План по самообразованию по теме: «Формирование патриотических чувств дошкольников через культуру и традиции народов Мордовии» на 2017 -2018 учебный год Хантимеровой Ирины Александровны
методическая разработка (средняя группа) на тему
Детство – это каждодневное открытие мира. Нужно, чтобы это открытие стало, прежде всего, познанием человека и отечества, чтобы в детский ум и сердце входила красота настоящего человека, величие и ни с чем не сравнимая красота Отечества.
Детство – ответственный этап в становлении личности и ее нравственной сферы. Вовремя созданная благоприятная педагогическая среда способствует воспитанию в детях основ патриотизма и гражданственности.
Понятие патриотизма многообразно по своему содержанию – это и уважение к культуре своей страны, и ощущение неразрывности с окружающим миром, и гордость за свой народ и свою Родину.
Ребенок с первых лет жизни должен сердцем и душой полюбить свой родной край, культуру, испытывать чувство национальной гордости, что называется «пустить корни в родную землю». Дошкольный возраст, по утверждению психологов – лучший период для формирования любви к малой родине.
Мы очень гордимся своей малой родиной и нашими земляками, знакомим детей с историей и культурой своего края, воспитываем к нему любовь и уважение.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
plan_po_teme_samoobrazovaniya.docx | 34.47 КБ |
Предварительный просмотр:
МБДОУ «Лямбирский детский сад №3 комбинированного вида»
План по самообразованию по теме:
«Формирование патриотических чувств дошкольников через культуру и традиции народов Мордовии»
на 2017 -2018 учебный год
Хантимеровой Ирины Александровны
Что мы Родиной зовем?
Дом, где мы с тобой растем
И березки у дороги,
По которой мы идем
Что мы Родиной зовем?
Солнце в небе голубом.
И душистый, золотистый
Хлеб за праздничным столом
Что мы Родиной зовем?
Край, где мы с тобой живем.
В. Степанов
Детство – это каждодневное открытие мира. Нужно, чтобы это открытие стало, прежде всего, познанием человека и отечества, чтобы в детский ум и сердце входила красота настоящего человека, величие и ни с чем не сравнимая красота Отечества.
Детство – ответственный этап в становлении личности и ее нравственной сферы. Вовремя созданная благоприятная педагогическая среда способствует воспитанию в детях основ патриотизма и гражданственности.
Понятие патриотизма многообразно по своему содержанию – это и уважение к культуре своей страны, и ощущение неразрывности с окружающим миром, и гордость за свой народ и свою Родину.
Ребенок с первых лет жизни должен сердцем и душой полюбить свой родной край, культуру, испытывать чувство национальной гордости, что называется «пустить корни в родную землю». Дошкольный возраст, по утверждению психологов – лучший период для формирования любви к малой родине.
Мы очень гордимся своей малой родиной и нашими земляками, знакомим детей с историей и культурой своего края, воспитываем к нему любовь и уважение.
Работа по теме самообразования рассчитана на 3 года, (2016-2020гг.)
Актуальность
О важности приобщения ребенка к культуре своего народа написано много, поскольку обращение к отечеству, наследию, воспитывает уважение, гордость за землю, на которой живешь. Поэтому детям необходимо знать и изучать культуру своих предков. Именно акцент на знание истории народа, его культуры поможет в дальнейшем с уважением и интересом относиться к культурным традициям других народов. В последние десятилетия мы утратили народные традиции и вместе с ними большую часть нравственных ценностей. Многовековой опыт человечества показал важность приобщения детей к культуре своего народа, поскольку обращение к наследию воспитывает уважение, гордость за землю, на которой живешь. Поэтому детям необходимо знать и изучать культуру и традиции своего народа. Ведь в воспитании ребенка как личности народные традиции играют огромную роль. Чтобы сохранить и передать следующим поколениям культурные и нравственные ценности народа, их нужно возвращать в нашу жизнь и жизнь наших детей.
Чувство Родина… оно начинается у ребенка с отношения к семье, к самым близким людям – к матери, отцу, бабушке, дедушке. Это корни, связывающие его с родным домом и ближайшим окружением.
Чувство Родины начинается с восхищения тем, что видит перед собой малыш, чему он изумляется и что вызывает отклик в его душе… И хотя многие впечатления еще не осознаны им глубоко, но, пропущенные через детское восприятие, они играют огромную роль, в становлении личности патриота.
Немалое значение для воспитания у детей интереса и любви к родному краю имеет ближайшее окружение. Постепенно ребенок знакомиться с детским садом, своей семьей, своей улицей, городом, а затем и со страной, ее столицей и символами.
Родной город… Надо показать ребенку, что родной город славен своей историей, традициями, достопримечательностями, памятниками, лучшими людьми.
Быть гражданином, патриотом – это непременно быть интернационалистом. Поэтому воспитание любви к своему отечеству, гордости за свою страну, должно сочетаться с формированием доброжелательного отношения к культуре других народов, к каждому человеку в отдельности, независимо от цвета кожи и вероисповедания.
Цель: Воспитание гуманной, духовно-нравственной личности, достойных будущих граждан России, патриотов своего Отечества, формирование интереса к национальной культуре, обычаям, традициям. Воспитание собственного достоинства как представителя своего народа, уважения к прошлому, настоящему, будущему родного края, толерантного отношения к представителям других национальностей.
Задачи:
- формирование у дошкольников нравственных качеств личности через ознакомление с родным городом.
- формирование гражданской позиции и патриотических чувств к прошлому, настоящему и будущему родного края, чувства гордости за свою малую Родину.
-воспитание у ребенка любви и привязанности к своей семье, родному дому, земле, где он родился.
-воспитание любви и уважения к своему народу, его обычаям, традициям.
-развивать интерес к культуре народа через знакомство с народной игрушкой, народным фольклором
-развивать у детей творческие и познавательные способности с учетом их возрастных и психологических особенностей
-формирование основ экологической культуры, гуманного отношения ко всему живому.
-формирование художественного вкуса и любви к прекрасному, развитие творческих способностей.
-воспитание у дошкольников чувств уважения и заботы к Защитникам Отечества.
-воспитание здорового образа жизни.
-воспитание чувства уважения к профессиям и труду взрослых.
Педагогические принципы программы
- Доступность. Принцип доступности предполагает соотнесение содержания, характера и объема учебного материала с уровнем развития, подготовленности детей.
- Непрерывность. На нынешнем этапе образование призвано сформировать у подрастающего поколения устойчивый интерес к постоянному пополнению своего интеллектуального багажа и совершенствованию нравственных чувств.
- Научность. Одним из важных принципов программы является ее научность. На основе сведений об истории и культуре родного края.
- Системность. Принцип системного подхода, который предполагает анализ взаимодействия различных направлений патриотического воспитания. Этот принцип реализуется в процессе взаимосвязанного формирования представлений ребенка о патриотических чувствах в разных видах деятельности и действенного отношения к окружающему миру.
- Преемственность. Патриотическое воспитание дошкольников продолжается в начальной школе.
- Культуросообразность. Этот принцип выстраивает содержание программы как последовательное усвоение и выработке на этой основе ценностных ориентаций.
Ожидаемый результат.
- Повысится уровень сформированных патриотических знаний и правильного отношения к миру, стране, природе.
- появится интерес к истории, местной художественной литературе, природным богатствам родного края.
- повысится качество воспитательно-образовательной работы с дошкольниками;
- получат знания об истории возникновения, разнообразии и назначении традиционной народной куклы;
- познакомятся с народными орнаментами ,элементами народного костюма , с народным фольклором;
- овладеют технологией изготовления тряпичных кукол-оберегов, развитие творческих способностей в процессе изготовления кукол.
- Улучшится творческое взаимодействие с семьями воспитанников. Сплочение семьи в результате совместной деятельности(родители-ребенок).
План работы на год
Используемая литература
- Волчкова В.Н., Степанова Н.В. «Конспекты занятий во второй младшей группе детского сада», Воронеж: ТЦ «Учитель», 2007.
- Дерягина Л.Б. Моя Родина Россия. Серия «Малышам о родине» СПб: Издательский Дом «Литера», 2007.
- Дыбина О.Б. Ребенок и окружающий мир. М: Мозаика – Синтез, 2005.
- Евтушенко С., Веселова Л. Воспитание большого гражданина России. // Дошкольное воспитание 2007 №6, с.118-121.
- Игушенцева А. Музей боевой славы // Дошкольное воспитание 2006 №5, с.11-13.
- Комарова Т. Искусство как фактор воспитания любви к родному краю // Дошкольное воспитание 2006 №2, с.3-8.
- Комратова Н. О гражданском воспитании дошкольников // Дошкольное воспитание 2006 №5, с.3-10.
- Казакова Н.В. Большая река начинается с родничка, любовь к родине с детского сада // Воспитатель ДОУ 2008 №12, с.31-36.
- Комратова Н. О гражданском воспитании дошкольников // Дошкольное воспитание 2005 №10, с.10-19.
- Пряхина С.А. Мне посчастливилось родиться на Руси // Воспитатель ДОУ 2008 №8, с.27-29.
- Соболева И. Любить малую родину. // Дошкольное воспитание 2005 №10, с.52-54.
- Татаринкова Л.Ю. Права маленького гражданина. Серия «Малышам о Родине» СПб: Издательский Дом «Литера», 2007.
- Татаринкова Л.Ю. Я и моя семья. Серия «Малышам о Родине» СПб: Издательский Дом «Литера», 2007.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Перспективный план работы по формированию основ здорового образа жизни у детей младшей группы на 2017-2018 учебный год
Перспективный план работы по формированию основ здорового образа жизни у детей младшей группы на 2017-2018 учебный год...
План работы с воспитанниками средней группы по реализации программы «Мой родной Дом» на 2017-2018 учебный год
Воспитание любви к родному дому: семье, малой родине-Нижегородскому краю и большой родине –России....
План работы с родителями (законными представителями) старшей группы МАДОУ «Детский сад « Жаргал» на 2017-2018 учебный год
План работы с родителями (законными представителями) старшей группы МАДОУ «Детский сад « Жаргал» на 2017-2018 учебный год...
"Музыкальная семейка" План-программа взаимодействия музыкального руководителя с семьями воспитанников старшей группы №9 «Улыбка» на 2017-2018 учебный год .
Как заинтересовать, привлечь родителей воспитанников к совместной деятельности с ребятами? Играть ввместе с ними, танцевать, учавствовать в сценках и конкурсах? Не всегда это дается легко. Этот вопрос...
Мониторинг формирования культуры здорового образа жизни у дошкольников в старшей группе № 6 «Белочки» на 2017-2018 учебный год
Мониторинг формирования культуры здорового образа жизни у дошкольников в старшей группе № 6 «Белочки» на 2017-2018 учебный год...
План по самообразованию "Духовно нравственное воспитание дошкольников через приобщение к народным и семейным традициям, праздникам и обычаям" 2024 - 2025 гг.
План по самообразованию "Духовно нравственное воспитание дошкольников через приобщение к народным и семейным традициям, праздникам и обычаям" 2024 - 2025 гг....
План по самообразованию «Развитие экологического воспитания дошкольников через дидактические игры» на 2024-2025 учебный год
Актуальность выбранной темы:Ребёнок дошкольного возраста – природный исследователь окружающего мира. Мир открывается ребёнку через опыт его личных ощущений, действий, переживаний. «Че...