План по самообразованию на 2013 - 2017 г.
методическая разработка по теме
Тема: "Экологическое воспитание детей в процессе проектно-исследовательской деятельности"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
plan_povysheniya_kvalifikatsii.docx | 53.21 КБ |
Предварительный просмотр:
План повышения квалификации (самообразования)
воспитателя МБДОУ
«Детский сад комбинированного вида № 68» НМР РТ на 2013 – 2017 год.
Ф.И.О. Охотникова Алсу Зуфаровна
Должность: воспитатель.
Образование: Высшее. ИЭУиП – 2007г.,
Профессиональная переподготовка: Набережночелнинский институт социально-педагогических технологий и ресурсов – 2011г.
Повышение квалификации:
Елабужский институт (филиал) К(П)ФУ - 2015г. «Использование игровых технологий в образовательном процессе ДОУ в свете ФГОС ДО»
Квалификационная категория: Первая
Стаж: с июля2001г.
Дата составления плана: май 2013год.
Тема самообразования: «Экологическое воспитание детей в процессе проектно-исследовательской деятельности».
Весь огромный мир кругом меня,
надо мной и подо мной
полон неизведанных тайн.
И я буду их открывать всю жизнь,
потому что это самое интересное,
самое увлекательное занятие в мире.
1. Актуальность темы и ее обоснованность.Умения и навыки исследовательского поиска необходимы не только тем, чья жизнь связана с научной работой, - это нужно каждому человеку. Универсальные навыки исследовательского поведения требуются в самых разных жизненных ситуациях.
Современная жизнь ставит человека в изменчивые условия, требует от него решения многочисленных задач. Их эффективное выполнение невозможно без определенного опыта деятельности по поиску подходов к проблеме, прогнозирования действий, проведения анализа результатов.
Дошкольники – прирожденные исследователи. И тому подтверждение – их любознательность, постоянное стремление к эксперименту, желание самостоятельно находить решение в проблемной ситуации. Задача педагога – не пресекать эту деятельность, а наоборот, активно помогать.
Непосредственный контакт ребенка с предметами или материалами, элементарные опыты с ними позволяют познать их свойства, качества, возможности, пробуждают любознательность, желание узнать больше, обогащают яркими образами окружающего мира. В ходе опытной деятельности дошкольник учится наблюдать, размышлять, сравнивать, отвечать на вопросы, делать выводы, устанавливать причинно-следственную связь, соблюдать правила безопасности. В работе по опытно-экспериментальной деятельности детей необходимо использовать разные формы и методы в комплексе, правильно сочетать их между собой. Выбор методов и необходимость комплексного их использования определяется возрастными возможностями дошкольников, характером воспитательно-образовательных задач, которые решает педагог. Эффективность решения задач опытно-экспериментальной деятельности зависит от многократного и вариативного их использования. Они способствуют формированию у дошкольников конкретных знаний, умений и навыков об окружающем мире.
Освоение систематизированных поисково-познавательных знаний детей, становление опытно-экспериментальных действий формирует основы логического мышления, обеспечивает максимальную эффективность интеллектуального развития дошкольников и их полноценную готовность к обучению в школе.
Эти результаты хорошо видны во время защиты детьми собственных исследовательских работ. В ходе защиты ребенок учится излагать добытую информацию, убеждать других, доказывая свою точку зрения.
2. Цель:повышение теоретического уровня, профессионального мастерства и компетентности.
3. Задачи:
1. Изучить методическуюи детскую литературу по данному вопросу;
2. Расширять представления детей о предметах и явлениях природы, растительном и животном мире, правилах поведения в природе, о существующих в ней взаимосвязях;
3. Развивать познавательные интересы, наблюдательность и любознательность через организацию проектно-исследовательской деятельности, любовь и бережное отношение к природе;
4. Формировать у дошкольников естественно - научных знаний и представлений, осуществления проектно-исследовательской деятельности в процессе экологического воспитания.
5. Развивать у детей элементарные естественно - научные представления, экологической культуры и на этой основе формирование интеллектуальных умений (анализировать, сравнивать, обобщать, классифицировать);
6. Формировать собственного познавательного опыта у детей в обобщенном виде с помощью наглядных средств (эталонов, символов, условных заменителей, моделей);
7. Способствовать освоению детьми методов, необходимых для проектно-исследовательской работы: изучение литературы, наблюдение за объектами живой и неживой природы, беседы, опыты, эксперименты;
4. Ожидаемый результат:Работа над программой профессионального самообразования поможет мне повысить свой теоретический, практический и научно-методический уровень, профессиональное мастерство и компетентность.
Блок «Родители». У родителей повышается потребность в активном участии в процессе экологического воспитания детей в процессе проектно-исследовательской деятельности, что помогает формированию и повышению у них экологической культуры поведения.
Блок «Педагог».Повышение уровня использования мною современных технологий по ознакомлению с окружающим миром посредством проектно-исследовательской деятельности, использование наблюдения, экспериментирования, беседы, игры в различных видах образовательной деятельности.
Блок « Дети»:
Воспитанники будут знать:
- Элементарные сведения о мироздании, связь между человеком и природой, назначении природы для человека, о живой и неживой природе;
- Экологические законы природы;
- Формы взаимодействия человека с природой;
- Основы экологической культуры.
Воспитанники будут уметь
- Различать объекты природы и объекты, не относящиеся к природе;
- Вести наблюдения в природе под руководством воспитателя;
- Проводить поисково-исследовательскую деятельность с помощью педагога;
- Анализировать, сравнивать, обобщать, классифицировать;
- Оформлять результаты своей поисково-исследовательской деятельности в форме альбомов, тематических выставок рисунков и фотографий, электронных презентаций, дневников наблюдений, макетов (при активном участии родителей).
Воспитают в себе:
- Любознательность;
- Готовность к сотрудничеству;
- Любовь к природе, ответственность человека перед ней.
5. Механизм реализации:
- сроки 5 лет
- блоки.
Подготовительный этап.
- Создание условий для развития когнетивных и практических способностей дошкольников.
Теоретический этап.
- Изучение научно-методической литературы, передового педагогического опыта по проблеме.
Аналитико-диагностический:
- проведение диагностирования по проблеме (дети, педагоги, родители);
- задачи для каждого этапа (для достижения промежуточного результата);
- перспективные планы (технологическая карта).
План работы
№ п/п | Блоки | Мероприятия | Сроки проведения | Отметка о выполнении, качественная характеристика выполнения |
2013 – 2014 учебный год | ||||
1. | Теоретический | 1. Изучение научно-методической литературы, передового педагогического опыта по проблеме: - О.В. Дыбина, Н.П. Рахманова, В.В. Щетинина «Неизведанное рядом - занимательные опыты и эксперименты для дошкольников» / М.: Творческий Центр «Сфера», 2002г. - Веракса Н.Е. , Галимов О.П. «Познавательно-исследовательская деятельность дошкольников. Для занятий с детьми 4-7 лет. ФГОС» / М.: «Мозаика-Синтез», 2016г. - Соломенникова О. А. «Ознакомление с природой в детском саду. Младшая группа. ФГОС» / М.: «Мозаика-Синтез», 2014г. - Соломенникова О. А. «Ознакомление с природой в детском саду. Средняя группа. ФГОС» / М.: «Мозаика-Синтез», 2015г. - Соломенникова О. А. «Ознакомление с природой в детском саду. Старшая группа. ФГОС» / М.: «Мозаика-Синтез», 2016г. - Николаева С.Н. «Приобщение дошкольников к природе в детском саду и дома»/ М.: «Мозаика-Синтез», 2015г. 2.Подбор литературы, дидактического материала: - М.Султанова «Простые опыты с водой для дошкольников» / М.:ООО «Хатбер-пресс», 2014г. - М.Султанова «Простые опыты с воздухом для дошкольников» / М.: ООО «Хатбер-пресс», 2014г. - Л. Гилпин, Л. Пратт «Большая книга занимательных опытов» / М.: «РОСМЭН», 2008г. 3. Пройти курсы повышения квалификации (ЕИ КФУ, ДПП ПК «Использование игровых технологий в образовательном процессе ДОУ в свете ФГОС ДО» - сентябрь 2015г.) | В течении года | |
2014 – 2015 учебный год | ||||
2. | Разработка Программно-методического обеспечения образовательного процесса | 1.Составление перспективного плана по образовательной области «Познавательное развитие» для детей средней группы, включающие в себя занятия по экологическому воспитанию, беседы, экскурсии, наблюдения за предметами живой и неживой природы, эксперименты и опыты, опираясь на учебную рабочую программу, методическую и детскую художественную литературу. 2. Разработка диагностических карт для мониторинга по экологическому воспитанию детей. 3. Разработка анкет для родителей. 4. Разработка и изготовление дидактического и демонстрационного материала, дидактических игр и пособий. | В течение учебного года | |
2015 – 2016 учебный год | ||||
3. | Практический: 1. работа с детьми 2. Работа с родителями 3. Работа с педагогами | Сентябрь Игра «Что нам осень принесла» (см. А.О. Соломенникова стр.28) Цель: Уточнить представления о времени года осень, ее отличитель-ных особенностях от других времен года, закрепить знания о названиях, форме, вкусе, цвете, запахе овощей, фруктов и о месте их произрастания; формировать представления о неко-торых способах употребления овощей и фруктов в пищу; развивать сенсорные чувства, речь, внимание; вырабатывать умение объединять плоды по сходному признаку. Организация опытно-экспериментальной деятельности в форме игры «Угадай по вкусу и запаху» Игра «Времена года» Цель: уточнить представления о временах года, их отличительных особенностях друг от друга, закрепить знание названий природных явлений. Организация опытно-экспериментальной деятельности «Для чего растениям вода?» Октябрь Мониторинг по экологическомувос-питанию Интегрированное занятие «Осень золото роняет…» Цель: Расширять представление де-тей об осенних изменениях в природе. Помочь увидеть многоцветие осени, учить чувствовать и понимать красоту окружающего мира. Учить прояв-лять свой эмоциональный всплеск в практическом применении через ри-сунок. Экскурсия в природу «Прохождение экологической тропы» (А.О. Соло-менникова стр.33) Цель: Продолжить знакомство с осенними изменениями в природе. Собрать природный материал для ручного труда. Изготовление коробочек для хране-ния природного материала Цель: Воспитывать бережливость. Сбор и просушка семян садовых цветов. Цель: Воспитывать бережливость, знакомить с разновидностью садовых цветов. Учить различать их по внешним признакам (строение листьев, вид цветка, внешний вид семян). Развивать наблюдательность, любознательность. Выставка поделок «Этот гриб люби-мец мой» (совместное с родителями творчество). Цель: закрепить знания детей полу-ченные на занятиях, привлечение ро-дителей в воспитательно - образова-тельный процесс экологического, по-знавательного и художественно-эстетического воспитания. Ноябрь Развлечение «Осенняя сказка» (осенний утренник) Цель: Учить проявлять свой эмоциональный всплеск через самовыражение в музыке, игре, танце, пении. Подбор книг для чтения детям Цель: Знакомить с произведениями детской литературы о природе, об осенних явлениях. Выставка детских работ из природного материала, рисунков о природе: тема «Осенняя фантазия» Цель: Развивать творческие способ-ности. Учить работать с природным материалом (с участием родителей). Беседа «Наш природный уголок» Цель: Знакомить с комнатными рас-тениями и способами ухода за ними. Декабрь Развлечение на улице «Здравствуй, гостя зима!» Цель: Знакомить с временем года зи-ма, ее отличительными особенностя-ми, Знакомство с народным творче-ством (потешки, прибаутки, пословицы, поговорки) о зиме. Развивать наблюдательность, умение устанавливать причинно-следственные связи между природными явлениями. «Кормушка для птиц» (изготовление кормушек из бросового материала совместно с родителями) Игра «Путешествие в царство ком-натных растений» Цель: Закреплять знания комнатных растений, отмечать различия и сход-ства между ними. Воспитывать жела-ние ухаживать за ними. Опытно-экспериментальная деятель-ность «Как растения воду пьют» Цель: Познакомить детей с понятием сок движение. Практическим путем познакомить с процессом поглощения воды растениями. Интегрированное занятие «В лесу родилась ёлочка» Цель: Воспитывать бережноеотно-шение к природе. Учить передавать впечатления о новогоднем украшен-ном дереве через рисунок и музы-кальную деятельность. Наблюдения за зимними явлениями в природе. Опыты со снегом и льдом. Цель: Развивать познавательный ин-терес, наблюдательность, речь. Январь Развлечение «Зимние забавы» Цель: Воспитывать здоровый образ жизни. Настольный театр «На деревенском дворе» и «Лесные хоромы». Цель: Конкретизировать представле-ния о домашних и диких животных и птицах, вызвать интерес к животным, развивать речь, мышление. «В гости к деду Природоведу» Цель: расширять представления детей о зимних явлениях в природе. А.О. Соломенникова стр.50-53. Практическая деятельность «Подкормим птиц зимой» Цель: Закреплять знания детей о зимних явлениях природы. Формировать желание подкармливать птиц зимой. Расширять представления о зимую-щих птицах. Февраль Интегрированное занятие «Белая сказка» из цикла «Новые разноцвет-ные сказки» (совместно с родителя-ми). Цель: Расширять представление де-тей о зимних изменениях в природе. Помочь увидеть красоту зимнего времени года, учить чувствовать и понимать красоту окружающего ми-ра. Учить проявлять свой эмоцио-нальный всплеск в практическом применении через рисунок. Выставка рисунков детей на тему: «Зимние фантазии» Цель: Учить передавать своивпечат-ления о зиме в рисунке. Развивать творчество, эстетическое восприятие окружающего мира. Чтение рассказов о природе, знаком-ство с авторами. Цель: Развивать познавательный ин-терес, внимание. Учить эмоционально воспринимать рассказы, понимать содержание. Экскурсия «Деревья на нашем участке» Цель: расширять представления о деревьях. Показать особенности хвойных и лиственных деревьев в зимний период. «Посадка лука» Цель: расширять представления детей об условиях, необходимых для роста и развития растения (почва, влага, тепло и свет). А.О. Соломенниковастр.54-57. Март Беседа на тему: «Март улыбкоюсия-ет» Цель: Знакомить детей с признаками весны. Учить замечать изменения, происходящие в природе. Опытно-экспериментальная деятель-ность «на веточках набухли почки, скоро появятся листочки» Цель: познакомить детей с изменени-ями в растительном мире с приходом весны путем практического наблюдения за веточками в вазе. Развлечение «Широкая масленица» Цель: Знакомить детей с народными праздниками. Развивать желание ве-селиться, играть. Беседа «День весеннегоравноден-ствия – главная встреча весны». Праздник «Навруз». Цель: познакомить со значением дня весеннего равноденствия – 22 марта. Игровое занятие «Светит солнышко в окошко» Цель: Продолжать знакомить с при-знаками весны, учить устанавливать причинно-следственные связи между явлениями природы. Игра «Солнеч-ные зайчики» (с помощью зеркал учить пускать зайчиков, стремиться вызвать радостное настроение) Апрель День птиц – 1 апреля. Цель: Знакомить с перелётными пти-цами. Расширять представления о поведении птиц весной. Вывешивание скворечников, сделан-ных папами и дедушками. Вывеши-вание скворечников, сделанных па-пами и дедушками. Развлечение «Апрель, апрель, на дворе звенит капель» Цель: Продолжать знакомить с при-знаками весны. Развивать интерес к играм-хороводам с песнями. «Экологическая тропа весной» Цель: Расширять представления де-тей о сезонных изменениях в приро-де. А.О. Соломенникова стр.66. Выставка рисунков «Пришла весна с цветами» (совместное с родителями творчество). Театрализованная деятельность: «В гостях у бабушки-загадушки» Цель: Учить разгадывать загадки о живой и не живой природе. Развивать образное мышление, речь. Май Экскурсия к цветущим плодовым де-ревьям. Цель: Закрепить знания о весенних изменениях в природе. Развивать умение сравнивать разные периоды весны. Воспитывать радостное, бе-режное, заботливое отношение к пробуждающейся природе. «В гости к хозяйке луга» Цель: Расширять представление детей о разнообразии насекомых. А.О. Соломенникова стр.59. Чтение и заучивание потешки «Божья коровка, улети на небо». Цель: Закрепить желание наблюдать за насекомыми, учить различать их по внешнему виду. Воспитывать бережное отношение к насекомым. Фольклорный праздник на улице. Высаживание рассады цветов на участке совместно с родителями Труд на цветнике. Цель: Расширять знания о цветах, о способах их выращивания и ухода. Развивать практические навыки по уходу за цветами. 1. Проведение родительских собра-ний о воспитательно-образователь-ных возможностях занятий по ознакомлению с окружающим миром и экологическому воспитанию в развитии когнетивных и практиче-ских способностей детей дошкольно-го возраста. 2. Проведение совместных мероприятий, досугов, развлечений, экскурсий в природу. 3. Выставки работ, выполненные детьми с родителями: «Этот гриб любимец мой»; «Осенние фантазии» выставка поде-лок из природного материала; «Зелёная красавица» – конкурс на изготовление ёлки и елочных игрушек из любого материала; «Кормушка для птиц» из бросового материала; Интегрированное занятие «Белая сказка» из цикла «Новые разноцвет-ные сказки» Вывешивание скворечников изготов-ленных папами; Высаживание рассады. Фольклорный праздник «День цветов». 4. Консультации для родителей: – «Восприятие красоты окружающего мира природы»; - «Занимательные опыты с воздухом для детей» – «Развитие познавательных интере-сов у дошкольников в процессе опытно-экспериментальной деятельности»; – «Занимательные опыты с водой для детей»; 5. Провести анкетирование по теме: «Воспитание детей через изучение природы».
7. Совместно с родителями пополнить природный уголок комнатными растениями, а книжный уголок познавательной литературой. 8. Благотворительная акция «По-кормите птиц зимой» по изготовле-нию кормушек для птиц. Благотворительная акция «Скво-речник» 9. Попросить о помощи в обустрой-стве игровой и экспериментальной зоны на участке в зимний и летний период. 1. Посещение занятий по проблеме. 2. Участие в семинарах-практикумах 3. Показ открытого занятия по про-блеме. | Сентябрь, 2015 г. Первая декада октября 2015 г. 1 неделя 2 неделя 3 неделя 4 неделя 1 неделя 2 неделя 3 неделя 4 неделя 1 неделя 2 неделя 3 неделя 4 неделя в течение зимы 2 неделя 3 и 4 неделя 5 неделя в течение зимы 1 неделя 2 неделя В вечер-нийотре-зоквре-мени 3 неделя 4 неделя 1 неделя 2 неделя 3 неделя 4 неделя 1 неделя 2 неделя 3 неделя 4 неделя 1 неделя 2 неделя 3 - 4 неделя Сентябрь Май сентябрь – май октябрь, ноябрь, декабрь, январь февраль апрель май октябрь, декабрь, февраль апрель апрель – май декабрь январь апрель декабрь май в течение учебного года |
2016 – 2017 учебный год | ||||
№ п/п | Блоки | Мероприятия | Дата проведения | Форма отчета |
4. | Обобщение и распространение опыта работы по теме. 1. Диагностический блок 2. Аналитический блок. 3. Практические выходы. | Определение уровня освоения программного материала детьми на начало и на конец года. Обоснование и анализ уровня освоения программы. Анализ уровня достижения поставленных целей и задач по теме самообразования. Рецензия на авторское методическое пособие «Экологическая модель календаря природы» Подготовка победителя всероссийского творческого конкурса «Моя география» Подготовка участников всероссийского конкурса по основам безопасности жизнедеятельности «Простые правила» Всероссийский конкурс развивающих презентаций «Летние путешествия» Всероссийский конкурс педагогического мастерства, номинация «Лучшее авторское пособие для активации образовательного процесса» - «Экологическая модель календаря природы» Региональный семинар-практикум «Экологическое воспитание детей дошкольного возраста в ДОУ», презентация пособия по экологическому воспитанию. Всероссийская научно-практическая конференция «Эколого-инновационные аспекты развития российского общества» Участие в конкурсе поделок «Дерево для парка будущего» ГМО «Речевое развитие детей дошкольного возраста с учетом ФГОС ДО», дидактическое пособие «Рыбалка» Публикация статьи «Формирование предпосылок экологического сознания детей посредством проектной деятельности» в рамках регионального семинара «Формирование предпосылок экологического сознания детей дошкольного возраста в процессе ООД» Региональный семинар – практикум «Инновационные технологии в экологическом воспитании детей дошкольного возраста» - Показ видео занятия на тему «Как растения пьют воду» Подготовка участника конкурса рисунков от ДОМКОР «Мой любимый дом – круглый год» ГМО «Нестандартные формы работы с детьми в экологическом воспитании» - участие в выставке Муниципальный конкурс «Школа юного эколога» - «ЛЭПБУК» Подготовка участника конкурса рисунков «Волшебный мир дедушки Корнея» Республиканский турнир «Компьютерная грамотность» - Пособие для интерактивной доски | октябрь, апрель апрель май 2013 г. 2013 г. 2014 г. 2014 г. Май, 2015 г. Октябрь, 2015 г. Ноябрь, 2015 г. Март, 2015 Март, 2016 г. Апрель, 2016 г. Сентябрь, 2016 г. Ноябрь, 2016 г. Февраль, 2017 г. Февраль, 2016 г. Март, 2017 г. Апрель, 2017 г. | Диагностика и заполнение диагностических карт. Сравнительный анализ по уровню освоения материала на начало и конец учебного года. Отчет о проделанной работе по теме самообразования. Рецензия Диплом Сертификат Диплом III степени Диплом I степени Сертификат Сертификат Грамота Сертификат Сертификат, Сборник со статьями Сертификат Сертификат Сертификат Диплом II степени Сертификат Диплом I степени |
2017 – 2018 учебный год | ||||
5. | Подведение итогов самообразования | Подготовка к прохождению аттестации. 1.Изучение нормативных документов по аттестации 2.Подготовка заявления на педагогическую аттестацию. 3.Подготовка к проведению и видео-съемке открытого мероприятия для педагогической аттестации. 4.Подготовка к прохождению профессионального тестирования для педагогических работников 5. Работа на сайте nsportal.ru. 6. Продолжить работу над выбранной методической темой. Формулирование темы творческого отчёта. 7. Оформление педагогического опыта в форме портфолио. 8.Обобщение и распространение опыта работы в ходе дальнейшей педагогической деятельности: - Муниципальный конкурс «Чистая планета – здоровые дети» (ОВЗ) (ДОУ № 87); - Детский развивающий эко-квест «Спасение планеты земля» (ДОУ № 28); - ГМО для участников международной программы «Эко-Школы/Зелёный флаг» «Проектная деятельность, как одна из форм поисковой деятельности в экологическом воспитании дошкольников в рамках реализации ФГОС ДО» (ДОУ № 86); - ГМО «Исследовательская деятельность детей дошкольного возраста как средство их интеллектуального развития» (ДОУ № 90 филиал); - РМО «Мы в любое время года ходим тропами природы» - инновационные формы и методы в экологическом воспитании дошкольников с учетом ФГОС (летние проекты) (ДОУ № 3 КП); - Муниципальный конкурс поделок из природного материала «Осенняя кладовая» (ДОУ № 34); - КМО «Педагогические технологии поддержки и развития проектной деятельности детей» ДОУ № 32); - Конкурс творческих работ из бросового материала «Ёлочка, живи!» (ДОУ № 37) | сентябрь октябрь ноябрь |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
План по самообразованию на 2013-2014 уч.г.г.
Тема: Театрализованная деятельность в ДОУ Задачи: 1) Познакомить с доступными, данному возрасту, образцами классической и современной музыки. 2) Познакомить с направлениями в музыке (вокальное,...
План по самообразованию на 2013-2014г
План по самообразованию на 2013-2014г...
План по самообразованию на 2013-2014 учебный год
План по самообразованию на 2013-2014 учебный год...
План по самообразованию на 2013-2015 гг.
Тема самообразования "Правила дорожного движения детей дошкольного возраста"...
Индивидуальный план по самообразованию на 2013-2018 гг.
Индивидуальный план по самообразованиютию на 2013-2018 гг. по теме "Развитие мелкой моторики у детей дошкольного возраста через различные виды деятельности"...
План самообразования на 2013-2017 год
Самообразования посвящено теме «Формирование экономических представлений у детей старшего дошкольного возраста через ознакомление с семейной экономикой» . План разработан со средней до под...