Мастер класс для педагогов "Я педагог" (профилактика эмоционального выгорания)
методическая разработка на тему
Профессиональное выгорание - это синдром, развивающийся на фоне хронического стресса и ведущий к истощению эмоционально-энергетических и личностных ресурсов человека, работающего с людьми.
Синдром профессионального выгорания - самая опасная профессиональная болезнь тех, кто работает с людьми: педагогов, социальных работников, психологов, врачей, менеджеров, журналистов, бизнесменов и политиков, всех, чья деятельность невозможна без общения.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
master_klass_ya_pedagog_profilaktika_vygoraniya.docx | 453.26 КБ |
Предварительный просмотр:
Мастер-класс «Я – педагог» (профилактика эмоционального выгорания)
Цель : ознакомить педагогов с понятием “синдром эмоционального выгорания”, его основными причинами и симптомами, определить основные условия сохранения эмоционального здоровья педагога
Задачи:
- Создать условия, способствующие профилактике синдрома эмоционального выгорания;
- Передать психологические знания о синдроме эмоционального выгорания, его причинах и способах преодоления педагогам ДОУ;
- Развивать коммуникативные умения, эмоционально-волевую сферу;
- Учить снимать эмоциональное напряжение;
- Формировать навыки самопознания и саморазвития личности в целом.
Ход мастер класса:
Часть 1 Представления о профессиональном выгорании
Приветствие
Участникам семинара-практикума предлагается поздороваться с группой и продолжить фразу: “Здравствуйте! Сегодня замечательный день, потому что…”.
Теоритическая часть
Профессиональное выгорание - это синдром, развивающийся на фоне хронического стресса и ведущий к истощению эмоционально-энергетических и личностных ресурсов человека, работающего с людьми.
Синдром профессионального выгорания - самая опасная профессиональная болезнь тех, кто работает с людьми: педагогов, социальных работников, психологов, врачей, менеджеров, журналистов, бизнесменов и политиков, всех, чья деятельность невозможна без общения.
Cиндром профессионального выгорания развивается постепенно. Он проходит три стадии (Маслач – 1982 г.) - три лестничных пролета в глубины профессионального непригодности.
ПЕРВАЯ СТАДИЯ:
- Начинается приглушением эмоций, сглаживанием остроты чувств, свежести переживаний; специалист неожиданно замечает: вроде бы все пока нормально, но …. как-то скучно и пусто на душе;
- Исчезают положительные эмоции, появляется некоторая отстраненность в отношениях с членами семьи;
- Возникает состояние тревожности, неудовлетворенности; все чаще хочется сказать «Не лезьте ко мне, оставьте в покое!»
ВТОРАЯ СТАДИЯ:
- Возникают недоразумения с детьми, профессионал в кругу своих коллег начинает с пренебрежением говорить о некоторых из них;
- Неприязнь начинает постепенно проявляться в присутствии детей - вначале это с трудом сдерживаемая антипатия, а затем, вспышки раздражения. Подобное поведение профессионала – это неосознаваемое им самим проявление чувства самосохранения при общении, превышающий для организма уровень.
ТРЕТЬЯ СТАДИЯ:
- Притупляется представление о ценностях жизни, эмоциональное отношение к миру «уплощается», человек становится опасно равнодушным ко всему, даже к собственной жизни;
- Такой человек по привычке может еще сохранять внешнюю респектабельность, но его глаза теряют блеск интереса к чему бы то ни было, и почти физически ощутимый холод безразличия поселяется в его душе.
Три аспекта профессионального выгорания
Первый – снижение самооценки.
(как следствие, такие «сгоревшие» работники чувствуют беспомощность и апатию, со временем это может перейти в агрессию и отчаяние).
Второй – одиночество (люди страдающие от эмоционального сгорания, не в состоянии установить нормальный контакт с детьми, преобладают объек-объектные отношения).
Третий– эмоциональное истощение, соматизация.
(Усталость, апатия и депрессия, сопровождающие эмоциональное сгорание, приводят к серьезным физическим недомоганиям – гастриту, мигрени, повышенному артериальному давлению, синдрому хронической усталости и т.д.)
Список симптомов профессионального выгорания:
- Усталость, утомление, истощение;
- Психосоматические недомогания
- Бессонница
- Негативное отношение к детям, сотрудникам
- Скудность репертуара рабочих действий
- Злоупотребление химическими агентами: табаком, кофе, - алкоголем, наркотиками
- Отсутствие аппетита или, наоборот, переедание;
- Негативная «Я-концепция»
- Агрессивные чувства (раздражительность, напряженность, тревожность, беспокойство, перевозбуждение, гнев и др.)
Часть 2 Профилактика эмоционального выгорания педагога
Упражнение “Ассоциации”
Цель: самопрезентация, привлечение педагогов к самоанализу и самопознанию.
Материалы: листы бумаги А4, карандаши, фломастеры.
Психолог: Подумайте, с каким предметом, живым существом или явлением природы вы могли бы себя ассоциировать. Долго не размышляйте, остановитесь на первом варианте, который пришел вам в голову, и изобразите его на листе бумаги”.
После того как педагоги завершат свои рисунки, каждый по очереди должен охарактеризовать, назвать главные черты и назначение того, что он изобразил, рассказать почему именно с этим предметом, животным или явлением себя ассоциирует.
Упражнение “Ведро мусора”
Цель: освобождение от негативных чувств и эмоций.
Материалы: листы бумаги, ручки, ведро для “мусора”.
Посреди комнаты психолог ставит символическое ведро для мусора. Участники имеют возможность поразмышлять, зачем человеку мусорное ведро и почему его нужно постоянно освобождать. Психолог: “Представьте себе жизнь без такого ведра: когда мусор постепенно заполняет комнату, становится невозможно дышать, двигаться, люди начинают болеть. То же происходит и с чувствами – у каждого из нас накапливаются не всегда нужные, деструктивные чувства, например, обида, страх. Я предлагаю всем выбросить в мусорное ведро старые ненужные обиды, гнев, страх. Для этого на листах бумаги напишите ваши негативные чувства: “я обижаюсь на…”, “я сержусь на…”, и тому подобное”.
После этого педагоги рвут свои бумажки на мелкие кусочки и выбрасывают их в ведро, где они все перемешиваются и убираются.
Упражнение “Открытки позитива”
Цель: повысить самооценку и позитивное настроение педагогов, их уверенность в себе.
Материалы: основа для открыток, материал для декорирования, ножницы, клей, карандаши, фломастеры.
Каждый педагог выбирает себе основу для открытки и используя материал для декорирования (наклейки, картинки, бантики, бусинки, клей с блестками, фломастеры и тому подобное) создает свою авторскую открытку и подписывает ее. Потом педагоги возвращаются на свои места и по кругу передают открытки, записывая на них хорошие пожелания, комплименты и т.п., пока те не вернутся к своим владельцам. Педагоги по желанию могут зачитать содержание своих открыток.
Упражнение «Сокровищница жизненных сил»
Раздаются психологические карты из серии «Сокровищница жизненых сил» Зинкевич Евстигнеевой. Кто хочет, может поменять карту, обсуждение, для тех кто хочет, подходит ли карта именно ему.
Часть 3 Рефлексия
Психолог раздает педагогам вырезанные из цветной бумаги изображения цветов, на лепестках которых они записывают, что из их ожиданий исполнилось, чего удалось достичь, чего нового научились и узнали.
«ЧТО НУЖНО И ЧЕГО НЕ НУЖНО ДЕЛАТЬ ПРИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОМ ВЫГОРАНИИ»
- НЕ скрывайте свои чувства. Проявляйте ваши эмоции и давайте вашим друзьям обсуждать их вместе с вами.
- НЕ избегайте говорить о том, что случилось. Используйте каждую возможность пересмотреть свой опыт наедине с собой или вместе с другими.
- НЕ позволяйте вашему чувству стеснения останавливать вас, когда другие предоставляют вам шанс говорить или предлагают помощь.
- НЕ ожидайте, что тяжелые состояния, характерные для выгорания, уйдут сами по себе. Если не предпринимать мер, они будут посещать вас в течение длительного времени.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Тренинг для педагогов «Профилактика синдрома эмоционального выгорания»
Тренинг для педагогов «Профилактика синдрома эмоционального выгорания»...
Тренинг для педагогов "Профилактика синдрома эмоционального выгорания в профессиональной деятельности педагога"
Тренинг "Профилактика синдрома эмоционального выгорания в профессиональной деятельности педагога" Задачи:- создание условий способствующих профилактике СЭВ;- передача психологических знаний...
ТРЕНИНГ ДЛЯ ПЕДАГОГОВ "ПРОФИЛАКТИКА СИНДРОМА ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ВЫГОРАНИЯ "
Создание условий, способствующих профилактике синдрома эмоционального выгорания. когнитивный компонент: передача психологических знаний о синдроме эмоционального выгорания, его причинах и с...
Консультация для педагогов "Профилактика синдрома эмоционального выгорания"
Как помочь педагогам сохранить себя как профессионала,как распознать эмоциональное выгорание? Как не допустить его и продолжать работать в удовольствие?...
Тренинг для педагогов "Профилактика синдрома эмоционального выгорания"
Игры и упражнения...
Программа« Арт-терапевтическая студия для педагогов»(Профилактика синдрома эмоционального выгорания педагогов)
«Профессиональное "выгорание" — это неблагоприятная реакция человека на стресс, полученный на работе, включающая в себя психофизиологическ...