Проект «Календарно-обрядовые праздники в детском саду»
проект на тему
Предварительный просмотр:
Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад № 80» комбинированного вида
Проект «Календарно-обрядовые праздники в детском саду»
Выполнила: музыкальный руководитель
Новосадова Галина Николаевна,
первая квалификационная категория
г. Дзержинск, 2011 год
По характеру контактов- коллективный
По продолжительности-1 год
Актуальность
Интерес и внимание к народному искусству, в том числе музыкальному, в последнее время в нашей стране еще более возрос. Все чаще говорят о необходимости приобщения детей к истокам русской культуры, о возрождении народных праздников с их традициями. Значение различных форм русского фольклора в музыкальном образовании дошкольников трудно переоценить. Ведь, приобщая детей к народному творчеству, мы тем самым приобщаем их к истории русского народа, к нравственным общечеловеческим ценностям, которых так не хватает в наше неспокойное время. Нельзя не отметить роль народной культуры в духовно-нравственном воспитании дошкольников. Наши предки оставили нам воистину неисчерпаемый источник народной мудрости. Немного творчества, выдумки, импровизации и из старых обрядовых народных гуляний получатся замечательные праздники для наших детей.
Постановка проблемы
Включение народного фольклора в программу музыкального образования детей положительно отражается на детях – они узнают много нового о русском народном искусстве: музыке, песнях, танцах. Наблюдая за детьми во время проведения народных фольклорных праздников, при знакомстве с различными формами устного народного творчества и малыми музыкальными фольклорными формами, виден их живой интерес к этому процессу и познавательная активность. Народные праздники обогащают представления о народных верованиях, традиционных обрядах, повседневной жизни русского крестьянства. Они побуждают наших воспитанников к бережному, трепетному отношению к природе, родному краю, своим предкам, истории народа. У детей рождается ответное, душевное чувство, интерес к обычаям и культуре народа, носителями которой они являются, гармонично формируются нравственные ценности: представление о добре, красоте, правде и верности, которые приобретают в наши дни особую значимость.
Прислушиваясь к речи детей, можно отметить ее скудность, слабые попытки строить логические фразы, рассказы, высказывать мысли, пересказывать текст. В разговорной речи детей присутствуют слова уличного жаргона, а русские пословицы, небылицы, поговорки, скороговорки (древнейшая логопедия), прибаутки, песни, потешные и докучные сказки и т.д. не только открывают звуковые красоты родного слова, координируют движение и речь, но и расширяют, обогащают, активизируют словарный запас ребенка.
Нельзя не отметить благотворного влияния фольклора на здоровье дошкольников. Различные виды народного творчества – музыка, танец, пение, подвижные народные игры – все это благотворно влияет на психофизический статус ребенка. Исполнение народных песен способствует постановке правильного дыхания. Исполнение народных танцев – формированию правильной осанки, способствует развитию мышечного чувства и координации движений. Разнообразные народные игры способствуют формированию волевых качеств, активизирует память, внимание, решают психокоррекционные задачи, снимая страхи, агрессию, замкнутость. Народные праздники помогают детям почувствовать себя частичной своего народа, узнать о его обычаях и традициях.
Цель: Создать условия для освоения детьми фольклорного наследия русского народа, как самобытной, целостной системы гармоничного и творческого развития личности.
Задачи:
- Формировать у детей устойчивый интерес к народному творчеству, желание знакомиться с разнообразными жанрами фольклора.
- Активизировать представления детей о народных праздниках, обычаях и традициях русского народа.
- Развивать эмоциональное восприятие народной музыки в различных видах музыкальной деятельности.
- Познакомить детей с русскими народными песнями различных жанров, со звучанием и внешним видом русских народных инструментов.
- Развивать воображение, творческие и актерские способности.
- Расширить диапазон детского голоса, развивать вокально-хоровые навыки, чистоту интонирования средствами народного фольклора.
- Воспитывать патриотические чувства, гордость за великую державу.
- Вовлечь родителей в совместную деятельность по реализации проекта по приобщению детей к истокам русской национальной культуры.
В результате реализации проекта:
Взаимодействия ребенка с различными формами народного фольклора: (обрядовые песни, игры, танцы, народные сказки, малые фольклорные жанры) – это все неоценимое богатство, которое поможет ребенку преодолеть скованность, застенчивость, стать творческой личностью;
- дети проявят активный интерес и желание заниматься поэтическим и музыкальным фольклором.
- у детей будут сформированы навыки актерского мастерства, коммуникативные способности.
Воспитатели получат интересную технологию работы с детьми, основанную на создании образно-игровых ситуаций, требующих от детей перевоплощения, работы фантазии, воображения. Они сделают вхождение в мир фольклора для ребенка желанным, интересным, занимательным, личностно окрашенным и значимым. Также педагоги приобретут опыт в изготовлении костюмов, бутафории, реквизита и опыт совместного сотрудничества с детьми и родителями.
Родители станут активными участниками.
ЭТАПЫ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА
I. Организационно-подготовительный
- Обоснование актуальности темы, мотивация ее выбора;
- Определение цели и задач проекта;
- Подбор литературы, пособий, атрибутов;
- Обсуждение с родителями детей вопросов, связанных с реализацией проекта;
II. Основной
- Непосредственно-образовательная деятельность с детьми .
- Совместная деятельность
- Самостоятельная деятельность детей.
III. Заключительный
- Обобщение результатов работы;
- Анализ деятельности;
Презентация итогов работы.
ПЛАН МЕРОПРИЯТИЙ
этап | мероприятия | сроки | ответственный |
Организационно-подготовительный | Анкетирование воспитателей Анкетирование родителей Мониторинг творческих способностей, музыкальных особенностей Наблюдения | Май-сентябрь | Музыкальный руководитель, воспитатели |
Основной | Консультация для воспитателей «Роль музыкального фольклора в жизни детей дошкольного возраста» | октябрь | Музыкальный руководитель |
Консультация для воспитателей «Музыкальный фольклор – как средство развития творческих способностей» | ноябрь | Музыкальный руководитель | |
Семинар –практикум для воспитателей «Использование музыкального фольклора в воспитании детей» | декабрь | Музыкальный руководитель | |
«Мастер – класс» для родителей «Народная музыкотерапия» | февраль | Музыкальный руководитель, воспитатели | |
Семинар – практикум для родителей «Знакомьте малышей с фольклором» | март | Музыкальный руководитель, воспитатели | |
Круглый стол с участием родителей «Роль народного фольклора в духовно-нравственном воспитании дошкольников» | апрель | Музыкальный руководитель, воспитатели | |
Культурно-досуговое мероприятие «Ярмарка» | май | Музыкальный руководитель, воспитатели | |
|
| ||
Рефлексивно-диагностический | Анкетирование воспитателей Анкетирование родителей Мониторинг творческих способностей, музыкальных особенностей Наблюдения | июнь | Музыкальный руководитель, воспитатели |
ПЛАН МЕРОПРИЯТИЙ С ДЕТЬМИ
Мероприятия | Форма проведения | Предварительная работа | Материал |
Мамин день | Праздник | Беседа о мамах, о семейных традициях и обычаях, о народных приметах и обычаях связанных с ними, разучивание песен, плясок, загадок, русских народных игр. | |
Рождественские Посиделки | Музыкальная гостиная | Беседа о святочных праздниках, об обычаях рядиться на святки, знакомство детей с рождественскими песнями. | Иллюстрации с изображением ряженных |
Колядки | Развлечение | Разучивание рождественских колядок, русских народных игр | Костюмы ряженных, шумовые музыкальные инструменты |
Эх, да Масленица! | Русские гулянья | Беседа о празднике Масленица, о традициях, обрядах, обычаях. Разучивание приговорок, прибауток, закличек, песен. Организация и проведение русских народных игр и забав. | Костюмы, музыкальные инструменты |
Вербное воскресение | Проведение русских народных игр «Верба - вербочка», «Заря – зареница» | Рассказ о праздновании вербного воскресения и о вербе. | Веточки вербы, народные костюмы |
Пасха | Праздник | Рассказ о празднике Пасха. Знакомство с обрядами, играми, поверьями, обычаями. Разучивание пасхальных песен приговорок, раскрашивание Пасхальных яиц. | Костюмы, музыкальные инструменты, макет горки, пасхальные яйца |
Стоит Алена в русском сарафане (Троица) | Праздник | Беседа о праздновании Троицы об обрядах, традициях. Разучивание русских народных игр, хороводов, песен. | Демонстрационный материал |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Музыкально- тематическое развлечение для подготовительной группы."Встреча весенних календарно- обрядовых праздников в детском саду. Благовещение, Вербное воскресенье, Пасха".
Музыкально- тематическое развлечение для старшего дошкольного возраста....
Проект "Календарно-обрядовые праздники для детей дошкольного возраста"
"Самым высоким видом искусства, самым талантливым, самым гениальным является народное искуство, то есть то, что народом сохранено, что запечатлено народом, что народ пронес через столетия... в ароде н...
Детско-родительский проект "Календарно-обрядовые праздники в детском саду"
Проект направлен на знакомство и приобщение детей к фольклорному наследию русского народа через совместную деятельность детей, родителей и сотрудников детского сада....
Исследовательская работа "Патриотическое воспитание дошкольников посредством календарно-обрядовых праздников в детском саду "
В нашем детском саду одной из главных задач является привитие подрастающему поколению нравственно-патриотического воспитания. Ощущение себя неотъемлемой частью Отечества - это сложное чувс...
Календарно-обрядовый праздник в детском саду "Пришла Коляда-отворяйте ворота!"
Пришла Коляда - отворяй ворота!(Календарно-обрядовый праздник для старших дошкольников) Звучит русская народная музыка. Хозяюшка встречает детей-зрителей в зале, оформленный в виде избы. ...
Творческий проект: «Весенние календарно-обрядовые русские и адыгские праздники в детском саду»
Творческий проект:«Весенние календарно-обрядовые русские и адыгские праздники в детском саду»«Празднование Масленицы и Нового года по адыгским обычаям – сходство и различие&raq...
Патриотическое воспитание дошкольников посредством календарно-обрядовых праздников в детском саду
В современных условиях, когда происходят глубочайшие изменения в жизни общества, возникает необходимость вернуться к лучшим традициям нашего народа, к его вековым корням, дети страдают дефицитом знани...