Развитие речи по ФГОС ДО
консультация на тему

По Федеральным Государственным Требованиям, в соответствии с которыми мы работали последние годы, образовательная область, «Речевое развитие» называлась «Коммуникация». Теперь по новому Федеральному государственному образовательному стандарту дошкольного образования, который вступил в силу с 1 января 2014 года, вместо 10 образовательных областей, осталось только пять. Образовательная область, которую мы рассмотрим сегодня по ФГОС ДО называется «Речевое развитие». 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл razvitie_rechi_dlya_vospitateley.docx22.35 КБ
Файл razvitie_rechi_fgos_do_pedsovet.pptx143.1 КБ

Предварительный просмотр:

Выступление на педагогическом совете

Тема: «Развитие речи дошкольников в условиях реализации ФГОС ДО»

По Федеральным Государственным Требованиям, в соответствии с которыми мы работали последние годы, образовательная область, «Речевое развитие» называлась «Коммуникация». Теперь по новому Федеральному государственному образовательному стандарту дошкольного образования, который вступил в силу с 1 января 2014 года, вместо 10 образовательных областей, осталось только пять. Образовательная область, которую мы рассмотрим сегодня по ФГОС ДО называется «Речевое развитие».

Слайд 2

Основная цель – Обеспечить своевременное и эффективное развитие речи как средства общения, познания, самовыражения ребёнка, становление разных видов детской деятельности, на основе овладения языком своего народа.

Слайд 3

Образовательная область «Развитие речи включает в себя:

1. Развитие словаря: освоение значений слов и их уместное употребление в соответствии с контекстом высказывания, с ситуацией, в которой происходит общение.

2.Воспитание звуковой культуры речи: развитие восприятия звуков родной речи и произношения.

3. Формирование грамматического строя: Морфология (изменение слов по родам, числам, падежам) Синтаксис (освоение различных типов словосочетаний и предложений) Словообразование

4. Развитие связной речи: Диалогическая (разговорная) речь Монологическая речь (рассказывание)

5.Формирование элементарного осознания явлений языка и речи: различение звука и слова, нахождение места звука в слове. Воспитание любви и интереса к художественному слову.

Слайд 4

Основные направления работы по развитию речи детей

1.Развите словаря: освоение значений слов и их уместное употребление в соответствии с контекстом высказывания, с ситуацией, в которой происходит общение.

2.Воспитание звуковой культуры речи: развитие восприятия звуков родной речи и произношения.

3. Формирование грамматического строя: Морфология (изменение слов по родам, числам, падежам) Синтаксис (освоение различных типов словосочетаний и предложений) Словообразование

4. Развитие связной речи: Диалогическая (разговорная) речь Монологическая речь (рассказывание)

5.Формирование элементарного осознания явлений языка и речи: различение звука и слова, нахождение места звука в слове. Воспитание любви и интереса к художественному слову.

Слайд 5

Основные направления работы по развитию речи детей

1.Развите словаря: освоение значений слов и их уместное употребление в соответствии с контекстом высказывания, с ситуацией, в которой происходит общение.

2.Воспитание звуковой культуры речи: развитие восприятия звуков родной речи и произношения.

3. Формирование грамматического строя: Морфология (изменение слов по родам, числам, падежам) Синтаксис (освоение различных типов словосочетаний и предложений) Словообразование

4. Развитие связной речи: Диалогическая (разговорная) речь Монологическая речь (рассказывание)

5.Формирование элементарного осознания явлений языка и речи: различение звука и слова, нахождение места звука в слове. Воспитание любви и интереса к художественному слову.

Слайд 6

Задачи речевого развития в ФГОС ДО

1. Формирование структурных компонентов системы языка – фонетического, лексического, грамматического

2. Формирование навыков владения языком в его коммуникативной функции – развитие связной речи, двух форм речевого общения – диалога и монолога

3. Формирование способности к элементарному осознанию явлений языка и речи

Слайд 7

Принципы речевого развития в ФГОС ДО

  • Принцип взаимосвязи сенсорного, умственного и речевого развития детей
  • Принцип коммуникативно-деятельностного подхода к развитию речи
  • Принцип развития языкового чутья («чувства языка»)
  • Принцип формирования элементарного осознания явлений языкаактивной речевой деятельности детей, речевое сопровождение перцептивных действий
  • Принцип взаимосвязи работы над различными сторонами речи, развития речи как целостного образования
  • Принцип обогащения мотивации речевой деятельности
  • Принцип обеспечения активной речевой практики

Слайд 8

Методы речевого развития в ФГОС ДО

Наглядные:

- непосредственное наблюдение и его разновидности (наблюдение в природе, экскурсии);

- опосредованное наблюдение (изобразительная  наглядность: рассматривание игрушек и картин, рассказывание по игрушкам и картинам)

Словесные:

- чтение и рассказывание художественных произведений;

- заучивание наизусть;

- пересказ;

- обобщающая беседа;

- рассказывание без опоры на наглядный материал

Практические:

- дидактические игры;

- игры-драматизации;

- инсценировки;

- дидактические упражнения;

- пластические этюды;

- хороводные игры

Слайд 9

Особенности развития речи ребенка первой младшей группы

Для двухлетнего ребенка в качестве основы мировосприятия выступает детальное содержание реальности.

Мир детей этого возраста – конкретные отдельные объекты, предметы, явления. Познание мира выполняется по принципу: что я вижу, тем пользуюсь, это познаю. Ребенок смотрит на предметы с различных сторон.

Ему интересны внешние (Кто? Что?), внутренние (Зачем? Как?) характеристики предмета. В таком возрасте он не способен самостоятельно постигать разные скрытые параметры.

Речевое развитие дошкольников по ФГОС в первой младшей группе направлено на помощь в процессе познания новых вещей, явлений, поиск взаимосвязи между отдельными природными процессами

Слайд 10

Особенности развития речи ребенка второй младшей группы

Малыши второй младшей группы способны устанавливать зависимости и первые связи между явлениями и предметами, соотносить внутренние и внешние характеристики вещей, анализировать значение отдельных из них для жизнедеятельности человека.

Полноценное речевое развитие дошкольников по ФГОС во второй младшей группе позволяет малышам этой группы общаться между собой, учиться разговаривать со взрослыми

Слайд  11

Особенности развития речи ребенка средней группы

В четырехлетнем возрасте формирование личности претерпевает существенные изменения, вызванные физиологическими процессами, происходящими в коре головного мозга, модификациями психических реакций, а также повышенной степенью овладения речью.

Происходит накопление полноценного запаса сведений о явлениях, которые случаются вокруг ребенка. Очень важно речевое развитие дошкольников.

По ФГОС, средняя группа - это тот период, когда активизируется восприятие информации на словесном уровне. Дети начинают усваивать, понимать разные интересные сведения об окружающем мире. Данный возраст предполагает формирование избирательных интересов у дошкольников, а потому необходима специальная программа развития.

Слайд 12

Особенности развития речи ребенка старшей группы

В данном возрасте ребенок уже имеет накопленный объем информации о предметах, явлениях, окружающем мире, важно своевременно его пополнять.

 Постоянное речевое развитие дошкольников по ФГОС в этом возрасте дает возможность переходить к элементарному первичному знакомству с такими понятиями, как «символ», «время», «знак». Они будут очень важными при дальнейшей подготовке к школе.

Слайд 13

Особенности развития речи ребенка подготовительной группы

Продолжают развиваться звуковая сторона речи, грамматический строй, лексика, связная речь. В высказываниях детей отражаются как все более богатый словарный запас, так и характер обобщений, формирующихся в этом возрасте.

 Дети начинают активно употреблять обобщающие существительные, синонимы, антонимы, прилагательные и т.д. В результате правильно организованной образовательной работы у детей оказываются хорошо развиты диалогическая и некоторые виды монологической речи.

Слайд 14

Требования Стандарта к результатам освоения программы представлены в виде целевых ориентиров дошкольного образования. На этапе завершения дошкольного образования ребенок должен хорошо владеть устной речью, выражать свой мысли и желания, использовать речь для выражения своих мыслей, чувств, желания, выделять звуки в словах.

Речевое развитие по-прежнему остается наиболее актуальным в дошкольном возрасте.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Тема: «Развитие речи дошкольников в условиях реализации ФГОС ДО»

Слайд 2

Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (Приказ от 17 октября 2013 года № 1155)

Слайд 3

Основная цель – Обеспечить своевременное и эффективное развитие речи как средства общения, познания, самовыражения ребёнка, становление разных видов детской деятельности, на основе овладения языком своего народа. ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЛАСТЬ «РАЗВИТИЕ РЕЧИ» В СОДЕРЖАНИИ ФГОС ДО

Слайд 4

Воспитание звуковой культуры речи Формирование грамматического строя речи Развитие связной речи Формирование элементарного осознания явлений языка и речи Развитие фонематического слуха, развитие мелкой моторики руки Развитие словаря ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЛАСТЬ «РАЗВИТИЕ РЕЧИ» ВКЛЮЧАЕТ:

Слайд 5

Основные направления работы по развитию речи детей 1.Развите словаря: освоение значений слов и их уместное употребление в соответствии с контекстом высказывания, с ситуацией, в которой происходит общение. 2.Воспитание звуковой культуры речи: развитие восприятия звуков родной речи и произношения. 3. Формирование грамматического строя: Морфология (изменение слов по родам, числам, падежам) Синтаксис (освоение различных типов словосочетаний и предложений) Словообразование 4. Развитие связной речи: Диалогическая (разговорная) речь Монологическая речь (рассказывание) 5.Формирование элементарного осознания явлений языка и речи: различение звука и слова, нахождение места звука в слове. Воспитание любви и интереса к художественному слову.

Слайд 6

Задачи речевого развития в ФГОС ДО Формирование структурных компонентов системы языка – фонетического, лексического, грамматического Формирование навыков владения языком в его коммуникативной функции – развитие связной речи, двух форм речевого общения – диалога и монолога Формирование способности к элементарному осознанию явлений языка и речи

Слайд 7

Принципы речевого развития в ФГОС ДО Принцип взаимосвязи сенсорного, умственного и речевого развития детей Принцип коммуникативно- деятельностного подхода к развитию речи Принцип развития языкового чутья («чувства языка») Принцип формирования элементарного осознания явлений языка активной речевой деятельности детей, речевое сопровождение перцептивных действий Принцип взаимосвязи работы над различными сторонами речи, развития речи как целостного образования Принцип обогащения мотивации речевой деятельности Принцип обеспечения активной речевой практики

Слайд 8

Методы речевого развития в ФГОС ДО Наглядные: - непосредственное наблюдение и его разновидности (наблюдение в природе, экскурсии); - опосредованное наблюдение (изобразительная наглядность: рассматривание игрушек и картин, рассказывание по игрушкам и картинам) Словесные: - чтение и рассказывание художественных произведений; - заучивание наизусть; - пересказ; - обобщающая беседа; - рассказывание без опоры на наглядный материал Практические: - дидактические игры; - игры-драматизации; - инсценировки; - дидактические упражнения; - пластические этюды; - хороводные игры

Слайд 9

Особенности развития речи ребенка первой младшей группы Для двухлетнего ребенка в качестве основы мировосприятия выступает детальное содержание реальности. Мир детей этого возраста – конкретные отдельные объекты, предметы, явления. Познание мира выполняется по принципу: что я вижу, тем пользуюсь, это познаю. Ребенок смотрит на предметы с различных сторон. Ему интересны внешние (Кто? Что?), внутренние (Зачем? Как?) характеристики предмета. В таком возрасте он не способен самостоятельно постигать разные скрытые параметры. Речевое развитие дошкольников по ФГОС в первой младшей группе направлено на помощь в процессе познания новых вещей, явлений, поиск взаимосвязи между отдельными природными процессами

Слайд 10

Особенности развития речи ребенка второй младшей группы Малыши второй младшей группы способны устанавливать зависимости и первые связи между явлениями и предметами, соотносить внутренние и внешние характеристики вещей, анализировать значение отдельных из них для жизнедеятельности человека. Полноценное речевое развитие дошкольников по ФГОС во второй младшей группе позволяет малышам этой группы общаться между собой, учиться разговаривать со взрослыми

Слайд 11

Особенности развития речи ребенка средней группы В четырехлетнем возрасте формирование личности претерпевает существенные изменения, вызванные физиологическими процессами, происходящими в коре головного мозга, модификациями психических реакций, а также повышенной степенью овладения речью. Происходит накопление полноценного запаса сведений о явлениях, которые случаются вокруг ребенка. Очень важно речевое развитие дошкольников. По ФГОС, средняя группа - это тот период, когда активизируется восприятие информации на словесном уровне. Дети начинают усваивать, понимать разные интересные сведения об окружающем мире. Данный возраст предполагает формирование избирательных интересов у дошкольников, а потому необходима специальная программа развития.

Слайд 12

Особенности развития речи ребенка старшей группы В данном возрасте ребенок уже имеет накопленный объем информации о предметах, явлениях, окружающем мире, важно своевременно его пополнять . Постоянное речевое развитие дошкольников по ФГОС в этом возрасте дает возможность переходить к элементарному первичному знакомству с такими понятиями, как «символ», «время», «знак». Они будут очень важными при дальнейшей подготовке к школе.

Слайд 13

Особенности развития речи ребенка подготовительной группы Продолжают развиваться звуковая сторона речи, грамматический строй, лексика, связная речь. В высказываниях детей отражаются как все более богатый словарный запас, так и характер обобщений, формирующихся в этом возрасте . Дети начинают активно употреблять обобщающие существительные, синонимы, антонимы, прилагательные и т.д. В результате правильно организованной образовательной работы у детей оказываются хорошо развиты диалогическая и некоторые виды монологической речи.

Слайд 14

Итог Требования Стандарта к результатам освоения программы представлены в виде целевых ориентиров дошкольного образования. На этапе завершения дошкольного образования ребенок должен хорошо владеть устной речью, выражать свой мысли и желания, использовать речь для выражения своих мыслей, чувств, желания, выделять звуки в словах. Речевое развитие по-прежнему остается наиболее актуальным в дошкольном возрасте.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект НОД по развитию речи по ФГОС ДО "Домашние животные и их детеныши"

Структурированыый конспект по развитию речи в младшей  группе...

Интегрированное занятие по развитию речи по ФГОС ДО "Колючий недотрога"

В представленной работе дан конспект занятия по развитию диалогической речи у детей младшего дошкольного возраста, где учу детей задавать и отвечать на вопросы предложением, составлять рассказ по карт...

Сообщение "Создание условий в группах по реализации образовательной области "Развитие речи" по ФГОС".

Сообщение "Создание условий в группах по реализации образовательной области "Развитие речи" по ФГОС"....

Презентация "Создание условий в группах по реализации образовательной области "Развитие речи по ФГОС"

Презентация "Создание условий в группах по реализации  образовательной области "Развитие речи по ФГОС"...

Семинар-практикум для воспитателей по развитию речи. Тема: « ФГОС ДО: Реализация проблемного подхода в речевом развитии дошкольников».

Цель: - повышение профессиональной компетентности воспитателя ДОУ при реализации проблемного подхода  в речевом развитии старших  дошкольников.Задачи:- уточнить и закрепить знания ...

Развитие речи по ФГОС

Говорить умеют почти все, но говорить правильно, лишь единицы из нас. Разговаривая с другими, мы пользуемся речью, как средством передачи своих мыслей. Речь является для нас одной из главных по...