети учатся уважать труд, а лень не одобряют.
Сегодня мы покажем вам календарно-обрядовый праздник «Кузьминки». В этот праздник прославляли труд ремесленников-кузнецов. В каждом поколении у русского народа были «герои», которые служили примером порядочности. За каждым праздником закреплены святые, с житиём, которых мы знакомим детей и родителей, что способствует их духовно-нравственному воспитанию. Так же в этот день отмечали куринные именины и играли свадьбы. Календарные и семейные обряды возникли на общей основе, они генетически связаны. В древности же замужество приравнивалось к таким явлениям, как рождение и смерть. Все это – действия инициации, то есть перехода человека из одного состояния в другое. Девушка как бы умирала и рождалась уже женщиной. Всем тонкостям свадебного обряда, поэтому, придавалось огромное сакральное значение. Русская свадьба, проходила с участием детей. Считалось, что играми в свадьбу, своими шуточными действиями дети благословляют молодых на счастливый брак. Дети в своих играх часто в шуточной форме обыгрывали жизнь взрослых, как бы репетируя взрослую жизнь. Шуточная свадьба имела свою магическую силу, являлась оберегом настоящей свадьбы. Кроме этого, она играла и социальную роль, знакомя детей в игровой форме с серьёзным обрядом взрослых. Детская игра в свадьбу имитирует все моменты взрослого обряда. Первоначально разыгрываются смотрины. Девочки выступают в роли будущих невест, где каждая хочет быть выбранной. «Жених» выбирает невесту, например, угадывая имена девочек, чьи лица закрыты платками. После того, как выбор сделан, «жених» и «невеста» преодолевают препятствия, мешающие им попасть в свой «дом». Затем они проходят испытания на предмет того, кто, например, лучше подметёт дом или быстрее запеленает куклу. После испытаний все поздравляют «молодожёнов», приговаривая: «Добрая свадьба! Живите в супружестве, будьте дружны, никогда не ругайтесь, помогайте друг другу» и игра начинается снова. На протяжении игры участники поют величальные песни, а в конце всё может завершаться «свадебным пирогом». Таким образом, игра в свадьбу знакомит детей с этим обрядом, учит тому, что в семье нужно жить дружно, всё делать сообща, тогда семейная жизнь будет счастливой и доброй.
Подводя итог, можно сделать вывод, что фольклор предоставляют большую возможность для детской деятельности. Дети активны и являются непосредственными участниками всего действия, поэтому вся информация, необходимая для социализации детей и получаемая ими в процессе, усваивается тоже активно и прочно. Для успешной социализации ребёнка необходим процесс познания самого себя, который выражается в получении представлений ребёнка о себе, как о человеке, о его взаимодействиях с другими людьми, его мысли, чувства. При знакомстве с детским фольклором, дети начинают познавать человеческие отношения, в это время формируется ребёнок как личность, становится его характер. Детский фольклор помогает детям познавать окружающий мир, знакомит с действительностью и жизнью взрослых через активную деятельность самих детей и через предметный мир. Они предоставляют возможность самопознания, выявления своей роли среди других людей и сверстников, происходит их первый опыт общения в коллективе, взаимодействия, усвоение нравственных, социальных норм и правил. Помимо этого, мы помогаем ребёнку приобщиться к культуре своей страны, усвоить народные традиции, обычаи, тем самым воспитать любовь к Родине, к окружающей природе. Всё это играет очень важную роль для социализации ребёнка.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Цикл календарно-обрядовых праздников по русскому народному фольклору
Как проводить календарно-обрядовые праздники, включая песни, игры, хороводы....
"Рождественские посиделки" (календарно - обрядовый праздник, конспект)
Материал полезен, тем кто ищет конспект занятия по проведению календарно - обрядовых праздников....
Проект «Календарно-обрядовые праздники в детском саду»
Творческий проект...
Влияние календарно-обрядовых праздников на духовно-нравственное воспитание дошкольников
Знакомство дошкольников с традициями русского народа вызывает интерес к прошлому своих предков, расширяет знания и представления о культурном наследии, способствует воспитанию у детей национальных чер...
Музыкально- тематическое развлечение для подготовительной группы."Встреча весенних календарно- обрядовых праздников в детском саду. Благовещение, Вербное воскресенье, Пасха".
Музыкально- тематическое развлечение для старшего дошкольного возраста....
"Праздник русской берёзки" - сценарий календарно-обрядового праздника для детей старшего дошкольного возраста.
Народный календарно - обрядовый праздник проводится на основе фольклорного материала. Петь русские народные песни, водить хороводы, играть в любимые народом игры - эт...