Задачи | содержание работы | срок проведения, периодичность |
I. Воспитание любви к родному дому: семье ,малой родине- Нижегородскому краю и большой Родине-России. |
1.1. Воспитание любви к своей семье, родному дому | мой мир | 1.Беседа: «Наш детский сад»( знакомство с историей детского сада) 2.Составление фотоальбома «Как мы в садике живем». 3.Выставка рисунков «Мой любимый детский сад» 4.Беседа о родном, поселке его достопримечательностях. 5. Составление фотоальбома «Памятные места нашего поселка». 6.Экскурсия «С чего начинается Родина?» (улицы поселка). 7.Рисование на тему «Мой город»; « Мой дом». 8.Конструирование с крупным строительным материалом: «Моя улица» 9.Составление фотоальбома: "Памятные места нашего поселка". 10.Беседа "Дом, улица, адрес". 11.Проект «Мой дом ,моя улица ,мой поселок».
| Сентябрь
Сентябрь
Сентябрь
Ноябрь
Ноябрь
Ноябрь
Еженедельно
Ноябрь
2 раза в месяц ноябрь |
мир людей | - Экскурсии по детскому саду, на кухню, медицинский кабинет;
- Дидактическая игра «Кому, что нужно для работы.
- Беседы, чтение художественной литературы о профессиях, встречающихся в детском саду.
- Проект «Кто работает в детском саду»
- Рассматривание фотоальбома «Как мы в садике живем».
- Дидактическая игра «Подбери себе товарищей».
- Уроки вежливости «Как и во что играть с друзьями?», «Не забывай о друге».
- Пальчиковая игра «Дружба».
- Игра- интервью(«Расскажи о себе»,Что
- я знаю о родных.»)
- Выставка семейных фотографий.
- С/р игра «Семья».
- Беседа «Что значит любить родителей?»
- Беседа «Каждый при деле» (домашние обязанности членов семьи)
- Разыгрывание ситуаций: «Праздник в семье», «Как поднять настроение маме (папе)?», «Как помирить поссорившихся членов семьи», «вечер в семье».
- Проект «Моя семья»
| Сентябрь
Сентябрь
Октябрь
октябрь |
мир природы | 1. Беседы: «Кто у нас зимует?», «Как звери к зиме готовились?», 2.Загадывание загадок о животных и птицах, 3.Дидактические игры: «Назови признаки животных», «Кому что дадим?», «Угадай, чей хвост», «У кого кто?», «Угадай, про кого говорится», «Кого не стало?», «Дикие и домашние». 4.Рассматривание картин и иллюстраций о животных и птицах. Подвижные игры «Воробышки и кот», «Лиса и зайцы». 5.Использование устного народного творчества: загадок ,пословиц, поговорок ,народных примет и народного календаря. 6.Выставка репродукций «Природа родного Края». 7.Сбор природного материала для изготовления поделок. 8.Трудовой десант: уборка опавшей листвы на участке 9.Проект Разноцветная осень» 10.Создание альбома «Дикие животные Нижегородской области» 11.Презентация «Как дикие животные готовятся к зимней спячке» 12.Проект «Зимушка-зима» 13.Природоохранная акция «Покормите птиц зимой» 14.Озеленение участка. 15.Проект «Наш огород» |
Сентябрь-октябрь
Октябрь
Ноябрь
Декабрь Декабрь-март
Май Апрель |
рукотворный мир | 1.Беседа :»Какие предметы на окружают в нашей группе , для чего они ,из чего сделаны ,кто их сделал.» 2.Д/и «Из чего сделано?» 3.Экскурсия по территории д/сада (рассматривание здания , прогулочных участков). 4.Знакомство с обобщающими понятиями: » Посуда», »Мебель», «Одежда», »Транспорт». 5.Д/и «Что лишнее?» 6.Д/»Похож-непохож» 7.Презентация : «Посуда» 8.Презентация»: «Из чего шьют одежду» 9.Изготовление игры: »Оденем куклу Машу». 10.Беседа «Какие бывают машины?» 11.Натольно-печатная игра «Магазин» 12.Знакомство с различными материалами и их свойствами( стекло, пластмасса, дерево и т.д.).Д/и «Что из чего сделано?» 13.Беседа о бережном отношении к вещам и предметам):»Каждой игрушке-свое место» ;»Береги книгу».
|
Сентябрь
|
II. Приобщение детей к основам национальной культуры, быта и межличностных отношений |
2.1.Знакомство детей с национальной русской культурой (см. Программу «Мой родной Дом» ,стр. 21) | Национальное классическое (авторское искусство)
|
|
ПРОИЗВЕДЕНИЕ ПОЭТИЧЕСКОГО ИСКУССТВА | мой мир | - Мой мир. К. Ушинский «Лекарство», «Четыре желания», «Чужое яичко»; С. Черный «Имя».
|
мир людей | - Л. Толстой «У бабки была внучка»; В. Жуковский «Мальчик с пальчик»; В. Одоевский «Мороз Иванович»; А. Плещеев «Старик»; К. Чуковский «Федорино горе», «Закаляка»; С. Маршак «Вот какой рассеянный», «Ванька встанька»; С. Черный «Про девочку, которая нашла своего мишку»; Л. Пантелеев «Рассказы о Белочке и Тамарочке»; Е. Благинина «Аленушка»; Д. Хармс «Очень, очень вкусный пирог», «Веселый старичок», «Очень страшная история»; Н. Носов «Метро», «Ступеньки».
|
|
мир природы | - Л. Толстой «Котенок», «Была зима»;
- А. Пушкин «Румяной зарею покрылся восток», «Ель растет перед дворцом»;
- А. Блок «Вербочки», «На лугу»;
- С. Маршак «Детки в клетке»;
- С. Черный «Волк»;
- А. Барто «Снегирь»;
- З. Александрова «Ветер на речке», «Одуванчик»
- Е. Благинина «Сорокабелобока»;
- Е. Чарушин «Почему Тепа птиц не ловит?», «Про Томку»;
- В. Берестов «Кошкин щенок».
|
|
рукотворный мир | - Д.Хармс “Кораблик”.
- В.Берестов “Про машину”
|
|
| МУЗЫКАЛЬНЫЕ ПРОИЗВЕДЕНИЯ | мой мир | - П. Чайковский «Новая кукла», «Болезнь куклы», «Мазурка»;
- Д. Кабалевский «Плакса», «Злюка», «Резвушка», «Лентяй», «Печальная история», «Мальчик замарашка», «Упрямый братишка»;
- В. Калинников «Грустная песенка»; А. Гречанинов «На велосипеде», «Маленький попрошайка», «Мой первый бал», «Недовольство», «Материнские ласки»;
- Д. Шостакович «Марш»;
- С. Майкапар «Романс», «Вальс», «Полька»;
- Г. Свиридов «Попрыгунья», «Упрямец»;
- С. Рахманинов «Итальянская полька» (фрагмент).
|
|
мир людей | - П. Чайковский «Нянина сказка», «Мама», «Баба Яга»;
- М. Мусоргский «Избушка на курьих ножках»;
- Г. Свиридов «Колдун»;
- С. Прокофьев «Сказочка», «Игра в лошадки»;
- А. Гречанинов «Бабушкин вальс», «Мазурка»;
- Д. Кабалевский «Клоуны», «Печальная история».
|
|
мир природы | П. Чайковский «Осенняя песня», «Подснежник», «На тройке»; М. Мусоргский «Балет не вылупившихся птенцов»; С. Прокофьев «Дождь и радуга», «Утро»; «Ходит месяц над лугами», «Шествие кузнечиков»; М. Красев «Кукушка», «Елочка», «Падают листья»; А. Аренский «Кукушка», «Расскажи, мотылек»; С. Майкапар «Осенью», «Весною», «Эхо в горах»; Ц. Кюи «Зима», «Осень»; Б. Косенко «Дождик»; А. Лядов «Дождик, дождик», «Зайчик»; Д. Кабалевский «Артистка», «Хромой козлик»,
«Танец молодого бегемота», «Зайчик дразнит медвежонка», «Грустный дождик»; А. Жилинский «Марш зайчат».
|
|
| рукотворный мир | - А. Гречанинов «Сломанная игрушка», «На гармонике», «На велосипеде»;
- Д. Шостакович «Шарманка», фрагменты из сборника «Танцы кукол»;
- С. Майкапар «Музыкальная шкатулочка»;
- П. Чайковский «Марш деревянных солдатиков».
|
|
ПРОИЗВЕДЕНИЯ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ИСКУССТВА
| мой мир | Детей знакомят с некоторыми видами и жанрами изобразительного искусства: . В. Поленов «Московский дворик»; Ф. Васильев «Деревенский пейзаж»; Г. Низский «Подмосковье». |
|
мир людей | . В. Серов «Портрет Мики Морозова», «Мины Моисеева»; И. Репин «Стрекоза»; А. Архипов «Девушка с кувшином»; П. Кончаловский «Лизонька»; Ф. Хальс «Смеющиеся мальчики», «Поющие мальчики», «Мальчик – рыбак»; Д. Рейндольдс «Плутовка»; В. Суриков «Смеющийся солдат» (этюд к картине «Переход Суворова через Альпы»); А. Венецианов «Спящий пастушок»; А. Дейнека «Будущие летчики»; В. Васнецов «Аленушка», «Иван Царевич и серый волк», «Богатыри», «Царевна лягушка»; Б. Кустодиев «Масленица»; Т. Юфа иллюстрации; А. Пахомов иллюстрации; Н. Кочергин иллюстрации; Л. Владимирский иллюстрации. |
|
мир природы | П. Кончаловский «Персики»; И. Левитан «Белая сирень», «Одуванчики», «Васильки»; И. Грабарь «Хризантемы»; И. Айвазовский «Волны», «Черное море»; И. Левитан «Золотая осень», «Сумерки», «Март», «Весна – большая вода», «Березовая роща», «Летний вечер»; К. Коровин «Зимой», «Мостик», «Осень»; Ф. Васильев «Мокрый луг», «Болото»; А. Саврасов «Грачи прилетели»; И. Шишкин «Сосновый бор», «Вечер», «Дубы», «Цветы на опушке», «Рожь»; А. Куинджи «Березовая роща»; Н. Рерих «Закат»; И. Попов «Первый снег»; Е. и Н. Чарушины иллюстрации. |
|
рукотворный мир | И. Аргунов «Портрет неизвестной в русском костюме»; В. Тропинин «Портрет сына художника». |
|
| Народное искусство |
|
Поэтическое народное творчество | Сказки | - «Лисичка со скалочкой» (обработка М. Булатова),
- «Волк и козлята»,
- «Жихарка» (обработка И. Карнауховой), «Лиса, заяц и петух»,
- «Бычок – смоляной бочок»,
- «Зимовье»,
- «Гуси лебеди»,
- «Лиса и козел»,
- «Зимовье зверей»,
- «Бычок – черный бочок»,
- «Белые копытца».
|
|
| Потешки | - «Березонька, моя березонька»,
- «Стучит – бренчит по улице»,
- «Спи, засыпай»,
- «У кота ли, у кота»,
- «Уж ты, котякоток»,
- «Ерши малыши», «Иди, весна»,
- «Как на тоненький ледок»,
- «Гуси вы, гуси»,
- «Ходит конь по бережку»,
- «Солнышко колоколнышко»,
- «Сидит, сидит зайка»
- , «Гоп, гоп! Ну скачи в галоп!»,
- «Зайчишка трусишка»,
- «Пчелы гудят»,
- «Иголка, иголка»,
- «Я колышки тешу»,
- «Иван, Иван, вырывай бурьян»,
- «Из за леса, леса темного».
|
|
| Музыкальный фольклор | Слушание | - Ах ты, береза» (обработка М. Раухвергера), колыбельные песни, частушки, заклички, колядки, прибаутки.
|
|
Пение | - «Две тетери»,
- «Дождик»,
- «Виноград»,
- «Как пошли наши подружки», заклички весны, колядки.
|
|
Движение | - «Во саду ли, в огороде»,
- «Гуси»,
- «Ах вы, сени»,
- «Платочек»,
- «Васька кот»,
- «Ходит Ваня»,
- «Две птички»,
- «Заинька».
|
|
Народные инструменты | - Презентация «Народные инструменты»
- Игры на музыкальных инструментах »Веселый оркестр»
|
|
| Виды декоративно-прикладного творчества | - Презентация на тему: «Народно-прикладное искусство России».
- Оформление альбома изделий народных мастеров: изделий дымковской, хохломской, гжельской промыслов.
- Рисование «Золотая хохлома»
- Аппликация «Гжельская роза»
- Лепка дымковской игрушки «Индюк», «Тульский пряник».
- Рисование «Тверская матрёшка»
- Самостоятельная работа в книжках –раскрасках по декоративной росписи.
|
|
Национальная архитектура |
|
- Презентация альбома» Дома в нашем поселке»".
- Презентация :«Русская изба»
- Изготовление альбома "Интерьер жилого дома"
- Изготовление макета улицы нашего поселка
- Экскурсия к храму.
| Ноябрь Ноябрь Ноябрь Ноябрь Октябрь |
Национальная одежда |
|
- Презентация: «Русские народные костюмы»,
- Развлечение :«Сошью Маше сарафан»
- Аппликация «Нарядный сарафан»
| Март Март |
2.2. Ввести детей в мир национальных праздников | Праздники с социально-значимой идеей |
|
- «Праздник семьи”,
- “Именины”,
- “ Праздник мамы ”,
- “Новый год”,
- “Праздник Защитников Отечества
- ” День Победы»и т.п.
|
Фольклорные праздники |
Апрель |
- “Осенины” / 21 сентября/,
- “Масленица”,
- “Сороки” /22марта/,
- “Благовещенье” /7 апреля/
Проект «Праздник Светлой Пасхи» |
2.3. Обеспечить освоение доступного детям национального русского быта | Национальные традиции (обычаи, обряды, именины) |
|
- Отмечать праздник всей семьей, встречать гостей радостно, с угощениями;
«День именинника» |
Народные детские игры и игрушки |
|
Подвижные игры: «Кошки-мышки», «Гуси-лебеди», «Коршуны и цыплята», «У медведя во бору», «Пятнашки», «Салки», «Колдуны», «Жмурки», «Уголки», «Ключи», «Перелизы», «Горелки», «Волки и овцы», «Жгуты», «Здравствуй, дедушка» и другие. Хороводные игры:«Каравай»,«Золотые ворота», «Просо», «Заинька» и др Драматизированные игры на слова и мотив народных песен: «Как у наших у ворот», «Как на тоненький ледок», «Тень-тень-потетень», «А мы просо сеяли» и другие. Дидактические игрушки: - Токарные деревянные «бабенские» игрушки (игрушки-вкладыши: яйца, круглые и цилиндровые чашечки, одноцветные и разноцветные шары, бочонки),
- Бирюльки,
- Игрушки-вкладыши (яйца, матрешки, шары),
- Игрушки нанизывающиеся (конусы, цилиндры, грибы, шары).
Игрушки-забавы: Ванька-встанька, волчки, дудки, свистульки, клоуны; забавные игрушки, радующие детей свистом, писком, действием. Игрушки для развития движений: каталки, мячи, бабки, городки, кающиеся колеса. Сюжетная игрушка: фигуры коня, петуха, человека и т.д.; городецкая деревянная игрушка, дымковская глиняная игрушка, загорская игрушка из папье-маше, богородская резная игрушка. Самодельные игрушки: куклы, кони из соломы, дерева, лодки из коры, тряпичные куклы и т.п Проект «Народная кукла»
|
Основные блюда национальной кухни |
|
Презентация: " Хлеб всему голова", Беседы на тему: "Каша из крупы", "Разнообразие супов" Презентация: "Бабушкины пироги", "Напитки на Руси» |
| Основы национальной фитотерапии оздоровления |
Март Март Март |
Презентация" Фитотерапия на Руси (лесные чаи, настои, отвары, морсы)" Беседа: "Русская баня и ее польза для здоровья" Рисование :"Банная утварь" |
3. Развитие потребности к участию в активном творческом преобразовании окружающей жизни в соответствии с национальными традициями |
3.1.Формировать у девочек интерес и потребность к освоению русского традиционного рукоделия | Вышивание гладью и крестом |
Март Март |
Беседа «Волшебная иголочка»; Рассматривание вышитых изделий |
3.2. Формировать у мальчиков представление о русских мужских ремеслах | гончарное дело кузнечное дело столярное дело |
|
Презентация «Откуда чашка к нам пришла?» Беседа на тему: «Волшебная глина» Выставка работ "Изделия из дерева" (совместно с родителями) |
3.3. Учить детей использовать в быту произведения декоративно-прикладного творчества | Лепка и украшение посуды из глины. Изготовление макета русской избы(совместно с родителями» Презентация «Русская горница» |
Март Март |
3.4. Учить эстетически оформлять родной дом, детский сад | Изготовление поделок для украшения групповой комнаты празднику Осени, Новому году ,Маминому празднику . Создание осенней, новогодней, пасхальной композиций | Октябрь Декабрь Апрель
|
3.5. Формировать у детей потребность использовать фольклор в повседневной деятельности | Использование потешек , прибауток в режимных моментах, Колыбельных ,народных , песен в с/р играх Использование народных песен, хороводов, закличек в игр ,развлечениях..
|
|