Использование Арт-терапевтических методов на прозрачном мольберте
материал на тему

Представить формы и методы арт-терапевтической работы  использования прозрачных мольбертов для решения диагностических, развивающих, терапевтических, коррекционных и оздоровительных задач в работе педагога-психолога со всеми участниками образовательного процесса.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Практикум

«Использование   Арт-терапевтических методов  на прозрачном мольберте»

Цель:

Ознакомление педагогов-психологов с разнообразием подходов  и возможностей при использовании в работе прозрачных мольбертов.

 

Задачи:

Представить формы и методы арт-терапевтической работы  использования прозрачных мольбертов для решения диагностических, развивающих, терапевтических, коррекционных и оздоровительных задач в работе педагога-психолога со всеми участниками образовательного процесса;

Способствовать развитию интереса к данной методике и введению её в практическую деятельность педагога-психолога.

Дать почувствовать позитивную творческую энергию, которая достигается в результате занятий с прозрачным мольбертом.

Оборудование: прозрачный мольберт, маркеры на водной основе, гуашь.

Ход практикума

Творческие игры и художественная деятельность имеют важное значение для всестороннего  развития ребенка. Обычно дети используют такую творческую деятельность, которая позволяет им выражать свои мысли и чувства.

Арт-терапия (от англ. art — искусство; therapy — терапия, лечение) — диагностика и коррекция нервных расстройств с помощью рисования, прослушивания музыки и т.д. Как самостоятельное направление психологии и психиатрии впервые появилось на Западе в конце 60-х годов прошлого столетия. Арт-терапия — метод психотерапии, использующий для лечения и психокоррекции художественные приёмы и творчество, такие как рисование, лепка, музыка, фотография, кинофильмы, книги, актёрское мастерство, создание историй и многое другое.

Возможность использования техник и приёмов арт-терапии практически в сочетании с любыми другими психотерапевтическими направлениями. В настоящее время арт-терапия является наиболее разработанным, чаще всего используемым и наиболее простым в техническом исполнении видом терапии.

Рекомендации при использовании «Прозрачного мольберта»:

  • Игры с прозрачным мольбертом целесообразнее начинать со сказки, стихотворения, потешки. Педагог обыгрывает  сюжет будущего рисунка, используя игрушки.
  • Игра проводится согласно возрастному ограничению во времени.
  • Обязательна  двигательно - глазная гимнастика для снятия  напряжения.
  • Совместное рисование - это всегда общение взрослого и ребёнка. В процессе  рисования у детей  происходит  развитие речи, формируются коммуникативные навыки.
  • Рисование пальцами полезно для детей любого возраста. Развивается мелкая моторика, гибкость пальцев и мышцы рук. В процессе ребенок раскрепощается, устраняет страхи, комплексы, развивает уверенность в себе и общительность. Рисование пальцами обостряет ощущения.
  • Рисовать рекомендуется как правой, так и левой рукой – для развития и стимуляции полушарий головного мозга.

Виды нетрадиционной техники изобразительного искусства

1. Рисование пальцами и ладошкой

Даже никогда не рисуя пальцами, можно представить особенные тактильные ощущения, которые испытываешь, когда опускаешь палец в гуашь — плотную, но мягкую, размешиваешь краску в баночке, подцепляешь некоторое количество, переносишь на бумагу и оставляешь первый мазок. Это целый ритуал! 

2. Рисование листьями.

    Каждую  осень мы собираем желтые, красные, рыжие листья, лепестки цветов: роз, тюльпанов. Лепестки и листья натуральны, вкусно пахнут, невесомы, приятны на ощупь. Дети с удовольствием окунают листья в краску и оставляют на мольберте красочные неповторимые оттиски. 

3. Штампы и печати. 

Сейчас в продаже встречаются наборы штампов для детского творчества. Благодаря ним ребёнок может дополнить свой рисунок подходящими отпечатками. Но если у вас нет таких штампов, не беда. Ведь печатать можно чем угодно. Именно это и будет настоящим творчеством. А еще можно сделать самодельные штампы из картофеля. Для этого разрежьте крупную картофелину пополам, возьмите одну половинку и при помощи острого ножа уберите со среза лишнюю мякоть таким образом, чтобы осталась выступающая поверхность в виде какой-нибудь фигурки: звездочки, ромбика, рыбки. Теперь малыш сможет нарисовать ночное небо и луну, а звезды напечатать, обмокнув картофельный штамп в краску или украсить платье волшебной принцессе аккуратными ромбиками. "Шлепать" такими самодельными штампами очень нравится ребятам. 

4. Поролоновые рисунки. 

Почему-то мы все склонны думать, что, если рисуем красками, то обязательно и кисточкой. На помощь может прийти поролон. Советуем сделать из него самые разные разнообразные маленькие геометрические фигурки, а затем прикрепить их тонкой проволокой к палочке или карандашу (не заточенному). Орудие труда уже готово. Теперь его можно обмакнуть в краску и методом штампов рисовать красные треугольники, желтые кружки, зеленые квадраты (весь поролон в отличие от ваты хорошо моется). 

5. Метод монотопии – 

    Это изображение на целлофане, которое переносится потом на бумагу или стекло. На гладком целлофане рисую краской с помощью кисточки, или ватной палочкой, или пальцем (не надо единообразия). Краска должна быть густой и яркой. И сразу же, пока не высохла краска, переворачивают целлофан изображением вниз на стекло и как бы промокают рисунок, а затем поднимают. Получается два рисунка. Иногда изображение остается на целлофане, иногда на стекле. В такой технике можно делать не весь рисунок, а отдельные его части, дополняя другими художественными приемами

6. Рисование маркером

   Виды рисования: обводка, штриховка, дорисовка недостающих деталей, особенно нас привлекают задания на одновременное рисование по замыслу.

 7. Рисование кремом

-Зимние пейзажи: сугробы снега или небо можно рисовать и используя густой крем.

  -На оргстекло наносится любой крем (лучше детский), равномерно распределяется пластмассовым «шпателем» (можно использовать обычную школьную пластмассовую линейку). Теперь рисунок будет хорошо заметен. Такой рисунок имитирует рисование на запотевшем стекле, и стекло можно использовать неограниченное количество раз.

 - Пальчики и оргстекло легко приводятся в порядок с помощью бумажных салфеток

8. Точечный рисунок. 

Берется ватная палочка и окунается в густую краску. Затем нужно поставить ее перпендикулярно к стеклу и начать изображать рисунок точками. 

Рисуем по очереди.

Если ребёнок не хочет рисовать, его можно увлечь собственным примером. Возьмите краску и начинайте рисовать что-нибудь близкое ребёнку. Может, это гараж с машинами, или роботы, или инопланетяне, или прекрасная принцесса и ее дворец. Не сомневайтесь, очень скоро он подсядет к вам и будет с интересом наблюдать, подсказывать, а потом и сам захочет добавить на рисунок что-нибудь свое. 

-Рисунок плюс.

Очень интересно совмещать рисование и аппликацию: ребёнок рисует рисунок, а некоторые детали приклеивает из ткани, ваты, цветной бумаги. 

- Рисуем с натуры

Предложите ребенку нарисовать что-нибудь с натуры, что-то такое, что ему по-настоящему интересно. Например, кошку или любимую игрушку. Такое рисование развивает наблюдательность, учит ребёнка изображать что-либо не как захочется, а чтобы было похоже на оригинал. Для этого нужно правильно передать и форму, и цвет, и пропорции. Для начала рассмотрите игрушку вместе, обращая внимание на характерные детали, а потом пусть ребенок попробует ее изобразить. Не беда, если будет получаться не сразу. Все равно похвалите юного художника, а затем поинтересуйтесь, чем отличается нарисованная игрушка от настоящей. Так ему будет легче заметить свои неточности. 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Особенности использования "Прозрачного мольберта" в работе учителя-дефектолога.

Представленный дидактический материал  в совокупности с использованием «Прозрачного мольберта» позволяет учить детей понимать форму, цвет, величину и пространственные положения предметов и...

Коррекционно-развивающие игры и упражнения с использованием прозрачного мольберта

Коррекционно-развивающие игры и упражнения с использованием прозрачного мольберта...

Развивающие игры и упражнения с использованием прозрачного мольберта

"Прозрачный мольберт» – прекрасное дидактическое пособие для  рисования и развития пространственного мышления, логики у детей.Это живопись на стекле, которая является хорошим способом творческого...

Использование «Прозрачного мольберта» для развития художественно-творческих способностей дошкольников

На сегодняшний день рисование на прозрачном мольберте широко используется воспитателями в работе с дошкольниками и является инновационной технологией....

Использование прозрачного мольберта в работе педагога-психолога с детьми с ЗПР.

quot;Прозрачный мольберт" используется для обогащения сенсорного опыта, развития психических функций, развития пространственно-логического мышления и вербального анализа, внимания, мелкой мотори...

Проект по ИЗО нетрадиционное рисование на стеклянном мольберте «Прозрачный мольберт – зеркальный мольберт»

Занятия живописью на стекле - прекрасный способ творческого самовыражения детей, способствующий развитию у них коммуникативных навыков.Рисование на «Прозрачном мольберте&raqu...