Использование Арт-терапевтических методов на прозрачном мольберте
материал на тему
Представить формы и методы арт-терапевтической работы использования прозрачных мольбертов для решения диагностических, развивающих, терапевтических, коррекционных и оздоровительных задач в работе педагога-психолога со всеми участниками образовательного процесса.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
ispolzovanie_art-terapevticheskih_metodov_na_prozrachnom_molberte.docx | 19.13 КБ |
Предварительный просмотр:
Практикум
«Использование Арт-терапевтических методов на прозрачном мольберте»
Цель:
Ознакомление педагогов-психологов с разнообразием подходов и возможностей при использовании в работе прозрачных мольбертов.
Задачи:
Представить формы и методы арт-терапевтической работы использования прозрачных мольбертов для решения диагностических, развивающих, терапевтических, коррекционных и оздоровительных задач в работе педагога-психолога со всеми участниками образовательного процесса;
Способствовать развитию интереса к данной методике и введению её в практическую деятельность педагога-психолога.
Дать почувствовать позитивную творческую энергию, которая достигается в результате занятий с прозрачным мольбертом.
Оборудование: прозрачный мольберт, маркеры на водной основе, гуашь.
Ход практикума
Творческие игры и художественная деятельность имеют важное значение для всестороннего развития ребенка. Обычно дети используют такую творческую деятельность, которая позволяет им выражать свои мысли и чувства.
Арт-терапия (от англ. art — искусство; therapy — терапия, лечение) — диагностика и коррекция нервных расстройств с помощью рисования, прослушивания музыки и т.д. Как самостоятельное направление психологии и психиатрии впервые появилось на Западе в конце 60-х годов прошлого столетия. Арт-терапия — метод психотерапии, использующий для лечения и психокоррекции художественные приёмы и творчество, такие как рисование, лепка, музыка, фотография, кинофильмы, книги, актёрское мастерство, создание историй и многое другое.
Возможность использования техник и приёмов арт-терапии практически в сочетании с любыми другими психотерапевтическими направлениями. В настоящее время арт-терапия является наиболее разработанным, чаще всего используемым и наиболее простым в техническом исполнении видом терапии.
Рекомендации при использовании «Прозрачного мольберта»:
- Игры с прозрачным мольбертом целесообразнее начинать со сказки, стихотворения, потешки. Педагог обыгрывает сюжет будущего рисунка, используя игрушки.
- Игра проводится согласно возрастному ограничению во времени.
- Обязательна двигательно - глазная гимнастика для снятия напряжения.
- Совместное рисование - это всегда общение взрослого и ребёнка. В процессе рисования у детей происходит развитие речи, формируются коммуникативные навыки.
- Рисование пальцами полезно для детей любого возраста. Развивается мелкая моторика, гибкость пальцев и мышцы рук. В процессе ребенок раскрепощается, устраняет страхи, комплексы, развивает уверенность в себе и общительность. Рисование пальцами обостряет ощущения.
- Рисовать рекомендуется как правой, так и левой рукой – для развития и стимуляции полушарий головного мозга.
Виды нетрадиционной техники изобразительного искусства
1. Рисование пальцами и ладошкой
Даже никогда не рисуя пальцами, можно представить особенные тактильные ощущения, которые испытываешь, когда опускаешь палец в гуашь — плотную, но мягкую, размешиваешь краску в баночке, подцепляешь некоторое количество, переносишь на бумагу и оставляешь первый мазок. Это целый ритуал!
2. Рисование листьями.
Каждую осень мы собираем желтые, красные, рыжие листья, лепестки цветов: роз, тюльпанов. Лепестки и листья натуральны, вкусно пахнут, невесомы, приятны на ощупь. Дети с удовольствием окунают листья в краску и оставляют на мольберте красочные неповторимые оттиски.
3. Штампы и печати.
Сейчас в продаже встречаются наборы штампов для детского творчества. Благодаря ним ребёнок может дополнить свой рисунок подходящими отпечатками. Но если у вас нет таких штампов, не беда. Ведь печатать можно чем угодно. Именно это и будет настоящим творчеством. А еще можно сделать самодельные штампы из картофеля. Для этого разрежьте крупную картофелину пополам, возьмите одну половинку и при помощи острого ножа уберите со среза лишнюю мякоть таким образом, чтобы осталась выступающая поверхность в виде какой-нибудь фигурки: звездочки, ромбика, рыбки. Теперь малыш сможет нарисовать ночное небо и луну, а звезды напечатать, обмокнув картофельный штамп в краску или украсить платье волшебной принцессе аккуратными ромбиками. "Шлепать" такими самодельными штампами очень нравится ребятам.
4. Поролоновые рисунки.
Почему-то мы все склонны думать, что, если рисуем красками, то обязательно и кисточкой. На помощь может прийти поролон. Советуем сделать из него самые разные разнообразные маленькие геометрические фигурки, а затем прикрепить их тонкой проволокой к палочке или карандашу (не заточенному). Орудие труда уже готово. Теперь его можно обмакнуть в краску и методом штампов рисовать красные треугольники, желтые кружки, зеленые квадраты (весь поролон в отличие от ваты хорошо моется).
5. Метод монотопии –
Это изображение на целлофане, которое переносится потом на бумагу или стекло. На гладком целлофане рисую краской с помощью кисточки, или ватной палочкой, или пальцем (не надо единообразия). Краска должна быть густой и яркой. И сразу же, пока не высохла краска, переворачивают целлофан изображением вниз на стекло и как бы промокают рисунок, а затем поднимают. Получается два рисунка. Иногда изображение остается на целлофане, иногда на стекле. В такой технике можно делать не весь рисунок, а отдельные его части, дополняя другими художественными приемами
6. Рисование маркером
Виды рисования: обводка, штриховка, дорисовка недостающих деталей, особенно нас привлекают задания на одновременное рисование по замыслу.
7. Рисование кремом
-Зимние пейзажи: сугробы снега или небо можно рисовать и используя густой крем.
-На оргстекло наносится любой крем (лучше детский), равномерно распределяется пластмассовым «шпателем» (можно использовать обычную школьную пластмассовую линейку). Теперь рисунок будет хорошо заметен. Такой рисунок имитирует рисование на запотевшем стекле, и стекло можно использовать неограниченное количество раз.
- Пальчики и оргстекло легко приводятся в порядок с помощью бумажных салфеток
8. Точечный рисунок.
Берется ватная палочка и окунается в густую краску. Затем нужно поставить ее перпендикулярно к стеклу и начать изображать рисунок точками.
Рисуем по очереди.
Если ребёнок не хочет рисовать, его можно увлечь собственным примером. Возьмите краску и начинайте рисовать что-нибудь близкое ребёнку. Может, это гараж с машинами, или роботы, или инопланетяне, или прекрасная принцесса и ее дворец. Не сомневайтесь, очень скоро он подсядет к вам и будет с интересом наблюдать, подсказывать, а потом и сам захочет добавить на рисунок что-нибудь свое.
-Рисунок плюс.
Очень интересно совмещать рисование и аппликацию: ребёнок рисует рисунок, а некоторые детали приклеивает из ткани, ваты, цветной бумаги.
- Рисуем с натуры
Предложите ребенку нарисовать что-нибудь с натуры, что-то такое, что ему по-настоящему интересно. Например, кошку или любимую игрушку. Такое рисование развивает наблюдательность, учит ребёнка изображать что-либо не как захочется, а чтобы было похоже на оригинал. Для этого нужно правильно передать и форму, и цвет, и пропорции. Для начала рассмотрите игрушку вместе, обращая внимание на характерные детали, а потом пусть ребенок попробует ее изобразить. Не беда, если будет получаться не сразу. Все равно похвалите юного художника, а затем поинтересуйтесь, чем отличается нарисованная игрушка от настоящей. Так ему будет легче заметить свои неточности.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Особенности использования "Прозрачного мольберта" в работе учителя-дефектолога.
Представленный дидактический материал в совокупности с использованием «Прозрачного мольберта» позволяет учить детей понимать форму, цвет, величину и пространственные положения предметов и...
Коррекционно-развивающие игры и упражнения с использованием прозрачного мольберта
Коррекционно-развивающие игры и упражнения с использованием прозрачного мольберта...
Развивающие игры и упражнения с использованием прозрачного мольберта
"Прозрачный мольберт» – прекрасное дидактическое пособие для рисования и развития пространственного мышления, логики у детей.Это живопись на стекле, которая является хорошим способом творческого...
Использование «Прозрачного мольберта» для развития художественно-творческих способностей дошкольников
На сегодняшний день рисование на прозрачном мольберте широко используется воспитателями в работе с дошкольниками и является инновационной технологией....
Использование прозрачного мольберта в работе педагога-психолога с детьми с ЗПР.
quot;Прозрачный мольберт" используется для обогащения сенсорного опыта, развития психических функций, развития пространственно-логического мышления и вербального анализа, внимания, мелкой мотори...
Проект по ИЗО нетрадиционное рисование на стеклянном мольберте «Прозрачный мольберт – зеркальный мольберт»
Занятия живописью на стекле - прекрасный способ творческого самовыражения детей, способствующий развитию у них коммуникативных навыков.Рисование на «Прозрачном мольберте&raqu...
Прозрачный мольберт. «Методы и приемы организации работы с прозрачным мольбертом».
Современные технологии в работе с дошкольниками....