педагогическая диагностика образовательного процесса в доу
методическая разработка (подготовительная группа) на тему
педагогическая диагностика образовательного процесса в подготовительной к школе группе доу
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
ped_diagnostika.docx | 70.28 КБ |
Предварительный просмотр:
Диагностика педагогического процесса
в подготовительной к школе группе №6 (с 6 до 7 лет)
дошкольной образовательной организации
на 2017/2018 учебный год
Диагностика педагогического процесса в подготовительной группе (с 6 до 7 лет)
Инструментарий педагогической диагностики в подготовительной к школе группе (6-7 лет).
Инструментарий педагогической диагностики представляет собой описание тех проблемных ситуаций, вопросов, поручений, ситуаций наблюдения,которые используются для определения уровня сформированности у ребёнка того или иного параметра оценки. В период проведения педагогической диагностики данные ситуации, вопросы и поручения могут повторяться, с тем, чтобы уточнить качество оцениваемого параметра. Это возможно, когда ребёнок длительно отсутствовал в группе или когда имеются расхождения в оценке определённого параметра между педагогами, работающими с этой группой детей. Каждый параметр педагогической оценки может быть диагностирован несколькими методами, с тем, чтобы достичь определённой точности. Также одна проблемная ситуация может быть направлена на оценку нескольких параметров, в том числе из разных образовательных областей.
Основные диагностические методы:
- наблюдение;
- проблемная (диагностическая) ситуация;
- беседа.
Формы проведения педагогической диагностики:
- индивидуальная;
- подгрупповая;
- групповая.
Система мониторинга содержит 5 образовательных областей, соответствующих ФГОС дошкольного образования, приказ Министерства образования и науки №1155 от 17 октября 2013 года: "Социально-коммуникативное развитие", "Познавательное развитие", "Речевое развитие", "Художественно-эстетическое развитие", "Физическое развитие", что позволяет комплексно оценить качество образовательной деятельности в группе и при необходимости индивидуализировать его для достижения достаточного уровня освоения каждым ребенком содержания образовательной программы учреждения.
Оценка педагогического процесса связана с уровнем овладения каждым ребенком необходимыми навыками и умениями по образовательным областям:
1 балл - ребенок не может выполнить все параметры оценки, помощь взрослого не принимает;
2 балла - ребенок с помощью взрослого выполняет некоторые параметры оценки;
3 балла - ребенок выполняет все параметры оценки с частичной помощью взрослого;
4 балла - ребенок выполняет самостоятельно и с частичной помощью взрослого все параметры оценки;
5 баллов - ребенок выполняет самостоятельно все параметры оценки.
Этап 1. Напротив фамилии имени каждого ребенка проставляются баллы в каждой ячейке указанного параметра, затем считается итоговый показатель по каждому ребенку (среднее значение = все баллы сложить по строке и разделить на количество параметров, округлять до десятых долей). Этот показатель необходим для написания характеристики на конкретного ребенка и проведения индивидуального учета промежуточных результатов освоения образовательной программы.
Этап 2. Когда все дети прошли диагностику, тогда подсчитывается итоговый показатель по группе ( среднее значение = все баллы сложить по столбцу и разделить на количество детей, округлять до десятых долей). Этот показатель необходим для описания общегрупповых тенденций, а также для ведения учета общегрупповых промежуточных результатов освоения общеобразовательной программы.
Двухступенчатая система мониторинга позволяет оперативно находить неточности в построении педагогического процесса в группе и выделять детей с проблемами в развитии. Это позволяет своевременно разрабатывать для детей индивидуальные образовательные маршруты и оперативно осуществлять психолого-методическую поддержку педагогов. Высокими вариантами развития можно считать среднее значение по каждому ребенку или общегрупповому параметру развития больше 3,8. Эти же параметры в интервале средних значений от 2,6 до 3,7 можно считать средними показателями , показателями некоторых проблем в развитии ребенка социального и/или органического генеза, а также незначительные трудности организации педагогического процесса в группе. Средние значения менее 2,5 будут свидетельствовать низком показателе развития и о выраженном несоответствии развития ребенка возрасту, а также необходимости корректировки педагогического процесса в группе по данному параметру/ данной образовательной области.
Описание примерного инструментария по образовательным областям
Образовательная область «Социально-коммуникативное развитие»
1. Сформировать интерес к учебной деятельности и желание учиться в школе развита инициативность, ответственность. Внимательно слушает. Может действовать по правилу и образцу, правильно оценивает результат.
Методы: наблюдение в быту и в организованной деятельности, проблемная ситуация.
Форма проведения: подгрупповая, индивидуальная.
Задание: «Выложи, пожалуйста, такого мишку (показывает схему выкладывания).
Как ты думаешь, у тебя получился такой же мишка? И по цвету, по форме?».
Материал: одежда ребёнка, шкафчик для одежды, схема складывания одежды в шкафчик (на верхней полке, на нижней полке).
Задание: «Через 10 минут у нас будет проверка ваших шкафчиков, приедут Незнайка и Дюймовочка. Пожалуйста, сложите одежду так, как нарисовано на схеме».
2. Может дать нравственную оценку своим и чужим поступкам.
Методы: беседа, проблемная ситуация.__
Материал: картина с изображением ссоры детей.
Форма проведения: подгрупповая.
Задание: «Что изображено на картине?
Что чувствует мальчик и девочка? Почему мальчик рассердился? Почему девочка плачет?».
Образовательная область «Познавательное развитие»
1.Устанавливает связи между предметами, выделяет свойства, качества материалов через исследовательскую, проектную деятельность. Проявляет познавательный интерес в быту в организованной деятельности, ищет способы определения свойств незнакомых предметов.
Методы: наблюдение, проблемная ситуация
Форма проведения: индивидуальная.
Материал: фонарик необычной формы с динамомашиной для подзарядки.
Задание: «Положить в группе до прихода детей фонарик. Когда ребёнок найдёт и поинтересуется: «Что это такое и как работает?», предложить самому подумать.
2.Знает способы измерения величины: длины, массы. Пользуется условной меркой.
Методы: проблемная ситуация, наблюдение.
Материал: условная мерка, весы, линейка, мерный стаканчик, большой и маленький мячи.
Форма проведения: индивидуальная, подгрупповая.
Задание: « Нужно сравнить 2 мяча». Чем отличаются эти мячи?».
Образовательная область «Речевое развитие»
1. Умеет использовать разные части речи в точном соответствии с их значением и целью высказывания, употребляет обобщающие слова, синонимы, антонимы, сложные предложения.
Методы: проблемная ситуация, наблюдение.
Материал: машинка необычной конструкции / гараж трёхуровневый или кукла с большой головой в необычной одежде / дом для куклы.
Форма проведения: индивидуальная, подгрупповая.
Задание: Положить на столе воспитателя. Когда ребёнок / дети проявят интерес, спросить: «Что это такое?» Зачем нужно?», задавать уточняющие вопросы типа «На что похоже?», «Как можно ещё использовать?».
Образовательная область «Художественно-эстетическое развитие»
1. Создаёт модели одного и того же предмета из разных видов конструктора и бумаги (оригами) по рисунку и словесной инструкции.
Методы: проблемная ситуация, наблюдение.
Материал: игрушка – инопланетянин. Пока всё рассматривал, заблудился и не может найти свой инопланетный корабль. Давайте ему поможем».
Форма проведения: подгрупповая, индивидуальная.
Задание: «К нам прилетел инопланетянин. Пока всё рассматривал, заблудился и не может найти свой инопланетный корабль. Давайте ему поможем».
2. Исполняет сольно и в ансамбле на детских муз.инструментах несложные песни и мелодии; может петь в сопровождении муз. инструмента, индивидуально и коллективно.
Методы: проблемная ситуация, наблюдение в образовательной деятельности.
Материал: барабан, металлофон, дудка, ксилофон, маракас, бубен.
Задание: «Давайте сыграем песенку «Во поле берёзка…» (любая другая, знакомая детям). Выберите себе музыкальный инструмент».
Образовательная область «Физическое развитие»
1. Знает о принципах здорового образа жизни (двигательная активность, закаливание, здоровое питание, правильная осанка) и старается их соблюдать.
Методы: проблемная ситуация, наблюдение в быту и организованной деятельности.
Материал: игрушка Незнайка, мнемотаблица или схемы-подсказки.
Форма проведения: индивидуальная.
Задание: «Помоги Незнайке научиться быть здоровым. Расскажи, как это – быть здоровым».
2. Умеет самостоятельно организовывать подвижные игры, придумывать собственные игры, варианты игр, комбинировать движения.
Методы: наблюдение, проблемная ситуация.
Материал: атрибуты к сюжетно-ролевой игре «Больница».
Форма проведения: подгрупповая.
Задание: «Ребята, мы будем играть «в больницу». Кто хочет кем быть? Выбирайте необходимое для себя. Кто что будет делать?».
Диагностическая карта наблюдений индивидуального развития детей
(Образовательная область «Социально-коммуникативное развитие»)
Фамилия, имя ребенка | Социализация, развитие общения, нравственное воспитание | Самообслуживание, самостоятельность, трудовое воспитание | Ребенок в семье и обществе | Формирование основ безопасности | Итоговый показатель по каждому ребёнку (среднее значение) | |||||||||||||||||||||||
Умеетсамостоятельно объединяться длясовместной игры и труда, заниматься самостоятельно выбранным делом, договариваться, помогать друг другу | Можетдать нравственную оценкусвоим и чужимпоступкам. Знает исоблюдает правила поведения в общественных местах, в т.ч. в транспорте, при общении со взрослыми и сверстниками | Сформирован интерес к учебной деятельности и желание учиться в школе развита инициативность, ответственность | Умеет самостоятельно и своевременно готовить материалы и пособияк занятию, без напоминания убиратьсвое рабочее место, выполнять обязанности по столовой, занятиям, уголкуприроды | Сформированы трудовые навыки, желание участвовать в коллективномтруде | Умеетпользоваться столовыми приборами, правильно вести за столом, следит засвоим внешним видом, замечает и устраняет непорядок | Имеет представления о семьеи ее истории, об ихпрофессиях, знает домашний адрес, телефон, ФИО родителей | Имеет гендерные представления о себе, о перспективе развития личности | Имеет представления о родной стране, о родном крае, государственных праздниках | Имеет представления об окружающей среде ДОУ, участвует в её создании, в проектной деятельности | Знает Правила ДД, дорожные знаки, о работе ГИБДД, МЧС, пожарной службы, скорой помощи, соблюдает культуру поведения на дороге | Знает правила обращения с бытовым и предметами, правила безопасности безопасного поведения во время игр в разное время года | Знаком с правилами поведения на природе, с Красной книгой, явлениями неживой природы | ||||||||||||||||
с | м | с | м | с | м | с | м | с | м | с | м | с | м | с | м | с | м | с | м | с | м | с | м | с | м | с | м | |
Всего детей: | ||||||||||||||||||||||||||||
Высокий уровень | ||||||||||||||||||||||||||||
Средний уровень | ||||||||||||||||||||||||||||
Низкий уровень | ||||||||||||||||||||||||||||
Всего %: | ||||||||||||||||||||||||||||
Высокий уровень | ||||||||||||||||||||||||||||
Средний уровень | ||||||||||||||||||||||||||||
Низкий уровень | ||||||||||||||||||||||||||||
Итоговый показатель по группе (среднее значение) |
Диагностическая карта наблюдений индивидуального развития детей
(Образовательная область «Познавательное развитие»)
Фамилия, имя ребенка | Развитие познавательно- исследовательской деятельности | Формирование элементарных математических представлений | Ознакомление с миром природы | Ознакомление с предметным окружением, социальным миром | Итоговый показатель по каждому ребёнку (среднее значение) | |||||||||||||||||||||||||
Умеет организовывать дидактические игры, исполнять роль ведущего, проявляет необходимые к школе | Устанавливает связи между предметами, выделяет свойства, качества материалов через исследовательскую, проектную деятельность | Развиты мелкая моторика, сенсорные способности выделяет различные детали | Знает геометрические фигуры, их элементы , свойства о прямой линии, отрезке, моделирует геом. фигуры из геом. форм, создаёт предметы по контурным образцам, по описанию, представлению | Знает способы измерения величины: длины, массы. Пользуется условной меркой | Ориентируется вовремени, определяет время по часам с точностью до 1 часа, моделирует пространственные отношения в виде рисунка, плана, схемы | Умеет делить предметы на 2-8 равных частей , правильно обозначает части целого | Составляет и решает задачи на сложение, вычитание, пользуется арифметическими знака ми «+», «-", «=» | Знает порядковый количественный счёт в пределах 10, считает в пределах 10, 20 в прямом и обратном порядке, знает состав чисел до 10 | Знает о растительном, животном мире, способах ухаживания, размножения, об охране окружающей природы | Имеет представление о космосе, планете Земля, (смена времён года, смена дня и ночи), устанавливает предметно следственные связи между природными явлениями , живой и неживой природой | Знает особенности сезонных изменений в природе, правилах поведения | Имеет представления о предметном мире, видах транспорта, о специфике школы, о видах транспорта, о сферах человеческой деятельности, элементарной экономике | Сформированы представления об истории человечества, родном крае, РФ, Рос. Армии … | |||||||||||||||||
с | м | с | м | с | м | с | м | с | м | с | м | с | м | с | м | с | м | с | с | с | м | с | м | с | м | с | м | с | м | |
Всего детей: | ||||||||||||||||||||||||||||||
Высокий уровень | ||||||||||||||||||||||||||||||
Средний уровень | ||||||||||||||||||||||||||||||
Низкий уровень | ||||||||||||||||||||||||||||||
Всего %: | ||||||||||||||||||||||||||||||
Высокий уровень | ||||||||||||||||||||||||||||||
Средний уровень | ||||||||||||||||||||||||||||||
Низкий уровень | ||||||||||||||||||||||||||||||
Итоговый показатель по группе (среднее значение) |
Диагностическая карта наблюдений индивидуального развития детей
(Образовательная область «Речевое развитие»)
Фамилия, имя ребенка | Развитие речи | Приобщение к художественной литературе | Итоговый показатель по каждому ребёнку (среднее значение | |||||||||||||||||
Умеет составлять рассказы о предметах, о содержании картины, по набору картинок с последовательно развивающимся действием, из личного опыта, сочинять сказки на заданную тему, драматизировать их | Имеет представление о предложении, составляет предложения, членит на слова, делит 2-х, 3-х сложные слова на слоги на части, составляет слова из слогов, выделяет последовательность звуков | Умеет использовать разные части речи в точном соответствии с их значением и целью высказывания | Согласовывает слова в предложении, правильно строит сложноподчинённые предложения, образовывает однокоренные слова | Умеет называть слова с определенным звуком, находить слова с этим звуком в предложении, определяет место звука в слове | Умеет различать на слух и произносить все звуки родного языка, делить слова на слоги… Различает звук, слог, слово, предложение, определяет их последовательность | Называет жанры детской литературы | Знаком с иллюстрациями известных художников | Пересказывает и драматизирует небольшие литературные произведения, используя выразительные средства | ||||||||||||
с | м | с | м | с | м | с | м | с | м | с | м | с | м | с | м | с | м | с | м | |
Всего детей: | ||||||||||||||||||||
Высокий уровень | ||||||||||||||||||||
Средний уровень | ||||||||||||||||||||
Низкий уровень | ||||||||||||||||||||
Всего %: | ||||||||||||||||||||
Высокий уровень | ||||||||||||||||||||
Средний уровень | ||||||||||||||||||||
Низкий уровень | ||||||||||||||||||||
Итоговый показатель по группе (среднее значение) |
Диагностическая карта наблюдений индивидуального развития детей
(Образовательная область «Художественно-эстетическое развитие»)
Фамилия, имя ребенка | Приобщение к искусству | Изобразительная деятельность | Музыкальная деятельность | Конструктивно-модельная деятельность | Итоговый показатель по каждом у ребёнку (среднее значение) | |||||||||||||||||||||
Знает виды народного, изобразит.искусства, архитектуры, умеет выделять особенности, передавать их в худож. деятельности | Знаком с произведениями живописи, художниками иллюстраторами детской книги | Знает приёмы работы с бумагой и картоном, с тканью, природным материалом | Создаёт индивидуальные и коллективные рисунки, сюжетные и декоративные композиции, используя разные материалы и способы создания в т.ч. по мотивам народноприкладного творчества | Владеет навыками рисования, лепки предметов, передавая форму, величину, пропорции частей; правильно держит карандаш, кисть | Правильно держит ножницы, использует разнообразные приёмы вырезания | Развиты навыки восприятия звуков по высоте, знаком с элементарными понятия ми (темп, ритм), жанрами, творчеством композиторов, музыкантов | Играет на детских муз. инструментах , на металлофоне, свирели, ударных и электронных музыкальных инструментах , русских народных музыкальных инструментах , исполняет музыкальные произведения в оркестре, ансамбле | Развиты навыки танцевальных движений, художеств. исполнения различных образов при инсценировании песен и т.д | Самостоятельно выразительно исполняет песни разного характера, развиты навыки сольного пения | Создаёт модели одного и того же предмет а из разных видов конструктора по рисунку и словесной инструкции | Создаёт различные конструкции по рисунку, словесной инструкции, коллективные, по замыслу, планирует процесс возведения постройки | |||||||||||||||
с | м | с | м | с | м | с | м | с | м | с | м | с | м | с | м | с | м | с | м | с | м | с | м | с | м | |
Всего детей: | ||||||||||||||||||||||||||
Высокий уровень | ||||||||||||||||||||||||||
Средний уровень | ||||||||||||||||||||||||||
Низкий уровень | ||||||||||||||||||||||||||
Всего %: | ||||||||||||||||||||||||||
Высокий уровень | ||||||||||||||||||||||||||
Средний уровень | ||||||||||||||||||||||||||
Низкий уровень | ||||||||||||||||||||||||||
Итоговый показатель по группе (среднее значение) |
Диагностическая карта наблюдений индивидуального развития детей
(Образовательная область «Физическоеое развитие»)
Фамилия имя ребенка | Формирование начальных представлений о здоровом образе жизни | Физическое развитие | Итоговый показатель по каждом у ребёнку (среднее значение) | |||||||||||||||
Знает о принципах здорового образа жизни (двигательная активность, закаливание , здоровое питание, правильная осанка) и старается их соблюдать | Имеет представления о роли солнечного света, воздуха и воды в жизни человека и их влиянии на здоровье | Выполняет ОРУ ритмично, в указанном темпе, согласуя движения рук и ног | Воспитаны выдержка, настойчивость, решительность, смелость, организованность, инициативность, самостоятельность, творчество, фантазия Умеет | Умеет прыгать в длину с места, с разбега, в высоту с разбега, через скакалку | Умеет перестраиваться в 3-4 колонны, в 2-3 круга на ходу, в 2 шеренги после пересчёта, соблюдает интервалы в передвижении равняться в колонне, шеренге, кругу | Умеет метать предметы правой и левой руками в вертикальную и горизонтальную цель, в движущуюся цель, отбивает и ловит мяч | Умеет самостоятельно организовывать подвижные игры, придумывать собственные игры, варианты игр, комбинировать движения | |||||||||||
с | м | с | м | с | м | с | м | с | м | с | м | с | м | с | м | с | м | |
Всего детей: | ||||||||||||||||||
Высокий уровень | ||||||||||||||||||
Средний уровень | ||||||||||||||||||
Низкий уровень | ||||||||||||||||||
Всего %: | ||||||||||||||||||
Высокий уровень | ||||||||||||||||||
Средний уровень | ||||||||||||||||||
Низкий уровень | ||||||||||||||||||
Итоговый показатель по группе (среднее значение) |
Педагогическая диагностика образовательного процесса | ||||||||||||||
Подготовительная к школе группа №6 "Солнышко" | ||||||||||||||
Дата проведения: сентябрь 2017 - май 2018 | ||||||||||||||
Фамилия, Имя ребенка | Уровни по образовательным областям | |||||||||||||
Социально- коммуникативное развитие | Познавательное развитие | Речевое развитие | Художественно- эстетическое развитие | Физическое развитие | Итоговый результат | |||||||||
с | м | с | м | с | м | с | м | с | м | с | м | |||
Всего детей: | ||||||||||||||
Высокий уровень | ||||||||||||||
Средний уровень | ||||||||||||||
Низкий уровень | ||||||||||||||
Всего %: | ||||||||||||||
Высокий уровень | ||||||||||||||
Средний уровень | ||||||||||||||
Низкий уровень | ||||||||||||||
Итоговый показатель по группе (среднее значение) |
Заполненные таблицы позволяют сделать качественный и количественный анализ развития конкретного ребёнка и определить общегрупповую тенденцию развития детей, что регламентировано п.3.2.2. ФГОС ДО.
Литература
1.ФГОС ДО (приказ Министерства образования и науки № 1155 от 17 октября 2013г. (вступил в силу 01 января 2014г.).
2.Примерная общеобразовательная программа дошкольного образования «От рождения до школы» под редакцией Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой. Мозаика-Синтез, 2014.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Отчёт о результатах диагностики образовательного процесса и детского развития на конец 2016 – 2017 учебного года
Диагностика...
Аналитическая справка о результатах диагностики образовательного процесса и детского развития на начало учебного года в старшей группе.
Аналитическая справка о результатах диагностики образовательного процесса и детского развития на начало учебного года в старшей группе....
Диагностика образовательного процесса
Собраны отчеты с диагностикой 2015-2019 года...
Диагностика образовательного процесса в средней группе
Предлагаемая диагностика разработана с целью оптимизации образовательного процесса в любом учреждении, работающим с группой детей 4—5 лет, вне зависимости от приоритетов разработанной прогр...
Результаты диагностики образовательного процесса (уровни овладения необходимыми навыками и умениями по образовательным областям)-2018-2022г.г.
Познавательное развитиеРечевое развитиеХудожественно-эстетическое развитиеФизическое развитиеСоциально-коммуникативное развитие...
Педагогическая диагностика образовательного процесса за 2022-2023 учебный год
Педагогическая диагностика образовательного процесса группы компенсирующей направленности дошкольного возраста от 4 до 5 лет №1 за 2022-2023 учебный год...