Инновационный опыт "Развитие творческих способностей дошкольников средствами нетрадиционных техник рисования"
учебно-методический материал по теме
Развитие творческих способностей дошкольников средствами нетрадиционных техник рисования: актуальность, новизна опыта, результативность.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
innovats._opyt_microsoft_word_2.doc | 53 КБ |
Предварительный просмотр:
Развитие творческих способностей дошкольников средствами нетрадиционных техник рисования
1.Актуальность и перспективность опыта (степень соответствия современным тенденциям развития образования, его практическая значимость)
В истории дошкольной педагогики проблема творчества всегда была одной из самых актуальных. В связи с преобразованиями, происходящими в российском обществе и возросшей потребностью в людях самостоятельных, инициативных, умеющих нестандартно мыслить и созидать, актуальность её возросла многократно. В Концепции модернизации дошкольного образования подчеркивается первостепенность решения задач, направленных на создание творческой атмосферы и условий для инновационной деятельности. Творческое начало - это всегда стремление вперед, к лучшему, к прогрессу, к совершенству. Развитие творчества - одна из главных задач воспитания.
Большой потенциал для развития детского творчества заключается в изобразительной деятельности. Она является едва ли не самым интересным видом деятельности дошкольника и позволяет ему отразить свои познания об окружающем мире, выразить свое отношение к нему, имеет неоценимое значение для всестороннего эстетического, нравственного, трудового и умственного развития. Все дети любят рисовать, старательно овладевают навыками работы с разными инструментами и изобразительными материалами, осваивают отдельные приемы и способы рисования, но при создании собственных работ многие композиции выделяются однообразием, бедностью цветового решения и не приносят авторам радости. Поэтому я пришла к выводу о необходимости использования нетрадиционных техник рисования, среди которых много таких, которые дают самые неожиданные, непредсказуемые варианты художественного изображения и колоссальный толчок детскому воображению. Они позволят воспитанникам быстро достичь желаемого результата, создадут ситуацию успеха, сформируют устойчивую мотивацию к рисованию
2. Концептуальность (своеобразие и новизна опыта, обоснование выдвигаемых принципов и приемов)
Сущность педагогического опыта заключается в том, что проблема развития
художественно-творческих способностей детей решается в процессе разумного сочетания
традиционных приемов обучения рисованию и нетрадиционных техник, а также других
методов и приемов обучения и воспитания. Работая в этом направлении, я убедилась в том, что рисование необычными материалами, оригинальными техниками позволяет детям ощутить незабываемые положительные эмоции, овладеть графическими, техническими навыками и умениями, развить цветовые восприятия, представления и композиционные умения. Участвуя в творческом процессе, дети проявляют интерес к миру природы, гармонии цвета и форм. Это позволяет по особенному смотреть на все их окружение, прививать любовь ко всему живому, т.е приобщаться к вечным общечеловеческим ценностям – красоте, добру, истине.
Длительность работы над опытом составляет два года. Первоначальный этап
предусматривал подбор необходимой методической литературы, разработку программы,
тематического перспективного плана работы, организацию предметно - развивающей
среды.
На втором этапе было организовано введение в воспитательно-образовательную работу с детьми новых форм и методов художественно-продуктивной деятельности.
Третий этап предусматривал проведение диагностики и анализа результатов, подведение
итогов.
В основу опыта работы легли принципы, направленные на личностно-ориентированный
подход к обучению и воспитанию.
- Принцип развивающего обучения заключается в правильном определении
ведущих целей обучения: познавательной, развивающей, воспитательной. Этот принцип
предполагает разработку творческих заданий, не имеющих однозначного решения.
Детей учат думать, рассуждать, делается акцент на возможности и необходимости
вариативных путей решения задач; стимулируют к творческим поискам и находкам,
развивают наблюдательность.
- Принцип дифференциации, учета индивидуальности.
Создание оптимальных условий для самореализации каждого воспитанника в процессе
освоения изобразительной деятельности с учетом возраста, пола ребенка, накопленного им индивидуального опыта, особенностями его эмоциональной и познавательной сферы.
- Принцип гуманизации, сотрудничества, партнерства предполагает уважительное
отношение к мнению ребенка, поддержку его инициативы, видение в ребенке
целенаправленного партнера.
- Связь обучения с жизнью: изображение должно опираться на впечатление, полученное
ребенком от окружающей действительности.
- Принципы обучения детей изобразительной деятельности:
1. наглядности;
2. доступности материала;
3. от простого к сложному;
4. повторности материала;
5. научности.
Нетрадиционные художественные техники – это техники, позволяющие создавать рисунок при помощи разнообразных средств и материалов, находящихся под рукой и отличающие эти рисунки от традиционных по выполнению. Существует огромное количество нетрадиционных графических техник в рисовании. Работу с использованием нетрадиционных техник можно начать со 2-ой младшей группы по принципу « от простого к сложному». Основные техники, используемые в этом возрасте: рисование пальчиками, ладошками; рисование тычками из поролона, рисование ватными палочками; оттиск пробкой. В средней группе добавляется: рисование свечой; печатание листьями; оттиск поролоном, пенопластом, тычок жесткой полусухой кистью. В старшей и подготовительной группах используются нетрадиционные техники: кляксография с трубочкой; монотопия; набрызг; восковые мелки+акварель; оттиск смятой бумагой; рисование по сырому; черно-белый граттаж; кляксография с ниткой.
Выбор нетрадиционных техник рисования в качестве одного из средств развития детского изобразительного творчества не случаен. Большинство нетрадиционных техник относятся к спонтанному рисованию, когда изображение получается не в результате использования специальных изобразительных приемов, а как эффект игровой манипуляции. При нем неизвестно, какое изображение получится, но оно заведомо успешно по результату и тем самым усиливает интерес дошкольников к изобразительной деятельности, стимулирует деятельность воображения. Кроме этого, нетрадиционные техники расширяют изобразительные возможности детей, что позволяет им в большей мере реализовать свой жизненный опыт, освободиться от неприятных переживаний и утвердиться в позитивной позиции “творца”.
3. Наличие теоретической базы опыта
В своей работе по овладению нетрадиционными техниками рисования и введению их в воспитательно-образовательную деятельность я опиралась на опыт известных мыслителей и педагогов, которые внесли вклад в дошкольную педагогику. Неоценимую помощь в работе оказали следующие труды: «Изобразительная деятельность в детском саду» Т. С. Комарова, «Развивайте у дошкольников творчество» Т. Г. Казакова, «Изобразительная деятельность и художественное развитие дошкольников» Т. Г. Казакова, «Развитие дошкольника в изобразительной деятельности» Г. Г. Григорьева, «Изобразительная деятельность в детском саду» Н. П. Сакулина, Т. С. Комарова.
Так Т.С. Комарова, делая в своих работах акцент на формирование двигательных умений и навыков, необходимых для рисования, в то же время рекомендует включать в детское творчество различные художественные материалы и техники, обучать дошкольников способам работы с ними, пониманию их выразительных свойств.
В основу опыта положены:
- Программа «Истоки»: Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования, под редакцией Л.А. Парамоновой, М.: ТЦ Сфера, 2011
- Казакова Р.Г. «Рисование с детьми дошкольного возраста: нетрадиционные техники, планирование, конспекты занятий» ООО «ТЦ Сфера», 2009г.
4. Ведущая педагогическая идея
Тенденция современного дошкольного образования – это переход от ценностей обучения к ценностям развития. Для каждого ребенка должны быть созданы такие условия, в которых личность могла бы максимально реализовать себя. А ведь именно в изобразительном творчестве складываются наиболее благоприятные предпосылки для его самовыражения. Здесь он пробует свои первые силы и совершенствует свои способности. А мы, педагоги, должны быть готовы к тому, чтобы помочь ребенку открыть в себе художника, развить способности, которые помогут ему стать Личностью. В творческой деятельности я вижу свою задачу не столько в обучении детей изобразительным техникам, сколько в обеспечении основ развития каждого ребенка в компетентную личность, способную адекватно мыслить, чувствовать и действовать в культурном обществе. На практике эта задача реализуется мной через определенную технологию педагогического сотрудничества с детьми в многогранном мире изобразительных техник, представленную в опыте работы.
Цель педагогического опыта – развитие художественно-творческих способностей детей
дошкольного возраста в условиях изобразительной деятельности на основе изучения и
освоения различных техник и материалов
Для развития творчества и систематизации знаний детей были поставлены следующие
задачи:
1. Познакомить детей с различными нетрадиционными техниками рисования.
2. Учить детей создавать в рисунке свой неповторимый и выразительный образ, используя
разнообразные материалы и техники, разные способы создания изображения.
3. Развивать эстетические чувства формы, цвета, композицию, творческую
активность, желание рисовать. Учить видеть и понимать красоту многоцветного мира.
4. Способствовать развитию у детей творческих способностей посредством использования
нетрадиционных техник рисования.
5.Воспитывать умение доводить начатое дело до конца, работать в
коллективе, индивидуально.
6. Сформировать у детей технические навыки рисования.
5. Оптимальность и эффективность средств
Главный показатель эффективности работы по развитию художественно-творческих способностей детей - это данные диагностического обследования изобразительной деятельности детей. В конце учебного года после проведения диагностического обследования изобразительной деятельности детей старшей и подготовительной групп мы получили следующие результаты: старшая группа: 2012-2013- высокий-25%, средний – 65%, низкий-10%. подготовительная группа: 2013-2014- высокий-28%, средний-68%, низкий-4%.
Мы считаем, что такая положительная динамика свидетельствует об эффективности реализованной нами системы методической работы по проблеме развития художественно-творческих способностей детей дошкольного возраста
6. Результативность опыта
На основании проделанной работы я увидела, что у детей возрос интерес к рисованию. Дети стали творчески всматриваться в окружающий мир, находить разные оттенки, приобрели опыт эстетического восприятия. Они создают новое, оригинальное, проявляют творчество, фантазию, реализуют свой замысел, и самостоятельно находят средства для воплощения. Рисунки детей стали интереснее, содержательнее, замысел богаче. Дети обрели уверенность в себе, робкие преодолели боязнь чистого листа бумаги, начали чувствовать себя маленькими художниками.
7. Возможность тиражирования
Своим результатом работы я делюсь с коллегами на педсоветах, на заседаниях районного методического объединения воспитателей ДОУ. Выступила с докладом «Развитие творческого потенциала дошкольников средствами изобразительной деятельности»
В социальной сети работников образования http://nsportal.ru/chekmareva-tatyana-petrovna
опубликовала конспект занятия по аппликации на тему: «Путешествие в осенний лес»
8. Наличие обоснованного числа приложений, наглядно иллюстрирующих основные
формы и приёмы работы с воспитанниками
Календарные планы, разработки занятий, методические разработки, план работы с родителями, план самообразования
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка раздела образовательной программы по художественному творчеству "Развитие творческих способностей дошкольников средствами нетрадиционной техники рисования"
Методическая разработка представлена для работы с детьми среднего дошкольного возраста и представляет собой цикл мероприятий по совместной деятельности педагога с детьми рисованием нетрад...
Развитие творческих способностей дошкольников средствами нетрадиционной техники рисования
Обобщение опыта...
Педагогический опыт "Развитие творческих способностей дошкольников средствами нетрадиционной техники рисования"
Педагогический опыт на тему: "Развитие творческих способностей дошкольников средствами нетрадиционной техники рисования"...
Представление инновационного педагогического опыта «Развитие творческих способностей дошкольников средствами нетрадиционной техники рисования»
laquo;Развитие творческих способностей дошкольников средствами нетрадиционной техники рисования»...
Творческий проект по теме: «Развитие творческих способностей дошкольников средствами нетрадиционных техник рисования»
Основы личности закладываются еще в дошкольном возрасте, поэтому необходимо начиная с дошкольного возраста развивать творческий потенциал подрастающего поколения. Развитие творческих способностей возм...
Творческий проект в старшей группе по теме: "Развитие творческих способностей дошкольников средствами нетрадиционных техник рисования"
Творческий проект в старшей группе по теме: "Развитие творческих способностей дошкольников средствами нетрадиционных техник рисования"...