Влияние календарно-обрядовых праздников на духовно-нравственное воспитание дошкольников
проект (подготовительная группа) на тему
Знакомство дошкольников с традициями русского народа вызывает интерес к прошлому своих предков, расширяет знания и представления о культурном наследии, способствует воспитанию у детей национальных черт характера, порядочности, трудолюбия, толерантности.
Общественная направленность поступков постепенно становится основой воспитания гражданских чувств и патриотизма.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
opisanie_opyta_raboty.docx | 43.33 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
детский сад № 2
Володарского муниципального района
Нижегородской области
Материалы
участника муниципального конкурса педагогического мастерства
«ПРОФИ – 2015»
Номинация «Воспитатель года»
Королёвой Натальи Александровны
2014 год
Информационная карта педагогического опыта
участника муниципального конкурса «ПРОФИ»
( номинация «Воспитатель года»)
- Сущностные характеристики опыта
- Описание педагогического опыта
Тема: «Влияние календарно-обрядовых праздников на духовно-нравственное воспитание детей старшего дошкольного возраста».
Проблема: В настоящее время Россия переживает один из непростых исторических периодов. И самая большая опасность, подстерегающая наше общество сегодня, — не в развале экономики, не в смене политической системы, а в разрушении личности. Ныне материальные ценности доминируют над духовными, поэтому у детей искажены представления о доброте, милосердии, великодушии, справедливости, гражданственности и патриотизме. Детей отличает эмоциональная, волевая и духовная незрелость. Современное российское общество остро переживает кризис духовно-нравственных идеалов. Однако долгие годы формирование основ духовной и эстетической культуры подрастающего поколения было ущербным — народное искусство не изучалось, не преподавалось, не воспитывалось отношение к нему как к национальному достоянию. Именно поэтому я поставила перед собой цель:
воспитывать духовно-нравственные качества детей дошкольного возраста через знакомство с календарно-обрядовыми праздниками.
Задачи, направленные на педагога:
- Создать развивающую среду, способствующую развитию личности ребенка на основе народной культуры( предметы быта, одежды, игрушки)
- Разработать сценарии народных праздников и развлечений.
Задачи, направленные на детей:
- Использование фольклора во всех видах детской деятельности, народных подвижных игр и календарно-обрядовых праздников.
- Приобщать детей к основам духовности русского народа и традиционного уклада жизни, особенностями подготовки и проведения праздничных дней, пробудить чувство сопричастности к традициям нашего народа.
- Развивать личностные качества ребенка (доброту, милосердие, толерантность)
Задачи, нацеленные на родителей:
Помочь семье в формировании ценностной сферы личности ребенка на основе приобщения к праздникам и традициям своей семьи, детского сада и своей страны.
Актуальность
Сегодня, когда происходит переоценка ценностей, идет активный поиск новых, более соответствующих требованиям времени методов массового образования и воспитания, на первый план выдвигается задача воспитания личности ребенка, обладающего базовой культурой; формирование его культурных потребностей и эмоциональной отзывчивости.
На современном этапе развития российского общества наблюдается рост интереса к духовной культуре нации. Люди пытаются глубже изучить историю своего народа, вникнуть в сущность национальных ценностей и интересов, календарно-обрядовых праздников.
Духовно-нравственное воспитание в детском саду является неотъемлемой частью всестороннего воспитания ребенка, необходимой предпосылкой возрождения отечественной культуры. Качественно новой ступенью духовно-нравственного воспитания в детском саду является интеграция его содержания в повседневную жизнь детей, во все виды детской деятельности и традиционные методики дошкольного образования.
Детство – время развития всех сил человека, как душевных, так и телесных, приобретение знаний об окружающем мире, образование нравственных навыков и привычек. Систематическое духовно-нравственное воспитание ребенка с первых лет жизни обеспечивает его адекватное социальное развитие и гармоничное формирование личности.
Духовно-нравственное воспитание на основе православных традиций формирует ядро личности, благотворно влияет на все стороны и формы взаимоотношений человека с миром: на его этическое и эстетическое развитие, мировоззрение и формирование гражданской позиции, патриотическую и семейную ориентацию, интеллектуальный потенциал, эмоциональное состояние и общее физическое и психическое развитие.
Удивительное и загадочное явление русской народной культуры – это календарно-обрядовые праздники.
«Обряд» - слово русское и происходит от слова «ряд», рядить или обряжать, договориться о чем- либо, установить то или иное жительское правило, провести праздник. В широком смысле слова – это строй, порядок, уклад жизни семьи, общины, трудовых коллективов. С помощью обряда определялись и регулировались все отношения, вся деятельность людей, их досуг и развлечения. На обрядовой основе возникало и развивалось национальное самобытное искусство, создавались самобытные песни и танцы, художественные символы и орнаменты. Возникая на основе производственной деятельности, обряды стали средством общения и средством выражения коллективных эмоций и духовного здоровья. Именно праздники всегда составляли основу ритма народной жизни. Народная обрядность явилась плодом единения и творчества простых людей. И важным средством в развитии познавательного интереса.
Если говорят, что в празднике скрыта душа народа, то в праздничные дни она раскрывается наиболее полно. Предлагая детям ознакомиться с праздниками, мы имеем возможность привлечь их к истокам православной культуры и восстановлению традиций русского народа, сохранить духовное здоровье, возродить традиции семейного воспитания,. По мнению русского педагога ХІХ века К.Д.Ушинского «…для ребёнка светлый праздник и весна, Рождество и зима, Спас и спелые плоды, Троица и зелёные берёзки сливаются в одно могучее впечатление, свежее и полное жизни».
Хотелось бы, чтобы и у современных детей тоже остались на всю жизнь незабываемые, положительные воспоминания о Рождественских огоньках, блинах и чаепитии на Масленицу, Пасхальной весенней радости и плодовом изобилии на Спас.
Календарно-обрядовые праздники в детском саду положительно влияют на всех детей. Ребята еще долго сохраняют в душе радость от праздничного события.
В связи с этим выделено противоречие между необходимостью развития интереса к календарно- обрядовым праздникам и отсутствием как теоретического, так практического материала по данной проблеме, низкая заинтересованность воспитателей и многонациональный состав семей, не знающих своих традиций и обрядов.
Для решения поставленных задач я:
- изучила и проанализировала научную и методическую литературу по теме;
-изучила педагогический опыта других педагогов дошкольных образовательных учреждений;
- проанализировала программные требования ООП МБДОУ д/с №2;
- классифицировала, систематизировала и обобщила полученную информацию.
- составила перспективный план работы с детьми на три года (средняя группа – подготовительная группа)
- разработала конспекты образовательной деятельности, сценарии праздников и развлечений.
Проанализировав знания детей своей группы, я сделала вывод, что знания у детей в данной области весьма схематичны, а порой и вовсе отсутствуют.
Как же, используя современные подходы, осуществлять духовно-нравственное воспитание дошкольников на основе отечественных традиций?
Первое педагогическое условие – овладение словарем – необходимо для понимания детьми знаний о культуре и традициях своего народа. Подчеркиваю, что не просто представлений и знаний, а понимание этих знаний можно достигнуть не механическим повторением и заучиванием новых слов и понятий, а ярким иллюстрированием знаний значимыми эпизодами традиций и обрядов.
Второе педагогическое условие – создание мотивации, которое необходимо соблюдать для привлекательности знаний о народной культуре и, конечно, развития интереса у дошкольников к художественным и техническим приемам.
Знакомя детей с культурой нашего народа, встали вопросы:
• как донести до понимания детей особенности крестьянского быта, труда,
• как в доступной форме познакомить с фольклором, народными традициями, с русским народным творчеством, обрядами, праздниками.
Я разработала тематический план работы по приобщению детей к народной культуре своего народа, благодаря которому смогла распределить материал таким образом, чтобы учесть возрастные и индивидуальные особенности детей, а также охватить все разделы предполагаемой работы по данному разделу. В основе построения работы с детьми положила органичную связь тематического плана с народным календарем и социально-бытовым. Такой метод построения тематического плана делает его более реальным, жизненным, связывает непосредственную образовательную деятельность с окружающей жизнью.
Осуществляла поставленные задачи постепенно, последовательно, с учетом возрастных особенностей ребенка, его индивидуальности и возможностей дошкольного учреждения. Процесс работы был непрерывным и с участием в нем родителей.
Для успешного формирования у детей знаний о народных праздниках и обычаях на основе этнографического материала, прежде всего я создала соответствующую предметно - развивающую среду в групповой комнате..
В процессе формирования духовно-нравственной личности ребенка на этнографическом материале, я окружила детей образами самобытной культуры. С помощью родителей собрала предметы русского быта, подобрала образцы творчества наших предков, изготовила большое количество развивающих игр.«Подбери головной убор», «Расскажи о предмете», «Что лишнее», «Опиши предмет» подобрала иллюстрации и картины, произведения русского народного творчества, народные игры. В детском саду оборудован уголок русского быта. Это не просто уголок. Это место для игр и занятий с детьми. Все дети знают, что попасть туда не просто: нужно знать множество пословиц, поговорок, загадок и прибауток. Предметы русского быта: прялка, рубель, кухонная утварь - используются не только как наглядные пособия. В уголке можно свободно поиграть, используя все находящееся в нем.
Конец формы
И, конечно, предоставляется возможность детям высказывать и выражать в разнообразной деятельности свои впечатления, чувства, мысли. В нашем саду создалась особая атмосфера взаимопонимания взрослого и ребенка. Это атмосфера во многом способствовала раскрытию и развитию личности ребенка в процессе ознакомления с народной культурой.
Кроме этого в нашем детском саду имеется мини-музей русского быта, в котором с помощью родителей собран большой этнографический материал. А, наверное, каждый по себе знает, что прикосновение к старой настоящей вещи затрагивает такие струны души, которые молчат при рассматривании иллюстраций или современных копий. Это тем более важно для впечатлительной детской души, для которой при этом "знания" об исторических предметах превращаются в "личную причастность к истории народа".
Подбор настенных иллюстраций «Женский головной убор» знакомит детей с традиционным костюмом русской женщины.
С каким терпением, вниманием и вкусом девушки украшали свои наряды для того, чтобы "блеснуть" в хороводе, не теряя ни скромности, ни достоинства. Да, быт в старину был тяжел. Это видно детям по рубелю для стирки белья, по прялке, по коромыслу. Но тем острее осознается мудрая любовь человека к красоте, благодаря которой затейливо украшались и эти предметы, и многие другие - скатерти, рушники, посуда, половики.
В русской избе я также знакомлю детей с укладом русской жизни, с русскими народными традициями.
Тему дома, домашнего уюта, начатую с пения колыбельных, продолжаю. Специальные занятия посвящаются разъяснению понятий «изба, дом, терем», а также «семья и семейный уклад»,
Первые «университеты» для малыша - его родной дом, его семья, ближайшее окружение. И именно поэтому темы «Дом» как сосредоточие жизни, мудрости старейших, их опыта, а также «Семья» и «Семейный очаг», являются ведущими в моей работе.
По предметам народного быта важно также, что я демонстрирую их детям не только как экспонаты, а в действии: платья и музыкальные инструменты на детских праздниках и досугах, . Поэтому в нашей горнице часто устраиваются "посиделки" детей и детей со своими родителями. Это учит общению родителей и детей и укрепляет семейные традиции, а значит и семью.
Большое место в своей работе я отвожу обрядовым праздникам.
Обряды для ребенка - это, прежде всего встреча с национальными обычаями, верованиями и суевериями, с театральностью. Зимний святочный обряд - пение рождественских колядок, ряжение, гадание, встреча старого нового года и посевание. В этом возрасте интерес вызывают былички - рассказы о домовых и разной нечисти.
Знакомство с народным календарем (встреча осени, Рождество, колядование, Масленица, встреча весны). При этом поясняю его связь с жизнью землепашца, с крестьянским трудом. Важно осознание ребенком причастности к этому доброму, мудрому миру, несущему радость через образы зверей и птиц («Петушок», «Зайка») - наших братьев меньших, через встречу с природой. Дети в процессе знакомства с народным календарем (по месяцам), участвуют в игровых действиях - в осенних работах по сбору урожая и заготовке впрок, выясняют, что такое осенины: капустник, рябинник, кузьминки... Совместно с музыкальным руководителем знакомим детей с песнями о труде. «Посмотрите, как у нас в мастерской» - игровая, «Буду жито жать» - жнивная, «Серпы золотые» - жнивная, «Восенушка, осень» - осенинная, «Ой, ниточка» - шуточная, «Эй, ребята, не жалейте» - трудовая припевка, «Уж ты, прялица» - плясовая.
Дети испытывают удовольствие, обыгрывая трудовой процесс, и одновременно получают представление о смысле и содержании труда.
Осень заканчивается обязательной игрой в посиделки, с приглашением родителей, на котором рассказывают выученный материал об осени, поют песни, водят хороводы.
А далее - начинается святочное веселье (рождественское колядование и ряженье). Затем наступает Масленица - проводы зимы. И, наконец, - приходит время закликания весны, зазывания птиц, постовых и пасхальных песен.
Летние месяцы посвящаются общению с природой, закликанию дождя, песням о солнышке
Углубляю сведения о народном календаре. К примеру, сентябрь: 1 сентября - Фекла - собирает свеклу; 7 сентября - Тит - последний гриб растит; 8 сентября - рябинные осенины; 13 сентября - Киприан - уборка моркови, картофеля; 14 сентября - Симеон - выметают и хоронят мух и тараканов, чтобы пропали; 21 сентября - вторая встреча осени - осенины; 27 сентября - Воздвиженье - птицы в лет двинулись и т. д.
Цикличность народного календаря из года в год повторяете эти праздники и события. Эта периодичность позволяет детям усваивать данный материал с раннего возраста до школы, постепенно усложняя и углубляя его. Это помогает детям также лучше, ориентироваться во временных понятиях.
Одним из самых любимых на Руси праздников всегда было Рождество Христово. Существует глубокая русская традиция проведения этого праздника. Это Рождественские Святки. Познакомившись с этой традицией, мы для себя открыли интересный духовно-нравственный смысл праздника, и мы в своей работе стараемся использовать этот опыт. Подготовка к Рождеству, как и было в народе, у нас в саду начинается заранее - еще в декабре. Но это не мешает всему педагогическому процессу, а наоборот, придает ему особый радостный смысл..
Особую радость приносит детям разучивание рождественских колядок. Специально-подготовленная деятельность по конструированию, ручному труду, рисованию даёт возможность приготовить рождественские подарки. В Сочельник, накануне Рождества, мы с детьми собираемся в нашей любимой горенке, где тепло, по-домашнему проходят посиделки с родителями и гостями. Мы рассматриваем с детьми икону Рождества Христова, рассказываем им, что святки - это радостное время, когда можно поделиться радостью с другими, помочь слабым, проявить радушие, щедрость и любовь. Это было традицией на Руси.
На рождественском празднике дети наряжаются в народные костюмы. Я с детьми изготавливаю рождественские звезды и начинается, интересное действо - игра-колядование, когда дети по группам ходят, друг к другу в гости, поют колядки, угощают гостинцами, дарят подарки-самоделки. Именно дарят, а не получают, что важно для воспитания. Это очень органично для психики детей, и наши дети с удовольствием включаются в это действо, которое продолжается 12 дней. При этом дети младшего возраста с огромным вниманием наблюдают за действиями старших детей, а потом и сами включаются в общий праздник. На наших праздниках, что характерно для народной традиции, нет просто зрителей. Разнообразие ролей позволяет каждому стать действующим лицом в соответствии со склонностями и способностями; кто-то лучший плясун, и он первый выходит в пляске, кто-то первый запевала, а у кого-то замечательные актерские способности, и он главный герой в театрализованных играх. Но если даже у ребенка нет ярко-выраженных музыкальных и актерских способностей, или он долго не посещал детский сад, например, из-за болезни, он все равно активный участник праздника: поет вместе со всеми, участвует в общих плясках и играх. При этом он творчески выражает свою индивидуальность благодаря импровизационному характеру даже рядовых ролей в народном празднике. Ребенок любого возраста и уровня развития находит необходимую ему возможность самовыражения.
Много положительных эмоций дети получают в праздники Пасхи и Троицы. Народный праздник является именно такой большой яркой и глубоко содержательной игрой. Поэтому, проживая с детьми любимые в народе праздники, педагоги воздействуют на эмоциональную сферу детей и оставляют в их памяти глубокий след.
Неизменным спутником русской обрядовой культуры является фольклор. До сих пор в некоторых деревнях и селах непременной принадлежностью избы, где есть малыш, является старинная крестьянская колыбель — люлька, или зыбка. В одних местах она подвешена за боковые ручки (лучки) к крюку или пружине; в других — к концу большой, слегка изогнутой жерди (очепу). Другой конец очепа прикреплен к потолку. Сидя около люльки, женщина легонько подталкивает ее: вверх-вниз, вверх-вниз — и в ритме этого размеренного покачивания негромко, вполголоса поет:
«А баю, баю, баю, Сидит котик на краю, Моет мордочку свою...»
Всего несколько тонов в простой колыбельной мелодии, но какая она каждому сердцу близкая и родная: ее интонация полна теплоты и нежности, умиротворения и спокойствия. Колыбельные песни - школа жизни для ребенка, содержащая ценный информационный и большой эмоциональный потенциал.
Детям я сообщаю сведения о колыбели, люльке, устройстве и месте в доме, о тематике и выразительных средствах колыбельных песен. Ребенок еще очень мало знает, еще не знает всего разнообразия родного языка, но он уже слушает родную мелодию, впитывает ее вместе с молоком матери.
Целый мир разнообразных образов и персонажей окружает маленьких детей в пестушках, заговорах, потешках, прибаутках, сказках. Через них они познают окружающий мир, осваивают родные напевы и язык, начинают понимать, что такое добро и зло, оплакивать несчастье героев и радоваться их счастью.
В пестушках проявляется опыт традиционной народной практики телесного и психического воздействия на ребенка. Так, например, при исполнении потешки «Сорока» я вожу круговыми движениями пальцев по ладошке ребенка, такое щекотание воздействует на периферийные нервные окончания, что благоприятно для развития его слуха и речи; легкие поглаживания животика, спинки, пяточек в потешке «Ласочка» — один из старых способов гипнотического воздействия, вероятным результатом которого является психическая и физическая релаксация; разминание ножек, движения ручек, головки, приседания, наклоны во многих потешках усиливают кровоток в мышечных тканях и способствуют быстрому восстановлению затраченной в играх энергии; несильное постукивание по тельцу малыша, хлопки в ладоши, удары локотками в потешках «Ой, Ванечка-дружок», «Ладушки», «Локотки» тонизируют обмен веществ и т. д.
Ценность потешек и пестушек еще и в том, что они практически и психологически подготавливают детей к самостоятельному творчеству, к восприятию и исполнению произведений уже своего детского фольклорного репертуара, к участию в играх со сверстниками, что является новым этапом в их творческом развитии. Поэтому, начиная свою работу с ознакомлением детей с русским народным творчеством посредством этнографического материала, я собрала большое количество песенок, потешек, пестушек, рассказывала их детям в процессе повседневной жизни, на занятиях, а также знакомила родителей с этим видом народного творчества.
К этому же разделу относится и знакомство с русскими народными сказками, так как они - сокровищницы народной педагогики, а также содержат богатейший этнографический материал, знакомящий детей укладом жизни русского народа, с его обычаями и обрядами, предметами быта. В процессе слушания русских народных сказок «Морозко», «По щучьему велению», «Лисичка со скалочкой», «Колобок» и многих – многих других у детей в непроизвольной форме формируются понятия о жизни в прежние времена.
Знакомя детей с поговорками, загадками, сказками, я тем самым приобщаю их к нравственным общечеловеческим ценностям. В пословицах и поговорках метко оцениваются различные жизненные позиции, высмеиваются недостатки, восхваляются положительные качества людей. Особое место в произведениях русского народного творчества занимают уважительное отношение к труду, восхищение мастерством человеческих рук. Благодаря этому, фольклор является богатейшим источником познавательного и нравственного развития детей.
Хорошо известно, что среди видов деятельности имеющих большое воспитательное и образовательное значение для дошкольников, является игра. При этом я имею в виду не только игры в собственном смысле слова, но и все виды деятельности, которые в народной традиции имеют характер игры (обряды, праздники, и др.). Особенность русских народных игр, заключается в том, что они, имея нравственную основу, обучают развивающуюся личность социальной гармонизации. Я разучила с детьми множество русских народных игр «Чехарда», «Лапта», «Салки», «Баня бабаня», хороводных «Заплетися, плетень» - орнаментальный хоровод, «Селезня я любила» - игровой хоровод. «Я капустку сажу» - орнаментальный хоровод (водят хоровод, повторяя узор танца за взрослым), «Горох» - хоровод (ходят в две шеренги, поочередно наступая друг на друга, «стенка на стенку»; музыкально-фольклорные игры «Гуси», «Кот и глячочки», «Мышка». «Молчанка», «Ой, хрен-господин», «Пчелы».
Народные игры учат личность тому, что цену имеет не любое личное достижение, а такое, которое непротиворечиво вписано в жизнь детского сообщества.
Всю работу по ознакомлению с календарно-обрядовыми праздниками я веду совместно с родителями. Родители отнеслись к данной работе с энтузиазмом. С удовольствием использовали предложенную им литературу в работе со своими малышами, поэтому мы получили хорошие результаты.
Прикосновение к истории своей семьи вызывает у ребенка сильные эмоции, заставляет сопереживать, внимательно относиться к памяти прошлого, к своим историческим корням. Ни для кого не секрет, что в настоящее время теряются родственные связи, далеко не всегда мы интересуемся нашими предками, историей своей семьи. Многонациональный состав детей нашей группы способствовал этому проекту.
Для того чтобы привлечь внимание родителей к этой проблеме я предложила родителям своих воспитанников создать генеалогическое древо своей семьи, разузнать как можно больше о своих предках. Родители восприняли это с интересом.
Используя этот метод в работе с родителями и детьми, я пробуждаю у них интерес к истории своих предков. Перед тем как дать семье такое задание, я рассказала об истории генеалогии, о правилах отображения сведений о родстве в виде таблиц, росписей, карточек. Как правило, семьи составляют родословную, указывающую всех предков ребенка, как по мужской, так и по женской линии, и оформляют ее в виде древа. Родословное древо выглядит красиво и наглядно.
В современных условиях многонациональности нашего государства возросла проблема возрождения культурных традиций разных семей. Поэтому одной из задач является – воспитание интерес а и желания к продолжению семейных традиций, привлечению родителей к посильному участию в праздниках и развлечениях вместе с детьми.
Родители, совместно с детьми, оформили семейные альбомы, в которых постарались познакомить с традициями своих семей.
Проводятся вечера досуга в виде конкурсов, для участия в которых приглашаются родители. Весело и интересно проходят посиделки «Святочные посиделки», «Масленичные гуляния», «Бабушку свою, очень люблю» Подготовка к таким праздникам всегда вызывает интерес, как у детей, так и у взрослых. Главное, никто не остается пассивным зрителем ни взрослые, ни дети.
Взаимодействие педагога с родителями воспитанников ДОУ
.
Выводы
Знакомство дошкольников с традициями русского народа вызывает интерес к прошлому своих предков, расширяет знания и представления о культурном наследии, способствует воспитанию у детей национальных черт характера, порядочности, трудолюбия, толерантности.
Таким образом, только целенаправленная систематическая и последовательная работа позволяет сформировать у детей глубокие знания и представления о традициях русского народа, расширить их кругозор, познакомить с обычаями и традициями народа, проникнуться духом старины, вызвать интерес и глубокое уважение к жизни и быту людей в прошлом, желание не только уважать, но и изучать и передавать новым поколениям накопленный опыт и традиции своего народа и вырасти настоящими патриотами своей Родины.
Систематическая работа позволила к концу проекта накопить у детей достаточно большой запас знаний о традициях и обрядах своей страны, привить детям чувство любви и привязанности к природным и культурным ценностям родного края. Расширился кругозор и словарный запас, усиливается познавательный интерес. Дети умеют устанавливать причинно-следственные связи, высказывать свое мнение и отношение, а также придумывать, создавать что-то новое, свое.
В результате проделанной работы дети понимают, что они являются частью большого коллектива – детского сада, а затем и все нашей многонациональной страны. Общественная направленность поступков постепенно становится основой воспитания гражданских чувств и патриотизма, толерантности и…….. Но чтобы закрепить эту основу, нужно постоянно пополнять опыт участия детей в общих делах, упражнять их в нравственных поступках. Нужно чтоб у дошкольника формировалось представление о том, что главным богатством и ценностью нашей страны является ЧЕЛОВЕК.