Организация и оформление групповых помещений для детей раннего возраста
консультация (младшая группа) на тему

Павлова Евгения Сергеевна

Рекомендации по организации и оформлению групповых помещений для детей раннего возраста по средствам комплексной образовательной программы "Первые шаги" Е.О. Смирновой 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл pervye_shagi.docx71.63 КБ

Предварительный просмотр:

Организация и оформление групповых помещений для детей раннего возраста

Интерьер помещений.

Размер и планировка групповых помещений должны быть такими, чтобы каждый ребенок мог найти место, удобное для занятий, игры, отдыха. Жилая среда должна обеспечивать комфортное эмоциональное состояние малышей, олицетворять собой домашний уют как для детей, так и для взрослых. В ней должна быть предусмотрена возможность для ребенка побыть одному, поиграть со сверстниками и взрослыми. Необходимо создавать условия, чтобы ребенок попадал в благоприятное, психологически комфортное пространство с первых минут прихода в детское учреждение.  С этой целью эстетично оформляется территория дошкольного учреждения, создается красивый ландшафт (летом - аллеи, клумбы, лужайки, арки, украшенные вьющимися растениями; зимой – скульптуры из снега). На данном слайде вы видите как выглядит наш детский сад летом.  Вестибюль, коридоры и лестничные пролеты хорошо освещены, украшаются цветами, зеркалами, яркими картинками, рисунками детей, игрушками, изготовленными взрослыми. В холле может быть  устроен  зимний  сад,  звучать  музыка.

При  входе  в  группу  малышей может «встречать» большая игрушка (например, медведь, Чебурашка, Микки- Маус и др.). Все элементы интерьера должны быть со вкусом оформлены, следует  избегать  мрачных  тонов,  учитывать  особенности  детского восприятия. Светлые, нарядные интерьеры привлекают внимание малышей, радуют их, облегчают разлуку с родными.

Помещение для приема детей должно быть удобным, уютным и информативным для родителей. Шкафчики для одежды украшаются картинками (индивидуальными для каждого ребенка). Должно быть достаточное количество банкеток для одевания и раздевания.  На стене при входе   размещается   стенд   с   необходимой   информацией   для   родителей (дневное  меню,  распорядок  дня,  расписание  занятий  и  пр.). Стены желательно украсить цветами, фотографиями детей. Специальное место отводится  для  демонстрации  детских  работ  (рисунков,  лепки ).  На столике или в специальном кармашке, закрепленном на стене, могут выставляться  дидактические  материалы  для  родителей  (списки рекомендуемой литературы по воспитанию детей, книги, журналы и пр.).

Оборудование туалетной комнаты должно быть приспособлено к нуждам маленьких детей и удобным для воспитателя. Каждому ребенку следует выделить горшочек и полотенце.  Над раковинами для умывания надежно закрепляются низкие зеркала, чтобы дети могли видеть в них свое отражение.

В помещении для приема пищи, игр и занятий располагается детская мебель: столики, стульчики, диванчики, скамейки, на которых детям можно отдохнуть и полазать Уют  и  тепло  создают  коврики,  на  которых  малыши  могут играть самостоятельно или вместе с воспитателем. Все это способствует поддержанию доверительных отношений между взрослым и детьми. Следует обязательно предусмотреть «уголок уединения», где малыш может спрятаться, некоторое время побыть в одиночестве. Это может быть отгороженный ширмой или занавеской уголок комнаты или домик, в котором могут поместиться 1-2 ребенка.  Мебель и оборудование располагаются так, чтобы осталось достаточное пространство   для   свободной   двигательной   активности   детей.   Малыши должны   иметь   возможность   беспрепятственно   ходить,   ползать,   бегать, кататься на маленьких велосипедах, возить за веревочку машинки, толкать перед собой тележки. Оформление приемной и групповой комнаты должно пробуждать у детей познавательные  интересы,  эмоции  и  чувства.  На  стенах  желательно разместить аккуратно оформленные тематические картины, закрепить полочки, на которых можно расположить специальные рамки, в которые вставляются детские рисунки, фотографии. Все  экспозиции  должны  быть  расположены  на  такой  высоте,  чтобы  дети могли увидеть и рассмотреть их. Картины не должны быть громоздкими и «тяжелыми» для восприятия.  На  небольшом  расстоянии  от  пола  рекомендуется  укрепить  зеркало таким образом, чтобы малыши могли увидеть себя в нем в полный рост. Это очень важно для формирования у детей раннего возраста образа себя.

Групповая комната, спальня могут быть оформлены звуковым дизайном, например,  записями  колыбельных  песен,  плеска  воды,  шума  моря,  пения птиц, шелеста листвы. Тихие, приятные звуки производят психотерапевтический эффект, успокаивают детей, создают особый уют, выполняют познавательную и эстетическую функции.

Рациональное размещение мебели, эстетическое оформление помещений способствует созданию домашней атмосферы, эмоционального комфорта, отражает заботу педагогов о поддержании у каждого ребенка положительного самоощущения.

Зонирование групповых помещений.

Содержание развивающей предметной среды должно удовлетворять потребностям актуального и перспективного развития детей. Жизненное пространство в группе должно давать детям возможность одновременно свободно заниматься разными видами деятельности, не мешая, друг другу. Этому как раз и способствует зонирование групповой комнаты. Некоторые зоны могут быть отделены одна от другой перегородками с ячейками или нишами. При этом каждая зона должна быть хорошо освещена. Зонирование помещения помогает ребенку выбрать для себя привлекательное занятие и сохранить устойчивый интерес к нему благодаря соответствующим игрушкам, не отвлекаясь на другие виды деятельности.

Данные зоны рекомендует программы «Первые шаги»:

  • Зона приема пищи и занятий (столики со стульчиками);
  • Зона развития движений;
  • Зона сюжетных игр;
  • Зона развития сенсорики и мелкой моторики, игр со строительным материалом;
  • Зона игр с машинками;
  • Зона изобразительной деятельности; рассматривания иллюстраций, книг;
  • Зона музыкальных занятий и театрализованной деятельности;
  • Зона знакомства с природой, экспериментирования;
  • Зона отдыха (уголок уединения).

Желательно,  чтобы  расположение  зон  способствовало  плавному переходу от одной деятельности к другой. Например, зона для игр со строительным материалом может соседствовать с зоной сюжетных игр (таким образом,  ребенок,  играя  с  сюжетными  игрушками,  может  взять расположенные неподалеку кубики и построить домик и дорожку для кукол). В отдельном месте (в шкафу или на открытой полке) могут храниться папки с детскими рисунками, альбомы с групповыми и семейными фотографиями.  Групповое помещение не обязательно должно быть оснащено дорогостоящими  игрушками  и  оборудованием.  Эффективный педагогический процесс может быть организован при рациональном использовании самых скромных финансовых средств. Разностороннему развитию ребенка может способствовать не только игровой и дидактический материал фабричного производства, но и изготовленный самостоятельно педагогами и родителями. Главное – чтобы игрушки и материалы соответствовали возрасту детей, были адекватны целям развития. 

Динамичность предметной среды

Принцип зонирования не означает, что предметная среда остается неизменной. Зоны могут объединяться, взаимозаменяться и дополняться. Главное требование к предметной среде – ее развивающий характер. Динамичная среда позволяет малышам не только использовать в своей деятельности уже имеющиеся у них знания и умения, но и побуждать их к преобразованию, исследованию нового. Развивающая среда должна объективно служить целям физического и психического развития детей. Она, с  одной  стороны,  обеспечивает  ребенку  ощущение  постоянства, стабильности, устойчивости, а с другой стороны, позволяет взрослым и детям гибко видоизменять обстановку в зависимости от меняющихся потребностей и  возможностей  малышей  и  постановки  воспитателями  новых педагогических задач. Например, наличие в группе больших модулей из легких материалов позволяет строить в центре комнаты дома, дворцы, лабиринты, пещеры и играть всем желающим. Эти же модули легко преобразовать в большой общий стол и играть с группой детей. Разворачивающиеся поролоновые маты можно превращать в лодки, корабли, в острова и пр.

Воспитатели могут менять элементы интерьера, привлекая внимание малышей к тому, что в комнате появились новые красивые вещи. Если кто-то из родителей умеет хорошо рисовать или владеет какими-либо художественными  техниками,  можно  попросить  их  расписать  свободную часть стены безопасными для здоровья детей красками, сделать панно, изготовить оригами и пр. Элементы каждой зоны (игры, игрушки) также должны периодически меняться. В каждой зоне должны своевременно появляться новые предметы, вызывающие у детей эмоциональный отклик, стимулирующие двигательную, познавательную  активность  малышей,  развитие  их  игровой  деятельности. Так,  игрушки  для  сюжетных  игр  должны  с  одной  стороны  побуждать. Малышей к разыгрыванию традиционных для данного возраста сюжетов, но в тоже время дополняться новыми         игрушками, регулярно обновляться для того, чтобы игра детей не превращалась в воспроизведение штампов. Наряду с сюжетными игрушками необходимо предоставлять детям неоформленный материал- природный, бросовый, элементы старых конструкторов для использования в сюжетно-ролевых играх в качестве предметов-заместителей. Эти предметы также должны заменяться, чтобы стимулировать развитие воображения детей. Внесение элементов новизны в привычную обстановку, привлечение к ее преобразованию детей, способствуют развитию у малышей свободы, инициативности, творческого воображения.

Обеспечение безопасности среды

Предметная среда должна не только служить целям развития детей, но и быть безопасной для  них. Она  организуется таким  образом, чтобы предотвратить возможность несчастных случаев и травм, и в тоже время не ограничивать свободу детей. Следует так располагать мебель и оборудование, чтобы дети и взрослые могли свободно передвигаться по комнате. Мебель, перегородки должны быть устойчивыми, полки надежно укреплены на стенах, столы и стулья не должны иметь слишком острых углов, цветы в горшках - стоять подальше от края подоконника. Игры и игрушки располагаются на низких полках, чтобы дети могли свободно брать их и самостоятельно класть на место, не подвергая себя опасности. Электрические розетки, хозяйственные принадлежности, находящиеся в группе (посуда и столовые приборы, ножницы, средства для мытья посуды и пр.) должны быть недоступны для малышей.

В свободном доступе для детей не должны находиться слишком мелкие предметы, которыми малыш может причинить вред своему здоровью (подавиться, засунуть в нос или в ухо). Все игрушки должны быть чистыми, исправными, не иметь деталей, которые могут поранить ребенка. Педагоги следят за тем, чтобы в игровой комнате, в спальне и в приемной не было пластиковых  пакетов,  веревок,  которые  могут  вызвать  удушение.  Со  всем этими предметами дети могут играть только под присмотром взрослых.

Игры с водой и песком, с пластическими материалами также проходят под наблюдением взрослых. Нужно следить, чтобы дети не пили воду из тазика, не брали в рот песок, пластилин и пр.

Все игрушки (резиновые, пластиковые), материалы для ручного труда (пластические материалы, клей, краски, ткани, бумага и пр.) должны быть нетоксичны.

Следует постоянно заботиться о безопасности детей на участке. Игрушки для прогулок нужно хранить отдельно и регулярно мыть. Нельзя оставлять малышей без присмотра на качелях, горках и других игровых сооружениях. Следует проверять детскую площадку на наличие неисправных сооружений, поломанных веток деревьев и кустарников, мусора, камней, стекла и других, опасных для здоровья предметов. Песок в песочнице должен быть чистым.



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Организация и регистрация нервно-психического развития детей раннего возраста

В данном материале представлены таблицы с помощью которых педагог-психолог может фиксировать результаты диагностики нервно-психического развития детей, а так же отслеживать достижение детьми эпикризны...

Организация и регистрация нервно-психического развития детей раннего возраста

В данном материале представлены таблицы с помощью которых педагог-психолог может фиксировать результаты диагностики нервно-психического развития детей, а так же отслеживать достижение детьми эпикризны...

Групповой проект для детей раннего возраста «Огород на окне. У Луки и Лукерьи».

Проблема:- дети раннего дошкольного возраста в недостаточной степени имеют представления о растениях, о том, где они растут, о необходимых условиях их роста, их интерес к познавательно-исследова...

Конспект группового занятия для детей раннего возраста в рамках программы дополнительного образования «Учим малыша говорить» : «Ежик готовится к зиме».

Тема: «Ежик готовится к зиме».Цель: закрепление звуков (ф) в слогах и простых словах; развитие  сенсорных и коммуникативных навыков у ребенка раннего возраста.Обучающие задачучить вып...

Презентация учителя-логопеда Полозовой Е.А. по теме «Специфика организации развивающей предметно-пространственной среды для детей раннего возраста с задержкой речевого развития в условиях дошкольной образовательной организации»

При организации занятий с детьми раннего возраста с задержкой речевого развития, в первую очередь необходимо обратить внимание на создание соответствующей возрастным и сензитивным периодам, потребност...

ПАСПОРТ ГРУППОВОГО ПОМЕЩЕНИЯ ВТОРОЙ ГРУППЫ РАННЕГО ВОЗРАСТА «Сказочники» в соответствии с введением в действие ФГОС ДО. ФОП ДО

Развивающая предметно-пространственная среда обеспечивает максимальную реализацию образовательного потенциала пространства группы, материалов, оборудования и инвентаря для развития детей дошкольного в...