Инновационный опыт организации совместных праздников с детьми раннего возраста в контексте работы с этнокалендарём
методическая разработка (младшая группа) на тему
В нашем дошкольном образовательном учреждении праздники проходят годовой цикл и вносятся в систему художественно-эстетического развития детей раннего возраста в контексте работы с этнокалендарём. Эти праздники основаны на положительной эмоциональной атмосфере любви и заботы к нашим воспитанникам, проходят они под девизом:
« Не бойтесь хвалить детей. Будьте щедры на любовь и ласку!!!»
Скачать:
Предварительный просмотр:
Инновационный опыт организации совместных праздников с детьми раннего возраста в контексте работы с этнокалендарём
( из опыта работы Государственного бюджетного дошкольного образовательного учреждения детского сада № 233 компенсирующего вида Выборгского района Санкт-Петербурга)
«Семья приносит полноту жизни,
семья приносит счастье»
А.С.Макаренко
«Каждый ребёнок имеет право жить в мирной семье»
Главным в работе любого дошкольного образовательного учреждения является сохранение и укрепление физического и психического здоровья воспитанников, их творческое и интеллектуальное развитие. Успешное осуществление этой большой и ответственной работы невозможно в отрыве от семьи, ведь родители-первые и главные воспитатели своего ребёнка с момента рождения и на всю жизнь. Семья играет центральную роль в сознании ребёнка, поэтому родителям необходимо помочь осознать, что в первую очередь в семье должны сохраниться и передаваться нравственные и духовные обычаи и ценности, следовательно, именно родители ответственны за воспитание детей.
В системе работы нашего дошкольного образовательного учреждения мы используем различные формы сотрудничества с родителями воспитанников (как традиционные, так и нетрадиционные):
- Информационно-аналитические: анкетирование, тестирование, интервьюирование, почта доверия, вопросы-ответы.
- Наглядно-информационные: стенды, альбомы, папки-передвижки, фотовыставки, библиотеки-передвижки, групповой Интернет-сайт.
- Познавательные: родительские собрания, консультирование, беседы, дискуссии, семинары-практикумы, родительские конференции, совместное создание развивающей среды.
- Досуговое: открытые просмотры детской деятельности, семейные праздники и развлечения, экологические субботники, выставки, творческие конкурсы.
«Счастливая, невозвратимая пора детства! Как нам не любить, не лелеять воспоминание о ней», - писал великий русский писатель Л.Н.Толстой.
В общую цепь радостных настроений, незабываемых эмоций детства свои особые чувства вносят весёлые праздники, организуемые в любое время года: осенью, зимой, весной, летом.
Праздник в дошкольном образовательном учреждении - это веселье, радость, творчество, которые разделяют взрослые и дети. Психика малыша устроена так, что невозможно вспомнить то, что ему неинтересно. Больше всего маленький ребёнок любит играть, отсюда можно сделать вывод, что только игровой метод позволяет удержать внимание ребёнка на длительное время.
Увлёкшись игрой, дети свободно, без напряжения выполняют задание, упражнение, игры, танцы.
Праздник - это игра. А сколько радости приносят эти праздники - в них мы помогаем ребёнку преодолеть страх, застенчивость, нерешительность, учим быть открытым в общении, владеть своими чувствами.
Мы часто задумываемся, как организовать родителей к совместной работе? Как сделать их участниками воспитательного процесса? В плане родительского восприятия любое совместное мероприятие позволяет увидеть проблемы своего ребёнка, трудности во взаимоотношениях, попробовать разные подходы.
Для того чтобы дети не выросли равнодушными к миру прекрасного, необходимо приобщать их к этому миру как можно раньше.
Для этого мы выбрали путь досугового направления. В работе с родителями оно оказалось самым привлекательным и востребованным, но вместе с тем и трудным.
Родители-активисты, которые умеют и с удовольствием участвуют в воспитательно-образовательном процессе, видят ценность любой работы дошкольного учреждения. Эти родители активные участники педагогического процесса, заинтересованные в успешности своих детей. В нашем дошкольном образовательном учреждении находятся дети в возрасте от 1,5 до 3-х лет. Необходимо составить так сценарий праздника, чтобы малыши поняли смысл и получили радость.
Перед проведением совместных праздников наши педагоги, специалисты учреждения, реализуя план работы деятельности творческой группы дошкольного образовательного учреждения, придумывают основные организационные моменты: утверждение сценария, оформление костюмов, распределение ролей, уточнение даты и места проведения данного мероприятия, продумывание организационной среды и оформление декораций, включение родителей в подготовительный этап как необходимых участников воспитательно-образовательного процесса. Родители активно готовятся к проведению совместных праздников с детьми: предлагают свою помощь в оформлении группы к празднику, изготавливают интересные костюмы для своих малышей. Именно данная активная позиция родителей при подготовке совместных праздников позволяет им включиться в тесное взаимное сотрудничество с педагогами нашего дошкольного образовательного учреждения, наладить эмоциональный контакт со своим малышом, научиться правильно и интересно в игровой форме проводить свободное время, создать ориентиры совместных бесед и игр для дальнейшего раскрытия творческого потенциала своего ребёнка. Хотелось бы отметить, что все сценарии совместных с родителями праздников являются авторскими.
В нашем дошкольном образовательном учреждении праздники проходят годовой цикл и вносятся в систему художественно-эстетического развития детей раннего возраста в контексте работы с этнокалендарём. Эти праздники основаны на положительной эмоциональной атмосфере любви и заботы к нашим воспитанникам, проходят они под девизом:
« Не бойтесь хвалить детей. Будьте щедры на любовь и ласку!!!»
Первый совместный физкультурно-музыкальный праздник «Осень золотая» проводится на территории дошкольного образовательного учреждения. В качестве главного действующего персонажа приглашается «Осень» - воспитатель в импровизированном осеннем костюме с венком из листьев на голове. Перед появлением главного действующего лица-осени малыши отгадывают загадку (от чего теперь так часто дождик моросит? от чего так сильно ветер листьями шумит? от того, что снова в гости к нам приходит осень). Дети совместно с родителями водят хороводы («В лес шагаем по тропинке», «Есть у нас хоровод», поют песни, собирают овощи и фрукты в большой грузовик, исполняют танцы с листочками (показывают весёлый осенний салют).
В ноябре проводятся детские кукольные театры по мотивам сказок разных народов, приуроченные ко «Дню народного единства и примирения» (украинская сказка «Рукавичка», финская сказка «Весёлый Матти», «Приключения Мишки-ушастика», «Магазин игрушек», «Друзья» (польские сказки в переводе В.Приходько). Дети приходят в нарядной одежде вместе с родителями, как в настоящий театр. Все роли исполняют воспитатели и музыкальный руководитель. Именно на этих весёлых кукольных спектаклях малыши знакомятся в лёгкой непринуждённой форме с творчеством народов мира, у них формируется интерес к театрализованной деятельности, раскрывается эмоциональный потенциал, создаются предпосылки раскрытия основ воображения.
К празднованию «Дня матери» готовится весь педагогический состав учреждения, но основную роль играют специалисты: музыкальный руководитель, инструктор по физическому воспитанию, педагог-психолог. Они тщательно подбирают материал к празднику, обсуждая сценарий. Сценарии данного праздника могут быть разнообразными по своему содержанию, от путешествия в осенний сказочный лес до путешествия в волшебные русские народные сказки «Колобок», «Теремок». Музыкальный руководитель выбирает репертуар ( имитационные хороводные движения сказочных героев - зайца, волка, медведя, игры на народных музыкальных инструментах-ложках) инструктор по физическому воспитанию включает спортивные игры, например: «Весёлые грибочки» (малыши в нарядных шапочках грибочков прячутся за любимых мам в платочках - берёзки). Педагог-психолог на основе авторской программы «Мой маленький мир» проводит релаксационно - оздоровительную технологию «Путешествие в сказочный лес», разработанную на основе имаготерапевтической программы Е.А.Лисиной «Баиньки» (родители совместно с детьми и педагогом психологом под релаксационную музыку закрывают глаза и представляют волшебный сказочный осенний лес и героев, которые там живут. Затем они с педагогом-психологом показывают различные варианты имитационных игр на снятие эмоционального напряжения, например - «Паучок»). Родителям очень нравится атмосфера данного праздника, они удивлены действиями детей, играют вместе с ними. После проведения этого праздника родители становятся нашими помощниками, снимается их внутренняя тревожность перед дошкольным образовательным учреждением, они понимают, что их малыши находятся в заботливых и любящих руках квалифицированных педагогов.. В процессе проведения данного праздника с детьми мы придерживаемся индивидуального ориентированного подхода к каждому воспитаннику нашего дошкольного образовательного учреждения, учитываем состояние и внутренний мир детей с ограниченными возможностями здоровья.
«Ребёнок может быть любым, но любимым!»
Этот праздник даёт много положительных эмоций, раскрывая возможности и способности каждого ребёнка.
В сценарий традиционного зимнего праздника «Новый год» также включаются спортивные игры, музыкальные песни, стихотворения, привлекаются воспитатели, инструктор по физическому воспитанию, другие специалисты, родители. На новогодний праздник к детям приходит воспитатель - Снеговик вместе со своим младшим братом – снеговичком (ребёнком). Также к малышам приходят и сказочные костюмированные персонажи - Снегурочка, Кот - Базилио, лиса - Алиса.Новогодних сказочных персонажей также могут играть и активные родители ( например папы с удовольствием берут на себя роль деда Мороза). Каждый Новогодний праздник проходит в положительной эмоциональной атмосфере, он неповторим для восприятия детей и взрослых. В качестве методических приёмов, используемых в процессе праздника, можно отметить: пение песни «Кто к нам ёлку в дом принёс», совместные музыкальные хороводы с участием родителей «По дорожке весело», «В лесу родилась ёлочка», игры в снежки, танцы с игрушечными санками.
Кульминацией зимнего периода является праздник, организуемый на территории дошкольного образовательного учреждения «Проводы зимы» («Масленица»). В нашем дошкольном образовательном учреждении это физкультурно-музыкальный праздник с элементами фольклора. На празднике появляется костюмированная «Масленица» - воспитатель или родитель в костюме, дети встают в хоровод, поют песни. Данный праздник раскрывает творческий потенциал педагогов учреждения, родителей и детей. В данном виде праздника малыши играют с зимушкой-зимой в музыкальную игру «Я вам ручки заморожу», с весёлым снеговиком в имитационную игру «Мы снеговики», с родителями проводится весёлый музыкальный хоровод «Кабы не было зимы», малыши также участвуют в весёлых физкультурных эстафетах «Смелые и ловкие», педагоги поют забавные частушки. В конце данного представления дети обязательно получают маленькие подарочки-сувениры.
Праздники, приуроченные к международному женскому дню также имеют фольклорный акцент. Малыши готовят весёлое поздравление для своих любимых мам, а мамы шьют красивые народные костюмы для своих «маленьких артистов». В ходе данных праздников мы также используем различные варианты музыкальных песен « А весной», «Солнышко проснулось», «Мамочка милая», дети водят весёлые хороводы «Весна-красна», показывают весёлые танцы с платочками и музыкальные костюмированные сценки «Два весёлых гуся», а родители с удовольствием, вспоминая детство исполняют весёлый подвижный «танец маленьких утят».
Майские дни знаменательны итоговыми праздниками - представлениями «До свидания ясли!». Наши выпускники показывают то, чему они научились за время, проведённое в учреждении. Каждый малыш выступает с выученным стихотворением, что даёт ему возможность в дальнейшей жизни при переходе в детский сад не бояться публичных выступлений, повышает его самооценку, раскрывает речевой и творческий потенциал. На этом празднике воспитатели и дети готовят сюрпризные моменты для родителей в виде инсценировки русских народных сказок («Репка», «Курочка Ряба»). Педагоги с помощью родителей шьют костюмы, придумывают необходимые атрибуты. В конце праздника воспитанники получают дипломы об окончании первой в своей жизни школы - «Школы яслей». Родители в заключительной части праздника также показывают свою креативность и придумывают музыкальное поздравление для любимых педагогов и всех сотрудников учреждения, которые работали с их детьми.
И завершает праздничный годовой цикл в июне физкультурно-музыкальный праздник, посвящённый Дню защиты детей. Этот весёлый музыкальный праздник проходит на территории учреждения. Педагоги с помощью родителей украшают участок играми, поделками. Большую лепту помощи вносят родители воспитанников.
В процессе данного праздника большой акцент делается на физкультурное и музыкальное развитие детей раннего возраста. Малыши очень любят такие упражнения, как «Поймай рыбку», «Соберём букет», «Медведь и пчёлы». В гости приходит игровой персонаж - медведь в импровизированном костюме, у детей - пчёл на голове весёлые шапочки. Используются интересные моменты - соревнование родителей. Родители и дети получают колоссальное удовольствие. В книге отзывов дошкольного учреждения много благодарностей от родителей за сюрпризы, за то, что они сами принимали активное участие в празднике. Очень приятно видеть счастливые глаза родителей, когда им вручают грамоты или благодарности. Родители после этого становятся активными участниками всех дел в группах, непременными помощниками.
Наше дошкольное образовательное учреждение также открыто для передачи собственного инновационного опыта по организации совместных праздников с детьми раннего возраста для педагогов и специалистов района и города.
21.02.2013 г на базе нашего дошкольного образовательного учреждения был организован районный семинар в содействии с информационно-методическим центром Выборгского района на тему «Особенности развития и воспитания детей раннего возраста» для старших воспитателей, воспитателей и педагогов ГБДОУ.
4.06.2013 г. педагоги и специалисты нашего дошкольного учреждения выступали в Санкт-Петербургской академии постдипломного педагогического образования на научно-практической конференции «Модели раннего развития детей: петербургское разнообразие» на тему: « Инновационный опыт организации праздников с детьми раннего возраста как вариант совместного взаимодействия дошкольного учреждения и семьи».
4.06.2014 г. на базе нашего дошкольного образовательного учреждения также был организован просмотр физкультурно-музыкального праздника «День защиты детей».
Данный праздник получил высокую оценку специалиста по вопросам развития детей раннего возраста практикующего педагога–психолога, преподавателя института практической психологии «Иматон, консультанта телеканала «100» - Ларечиной Елены Викторовны и методиста И.М.Ц. Выборгского района Санкт-Петербурга Емельяновой Алевтины Геннадьевны.
27.11.2014 г. на базе ГБДОУ детский сад № 91 Выборгского района было организовано районное методическое объединение педагогов - психологов на тему: «Психолого-педагогическое сопровождение детей раннего возраста», где педагог-психолог нашего учреждения познакомил присутствующих с инновационным опытом по организации совместных праздников с детьми раннего возраста.
Подводя итоги, можно сказать, что организованное взаимодействие дошкольного учреждения и родителей позволяет заметно поддержать становление личности ребёнка, повысить уровень культуры педагогов и семей, а в целом укрепить сотрудничество семьи и детского сада. Именно данная система работы наиболее широко раскрывает область художественно-эстетическое развитие в контексте работы дошкольного образовательного учреждения в соответствии с требованиями Ф.Г.О.С., раскрывает любовь к народной культуре, создаёт творческий потенциал у родителей и воспитанников, который они могут применять уже в дальнейшем сотрудничестве при поступлении в другое образовательное учреждение.
«Наш выпускник - это ребёнок, который умеет любить и готов дарить это чувство окружающим людям!»
«Если ребёнок живёт в понимании и дружелюбии, он умеет находить любовь в этом мире!» М.Монтессори
Список литературы:
1.Михайлова М.А. «Праздники в детском саду»
( сценарии, игры, аттракционы)
Ярославль: 1998г.
2. «Эстетическое воспитание в детском саду» (под ред.Н.А. Ветлугиной)
М: Просвещение: 1985г.
3. «Образовательная область «Музыка»
(А.Г.Гогоберидзе, В.А.Деркунская)
Санкт-Петербург, «Детство-Пресс», 2012г.
4.М.А.Михайлова «Детские праздники» (Игры, фокусы, забавы)
Ярославль: «Академия развития», 1999г.
5.Музыкальное воспитание в детском саду (Н.А.Ветлугина)
М: Просвещение , 1981г.
6.М.Ю.Картушина «Забавы для малышей (театрализованные развлечения для детей 2-3 лет)
М: 2005г.
7. «Пой, пляши, играй от души» Фёдорова.Г.П. «Детство-Пресс», 2001г.
8. «Музыкальные праздники в детском саду» (Е.А.Антипина)
М: «Сфера», 2002г.
9. «Музыкальные сценарии» Г.ФВахарова
С-Петербург, «Лань», 1999г.
10. «Поиграем, потанцуем» Фёдорова.Г.П.
Санкт-Петербург, «Детство-Пресс», 1999г.
11.Г.Б.Монина, Е.В.Ларечина « Игры для детей от года до трёх лет»
С-Петербург, Речь: 2008г.
12.Имаготерапевтическая релаксационно-оздоровительная программа социально-психологической адаптации, оздоровления и развития творческих способностей
«Баиньки» (Лисина.Е.А.)
Санкт-Петербург, 2000г.
13.Е.В.Ларечина «Развитие эмоциональных отношений матери и ребёнка»
Санкт-Петербург, 2004г.
14.Е.В.Прохорова «Театрализованные игры для дошкольников»
Санкт-Петербург, 1995г.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Инновационный опыт.
Данный материал содержит результаты педагогической работы по теме "Формирование цветовосприятия у детей дошкольного возраста посредством нетрадиционных способов рисования"....
Инновационный опыт на тему: «Формирование элементарных математических представлений посредством сказки»
Инновационный опытна тему:«Формирование элементарных математических представлений посредством сказки»Автор:Захарова Анжела Владимировна,воспитатель структурного подразделения «Детский сад №9 ком...
Инновационный опыт работы на тему "Экологическое воспитание дошкольников с нарушением интеллекта"
Природа – неиссякаемый источник духовного обогащения и умственного развития дошкольников с проблемами в развитии. Бесконечно разнообразный мир природы пробуждает у детей живой интерес, любознательност...
«Приобщение детей дошкольного возраста к истокам, традициям малой родины» (инновационный опыт работы по нравственно - патриотическому воспитанию)
«Приобщение детей дошкольного возраста к истокам, традициям малой родины»(инновационный опыт работы по нравственно - патриотическому воспитанию)1. Цель:Воспитание у детей гуманного отношения к окружаю...
Инновационный опыт работы детского сада № 8 «Родничок»
Статья об опыте работы стажировочной площадки...
Инновационный опыт "Развитие творческих способностей дошкольников средствами нетрадиционных техник рисования"
Развитие творческих способностей дошкольников средствами нетрадиционных техник рисования: актуальность, новизна опыта, результативность....